Храм Николая в кленниках

Храм Николая Чудотворца в Клённиках

Материал из Википедии — свободной энциклопедии У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

Православный храм
Храм Николая Чудотворца в Клённиках
Церковь Николая Чудотворца в Клённиках
55°45′27″ с. ш. 37°37′56″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Москва, улица Маросейка, дом 5
Конфессия Православие
Епархия Московская
Основатель Иван III
Дата основания XV век
Дата постройки 1657 год
Реликвии и святыни мощи святого праведного Алексия Московского (Мечёва), чтимый список с иконы Божией Матери «Феодоровская»
Статус Объект культурного наследия № 7710417000№ 7710417000
Состояние действует
Сайт klenniki.ru
Храм Николая Чудотворца в Клённиках на Викискладе

Храм Никола́я Чудотво́рца в Клённиках (или в Бли́нниках) — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом городе в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (улица Маросейка, дом 5). Храм имеет четыре придела: в верхнем храме — в честь святителя Николая Мирликийского и Казанской иконы Божией Матери, в нижнем храме — в честь Всех святых, в земле Российской просиявших и придел в честь праведного Алексия Московского и священномученика Сергия.

История

Происхождение названия

В Строельной книге 1657 года было указано — «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки»; в 1689 году уже указывается — «в Блинниках», в 1698 году — «церковь Пр. Богородицы, да в приделе Николы Чуд. в Блинниках, на Покровке», а уже в 1701 году — «в Клинниках». В XVIII—XIX веках стало встречаться также «в Клённиках». В 1925 году Сигизмунд Кржижановский так описывал эволюцию наименования храма:

На Маросейке и сейчас есть зажатая меж высоких домов церковка Николая Чудотворца. Церковка очень давней стройки: когда-то, когда вместо кирпича домов вокруг неё росли клёны, называлась Никола в Клённиках; но клёны срубили (1504) и стали строить по соседству оружейные мастерские для изготовления и прокалки клинков, тогда церковь стала называться Никола в Клинниках; и наконец, когда на месте разрушенных оружейных построили блинное заведение, Никола, чуть шевельнув буквами, стал называть себя Никола в Блинниках. Так имя, крепко сцепив буквы, сквозь пять веков проносит свой корень, не отдавая ритма (клённики — клинники — блинники) и меняя звук лишь у краезвучья.

Ныне версия «Синодального справочника» (основанная на записанном устном предании), что название «в Клённиках» она получила от кленовой рощи, считается несостоятельной. Некоторые исследователи считают, что «верное название её в блинниках, а не в клённиках (от слова клён), потому, что клёнов у ворот Китай-города тогда быть не могло, а блинами здесь как раз торговали». М. М. Суханов считал вероятным происхождение названия, связанным от явления иконы святителя Николая в подмосковной деревне Клённики.

Строительство храма

Пётр Сытин указывал, что храм здесь был построен ещё в 1468 году: Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Кремль. Действительно, летописи, описывая пожар 1468 года, указывают, что «того же лета поставлена великим князем церковь обетная Симеон Дивногорец», но места её размещения не указывает ни один источник.

Вид с юго-запада. Фотография Николая Найдёнова. 1883

На месте нынешнего храма изображений храма нет ни на «Петрове чертеже» (1597—1599), ни на «Годунове чертеже» (начало 1600-х) и обнаруживается только на «Сигизмундове плане» (1610). В Окладной книге за 1625 год она упоминалась как церковь «Пресвятой Богородицы Казанския». Храм упоминался Казанским в Писцовой книге и в делах Каменного приказа с 1620 года.

В 1657 году был построен новый каменный храм вплотную к старому деревянному храму, чем объясняют перелом стены северного придела.

В 1690-х годах, в связи с устроением нового престола он стал называться «Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках».

В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объёмом с апсидой и притвором. Тогда же с юга возвели новый, Казанский, придел. Храм был освящён, позднее был надстроен второй этаж над приделом. Тогда же, «августа 24 дня был выдан антиминс в новопостроенную церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Клиниках».

В 1749 году после пожара была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви. Церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север — юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел.

«Синодальный справочник» сообщал, что церковь «возобновлена после пожара в 1748 году, обновлялась в 1868 и 1894 годах».

Начало XX века

В 1910-х годах при храме работала церковно-приходская школа. В это время в церкви священствовал священник Алексий Мечёв, прославленный в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. У отца Алексея бывали отец Павел Флоренский, философ Николай Бердяев, профессор С. И. Кузнецов, поэт Георгий Чулков, искусствовед Сергей Дурылин, скульптор Анна Голубкина, художники Михаил Нестеров и Лев Бруни. Ныне святые мощи старца Алексия Мечёва находятся в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня.

В 1914—1915 годах во дворе храма был построен небольшой двухэтажный домик для причта на средства книгоиздателя Ивана Сытина — в благодарность за разрешение, данное ему настоятелем храма отцом Алексеем Мечёвым, вывести на церковный двор окна принадлежавшего Сытину многоэтажного дома (ныне — Маросейка, № 7/8).

После смерти Алексея Мечёва в 1923 году настоятелем стал его сын Сергий Мечёв (впоследствии был также канонизирован Русской православной церковью).

В 1920-х годах при духовном окормлении Алексия Мечёва и его сына Сергия здесь трудилась группа иконописцев под руководством Марии Соколовой.

Перед закрытием

Многократные ремонты и поновления сильно исказили фасад церкви. В 1927 году по проекту архитектора-реставратора Дмитрия Сухова были восстановлены наличники окон на южной стороне, а с севера — нижней церкви. Внизу была устроена церковь Алексея человека Божия с древними образами. Примыкающая с запада палата сохраняла роспись около 1701 года светского характера: орнамент и изображения деревьев. Внутри церковь сохраняла некоторые древние иконы и книги.

Храм был приходом «непоминающих» митрополита Сергия. Был закрыт на Благовещение в 1931 году. Отец Сергий был арестован 24 ноября 1929 года и погиб мученически (расстрелян в Рождественский сочельник 1942 года). Храм вместе с колокольней были обезглавлены. В нём разместили сначала склад, а позднее — кабинеты ЦК ВЛКСМ (бухгалтерия).

Икона святого праведного Алексия Московского в храме Николая Чудотворца в Клённиках

Возрождение храма

В декабре 1989 года в храме было восстановлено иконописание. Одна из ближайших учениц монахини Иулиании (Соколовой) — Ирина Васильевна Ватагина — стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве в мастерской маросейского храма, послужили основной базой для кафедры иконописи факультета церковных художеств, открывшейся в 1992 году в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ).

18 июля 1990 года храм был возвращён Русской православной церкви. Первым настоятелем после открытия храма стал о. Александр (Куликов). Освящение состоялось 17 декабря того же года. Были восстановлены главы, кресты и внутреннее убранство. Проходят регулярные богослужения.

Настоятели

  • 1893—1923 — праведный Алексий Мечёв
  • 1923—1929 — священномученик Сергий Мечёв
  • 1990—2009 — Александр Куликов
  • 2009—2011 — Николай Чернышёв
  • с 2011 года — Николай Важнов

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Памятники архитектуры, 1989, с. 283.
  2. ↑ Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках. История храма — восстановление (1990-2010 гг.).
  3. ↑ 1 2 Киприн, 2014, с. 53.
  4. ↑ Кржижановский С. Д. Письмо восьмое // Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / сост., вступ. ст. и примеч. В. Г. Перельмутера. — М.: Моск. рабочий, 1989. — 463 с. — ISBN 5-239-00304-1
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Страницы истории, 2010.
  6. ↑ Сорок сороков, 1995, с. 92—93.
  7. ↑ Сорок сороков, 1995, с. 92.
  8. ↑ Киприн, 2014, с. 51.
  9. ↑ 1 2 3 Сорок сороков, 1995, с. 93.
  10. ↑ Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках. Мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского.
  11. ↑ После её кончины в 1980 году кружок продолжал существовать под руководством преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе при Московских духовных школах была создана Иконописная школа.
  12. ↑ Сорок сороков, 1995, с. 943.
  13. ↑ ПСТГУ: История возникновения и главные задачи
  14. ↑ Червяков А. У Николы в Клённиках // Литературная Россия. — 1990. — 14 декабрь.

Литература

  • Белый город / Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Богданов В. В. и др. — М.: Искусство, 1989. — 380 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 50 000 экз. — С. 283—284.
  • Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия // Московский журнал. — 1991. — № 5. — С. 54—58.
  • Киприн В. А. На Покровке, в Блинниках, в Клинниках, в Клённиках… // Московский журнал. — 2014. — № 9. — С. 50—57. — ISSN 0868-7110.
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. — М.: Книга и бизнес, Кром, 1995. — Т. 2. — С. 92—95. — 646 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7119-0013-7.
  • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. — Париж, 1977. — С. 484.
  • Червяков А. У Николы в Клённиках // Литературная Россия : газета. — 14.12.1990.
  • Червяков А. Московский архив // Московский журнал. — 1991. — № 5. — С. 52—54.
  • Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII столетий. Т. 5. — М., 1887.

Ссылки

  • Страницы истории храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках (2010). Проверено 2 октября 2014.
  • История церкви Николы в Клённиках на сайте Православие.Ru.
  • Церковь Николая Чудотворца, что в Кленниках в проекте temples.ru.
  • Московский старец Алексий Мечев — где почтить память святого?

О святынях храма

Любой Божий храм, особенно имеющий долгую историю, хранит свои почитаемые святыни, которым стремятся поклониться приходящие богомольцы и паломники.
В храме святителя Николая в Кленниках сугубо почитаются две великие святыни — местночтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского.
Перед ними еженедельно совершаются богослужения:

Образу Царицы Небесной служится молебен с пением параклиса (канона Божией Матери) по средам после вечерни;

У раки со святыми мощами святого праведного Алексия служится молебен с акафистом по вторникам также после вечерни.

Эти службы совершаются еженедельно, кроме тех случаев, когда с вечера положено праздничное богослужение.

Икона Божией Матери «Феодоровская»

История Феодоровской, что во граде Костроме, иконы Божией Матери начинается с 1239 года. Как свидетельствует древний летописец, обретена сия святая икона была костромским князем Василием Георгиевичем во время охоты — образ Божией Матери стоял на дереве. После того как пришедшим из города на зов князя духовенством был отслужен молебен, образ был перенесен в соборную церковь великомученика Феодора Стратилата. Было это в день празднования Перенесения Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, 16/29 августа. Собравшиеся в храме рассказали, что накануне в городе видели воина, подобного обличием вмч. Феодору Стратилату. Воин нес на руках икону.

Читать полностью Мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского

После кончины протоиерея Алексия Мечёва, последовавшей 9/22 июня 1923 года, его честные останки были погребены на московском Лазаревском кладбище. Но 15/28 сентября 1933 года, поскольку городскими властями было принято решение об упразднении этого кладбища, останки отца Алексия и его близких были перенесены на другой московский погост — «Введенские горы» (или Немецкое кладбище, как его чаще называют).
Могилка отца Алексия всегда была одной из самых посещаемых на кладбище. Как при жизни ему несли свои скорби сотни людей, оставляя свои горести и уходя с просветленными лицами, чувствуя в себе силы жить дальше — так и по отшествии его ко Господу Батюшка отец Алексий продолжал утешать приходящих.

Сколько тысяч верующих Москвы на протяжении более 70 лет, прошедших со дня кончины старца до его канонизации, приходили сюда излить душу, помолиться — нам неведомо. Служились панихиды, у памятника горел огонек лампадки, и горсточка песка, уносимая с могилки дорогого Батюшки, по его святым молитвам облегчала боль…

Любовь батюшки отца Алексия к своим чадам не иссякала, и в их число вливались новые поколения верующих.

Почитание старца Алексия не прекращалось никогда. И прославление его в лике святых праведных, совершенное Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года, воспринималось верующими с огромной радостью. Особенную радость испытывали немногочисленные дожившие до этого дня духовные дети святых праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых, сумевшие сохранить и пронести через эпоху гонений живую память о прежних годах.

Святые мощи св. прав. Алексия были обретены 16 июня 2001 года специальной комиссией во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). До момента их перенесения в маросейский храм святые мощи находились в Новоспасском монастыре.

29 сентября 2001 года с особой торжественностью: с преднесением икон храма и хоругвей многих московских церквей, при благовесте колоколов и молитвенном пении, многотысячное праздничное шествие, возглавляемое сонмом духовенства в золотых ризах, сопровождало честные мощи святого праведного Алексия в его родной храм, где он столько лет служил Богу и ближним.
Молитвенное почитание святого началось с Патриаршей службы. Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский Алексий II возглавил богослужение.
Теперь к мощам святого праведного Алексия, пресвитера Московского, по-прежнему нескончаемым потоком притекает людская река – за помощью и утешением в скорбях и бедах.

Святые мощи старца Алексия почивают в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня.

Пребывают святые мощи в деревянной раке с вырезанным на ней кратким житием. На откидной крышке раки вышит шелками и золотом образ святого праведного Алексия в рост.

Ежедневно дважды в день у раки с мощами служится молебен святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому:
утром в будние дни начало молебна в 7-45.
В воскресные дни и в дни праздников, когда совершаются две Божественные литургии, молебен служится после ранней литургии.
вечером молебен у святых мощей служится по окончании вечернего богослужения.
Еженедельно (по вторникам, после вечерни) – молебен с акафистом.

Есть множество свидетельств благодатной помощи по молитвам к св. прав. Алексию — как былых времен, так и современных. В храме продолжается запись и сбор таких свидетельств.

В этих случаях просим обращаться к дежурящим у мощей прихожанам, либо писать нам по адресам, указанным в разделе сайта «Контакты».

Поиск материалов

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках.

Церковь Николы в Кленниках

Церковь. Действует.
Престолы:Николая Чудотворца, Всех Святых, в земле Российской просиявших, Казанской иконы Божией Матери, Алексия, старца Московского
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1657.
Ссылки:
Адрес:ул. Маросейка, 5
Координаты:55.75748, 37.63227
Проезд:М. Китай-город

Анастасия
16 октября 2015
Flash rockin’ man
3 января 2015
KONDORFOTO
7 сентября 2014
Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы
7 мая 2017
Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы
7 мая 2017
Качалин Александр Анатольевич
12 февраля 2015
Архиповы Маргарита и Владимир
19 июля 2014
Андрей Агафонов
14 февраля 2014
evg.izmailov
24 июля 2011
Иванов Дмитрий
29 декабря 2006
Чупринин Михаил
19 марта 2006
Чупринин Михаил
19 марта 2006
Олег Гусаров
26 июня 2005
Олег Гусаров
26 июня 2005
Олег Гусаров
26 июня 2005
Андрей Агафонов
1 ноября 1998
Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы
7 мая 2017
oldboy
18 января 2015
Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы
3 мая 2012
Главный купол церкви. Автор фотографии Виктор Скалдин.
Скалдин Виктор
13 августа 2011
Иванов Дмитрий
10 мая 2008
Олег Гусаров
26 июня 2005
Олег Гусаров
26 июня 2005
Олег Гусаров
26 июня 2005
Олег Гусаров
26 июня 2005
Олег Гусаров
26 июня 2005
Жукова Анна
30 мая 2015
Андрей Агафонов
1 июля 1997
Андрей Агафонов
1 ноября 1993
Андрей Агафонов
1 ноября 1993
Андрей Агафонов
1 июля 1987
Андрей Агафонов
1 июля 1987
Андрей Агафонов
1 января 1985
Андрей Агафонов
1 февраля 1984
Вострышев, Шокарев «Москва православная. Все храмы и часовни.»
Андрей Агафонов
1 января 1920
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??

Андрей Агафонов
??
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1927 г.
Жукова Анна
??
Фото с офицального сайта Никольского храма.Фото 1920-х гг.
Жукова Анна
??
Фото с офицального сайта Никольского храма.Фото 1930-х гг.
Жукова Анна
??
Показать только действующие

  • Статьи (4)
  • Комментарии (0)

Статью добавил(а): Юрий Булкин, 3 января 2006

Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему назывался «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий.

Статью добавил(а): Игорь Демин, 29 сентября 2008

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году. Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. В XVII веке церковь именовалась церковью Николая «в Блинниках» (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке «Блинники» каким-то образом трансформировались в «Кленники». Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники.

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты «нарышкинского стиля». После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков.

Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика — глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

С 1893 по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников.

Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва).

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич, 8 октября 2016

Николая, святителя, в Кленниках церковь (улица Маросейка, дом № 5).

Здесь в 1468 г. великий князь Иван III построил по обету деревянную церковь преподобного Симеона Дивногорца. Наименование современной церкви «в Кленниках», по-видимому, связано с существовавшей здесь в древности кленовой рощей. Ныне существующая каменная церковь строилась в несколько этапов. Ее начали возводить в 1657 г. вплотную к деревянной. В 1690 г. храм перестроили в связи с созданием нового престола в честь Казанской иконы Божией Матери на второй этаже. После большого пожара 1701 г. храм еще раз перестраивали. От постройки 1657 г. остался только нижний этаж, переделанный в подклет. С юга, со двора, пристроили нынешнюю церковь Казанской иконы Божией Матери, а придел святителя Николая перенесли наверх, на место прежнего Казанского престола. Никольский храм имеет высокий двусветный четверик, завершенный восьмигранной главой. В подклете – маленькие, углубленные в стену окна, а в главном храме на окнах красивые сложные наличники в стиле московское барокко. Колокольню возвели в 1749 г. В конце XVIII – начале XIX века фасады храма переделали. По вкусам того времени окна потеряли свои роскошные наличники, а вместо них получили простое строгое обрамление.

В начале XX века скромный храм на Маросейке стал знаменит на всю Москву. В 1893 г. в него назначили настоятелем молодого священника отца Алексия Мечева (1859–1923). Приход был небольшим и бедным. Рядом находились более почитаемые храмы с большими богатыми приходами. Отец Алексий, будучи единственным священником, каждый день служил в храме, который в первые годы его священства бывал почти пуст. Но вскоре сюда потянулись обездоленные, скорбящие и потерявшие надежду люди. У отца Алексия они получали любовь и утешение. Жил настоятель с семьей в маленьком деревянном домике во дворе храма. В 1913–1915 гг. книгоиздатель Сытин построил рядом деловой дом своей фирмы и новый дом для причта Никольского храма. После 1917 г. число молящихся в храме увеличилось. После смерти Алексия Мечева в 1923 г. в Никольском храме до его закрытия настоятелем был его сын протоиерей Сергий Мечев (1892–1942), погибший в лагере.

В 1928–1930 гг. в храме проводились реставрационные работы. Архитектор-реставратор Д.М. Сухов провел большую работу по вскрытию остатков стесанных наличников на фасадах. Они были восстановлены, но сразу после закрытия храма в 1930 г. снова стесаны. В 1970-е гг. проводилась повторная реставрация фасадов. Реставраторы, пользуясь материалами Д.М. Сухова, повторили его работу и опять восстановили все наличники. Храм тогда не имел главы, снятой в 1930-е гг. В советское время здание использовалось для нужд ЦК ВЛКСМ.

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и 17 декабря его освятили. Сюда сразу же пришли его бывшие прихожане и их потомки. Они принесли многие иконы, которые были взяты из храма на сохранение. Храм отреставрировали полностью, пользуясь материалами Д.П. Сухова, к 1997 г.

В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы праведный старец Алексий Мечев и его сын священномученик Сергий. 29 сентября 2001 г. крестным ходом мощи старца Алексия были перенесены в храм святителя Николая в Кленниках. В подклете освятили придел во имя праведного Алексия Московского, где находятся его мощи. Рядом освящен придел Всех Святых, в земле Российской просиявших. Сохраняется мемориальная келья, в которой жил Алексий Мечев.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/

Статью добавил(а): Алексей Кротов, 2 ноября 2017

Название подмосковного села Кленники в городской топонимике сохранилось сегодня лишь в традиционном именовании церкви. Впрочем, есть основания предполагать, что Кленники — позднейшее название местности, именуемая в документах ХVII века «Блинниками». По предположению некоторых историков, это может быть связано с тем, что здесь торговали блинами, ведь место на Покровке недалеко от ворот Китайгородской стены уже тогда была весьма оживлённым. Как бы то ни было, в последующие века установилось название Кленники; первый же храм построили здесь значительно раньше. Датой основания церкви можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар. В то время лишь Кремль защищала крепостная стена, нынешний Китай-город был посадом, окружённым лишь рвом, а ещё дальше располагались вовсе неукреплённые окраинные слободы. Однако, несмотря на удалённость описываемого района московского посада от центра Москвы, пожар полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьёз опасался, что огонь может перекинуться и на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силён, храм — его повеление, разумеется, тут же исполнили. Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца — она считается прямым предком нынешнего Никольского храма. К деревянному храму, спешно выстроенному по приказу Ивана III, позже добавили два каменных придела, освящённых во имя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднён; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму. К середине ХVII века, когда возник нынешний храм, эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки. История церкви за эти два столетия и точная дата пожара Симеоновской церкви не известны; нам лишь известно, благодаря метрическим книгам, что каменный храм построили в 1657 году. Основное её содержание, по крайней мере до ХХ века, составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня нам сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. В нынешнем его облике слишком много черт нарышкинского барокко, сообщённых церкви уже в следующем веке, — в 1657 году храм, скорее всего, был беднее украшениями и смотрелся более «древнерусским» по своему внешнему виду.

Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз: пожары наносили ему раны в 1676, 1689, 1701, 1737 и 1748 годах. Чаще всего загорались окрестные деревянные дома, а уж потом огонь перекидывался на церковь, находившуюся в достаточно плотной городской застройке. После пожара 1701 года было предпринято серьёзное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьёзно перестроили — вероятно, увеличив в объёме. Храм стал двусветным, приобрёл притвор. Имеются сведения о выдаче церкви нового антиминса, что косвенно свидетельствует о серьёзном ущербе от пожара. Именно в это время оформлению храма сообщили черты нарышкинского барокко, получившего необыкновенно широкое распространение в эпоху молодости Петра I. Буквально за пару лет до этого мастер Пётр Потапов выстроил поблизости знаменитую Успенскую церковь, которая специалистами единогласно признаётся одним из шедевров московской архитектуры — и одной из главных потерь грандиозной перепланирови города в 1930-е годы. Помимо значительного увеличения основного объёма, к храму был пристроен новый придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский придел имелся здесь и раньше, ещё до строительства каменного здания. В одном из текстов 1620-х годов церковь даже именуется Казанской. Судя по всему, старый придел пострадал очень сильно, поэтому его решили не ремонтировать, а возвести заново. На этом не остановились и через некоторое время Казанский придел надстроили, добавив ему второй этаж. Следующее серьёзнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром, почти полностью погубившим интерьер храма. Произведённый капитальный ремонт, впрочем, одним интерьером не ограничился — изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни — в несколько сдержанном классическом стиле, характерном для тогдашней эпохи. В те времена при реконструциях не озабочивались гармонией стиля, и новые части храмов возводили в господствующей в данное время стилистике, не обращая внимания на оригинальный стиль первоначальной постройки; отсюда проистекает бросающийся в глаза эклектизм многих старых московских храмов. Нечто похожее произошло и с Никольской церковью — после появления колокольни условно древнерусские черты в ней причудливо «сочетались» с «новоевропейскими» формами. Храм с колокольней соединили небольшой одноэтажной трапезной, а севера появился ещё один придел. Иногда церковь называли Казанской по посвящению придела.

Постепенно «Блинники» вышли из обихода, уступив место «Кленникам» — в ХVIII столетии храм становится известен исключительно как «Никольский в Кленниках». В ХIХ веке храм продолжал периодически поновляться и перестраиваться, хотя серьёзных пожаров уже не переживал. Сохранились свидетельства о крупных ремонтных работах в 1868 и 1894 годах. Последний из этих ремонтов проводился при настоятеле, которому суждено было стать самым известным героем истории Никольского храма и, наоборот, сделать известным и примечательным сам храм, до этого несколько терявшийся среди десятков других церквей Москвы. Речь идёт о святом праведном Алексии Мечёве, являвшемся настоятелем Никольского храма с 1893 года до самой своей смерти в 1923 году. До революции Никольский храм относился к Сретенскому сороку, представлявшему собой весьма крупное образование. В непосредственной близости от Никольской церкви, поражающий своими размерами дом, в 1914 году строит известный книгоиздатель и коммерсант Иван Сытин. В благодарность за то, что отец Алексий разрешил, чтобы окна новостройки выходили на церковный двор, Иван Дмитриевич возвёл рядом с церковью новый двухэтажный дом причта, куда и переселилась семья настоятеля. На долю родного сына Алексея Мечёва — Сергея, пришлись тяжелейшие испытания. После его ареста в 1929 году, буквально через два года осиротевший Никольский храм основательно закрыли. Храм избежал сноса, хотя без глумлений и издевательств дело не обошлось — в частности, церковь, церковь обезглавили. В здании располагался сначала склад, затем различные учреждения. Любопытно, что одно время часть храма использовалось под жильё — второй этаж до 1960 года являлся коммунальной квартирой, куда селили слепых. Ни о каком комфорте здесь, правда, речи не не шло. Жильцы обитали в страшной тесноте. Известно, что только на месте нынешней площадки лестницы на втором этаже была жилая комната на две семьи, эту комнату занимали шесть человек. В квартиру они попадали по чёрной лестнице со двора. Здесь жила и семья Мечёвых после ареста главы семейства отца Сергия и закрытия храма.

С началом массового строительства типового жилья на окраинах Москвы, в конце 1950-х годов, коммунальную квартиру расселили, в церковном здании с тех пор пребывали только государственные учреждения. В 1990 году храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кленниках вернули верующим. В новейшее время Никольский храм преобразился — он обзавелся новыми росписями, богатой утварью и чтимыми образами. При этом главными его святынями, к которым устремляется поток богомольцев являются местночтимая Феодоровская икона Божией Матери и мощи святого праведного Алексия (Мечёва). Храмы, «зажатые» между стенами соседних домов, встречаются у нас исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала ХХ века, можно назвать необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделён, не имеет ограды — тоже нечастое явление. Однако храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придаёт ей, улице, особую «московскую» изюминку. Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциацией, от личности Петра до Новодевичьего монастыря. При ином расположении храма пропорции могла бы нарушить излишне вытянутая трапезная часть, но,благодаря той роли, которую она играет в формировании «облика» Маросейки, и чёткому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно. Основной четверик храма имеет в своём основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: её более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошёл классицизм. На крыше трапезной виден дымоход. Храм был зимним, то есть службы в нём велись круглый год, и зимой помещения отапливались. Сейчас дымоход увенчан изящным козырьком, защищающим трубу от осадков.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №128, 2015 г.

Расписание богослужений на декабрь 2018 года

Информация о времени и порядке совершения
таинства исповеди в нашем храме
За свечным ящиком храма можно заказать различные молебны — простые и водосвятные, панихиды.
Также в храме читается Псалтирь с поминовением живых и усопших.

Дата
(декабрь)
День
недели
Время Богослужение Празднуемые святые
1 сб 8-00 Утреня. Литургия Мч. Платона Мч. Романа
17-00 Всенощное бдение
2 вс 7-00 Ранняя Литургия Неделя 27-я по Пятидесятнице
9-30 Поздняя Литургия Свт. Филарета, митр. Московского
17-00 Вечерня. Молебен св. прав. Алексию и сщмч. Сергию
3 пн 8-00 Утреня. Литургия Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы
Прп. Григория Декаполита
17-00 Всенощное бдение
4 вт 7-00 Ранняя Литургия Введение во храм Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы
и Приснодевы Марии
9-30 Поздняя Литургия
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию
5 ср 8-00 Утреня. Литургия. Попразднство Введения.
Блгв. Кн. Михаила Тверского
17-00 Всенощное бдение
6 чт 9-00 Литургия Блгв. вел.кн. Александра Невского
Свт. Митрофана, еп. Воронежского
17-00 Всенощное бдение
7 пт 9-00 Литургия Вмц. Екатерины
17-00 Вечерня. Утреня.
8 сб 9-00 Литургия Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Климента, папы Римского
Петра, архиеп. Александрийского
17-00 Всенощное бдение
9 вс 7-00 Ранняя Литургия Неделя 28-я по Пятидесятнице
9-30 Поздняя Литургия Свт. Иннокентия, еп. Иркутского
17-00 Всенощное бдение
10 пн 9-00 Литургия Иконы Божией Матери, имен. «Знамение»
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Сергию
11 вт 8-00 Утреня. Литургия. Сщмч. митр. Серафима
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию
12 ср 8-00 Утреня. Литургия. Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников
17-00 Всенощное бдение
13 чт 9-00 Литургия Апостола Андрея Первозванного
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю, арх. Мир Ликийских чуд.
14 пт 8-00 Утреня. Литургия. Прор. Наума
Прав. Филарета Милостивого
17-00 Вечерня. Молебен всем святым в земле Русской просиявшим
15 сб 8-00 Утреня. Литургия. Прор. Аввакума
17-00 Всенощное бдение
16 вс 7-00 Ранняя Литургия Неделя 29-я по Пятидесятнице
Прп. Саввы Сторожевского
9-30 Поздняя Литургия
17-00 Всенощное бдение
17 пн 9-00 Литургия Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина.
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Сергию
18 вт 8-00 Утреня. Литургия. Прп. Саввы Освященного
15-00 Малая вечерня с акафистом свт. Николаю чудотворцу
17-00 Всенощное бдение
19 ср 7-00 Ранняя Литургия. Молебен с водоосвящением Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца
Престольный праздник
9-30 Поздняя Литургия. Крестный ход.
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю чудотворцу
20 чт 8-00 Утреня. Литургия Свт. Амвросия Медиоланского
Прп. Нила Столобенского
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю, арх. Мир Ликийских чуд.
21 пт 8-00 Утреня. Литургия. Апп. От 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы и иже с ними
17-00 Всенощное бдение
22 сб 9-00 Литургия Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость»
17-00 Всенощное бдение
23 вс 7-00 Ранняя Литургия Неделя 30-я по Пятидесятнице
9-30 Поздняя Литургия Свт. Иоасафа, еп. Белгородского
17-00 Вечерня. Молебен св. прав. Алексию и сщмч. Сергию
24 пн 8-00 Утреня. Литургия Прп. Даниила Столпника
17-00 Всенощное бдение
25 вт 9-00 Литургия Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию
26 ср 8-00 Утреня. Литургия. Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
17-00 Вечерня. Молебен пред Феодоровской иконой Божией Матери
27 чт 8-00 Утреня. Литургия Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника
17-00 Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю, арх. Мир Ликийских чуд.
28 пт 8-00 Утреня. Литургия. Сщмч. Иллариона, архиеп. Верейского
Прп. Трифона Печенгского
17-00 Вечерня. Молебен всем святым в земле Русской просиявшим
29 сб 8-00 Утреня. Литургия. Прор. Аггея
17-00 Всенощное бдение
30 вс 7-00 Ранняя Литургия. Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых праотец
9-30 Поздняя Литургия Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила
17-00 Всенощное бдение
31 пн 9-00 Литургия Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского
17-00 Вечерня. Утреня. Новогодний молебен

В расписании богослужений храма свт.Николая в Кленниках красным цветом выделены двунадесятые праздники, воскресные дни и престольные праздники храма, зеленым цветом — дни празднования особо чтимых святых и другие памятные даты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *