Икона Александра Невского

Икона Александра Невского значение и фото

Православный духовно-просветительский портал Православньiй календарь

Евангельские чтения Категории

А Б
В Г
Д Е
Ё Ж
З И
Й К
Л М
Н О
П Р
С Т
У Ф
Х Ц
Ч Ш
Щ Ы
Э Ю
Я

Святой благоверный великий князь Александр Невский — в схиме Алексий
День памяти:
11 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых
10 июля (переходящая) – Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых
3 июня – Собор Карельских святых
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
6 июля – Собор Владимирских святых
12 сентября – Перенесение мощей
5 октября – Собор Тульских святых
1 декабря – Собор святых Эстонской земли
6 декабря
Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.
Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».
Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.
30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.
Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

Икона Александра Невского фото

Памятник Александру Невскому на горе Соколиха

Ледовое побоище: история сражения ● Экспедиция АН СССР по поиску места Ледового побоища ● ИКЦ «Самолва» Памятник Александру Невскому на горе Соколиха D.pa

ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА МОНУМЕНТА В ДОКУМЕНТАХ
или
ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ: «КУДА ЖЕ СМОТРЕТЬ КОНЮ?»

Владимир Потресов

Памятник Александру Невскому и его дружине, установленный на горе Соколиха под Псковом в 1993 году, превратился в символ древнего города, и нынешним молодым псковичам даже странно представить, что его когда-то не было вовсе. Изображение памятника можно встретить не только на различных официальных и неофициальных бумагах, но и на продукции, выпускаемой в Пскове, различных сувенирных предметах; сюда, на высокий холм приезжают в день бракосочетания молодожены. Редко, редко, кто вспомнит, что этому монументу всего… менее двадцати лет.

Макет памятника на мысе Сиговец

А в то же время история создания памятника, выбор места его установки, события, связанные с изготовлением монумента, драматичны, да и вообще появился он благодаря энтузиазму и подвижничеству людей, о которых хотелось бы рассказать.

Идея увековечивания памяти победы дружины Александра Невского в Ледовом побоище 1242 года берет свое начало в 1963 году, когда окончательно завершилась работа Комплексной экспедиции АН СССР под руководством военного историка, генерал-майора Г. Н. Караева по уточнению места исторического сражения, и было принято принципиальное решение об установке памятного знака, символизирующего точку в долголетнем споре ученых относительно места битвы.

В самом деле: в результате работы экспедиции АН СССР был установлен ход легендарного исторического сражения, согласующийся с известными историческими, в первую очередь русскими летописными источниками и ливонскими хроникальными источниками; географическими, гидрологическими и геологическими особенностями найденной точки; топонимическими и археологическими данными; устранены неточности, исторические несогласованности; найдены летописные Узмень и Вороний Камень.

В 1966 году под редакцией Г. Н. Караева вышел из печати ныне почти забытый фундаментальный труд – сборник статей, посвященных аспектам работы экспедиции, что означало принятие результатов ее работы научным сообществом, а также популярное издание о поиске места Ледового побоища «Загадка Чудского озера», книга, выдержавшая затем переиздание и перевод на эстонский язык.

В том же году руководители экспедиции АН СССР Г. Н. Караев и А. С. Потресов, многие писатели, художники, ученые, в том числе через печать обращались в МК СССР и МК РСФСР с призывом увековечить память о битве на Чудском озере 1242 года. Большой общественный резонанс имело по этому поводу письмо писателя Сергея Голицына в «Литературную газету», опубликованное 20 января 1966 г.

Скульптор Иосиф Козловский в мастерской

21 января 1967 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 58 «О плане сооружения в 1967 – 1970 гг. памятников, имеющих общегосударственное значение» было принято решение о сооружении монумента в память Ледового побоища на месте битвы, – прошу обратить внимание на эти последние слова.

Однако свой взгляд на вопрос увековечивания памяти Ледового побоища руководитель экспедиции Г. Н. Караев отстаивал в письме начальнику Управления изобразительных искусств и охраны памятников МК СССР Г. А. Тимошину:

«Речь идет о необходимости установления двух памятников – в Пскове и на берегу озера против того места, где на льду произошла историческая битва». Далее руководитель экспедиции перечисляет места в городе, где с его точки зрения логично было бы установить монумент, и продолжает:

«Сооружение на нем скульптурного памятника нецелесообразно, т.к. остров удален от населенных пунктов, и памятник оказался бы без надлежащего надзора полагал бы целесообразным возвести на берегу острова Сиговец высокий светлый обелиск, который бы был издалека виден…».

12 – 14 мая 1967 г. в областной библиотеке Пскова состоялась научная конференция, посвященная 725-летию Ледового побоища, в ходе которой выступили ведущие участники экспедиции: военный историк, генерал-майор Г. Н. Караев, археолог И. К. Голунова, геолог В. С. Кузнецова, историк И. П. Шаскальский, помощник руководителя экспедиции, исследователь водных путей А. С. Потресов. Завершилась конференция выездом на место Ледового побоища и митингом в деревне Самолва, где в годы своей работы располагался штаб экспедиции.

«На конференцию прибыли гости из Москвы, Ленинграда, Новгорода», – сообщала газета «Правда».

Участники конференции единодушно подтвердили необходимость установки памятника в честь сражения.

В начале 1968 г. руководитель экспедиции, согласившись с Постановлением № 58, поменял свой взгляд на место установки памятника:

«Памятник на острове Сиговец должен находиться на возвышении и быть достаточно высоким, чтобы господствовать над окружающей местностью и быть издалека видимым с воды и с суши // Компоненты памятника могли бы быть такими: // Широкое и высокое основание может нести барельефы, изображающие момент битвы и торжественный въезд Александра Ярославовича в Псков с пленными рыцарями. // Над ним обелиск, колонна или иное высокое сооружение со скульптурой русского воина в полном вооружении того времени с лицом, обращенным на запад».

При этом он поддерживал «предложение Псковского облисполкома о сооружении, кроме памятника на острове Сиговец, музейного домика на острове Вороньем, в качестве филиала Псковского историко-художественного музея», указывая, какие он должен содержать экспонаты.

Первоначально предусматривалось, что проектирование монумента будет поручено известному псковскому художнику, архитектору, реставратору Всеволоду Смирнову.

Из письма В. П. Смирнова к А. С. Потресову: «…в Мин культуры решили почему-то вместо одного проекта сделать три: два московских и один псковичей, т. ч. это почти что конкурс . Мы будем делать втроем + скульптор. Бутенко П. С. – обл. архитектор; я и Катаев Лев Павл арх, мой лучший друг, с которым мы вместе делали памятник на острове им. Залита. Скульптором нам предлагают быть Козловскому, он москвич, делает лошадей, но на воде лошадь смотрится странно, а на льду скользит, если не кована».

Модель памятника Александру Невскому в мастерской скульптора

Действительно, в течение 1968 г. МК СССР провело закрытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника, в котором приняло участие несколько творческих групп скульпторов и архитекторов. Однако большинство проектов не представляли значительного художественного интереса в связи с тем, что авторами «обыгрывалась» достаточно тривиальная тема, в основе которой лежал канонический образ Святого Георгия, побеждающего змея, все с тем же неизменным конем.

В ходе конкурса произошла перегруппировка сил, и основная борьба развернулась между проектами, представленными группой, возглавляемой Всеволодом Смирновым (архитекторы: Л. Катаев, В. Смирнов, инженер В. Зуев, скульптор В. Васильковский) и московским скульптором Иосифом Козловским (архитектор П. Бутенко, в дальнейшем в проекте участвовали скульптор А. Козловский и скульптор-анималист Р. Кириллова).

В воздухе еще висели отголоски «оттепели», и обсуждение проекта памятника, фотографии и описания которого появлялись в печати, приняло действительно всенародный характер.

24 ноября 1968 г. А. С. Потресов направил Г. А. Тимошину письмо следующего содержания:

«21-го ноября я с Г. Н. Караевым осмотрели проекты памятника Ледового побоища в Производственно-художественном комбинате. // Наиболее удачным мы считаем проект, представленный скульптором Козловским И. И. – он лаконичен и очень выразителен, символизирует мощь войска, стоящего на границе русских земель.

Имеются у нас некоторые замечания по поводу вооружения воинов. Стоящие вокруг всадника пехотинцы вооружены мечами. Пехота имела копья, боевые топоры, луки, но не мечи. Но воины в данной композиции очень выразительно опираются на длинные мечи, и меч в данном случае является символом защиты, поэтому мечи можно сохранить. Но всадник никак не может иметь длинный пехотный щит. Такой щит нельзя быстро перебросить через шею коня, чтобы защититься от удара справа. Поэтому всаднику необходимо дать круглый щит. В остальном же по вооружению у нас замечаний не имеется. // Мы оба приветствуем проект И. И. Козловского».

Между тем, мнения общественности разделились.

«Первая, самая простая мысль рисовала мне памятник в виде всадника и коня, – писал начинающий тогда журналист А. Проханов о посещении выставки проектов памятника, в защиту В. Смирнова. – И рассматривая выставленные проекты монументов, я убеждаюсь, что многие авторы поддались этому искушению Но среди этих обычных, похожих одна на другую работ, внимание мое останавливается на одной. Из озерной глади, как бы распарывая ее, взлетают вверх белоснежные треугольные опоры, поддерживая на себе тонкие металлические полусферы. И семь этих чаш словно колышутся, бьются одна о другую, громоздятся, летят – готовы распасться и не распадаются. // Во всей конструкции много движения, звука».

Любопытно, что автор статьи как бы не замечает, что в центре композиции, под одной из чаш очевидно угадывается все тот же… Георгий Победоносец на коне.

«Я не архитектор и не скульптор, – пишет А. С. Потресову в противовес журналисту Алексей Ионович Захаров, уроженец деревни Самолва, проживавший на тот момент в городе Тамбове, – но я – народ, который должен понимать историю своего народа, и неужели будет сотворена такая глупость?»

А вот что понимает А. И. Захаров под «глупостью»:

«Прочитав эту статью , я страшно потрясен, неужели это случится! Тут же в газете помещен снимок этого проекта, который в основном изображает свалку бетона ХХ века, и без инструкции к нему навряд ли народ поймет, что это такое! Применить абстрактное искусство к истории России 1242 года – ни с чем не вяжется, это равносильно тому, как Александра Невского посадить на танк».

Вторит А. Проханову член-корреспондент (тогда) АН СССР Д. Лихачев:

«Нелепо выглядела бы конная статуя Александра Невского, выросшая из водной поверхности озера среди тесного островка, невесть как туда попавшая и не ведающая, как оттуда выбраться. И куда направить движение этой скульптуры? – недоумевает будущий действительный член, ссылаясь на то, что нынче на западных берегах давно живут мирные эстонцы, однако ж выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации есть: – И вот псковские архитекторы решили обратиться к традициям древней Руси. По проекту псковских архитекторов на острове Сиговец, вблизи от которого произошла битва, прямо из воды поднимутся простые белые пилоны. Между пилонами повиснут в воздухе яркие золотые шлемы: те самые боевые шлемы, которыми псковичи венчали свои храмы».

Сегодня трудно определить, кто в итоге спрохиндейничал: дело в том, что на снимке проекта Смирнова, иллюстрирующем статью Проханова, конь с всадником очевидно угадываются. Есть конь и на фото А. С. Потресова, сделанном на выставке проектов, которую посещал, по его словам, и Д. С. Лихачев. Но вот на фото проекта псковских архитекторов, сопровождающем его статью в «Литературной газете», конь вместе с всадником чудесным образом исчез! Виновны ли тут газетные ретушеры или сами псковичи, перед приходом члена-корреспондента убравшие коня, чтобы дать простор лихачевской филиппике, – сегодня можно только гадать.

В письме-реплике, направленном в газету «Советская Россия» и озаглавленном «Куда же смотреть коню?», Александр Югов из Ленинграда 4 апреля 1969 г. пишет:

«На днях в «Литературной газете» появилась статья «Богатырям Александра Невского». // Она резко распадается на две половины. Первая всеми правдами и неправдами стремится охаять памятник по проекту Козловского. Во второй части – восхваление соперничающего проекта. И снимок с макета приложен. Каждый может посмотреть и убедиться, что исполненный по заветам абстракционизма памятник русским богатырям будет представлять (если только дать ему осуществиться) огромные каменные зубья, словно бы уцелевшие от зданий после сильной бомбежки. Похоже и на гидротехническое сооружение, вроде бы на шлюзы. А в середине подвешены будут огромные позолоченные котлы, якобы шлемы. // А поразил меня больше всего тот направленный против проекта Козловского довод, которым автор статьи предает главенствующее значение Прочел и подумал: но ведь чтобы на западе угнетенных освободить, — не на восток же должен был двигаться Невский?! К чему эта дискуссия на тему: Куда же смотреть коню?».

Впрочем, дело вовсе не в коне: по здравому размышлению эксперты пришли к мнению, что, даже не рассматривая художественные особенности, проект В. Смирнова неосуществим по чисто техническим причинам: огромные полые купола могут не выдержать ветровой нагрузки – ведь на Чудском озере свирепые шторма вовсе не редкость.

Однако все эти публикации и реплики имели запоздалый характер, о чем напомнил А. С. Потресов:

«В редакцию «Литературной газеты» на статью Д. Лихачева, помещенную 2 апреля 1969 г.

Копия: Министерство культуры СССР т. Халтурину А.Г. // Псковскому обкому КПСС т. Густову И.С.

Направляем Вам мнение экспедиции АН СССР по поводу памятника на месте Ледового побоища 1242 г. // Проект памятника скульптора Козловского И. И. и главного архитектора Псковской обл. Бутенко П. С. был единогласно утвержден экспертным советом Министерства культуры СССР, и затем 12 марта с. г. утвержден Псковским обкомом КПСС и Облисполкомом, о чем напечатано в газете «Правда» 15 марта 1969 г. // Мы присоединяемся к этим решениям и прилагаем свои соображения по поводу проектов, представленных на конкурс.

Руководитель комплексной экспедиции АН СССР генерал-майор Караев Г. Н.

Помощник руководителя Потресов А. С.»

Проект монумента И. И. Козловского и П. С. Бутенко был действительно одобрен

Всесоюзным Художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре, рекомендована его дальнейшая разработка. В 1969 г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета. По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки.

И вот тут-то начинается самое интересное.

Иосиф Козловский активно взялся за дело: на его даче в Песках была специально воздвигнута мастерская, в которой разместился макет памятника в 1/6 натуральной величины. В мастерской имелись ворота, через которые по рельсовому пути памятник на специальной тележке выкатывался на вольный воздух, причем тележка имела еще и поворотный механизм, с помощью которого можно было рассматривать памятник под разными углами освещения.

Основная идея, которую И. И. Козловский заложил в проект памятника – слияние его формы и декора с мотивами традиционной псковской храмовой архитектурой. Именно поэтому в качестве материала памятника предполагалось использовать белый камень – известняк, традиционный при строительстве в Пскове, а шлемы воинов и возвышающиеся над их головами прапоры предполагалось делать из меди.

Образованная таким образом композиция – сомкнутое каре вокруг конной статуи князя в известной степени символизировала внешний объем храма, заметьте, в советские годы! Впечатление усиливали верхние полукружия щитов воинов, особенно с левой стороны, напоминающие позакомарное покрытие абсид; шлемы воинов – главы храмов. Такие детали, как узкие прорези в центре щитов, оформление кольчуг воинов орнаментом, использующим мотивы древнерусских бегунков и поребриков, придавали образу былинность старопсковского стиля.

Недаром в мастерской скульптора, где он работал над монументом, на стенах были развешаны фотографии псковских церквей. Особенно внимательно Козловский приглядывался к архитектуре и деталям храма Иоанна Предтечи уничтоженного Ивановского монастыря в Пскове, рядом с которым, по преданию, хоронили воинов князя, павших в Ледовом побоище.

А в то же время культурное руководство страны и Пскова палец о палец не ударяло в деле претворения в жизнь собственных же решений.

«Нас очень беспокоит, что в Пскове не ведется никакой подготовки к установке памятника, – писал по этому поводу Г. Н. Караев в Министерство культуры СССР Т. А. Безобразовой, возглавлявшей отдел монументальной пропаганды. – Еще в мае 1967 года мы в беседе с начальником Управления культуры А. И. Медведевой говорили о срочной необходимости подготовки острова, но с тех пор прошло три года, но ничего в этом отношении не предпринято».

Далее Караев перечислял, что нужно сделать в первую очередь: провести буровые работы на острове Сиговец; произвести намывку песка на остров и т.д. Аналогичное письмо было отправлено в адрес Первого секретаря Псковского областного комитета КПСС И. С. Густова.

Летом 1970 года была изготовлена фанерная модель-силуэт памятника и установлена на острове Сиговец. Псковское руководство вместе с авторами проекта на теплоходе «Ракета» посетило остров, а затем в салоне судна состоялся торжественный банкет по поводу удачного начала.

Казалось бы, дело сдвинулось, но не тут-то было: в последующие годы на острове работы так и не начались.

В 1976 году И. И. Козловским была, наконец, изготовлена модель монумента «в величину сооружения». Модель аккуратно разобрали, перевезли в Псков и сложили в специальном хранилище.

Тут в Пскове кому-то в голову пришло проверить расчеты: с момента первых все же прошло время! Оказалось, что остров не в состоянии выдержать веса сооружения – либо старые расчеты делали непрофессионально, либо новые. Принялись искать место для установки памятника где-нибудь между Гдовом и Псковом. На это потребовалось… скоро узнаете, сколько лет: расстояние-то между городами неблизкое!

А за это время в хранилище, где пылились уникальные фрагменты монумента, случился пожар, и они погибли. Пожар – дело стихийное, злые языки пытались найти след соперничающей группировки архитекторов, но не удалось. Впрочем, в культурной жизни Пскова – пожары не редкость, даже кремлевские башни с роялями массово горят!

Козловский готов был изготовить детали памятника заново, но для этого требовалась бригада формовщиков, а Министерство культуры СССР забыло списать средства, потерянные в результате пожара. В плановом хозяйстве этого оказалось достаточно, чтобы объявить о прекращении всех работ, связанных с памятником, и в 1983 году не рожденный монумент был похоронен.

Общественность, обеспокоенная таким поворотом событий, била тревогу, люди писали письма в разные инстанции, публиковали в печати статьи, рассказывающие о творящемся беспределе.

Однако в 1986 году запреты вдруг были сняты, и Министерство культуры обратилось к автору с предложением… уменьшить монумент в полтора раза и выполнить из бронзы.

Напомню, что основная идея скульптора – пластическая связь белокаменного памятника с белокаменной же псковской архитектурой рушилась в пух и прах, однако доведенный до отчаяния автор готов был на все, лишь бы многолетняя эпопея закончилась. Ему выделили, наконец, скульптурную мастерскую на улице Зорге в Москве, лучшую бригаду мастеров во главе с опытным Александром Мотиным, установили леса, начали варить каркас, и… снова распоряжение Минкульта СССР: работы прекратить!

Почему?

А потому, что подули ветры перестройки, и враз одемократившиеся чиновники от культуры приняли «своевременное, отвечающее политическому моменту» решение устроить всенародное обсуждение памятника…

Словом, замкнулся круг, символизирующий нашу недавнюю историю: от всенародного (действительно, без иронии) обсуждения проекта монумента на закате демократической хрущевской «оттепели» через брежневский «застой» к новым вершинам демократии конца 1980-х годов, и имитации всенародного обсуждения – не проекта, а готового памятника!

Воистину – сильна и изобретательна наша культурная бюрократия!

Народное обсуждение дало отмашку: «Пущай делают!», и в марте 1987 года сварочные работы были возобновлены.

Вдумайтесь, дорогие товарищи: прошло ровно 20 лет, в стране сменились политические ориентиры, на монумент затрачены колоссальные средства, масса творческой и нервной энергии, а воз – и ныне там!

Тут поиски, начатые, напомню, в 1976 году, увенчались успехом: в начале 1990-х годов архитектор П. С. Бутенко нашел, в конце концов, достойное место для памятника на горе Соколиха под Псковом. Смысловые мотивы были такие: именно здесь, по Гдовской дороге Александр Невский возвращался в Псков после Ледового побоища, да и вообще место красивое. Закончился, наконец, затянувшийся спор, куда развернуть морду коня. Решили, пусть смотрит себе на северо-запад, в сторону места битвы на Чудском озере, тем более, что и «мирные дружественные эстонцы», о душевном покое которых некогда заботился академик Д. С. Лихачев, вовсе отделились, вступили в НАТО и стали «мирно» требовать себе Петсеримаа, называемые у нас по старинке Печорами, а заодно и Изборск. Бутенко пытался, было, настоять на закладке водоема перед памятником, мол, красиво конь с всадником будут смотреться в отражении, но пыл его охладили.

Параллельно с этими поисками в 1990-е годы детали памятника делали, было, на заводе «Монумент-скульптура» в Ленинграде, но тут грянули известные события, и работы вновь – в который раз! – свернули.

А тут в 1992 году рядом с храмом Михаила Архангела в Кобыльем городище возник… памятник Александру Невскому в честь великой победы на Чудском озере в 1242 году. И хоть сравнить монументы невозможно ни по каким показателям, псковское культурное руководство вздохнуло свободно: увековечили!

Наконец, худо-бедно, детали памятника отлиты, доработаны автором, место памятнику найдено, казалось бы, что еще?

А вот что: у области нет средств и возможностей для установки монумента.

В тяжелые времена безвластия Россию спасли люди, умевшие принять «огонь на себя». Вспомним ополчение Минина и Пожарского, да, в конце концов, собранное в годы оккупации Пскова войско Александра Невского.

Игорь Михайлович Александров, начальник областного ОКСа (отдел капитального строительства) – кто его нынче вспомнит? – понял, что тянуть дальше нельзя: или сейчас, или никогда, и собственным решением двинул имевшуюся в его распоряжении строительную технику на гору Соколиха.

Вот в таких муках появился монумент, любимый ныне и простыми псковичами, и руководством.

24 июня 1993 года памятник Александру Невскому и его воинам был открыт на горе Соколиха при большом скоплении чиновников от культуры, по мере своих сил препятствовавших созданию монумента. Не было на открытии автора композиции, скульптора И. И. Козловского, покинувшего мир за несколько месяцев до завершения работ; руководителей экспедиции на Чудское озеро, Г. Н. Караева и А. С. Потресова, отсутствовавших по той же причине; автора этих строк, которого просто забыли пригласить, как, впрочем, и многих других участников той, полузабытой за тридцать лет экспедиции АН СССР, результаты которой и явились основным побудительным мотивом в установке монумента на Соколихе.

Сегодня, рассказывая о памятнике, в первую очередь сообщают, что весит он 163 тонны, а высота монумента – 30,7 метра. Жалуются, что за годы существования не было проведено ни одной профилактики монумента. Старший специалист научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области Людмила Солдатенко, сообщала корреспонденту ПАИ (Псковское агентство информации) еще в 2005 году, что памятник создан из большого количества отдельных элементов, которым необходимо проводить профилактическую обработку от коррозии. «Изначально предусматривалось, что производственно-профилактическое обслуживание будет осуществляться один раз в 5 лет»,- пояснила она. «В ветреную погоду памятник весь скрипит», — справедливо замечают специалисты.

Так что впереди памятник ожидают новые драматические моменты.

И я задумался вот о чем: если бы Александр Невский принимал стратегические решения так, как делают благодарные потомки, отмечая его память… то, интересно, на каком бы наречии говорили нынешние псковичи?
По материалам сборника «Региональные Чудские чтения»

Георгий (Юрий) Николаевич Караев (1891 – 1984), советский военный историк, генерал-майор (1949). Кандидат военных наук, доцент, чуть ли ни единственный беспартийный советский генерал. С 1955 г. в отставке. В 1959 – 1963 гг. руководил научной экспедицией Института археологии Академии наук СССР на Чудское озеро для определения места Ледового побоища. Один из основателей общества советско-болгарской дружбы, созданного в 1958 году.

Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. Академия наук СССР. Институт археологии. – Наука, 1966.

Караев Г. Н., Потресов А. С. Загадка Чудского озера. – М. : Молодая гвардия, 1966.

Александр Сергеевич Потресов (1902 – 1972), художник, фотограф, писатель, путешественник. В 1959 – 1963 гг. работал в составе экспедиции по уточнению места Ледового побоища, руководил группами, исследовавшими сети древних водных путей псковичей-новгородцев, а также восточного побережья Чудского озера в предполагаемом районе сражения.

Ответ начальника Управления учреждений изобразительного искусства МК РСФСР № 05-16 от 5.02.1966 г. писателю С. М. Голицыну (копия в редакцию «Литературной газеты»). Архив В. А. Потресова, 2-й экз. Письмо С. М. Голицыну зам. председателя исполкома Псковского областного Совета депутатов трудящихся П. Марковского № г-117 от 22 марта 1966 г. Архив В. А. Потресова, 1-й экз. Письмо С. М. Голицыну начальника Управления учреждений изобразительного искусства МК РСФСР (копия в редакцию «Литературной газеты»). Архив В. А. Потресова, 1-й экз.

Г. Н Караев – Г. А. Тимошину, письмо от 13.03.1967 г. Архив В. А. Потресова, 2-й экз. с подписью.

Там же.

Пригласительный билет участника конференции. Архив В. А. Потресова.

Правда, 14 мая 1967 г.

Письмо Г. Н. Караева к Г. А. Тимошину 19 января 1968 г. Архив В. А. Потресова, 2-й экз. с подписью.

Письмо Г. Н. Караева к Г. А. Тимошину 12 января 1968 г. Архив В. А. Потресова, 1-й экз. с подписью.

Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996), архитектор, реставратор, художник. Фронтовик, награжден орденами и медалями. Окончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде. В 1955 году приглашен на должность главного архитектора псковской «Реставрационной мастерской». Автор ряда памятников, реставратор исторических памятников в Пскове.

Письмо В. П. Смирнова к А. С. Потресову, б/д, скорее всего, конец декабря 1967 г. (к письму приложена фотография прапора с кованым барсом, подписанная: Александру Сергеевичу Потресову в канун Нового года). Архив В. А. Потресова, оригинал с подписью.

Петр Семенович Бутенко (1917 – 1998), советский архитектор, Главный архитектор авторского коллектива проекта послевоенной планировки и застройки Великих Лук (автор проекта областного драматического театра, здания Госбанка, детского санатория, пожарного депо и других), затем – Главный архитектор г. Пскова. Автор архитектурного решения памятника Ленину на одноименной площади, Александру Невскому на горе Соколихе, Пушкину с крестьянкой в Летнем саду и других.

Иосиф Иванович Козловский (1913 – 1993), советский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1976). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры (ИЖСА, бывш. Академию художеств, ЛВХТИ). Известен памятниками Ф. Энгельсу, М. Ломоносову, К. Шульженко. Настоящую славу ему принесло создание в Пскове монумента Александру Невскому.

А. С. Потресов – Г. А. Тимошину, автограф. Архив В. А. Потресова.

Проханов А. Память Чудского озера. О традициях и поисках современных монументалистов // Комсомольская правда. – 1969. — 4 марта. Архив В. А. Потресова.

В архиве В. А. Потресова имеются фотографии с выставки проектов, где конная статуя представлена совершенно очевидно.

А. И. Захаров – А. С. Потресову. Письмо от 28 марта 1969 г. Архив В. А. Потресова.

Там же.

Лихачев Д. Богатырям Александра Невского // Литературная газета. — 1969. — 2 апреля.

Автограф. Архив В. А. Потресова.

Газета «Псковская правда» 12 марта 1968 г. поместила заметку «Идет обсуждение памятника», где, в частности, сообщала об обсуждении проекта памятника: «Этот вопрос 11 марта был предметом обсуждения, состоявшегося в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике». Далее перечислены участники обсуждения: скульпторы В. Цигаль, Л. Кербель, художник Г. Шульц, помощник руководителя экспедиции А. Потресов.

Черновик письма и ответ на него за подписью редактора отдела искусств «Литературной газеты» Б. Галанова (подпись) № 005091/25 от 29 апреля 1969 г. Архив В. А. Потресова.

Среди православных святых немало тех, кто защищал Русь от врагов с оружием в руках. Как раз такому защитнику Святой Руси и посвящена икона святого Александра Невского.

День памяти святого Александра Невского установлен 6 декабря

Житие святого

За свою недолгую жизнь (всего 42 года) Александру пришлось немало потрудиться для защиты русских княжеств от экспансии со стороны католического Запада: он разбил шведскую армию на Неве, а затем разгромил немецкий Орден меченосцев во время Ледового побоища.

Иногда Александру ставят в вину то, что он не дал такого же отпора монгольскому ханству, но это как раз и свидетельствует о его государственной мудрости и прозорливости

Во-первых, силы монгол многократно превосходили силы русских, так что нельзя было рассчитывать на военный отпор; во-вторых, Русь оказалась между двумя могущественными врагами, напиравшими и с Запада, и с Востока, и история поставила Александра перед нелегким выбором союзника.

Выбор в пользу монгольского ханства в немалой степени был обусловлен тем, что оно не вмешивалось в религиозную жизнь и не навязывало своих верований, в отличие от западных захватчиков. Тем самым он способствовал сохранению чистоты православной веры. К тому же Александру удалось договориться с отменой налога в пользу монгол в ряде областей.

Когда мудрый и любимый народом правитель скончался, его стали почитать как защитника и покровителя всего русского народа, не проигравшего ни одной битвы и защитившего православную веру.

В 1547 году он был канонизирован Русской православной церковью.

Описание иконы св. Александра Невского

Как правило, на иконе святой благоверный князь Александр Невский изображается в воинском облачении. О его прижизненном облике известно, что он был мощного телосложения, с широкими плечами и красивым лицом. На его титул указывает княжеская мантия поверх доспехов и княжеская шапка, украшенная драгоценными каменьями и крестом. В левой руке он держит хоругвь с ликом Иисуса Христа, а правая приложена к груди, что символизирует его верность православию и его защите.

На поясной иконе Александра Невского значение его подвига для защиты православной веры подчеркнуто тем, что в левой руке у него меч, а в поднятой правой – крест. Встречаются также иконы, где князь изображен в монашеском одеянии: перед смертью он сильно болел и по традиции принял монашеский постриг под именем Алексия.

В чем помогает икона Александра Невского

Значение иконы Александра Невского не меркнет со временем. Он остался в памяти народа как великий полководец; в его честь учрежден орден, он считается покровителем всех воинов, а с недавних пор — морской пехоты ВМФ России.

Перед его иконой молятся за всех воинов, чтобы они, проявляя воинскую доблесть и мужество, остались живыми и невредимыми.

Молитва перед иконой Александра Невского помогает обрести не только смелость и мужество, но и мудрость, заступничество при несправедливых обидах

Она помогает в укреплении православной веры, мира и взаимопонимания в семье, а также в исцелении от недугов. Для носителя этого имени именная икона Александра станет настоящим оберегом и защитой от зла.

Для девочки Александры оберегом станет икона мученицы Александры Римской, супруги императора Диоклетиана. Не в силах спокойно смотреть на пытки Георгия Победоносца, она открыла свою тайную приверженность христианской вере, ярым гонителем которой был ее супруг, и была приговорена к смертной казни.

Рекомендуем прочитать: Икона святого Алексия, человека Божьего

Молитва перед иконой

Молитва Святому благоверному князю Александру Невскому об исцелении

О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойный рабы Божий (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому благоверному князю Александру Невскому о здравии

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворившия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины души взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствующи, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию Божию шествие неуклонное устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяцем благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Многим православным святым приходилось сражаться за свою Веру и Отечество с оружием в руках. Большое значение для становления православия и государственности в русских землях имела деятельность благоверного князя Александра Невского. Его иконы являются олицетворением мужества, доблести и мудрости, которые он проявил в своей короткой, но насыщенной событиями жизни.

Жизнь благоверного ратоборца

Родился защитник и собиратель русских земель в 1220 году в семье младшего сына князя Всеволода Большое Гнездо. В шесть лет мальчик принимает посвящение в воины от епископа Суздальского Симона. На протяжении своей недолгой жизни князь защищал Отечество.

Икона Александр Невский на коне

Среди наиболее значимых его заслуг можно выделить следующие моменты:

  • в ряде русских земель были отменены налоги в пользу монголов;
  • русские княжества не подвергались набегам;
  • бо́льшая часть княжеств была объединена под рукой единого правителя — начался процесс объединения Руси;
  • была предотвращена латинизация восточных славян;
  • укрепление и обеспечение мира на западных границах зарождающегося русского государства.

Главной заслугой святого благоверного князя Александра Невского является сохранение православной веры и её проповедование среди других народов.

Интересно! Во время своих поездок в Орду Александр Невский не только заручился поддержкой татарских ханов, но и вёл с ними беседы о православии. Благодаря этому в Сарай Бату появилась православная община, а некоторые представители ханской династии приняли православную веру.

Чудеса и канонизация

В 1262 году во время своей четвёртой поездки в Золотую Орду Александр Невский заболел. На обратном пути в русские земли болезнь усилилась. 14 ноября 1263 года, приняв по традиции монашеский постриг под именем Алексия, защитник и собиратель русских земель прекращает свою земную жизнь.

Икона святого князя Александра Невского

Почитание благоверного война и проповедника началось сразу после его смерти. Умер Александр Невский в городе Городец. Местом его погребения стал соборный храм Рождественского монастыря во Владимире.

Посмертные чудеса, связанные с именем святого, начались сразу после его кончины.

  1. За время дороги из Городца во Владимир тела покойного не коснулся тлен.
  2. Существует предание, что покойный святой князь протянул руку, чтобы принять духовную грамоту от митрополита Кирилла.
  3. В 1380 году в ночь перед битвой на Куликовом поле пономарь храма Рождества Богородицы увидел двух старцев, призывавших война Александра на помощь его правнуку Дмитрию Донскому. Князь явился на призыв и исчез из храма вместе со старцами. Утром пришла весть о победе русского войска. Вскрыв могилу великого воителя, по велению московского митрополита, люди увидели нетленные мощи. Их с почетом положили в раку внутри храма.
  4. Многие люди, молящиеся перед святыми мощами о даровании исцеления и избавлении от душевных терзаний, получали помощь от святого защитника.
  5. Во время крупного пожара, практически уничтожившего весь город, не пострадали не только святые останки князя, но и пелена, закрывавшая их.

На заметку! В 1547 году князь Александр Невский был канонизирован в лике чудотворца.

Мощи святого до 1724 года хранились в Рождественском монастыре. Император Пётр Великий перенёс их в Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь, построенный по его повелению в честь святого благоверного небесного покровителя новой российской столицы.

Иконография

Первые иконы с изображением святого Александра Невского появились после его канонизации. До начала XVIII века преобладал «монашеский» иконографический образ. Благоверный князь, принявший перед кончиной монашеский постриг, изображался в традиционном монашеском облачении. Такие иконы расположены в соборе Святой Софии в Новгороде и Благовещенском храме Московского Кремля.

В начале XVIII века (1724 год) Священный Синод повелел изображать святого в княжеском одеянии. Под княжеской мантией виднеются военные доспехи, а в левой руке он держит меч — символ военных подвигов ради защиты православной веры. В правой руке князя-проповедника может находиться изображение Иисуса Христа, крест или духовная грамота. Они символизируют приверженность благоверного Александра Невского православию и заслуги в деле его распространения. На некоторых иконах правая рука святого прижата к сердцу.

Икона Александра Невского

В XX веке иконописцы используют два иконографических извода. В 70-е годы была написана икона, сочетающая в себе признаки и «монашеского» и «княжеского» типа изображений святого чудотворца благоверного Александра Невского.

Значение иконы

Икона святого князя Александра имеет большое значение для православных россиян. Она является олицетворением защитника и мудрого правителя Отечества, стоящего на страже Веры и государства. Образы святого напоминают всем православным людям о подлинных ценностях — патриотизме, вере в Бога и любви к людям.

Образ святого воина воодушевляет на подвиги во имя Родины и её развития. Именно этим объясняется его популярность в годы Великой Отечественной войны:

  • жители блокадного Ленинграда обращались к небесному защитнику за помощью;
  • для поднятия патриотизма был снят фильм о подвиге русского воинства на Чудском озере;
  • именем князя Александра назвали эскадрилью, построенную на средства, собранные Русской православной церковью.

Важно: значение образа святого князя менялось в зависимости от этапа развития российского государства. В допетровскую эпоху делали акцент на его духовных заслугах; во время укрепления России на международной арене на первый план вышли его военные заслуги.

Современные православные люди вновь вспоминают о том, что главной своей задачей благоверный воин считал защиту и укрепление православия.

В чем помогает икона

К мощам и иконе святого Александра Невского приходят люди с различными просьбами и бедами:

  1. Благоверный является небесным покровителем всех воинов и дипломатов, просящих его даровать смелость, стойкость и мудрость для выполнения долга перед Отечеством.
  2. Молятся защитнику русских земель во время военных конфликтов и боевых действий. Простые люди просят защиты для себя, своих близких людей и Отечества в целом.
  3. Молятся перед иконой святого простые миряне перед началом важных деяний.
  4. Обращаются к Александру Невскому за помощью и дарованием мудрости и терпения в решении семейных конфликтов.
  5. Излечению многих недугов помогла молитва святому чудотворцу.

Святой собиратель и защитник русских земель и после своей кончины способствует духовному объединению христианских народов. Храмы, посвященные святому чудотворцу Александру Невскому, существуют в Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и Латвии.

Икона Александра Невского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *