Хульные мысли

Духовные атаки на разум или Обсессивно-Компульсивное Расстройство?

Меню раздела

Январь 2019

>>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Поиск по этому разделу

Вы можете воспользоваться поиском по данному разделу.

Почта@bible.com.ua Обновления сайта

Подпишитесь на еженедельную рассылку вопросов и ответов.

Реклама

2010-03-22 18:14:24: НХМ

Вот уже восемь месяцев как я мучаюсь от злых навязчивых мыслей. Я — молодая женщина, христианка. Я конечно не совершенна, но я люблю Бога и чту Его, однако мысли, которые мучают меня — неимоверно злые, богохульные и сатанинские. Они приносят мне такие сильные страдания! Каждый день я плачу и молю Бога о прощении. Я никогда бы не сделала и не сказала бы того, что говорят эти мысли. Я всем сердцем ненавижу их, но я не знаю, как мне от них избавиться, куда от них убежать?!

Недавно я получил следующее письмо:

Дорогой Джимми, я загнана в угол и не знаю, как дальше жить. Недавно я прочла на вашем сайте статью, которая открыла мне глаза.

Вот уже восемь месяцев как я мучаюсь от злых навязчивых мыслей. Я — молодая женщина, христианка. Я конечно не совершенна, но я люблю Бога и чту Его, однако мысли, которые мучают меня — неимоверно злые, богохульные и сатанинские. Они приносят мне такие сильные страдания! Каждый день я плачу и молю Бога о прощении. Я никогда бы не сделала и не сказала бы того, что говорят эти мысли. Я всем сердцем ненавижу их, но я не знаю, как мне от них избавиться, куда от них убежать?!

В вашей статье вы написали, что лучше всего такие мысли игнорировать, но я не могу их просто игнорировать и не обращать на них внимания! Ведь они настолько отвратительны и богохульны! Когда они появляются, я чувствую нужду тут же умолять Бога простить меня. Как можно спокойно игнорировать нечто настолько злое?

Простите, что я навязываю вам свои проблемы. Но я просто не могу больше так… Я просто хочу, чтобы они оставили меня, чтобы я могла жить праведно и спокойно, угождая Богу.

Прежде всего, хочу сказать, что при чтении вашего письма мое сердце разрывается от боли. Вы несете особый крест, который близок сердцу Христа. Я буду молиться о вас, и я прошу всех, кто читает эти строки, тоже молиться о вас и о всех, кто также страдает от подобных мыслей.

Не будучи врачом, я не вправе ставить вам медицинский диагноз. Но, опираясь на ваше письмо, я могу с большой долей вероятности предположить, что вы страдаете от определенной формы Обсессивно-Компульсивного Расстройства (далее ОКР), которое проявляет себя в виде богохульных грешных мыслей.

Для начала, немного информации об ОКР. По этой ссылке вы можете прочитать статью об ОКР в Википедии.

Один из признаков ОКР — навязчивые мысли, которые причиняют человеку сильные страдания. Обсессивно-Компульсивное Расстройство — это такая форма расстройства, при которой определенная часть вашего мозга генерирует мысли, которые причиняют вам страдания, чтобы увеличить уровень стресса вашего организма. Причина, по которой навязчивыми мыслями являются именно злые грешные мысли (а не приятные и хорошие), как раз в том, что эти мысли причиняют человеку боль. В этом суть этого нарушения: мозг генерирует мысли, которые причиняют боль.

Исходя из вашего письма, очевидно, что вы не любите эти мысли, вы их ненавидите и хотите от них избавиться. Это показывает, что эти мысли (ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО) не являются вашим грехом.

Какой бы отвратительной и богохульной мысль не была, само появление мысли в вашей голове не является грехом. Мысль становится грехом, только если вы ее принимаете и намеренно начинаете ее развивать. Но тот факт, что вы ненавидите эти мысли, говорит о том, что они появляются против вашей воли.

В результате, вы несете, как я уже написал, особый крест, или, лучше сказать, вы носите терновый венец. В этом смысле вы особенно близки сердцу Иисуса, ведь Он смотрит с особым состраданием на таких людей, как вы.

А теперь о позитивном:

1. ВЫ НЕ ВИНОВАТЫ В ТОМ, ЧТО У ВАС ЭТО РАССТРОЙСТВО!

2. ЭТО РАССТРОЙСТВО УСПЕШНО ПОДДАЕТСЯ ЛЕЧЕНИЮ!

3. ВЫ ДАЛЕКО НЕ ОДНА С ТАКОЙ ПРОБЛЕМОЙ!

4. ЭТИ МЫСЛИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВАШИМ ГРЕХОМ!

5. БОГ ЛЮБИТ ВАС!

Итак, пункт первый. Вы, в самом деле, нисколько не виноваты в том, что у вас ОКР. Это расстройство имеет физиологическую причину. Если говорить более конкретно, судя по всему, оно связано с нехваткой серотонина, который играет роль нейромедиатора в ЦНС.

В отношении второго пункта — это расстройство хорошо поддается лечению. И даже если вы и не сможете полностью избавиться от этих мыслей, вы сможете взять их под контроль, и они уже на смогут причинять вам эти ужасные страдания. Мы поговорим о лечении чуть позже.

Пункт третий. ОКР в самом деле является довольно распространенным расстройством. Один человек из сорока страдает ОКР.

Пункт четвертый. Как мы уже говорили, эти мысли появляются против вашей воли, поэтому, максимум, что они из себя представляют — искушение (хотя и это маловероятно, ведь они вас никак не привлекают, а наоборот ужасают и мучают).

В отношении пятого пункта: Это правда! БОГ ЛЮБИТ ВАС! И Он будет с вами всегда и никогда вас не оставит.

А теперь давайте поговорим о лечении этого расстройства. В связи со своей специальностью, я знаком со многими людьми, страдающими ОКР. Вот что я могу порекомендовать:

Посетите врача, желательно психиатра, который поставит вам диагноз.

Поговорите с врачом о назначении вам селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Эта группа медикаментов показала себя эффективной в подавлении симптомов ОКР. Возможно, и другие медикаменты окажутся целесообразными, но при лечении ОКР главным образом используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.

Если ваши симптомы не требуют медикаментозного лечения, попробуйте принимать биологически-активные добавки класса 5-HTP. Эта аминокислота является прекурсором серотонина и таким образом имеет схожий эффект с действием селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, то есть способствует увеличению серотонина в мозгу. (ВНИМАНИЕ! НЕ ПРИНИМАЙТЕ ЭТУ ДОБАВКУ ОДНОВРЕМЕННО С ИНГИБИТОРАМИ ОБРАТНОГО ЗАХВАТА СЕРОТОНИНА!)

Помимо этого, вы можете пройти когнитивно-поведенческую терапию или психологические консультации у грамотного психиатра или психолога. Это также важно, так как одни медикаменты могут не привести к полному выздоровлению.

Вы также можете присоединиться к существующим интернет-сообществам страдающих от ОКР людей.

Посмотрите сериал “Дефективный детектив” (в оригинале “Monk»). Это сериал о детективе, который, страдая от ОКР, тем не менее отлично справляется со своей работой. Более того, ОКР даже помогает ему в расследованиях, так как он замечает мелочи, которые никто другой не замечает. Многие люди, страдающие от ОКР, любят этот сериал и говорят, что он помогает им увидеть себя со стороны и даже посмеяться над собой.

И, наконец, насколько это возможно, игнорируйте эти мысли.

Надеюсь, эта статья поможет вам. Благослови вас Господь.

Джимми Акин, писатель, психолог. Оригинал на английском.

Перевод ProChurch.info

Иногда Господь посылает нам испытания в жизни. Это нормально и правильно. Испытания очищают душу и проверяют веру на прочность.

Но бывает так, что неприятности следуют одна за одной, все валится из рук и кажется, что выхода нет. Человека преследуют навязчивые мысли, заставляют переживать прошедшее снова и снова.

Истинно верующий будет встречать неприятности со смирением. Люди малодушные и нетвердые в вере начинают роптать на Господа, обвинять Его в своих неудачах. Такие антибожественные мысли, которые крутятся в их голове, называются хульными.

Хульные мысли насылают дьявол и его приспешники

Хульные мысли направлены против Бога и исходят от дьявола

Все мысли приходят нам из потустороннего мира. Добрые, светлые мысли нам посылают Бог и ангелы. Злые, наполненные мраком мысли нам посылает сатана и легион его демонов.

Паисий Святогорец давал такое определение хульным мыслям:

Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духовном отце и тому подобном, то это хульные помыслы.

Хульные мысли посылает человеку дьявол. Таким образом он пытается смутить человека, заманить его в западню и обрести над ним власть.

Темные силы только и ждут момента, чтобы завладеть душой человека

Хульные мысли не всегда влекут за собой грех

Может показаться, что богохульные мысли у верующих – это страшных грех. Ведь в Писании сказано:

Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3: 29).

Согрешившему будет худо. Бог неуязвим, а грех падет на голову богохульника проклятием Божьим.

Святитель Иоанн Златоуст писал:

Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе.

Однако не все так страшно. Дьявол, пытаясь сбить верующего с пути истинного, насылает мысли, наполненные духом хулы на Господа. Но дальше все зависит от человека. Святитель Дмитрий Ростовский говорит так:

Поскольку много найдется людей, смущаемых злыми и хульными мыслями, то полезно узнать, когда эти мысли грехом становятся и когда нет. Нужно знать, что в этих злых мыслях нет никакого греха, когда волею и разумом не только не соизволяем им, но и ненавидим их и всячески боремся с ними; но когда теми мыслями разум и воля услаждаются и человек удерживает их в сердце своем, тогда злые мысли будут для нас грехом смертным. Те, которые хотя и борются с подобными мыслями, но при этом думают, что согрешают, те ошибаются, поскольку не знают, что есть большая разница между помыслом и соизволением на оный. Когда помышляем о чем-нибудь, не значит еще, что мы на то и соизволяем; но когда любим злые мысли, и услаждаемся ими, и желаем их усердно, и приумножаем их в уме нашем, это вот будет уже соизволение. Если же их ненавидим и не желаем, но они сами на ум нам приходят, мы же отвращаемся их, то совести не следует смущаться ими, ибо, когда с силою они воюют на нас, мы же их преодолеваем, то умножаем этим себе награду у Бога.

Иногда люди, имеющие общие представление о христианской вере и где-то что-то читавшие, говорят, что хульные мысли надо презирать. Этого делать не надо: презрение ‒ прямое следствие гордыни, а гордыня ‒ смертный грех.

Человек может попасть в ад, если поддастся хульным мыслям

Бороться с хульными мыслями нужно с помощью молитвы и дела

Человек слаб и постоянно поддается соблазнам. Хульные помыслы порой одолевают даже истинно верующих людей. Не обращать на них внимание нельзя: эти мысли посылает людям дьявол, чтобы завладеть их душами. Что тогда делать? Как избавиться от хульных мыслей?

Молитва поможет избавиться от хульных мыслей

Нужно читать молитвы. Молитва от хульных помыслов звучит так:

Душу мою открываю пред Тобою, Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не благоволю к ним. Всё всевает враг. Отгони его от меня!

Есть и другая:

Боже, Боже мой! Призри на мя грешнаго и исправи молитву уст моих: отжени помыслы скверныя от сердца моего, и просвети мой ум светом Твоего Богоразумия; приклони ухо Твое и услыши мя, Тебе молящагося и Твоея сильныя милости чающаго, яко Ты еси Бог мой, и пред Тобою в дому Твоем сем молитвенном стоя, умильно вопию: укрепи мя, и вразуми, Боже Щедрый во страсе Твоем. Аминь.

Борьба с хульными помыслами невозможна без Иисусовой молитвы:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.

Потом желательно сходить в церковь на исповедь. Паисий Святогорец учил, что духовнику следует сказать следующие слова:

«Мне приходят хульные помыслы о Христе или о Святом Духе, о Матери Божией, о Святых или о тебе – моем духовном отце»

Также Паисий Святогорец учил, что нужно выработать у себя «доброе равнодушие». Если человек чересчур чувствительный, то он легко впадает в неуравновешенное состояние по самым незначительным поводам. Этого и ждет дьявол, втравливая в голову возбужденному человеку хульные мысли. Но следует не переусердствовать: такими тренировками легко можно превратиться в абсолютно равнодушного ко всему робота.

Помимо молитв следует заняться делом.

Услышав в голове хульные мысли, самое время навести порядок в жилище.

Пора наконец протереть пыль за шкафами, собрать тумбочку, починить поломанную ребенком игрушку.

Хорошо, если человек живет в своем доме или имеет земельной участок: труд на земле облагораживает. Потом, вкушая результаты своего труда, человек ощутит, как на него сходит благодать Божья.

Порядок в делах и жилище приведет в порядок и мысли в голове.

Если человек проводит время в труде и молитве и его мысли отрешенны от мирской суеты, то он неуязвим перед бесами и хульные мысли никогда не проникнут ему в голову.

Чистой, искренней душе не страшны козни дьявола

Психиатры называют хульные мысли обсессиями и лечат антидепрессантами

Изучение высшей нервной деятельности человека И.П. Павловым позволило раскрыть механизм появления навязчивых мыслей у человека

Психиатрия о хульных мыслях сложила свое собственное представление и дала свой ответ на вопрос, как бороться с плохими мыслями. С развитием психиатрии как науки все большее и большее число состояний души человека получило объяснения. Появились такие понятия, как неврозы, неврастения, депрессия. Навязчивые мысли, которые сопровождают подобные состояния, получили названия обсессий (лат. obsession – осада)

В начале XX в.в психиатрии выделилось отдельное обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

В книге «Обсессивно-компульсивное расстройство: причины, развитие и лечение» под редакцией Калеба Лэка (Caleb W. Lack) дается определение ОКР:

Основными признаками являются тягостные стереотипные, навязчивые (обсессивные) мысли, образы или влечения, воспринимающиеся как бессмысленные, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному и вызывают безуспешную попытку сопротивления.

Для психиатров нет разницы, какие именно навязчивые мысли лезут человеку в голову: агрессия, богохульство, страх – с точки зрения медицины все это одинаково.

Для избавления от навязчивых мыслей больным назначают психотерапию. Она позволяет человеку избавиться от психологических проблем. Если дело зашло слишком далеко, выписывают антидепрессанты.

Для верующего необходимо вовремя определить духовное и душевное расстройство.

Если расстройство духовное, то лучшее средство избавления от хульных мыслей – покаяние, исповедь и молитва.

Если душевное ‒ то лучше все же обратиться к врачу. Бог лишает разума в наказание, но Он и протягивает руку помощи в лице врачей. Избегать их помощи не стоит.

Молитесь, трудитесь, будьте покорны Господу и хульные мысли никогда вас не посетят!

Хульные помыслы — значение слова в православном словаре

(Старец Паисий Святогорец) Хульные помыслы

Что такое хула на Духа Святого и когда человек в ней повинен? Я думаю, что богохульство — это пренебрежение к Божественному вообще. Разумеется, человек в этом виноват, если он в здравом уме, поэтому невозможно, чтобы благочестивый был богохульником. На первой ступеньке хулы на Святого Духа находятся бессовестные люди, на второй — презирающие Бога и все святое, а на третьей — сатана. Поэтому, как только можно, надо остерегаться бесстыдства и пренебрежительного отношения не только ко всему святому, но и к нашим ближним, ибо они — образ Божий, и не обращать внимания на хульные помыслы, которые диавол всевает в нас против нашей воли. — Что делать, если приходят хульные помыслы? — Не придавать этому значения. — Но диавол вкладывает мне их, принуждает меня, и я согрешаю. — Не говори, что тебя принуждает сатана, потому что на страшном суде он скажет Богу: «Этот христианин оклеветал меня в том, что я принуждал его грешить, но это не я заставлял его, а он сам, имея свободную волю, совершил грех». И диавол на самом деле будет прав, т.к. Бог сотворил человека свободным, и никто не может насильственно принудить его к чему либо — ни благой Бог к добру (хотя, как Творец, имеет право), ни сатана ко злу, — но сам человек по своей воле склоняется или к Богу, или к диаволу. Поэтому надо обвинять не диавола, а свое злое произволение, ибо человек при собственном содействии попадает в лапы сатане. Хульные помыслы бывают от диавола, а не от человека. Хульными помыслами сатана обычно терзает чувствительных людей, чтобы удручить их и заставить впасть в отчаяние. Хульные помыслы похожи на самолеты, которые помимо нашей воли мешают нам своим шумом, а мы никак не можем им противостоять. В этом случае лучшая противовоздушная оборона — это пение псалмов, ибо в нем заключается и поклонение Христу, и презрение к диаволу. Если проявить хоть немного внимания к хульным помыслам, они могут истерзать, надломить человека. Нужно немного хорошего безразличия. Хульными помыслами сатана, как правило, изводит благочестивых и слишком чувствительных людей. Он многократно увеличивает их падение в их глазах, для того чтобы заставить их впасть в уныние. Цель сатаны — довести их до отчаяния, а затем и самоубийства. Если ему это не удается, то он пытается, по крайней мере, свести их с ума и сделать ни к чему не пригодными. Когда у него не получается и это, то ему приносит удовлетворение, если удастся хотя бы ввергнуть их в тоску, уныние. Православный словарь, энциклопедия, духовный алфавит — www.avs75.ru

Хульные помысли и борьба с ними


ThePrayerBook.info » Это интересно » Хульные помысли и борьба с ними

(Успенской Киево-Печерской Лавры)

Время от времени в сознании помимо нашей воли возникают различные помыслы, образы и представления. Иногда они бывают безобидны, а иногда дурны и даже ужасны. Некоторые люди принимают плохие помыслы за свои, слушают их и исполняют на деле все, что те повелевают, не подозревая при этом, что являются исполнителями злой чужой воли. Другие же страдают от дурных мыслей, которые еще называют хульными, и, приписывая их своей испорченной природе, пугаются, не знают, как избавиться от них, впадая в отчаяние. Это очень опасное состояние, так как подобны мысли, если они принимаются человеком, могут довести до отчаяния. Тут, конечно, важно сразу же распознать виновника этих смущений – дьявола.

Отойди от меня, сатана

В житии святителя Григория описывается, как к нему пришел некий епископ и исповедовался во множестве хульных помыслов против Бога, так что и тело его иссохло от этой скорби, и он впадал уже в отчаяние. Слыша это, святитель сказал ему: «Ты епископ, и не знаешь козней бесовских? Этот исконный всегдашний враг, когда видит кого творящим добро и не может учинить ему падения, тогда наступает на него хульными помыслами, вводя во глубину отчаяния. Ты же знай то, что хульные помыслы никак не могут вредить тем, которые ими пренебрегают и не слушают их. Они вредят только тем, которые, будучи малодушны и невежественны, считают, их для себя грехом, изнемогают от суетной скорби».

Вся беда в том, что многие не знают элементарных правил духовной безопасности. Необходимо знать, что лукавые помыслы приступают ко всем. Даже ко Господу приступал диавол, искушая Его (см.: Мф. 4:3-11), и грех не в том, что приходит помыслы, а в том, что человек принимает их, а не отвергает по примеру Спасителя: отойди от Меня, сатана (Мф. 4:10). Множество святых противоборствовали помыслам на протяжении многих лет и за свое мужество сподобились небесных венцов (к примеру, преподобный Иоанн Многострадальный, преподобная Мария Египетская). В хульных помыслах нет греха, если человек ни умом, ни волею не принимает и не желает их и даже ненавидит. Старец Паисий Святогорец говорит, что от нашей воли не зависит, когда над нами летают самолеты, но если мы «строим аэродром в нашем дворе» (т.е. принимаем и рассматриваем помыслы), то за это будем отвечать. Если хульные помыслы приходят к нам, и мы отвращаемся от них, то это верный признак, что нет нашего соизволения им, а потому наша совесть не должна смущаться этими помыслами. Когда к нам придут хульные помыслы, зададим себе трезвый вопрос: «Хотим мы и согласны ли мы с тем, что они нам предлагают?» и сразу же ответим самим себе: «Конечно же нет!» по этому ответу наверняка узнаем, что мы подверглись влиянию чьей-то злой воли. Если мы не принимаем хульные помыслы, то они умножают нам награду от Господа. Так, одна женщина долгое время смущалась хульными и скверными помыслами, которые отогнал явившийся ей Господь. Она возопила к нему: «Где ты был доселе, Сладчайший мой Иисус?». Господь отвечал: «В сердце твоем был Я». Она же сказала: «как это возможно, когда сердце мое было наполнено скверными мыслями?» Господь отвечал: «Посему разумей, что Я был в сердце твоем, что ты никакого сочувствия не имела к нечистым мыслям. Но старалась освободиться от них, а не имея возможности избавиться от них – страдала, и этим соделала Мне место в сердце твоем». «Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах, — замечает преподобный Иоанн Лествичник, — ибо Господь есть Сердцеведец и знает, что такие слова не наши, но врагов наших». Если мы, находясь в общественных местах, невольно слушаем ругательства и скорбим об этом, то это не вредит нашей душе – так же обстоит дело и с вражьими помыслами.

Три вида помыслов

Как относиться к помыслам, чтобы не сделать роковой ошибки, приняв их за собственные? Прежде всего, необходимо научиться их распознавать, что достигается долгой борьбой со своими страстями. Хульные помыслы тревожат людей против их воли, входя в ум так неприметно и хитро, что человек с трудом может их узнать. Возникновение помыслов не зависит от нас, но принятие или отвержение их – в нашей воле. Являющийся в этой борьбе дар рассуждения считается одним из самых высоких у подвижников, и приобретается он только смирением. Человек, вступающий в борьбу с помыслами, должен уподобиться опытному нумизмату, задача которого – отличить фальшивые монеты от настоящих. Подделка происходит со стороны дьявола – лжеца и отца лжи (см.6 Ин. 8:44), который часто под видом доброго дела и доброй мысли внушает нам зло и, обольщая видом добра, может довести до гибели.

Есть несколько видов помыслов:

— помысли от Бога и Ангела-Хранителя;

— наши собственные мысли и ассоциативные представления, рождающиеся в нашем сознании, когда мы смотрим на какой-то предмет, или слышим что-либо, или вспоминаем о чем-либо;

— помысли от дьявола и его служителей – злых духов.

Как бороться с хульными помыслами? Для того чтобы избавиться от хульных помыслов, отсекать в самом начале, отказаться от них, исповедуя их священнику. Опытный духовник скорее сможет определить качество помысла и предостеречь от опасности. Кроме того, беседы с духовником и исповедание помыслов служат лучшим средством к приобретению опыта в духовной борьбе. Исповедь – самое сильное оружие, так как обнаруживает виновника злых помыслов – дьявола, который всегда пытается скрыть себя и свои козни. Если же он бывает обнаружен, то уходит, так как знает, что добрые люди не могут открыто поклоняться злу. Когда же он видит малодушных людей скорбящими, то еще более нападает на них, смущая совесть и вводя в отчаяние.

Чтобы избавиться от злого бесовского наваждения, можно читать следующую краткую молитву: «Отойди от меня, сатана! Да будет предложение твое на главу твою в этом и будущем веке». Если же помысли не уходят, не нужно отчаиваться: причина, которая позволила приблизиться к нам дьяволу, — грех гордости. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «В сердцах гордых рождаются хулные слова, а в душах смиренных – небесные видения». Поэтому нужно смириться пред Богом и, признав свою немощь, читать молитву: «Слава Тебе, Боже наш! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем!» — и Господь не только не отгонит врага, но и совершенно уничтожит его действия.

Принятие помысла – начало греха

Самое главное – не допустить злые помысли к сердцу. Дело в том, что помысел, принятый сердцем, проходит определенные стадии развития: зарождаясь в уме, он заканчивается осуществлением на деле. Согласно святым отцам, образование страсти из помысла происходит следующим образом: начальный момент – появление помысла, или прилог, затем – внимание к прилогу, после – услаждение им (сочетание) – желание исполнить его (сосложение), далее – решимость (пленение) и, наконец, греховное дело.

Сам прилог, какой бы он ни был, если человек не принимает его, безгрешен, так как все те представления, которые возникают раньше движения нашей воли или вопреки воле, без свободного участия в них последней, с нравственной точки зрения считаются невинными. Прилог – лишь попытка дьявола склонить человека ко греху, как склонил он впервые Еву:

Прилог: и сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3:1).

Сочетание и сосложение: и сказала жена змею6 плоды с дерев мы можем есть. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3:2-5).

Борьба и пленение: т.е. согласие, соединение с услаждением (похотью): и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3:6).

Совершение греха делом: и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6).

Все, что произошло с Евой, происходит и с каждым человеком во все времена, меняется только форма и степень искушения, а сам механизм (прилог – сочетание – сосложение – борьба – пленение – совершение греха) остается прежним. Человек должен в своем уме подавлять «прилоги», или «приражения», стараться совершенно очистить его от воспоминаний прежде бывших грехов и добиться полной духовной трезвости. И тогда «ум, освободившись от всех страстей и вознесшись к Богу, еще здесь начинает жить блаженной жизнью, прияв залог Святого Духа, и по отшествии отсюда, с бесстрастием и истинным ведением, поставляется во свете Святой и Божественной Троицы, вместе с Божественными Ангелами сияя во все беспредельные веки» (преп. Ефрем Сирин).

Прилог – это пробный камень, которым испытывается то или иное направление воли человека (доброе или злое), человек же волен выразить сочувствие или ненависть к вторгшему в сознание помыслу. Этот момент по своим дальнейшим последствиям, как повод к ним, очень важен в нравственном отношении, поскольку стоит на границе от невольного и безгрешного – к произвольному и греховному. Принятие помысла – начало греха, так как человек вступает с этим «незваным гостем» в беседу и проявляет ему сочувствие, кто же не принимает помысла – тот без борьбы становиться победителем: «Кто своим противоречием и твердостью в самом начале отражает от себя первое, то есть приражение (прилог), тот за один раз пресекает все остальное» (преп. Ефрем Сирин).

Когда лает пес, лучше всего, не показывать испуга, остановиться или идти спокойно дальше, как бы не замечая его. Если же мы будем бежать от него или отгонять его, то пес может покусать. Зачастую пес-диавол, лая хульными прилогами, гонится за теми, кто пугается его, и тогда он «загрызает» таковых унынием и отчаянием. А кто не обращает на него никакого внимания помыслы отсекает молитвой, того дьявол оставляет в покое, так как не желает, чтобы подвижник приобрел небесные венцы, противоборствуя внушаемым помыслам. «Борьба с лукавыми помыслами, — как учит преподобный Нил Синайский, — ведется различным образом, в зависимости от меры и степени нравственного совершенствования: через молитву против помыслов, через пререкание им, через уничтожение их и огнание. Уничтожать и отгонять помыслы могут только совершенные, противоречить им – преуспевшие – новоначальным же нужно молиться против них, то есть взывать к Богу об избавлении от них, и обращать в добрые».

Уклоняйся от зла и делай добро

Недостаточно только отогнать помыслы. Царь и порок Давид говорит: уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33:15). Следовательно, самый надежный способ уничтожить прилог, не дать зародиться страсти – насадить противоположенные добродетели. Поэтому нашему уму нужно постоянно давать здоровую пищу, занимая его добрыми помышлениями о Боге, о Церкви, о заповедях, упражняясь в чтении Слова Божия, Псалтири, творений святых отцов и других духовных книг (но только те и в том объеме, которые рекомендует духовник). Для большего успеха борьбы с помыслами необходимы и внешние приемы, такие как пост, воздержание, бдение, удаление от греха и т.п. «три средства, — замечает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — делают рассеивающийся ум постоянным: бдение, размышление и молитва». Благодаря этим упражнением душа приобретает внимание и постоянную твердость, которая дает силы противиться вражьим прилогам. По мере того, как ум будет усваивать хорошие помыслы, лукавые прилоги будут слабеть и исчезать, а добрые укореняться и становиться все более устойчивыми и неизменяемыми. К обретению этой устойчивости в добрых помыслах преимущественно и сводиться задача нашей борьбы с вражьими прилогами.

Несколько слов следует сказать о грехе самоубийства. Собственно, этот грех начинается намного раньше, чем многие предполагают: отступление от Бога и Церкви, безверие и грубое нарушение евангельских заповедей уже есть в некоторой степени духовное самоубийство, итог которого – боль души, тоска, уныние, ненахождение смысла жизни, отчаяние. В это время внутреннего неустройства дьявол навязывает человеку мысль о самоубийстве как единственном выходе из духовного кризиса, подобно тому, как жена праведного Иова убеждала его: похули Бога и умри (Иов. 2:9). Способ борьбы с мыслью о самоубийстве такой же, как и с другими вражьими помыслами: не принимать этот помысел, осознавая его не как свое желание, а как нечто чуждое, не принадлежащее нам, и, смиряясь перед Богом, взывать к Нему о помощи, отгоняя прилог молитвою, приведенной выше. Именно так поступал Иов: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2:10).

Помогают избавиться от навязчивой мысли о самоубийстве, добрые дела, вообще забота о других; посещение Храма Божия, чтение Священного Писания, молебны о здравии, поминовение о здравии на Литургии. Одним словом, нужно воцерковиться – правильно настроить свою духовную жизнь. И еще важно понять, что самоубийство – невыход из положения, что это грех хулы на Духа Святого, Духа жизни, которую Он дает всему живому. И если человек сам убьет себя, то он добровольно отсекает себя от жизни, Церкви и милосердия Божия. И в этом он никогда не сможет покаяться, потому эта хула не прощается ни в сем веке, ни в будущем веке. Самоубийство не принесет облегчения измученной душе – это ложь, навеянная дьяволом, так как душа бессмертна, и в каком состоянии она находиться в момент смерти – в таком состоянии она будет всю Вечность. Есть только два состояния после смерти – вечное блаженство праведников или вечные мучения для отступивших от Бога.

Архим. Тихон (Софийчук). ЦПГ, №23 (369), декабрь 2014

(Печатается в сокращении)

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *