Храм в пыжах

Возведение деревянного Благовещенского храма на месте теперешнего Николо-Пыжевского началось не раньше, чем в 1593 году. Прихожанами храма выступали стрельцы войска стольника Философова.
Стрелецкое войско Философова во времена правления Алексея Михайловича было направлено в Киев для служения в гарнизонах. На смену им пришли войска стрельцов под командованием Богдана Пыжова, от имени которых храм и несет свое теперешнее название. К тому промежутку времени (где-то в 1657 г.) относится возведение каменного храма Благовещения, существование которого не прекращается и по сей день. Пристройки к храму начали сооружать примерно в 1691 году. Первая из пристроек (пределов) была устроена в честь святого Николая Чудотворца стараниями Пыжевского войска, вторая — по воле киевских стрельцов Философова войска во славу преподобным Антонию и Феодосию Печерским. В 1858 году пристройка имени Антония и Феодосия Печерских была ликвидирована, но это никак не повлияло на празднование в честь Преподобных, которые проводились с прежней величавостью.

На протяжении будущих лет храм многократно продолжали достраивать и реконструировать. В 1812 году французы разорили храм. И лишь в 1848 году были учреждены работы по планомерной реконструкции храма, которые длились на протяжении свыше 40 лет. В течение всех этих лет староста И. А. Лямин выступал основным благодетелем и попечителем храма.
Во времена преследований в храме несли службу трое из прославленных нынче новомучеников и исповедников – настоятель храма с 1928 по 1934 преподобноисповедник Гавриил, священномученник Николай и мученица Татьяна.
Закрытие храма состоялось в 1934 году. Внутри произошли кардинальные перестройки: основную пристройку разобщили на 3 этажа, в трапезной учредили акустическую камеру. На территории храма поочередно были расположены: общежитие строителей, лаборатория наркомата среднего машиностроения, швейные мастерские «Росмонументискусство».

27.09. 1990 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил указ, который возвращал храм Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов был приставлен к храму в качестве его настоятеля. Первое богослужение было проведено 11.07.1991. Но в главной пристройке еще на протяжении полугода функционировали мастерские «Росмонументискусство».

В 1992-2003 гг. рукой иконописца И. В. Клименка были созданы иконостасы Благовещенского и Никольского приделов. В Никольской пристройке уцелели росписи художника А. Соколова, датируемые концом 19 века.

В 1993 году во имя священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников Российских с позволения Святейшего Патриарха Алексия II было проведено освящение третьего престола.

Чтимые святыни: крест-мощевик с частицами мощей 72 святых (в том числе св. Иоанна Предтечи, св. ап. Марка, св. ап. Луки), частицы мощей свт. Николая, св. равноап. Ольги, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобноисповедников Сергия (Сребрянского) и Гавриила (Игошкина), священномученика Владимира, митрополита Киевского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), преподобного Силуана Афонского, блаженного Василия, Христа ради юродивого, преподобных Кукши и Ионы Одесских, преподобного Зосимы Владимирского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, частица св. мощей (молочный зуб) одного из детей св. Царской Семьи. В храме постоянно пребывает мироточивый образ святого мученика страстотерпца Государя Николая II.



Большая Ордынка. Прогулка по ЗамоскворечьюДроздов Денис Петрович

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ

(Большая Ордынка, № 27а)

Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из древнейших сооружений Замоскворечья. И опять Николай Чудотворец! Храм построен на средства стрельцов полковника Богдана Пыжова и был когда-то слободской церковью Стрелецкой слободы. Насчет точной даты постройки у исследователей есть разногласия. У М.И. Александровского в «Историческом указателе московских церквей» говорится, что церковь построена в 1647 – 1657 годах. А.А. Мартынов в книге «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» называет дату около 1670 года. Различные знания о московских храмах прекрасно систематизированы в четырехтомнике писателя и историка П.Г. Паламарчука «Сорок сороков». Автор практически не делает собственных выводов, представляя данные из разнообразных источников. П.Г. Паламарчуком проделана многосложная работа, ведь в книгах рассмотрены не только действующие храмы, но и закрытые, и разрушенные.

Изначально церковь была освящена в честь Благовещения Богоматери, а нынешнее название получила по одному из приделов Святителя Николая. Ранее на месте каменного храма была деревянная церковь Благовещения «что в стрелецком полку Философова», построенная в начале XVII века стрельцами полка стольника Философова, которых позже сменили здесь стрельцы полковника Пыжова.

В полк Пыжова набирали стрельцов из вольных людей. Их называли «гулящими», то есть не прикрепленными к тяглу – налогу, которым облагалось посадское и торгово-ремесленное население. Согласно документам тех лет, стрельцы должны были быть собою бодры, и молоды, и резвы. В качестве вознаграждения за службу им предоставлялись торговые льготы: они имели право беспошлинно покупать и продавать мелкий товар. Начальник расположенного в районе Большой Ордынки стрелецкого полка Богдан Климентьевич Пыжов был представителем старинного московского дворянского рода. В двадцатидевятилетнем возрасте он был назначен командиром стрельцов в бывшей Кожевенной слободе.

Вот какой любопытный эпизод описывает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Стрельцы полку Пыжова всем приказом били челом государю на полковника своего Богдана Пыжова, что он вычитал у них по половине денежного жалованья; царь велел разыскать дело Языкову. Говорят, что Языков сделал розыск несправедливый, поверил полковникам… Как бы то ни было, челобитчиков стрельцов, лучших людей, велено наказать, чтоб они впредь не смели бить челом на полковников, их били кнутом и разослали в ссылки». Почти то же самое и у А.Н. Толстого в историческом романе «Петр Первый»: «Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы… А пошли жаловаться, – челобитчиков били кнутом перед съезжей избой».

Не лучшими человеческими качествами обладал Богдан Пыжов, но военачальником был превосходным. Под его командованием полк участвовал в самых опасных походах против запорожских черкас гетмана Брюховского в 1668 году и против Степана Разина в 1670 году. В феврале 1682 года полковник Пыжов был переведен воеводой в вятский городок Кайгород. Наверное, надоели Федору Алексеевичу челобитные на Пыжова, не посмотрел царь на военные заслуги полковника. Но с другой стороны, может, и спасительным оказалась для Богдана Пыжова эта ссылка, потому что в 1698 году произошло восстание московских стрелецких полков, и Пыжов мог оказаться в числе нескольких тысяч повешенных. Или убит своими же стрельцами, ведь одной из причин стрелецкого бунта, наряду с тяготами службы, изнурительными походами и голодом, историки называют притеснения со стороны полковников. А в этом-то совесть Богдана Пыжова была нечиста.

Храм Святителя Николая в Пыжах

В 1692 году стрельцы построили колокольню и трапезную с приделом Святителя Николая. А через шесть лет случился бунт и кровавая расправа. Петр I собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам – зачинщикам бунта. На картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» одной из самых выразительных деталей является толстая свечка, горящая в руках одного из стрельцов. А ведь ближайшей стрелецкой церковью к месту казни была именно церковь Николы в Пыжах, и может, именно здесь ставили свои последние свечи московские стрельцы.

До 1692 года приделы церкви Благовещения находились в боковых апсидах. Точнее сказать, апсиды, которые были увеличены надстройками, стали самостоятельными приделами, выступающими за стены четверика. Раньше над каждым приделом возвышалась глава. Южный Никольский придел храма был возведен в 1811 году. Тогда же реконструировали трапезную, получившую теперешний вид. Придел повторяет скругление апсиды. К сожалению, декор трапезной не сохранился, но зато уцелели маленькое окошко и карниз. В 1812 году церковь Николы в Пыжах была разорена французами. Храм обновлялся в 1858 году на средства многолетнего церковного старосты купца И.А. Лямина и в 1895 году за счет его жены Е.А. Ляминой в память о скончавшемся супруге. В 1858 году был также изготовлен иконостас, не сохранившийся до наших дней.

Храм Николы в Пыжах имеет привычный для русского зодчества вид «корабля», когда церковь стоит на одной оси с трапезной и колокольней. Храм влюбляет в себя необычными архитектурными находками, художественным вкусом и фантазией зодчего. Он находится немного в глубине двора за решетчатым забором, и летом его закрывают от взора раскидистые кроны деревьев. Не поленитесь – обойдите храм вокруг, и вы получите настоящее эстетическое удовольствие. Белокаменные кокошники, завершающие двухсветный четверик, расположены так, как будто это бегущие вспененные волны. А на волнах мирно «плывут» пять куполов. Кокошники поднимаются от богато украшенного антаблемента, который подчеркивает прямоугольную форму храма. Еще одной особенностью является то, что храм вытянут поперек оси, идущей от колокольни, что придает ему объемность.

Зодчий использовал такое разнообразие форм, накладывающихся друг на друга, что порой удивляешься, как при всем этом он добился единства и цельности. Храм создает впечатление не архитектурного, а скульптурного произведения, как будто зодчий делал из цельного куска камня, обрабатывая его маленьким скарпелем и добиваясь пластичности и декоративности. При этом нельзя сказать, что церковь Николы в Пыжах украшена роскошно или вычурно. Декор храма отличается сложностью и изящностью рисунка, который практически не повторяется в разных элементах церкви. Особенно выделяется каменный наряд в восточной части – на центральной апсиде. Обязательно обратите внимание на наличники окон и порталы входа в церковь, украшенные живописным декором. В стройной шатровой колокольне целых шестнадцать слуховых окон в два ряда, чтобы прекрасный колокольный звон храма слышался по всему Замоскворечью. Необычное арочное крыльцо как будто вырастает из колокольни. Ограда со стальной решеткой относится к концу XIX века.

В 1922 году при проведении реквизиции церковных ценностей из церкви были изъяты золотые и серебряные изделия весом более двадцати пудов. Бесследно пропала уникальная утварь, сделанная из серебра с инкрустациями драгоценных камней в стиле XVII века. В 1930-х годах церковь Николы в Пыжах была закрыта и подвергнута перестройке. Колокол Никольского храма, как и многих других московских церквей, передали в Большой театр, где он звонил в опере «Борис Годунов». Теперь этот колокол верно служит в московском храме Богоявления в Елохове, однако на нем сохранилась надпись 1900 года, сообщающая о его принадлежности к церкви Святителя Николая в Пыжах. В 1960-х годах в храме проходила реставрация. После здесь располагались строительное общежитие, НИИ стройматериалов и швейные мастерские «Росмонументискусства». Многие иконы из храма Николы в Пыжах поступили в 1930-х годах в фонды Третьяковской галереи и других музеев. Среди них Спас Вседержитель XVII века, Троица и Смоленская Одигитрия.

В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви, а в январе 1992 года возобновились богослужения. Новые иконостасы выполнены иконописцем И.В. Клименко в 1992 – 2003 годах по канонам московской иконописной школы. В южном приделе есть росписи конца XIX века. В 1993 году в храме был освящен третий престол в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников российских. Настоятелем храма Николы в Пыжах является протоиерей Александр Шаргунов – глава комитета «За нравственное возрождение Отечества», созданного для борьбы с пропагандой в России разврата и сатанизма.

Следует сказать отдельно о хоре Свято-Никольской церкви, потому что одна из певчих хора – контральто с мировым именем Лина Мкртчян, голос которой, по словам Д.С. Лихачева, отличается редкой красотой, силой, наполненностью и точно льется с небес, одновременно приподымаясь, струясь ввысь. С недавнего времени при храме действует хоровая школа. Святыней церкви Николы в Пыжах является крест-мощевик с частицами мощей семидесяти двух святых, в том числе пророка Исаии, Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Луки и Андрея Первозванного, святителя Николая и равноапостольной княгини Ольги. Особо чтимая икона храма – мироточивый образ святого царя-страстотерпца Николая. Возле этой иконы, расположенной в центральной части церкви, на утренних службах почти всегда очередь из желающих поклониться. Рядом с ней находится икона Царских мучеников. В ее мощевике есть молочный зуб царевича Алексея.

При всем внешнем великолепии внутри церковь необычайно скромна и уютна. Свежевыбеленные стены храма почти не имеют росписей. Особенно красив храм Николы в Пыжах зимой, когда его не загораживает листва деревьев. Да и белизна снега идеально сочетается с белокаменным «одеянием» церкви. Храм похож внешне на изящного белого лебедя. Он отличается живописностью силуэта, богатством декора и сложностью композиции. Храм построен перед самым началом царствования Петра I и является одним из последних типично русских храмов, ведь потом западное влияние будет ощущаться в архитектуре все больше и больше. Безымянный зодчий благодаря своему таланту и фантазии сделал церковь Николы в Пыжах ни с чем не сравнимым образцом русской художественно-архитектурной мысли.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Большая Ордынка, № 20) Первая церковь, стоящая непосредственно на Большой Ордынке, – монументальный храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Возле него остановимся надолго. Эта церковь не может не впечатлять и не

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13) Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители выделяется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева в 1912 году. При закладке соборного камня 22 мая 1908 года (о

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43) Этот дом с длинным фасадом никого не оставит равнодушным. Удивителен он хотя бы тем, что его раз за разом удлиняли вдоль красной линии Большой Ордынки, а не в глубь двора. Первыми хозяевами особняка были дворяне

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47) Но возвратимся опять на Большую Ордынку. Нас ждет заключительный отрезок пути. Помните, когда мы гуляли по Большому Толмачевскому переулку, то проходили мимо библиотеки имени К.Д. Ушинского. Теперь на

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60) Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье последняя только по порядку, но не по значению. Трудно поверить, что храмов на пути мы больше не увидим. Вся наша прогулка логически состояла из

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах известен с 1625 года.
Современное здание двухпрестольного храма было построено в 1672 году.
Главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, придел – святителя Николая Мирликийского.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1934 году.
Перед закрытием в храме совершали свое служение: преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), священномученик Николай Сафонов, трудилась мученица Татьяна Гримблит.
В 1990 году приход храма был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.
В 1992 году состоялось освящение Никольского придела Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Крест-мощевик с мощами многих святых Вселенской Церкви.
Образ страстотерпца Царя Николая II, а также икона святых Царственных страстотерпцев.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В воскресные дни, а также в дни великих, двунадесятых и престольных праздников совершаются две Божественные литургии – в 7.00 и в 10.00.
В остальные дни начало Божественной литургии в 8.00. Начало вечернего богослужения в 18.00.
В воскресенье вечером совершается акафист Иисусу Сладчайшему или акафист празднику, в среду вечером совершаются акафисты попеременно святителю Николаю Чудотворцу и св. Царю-страстотерпцу Николаю II.

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Александр Иванович ШАРГУНОВ, настоятель.
Родился 31 декабря 1940 года.
Образование: МГИИЯ им. М. Тореза, Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия. Кандидат богословия.
27 марта 1977 г. рукоположен в сан диакона.
21 мая 1977 г. рукоположен в сан священника.
13 ноября 1990 г. назначен настоятелем храма.
Протоиерей Валерий Владимирович ГУРИН, штатный клирик прихода храма.
Родился 24 сентября 1964 года.
Образование: среднее.
18 апреля 1992 г. рукоположен в сан диакона.
14 февраля 1993 г. рукоположен в сан священника.
Иерей Алексий Викторович КОРШУНОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 12 сентября 1972 года.
Образование: МГА ветеринарной медицины и биотехнологии, Московская Духовная Семинария.
22 мая 2000 г. рукоположен в сан диакона.
21 сентября 2006 г. рукоположен в сан священника.
Диакон Андрей Николаевич ДЕМЧЕНКО, штатный клирик прихода храма.
Родился 13 сентября 1973 года.
Образование: Воскресенский строительный колледж. Коломенская Духовная Семинария.
7 ноября 2010 г. рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до ст. м. «Третьяковская». Выход на ул. Большая Ордынка. Идти 1-2 минуты в сторону от центра.
При храме действуют детская и взрослая воскресные школы, православный военный клуб «Симъ победиши», заочная воскресная школа для заключенных.

Храмы России

Российская федерация

Москва
Замоскворечье

Замоскворечье

Российская империя

Московская губерния
Москва, город
Замоскворечье
версия для печати

Церковь Николая Чудотворца, что в Пыжах

Николо-Пыжовская церковь; Николо-Пыжевская церковь

Учетная карточка
У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название

Церковь Николая Чудотворца, что в Пыжах

Обиходные названия

Николо-Пыжовская церковь; Николо-Пыжевская церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь

Тип постройки церковь
Дата основания не позже кон. XVI в.
Дата постройки последнего здания 1672 (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Персоналии
  • Антипов Павел Евграфович (свящ.)
  • Горожанкин Михаил Иванович (ктитор)
  • Закатов Сергей Сергеевич (свящ.)
  • Крылов Сергей Петрович (ктитор)
  • Орлов Константин Яковлевич (прот.)
  • Орлов Яков Константинович (свящ.)
  • Павлов Александр Николаевич (псал.)
  • Померанцев Николай Семенович (свящ.)
  • Холмогоров Николай Петрович (диак.)
Историческое исповедание Православная
Современная принадлежность РПЦ МП
Статус действ.
Адрес на 1917 г. Москва, ул. Большая Ордынка, 27; Малая Ордынка, 6
Современный адрес Москва, ул. Большая Ордынка, 27А/8
Телефон 951-37-42
E-mail st.nicholas@mtu-net.ru
Web http://www.vpyzhax.ru/
Краткое описание Благовещенская деревянная известна с кон. XVI в. Нынешняя главная церковь возведена к 1672, трапезная и обширный южный Никольский придел построены заново в 1811 в стиле классицизма. Бесстолпный двусветный храм, увенчанный пятиглавием на горке кокошников, хороший образец московского посадского зодчества 2-й пол. XVII в. с трапезной и шатровой колокольней. Закрыт в 1-й пол. 1930-х, возвращен общине в 1990. Ныне главный престол Благовещения Божией Матери, придел Никольский, приставной престол свмч. Владимира Киевского и всех Новомучеников и Исповедников Российских (1993).
Основная публикация Токмаков И. Историко-археологическое описание церкви св. Николая Чудотворца, что в Пыжах, на Ордынке, в Москве. М., 1892, 35 с.
Изображение
Московская церковь Николы в Пыжах.
Дата съемки: 1882 год
Фот.
всего изображений в галерее: 57
см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.738907°N 37.625035°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки 27 ноября 2007 года
Составитель Иванов Юрий
Т Е К С Т Ы
Тексты Всего текстов: 1 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 526-528 Церковь Николая Чудотворца в Пыжах Б. Ордынка, 27а (номера по улице в 1920-е гг. были нарочно изменены так, чтобы храм лишился вообще нумерации; потом пришлось дать ему соседний № с прибавкой «а»), М. Ордынка, затем А. Н. Островского, с 1990 г. вновь ул. М. Ордынка, 8 «Построена в 1672 г. на место старой, значащейся с 1635 г.». «Выстроена в 1647-1670 гг. «стрельцами Богданова приказа Пыжова». «Строительство окончено в 1672 г.». «Документально известна с 1635 г., когда имела один престол Благовещения. В 1657 г. показана деревянной. Каменная сооружена стрельцами приказа Пыжова в 1672 г., когда был выдан антиминс. Трапезная и колокольня с Никольским приделом 1692 г. — антиминс выдан 6 мая. Под 1778 г. значится еще придел Антония и Феодосия Печерских, упраздненный в 1895 г. Возможно, он был устроен в XVII в. в одной из абсид, а в другой до 1692 г. помещался престол святого Николая. Нынешняя трапезная и придел 1811 г., причем Печерский придел был перенесен в северо-восточный угол трапезной. В 1858 г. храм обновлен на средства И. А. Лямина; в 1895 г. — Е. А. Ляминой. Главный иконостас 1858 г., образа старые, но новленные; иконостас в приделе вызолочен в 1895 г.». «Колокольня XVII в. Шатер прорезан 16 слухами в два ряда. Очень стройные общие формы делают ее одной из самых привлекательных в Москве». «Обновление было в 1895 г.», когда южный придел «был роскошно украшен внутри на средства Е. С. Ляминой, в память скончавшегося ее супруга И. А. Лямина». «В церковном доме — церковно-приходская школа». «6 апреля 1922 г. в церкви изъято 15 пудов 9 фунтов золотых и серебряных изделий». Церковь закрыта в начале 1930-х гг. Со слов очевидицы известно, что году в 1935-1936 через погост прокладывали траншею и отрыли несколько церковных сосудов и крестов (записано Н. И. Якушевой). Колокол церкви Николы в Пыжах попал после ее закрытия в Большой театр, откуда его приобрели для колокольни Елоховского собора после того, как соборный колокол треснул. Он поныне служит главным колоколом церкви Богоявления в Елохове; поверху на колоколе сохранилась надпись, гласящая, что он отлит для церкви Николая Чудотворца в Пыжах в 1900 г. В 1960-е гг. храм внешне реставрировался. По Б. Ордынке и улице А. Н. Островского сохранилась церковная ограда. На участке храма, с севера, сохранился также одноэтажный павильон вроде палатки. В 1967 г. внутри церкви помещались мастерская по изготовлению витрин для газет на бетонных стойках (М. Л. Богоявленский). До 1979 г. тут был НИИстройматериалов. В 1979 г. НИИ выселен, здание начали вновь ремонтировать в связи с его переходом к объединению Росмонументискусство. Церковь Николы в Пыжах с двумя оградами XIX в. стоит на государственной охране под № 29. Икона «Спас Вседержитель» 1674 г., школа Оружейной палаты, из церкви Николы в Пыжах, поступила в 1934 г. в Третьяковскую галерею — что можно принять за дату закрытия храма. На обороте надпись, гласящая, что ранее икона была в церкви Георгия на Ордынке: «Лета 7182 (1674) году… сии образ поставил в строение свое церковь Георгия на Всполье гость Симеон Потапов по родителях своих и по себе в вечное поминовение». В 1990 г. была зарегистрирована «двадцатка» храма, 16 декабря прошло учредительное собрание: настоятелем назначен о. Александр Шаргунов. Служба началась в январе 1992 г., на Рождество Христово. Над храмом взял шефство соседний филиал Малого театра. К сожалению, открытие церкви было омрачено притязаниями на нее со стороны общины Русской Зарубежной Церкви, которые были отвергнуты и верующими, и властью. Александровский, № 86. Рукопись Александровского, № 337. Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 446. Синодальный справочник. По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. Путеводитель Машкова. С. 188, CXXXVIII и CLXII. Сытин. С. 351. Московские церковные ведомости. 1895. № 3. Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 432. Токмаков И. Историко-археологическое описание церкви Николая Чудотворца в Пыжах на Ордынке. М., 1891. 35 с. (Старая и новая Москва. Вып. 2-3). Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 69. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 439. Черная книга («Штурм небес») / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 263. Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 313. Хлуденцов А. Два дня с церковной кружкой // Московский церковный вестник. 1991. № 3. С. 6-7. Вечерняя Москва. 1992. 8 янв. Галлингер И., Казакова Л. и др. С благодарностью к благотворителю // Московский церковный вестник. 1992. № 2. С. 15. . Юров С. Затянувшаяся история // Там же. 1992. № 3. С. 7. Список сокращений Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915. Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883. Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями). Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5. Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2. Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913. Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики. Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903. Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись. Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958. Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись. Всего текстов: 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *