Христологические ереси

Христологические ереси

Христос в своей Божественной и Человеческой реальности была уже засвидетельствована Евангелиями, Посланиями апостола Павла и живым церковным Преданием. Церковная катехизация искала возможность иллюстрировать и исследовать учение Писания о Христе. Сами язычники, как например Плиний и Цельс свидетельствуют, что христиане воздавали Христу поклонение как Богу.

Но еще оставалась открытой большая проблема в богословии: как понимать отношения во Христе между его Божественной и Человеческой природами? Первые негативные попытки ответить на этот вопрос развивались в докетизме, адопционизме и монофизизме.

Докетизм

Докетизм (Cerinto и др. гностики) дает самое простое решение проблемы, отвергая реальную телесность Христа, которая была только кажущейся, поэтому Он и не страдал, и не умер реально.

Докетизм основывается на еллиниско-платонической мысли, которая обесценивает телесную реальность и утверждает абсолютную божественную трансцендентность. Строгое различие между Сущностью Божественной и сущностью ощутимою чувствами была характерной чертой гностического докетизма.

В широком смысле, докетизм остается большой христологической ересью до наших дней, когда видит абстрактно проблему природ во Христе, не беря во внимание Его дело Искупления (Cullman). Докетическая линия продолжается и касается рациональной экзегетики: от француза Couchoud до немца Reimarus, которые отвергают историчность Христа; от Тюбингенской школы до гегелианского mitismo (Strauss).

Против докетизма энергично выступл еще Игнатий Антиохийский, который подчеркивал телесную реальность Христа.

Адопционизм

Адопционизм отвергал божественное сыновство во Христе: Сын Марии был «усыновлен» и возвышен до божественного сыновства в Крещении. Эта доктрина является равной динамическому монархианству и ранее защищалась Павлом Самосатским.

Против адопцианистов выступили Отцы III века, в особенности Novaziano, в сочинении De Trinitate, ясно утверждая, что Христос Священного Писания есть Божий Сын и истинный Сын Человеческий.

Аполлинаризм

Аполлинаризм был проблемой в области понимания образа единения божественного и человеческого элементов во Христе. Аполлинарий, епископ Лаодикии (†390), под влиянием александрийской школы, пытался спасти единство во Христе, опираясь на богословскую схему «Слово-плоть».

Большая ошибка состоит в том, что Христос не мог быть назван совершенным человеком, так как ему в этом случае не хватает мыслящей души (замещенной Словом) и, как следствие, Он не принял и не исцелил человеческую волю. Здесь, уже в зародыше, видим монофизитскую ересь, которая произрастет от той же попытки спасти во Христе божественный элемент, с потерей человеческого.

Аполлинаризм будет отвергнут на Александрийском (362) и Римском (377 и 382 гг. ), потом осужденным Вторым Вселенским Собором (381). Много боролся с ним Григорием Нисский и антиохийские богословы. Император Феодосий осудил его последователей в ссылку (388 году), но ересь не перестала распространяться.

Несторианство

Как видно, спекулятывным крайностям александрийско-платонического менталитета противостоит Антиохийская школа, которой доминирующим направлением было аристотелевское и историко-позитивное. Одним из видных учителей был Феодор Мопсуэстийский, который противопоставил александрийской христологии богословскую схему «Слово-человек» (Verbum-homo; lógos-ánthropos), акцентируя совершенствование человеческого элемента. категории Аристотеля не позволили найти законной возможности соединить два совершенных элемента.

С учеником Несторием (ок. 380-451) епископом Константинопольским, разделял две природы во Христе («иное Бог Слово и иное Христос; один – Сын Бога Отца по естеству, а другой сын по благодати»), доведя до крайности учение о Богородице: Мария не является Матерью Бога (Theotókos), но только матерью Христа (Christotókos).

Эти идеи сразу возбудили реакцию Александрийской школы: решительным борцом выступил Кирилл Александрийский, который защищая православное учение, по крайней мере в первые дни полемики, имел неосторожность чрезмерно настаивать на александрийской терминологии. Он интуитивно почувствовал, что событие Воплощения необходимо начинать рассматривать с «Я» Божественного, но не с «я» человеческого: не человек-Христос стал Lógos, но Lógos стал Человеком («Verbum caro factum est»).

Ошибка Нестория была изложена в двенадцати анафематизмах сформулированных святителем Кириллом, но которые Несторий и последователи не желали принять. В них между прочими утверждается:

· Предметом объединения всегда остается единственно Божественное «Я» («Один и всегда есть тот самый Христос»).

· Единение есть физического порядка, а не только морального («énosis physiké»).

В 431 году, император Феодосий II, созвал в Ефесе Собор, чтобы разрешить разногласие, которое воспламенялось между Антиохийским и Константинопольским Патриархатами. Доктрина Кирилла торжествовала, но полемика и персональная враждебность продолжались. Контроверсия, можно сказать, закончилась в 433 с formula unionis: антиохийцы допустили сущность догмата, а александрийцы оставили твердость терминологии. Доктринальным результатом явилось ясное утверждение, что во Христе нет двойного «я», но только одно – Lógos. В Нем человеческая природа настолько тесно соединена, что действия принадлежат единой Личности Слова, в которой она сосуществует.

Это был выдающийся результат, но не полный: не хватало уточнения, что это единение есть secundum personam (ипостасное), не secundum naturam. Это постановит в 451 году Халкидонский Собор.

Тем не менее, несторианство протянется длинным шлейфом на Востоке. Ересь распространилась, прежде всего, в Персии и была принята многими монастырями. Несторианская церковь будет сильно встревожена от нашествия мусульман, но их миссионеры обратят некоторые арабские народы. Проникнет в Индию и Китай (с 635 по 800 гг.). Сегодня несториане остались в Курдистане, Кипре и Сирии.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Кирилл (Гундяев), патр. Иисус Христос Богочеловек

Поиск авторов по алфавиту

Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Событием Вознесения заканчивается Евангельская история Иисуса Христа. Что узнает о Нем человек, прочитавший эту историю? Евангелие от Иоанна начинается словами о том, что Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы — Логос, — предвечен и существовал всегда. Бог вечен. И Сын Божий, как и Бог Отец, существует вечно и существовал до сотворения мира. Сын Божий — Логос — обладает всей полнотой Божественного бытия и Божественной природы.

Евангелист Иоанн говорит: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1. 14).

Это означает: однажды Логос, предвечное Слово, Сын Божий, воплотился, став человеком, и таким образом вошел в жизнь человечества. Евангельская история есть история воплощенного Слова Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

С самого начала христианства лучшие богословы и философы пытались ответить на вопрос: как стало возможно, что безграничная и вечная Божественная природа Сына Божия соединилась с ограниченной и конечной человеческой природой в личности Иисуса Христа?

Наверное, разум смертного никогда не сумеет проникнуть в глубину этой Божественной тайны. Но пытливый человеческий ум на протяжении столетий все же пытался сформулировать удовлетворяющий его рациональный ответ. Почти 400 лет вокруг этой темы бушевали споры, получившие название христологических. И многие из участников этой полемики впадали в весьма опасные заблуждения, которые подрывали основу христианской веры и Божественного Откровения о спасении.

Уже в конце I — начале II века появились мыслители-гностики, которые, апеллируя к некоему таинственному знанию, которым они якобы обладали, говорили, что Иисус Христос не имел истинной

384

человеческой природы, но что Его человеческая природа была кажущейся, призрачной. Из этого следовало, что Спаситель не страдал на кресте, ибо Бог страдать не может. Таким образом, вонзающиеся в Его физическое тело шипы и гвозди не могли нанести Ему никакого ущерба. Церковь отвергла это заблуждение.

В IV веке в Александрии пресвитер по имени Арий, о котором мы кратко говорили выше, учил, что Христос не имел Божественной природы, что Его природа не была той же самой, каковую имеет Бог Отец, что Сын не единосущен Отцу. Отрицанием Божественной природы Спасителя разрушалась сама идея христианского спасения. Отрицались объективная тайна и великое чудо Троичности Лиц в Божестве, рационалистически упрощалась христианская вера, низводимая до уровня любой иной моралистической религии. Такой религии было бы вполне достаточно Моисеевых заповедей и явления Иисуса как величайшего из пророков, а событие Боговоплощения, последующее Крестное страдание, смерть, Воскресение, равно как и искупление первородного греха Спасителем, в арианской христологии становились почти бессмысленными.

Чтобы остановить распространение этого опасного заблуждения, в 325 году в малоазийском городе Никее собрался I Вселенский Собор — собрание всех епископов Церкви — для обсуждения проблемы Единосущности Бога Сына Богу Отцу.

Никейский Собор вынес осуждение Арию и его учению, определив последнее как ересь. На I Вселенском Соборе была ясно засвидетельствована вера Церкви в Божественную природу Иисуса Христа, единосущную природе Бога-Отца.

В V веке возникло еще одно очень опасное заблуждение, исходившее от Константинопольского Патриарха Нестория, который учил, что у Христа были две ипостаси, две личности, каждая из которых соответствовала своей природе: одна — человеческой, другая — Божественной. И в этом смысле, учил Несторий, Дева Мария родила вовсе не Сына Божия, а обычного человека. И взаимодействие двух природ и двух лиц в Иисусе Христе происходило постепенно, достигнув кульминации лишь на Кресте.

В 431 году в малоазийском городе Эфесе был созван III Вселенский Собор, осудивший это заблуждение и подтвердивший правомерность употребления слова Богородица по отношению к Деве Марии, ибо Господь обладал единой Божественной личностью.

В 451 году в городе Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор, сформулировавший учение Церкви о взаимоотношении двух природ в единой Божественной личности Иисуса Христа. Отцы Собора, размышляя о том, как соединены две природы в Иисусе

385

Христе, дали удивительно емкую формулировку: две природы соединены во Иисусе Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».

Это означает, что две природы не сливаются воедино и что одна не поглощает другую. Именно поэтому обе природы остаются неизменными. И в то же время обе эти природы нельзя развести, приписав каждой отдельную ипостась, как это делал Несторий. Две природы неслитны и неразлучны в единой личности Господа Иисуса Христа, в пределах которой происходит взаимообщение свойств Божеских и человеческих.

Святитель Григорий Богослов пишет об этом так: «Кто говорит, что (в утробе Девы) образовался человек, а потом уступил место Богу, тот осужден. Кто вводит двух Сынов — одного от Бога Отца, а другого от Матери, а не Одного и Того же, тот пусть лишится усыновления, обещанного правоверным. Ибо две природы, Бог и человек.., но не два Сына и не два Бога. Кратко говоря,

386

в Спасителе есть одно и другое, но не один и другой — да не будет! Ибо одно и другое едино в смешении — Бог вочеловечился, а человек обожился».

Спаситель в полной мере обладал и Божественной, и человеческой природами. По Божеству Своему Он имел Божественный разум и Божественную волю и обладал всеобъемлющим Божественным чувством любви. В то же время Христос имел тело, душу, разум, волю и чувства человеческие.

Христос — истинный Бог и истинный Человек, и об этом свидетельствуют Евангелия.

Спаситель, потомок Давида по плоти, говорит о Себе как о Мессии. Он несомненно превыше пророков Моисея и Илии. Вспомним, как они предстояли Христу в момент Его Преображения на горе Фавор. Он выше ангелов, потому что ангелы служат Ему, как это было в начале сорокадневного испытания в пустыне или в момент Гефсиманского борения. Спаситель утверждает Свою власть прощать грехи, совершать высший суд, ниспосылать Святого Духа, подавать человекам жизнь вечную. Чудеса подтверждают Его безграничную власть над природой, над людьми и даже над демонами. Наконец, Он предоставляет апостолу Петру возможность свидетельствовать о том, что Он — Сын Божий, и Сам говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10. 30).

Вместе с тем Спаситель был физически сильным человеком, способным переносить тяготы продолжительных переходов и телесные испытания в момент страданий.

Господь обладал тонкими чувствами, прекрасно понимал и любил природу, образы которой часто использовал в Своих притчах. Почеловечески Он любил Иоанна, самого молодого Своего ученика, и испытывал чувство любви и дружбы к Лазарю.

О живом и ясном разуме Спасителя говорят Его замечательная речь и отточенная мысль. А целеустремленность Христа свидетельствует о Его удивительно сильной и твердой воле, которую не сумели сломить самые суровые испытания. Его человеческая воля существует обособленно от воли Божественной, но воля человеческая во Христе покорна воле Божественной.

Учение о двух волях во Христе было утверждено на VI Вселенском Соборе в Константинополе в 680—681 годах.

Господь Иисус Христос — истинный Бог и истинный Человек, в Котором неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно соединены две природы в единой Божественной Личности, совершившей дело нашего спасения.

Савеллианство

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Савеллиа́нство — триадологическая ересь III века.

История возникновения

Основная статья: Савеллий Птолемаидский

Идеи савеллианства приписываются проповеднику Савеллию из Птолемаиды Пентапольской. Основными источниками по возникновению и содержанию ереси являются анти-савеллианские тексты отцов церкви — Тертуллиана, Ипполита Римского и Епифания Кипрского, отчасти противоречащие друг другу в описании сущности савельянской ереси. «Catholic Encyclopedia» 1911 года делает вывод о том, что «философские воззрения Савеллия установить невозможно» (англ. It is impossible to arrive at the philosophical views of Sabellius).

Сущность учения

Сутью ереси Савеллия была мысль, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, «модусами» (отсюда другое название ереси — модализм) Единого Бога. В Своей глубине, «пучине Божества» (выражение св. Игнатия Лойолы, Майстера Экхарта, Н. Бердяева и др.) Бог абсолютно един, и проявляет Себя в мире в Трёх Лицах лишь по одному Ему известному произволу. В другое время, в другой исторической эпохе, эоне и пр. Бог может явить Себя иначе — в качестве Двоицы, Четверицы и др.

Соседствующими с модализмом являются средневековые триадологические ереси катаров, альбигойцев и др. еретические движения, утверждавшие, что Три Лица Святой Троицы проявляют Себя в человеческой истории не одновременно и совместно, а поочерёдно. Эпоха Ветхого Завета была эпохой сурового Бога Отца, эпоха Нового Завета является эпохой Второго Лица Троицы — Бога Сына, или Иисуса Христа, а грядущая после Апокалипсиса «жизнь будущего века» будет эпохой Святого Духа.

Монархианство как первоисточник савеллианства

Основная статья: Монархиане

Савеллианство как самостоятельное течение внутри монархианства возникло в Риме начала III века, вероятно, под воздействием проповеди Ноэция из Смирны, не позднее 217 года (при жизни папы Зефирина) но и не ранее 200—205 гг., когда была написана утраченная «Синтагма» св. Ипполита. Св. Епифаний, умерший в 403 году, утверждал, что при нём ересь оставалась сильна на Востоке, то есть просуществовала не менее полутора веков.

Савеллианство на Викискладе

Происхождение Савеллия неизвестно; из текстов святого Василия, написанных спустя полтора века после проповедей Савеллия, можно сделать вывод, что он происходил из Персеполиса. По утверждению святого Епифания, ересь Савеллия основывалась на апокрифическом «Евангелии Египтян»; сохранившиеся фрагменты этого апокрифа не противоречат мнению отцов церкви об антитринитарной сути савеллианства. Святой Ипполит, став папой, пытался лично образумить Савеллия, но в итоге отлучил его от церкви. Во время написания Ипполитом «Философумены» (230-е гг.) Савеллий ещё продолжал проповедь в Риме.

Богочеловек Иисус Христос

Главная » Схемы и пособия » Древо сайта

Категория

Святая Троица

Богочеловек Иисус Христос

Лицо (личность)

три

одно

Природа

одна

две

Воля

одна

две

Действие

одно

два

Ум

один

два

Душа

одна

  • Иисус Христос – совершенный, истинный Бог и совершенный, истинный Человек.
  • Предвечно рождён (вечно рождается) от Бога Отца по Божеству, а по человечеству рождён от Девы Марии.
  • По человеческой природе во всём подобен нам, кроме греха.
  • Сын Божий воплотился для нашего спасения, которое Он совершил.
  • Своей проповедью (учением), жизнью, смертью, Воскресением, созданием Церкви.

Несмотря на то, что Каждое Лицо Пресвятой Троицы обладает по сущности бесконечной полнотой всех возможных совершенств, в том числе совершенствами, связанными со способностью к волеизъявлению, а таких Лиц — три, Церковь учит, что Единый Бог имеет одну (а не три), абсолютно единую волю. Любое Божественное волеизъявление проистекает от Отца через Сына во Святом Духе.
Единый Бог — Отец и Сын и Святой Дух — обладает одним действием (энергией), а не тремя обособленными, складывающимися из самостоятельных действий Каждой Божеской Ипостаси. Единое Божественное действие, как и единая Божественная воля, проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе.
Единый Бог обладает единым разумом, а не тремя обособленными, по числу трёх Ипостасей.
Поскольку Господь Иисус Христос — совершенный Бог и вместе совершенный Человек, Он обладает и Божественным разумом, и человеческим.
В Господе Иисусе Христе одна душа. По естеству она — человеческая. Но имея в виду, что она принадлежит Ипостаси Богочеловека, можно говорить, что это — душа Богочеловека.

Божественное и человеческое естества соединились в одном Лице Бога Сына:

Неслитно

не образовав какого-то третьего естества — «смешанного», полу-божественного-полу-человеческого.

Неизменно

не претерпев ни малейшего изменения.

Нераздельно

ипостасным соединением, в одном Лице (Личности) Сына Божьего

Неразлучно

навечно

В святоотеческом богословии для лучшего уразумения догмата о Воплощении Сына Божьего используются различные символические образы.
Один из них — запись мысли на бумаге. Аналогично тому, как мысль, рождённая умом, соединяется с бумагой при помощи руки (в данном случае рука является выразителем мысли), в Лице Бога-Слово (Сына Божьего), предвечно рожденного Богом Отцом, Божество соединилось с человечеством. Образом Бога Отца в данном случае является ум, образом Сына — мысль, а образом Святого Духа (Который есть Выразитель Слова Отца) — рука. Как при соединении мысли с бумажным листом участвовали ум (породивший эту мысль и руководивший записывавшей её рукой), сама мысль и рука, так и в воплощении Сына Божьего участвовали все три Лица Пресвятой Троицы. Как при соединении мысли с бумагой с ней соединилась именно мысль, а не ум и не рука, так и при боговоплощении человеком Стал именно Сын Божий, а не Бог Отец и не Святой Дух. Как мысль не стала, в результате соединения с бумагой, вещественной, а бумага — невещественной (не перестала быть бумагой), так Божеское и человеческое естества, соединившись в Едином Лице Сына Божьего, не изменились и не слились.
Другой пример: железный прут, раскалившийся в пламени огня. Оттого, что он раскалился, он не перестал быть железным прутом, однако, поскольку он всё же раскалился в огне, постольку его ипостась, заключавшая до этого лишь естество железа, вместила в себя и естество огня, отчего в ней соединились свойства железа и свойства огня (он сияет, может обжечь). Так и Сын Божий, воплотившись, не переставая быть Богом, стал Человеком, Обладателем и Божественных, и человеческих свойств.

Иисус Христос * Догматическое богословие

Основные христологические ереси в сравнении с православием

Век Природа (сущность) Лицо Воля
I Докеты 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (Бога)
IV Аполлинариане 1 (составная), но ум 1 (Бог) 1 (Бога)
V Несториане 2 2 2
V Монофизиты (Евтихий) 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (особая)
VII Монофелиты 2 1 (Бога) 1 (особая)
ПРАВОСЛАВИЕ 2 1 2

Главным аргументом святых отцов против христологических ересей можно считать фразу «то, что не воспринято (Богом от человеческой природы), — не исцелено, а то, что соединилось с Богом, спасено». Христос спас (исцелил) человеческое естество, заключённое в Его Ипостаси (от тленности, смертности и естественных страстей). Задача человека – приобщение к спасительным средствам, дарованным нам как результат искупления, в Церкви Христовой.

Триадологические ереси (антитринитарии)

Век

Ересь

Учение

III
Монархи-анство

Модализм (савелли­анство)

Считали, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, «модусами» одного и того же Бога.
Полагали, что во времена Ветхого Завета Бог проявлял Себя как Бог Отец, с началом Новозаветного исторического периода как Сын, а со дня образования Церкви – как Святой Дух.

Адопционизм
(лат. adoptio — «усыновлять»)

Отрицали божественную природу Иисуса Христа, считая его человеком, усыновлённым Богом при крещении.

IV

Арианство

Считали Сына Божьего совершеннейшим творением, через Которого сотворён мир.

IV

Полуариане

Отвергали единосущие Сына с Отцом, считая его подобосущным.

IV

Духоборцы (пневма­томахи, македониане)

Признавали единосущие Сына и Отцу, но отрицали его за Святым Духом, считая Его сотворённой служебной освящающей силой. Ересь была осуждена на Втором Вселенском Соборе (381)

XV

Жидовству­ющие

Отрицали троичность Лиц, соответственно не признавали Божественного достоинства Иисуса Христа.

Откровение о Святой Троице представляется апорией только для нашего ограниченного рассудка. В самой Божественной жизни нет никаких антиномий, или противоречий. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, в Которой, как это ни парадоксально, единство нисколько не противоречит троичности. Так, достигший совершенства в боговидении, святитель Григорий Палама пишет, что Бог есть «Единица в Троице и Троица во Единице, неслитно соединяемая и нераздельно различаемая. Единица, Она же и Троица всемогущая».

Ереси по отношению к Богопознанию и сравнение их с православием

Век Ересиарх Познава­емость по сущности Познава­емость в действиях (энергиях)

Евномий

Бог абсолютно познаваем.

Варлаам Калабрийский

Не познаваем

Не познаваем, т.к. считал, что они тварны

ПРАВО­СЛАВИЕ

Не познаваем

Познаваем в той мере, в которой Бог открывается человечеству и в которой конкретный человек способен принять это Откровение.

Одновременно ограниченный человеческий и неограниченный Божественный.

См. раздел ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Опровержение Церковью ересей, отрицающих или умаляющих полноту Божества Христа.

эта евангельская проповедь Христа распятого, стала для Иудеев соблазном, а для Еллинов безумием (1 Кор. 1, 23).

-Апостол Иоанн опровергает (1Ин.) Керинфа. Лжеучение — Христос был простым человеком, родившимся обыкновенным образом от Иосифа и Марии. На Иисуса, согласно Керинфу, вследствие Его праведности лишь в большем изобилии, чем на других людей, излились дары Святого Духа, почему Он и сделался Мессией (Христом) и Сыном Божием (не в собственном смысле этого слова). Поэтому пострадал и умер за людей простой смертный человек и Его смерть никакого искупительного значения не имеет.

Триадологические ереси

-Монархиан динамистов.Dinami – сила.

Феодот Кожевник (ок. 190 г.). отрекся от Христа. Христос простой человек. Родился сверхъестественным образом, но родился не Бог, не Логос, но человек, преимущество которого перед другими людьми состояло в преимущественном обожествлении. В Нем Дух Божий как сила Бога, а не Лицо Троицы. Он был полнее обожествлен, чем другие пророки.

-Павел Самосатский

По учению Павла Бог есть единое лицо. В этом едином Боге есть Логос = заключающаяся в Боге неипостасная премудрость (sofja). Этот Божественный Логос сошел на человека Иисуса, как ранее сходило на пророков, только с преимуществом, в большей мере и силе. Это было лишь сосуществование премудрости Божией со Христом. Никакого физического соединения Божества и человечества не могло иметь места ибо Логос – не ипостась, но сила Бога. Павел Самосатский был осужден и низложен на Антиохийском Соборе 268 года.

-Монархиане модалисты. Савеллий.

Сам Отец явился во плоти, сделавшись Сыном, Сам Он страдал, умер и Сам Себя воскресил.

В Боге одна ипостась и одно существо, Бог есть единство и троичен не в ипостасях, а в личинах или модусах (латинское modus – образ, способ, род, манера) под которыми обнаруживается единый Бог.

У Савеллия мы видим полнейшее завершение учения модализма.

Бог полагает Себя как Логос. Логос открывается в трех лицах: как Отец, как Сын, как Дух. Итак, у Савеллия Монада не есть Отец, Логос не есть Сын: Логос предшествует Отцу. Троичность он приурочивает к истории домостроительства: прерогативным проявлением Отца было творение мира и Синайское законодательство, Сына – воплощение, а Духа Святого – Его сошествие на апостолов.Единый Бог является нам последовательно то как Отец, то как Сын, то как Дух.

В III веке учение осуждено на поместных соборах в 261 году – на Александрийском соборев и в 262 году, на Римском.

Арианство.

— Арий — Сын Божий не есть истинный и совершенный Бог. Во Христе воплотился Бог сотворенный.

Сын Божий при Своем воплощении принял только одно тело без разумной души и что Сам Он, заступив на место души, Своим существом страдал и действовал в этом теле.

«У ариан человеческая плоть во Христе – это только покров Божества, Которое заменяло в Нем душу».

Свт. Афанасий Великий центральным фактором в споре с ересями стало обожение. Слово Божие «воплотилось, чтобы мы обожились». Обожения бы не произошло, если бы Слово не было от Отца и Слово не было бы Богом.Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее.

«Из-за того, что Он стал человеком, Он не перестал быть Богом. Также из-за того, что Он является Богом, Он не утрачивает человеческого»

Свт. Афанасий говорил об обмене свойств и энергий (communicatio idiomatum/operationum): «Ибо если божественные дела Логоса были сотворены не через тело, тогда человек не обожился. Опять же: если свойства плоти не относились к Логосу, тогда человек не освободился совершенно»

Слово «стало человеком, а не вошло в человека». Парадигма Слово-плоть.

свт. Афанасийназвал Деву Марию Богородицей

свт. Афанасий почти не говорит о человеческой душе и уме во Христе, явно предпочитая слово плоть

Учение о Боге – Освятителе. Определение благодати. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати.

Учение о Боге Освятителе состоит из следующих частей:

· Учение о благодати как о силе, нас освящающей;

· Учение о богоучрежденном видимом устройстве способов воздействия спасающей благодати на человека, применительно к его духовно-чувственной природе;

· О Церкви и ее иерархии, через которую совершается освящение человека;

· О таинствах церковных как средствах освящения.

Каким образом и почему то, что произошло с некоторым человеком, жившим в определенном месте и в определенное время, может иметь непосредственное отношение ко всякому человеку, безотносительно его индивидуальных особенностей, условий жизни и т.д. ?

Бог нас мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2, 5-6), т.е. все, что совершилось со Христом, касается и каждого из нас. Для того чтобы Искупление имело отношение к человеку, ему необходимо уверовать.

В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5).

Для того чтобы плоды Искупления были нами усвоены, дело нашего Искупления, совершенное Господом Иисусом Христом, непосредственно должно перейти в дело нашего освящения.

Необходимо отметить, что сама земная жизнь Господа Иисуса Христа не только имела искупительное значение, но была также и освящением мира.

Но в совершенном виде освящение состоит в ниспослании Святого Духа с дарами спасающей благодати. Пребывая в Церкви, и через Церковь Господь усвояет нам все потребное для спасения. В прощальной беседе с учениками Он говорит: Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего

Мы тоже не можем присоединиться ко Христу своими собственными силами, одного только нашего желания и наших усилий для этого недостаточно. Единственной силой, которая нас со Христом может соединить, – это Святой Дух, Которого Господь обещал послать от Отца: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек

Дух Святой является той силой, которая усвояет нам плоды искупительного подвига Христа Спасителя. Господь говорит: Дух истины… наставит вас на всякую истину; …Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам

Бог нас любит, но о том, что есть эта любовь, опытное знание ее дается только Святым Духом, Который нам любовь Божию, любовь Христову усвояет. Апостол Павел говорит: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим. 5, 5).

Для людей Нового Завета Господь Иисус Христос является тем же, чем было древо жизни для прародителей. Для спасения необходимо теснейшее с Ним соединение, полнота которого осуществляется в таинстве Евхаристии, в причащении Тела и Крови Христовых. Но для того, чтобы мы могли усвоить Причастие, чтобы оно было в нас действенно, необходимо действие Святого Духа, мы не можем сделать это своими собственными силами.

Для того чтобы любая пища человеком усваивалась, претворялась в его жизнь, необходимо, чтобы человек имел некоторую силу, способность эту пищу усваивать.

если бы Дух Святой не усваивал нам Тело и Кровь Христову, если бы Он не претворял То, Что мы получаем в Причастии, в нашу жизнь.

Святой Дух не только соединяет нас со Христом, Он еще освящает нашу личную волю, делает нас храмами Святого Духа, преображает образ существования нашей природы, освобождая нас от власти природной необходимости.Эти два момента являются взаимосвязанными.

Чем более мы соединяемся со Христом, тем больше имеем возможности для освящения Святым Духом. И наоборот, для стяжания Святого Духа нам необходимо соединение с Господом. Об этом говорит апостол Павел: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8, 9-11).

если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви

Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 469;

helpiks.org — Хелпикс.Орг — 2014-2019 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *