Храм Петра и Павла полевской

По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (г. Полевской)

Как известно, освоение полевских земель относится к началу 18 века. В 1702 году житель Арамильской слободы* Сергей Бабин и Уткинской слободы Козьма Сухеев обнаружили между уральскими речками Чусовая и Полевая залежи меди и представили их начальнику Сибирского приказа Андрею Андреевичу Виниусу, посланному Петром I на Урал “для отыскания мест к строению горных заводов”.

С мая 1718 года началась разработка Полевского месторождения меди. Но 8 июня на Полевую наехали башкирцы Уфимского уезда Чубар Балаушев с 42 товарищами, вооруженные ружьями, пищалями, и луками и мастера с рабочими прогнали и все строения выжгли.

В 1722 году Сибирский Обер-бергамт, который с 1723 года располагался в Екатеринбурге, возглавил генерал артиллерии Вилим Иванович де-Геннин. Все строившиеся заводы со всеми старыми и новыми рудниками, все заводские земли и недра относились отныне к ведению этого органа. В 1723 году, по указу генерала-лейтенанта де-Геннина была построена Полевская крепость и с этого момента началась промышленная разработка Полевского рудника. Сразу началось строительство и медеплавильного Полевского завода.

Труд на рудниках был тяжелым и опасным. Много человеческих жизней уносили затопления шахт и обвалы на руднике. Порой близкие пострадавшего не успевали привезти священника, который бы напутствовал его перед смертью христианскими таинствами, а умереть без исповеди и Святого Причастия было самым тяжелым страданием для христианской души. С 1728 года горных дел мастера стали ходатайствовать о строительстве в Полевой храма, чтобы и в этом небольшом поселении настроить нормальную духовную жизнь. Без веры и молитвы русский человек в те времена не мог ни жить, ни трудиться.

Отвечая на прошение полевских мирян, преемник святителей Филофея (Лещинского) и святого Иоанна Тобольского митрополит Антоний (Стаховский) благословил настоятелю Успенского Далматова и Троицкого Рафайлова монастырей игумену Филиппу заложить в Полевском храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1731 году была построена и освящена деревянная церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянный храм послужил полевским прихожанам чуть более сорока лет, затем стал ветшать, после чего жители Полевского завода решили построить более долговечный — из камня. Свое согласие на это дал новый хозяин полевских заводов Алексей Федорович Турчанинов.

В 1772 году были приглашены устюжские и соликамские каменщики, так как первые каменные храмы возводились именно там. Однако это строительство преследовали неудачи: “церковь была заложена в больших размерах, но грунт земли оказался вскоре после основания не совсем благонадежным”, и все строение пришлось разбирать. И только 6 июля 1786 года по благословенной грамоте епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) священником Исидором Коченгиным, представителем Екатеринбургского духовного Правления, был заложен новый храм в честь апостолов Петра и Павла.

К великой радости православного народа Полевского завода, в 1793 году было завершено строительство нового храма. В этот же год состоялось его освящение игуменом Гедеоном (Куликовым), настоятелем Троицкого Рафайлова монастыря. Освящение храма игумен Гедеон совершил 11, 12 и 13 сентября 1793 года. А деревянный храм по благословению правящего архиерея был разобран и истоплен в печах новой каменной церкви только в 1800 году.

В 1840 году благочинный священник Кузовников особо отметил внутреннее благолепие Петро-Павловского храма. Особенно красивым был иконостас. «В иконостасе Петро-Павловской церкви Полевского завода четыре местныхъ иконы, весьма высокой работы”. Знаток иконописи преосвященный Анатолий, бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермский, при обозрении Полевской церкви долго любовался и восхищался этими иконами и особенно изображениями Богоматери и святителя Николая.

Из утвари храма особенно были замечательны – серебряный потир, серебряный напрестольный крест в чеканном серебряном же окладе, евангелие и блюдо. Из облачения примечательны две ризы со стихарем из китайского голубого штофа. В ризнице хранились, как историческая редкость, поручи из рытого бархата – дар в церковь родоночальника Турчаниновых, современника Петра Великого, которые были сшиты из кафтана императора.

Петропавловский приход благополучно существовал и развивался до XX века, когда наступила эпоха «великих потрясений». Из семи храмов Полевского округа он был закрыт последним в 1941 году. Прихожанам, вместе со своим духовным наставником, настоятелем храма протоиереем Николаем Дягилевым, удавалось дважды отстоять свой храм от закрытия безбожной властью в 1934 и в 1936 годах. После очередного ареста о. Николая и диакона Феодота Смирнова в 1940 году, храм был закрыт и передан для устроения в нем дома пионеров. Этим планам помешала начавшаяся война.

Эвакуированный из Москвы завод «Красный металлист» в храме разместил один из своих цехов. Чтобы производить необходимую продукцию, здание Петро-Павловского храма внутри перестроили: добавили второй этаж в боковых приделах. В Александровском приделе были бытовки, а в Екатерининском кочегарка. В центральном приделе ходил кранбалка и стояли шеститонные мощные станки. Делали в этом цеху рубильники, колеса для повозок, коробки для снарядов, котелки лудили оловом, ванночки, дужки для ведер, ложки — ширпотреб. После войны ассортимент почти не изменился. Продолжали делать навесы, оконные рамы, ножницы, ручки, шумовки для рыбалки, уши для ведер, лопаты.

От кранбалки и сегодня остался след над стрельчатыми окнами церкви. Трудились здесь молодые парни и девчата, рабочий коллектив которых сформировался в годы войны. Работали и постоянно чувствовали необычность обстановки: с одной стороны, все помнили церковь, с другой стороны — цех, где приходилось трудиться.

31 марта 1961 года состоялось объединение Полевского завода оцинкованной посуды с машиностроительным заводом. Производственные цеха переехали в новые корпуса и на новые площади, а здание церкви освободилось. Его передали под автовокзал. Свидетели рассказывали, что станки, стоявшие в церкви, выворачивали прямо с кусками бетона, в которые они были залиты при установке. Фрески забеливали, а они все время проступали сквозь известь. Тогда строители вырубили их кирками, ободрали и закрасили стены.

Последствия пребывания в церкви мощных станков стали видны позже. Здание дало усадку и по стенам прошли вертикальные трещины.

Передавая здание под автовокзал, его немного подремонтировали: отштукатурили и покрасили стены, залили бетоном пол, вывороченный при переезде, поставили железную решетку, отделяющую зал ожидания от кафе. В Екатерининском приделе была кочегарка, в Александровском, справа — диспетчерская и касса. В таком виде здание существовало до конца 80-х годов.

В 80-е годы и в южной, и в северной частях города (южная часть — бывший Полевской завод, северная часть — Северский завод) были верующие люди. Однако община не имела юридического статуса и существовала нелегально. Добиваться регистрации в то время казалось невозможным.

Но однажды случилось вот что. Марии Прокопьевне Андреевой было видение: Ангел вел ее к храму, в котором служил молодой священник. Видение повторилось несколько раз. Мария Прокопьевна поняла, что Господь призывает ее не бояться и идти к властям с просьбой о возвращении храма.

Тогда она в одиночестве пошла в горком партии и сказала: «Я из общины верующих, мы просим возвращения храма». В горкоме удивились: откуда в городе взялась община? Пригласили комиссию из Екатеринбурга на встречу с верующими. В назначенный день и час она пришла одна. Председатель спросил: «Где же община?» «Люди боятся, что вы станете их преследовать, и послали меня. А мне нечего терять», — Марии Прокопьевне не хотелось подвергать опасности людей.

При том разговоре власти впервые согласились на легальное, юридически закрепленное существование в городе православной общины. Мария Прокопьевна сообщила об этом остальным верующим, и они стали хлопотать о молельном доме и храме. Роль Марии Прокопьевны неоценима: именно с этой истинной христианке началось возрождение церковной жизни в городе.

Матрена Ивановна Глинских, которая стала первым старостой общины вспоминала: «В конце 80-х мы молились в частном доме на улице Жилина. И к нам из северной части приехала как-то Мария Прокопьевна Андреева. Она предложила православным обеих частей города объединиться, ведь дело-то общее. Так в ноябре 1989 года состоялось первое собрание, где мы выбрали «двадцатку» наиболее активных христиан. Многие тогда отказывались, все еще было страшно да хлопотно. Необходимо ведь ходатайствовать, идти в горком партии в горисполком.

Для того чтобы молиться, нужно было приобрести молельный дом. На улице Свободы город нам пожертвовал домик под жилье батюшки. Дом был старый, в аварийном состоянии. Однако руки мы не опустили. В это же время нам предложили купить дом на улице Фрунзе. Пришлось нам ремонтировать сразу оба дома. Прихожане северной части города восстанавливали дом на ул. Свободы, южане — на ул. Фрунзе. Днем дом мы восстанавливали, вечером — маляры приходили, штукатурили.

Впоследствии решили хлопотать о возвращении нашего Петропавловского храма. Первым делом мы пошли в горком. Там нам сказали: «Хорошо, собирайте своих верующих на собрание, приедут еще представители областной власти». В общем, пришли тогда из всей нашей «двадцатки» человек пятнадцать. До сих пор опасались люди ходить в такие места с просьбами. Власти решили вернуть нам храм, однако при условии, что это произойдет лишь тогда, когда в южной части города будет построен автовокзал. Мы, конечно, согласились.

Наконец, этот день наступил. 15 февраля, в праздник Сретения Господня, совершилось долгожданное событие — возвращение церкви верующим полевчанам. Начальник полевского автопредприятия И. Бахтияров передал символический ключ от храма священнику Владимиру Ермолаеву.

Техническое состояние церкви было настолько неудовлетворительным, что неоднократно вставал вопрос о демонтаже. Но прихожане решили во что бы то ни стало восстановить святыню. Администрация этому не препятствовала.

По словам В.А. Колмогорова, бывшего Председателя Горисполкома, «целевых, капитальных вложений на восстановление храма с нашей стороны не было. Но многие предприятия — криолитовый, машзавод, трубники — давали строительные материалы, участвовали в ремонте. Леспромхоз помогал лесом. Всем миром, кто чем мог».

В 1994 году настоятелем Петропавловского храма стал священник Сергий Рыбчак. До него уже год здесь совершались церковные службы, начались ремонтные работы. Многие прихожане самоотверженно трудились, забывая порой даже о своем преклонном возрасте. Ими были сделаны первые, самые трудные шаги по восстановлению церкви.

Вскоре под руководством о. Сергия начались работы по возрождению и внешней, и внутренней жизни прихода. Огромные усилия были затрачены на реставрацию храма. Сегодня, спустя 23 года, вновь сверкают на солнце кресты и купола храма и «Петропавловской колокольни». Уникальной технологией сграфитто — резьбой по цветной штукатурке — художник-монументалист Владимир Кудряшов выполнил внешнюю отделку и наружные иконы храма. Без преувеличения можно сказать, что применение этой дешевой, но эффективной технологии — новое слово в реставрации православных храмов в России.

Продолжаются работы по внутренней реставрации. Восстановлены главный придел храма в честь св. апостолов Петра и Павла и левый придел в честь св. великомученицы Екатерины. Стены и купол в нем расписаны фресками на новозаветные темы. В третьем приделе храма в честь св. князя Александра Невского сегодня обустроено крестильное помещение с баптистерием.

На приходе активно стала развиваться просветительская и миссионерская деятельность. В 1995г. прихожане создали Воскресную школу для детей. Вскоре при храме была организована и школа для взрослых, которая впоследствии стала основой всей миссионерской жизни прихода. В январе 2001 года, по благословению архиепископа Викентия (Мораря) в приходе был создан центр для реабилитации наркозависимых и алкоголиков на 30 человек.

В сентябре 2018 года исполнится 225 лет первого освящения храма и 25 лет второго освящения храма. Всего Петро-Павловскому приходу г. Полевского в 2017 году исполнится – 286 лет.

г. Полевской, ул. Кологойды, 3 Персоналии

  • настоятель
  • клирик

Православный центр медико-социальной реабилитации «Подвижник» (лечение наркомании)

?

Log in

No account? Create an account Sergei S. Rublëv (ssr) wrote,
2011-11-04 12:03:00 Sergei S. Rublëv
ssr
2011-11-04 12:03:00 В городе Полевской Свердловской области существует православный центр медико-социальной реабилитации для наркоманов «Подвижник», созданный «с нуля» на базе заброшенного здания православным батюшкой — бывшим десантником (его жена — православный журналист). В центре работает профессиональный нарколог и проходят лечение дети и подростки не только из области, но и из других регионов России и стран СНГ. За 10 лет работы количество вылечившихся было оценено в 80%, дети выздоравливают без всяких привязываний наручниками к кроватям.
Далее следует официальное описание центра и эксклюзивные фотки от Светланы @albomkirpichey Ефимовой, которая накануне там побывала. А в понедельник там, возможно, побывает и губернатор.
===
Реабилитационный центр для наркозависимых при храме в честь святых апостолов Петра и Павла города Полевского «Подвижник» был создан 25 января 2001 года по инициативе настоятеля храма о. Сергия Рыбчака и врача-психотерапевта Вячеслава Боровских. Первыми обитателями были 6 наркозависимых молодых людей. Силами воспитанников было отремонтировано здание детского сада, построена баня.
Максимальная загруженность центра — 25 человек. В основе реабилитации — приобретение навыков жизни православного христианина. Режим приближен к монастырскому: утренние и вечерние молитвы, трудовое послушание, чтение духовной литературы. Курс реабилитации в «Подвижнике» длится один год.
В январе 2002 года в обители «Подвижник» состоялся первый выпуск воспитанников. Четверо молодых людей, окончив годичный курс реабилитации, вернулись к полноценной здоровой жизни. Весной 2002 года в обители было создано собственное деревообрабатывающее производство. В 2004 году на базе «Подвижника» создана автономная некоммерческая организация – духовно-просветительский центр «Петро-Павловский».
Весной 2005 года центр «Петро-Павловский» создал собственный интернет-сайт. Среди новых направлений деятельности центра: реставрационные работы в храме, медиа-студия, крестьянское хозяйство Станислава Акимова с кроликофермой, организация и проведение пейнтбольных турниров в военно-спортивном клубе «Витязь», оборудование подвальных помещений здания под нужды центра и др. У обители «Подвижник» есть филиал в селе Полдневая. Помещения для проживания и реабилитации ребят предоставил фермер А.Аникиев.
В течение 10 лет своей работы центр «Подвижник» ведет статистику и отслеживает отдаленные результаты. 80% бывших реабилитантов не употребляют наркотики. Показатели по государственным реабилитационным центрам: от 0 до 5% людей воздерживаются от приема наркотиков в течение года после пребывания в наркодиспансерах и наркологических отделениях.
В православном реабилитационном центре «Подвижник» работает 12 человек, включая доктора В.В.Боровских и духовника центра, отца Сергия Рыбчака. Два раза в неделю в «Подвижнике» проходят занятия по истории культуры. Есть в центре и свои благочинные, то есть, люди, которые выстраивают все по чину, по порядку, по правилам, то есть, следят за соблюдением режима реабилитации. Благочинные сменяют друг друга раз в сутки, таким образом, на протяжении дня за порядком наблюдает всего лишь один человек. При этом в «Подвижнике» нет ни охраны, ни видеонаблюдения.
Сегодня реабилитационный центр «Подвижник» входит в число самых известных и востребованных реабилитационных центров для наркозависимых. В стране их действует немало (православных – порядка 16-18). Но только в нашей области на два православных реабилитационных центра, включая «Подвижник», приходятся 64 (!) сектантские организации. Люди со всех концов России и ближнего зарубежья приезжают в обитель за помощью.
Адрес: Свердловская обл., г. Полевской, ул. Фрунзе, 25.

Православный центр «Подвижник»: настоящая реабилитация

•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

  • Все статьи

Главная → Статьи → Православный центр «Подвижник»: настоящая реабилитация

В январе 2011 года отметил десятилетие православный центр «Подвижник», в котором проходят реабилитацию люди, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Его создатель и руководитель Вячеслав Владимирович Боровских рассказал корреспонденту ПВ об истории центра, об уникальном методе работы с пациентами, поделился наблюдениями за ситуацией в сфере реабилитации наркозависимых.

Вячеслав Владимирович Боровских

Православный врач.

В 1987 г. окончил Свердловский государственный медицинский институт.

Руководитель центра реабилитации наркозависимых «Подвижник» при храме в честь святых апостолов Петра и Павла г.Полевского.

Автор и ведущий программы «Первая натура» на православном телеканале «Союз».

Ведет занятия в Школе православного самосознания.

Выпускник медицинского института – врач-реаниматолог на «Скорой помощи» – начальник медицинской службы. Такими были первые шаги Вячеслава Боровских на выбранной им стезе. Воинская часть, в которой служил военврач Боровских, располагалась в Алапаевске. И поначалу молодой лейтенант даже не предполагал, что этот город станет для него не просто местом службы. Он ничего не знал тогда об убиенных здесь новомучениках, о которых в первую очередь вспомнил бы человек верующий, окажись он в Алапаевске. Но Вячеслав Владимирович тогда даже не был крещен. Однако, духовные искания привели его в храм, и незадолго до демобилизации он принял крещение. И вернулся из армии уже православным христианином.

Возвращение было непростым: начавшееся воцерковление изменило взгляд на профессию и призвание; начался поиск более значимого смысла работы, чем зарплата, профессиональное честолюбие, карьерный рост. Это, в конце концов, привело в область психиатрии и наркологии:

– Душа к этому лежала еще в студенческие годы, – признается Вячеслав Владимирович – просто тогда не было возможности сразу оказаться на этом поприще. А через пять лет клинической практики появилась возможность стать психиатром, я этим воспользовался. Психиатрия и наркология – это области медицины, где для верующего человека открываются, на мой взгляд, большие возможности для реализации своей душевной потребности по-настоящему помогать людям. Потому что люди оказываются закабаленными своими страстями, и без посторонней помощи им не выбраться, нужна настоящая духовная помощь.

1996-97 гг. стали временем первых проб в этой области: свои беседы и занятия с пациентами доктор Боровских с самого начала стал называть нравственно-ориентированной психотерапией. Вскоре он прошел специализацию по психотерапии и получил лицензию на частную практику. И, как следствие – прекрасную возможность, имея государственную регистрацию и государственную лицензию, начать работу вне государственной системы здравоохранения, не по шаблонам и стандартам. Методика, основанная на православном вероучении о человеке и святоотеческой традиции, оттачивалась в беседах с пациентами. Доктор Боровских называет Православие вершиной медицины, а Церковь – подлинной лечебницей для людей, имеющих неизбежные душевные расстройства. Его слова о неизбежности душевных расстройств поначалу немного шокируют, но, по зрелом размышлении, с ними, в общем-то, соглашаешься:

– Душевно здоровых людей нет в природе, и, если бы кто-то сам мог преодолеть свои душевные расстройства, то Богу не нужно было бы воплощаться.

Создание реабилитационного центра «Подвижник» было связано со спецификой методики, разработанной Вячеславом Владимировичем, а также и с тем, что его настрой помогать людям исцеляться духовно именно так, как трактуется это в Православной Церкви, со временем не остыл:

– Я видел свою задачу в том, чтобы помочь человеку общаться с Богом в Церкви, зажечь в нем желание двигаться в этом направлении. И уже в 1999 году курс нравственно-ориентированной терапии выглядел как 40-дневный цикл занятий по полтора часа каждое. С учетом пропусков и выходных дней цикл затягивался на два месяца. А если это были пациенты с зависимостями, я видел, что у людей появляется надежда и вера в то, что можно избавиться от зависимости по-настоящему, но при этом было ясно, что, если человек остается в привычных для него условиях, то намерение освободиться навсегда и надежно является трудноосуществимым. Я и раньше это осознавал и испытывал необходимость в том, чтобы создать специальные условия для занятия психотерапией – реабилитационный центр, иными словами.

Я понимал, что это должно осуществляться в союзе врача и священника – такая модель церковной медицины. Но до тех пор, пока я не встретился с отцом Сергием Рыбчаком, настоятелем Петро-Павловского храма в городе Полевском, все мои попытки были безуспешными. Потому что батюшки догадывались, что значит связаться с наркоманами, что значит организовывать у себя на приходе реабилитационный центр. Это означало, что все надо бросить и заниматься только этим. А тогда все священники занимались организацией приходской жизни, это отнимало у них 24 часа в сутки. Поэтому я их понимаю. Но вот отец Сергий горел желанием создать у себя на приходе систему оказания помощи наркозависимым. Он сознавал, что в одиночку не потянет, и нужен специалист. И в 2000 году мы приступили к созданию того, что сейчас называется православным центром медико-социальной реабилитации «Подвижник».

Незадолго до этого администрация города Полевского передала Петро-Павловскому приходу в безвозмездное бессрочное пользование здание бывшего детского сада. Правда, здание на тот момент пребывало в состоянии разрухи: без окон, коммуникаций, все было сломано или разворовано за 7 лет, на протяжении которых брошенный садик стоял бесхозным. В этой ситуации – здание, вроде бы, есть, но использовать его невозможно – поддержать могла только вера в то, что все произошло промыслительно, и Господь поможет. Доктор Боровских в это свято верил. Октябрь, ноябрь и декабрь ушли на подготовку нескольких помещений, и в январе 2001 года «Подвижник» начал работу по реабилитации. Еще через год удалось освоить все здание – 2000 квадратных метров на двух этажах:

– Руками наших воспитанников, – вспоминает Вячеслав Владимирович ¬– но, по большому счету, по милости Божией, потому что многое из того, что у нас происходило в первый период нашей жизни, было против законов природы. Просто Бог помогал.

Первыми пациентами центра стали те, кого доктор Боровских амбулаторно вел в Екатеринбурге, и ребята из Полевского. Через год состоялся первый выпуск. Но в течение этого года в центре появилось много новых людей, которые также проходили курс реабилитации.

Сама методика реабилитации особых затрат не требовала. Зато все остальное требовало огромных вложений: создание нормальных условий, производственной базы, санэпидрежима, соответствие нормам противопожарной безопасности, и т.д., и т.п. Ведь, если при строительстве здания эти расходы закладываются в проектную стоимость, то при передаче полуразрушенных помещений об этом никто и не вспомнит. Вот и пришлось руководителям «Подвижника» ходить, что называется, с протянутой рукой по разного рода чиновникам и бизнесменам. Вячеслав Владимирович говорит, что и сейчас им с отцом Сергием не приходится этим брезговать. И не безрезультатно:

– Изнутри все помещения выглядит нормально. И все, кто приезжают, остаются удовлетворены тем, какие условия созданы. Это направление не останавливает свою работу: отделочные, ремонтные работы, освоение новых пространств – все это постоянно происходит в центре. Конечно, в течение этих десяти лет были проблемы. Многие из них казались поначалу неразрешимыми. Но, тем не менее, с Божией помощью мы существуем, действуем, работаем.

Сегодня реабилитационный центр «Подвижник» входит в число самых известных и востребованных реабилитационных центров для наркозависимых. В стране их действует немало. Но этот факт, к сожалению, при ближайшем рассмотрении является, скорее, негативным. Только в нашей области на два православных реабилитационных центра, включая «Подвижник», приходятся 64 (!) сектантские организации. По мнению доктора Боровских, в этой ситуации необходимо вмешательство и серьезная позиция в отношении действия этих сект со стороны государственной власти. Возможно, кто-то сочтет эти слова попыткой борьбы с конкурентами. Именно так любят нынче объяснять всегдашнее стремление Православной Церкви оградить соотечественников от сектантской экспансии. Но это чересчур поверхностный взгляд, который вряд ли можно себе позволить в столь важном – а для кого-то жизненно важном – вопросе:

– Православие категорически против кодирования. А в религиозных сектах именно на этом построена работа. Там происходит ритуальное кодирование, причем, не какие-то одноразовые манипуляции: человеку систематически прививается целый комплекс навыков, владея которыми, он может вводить себя в трансовое состояние. Эти регулярные нервно-психические накрутки превращают человека в духовного инвалида, еще и потому, что трансовые состояния – это открытая площадка для действия бесов, темной духовной реальности!

Православная психология это очень хорошо понимает, светская – не очень. Поэтому секты, которые главной своей задачей ставят не избавление от зависимости, а включение как можно большего количества людей в сферу деятельности своей организации, могут иметь успех при такой постановке дела. Религиозные секты заточены на то, чтобы размножаться. К сожалению, они это делать умеют, они учатся входить в доверие к властям и получать их поддержку. На нашей территории очень вольготно себя чувствуют те, кто целенаправленно разрушает наше общество.

А наша задача – избавить человека от зависимости – не просто, чтобы он перестал употреблять алкоголь, наркотики, табак, избавился от игромании, от неврозов, от каких-то навязчивых состояний, а чтобы этот человек стал лучше, чем он был до того, как попал в какую-либо зависимость. Православная система оказания помощи наркозависимым – это подход к человеку как к личности, при котором становится возможным не просто сделать его воздержантом и изолировать от источника страсти, а подвести к преображению. Конечно, внешне это проявляется тем, что он – полноценный член общества, что он трудится добросовестно, создает семью, рожает и воспитывает детей. Но главное, что человек встает на спасительный путь жизни, вступает в живое общение с Богом в Церкви.

Для русского народа и для других народов, которые исповедуют Православие, эта система духовно-нравственных ценностей традиционна, она насчитывает тысячу лет. В свое время именно православная духовно-нравственная система ценностей обеспечила становление нашей государственности и развитие российского многонационального общества. Поэтому мы, если можно так выразиться, и насаждаем ее в наших воспитанниках. Ведь это не просто система ценностей, не просто привитие человека к добру. Нет. Православие – это подлинная медицина в высшем смысле этого слова, потому что в нем задействован высший уровень регуляции – дух, духовная сфера, в самом здоровом виде, потому что и в сектах тоже духовная сфера задействована, но самая безобразная, хотя внешне это может быть похожим на какую-то духовную жизнь. Особенно если это делать с именем Бога на устах, говорить все время: «Иисус», «Аллилуйя». У людей несведущих может создаться впечатление, что и эти люди на правильном пути.

Сейчас сложилась с одной стороны очень странная, а с другой стороны очень закономерная ситуация, когда мы черное принимаем за белое, а белое – за черное. Это результат нашей общей духовной дезориентации: и общества нашего, и государства. Я надеюсь, что мы этим переболеем и, в конце концов, выйдем на правильный путь не только в области оказания помощи наркозависимым, но и вообще в области общественной жизни духовно сориентируемся.

В течение 10 лет своей работы центр «Подвижник» ведет статистику и обязательно отслеживает отдаленные результаты. Эффективность методики помощи наркозависимым, отличной от системы, принятой в государственном здравоохранении, подтверждается серьезными цифрами. Не всем и не всегда они нравятся: в официальной наркологии они, скажем так, гораздо скромнее. От нуля до 5% людей воздерживаются от приема наркотиков в течение года после пребывания в наркодиспансерах и наркологических отделениях (данные по государственным реабилитационным центрам). Возможно, исходя из этого специалисты – наркологи и представители госнаркоконтроля – подозревают в мошенничестве центры, где 80% бывших реабилитантов не употребляют наркотики. Доктор Боровских говорит об этом с горечью:

– Когда мы раньше приезжали в правительство области, к полномочному представителю Президента, в областное министерство здравоохранения и показывали наши цифры, то поначалу не понимали: а почему, собственно говоря, это никому не интересно? А люди отказывались в это верить при общем скепсисе по поводу оказания помощи наркозависимым. Все прекрасно видели, что происходит в нашей официальной наркологии. Поэтому человек, который говорил о 80% случаев успешной реабилитации, воспринимался либо как сумасшедший, либо как шарлатан.

Вообще, мы уже привыкли, что информации о деятельности «Подвижника» не то что мало доверяют, а вообще она никого не впечатляет. Особенно сейчас, когда всяких реабилитационных центров наплодилось большое количество, они появляются, исчезают, снова появляются, опять исчезают, и все заманивают, и все себя рекламируют, и тоже называют высокие проценты. Поэтому, когда кому-то рассказываешь, даже с цифрами в руках, на официальных собраниях или в официальных кабинетах, то никто особо не проникается этим.

Как-то легко прижилось в обществе мнение, что бывших наркоманов не бывает. А уж когда это звучит из уст главных специалистов региона, тогда чиновники по нашему поводу энтузиазмом вообще не очень загораются. Но стоит им побывать в нашем центре и посмотреть на воспитанников своими глазами, и отношение меняется сразу. Где-то было сказано, что Православие не доказуемо, оно показуемо. И те, кто у нас побывали, уже серьезно относятся к нашей деятельности.

Но сама ситуация в области реабилитации очень неблагополучна. Нет законов, которые регулировали бы эту деятельность. Нет законодательного акта, где было бы написано: «Реабилитация наркозависимых – это…», – и дальше было бы определение. Или: «Лечение наркомании – это…». Поэтому каждый вкладывает в эти понятия что-то свое, и возникает очень много мусора. Я надеюсь, что и в этой части будет наведен порядок. И тогда люди увидят, как много вредного и разрушительного для самих наркоманов и для тех, кто занимается такой работой, накопилось в сфере реабилитации.

Конечно, те 80%, о которых мы говорим, – это какая-то милость Божия, это не наша заслуга. Хотя я предполагаю, что, если бы мы имели больше финансовых ресурсов для совершенствования методики, повышения уровня условий проживания, уровня материального обеспечения и количества сотрудников, этот процент мог бы быть выше. Сегодня мы видим, что теряем часть наших воспитанников просто из-за недостатков в организации.

В православном реабилитационном центре «Подвижник» работает двенадцать человек, включая доктора Боровских (как врач-психотерапевт он проводит нравственно-ориентированную терапию) и духовника центра, отца Сергия Рыбчака. Вместе с отцом Никитой Заболотновым батюшка занимается с реабилитантами изучением Священного Писания. Два раза в неделю в «Подвижнике» проходят занятия по истории культуры. По словам Вячеслава Владимировича, их ведет очень грамотный специалист, который вносит большой вклад в дело реабилитации, поскольку оно зиждется на формировании духовно-нравственного основания жизни, для чего необходимо верное знание истории культуры, истории Церкви, истории религии.

Есть в центре и свои благочинные, то есть, люди, которые выстраивают все по чину, по порядку, по правилам, то есть, следят за соблюдением режима реабилитации. Благочинные сменяют друг друга раз в сутки, таким образом, на протяжении дня за порядком наблюдает всего лишь один человек.

При этом в «Подвижнике» нет ни охраны, ни видеонаблюдения. Это нередко вызывает удивление, недоумение, и даже такие высказывания: «Вячеславу Владимировичу легко заниматься реабилитацией, потому что они набирают себе воцерковленных наркоманов». На что доктор Боровских вполне резонно замечает, что, «если человек воцерковленный, он не может быть наркоманом; если человек наркоман, значит, у него есть проблемы с воцерковлением».

Проблемы с воцерковлением, к сожалению, не столь редки, чтобы можно было относить их только к наркоманам. Разного рода зависимости мешают человеку честно взглянуть на себя и, разобравшись в причинах увиденного безобразия, постараться с Божией помощью их искоренить. Для решения такого рода проблем Вячеслав Владимирович Боровских… открыл школу. Школу православного самосознания. Ее основой стали все те же занятия нравственно-ориентированной терапией, только теперь уже не с наркозависимыми, а с людьми вполне благополучными. На первый взгляд. Потому что, по словам доктора Боровских, большая часть населения невротизирована, а неврозы – проблема духовная, и решается она, соответственно, духовными же средствами. Сюда входят не только чтение литературы и катехизаторские занятия, но и работа, помогающая научиться самостоятельному общению с Богом в Церкви. К организации этих занятий подвигало многое, не последнюю роль сыграл и живой отклик, который следовал за выходом в эфир выпусков программы «Первая натура» (почти шесть лет Вячеслав Владимирович ведет эту передачу на православном телеканале «Союз»). Решающим стало благословение, данное Владыкой Викентием. В ноябре 2009 года Школа православного самосознания приступила к работе:

– 2010 год показал, что мы не ошиблись, что на самом деле интерес у людей есть и, вероятно, будет. Сейчас на Школу православного самосознания набирается почти полный конференц-зал Духовно-просветительского центра епархии. Причем, нравственно-ориентированная психотерапия состоит из таких блоков, когда человек может на любом этапе включиться в процесс. Но желательно, чтобы он все, что включено в этот курс, прослушал и внутренне творчески переработал. Кроме того, существуют индивидуальные занятия или занятия с небольшими группами людей. Также я провожу консультации на своем сайте http://www.borovskih.ru – действующая там система интернет-консультаций дает возможность деятельно помогать людям. У меня уже вся жизнь состоит из этого.

Жизнь, состоящая из соприкосновения с болью, бедами, проблемами, заболеваниями и страстями людей… Так жить можно, только если Господь уже даровал увидеть, как боль утихает, беда проходит, проблема решается, болезни врачуются, страсти искореняются. Тогда и можно убежденно говорить о том, что каждый наркоман – по-своему одаренная Богом личность, чьи дарования были съедены зависимостью, но не исчезли окончательно. И верить в то, что наступит свобода от зависимости, и надеяться на благодатное раскрытие этих угасших было дарований, и грамотно и терпеливо помогать этому.

В заключение нашего разговора Вячеслав Владимирович рассказывает о случаях из практики, особо его поразивших:

– Историй этих очень много. Бывало, что человек, пришедший в центр, выглядел, как бомж. И от него все отказались, и все на нем поставили крест. И никто уже всерьез не надеялся на то, что он вообще выживет, и просто хотели избавиться от него хотя бы на год. А в результате нашей реабилитации человек становился полноценным членом общества, поступал в какое-нибудь учебное заведение или организовывал свое собственное дело, становился просто нормальным человеком. Посмотришь – студент, бизнесмен, ученый после всего, что с ним было. Но это не главное, потому что за внешним успехом стоит внутреннее преображение человека. А он ходит в Церковь, молится Богу, исповедуется, причащается, воспитывает своих детей.

Мне кажется интересной история одного из первых моих пациентов. Он начал заниматься у меня еще амбулаторно, каждый день приезжал со своей мамой на занятия нравственно-ориентированной психотерапией. У него не было абсолютно никакого желания выздоравливать. Я видел, что он порой приезжал в состоянии наркотического опьянения. Мама этого не видела, а я видел. Видимо, с опытом вырабатывается такое чутье, когда понимаешь, что человек под дозой. Но, тем не менее, я решил, что все равно буду работать с ним. Если есть возможность у него посидеть полтора часа в угоду маме своей, буду заниматься.

И, в конце концов, он не выдержал и на одном из занятий сказал: «Ну, Вячеслав Владимирович, как вы можете все это говорить? Как вы можете всем этим заниматься? Это же полное фуфло! Ну, какая Церковь? О чем вы? Церковь – это бородатые мужики, которые создали коммерческую структуру, чтобы бабки зарабатывать. Нормально устроились ребята. Какая там Божия благодать? Какой Бог? Где вы его видели?»

Я тогда это проглотил и продолжал с ним работать, больше переживая за его маму, потому что она все надежды возложила на наши занятия. И вот однажды он прямо на занятии, на моих глазах пожелтел – у него был вирусный гепатит С, а тут активизировался процесс, началась гибель печеночных клеток, декомпенсация и пигментация кожи – состояние, угрожающее жизни. Его немедленно госпитализировали в инфекционное отделение, подлечили немножко и подтвердили диагноз: «Вирусный гепатит С». А что это такое, все знают. Потом, когда мы создали центр «Подвижник», он стал одним из первых его пациентов, почему – не знаю. Он сам, осознанно захотел именно в православный реабилитационный центр. Хотя внешне он проявлял такое же отношение к Церкви, как и раньше.

А дальше был такой эпизод: через две-три недели после начала реабилитации, когда в центре было всего восемь человек, кто-то предложил сбегать уколоться – и семеро сбежали. Остался только один – вот этот юноша, о котором я рассказываю. Меня в это время в центре не было. Когда я вернулся, увидел нашего благочинного и его, сидящего над ведром и чистящего картошку. Вижу, что у него дрожат руки. Я говорю: «Ну, хорошо, а ты почему остался?». Он говорит: «Вы знаете, Вячеслав Владимирович, меня Бог удержал. Вот сейчас я точно понял, что Бог есть. И именно поэтому я здесь. Если бы не Бог, я бы побежал вместе с остальными. А меня какая-то сила мощная удержала».

И так потихонечку началась его настоящая реабилитация в центре. Прошло какое-то время, и его вера в Бога разгорелась так, что даже мы с отцом Сергием удивлялись. Отец Сергий – священник, видавший виды, просто поражался, какое преображение человеческой личности произошло благодаря тому, что человек уверовал во Христа.

У него изменилось все, начиная с манер и заканчивая душевными качествами. Было видно, как буквально на глазах какие-то страсти преображаются в те добродетели, на которых они паразитировали. Как он молился, это надо было видеть! Он молился так горячо и так громко, непроизвольно громко, и какой силы была его молитва!

Через несколько месяцев после поступления в центр мы обычно обследуем наших ребят на вирусы гепатита и вирус иммунодефицита. У него не было обнаружено антител к гепатиту С – то есть, здоров. Врачи говорят: «Это, наверное, ошибка. Давайте еще раз проверим». Еще раз проверили – нет антител. Врачи не верят. При той активности процесса, которая была, когда он пожелтел на глазах и при тех анализах, которые у него были раньше, это чудо. При всех перспективах человека, носителя гепатита С, выздороветь – это чудо.

Вот так Господь снизошел к нему, как к Своему яростному противнику. В конце концов, он закончил реабилитацию очень хорошо. Женился, у него двое детей. И больше всего меня радует как результат – это его понимание, что, если Господь после всего с ним бывшего оставил его жить на земле, привел в Церковь, то, значит, его жизнь должна быть служением Богу. Не важно, как, но жизнь должна быть посвящена Богу. И это свидетельство настоящей реабилитации.

Беседовала Елена Макеева
Фото из архива центра «Подвижник»

Занятия в «Школе православного самосознания» проходят по вторникам в 19.00 в конференц-зале Духовно-просветительского центра по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а. Вход свободный.

Дополнительная информация по телефону: (343) 206-46-20

•Фоторепортаж•

•10 •февраля• 2011•

Волшебное слово. Протоиерей Евгений Попиченко •10.02.2011•

Паломничество. Куда ведет тропа святого Симеона? •10.02.2011•

•к списку•

2010

2011

2012

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *