Иконопись обучение Москва

Московский Центр Искусств «МАРОН»

Московский Центр Искусств «МАРОН» УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР Обучение для детей
Обучение для взрослых
Академия МАХИ
Союз МСХИа МАСТЕРСКИЕ МИЦ «Русская икона» Иконопись и Энкаустика
Реставрация и Декорирование
Мастерская по дереву и Ювелирная
Мозаика и Стенопись

ИКОНОПИСНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

и иконописные курсы

Обучение иконописи проводят опытные мастера Московского иконописного центра «Русская икона», специалисты Православного Свято-Тихоновского университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Российской Академии художеств и других учебных заведений.

Обучение иконописи проходит в центре Москвы
В филиалах: м.Октябрьская, м.Бауманская, м.Планерная, м. Каширская

Запись проводится по будням ежедневно с 12:00 до 20:00 м. Октябрьская
Для того, чтобы предварительно зафиксировать за собой место на иконописных курсах, необходимо позвонить по тел. (495) 5О8-65-25

НАЧАЛЬНЫЕ КУРСЫ ИКОНОПИСИ «ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ»
Интенсивные иконописные курсы. Предварительные навыки не требуются.

КУРС ИКОНОПИСИ «ИКОНА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА НА КОНЕ»
15 000 рублей СКИДКА — 30%
10 500 РУБЛЕЙ
КУРС С 28 октября
ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПРОДОЛЖАЮЩИХ
Успейте записаться!

ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС ИКОНОПИСИ «ИКОНА МАТРОНЫ»
15 000 рублей СКИДКА — 30%
10 500 РУБЛЕЙ
КУРС С 22 ОКТЯБРЯ
ИНТЕНСИВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПРОДОЛЖАЮЩИХ
Успейте записаться!
ВНИМАНИЕ!!!
Принимаем заказы на написание и реставрацию икон, а также
Вы можете отреставрировать свою икону самостоятельно у нас!
Вторник с 17:00 до 21:30
Педагог реставратор высшей категории.

Подготовительные иконописные курсы «ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ» и
I Уровень «МОИ ПЕРВЫЕ ИКОНЫ»
Интенсивные курсы иконописи для начинающих
На интенсивных иконописных курсах для начинающих Вы на практике:

  • освоите все базовые иконописные технологии
  • (доска, грунт — левкас, золочение, приготовление минеральных красок на яичной эмульсии, олифа и т.д.),

  • изучите основы иконописного рисунка и композиции
  • (постановка руки, прориси, рисунок с натуры с построением прямой и обратной перспективы, композиционная розетка)

  • познаете азы различных древних техник иконописного письма
  • (сухая кисть, монохромные плави, цветные плави, смешанная техника).

  • прослушаете серию лекций в сопровождении иллюстративной мультимедийной презентации
  • (история Церкви и христианского искусства, иконографическая символика и канон, богословие иконы).

    Срок обучения на подготовительных интенсивных курсах иконописи — один месяц, в группах ускоренной подготовки — 4 дня. Программа подготовительных курсов состоит из 8 практических занятий (1 зан. — 3 ак. ч) и 4 теоретических (1 зан. — 2 ак. ч). Всего 32 ак. ч.

    На подготовительные курсы иконописи могут записаться:
    — все желающие обучаться иконописи после собеседования, без возрастного ограничения и экзаменов, предварительные навыки не требуются

    После успешного окончания подготовительного курса Вы можете продолжить обучение на курсах иконописи I Уровня «Мои первые иконы»

    + В ПОДАРОК!
    При записи на любой практический курс нашего центра
    Годовой абонемент на цикл теоретических курсов:
    История иконописи и христианского искусства
    Богословие и иконография иконы

    Подготовительные курсы иконописи «ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ»
    Интенсивные иконописные курсы. Предварительные навыки не требуются.

    I Уровень «МОИ ПЕРВЫЕ ИКОНЫ»
    КЛАССИЧЕСКИЕ ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ (XIV-XVI вв)
    Базовый курс иконописания. Иконописные курсы для начинающих обучение иконописи
    Срок обучения иконописи на каждом курсе 2,5 месяца. Каждый курс включает в себя 60 ак. ч практики и 20 ак. ч теории.

    На курсы иконописи I Уровня могут записаться:
    — ученики школы, успешно окончившие подготовительные иконописные курсы
    — а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания, после прохождения собеседования по выбранному курсу и при наличии одной законченной иконописной работы

    После успешного окончания I Уровня выпускникам выдается Свидетельство о прохождении начальных курсов иконописи

    ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ИКОНОПИСЬЮ
    (по абонементу)
    м. Октябрьская или м.Полянка в буднии с 12:00 до 20:15
    Консультации мин. 3 ак.ч
    от 334 руб. до 500 руб. 1 ак. ч

    Первые иконы учеников Православной школы искусств «Троица»

    II Уровень «СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ИКОНОПИСЦЕВ»
    РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ (VI-XIII вв)

    Углубленный курс иконописания. Иконописные курсы для продолжающих обучение иконописи
    Срок обучения иконописи на каждом курсе 2,5 месяца. Каждый курс включает в себя 60 ак. ч практики и 20 ак. ч теории.

    На курсы иконописи II Уровня могут записаться:
    — ученики школы, успешно окончившие I Уровень обучения иконописи (Базовые курсы иконописи)
    — а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания, после прохождения собеседования по выбранному курсу и при наличии не менее 3-х законченных иконописных работ (в разных иконописных техниках)

    После успешного окончания II Уровня выпускникам выдается Свидетельство о прохождении курсов иконописи

    III УРОВЕНЬ «ДОМАШНИЙ ИКОНОСТАС»
    Профессиональные иконописные курсы личного письма в разных иконописных традициях. Иконописные курсы для опытных иконописцев
    Ведется набор на иконописные курсы повышения мастерства на иконописном отделении в школе

    На курсы иконописи III Уровня могут записаться:
    — ученики школы, успешно окончившие II Уровень обучения иконописи
    — а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания и при наличии не менее 6-х законченных иконописных работ (в разных иконописных техниках)

    После успешного окончания одного из курсов III Уровня и годового Спецкурса рисунок и композиция ученикам предлагается написание дипломной работы, после чего выпускникам выдается Диплом об окончании 3-х годичного курса иконописи со специализацией в данной иконописной технике.

    После всех курсов III Уровня и минимум годового Спецкурса рисунок и композиция ученикам предлагается на выбор мастер-иконописец школы для написания под его руководством итоговой дипломной работы для защиты Диплома высшей категории «Мастер-иконописец «Знаменщик» с предоставлением в дальнейшем стажировки и трудоустройства в мастерских Московского иконописного центра «Русская икона» Диплом об окончании 6-ти годичного обучения иконописи и знания всех основных древних иконописных техник.

    ДИПЛОМ. IV УРОВЕНЬ «СЕМЕЙНЫЕ ИКОНЫ»
    Дипломный курс. Только для учеников школы
    Производится зачисление только выпускников III Уровня, дополнительно закончивших годовой Спецкурс «Рисунок и композиция» для иконописцев
    После успешного окончания всех ступеней и курсов III Уровня и Спецкурсов рисунок и композиция ученикам предлагается на выбор мастер-иконописец школы для написания под его руководством дипломной работы и получения Диплома «Мастер-иконописец «Знаменщик» с предоставлением стажировки и трудоустройства в мастерских Московского иконописного центра «Русская икона».
    На этом курсе, под руководством мастеров ученики самостоятельно отрисовывают прорись (рисунок) и пишут свою первую многочастную икону. По желанию на этом курсе ученики могут писать свои личные семейные многочастные иконы, с образами Богоматери по дню рождению членов семьи и с предстоящими тезоименными святыми.

    Иконописная мастерская
    «Темпера»
    приглашает вас на курсы обучения иконописи

    Программа курса включает в себя:

    • Лекции по истории христианского искусства и иконописи
    • Технология работы яичной темперой, древнерусская школа иконописи (15й век, Рублев)
    • Золочение сусальным золотом
    • Посещение Третьяковской галереи, Троице-Сергиевой Лавры, Владимира.

    Обучение рассчитано на людей без художественного образования и позволяет пройти путь от самых простых азов иконописного рисунка до самостоятельного написания иконы Богоматери на доске с левкасом.

    Набираются две группы:
    Утро или вечернее время / раз в неделю / по 3 часа
    В течение октября также будет проходить набор в дополнительную группу.

    Начало занятий с 1 октября, курс обучения 7 месяцев.
    Занятия проходят в иконописной мастерской в здании Воскресной школы храма Преображения Господня в Старом Беляеве.

    Телефон для связи и записи: +7(916)877-45-42

    Сайт храма РПЦ: www.svetfavora.ru
    Адрес храма: ул. Академика Челомея, вл. 3Б, Москва
    Легко запомнить: темпера-курсы.рф

    Завершается разработка сайта в октябре. Ожидайте обновления в ближайшие дни.

    Обучение начинается с прописи, владением кистью и карандашом, затем ученик переходит к работе с темперными красками на яичном желтке и вине с растертыми минералами. Далее ученик подходит к написанию несложных элементов иконы, таких как горки, растения, святые, лики на «таблетках» — миниатюрных ученических досках с левкасом.

    Примерно с середины курса ученик приступает к экзаменационной работе на полноценной иконной доске 30х40см, к письму иконы Владимирской Божией Матери — списку с иконы Андрея Рублева, что во Владимирском музее.

    Надо сказать, что списки икон чаще всего бывают не копиями, для написания которых необходимо иметь специальное образование и опыт. Поэтому у каждого ученика будут отличаться выбранная цветовая гамма и, конечно же, выражения ликов, тонкая эмоция на них. Иконописный канон должен быть соблюден, но он оставляет некоторую свободу автору для выражения внутреннего чувства и видения — некого личного таинства.

    Курс рассчитан на взрослых людей без ограничения по возрасту, однако возможна запись и молодых людей старше 15 лет.

    Выпускные работы учеников:

    Обучение ведут два наших постоянных преподавателя — выпускницы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г.Москвы, иконописного отделения.

    Приведем для примера работу одной из них: это список-копия византийского письма Иоанна Предтечи из сербского монастыря Хиландар, что на Афоне. Несмотря на то, что данное письмо считается византийским, его исполнение стоит близко к нашему направлению древнерусской школы, что можно заметить по особенностям написания лика — это жидкая техника плавий, придающая особенную нежность и тонкость выражения, и характерная именно русской иконописи, в которой работал преподобный Андрей Рублев.

    1 октября 2017г. настоятель нашего храма протоиерей отец Роман (Марков) отслужил молебен перед началом обучения первой группы учеников и произнес важное наставление о необходимости ведения литургической жизни всем приступающим (исповедь, причастие) .

    В течение октября также будет проходить набор в дополнительную группу.

    Добраться от метро Калужская можно пешком вдоль ул. Обручева за 10 минут или выйти через 1 остановку. Столько же — от Воронцовского парка по улице Академика Челомея.

    Также в нашем здании Воскресной школы на территории храма проходят действительно удивительные лекции двух профессиональных преподавателей по темам: религоведение, Ветхий и Новый Завет и догматическое богословие. Посещение свободное, вторник/четверг/суббота с 19:00 до 21:00. Читают Андрей Иванович Солодков и Виталий Валентинович Юдин.

    Галерея ученической работы:

    Гость из Греции. Мастер-класс по иконописи

    Источник: Вода живая

    Известный греческий иконописец, автор многих книг по истории византийской иконы и по технике написания икон, профессор Богословского факультета Афинского университета Георгиос Кордис уже второй раз посещает Россию. 6 и 7 февраля господин Кордис провел лекцию и мастер-класс в Православном народном университете в Петербурге, которые посетили несколько сот человек. «Воде живой» удалось взять у легендарного мастера эксклюзивное интервью.

    Георгиос Кордис

    – Господин Кордис, как Вы начали заниматься иконописью?

    – Во время обучения в Богословской школе я встретился с кипрским монахом и иконописцем отцом Симеоном Симеу. Он познакомил меня с искусством иконописания, и именно его я могу назвать своим учителем. К тому времени у меня уже была некоторая художественная подготовка, я занимался светской живописью, работал в разных стилях и даже писал экспрессионистические полотна. Под руководством отца Симеона я начал изучать не только технику и технологию написания иконы, но и историю, и богословские основы иконописания. Мой учитель говорил мне: «Ты можешь научиться прекрасно писать изображения Христа и святых, но, если ты не любишь тех, кого ты пишешь, – ничего не получится. Нужно жить жизнью Церкви, нужно иметь глубокую веру, и только тогда ты сможешь писать иконы». Его слова до сих пор имеют для меня очень большое значение.

    – Было ли у Вас какое-нибудь классическое художественное образование?

    – Несколько лет я жил в Бостоне, в США, и окончил несколько специализированных курсов эстетики, теории и истории иконописи, параллельно обучаясь в школе искусств при Бостонском музее. Естественно, что в основном я старался заниматься изучением средневековой живописи.

    – Необходимо ли иконописцу классическое художественное образование?

    – По моему мнению, классическое образование не только не необходимо, но в некоторых случаях может и помешать. Все основные понятия в классическом искусстве совершенно иные, чем в иконе. То, как понимает свою работу светский художник, в корне отлично от того, как должен осмыслять свою работу иконописец.

    – Как происходит обучение иконописанию в Греции?

    – В Греции нет специализированных иконописных школ, подобных школам в России. Человек, который хочет обучиться иконописи, приходит учиться не в учебное заведение, а к конкретному мастеру. В наше время почти в каждом греческом приходе существует иконописная мастерская. В одной из таких мастерских, в Богословской школе при Афинском университете, преподаю я со своими ассистентами. И я уверен, что это наилучший метод обучения, так как только работа в бригаде рядом с профессионалом может воспитать хорошего иконописца.

    Христос перед Пилатом. Икона работы Георгиоса Кордиса

    – В иконописных школах России процесс обучения иконописи организован по принципу постепенного освоения материала. Так, например, сначала ученики рисуют орнаменты, элементы архитектуры и пейзажа, а затем переходят к работе с прорисями. Как организовано обучение в греческих мастерских?

    – В течение первых двух лет главной задачей является изучение традиционного языка иконописи, и только когда этот язык будет старательно изучен, можно приступать к написанию самостоятельной иконы.

    Обычно мы начинаем с рисунка. И стараемся научить человека тому, как нужно самостоятельно и свободно рисовать. Конечно же, копируются древние образцы, но копирование никогда не является механическим воспроизведением, каждый раз мы стараемся объяснить основные принципы построения фигуры, той или иной композиции. Фактически весь первый год обучения бывает посвящен рисунку: рисуют человеческую фигуру, несложные композиции и учатся работать яичной темперой. В течение второго года продолжается работа над рисунком и более серьезно идет работа над сложными и большими по размеру композициями. Углубленно изучаются технологии работы яичной темперой, пишутся живописные изображения. К третьему году учащиеся уже знают достаточно много о принципах построения как одиночной фигуры, так и многофигурных сложных композиций, они уже достаточно свободно владеют рисунком и техникой яичной темперы. Только после двух лет интенсивной работы им доверяют написание иконы.

    – Только на третий год?

    – Да, только на третий год. Композиции, которые пишутся в течение первых двух лет, пишутся на бумаге, наклеенной на доску. Эти работы еще не являются иконой, это учебные работы, в которых художник учится правильно строить лик и фигуру в различных ракурсах, сложные композиции. Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики могли самостоятельно создавать, например, сцены из жизни того или иного святого по тексту жития.

    – Сколько должен работать иконописец, чтобы стать хорошим мастером?

    – На мой взгляд, чтобы стать мастером, надо работать пятнадцать-двадцать лет. Надо много рисовать. И, когда вы сделаете ваш восемнадцатитысячный рисунок, вы к чему-то приблизитесь.

    – Существуют ли какие-нибудь особые направления развития, школы иконописи в Греции?

    – Да, это важный вопрос. Греческие художники-иконописцы потратили примерно три десятилетия на копирование. Но уже сейчас начинают появляться иконописцы, которые стремятся немного обновить традицию. Конечно же, у каждого художника существуют свои личные предпочтения. Кто-то пишет более яркими красками, кто-то делает очень светлые и декоративные изображения, кто-то пишет фигуры с удлиненными пропорциями. Но есть целый ряд мастеров, которые, оставаясь внутри традиции, стараются воспринять ее более индивидуально. Среди них есть очень хорошие мастера. И я думаю, что это стремление к творческому восприятию иконописи очень важно.

    – Как Вы можете определить направление, в котором работаете?

    – Для меня очень важен процесс написания иконы по принципу контрапоста, то есть когда, например, в изображении фигуры присутствуют два направленных в разные стороны движения. Это очень сложное и глубокое понятие о закономерности и гармоничности соотношений частей фигуры или композиции. Для меня очень важно, чтобы композиция в иконе была построена по этому принципу.

    Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона работы Георгиоса Кордиса

    – Чем для Вас является икона?

    – Икона для меня это присутствие. При помощи контрапоста я стараюсь создать возможность общения и взаимодействия между зрителем и изображением того святого, который представлен на иконе. Многие святоотеческие тексты говорят нам о том, что для древних мастеров это было, пожалуй, важнейшим качеством в иконе. Иконы писались не для того, чтобы украсить церковь, но для того, чтобы церковь освящалась присутствием изображенных на ней святых. Икона осуществляла связь между святым и молящимися. И в своих работах я пытаюсь сделать возможным это присутствие.

    – Как организован Ваш рабочий день?

    – Практически каждый день я веду занятия в университете, обычно я читаю две или три лекции, что требует серьезной подготовки. К сожалению, у меня остается в день всего несколько часов для самостоятельной работы. Это очень сложно, но пока что эта проблема остается неразрешимой.

    – На мастер-классе Вы показали виртуозное владение иконописной техникой. Чуть больше чем за три часа Вы написали довольно большой образ святого Иоанна Дамаскина. Всегда ли Вы работаете так продуктивно, и случается ли Вам писать несколько икон в один день?

    – Да, так обычно и получается. Когда я с бригадой расписываю какую-нибудь церковь, обычная дневная норма составляет десять, а иногда и пятнадцать квадратных метров. Бригада состоит из пяти-семи человек, и это мастера очень высокой квалификации, работа всегда ведется очень слаженно и четко. Я делаю рисунок для всех композиций, потом идет второй человек, который смахивает уголь и накладывает первый слой, затем следующий человек продолжает его работу. Таким образом прокладываются все основные цвета и делается все доличное письмо. После этого я пишу все пробела и тени на одеждах, пишу лики и иногда руки, а мои ассистенты доделывают все, что осталось, – нимбы, надписи – и заканчивают работу.

    – Ваша палитра очень скупа и состоит всего из четырех цветов. С чем это связано?

    – Да, действительно, в своей работе я использую лишь четыре пигмента – титановые белила, черную, охру желтую и охру красную из Геркуланума. И я очень редко привлекаю другие цвета. Такую палитру использовал древнегреческий художник Полигнот, так работали древние иконописцы. Я слышал и читал об этом методе работы очень много, но никогда не использовал на практике. И лишь побывав на конференции, посвященной средневековой греческой иконописи, я достаточно много узнал об этой системе и решил попробовать сам. Я был сильно поражен, увидев, что при помощи этих четырех составляющих можно создать все необходимые для живописи цвета. Особенно сильно начинаешь ощущать преимущества такой системы живописи, когда расписываешь церковь. Результат получается удивительным: с одной стороны, можно достичь любой яркости цветов, а с другой, сохраняется общее единство и гармония всех изображений. Цвет присутствует, но росписи в целом выглядят очень гармоничными, контрастными, но не слишком активными.

    – Отдаете ли Вы предпочтение какому-то определенному периоду в развитии византийского искусства?

    – Нет, такого периода нет. Я люблю Византию, мне нравится русская школа иконописи, мне нравятся другие школы. В любой традиции, школе, в любом направлении всегда есть особая выразительность и красота.

    – А какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать иконописец?

    – Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни. Мне кажется, что самое важное – это вера, личная вера человека в Бога. А если нет веры то, что же тогда ты будешь писать? Ведь невозможно нарисовать то, что ты не познал на своем опыте.

    – Как вы понимаете творчество в Церкви?

    – На мой взгляд, творчество в Церкви – это когда ты говоришь то же самое, что было сказано до тебя, но говоришь это самостоятельно, от себя самого, изнутри себя. И перед иконописцами стоит именно эта проблема. Вопрос не в том, чтобы создать новый образ Христа, но чтобы произнести эту икону из себя, из своей глубины, вынести этот образ из своего внутреннего мира. Очень часто мы копируем внешние черты, форму иконы, но мы не «проживаем» этот образ; я думаю, что это – самая большая проблема современной иконописи.

    – На протяжении XX века русская иконописная традиция сохранялась благодаря работе реставраторов и подвижническому труду немногочисленных иконописцев. Как развивалось греческая иконопись в XX веке?

    – Работа современных греческих мастеров во многом базируется на работах иконописца Кондоглю, который работал с 1920-х годов. Именно он примирил современную иконопись с византийским искусством. Он побывал на Афоне, посмотрел множество памятников и решил начать работать в византийском стиле, для того чтобы вернуть византийский стиль в церкви. Практически всех современных иконописцев Греции можно назвать его последователями.

    – Современному иконописцу доступно огромнейшее количество изображений, созданных в различные эпохи, принадлежащие к разным школам и стилям. Как не потеряться во всем этом многообразии? Как найти себя в мире этих образов?

    – Это действительно является проблемой. И вы будете обязательно повторяться, если ваша работа будет основана на книгах. Традиция передается от человека к человеку, от мастера к ученику. И только метод обучения у мастера, – тот метод, о котором я говорил в самом начале, – может вам дать уверенность в том, что вы делаете. Если у вас есть талант, вы можете работать лучше и больше, чем ваш учитель, а ваши ученики – еще лучше. Традиция передается людьми, а не книгами.

    Георгиос Кордис

    – Вы занимаетесь иконописью более тридцати лет. Как Вам удается сохранять творческое отношение к работе?

    – Во-первых, я не храню собственные рисунки. Я стараюсь их выбрасывать и, берясь за новую работу, я начинаю ее каждый раз с нуля. Я стараюсь не повторяться. Рисунок делается каждый раз по-новому. Так же я не храню собственных икон. У меня есть несколько, все остальные я раздариваю. И еще очень важный момент: когда я работаю, то стараюсь каждый раз находить новое решение для поставленной задачи. Нужно каждый раз рисовать заново именно для того, чтобы изображение, сделанное тобой, соответствовало тому месту, где оно будет располагаться. Так, в каждой церкви я пытаюсь каждый раз определить, найти, что именно будет подходить для этой церкви, и никогда не повторяю того, что я уже сделал.

    – Как Вы относитесь к иконам, написанным в реалистической манере, а не в так называемом «каноническом стиле»?

    – Здесь мое мнение не так много значит, но подобную ситуацию мы можем наблюдать во всей современной Церкви. Вспомним, к примеру, некоторых современных святых, о жизни которых нам известно достаточно много. Так, мы доподлинно знаем, что некоторые из них молились перед изображениями Христа и святых, написанными в реалистической манере. Мы можем вспомнить святых Серафима Саровского, Нектария Эгинского и других. Во многих церквях в России и в Греции и во всем православном мире есть чудотворные иконы, написанные не в византийском стиле. Это факт, и мы не можем его оспаривать. Я считаю, что наилучшим стилем для создания иконы может быть назван стиль, традиционный для того или иного региона, этот стиль может наилучшим образом передать дух Церкви. Но если художник в какой-нибудь общине в Африке, Китае или в Японии попробует написать икону Христа и постарается сделать изображение достойным образом, как настоящую икону, это будет икона. Мы не можем сказать, что это не икона. В качестве примера можно привести Евангелие. Евангелие переводят на многие языки мира. Когда мы переводим его, мы не меняем содержание, и мне кажется, что нам не следует так «догматически» относиться к понятию стиля. Нам нужно сохранять нашу традицию, и я уверен, что византийская традиция является наилучшей для иконописцев, но мы не можем возводить ее в догмат.

    – Скажите, пожалуйста, несколько слов о Вашей книге, которая готовится к печати на русском языке.

    – Я не знаю, как будет переведено название книги на русский язык. В английской версии книга называется «Icon as Communion. The Ideals and Compositional Principles of Icon Painting» («Икона и община. Идеи и композиционные принципы иконописания»). Эта книга о византийской технике иконописания. Я пытаюсь рассказать о тех основах, на которых базируется византийский рисунок, объяснить, почему мы рисуем так, а не иначе. Также большое внимание в книге уделено назначению линии в византийской традиции; речь идет о взаимосвязи между разными элементами иконы и взаимосвязи между иконой и зрителем. И, конечно же, все теоретические объяснения проиллюстрированы моими рисунками.

    – Вы во второй раз принимаете приглашение на проведение мастер-класса в России. Чем для Вас важна это поездка?

    – Каждый раз я уезжаю из Греции для того, чтобы встретить людей, любящих иконопись, для того, чтобы обменяться с ними опытом. Именно это является для меня главной целью. И я рад, если опыт моей работы будет полезен для моих коллег. Я не имею в виду прямое заимствование техники и продемонстрированных мной приемов, я говорю об адаптации этого метода для своей работы. Конечно, существуют языковые проблемы, так как немногие русские говорят по-английски, тем более по-гречески. Но благодаря переводчикам, общение возможно. И я могу сказать, что очень многое люди говорят не словами, а глазами. И я думаю, что это тоже очень важная часть общения.

    Беседовали Ольга Шаламова и Филипп Давыдов
    Фото: Станислав Марченко

    Источник: Вода живая

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *