Христианство исповедуют главным образом население

Почему Православие – это единственный правильный выбор, кто спасется кроме православных

Содержимое

Без осмысления всего происходящего в Церкви, без элементарных знаний о Православии невозможна подлинно христианская жизнь. Какие вопросы и ошибочные суждения бывают о Православной вере у новоначальных, разбирался портал «Православная жизнь».

Мифы развеивает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф, напоминая: тот, кто ничему не учится, рискует навсегда остаться новоначальным.

– Какие существуют аргументы в пользу того, что единственный правильный выбор на своем духовном пути человек должен сделать в пользу Православия?

– По словам митрополита Сурожского Антония, человек никогда не сможет воспринять Православие как личную веру, если не увидит свет Вечности в глазах другого православного. Один современный православный богослов как-то сказал, что единственный важный аргумент в пользу истинности именно Православия – святость. Только в Православии мы находим ту святость, к которой стремится душа человека – «христианка» по своей природе, как об этом говорит церковный апологет начала IIIвека Тертуллиан. И эта святость несравнима с представлениями о святости других религий или вероисповеданий. «Скажи мне, кто твой святой, и я скажу тебе, кто ты и какова твоя церковь», – так можно перефразировать известную поговорку.

Именно по святым той или иной церкви можно определить ее духовную сущность, ее стержень, потому что идеал церкви – это ее святой. По тому, какими качествами обладал святой, можно сделать вывод, к чему призывает и сама церковь, ведь святой – это пример для подражания всем верующим.

– Как относиться к святым и святыням других религий?

– Святость Православия – святость жизни в Боге, святость смирения и любви. Она кардинально отличается от той святости, которую мы наблюдаем в других христианских и нехристианских вероисповеданиях. Для православного святого целью жизни была прежде всего борьба с собственным грехом, стремление к соединению со Христом, обожение. Святость в Православии – это не цель, это следствие, результат праведной жизни, плод единения с Богом.

Святые Православной Церкви считали себя самыми грешными людьми в мире и недостойными даже именовать себя христианами, в то время как в некоторых других конфессиях святость была самоцелью и по этой причине, вольно или невольно, рождала в сердце такого «подвижника» только гордость и честолюбие. Пример тому – жития таких «святых», как блаженная Анжела, Тереза Авильская, Игнатий Лойола, Екатерина Сиенская и другие, которые были канонизированы Римско-Католической Церковью, а некоторые из них даже причислены к лику Учителей Вселенской Церкви.

Канонизация подобных святых – прославление человеческих пороков и страстей. Подлинная же Церковь такого совершить не может. Каким должно быть отношение к таким «святым» у православных христиан – ответ, думаю, очевиден.

– Почему Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий?

– Православная Церковь никогда не призывала своих последователей к какой-либо нетерпимости, тем более – религиозной, ведь любая нетерпимость рано или поздно может перерасти в злобу и гнев. В случае же религиозной нетерпимости неприязнь легко может быть переадресована с самого религиозного учения на его представителей и сторонников. По словам патриарха Албанского Анастасия, «православная позиция может быть критической только по отношению к другим религиям как системам; однако по отношению к людям, принадлежащим к другим религиям и идеологиям, это всегда позиция уважения и любви – по примеру Христа. Ибо человек продолжает быть носителем образа Божия». Блаженный Августин предупреждает: «Мы должны ненавидеть грех, но не грешника», – и поэтому если наша нетерпимость приводит к гневу на того или иного человека, значит мы стоим на дороге, ведущей не ко Христу, а от Него.

Бог действует во всем творении, и потому даже в других религиях есть пусть и слабые, но все же отблески той Истины, которая в полноте выражена только в христианстве. В Евангелии мы видим, как Господь Иисус Христос неоднократно хвалил веру тех, кого иудеи считали язычниками: веру женщины-хананеянки, самарянки, римского сотника. Кроме того, мы можем вспомнить эпизод из книги Деяний Святых Апостолов, когда апостол Павел прибыл в Афины – город, как ни один другой изобиловавший всеми возможными религиозными культами и вероучениями. Но при этом святой апостол Павел не стал сразу укорять афинян в многобожии, а попытался через их политеистические склонности привести их к познанию Единого Истинного Бога. Точно так же и мы должны проявлять к представителям других конфессий не нетерпимость, а любовь, ведь только примером собственной любви мы можем показать другим, насколько христианство выше всех остальных вероучений. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

– Почему Бог попускает злу совершиться?

– В Священном Писании сказано: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13). Причина появления в этом мире зла – дьявол, высший падший ангел, и его зависть. Премудрый так и говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:23-24).

В сотворенном Богом мире нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Все, созданное Богом – благо само по себе, ведь даже бесы – это ангелы, которые, к сожалению, не сохранили своего достоинства и не устояли в добре, но которые все же изначально, по природе своей, были сотворены благими.

Ответ на вопрос, что такое зло, был хорошо выражен святыми отцами Церкви. Зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Блаженный Диадох Фотикийский, подвижник V века, писал: «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают».

Таким образом, мы видим, что источник зла заключен вовсе не в устроении этого мира, а в свободной воле сотворенных Богом существ. Зло существует в мире, но не так, как существует в нем все то, что имеет свою особую «сущность». Зло – это уклонение от добра, и оно существует не на уровне субстанции, но лишь в той мере, насколько сотворенные Богом свободные существа уклоняются от добра.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что зло – нереально, зло – это небытие, оно не существует. По словам блаженного Августина, зло – это недостаток или, вернее, порча добра. Добро, как мы знаем, может возрастать или же уменьшаться, и вот уменьшение добра и есть зло. Самое яркое и содержательное определение тому, что есть зло, по моему мнению, дает известный религиозный философ Н.А. Бердяев: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы… Зло есть творение, обоготворившее себя».

Но в таком случае возникает вопрос: почему же Бог с самого начала не сотворил вселенную без возможности возникновения в ней зла? Ответ таков: Бог допускает зло лишь как некое неизбежное состояние нашей столь еще несовершенной вселенной.

Для преображения этого мира необходимо было преображение и самого человека, его обожение, а для этого человек должен был изначально утвердиться в добре, показать и доказать, что он достоин тех даров, которые были заложены в его душу Творцом. Человек должен был раскрыть в себе образ и подобие Божие, причем сделать это он мог только свободно. По словам английского писателя К.С. Льюиса, Бог не желал создавать мир послушных роботов: Он хочет иметь только сыновей, которые будут обращаться к Нему лишь по любви.

Лучшим объяснением причины существования в этом мире зла и того, как Сам Бог может терпеть его существование, как мне кажется, являются слова митрополита Сурожского Антония: «Бог берет на себя полную ответственность за создание мира, человека, за свободу, которую Он дает, и за все те последствия, к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас. А оправдание Бога в том, что Он Сам становится человеком. В лице Господа Иисуса Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе все последствия дарованной Им же Самим свободы».

– Если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер – для него нет спасения?

– В послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Выразив подобную мысль, Апостол задает вопрос: «Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26). Таким образом, апостол Павел высказывает предположение, что некоторые нехристиане в силу своей добродетельной жизни и благодаря исполнению Закона Божьего, написанного в их сердцах, могут все же быть удостоены славы от Бога и, как следствие, быть спасены.

О тех людях, которые, к сожалению, не смогли или же не смогут принять Таинство Крещения, предельно ясно писал святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара , или, может, быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются принять благодати… последние, не принявшие Крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы… Ибо не всякий… недостойный чести, достоин уже наказания».

Святой Николай Кавасила, известный православный богослов XIVвека, говорит о возможности спасения некрещеных людей нечто, еще более интересное: «Многих, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал он облако с небес и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно». Приведенные слова прославленного богослова XIVвека прикровенно указывают на то, что некоторые люди, оказавшись в мире ином, станут причастниками жизни Христа, Его Божественной Вечности, так как окажется, что их приобщение к Богу было совершено особым таинственным образом.

Поэтому рассуждать о том, кто может спастись, а кто нет, мы попросту не имеем права, ведь совершая подобные пересуды, мы возлагаем на себя функции Судьи душ человеческих, которые принадлежат одному только Богу.

Беседовала Наталья Горошкова

Теги

Опубликовано: пн, 25/07/2016 — 11:03

Статистика просмотров

Всего просмотров: 3,064 За сутки: 4 За два дня: 8 За последний час: 1

Популярное за 7 дней

Как нужно причащаться Тела и Крови Христовых в Cвятки? (7,150) 09.01.19 11:00 Антиохийский Патриарх осудил дарование автокефалии ПЦУ без согласования с Поместными Церквями (4,197) 06.01.19 10:14 Дореволюционные рождественские открытки (4,019) 06.01.19 14:24 Митрополит Антоний (Паканич) о новосозданной «церкви»: «Титаник» построен и отправляется в путь (2,669) 10.01.19 18:15 «Свершилось»! О необыкновенной возможности в праздник Рождества Христова (2,516) 06.01.19 21:18 Служба Навечерия Рождества Христова. Текст службы с переводом пояснениями (2,193) 06.01.19 15:27 Предстоятель Кипрской Церкви не собирается поминать главу ПЦУ за богослужением (1,981) 09.01.19 18:21 Предстоятель призвал мужественно преодолевать искушения, которые переживает Церковь (1,858) 09.01.19 11:02 Запрещены в служении пять клириков Украинской Православной Церкви (1,794) 09.01.19 12:14 Христос рождается, славите! Рождественские послания Предстоятеля и архиереев УПЦ (1,319) 06.01.19 11:45

Главные храмы мировых религий

08 марта 2017

Для верующих людей разных религий и конфессий храмы — место поклонения и совершения молитв и обрядов. На протяжении многих веков люди строили и украшали храмы, удовлетворяющие не только их духовные, но и эстетические потребности…

Главные храмы различных религий — это, как правило, ещё и выдающиеся памятники мировой архитектуры, каждый из них привлекает многочисленных паломников и туристов со всех концов планеты.

Иерусалимский храм (Израиль)

У верующих евреев всего мира, согласно канонам иудаизма, всего один храм. И тот — фактически несуществующий. До I века новой эры он находился в центре Иерусалима, на Храмовой горе.

Сейчас на месте Иерусалимского храма находится мусульманская мечеть Куббат ас-Сахра, а еврейская святыня была разрушена римлянами в 70 году новой эры, после чего, как гласит предание, евреи рассеялись по всему миру.

Однако, в память об Иерусалимском храме каждая синагога в любом месте земли в основе своего внутреннего устройства повторяет конструкцию Храма. В том числе и самая древняя, которая находится, как ни странно, не в Израиле, а в столице Чехии Праге, и называется Старонова Синагога.

Собор святого Петра (Ватикан)

Главный и самый крупный храм всех католиков мира.

Церемониальный и духовный центр Римско-католической церкви. Расположен в центре столицы Италии, на территории самого маленького в мире государства — Ватикана.

В создании Собора святого Петра участвовали выдающиеся художники и скульпторы эпохи Возрождения — Бернини, Рафаэль, Микеланджело и другие. Купол Собора — самый высокий в мире, 136.6 метра.

Мечеть Аль-Харам (Саудовская Аравия)

Главная мечеть всех мусульман мира находится в Мекке, в Саудовской Аравии.

Во внутреннем дворе мечети Аль-Харам находится самая почитаемая мусульманами святыня — священный камень Кааба, благодаря чему ежегодно мечеть посещают миллионы паломников со всех концов планеты.

Площадь всего храмового комплекса — 357 тысяч квадратных метров, здесь одновременно помещаются до миллиона паломников. Рядом с мечетью в 2011 году построен самый крупный в мире комплекс небоскрёбов Абрадж аль-Бейт.

Борободур (Индонезия)

Это гигантское сооружение — самый крупный буддийский храм в мире.

Борободур расположен на острове Ява, в Индонезии. Примечательно, что этот потрясающий воображение храм, построенный приблизительно в 800 году н.э., после извержения вулкана и сильнейшего землетрясения, около 800 лет был заброшен, покрыт вулканической пылью и зарастал джунглями.

Реставрация храма началась только в 1907 году. В Барободуре находится более 500 статуй Будды и около 1500 каменных барельефов с религиозными сюжетами.

Храм Христа Спасителя в Москве (Россия)

Полное название: Кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Имеет самый высокий статус среди русских православных церквей — Патриаршего подворья. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл является настоятелем храма Христа Спасителя.

Существующий в настоящее время храм, построенный в 1990-х годах — внешнее воссоздание одноименного храма, построенного нам этом месте в центре Москвы в середине ХIХ века в память о войне 1812 года и полностью разрушенного во время сталинского правления в 1931 году. Здание храма вмещает 10000 человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *