Храм в дубровицах

История храма

Русская Православная Церковь
Московская епархия Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах << Назад

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.

В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Знаменская церковь (Дубровицы)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2018; проверки требуют 5 правок.

Православная церковь
Знаменская церковь
церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
55°26′28,67″ с. ш. 37°29′39,87″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Посёлок Дубровицы
Московская область
Конфессия Православие
Епархия Московская
Архитектурный стиль голицынское барокко
Автор проекта Неизвестен
Основатель Борис Голицын при участии Петра I
Первое упоминание 1698 год
Дата основания 1690 год
Строительство 1690—1704 годы
Дата упразднения 1930
Реликвии и святыни Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501410413080086 (ЕГРОКН). Объект № 5010359009 (БД Викигида)
Состояние Неудовлетворительное
Сайт dubrovitsy-hram.ru
Знаменская церковь на Викискладе

Храм Зна́мения Пресвятой Богоро́дицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 км от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиния. Настоятель — протоиерей Андрей Грицышин.

Строительство и архитектура

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. На её месте в 1662—1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года. Время постройки — с 1690 по 1703 год. Предположительно, в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели. Так, Алексей Греч приводит замечание секретаря австрийского посольства Иоганн Корба (1698) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях — Дубровицах и Вязёмах — «два весьма красивых храма». Греч, однако, подвергает сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым, а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно».

В конце XVII века, при князе Борисе Голицыне, который был воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.

Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Бориса Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с коринфскими капителями — не классической формы, а свободно стилизованными. Высокий фундамент обведён открытой папертью, обильно декорированной резьбой, и орнаментом, расположенным вдоль парапета. У церкви четыре лестницы, ведущие к дверям в центральных гранях выступов. Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз. Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами. Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании. Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно.

Храм украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. Двенадцать фигур апостолов разделяют грани восьмерика: восемь скульптур по его углам и четыре —— перед окнами.

Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона. В постройке сочетается устремлённость вверх и ряд акцентирующих горизонтальных линий.

На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.

Храм богато украшен горельефными композициями, резным барочными иконостасом и хорами. Отличительной чертой убранства храма были помещённые в картуши надписи на латинском языке: четверо- и трёхстишия, в том числе строфы гимна «Patris sapienta, veritas Devina» авторства ученика Фомы Аквинского — Эгидо да Колонны. Надписи в 1870-х годах были переписаны и зафиксированы в рукописи отца Сергия Романовского. Похожие надписи имелись и на Меншиковой башне в Москве, но там они были утрачены при поновлении церкви в 1850-х годах.

К середине XVIII века к юго-западу от храма была построена трёхъярусная колокольня. Она также была выполнена в стиле барокко, но характер её архитектуры был более спокойным и традиционным. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил 2 тонны. Под колокольней в 1780-х годах была освящена тёплая церковь во имя мучеников Адриана и Наталии.

В конце 1840-х годов под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего 27 августа 1850 года он был вновь освящён — митрополитом Московским Филаретом. Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания». По требованию митрополита Филарета латинские стихи были заменены на церковнославянские надписи, поясняющие содержание горельефов.

Галерея

Интерьер церкви с барочным резным иконостасом — ровесником храма. Хоры церкви на фотографии Петра Павлова Вид сверху на стрелку Десны и Пахры. Искусственная насыпь наподобие кургана появилась в конце XIX века при С.М. Голицыне
Оформление стен резьбой по камню выполнено итальянскими или швейцарскими мастерами Скульптурное убранство, нехарактерное для русско-византийской традиции Дубровицы, храм «Знамения» и взорванная колокольня, 1930 г. Вид на церковь с воздуха (2016 год)

История прихода

В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

В 2004 году, к 300-летию освящения храма, завершился первый этап его реставрации. В частности, был восстановлен интерьер, возвращены стихи на латыни.

Настоятели церкви

Настоятели церкви за всю историю
Даты Настоятель
… — …
до 1844 — после 1850 священник Иоанн Булкин
… — …
… — 1930 священник Михаил Порецкий
1930—1990 период закрытия
1990—1999 протоиерей Сергий Позоров
2 ноября 1999 — 2004 священник Александр Катков
декабрь 2004 — н. в. протоиерей Андрей Грицышин (род. 1970)

Примечания

  1. ↑ 7 октября 2009 года Всемирный фонд памятников включил храм в список объектов, находящихся под угрозой разрушения.
  2. ↑ 1 2 Тарунов, 1991.
  3. ↑ 1 2 3 Семенов К. А. Старинное описание церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 75—83. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN 0320-0841.
  4. ↑ Панков Д. Д. Люди своего времени. — Академия-XXI, 2011. — 227 с. — ISBN 978-5-91428-042-7.
  5. ↑ Греч, 1925, с. 73—75.
  6. ↑ Греч, 1925, с. 75.
  7. ↑ 1 2 Греч, 1925, с. 76.
  8. ↑ 1 2 Греч, 1925, с. 77.
  9. ↑ Греч, 1925, с. 78.
  10. ↑ Греч, 1925, с. 81.
  11. ↑ «Дубровицы» на реке Пахре. Архивировано 12 марта 2012 года.
  12. ↑ 1 2 3 Кувшинская И. В. Corona Aurea: Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 84—91. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN 0320-0841.
  13. ↑ Филарет, 1885, с. 95.
  14. ↑ Храм Знамения в Дубровицах (недоступная ссылка).

Литература

  • Греч А. Дубровицы // Подмосковные музеи : Путеводители Вып. 4. / Под ред. Ив. Лазаревского и В. Згура. — 1925.
  • Колосова А. Г., Фёдорова Р. П. Дубровицы, «Воздвиг он храм сей величавый». / 4-е изд., перераб. и доп. — Дубровицы, Московская область. — Отпечатано в ОАО «Тульская типография». 2009. — С. 1—94.
  • Красилин М. Знаменская церковь в Дубровицах. (О превратностях судьбы неизученного памятника архитектуры XVIII в. в подмосковном имении Голицыных.) // Наше наследие : журнал. — 1991. — № 23.
  • Слово по обновлении храма Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицах // Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. — Т. V. — М., 1885.
  • Тарунов А. М. Дубровицы. — М.: Московский рабочий, 1991. — 112, с. — (Памятники Подмосковья). — 45 000 экз. — ISBN 5-239-01177-X.

Ссылки

  • История на официальном сайте церкви Знамения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Знамения Пресвятой Богородицы
  • Фоторепортаж — Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Дубровицы (57 фото)
  • Дубровицы. Знаменская церковь. Усадьба Голицыных
  • Подмосковные Дубровицы
  • Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах // Архнадзор
  • Панорамный вид на церковь
  • Современные (2015 год) и дореволюционные фотографии церкви, фото колокольни в 1930-х в Российской газете.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» (Дубровицы)

Материал из Азбука паломники Перейти к: навигация, поиск

Россия Московская область посёлок Дубровицы

Идёт загрузка карты…

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых. Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко.

Жизнь прихода

Воскресная школа

Детская воскресная школа при Знаменском храме в Дубровицах существует с 2003 г. В настоящее время в ней обучаются около 50-ти детей в возрасте от четырех до тринадцати лет. Занятия проводят прихожане, имеющие богословское и педагогическое образование. Родители также принимают активное участие в воспитательном процессе, благодаря чему, в школе создается семейная обстановка.

Внутреннее убранство храма

На протяжении 5-летнего обучения дети изучают Закон Божий, историю России и Церкви, жития святых, церковнославянский язык, церковное пение, занимаются творчеством. С неизменным энтузиазмом и в дружественной обстановке проходит подготовка к рождественским и пасхальным спектаклям, к Дню славянской письменности и культуры.

Пешие прогулки к храмам Подольского благочиния, лодочные переправы к святому источнику, многодневные паломничества в монастыри помогают ребятам понять историю православной Руси. За последние годы подобные поездки состоялись в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Саввино-Сторожевский, Спасо-Бородинский, Ново-Иерусалимский, Серафимо-Дивеевский, Соловецкий и Валаамский монастыри.

Духовником школы является настоятель Знаменской церкви протоиерей Андрей Грицышин. Каждое воскресенье он проводит беседы по Евангелию с родителями учеников и всеми желающими.

Паломническая служба

Паломническая служба церкви Знамения Пресвятой Богородицы приглашает посетить уникальный храм в Дубровицах. Церковь является одним из самых неординарных памятников культового зодчества конца XVII – начала XVIII в. Храм давно вошел в мировую сокровищницу архитектуры.

До настоящего времени доподлинно неизвестны ни авторы этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма трудились как иноземные, так и русские мастера.

О других особенностях памятника и его многовековой истории вам расскажут наши экскурсоводы. Для паломников возможен приезд на богослужения.

Экскурсионные маршруты:

  • Обзорная экскурсия по храму и усадебному комплексу в Дубровицах.

Телефон: +7(4967) 65-16-44; +7(916)134-80-32 Галина Олеговна (начальник паломнической службы).

Факс: +7(4967) 65–16–44

Святые

  • Священномученик Николай Порецкий

Святыни

  • Икона Богородицы «Знамение», написанная около 150 лет назад. Этот образ особо почитается прихожанами: еженедельно перед иконой служатся молебны с чтением акафиста.
  • Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы. Находится в пятистах метрах к северо-западу от церкви Знамения Пресвятой Богородицы в лесу на высоком обрывистом берегу р. Десны. По преданию, из Покровского храма с. Ерино исчезла икона великомученицы Параскевы, после долгих поисков образ нашли в лесу. Икона чудесным образом была прикреплена к дереву. Ее осторожно сняли и с благоговением отнесли обратно в храм. Через три дня икона снова исчезла, и ее опять нашли висящей на дереве, на том же месте, где и в первый раз. Святыню снова вернули в храм. Ночью настоятелю церкви во сне явилась святая Параскева и сказала, чтобы отнесли икону в лес, где она являлась: под деревом находится святой источник. Так людям было явлено это место. Источник упоминается в литературе начала XIX века. До революции это место было почитаемо жителями г. Подольска, там служились молебны. Во времена гонений на Церковь источник разрушили и засыпали грязью, надеясь прекратить посещения и моления верующих. Однако на протяжении всего этого времени люди тайно посещали источник, молились и получали благодать исцеления по вере и своим сердечным просьбам. В советские годы источник был известен местным жителям под названием «святой колодец». В 2000 году Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил начать здесь богослужения и восстановительные работы. За последние годы на источнике возвели часовню, устроили бассейн для погружений и облагородили прилегающую территорию.

Престольные праздники

Иконы Божией Матери «Знамение» — 10 декабря

Как добраться

Адрес: 142132, Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Тел./факс: + 7(4967) 65–16–44

Проезд:

  • электропоездом с Курского вокзала до станции Подольск, далее автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы;
  • от станции метро «Южная» автобусом № 417 до пос. Дубровицы;
  • автотранспортом по Варшавскому шоссе через г. Подольск до указателя «Усадьба Дубровицы. Церковь Знаменская» (указатель установлен около Центрального архива Министерства обороны РФ), далее поворот направо и ехать прямо до пос. Дубровицы.

Паломнику

Храм открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 17.00 (если есть вечерняя служба, то до 20.00).

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни; в будни – согласно расписанию.

Таинства (крещение, венчание, елеосвящение) и обряды (отпевание) совершаются по предварительной договоренности со священником.

Расписание богослужений

Фото

Видео

Дубровицы Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Храм Зна́мения Богоро́дицы в Дубровицах

Дубровицы, церковь Знамения

Храм Пресвятой Богородицы «Знамение»

Ссылки

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Церковь Знамения в Дубровицах: европейская архитектура в деталях

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы — витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых — делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

Храм возводился из известняка по заказу Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра Великого, в течение полутора десятков лет. Строительство религиозного сооружения было завершено в 1703 году, а год спустя его освятили. Он является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных, Потёмкиных и Дмитриевых-Мамоновых. Высота церкви составляет 42 метра; она включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — уникальный образчик церковного зодчества // Denis Demchenko, Flickr
Внутреннее убранство церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // mutaboratum, Flickr
Высота храма составляет 42 метра, Дубровицы // Nataliya Belitskaya, Flickr
Вместо традиционного купола церковь Знамения Пресвятой Богородицы венчает золотая корона, Дубровицы // Alex Yak, Flickr

Советы

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах действующая — и в ней проводятся службы. Её можно посетить ежедневно, с 9:00 до 17:00; в дни, когда есть вечерняя служба, храм открыт до 20:00.

Расположение

Поселок Дубровицы расположен в 7 километрах к западу от Подольска и в 24 километрах к югу от МКАД. Добраться до церкви Знамения из Москвы можно по Симферопольскому шоссе через Подольск. От площади Ленина повернуть направо на улицу Кирова, затем — снова направо, на Октябрьский проспект, далее по указателям до поселка.

Пригородные электропоезда отходят с Курского вокзала Москвы до станции Подольск каждые 15 минут. Время в пути — меньше часа. Далее добраться до поселка Дубровицы можно на рейсовом автобусе №65, который отправляется от железнодорожной станции; поездка займет не более 20 минут. Расписание движения автобуса можно найти на сайте www.mostransavto.ru.

Автобусное сообщение соединяет Москву с Дубровицами; маршрут №417 отправляется с понедельника по субботу от станции метро «Южная». Время в пути — около часа, в зависимости от ситуации на дорогах. Автобусы из Москвы отходят в 8:00, 8:40, 11:10, 12:00, 14:50, 15:20, 18:26 и 19:08; из Дубровиц — в 6:45, 7:25, 9:55, 10:45, 13:35, 14:05, 17:11 и 17:53. Также на автобусе можно доехать до Подольска; маршруты №406, №407 и №417 также отправляются от метро «Южная», поездка займет порядка 50 минут. Необходимо выйти на остановке «Площадь Ленина» и пересесть на автобус, следующий до Дубровиц.

Церковь Знамения находится на вершине холма в поселке Дубровицы, на западной окраине города Подольска, к югу от Москвы.

закрыть

Расскажи редакции Travel.ru
о чудесах света!

закрыть

Чудеса света

Место для сообщений

Новости

09.11.18 Покупка и обмен билетов и онлайн-регистрация «Сибири» не будут доступны почти 15 часов
08.11.18 «Победа» так и не решила проблему с регистрацией на рейсы, но хочет летать в Эйндховен
«Победа» будет летать из Москвы в Петрозаводск
07.11.18 Покупка и обмен билетов и онлайн-регистрация «Сибири» не будут доступны на выходных
31.10.18 «Аэроэкспресс» отменяет скидку за покупку билета онлайн
30.10.18 Тариф дня: Москва — Уфа — 1999 рублей в купе РЖД
Новый сайт аэропорта Екатеринбурга: провальная попытка заменить информацию дизайном
29.10.18 Стоимость авиабилетов за рубеж на этой неделе не изменится
Движение поездов в сторону Сочи возобновлено по временной схеме
«Победа» вводит сбор за распечатку посадочного и требует являться на визовую проверку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *