Храм входа господня в Иерусалим

Тотьма. Монастыри и храмы города (обзор)

04.03.2017 Наталья Бондарева

Тотьма (Россия, Вологодская область, г. Тотьма)

Много лет назад, в мою бытность художником-дизайнером у Сергея Николаевича Андрияки, один из искусствоведов показал мне статью о тотемском барокко. Тогда я и не предполагала, что спустя годы, отправлюсь за 700 км от столицы, что бы полюбоваться им в живую. Я не ставила своей целью отснять все имеющиеся в городе культовые памятники, но постаралась увидеть и запечатлеть как можно больше.
«Тотьма, небольшой городок, живописно раскинулся на высоком левом берегу Сухоны, важнейшей водной артерии всего Вологодского края, почти посредине пути между двумя древнейшими центрами— Вологдой и Великим Устюгом. Обязанный своим возникновением в XVI в. и дальнейшим процветанием в XVII в. солеварению, он был тесно связан с одной из боковых ветвей могучей династии Строгановых. Однако город тогда был полностью деревянным, и, конечно, не сохранилось никаких памятников тех далеких времен. Лишь в XVIII в., когда особое значение для Тотьмы получила торговля с Уралом и Сибирью, здесь развернулось обширное каменное строительство, благодаря которому город и приобрел свой неповторимый облик, который он отчасти сохранил до сих пор.

Архитектура города Тотьма

Своеобразие архитектуре города придают высокие и стройные храмы, доминирующие среди одно- и двухэтажной, преимущественно деревянной, застройки. Словно огромные парусные корабли с устремленными к небу мачтами, они всеми своими формами вытянуты вверх и поражают взгляд изяществом и тонкостью силуэта. Стилистическая оригинальность памятников Тотьмы — от объемно-композиционного построения до отдельных деталей декора — выделяет их среди одновременных культовых построек Севера, Урала и Сибири. Можно говорить даже о существовании в Тотьме особой «архитектурной школы». Пожалуй, в XVIII в. ни в одном другом городе русского Севера мы не найдем сооружений со столь ярко выраженными локальными особенностями.







Само собой разумеется, своеобразие архитектуры Тотьмы давно обратило на себя внимание исследователей. Но до сих пор отсутствуют какие-либо специальные труды; этот интерес отразился лишь в самых кратких упоминаниях или простых перечислениях памятников Тотьмы в общих работах и популярных очерках. Единственным исключением в этом отношении является вышедшая в 1962 г. небольшая статья П. А. Тельтевского (П. А. Тельтевский. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме. — «Архитектурное наследство», 14. М., 1962, с. 203—210), которая, к сожалению, носит сугубо описательный, поверхностный характер и изобилует рядом фактических ошибок. Храмы Тотьмы, по сути дела, до сих пор остаются совершенно неизученными, а сведения о них и в других изданиях мало соответствуют действительности (См., например: И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Л—М., 1968, С. 158—161; С.С. Подъяпольский. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969, с. 9—11)» — писал В.П. Выголов в своей статье «Архитектура барокко в Тотьме».

Тотьма. План города с достопримечательностями

  1. Краеведческий музей (XIX-XX вв.)
  2. Церковь Входа Господня в Иерусалим (1774—1794 гг.)
  3. Дом-музей Ивана Кускова (1765—1823 гг.)
  4. Церковь Успения (1755; 1800—1808 гг.)
  5. Спасо-Суморин монастырь (кон. XVIII в. – 1880 г.)
  6. Гостиница
  7. Церковь Рождества Христова (1745—1748, 1786—1793 гг.)
  8. Собор Богоявления (1863—1872 гг.)
  9. Церковь Троицы в Зеленской слободе (1768—1722, 1780—1788 гг.)

Местная архитектура создавалась на протяжении XVIII века в несколько этапов: для 30-40-х гг. характерны постройки с преобладанием древнерусских мотивов в декоре; в 50-60-х гг. – барочные детали обретают разнообразие, в 70-е гг. – происходит становление самобытного барокко, выраженного в объемно-пространственной композиции, напряженности и стройности силуэта, в уникальности убранства экстерьера. Эволюция продолжалась вплоть до начала XIX в., затем строительный бум постепенно сошел на нет.

Не имея под рукой других источников, кроме статьи В.П. Выголова, приведу датировку памятников, основанную на его исследовании, позволяющем составить представление о городском строительстве в XVIII в. и времени возведения культовых зданий Тотьмы: церковь Иоанна Предтечи — 1738—1740 гг.; церковь Воскресения в Варницах (нижний этаж) — 1743—1750 гг.; церковь Рождества Христова (нижний этаж) — 1746—1748 гг.; церковь Воскресения — 1744—1749 гг.; церковь Успения — 1749—1755 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (нижний этаж) — 1768—1772 гг.; церковь Воскресения в Варницах (верхний этаж) — 1772—1775 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (верхний этаж) — 1788 г.; церковь Рождества Христова (верхний этаж) — 1786—1793 гг.; церковь Входа в Иерусалим — 1774—1794 гг.; колокольня церкви Успения — 1790-е годы».

Дорога от Вологды до Тотьмы вполне приличная (если гнать сотню — ямки почти не заметны, трасса узкая, двухполосная, загруженность средняя), в самом городе – асфальт в основном на центральных улицах, прилегающие к ним переулки – без твердого покрытия.
Едва въехали в Тотьму – а у меня аж дух захватило от одного только очертания… Это — блистательная церковь Входа Господня в Иерусалим (с некоторых ракурсов, образующая восхитительный дуэт с церковью Рождества Христова). Неподражаемый наружный декор, с исключительно прихотливым плетением узора в картушах, демонстрирует апофеоз местного стиля. (Выполнены картуши при помощи сравнительно ограниченного набора деталей из особого, лекального фигурного кирпича и составлены путем их различных комбинаций. Расположенные преимущественно под окнами и над ними, они являются как бы частью обрамления этих проемов. Однако это не совсем так…)

В бывшей культовой постройке функционирует музей Мероходов (настоятельно рекомендую посетить). Фотосъемка в залах музея за отдельную символическую плату, как впрочем, и подъем на колокольню.
С высоты звонницы открываются великолепные панорамы, почти вся Тотьма как на ладони. Малоэтажную застройку аккуратными иглами прошивают колокольни и точеные пятиглавия церквей. Отсюда хорошо заметна граница поселения, обозначенная стеной дремучих лесов, уходящих до самого горизонта.
Можно сказать, что нам повезло с погодой, ибо на севере России она меняется стремительно и непредсказуемо. Только что светило солнышко, и вот уже потемнело – ветер нагнал свинцовые тучи, и начал накрапывать дождик.

Покружив по центральной части города, мы направились в Рыбацкую слободу. Здесь среди деревянных изб и домов высится белоснежная церковь Троицы Живоначальной (что на Зелене)…
Вокруг мертвая тишина, кажется, будто мы оглохли: только изредка безмолвие нарушает стрекот кузнечиков в высоких зарослях осоки и полыни, да ленивый лай собаки на привязи, побеспокоенной случайным прохожим.
Ещё одно украшение городка — Спасо-Суморин монастырь, стоящий в стороне от исторического центра. Издали он показался необитаемым, однако, здесь живут люди, функционирует скромная гостиница и маленький магазин.
Судя по размерам — главной постройкой обители значился собор Спаса Преображения, обезглавленный и бездействующий. Его формы тяжеловесны, массивны, экстерьер эклектичен.

По соседству с ним — возрождающийся классицистический Вознесенский собор. Подпорная стенка с террасой у его подножия привлекает внимание, здесь хочется задержаться, постоять у перил, осмотреться, насладиться безмятежными видами и тихим журчанием ручья, бегущего где то в низине…
Ну и на последок осмотрели церковь в Варницкой слободе, красивый памятник местного стиля, к сожалению, бесхозный.
Нам предстоял продолжительный обратный путь в Вологду, перед дорогой мы решили подкрепиться в кафе, расположенном в отеле при въезде в Тотьму. Здесь уютно, недорого, очень вкусно и на радость туристам большие порции.

Литература:
В.П. Выголов «Архитектура барокко в Тотьме»// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования, М., 1980, с. 103-125.

Схема проезда

Отметка локации указывает на церковь Входа Господня в Иерусалим

Тотьма. Монастыри и храмы города

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Тотьма. Монастыри и храмы города 59.975277, 42.751966 Тотьма. Монастыри и храмы города 1 688 просмотров Понравилась статья?

Тотьма. Входоиерусалимский храм

?

Log in

No account? Create an account sterh1973 (sterh1973) wrote,
2017-10-11 10:40:00 sterh1973
sterh1973
2017-10-11 10:40:00
Тотьма. Входоиерусалимский храм
Адрес: Вологодская область, Тотьма, улица Урицкого (Малая Предтеченская), 1
Строительство: 1774-1791 годы
Стиль: Тотемское барокко
Входоиерусалимская церковь является последним, самым значимым и эффектным памятником тотемского барокко в городе. Это монументальное здание впечатляет устремлённостью всех форм вверх и декоративностью оформления. Безупречные пропорции, отсутствие горизонтальных тяг, ярусность завершения делают церковь лёгкой и стройной. Динамичная устремлённость вверх особенно заметна с восточной стороны, откуда храм представляется стройным многомачтовым кораблём с надутыми ветром парусами.
Входоиерусалимская церковь находится в северо-западной части Тотьмы, которую в старину называли Саблиным концом. Первоначально здесь находился деревянный храм Входа Господня в Иерусалим с приделом пророка Илии, сгоревший в 1743 году. Новую церковь возводили 17 лет (1774-1791) на средства богатых прихожан Григория Алексеевича и Петра Алексеевича Пановых. Второй из них, Пётр Алексеевич (1719-1786) торговал мехами с Камчатки в пределах Российской империи и за границей, был личным поставщиком пушнины графа Орлова и князя Потёмкина.
Нижний, зимний храм, где ныне находится Музей мореходов, освятили во имя праздника Входа Господня в Иерусалим. Верхняя, двусветная летняя церковь, была посвящена популярному на Русском Севере (в Поморье) Николаю Чудотворцу, покровителю всех путешественников, паломников и проплывающих по водам. В начале прошлого века богатый иконостас верхнего храма привлекал широкое внимание и вызывал восхищение прихожан.
Клейма на стенах церкви очень разнообразны и даже вычурны. Именно эти узорочья представляют собой высшую стадию развития барочных картушей в тотемской культовой архитектуре. Всего на стенах Входоиерусалимского храма можно насчитать не менее семи различных по композиции картушей. Пожалуй, признание этой церкви вершиной тотемского барокко полностью оправдано; конкуренцию Входоиерусалимскому храму может составить лишь Троицкий Зашугомский, впечатление от которого снижают отсутствие реставрации и колокольня в ином стиле.
Входоиерусалимский храм, как видно из церковных документов, не раз подновлялся и не раз переделывался. По описи 1808 года, на колокольне были купол и глава, а по описи 1848 года — уже купол и шпиль. Во время городского пожара (1843) на Входоиерусалимском храме обгорели крыша, купол, одна из глав, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.
В советское время у Входоиерусалимской церкви были разобраны завершение колокольни, барабан главки над алтарной апсидой, входная арка крыльца. Оформление интерьера храма было почти полностью утрачено. Долгое время в помещениях самого великолепного памятника тотемского стиля находились цех завода по производству алкогольных и безалкогольных напитков. Реставрационные работы, позволившие восстановить облик храма практически в первозданном виде, были произведены в 1980-е, 1990-е и 2000-е годы; в 1996 году к 300-летию российского флота, в помещениях церкви открылся Музей мореходов. 7 августа 2010 года на звоннице вновь зазвучали колокола, средства на которые были собраны всем миром в рамках акции «Колокольный звон Тотьмы». Самые большие колокола были подарены городу меценатом, потомком тотемской купеческой династии Арсаковых — Владимиром Глазачевым, ныне проживающем в Калининграде (впоследствии он профинансировал также воссоздание звонниц в Спасо-Суморином монастыре и на Успенском храме).
Музей мореходов и смотровая площадка колокольни продолжают свою работу, хотя сам памятник уже готовится к передаче в пользование Русской православной церкви. Адресация храма встречается даже тройная; однако, по какой бы улице он ни числился — Ленина, Кирова или Урицкого — никаких положительных эмоций наименования этих улиц не вызывают. Выдвигались идеи назвать «кольцо» перед храмом площадью Станислава Зайцева и установить посредине памятник выдающемуся краеведу.
Входоиерусалимская церковь так и осталась вершиной тотемского барокко. К великому сожалению, дальнейшего развития этот стиль у нас не получил. Все остальные храмы были лишь вариациями на тему предыдущих, созданных ранее, без какого-либо продолжения в «украшательстве» стен картушами. Есть версия, что с воцарением императора Павла I — религиозного фанатика и мистика — закончилась эпоха свободного (если можно так выразиться) церковного зодчества. На смену подлинному творчеству народа пришёл строго регламентированный стиль классицизма, а планы и фасады православных храмов стали выходить из кабинетов столичных чиновников-архитекторов и под строгим надзором внедряться в жизнь. Таким образом, можно сказать, что удачное совпадение относительно веротерпимых «женских» императорских правлений в России с наличием богатого купеческого капитала в Тотьме в конечном итоге и привело к созданию местной школы барокко.
Александр Кузнецов, Алексей Новосёлов: По следам тотемского барокко. Альбом-путеводитель. Вологда, Древности Севера, 2016. Стр. 62-64 Tags: 18 век, алексей шаповалов стерх, архитектура, барокко, город, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, сентябрь, христианство

Вход Господень в Иерусалим

Мар 31, 2018 | Святые и Праздники

Вход Господень в Иерусалим — переходящий двунадесятый праздник, который всегда отмечается в воскресенье, предшествующее Пасхе. От употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей, а на Руси — верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних!

Вход Господень в Иерусалим

И так, когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования её идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей.

Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» .

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

«Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим.

Пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями пальм и цветами.

Мы же по обычаю приходим с вербой, поскольку она ранее других деревьев являет признаки пробуждающейся жизни после долгой зимы . Стояние с этими ветвями и зажжёнными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

Проповедь на Вербное Воскресенье или Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим — один из самых трагических праздников, который нам приходится пережить.

Вход Господень в Иерусалим

В нём, как будто, всё двоится. Есть ряд событий очевидных, которые обращают на себя внимание, и есть какая-то глубина этих событий, которая почти неприметна и уже носит на себе печать Страстей Господних.

Пре́жде шести́ дней Па́схи,/ глас Твой услы́шася Го́споди, во глубина́х а́довых:/ те́мже и Ла́заря четверодне́вна воздви́гл еси́./ Де́ти же евре́йския взыва́ху:// оса́нна Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Внешне — торжество. Господь въезжает в Иерусалим, как царь, на Нём исполняется пророчество: Ликуй от радости, дщерь Иерусалима, Царь твой грядет к тебе… кроткий, сидящий на ослице (см. Зах, 9:9).

Он окружен учениками; народ, который в течение последних недель видел проявляющуюся в Нём славу Божию, встречает Его ликующе. Невзирая на негодование первосвященников, фарисеев, книжников, на сопротивление политических вождей, люди встречают Его с восторгом, постилают на Его пути пальмовые ветви, снимают с себя одежду, чтобы Он прошел по ней. Кричат: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!..» — и, казалось бы, это торжественное шествие; казалось бы, мы можем ликовать вместе с народом.

Вход Господень в Иерусалим

Но когда мы вдумываемся в события последующих дней, мы видим какое-то трагическое недоразумение, потому что это торжество, эта радость народная непонятным, как будто, образом через несколько дней превращается в ярость, в ненависть толпы, которая перед Пилатом будет кричать: «Распни, распни Его! Не Его — Варавву нам отдай!..»

Понять это можно только так, мне кажется. Как бы глубже слоем, чем внешнее торжество, это событие несет печать глубинного недоразумения.

Встречают Христа — как царя, ожидают в Нем политического вождя. До сих пор Он скрывался, теперь же Он открыто въезжает в город со Своими учениками.

И люди думают, что приближается время, когда Он возьмет в Свои руки судьбы Израиля, когда настанет время политической, государственной и общественной независимости еврейского народа, когда наступит время возмездия язычникам, мести Израиля, когда он воцарится, восторжествует. То есть народ ожидает, что кончается время его унижения и начинается слава — последняя, победная слава Израиля.

Вербное Воскресенье

А Христос вступает в Иерусалим как кроткий Царь, Царство Которого не от мира сего. Он пришел принести это Царство в сердца человеческие, Он пришел установить новое Царство, от которого страшно становится человеческому сердцу, потому что оно — Царство совершенной, самоотверженной любви, самоотречения, Царство изгнанничества ради правды и ради истины, Царство, которое всецело в человеческих сердцах и определяется пока только тем, что в чьих-то сердцах — немногочисленных или многих — единственным Царем является Господь Бог.

Люди ожидали от Него земной победы, обеспеченности, покоя, устойчивости; а Христос им предлагает оторваться от земли, стать бездомными странниками, проповедниками этого Царства, которое и самому человеку бывает так страшно…

И вот, эти люди, которые недавно встречали Его с таким торжеством, восстают на Него с таким негодованием и ненавистью, непримиримой ненавистью, потому что Он обманул все их надежды. Жить без надежды человек едва ли может; но воспламениться надеждой, когда она уже угасла — и увидеть эту надежду поруганной порой бывает невыносимо. И тот, кто явился причиной такого поругания, падения последней надежды, едва ли может надеяться на милость человеческую. Это и случилось со Христом…

митрополит Антоний Сурожский

Вход Господень в Иерусалим

Богослужебные тексты вечера воскресенья свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ
Тропарь, глас 1

Общее воскресение, / прежде Твоея страсти уверяя, /
из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. /
Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, /
Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, /
благословен грядый во имя Господне.

Иной тропарь, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, /
бессмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, / и воспевающе зовем: /
осанна в вышних, / благословен грядый во имя Господне.

Кондак, глас 6

На престоле на небеси, / на жребяти на земли носимый Христе Боже, /
ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: /
благословен еси грядый Адама воззвати.

Молитва Входу Господню в Иерусалим

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя; Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети «осанна» Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмех и пениих духовных душами чистыми, и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей, и во всю седмицу страсти Твоея, и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *