Исагогика Александр мень

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе. ИСАГОГИКА (от греч. «исагогикос», вводный) — раздел библеистики, трактующий об авторах, литературных особенностях, целях, времени и исторических обстоятельствах составления библейских книг. Исагогика иначе именуется «Введением в Св. Писание» или библейской критикой.

Александр Мень — Исагогика — Курс по изучению Священного Писания — Ветхий Завет

ФОНД ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ
ОБЩЕДОСТУПНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОСНОВАННЫЙ ПРОТОИЕРЕЕМ АЛЕКСАНДРОМ МЕНЕМ
МОСКВА 2000 ISBN 5589831100337

Александр Мень — Исагогика — Курс по изучению Священного Писания — Ветхий Завет — Содержание

Том 1 Раздел I ВВЕДЕНИЕ

  • § 1. БИБЛИЯ — СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОТКРОВЕНИЯ И ЗАВЕТА
  • § 2. БИБЛИЯ И ИСТОРИЯ
  • § 3. БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ. СЛОВО БОЖИЕ И СЛОВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
  • § 4. ЦЕРКОВЬ И БИБЛИЯ. ИСАГОГИКА: ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА СВ.КНИГ
  • § 5. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА
  • § 6. ТЕКСТЫ, ПЕРЕВОДЫ И ИЗДАНИЯ БИБЛИИ
  • § 7. ЭКЗЕГЕЗА, ГЕРМЕНЕВТИКА: МЕТОДЫ ТОЛКОВАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
  • § 8. ТЕКСТУАЛЬНАЯ КРИТИКА
  • § 9. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
  • § 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА
  • § 11. ВНУТРЕННЯЯ, ИЛИ «ВЫСШАЯ», КРИТИКА
  • § 12. «БИБЛЕЙСКИЙ МИР» — ЦИВИЛИЗАЦИИ, ОКРУЖАВШИЕ ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ
  • § 13. КРАТКИЙ ОЧЕРК ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА (по данным современной библеистики)
  • § 14. ЕДИНСТВО БИБЛИИ

Раздел II ПЯТИКНИЖИЕ

  • § 15. ПЯТИКНИЖИЕ: НАЗВАНИЕ, СОСТАВ И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  • § 16. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРИИ ЧЕТЫРЕХ ВАРИАНТОВ МОИСЕЕВА ПРЕДАНИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 16
  • ПРОЛОГ КНИГИ БЫТИЯ (Быт 1-11)
  • § 17. УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ В ШЕСТОДНЕВЕ (БЫТ 1)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 17
  • § 18. СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОГЛАСНО 2ГЛ. КН.БЫТИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 18
  • § 19. НАЧАЛО ГРЕХА И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ (БЫТ 3-11)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 19
  • АВРААМ. ПАТРИАРХИ (Бытие 11-50) XIX-XVIIвв.доР.Х.
  • § 20. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ АВРААМА (БЫТ 11,16-26)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 20
  • § 21. АВРААМ — «ОТЕЦ ВЕРУЮЩИХ» (БЫТ 12-25)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 21
  • § 22. ПАТРИАРХ ИАКОВ. СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ (БЫТ 25,19-50;26)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 22
  • МОИСЕЙ ХIII век до Р.Х.
  • § 23. МОИСЕЙ И ИСХОД. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ И ВЛАСТЕЛИН ИСТОРИИ (ИСХ 1-18)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 23
  • § 24. СИНАЙСКИЙ ЗАВЕТ (ИСХ 19-40;ЛЕВИТ)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 24
  • § 25. СИНАЙ — КАДЕШ — ЗАИОРДАНЬЕ (ЧИСЛА, ВТОРОЗАКОНИЕ)

Раздел III ИСТОРИЧЕСКИЕ И УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ (до эпохи пророков-писателей)
ЭПОХА ИИСУСА НАВИНА И СУДЕЙ Около 1200-1040 годов до Р.Х.

  • § 26. БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ. КНИГА ИИСУСА НАВИНА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 26
  • § 27. ПРОДОЛЖЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА ХАНААН. КНИГА СУДЕЙ
  • § 28. ПРОРОК САМУИЛ И ОСНОВАНИЕ МОНАРХИИ (1 ЦАР 1-15)
  • ЕДИНАЯ МОНАРХИЯ И ЕЕ РАСПАД 1000-910 годы до Р.Х.
  • § 29. ЦАРЬ ДАВИД. ИСТОКИ МЕССИАНИЗМА (1 ЦАР 16-31;2 ЦАР)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 29
  • § 30. СОЛОМОН. ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (3 ЦАР 1-11; 2 ПАР 1-9). КН. ПАРАЛИПОМЕНОН. КН. ПРИТЧЕЙ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 30
  • § 31. РАСПАД ИЗРАИЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ (3 ЦАР 12-14;2 ЦАР 10-12)
  • БОРЬБА С ДВОЕВЕРИЕМ. ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ 931 — 800 годы до Р.Х.
  • § 32. НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА. ПРОРОК ИЛИЯ
  • § 33. ПРОРОК ЕЛИСЕЙ. КОНЕЦ ВОИНСТВУЮЩЕГО ПРОФЕТИЗМА (4 ЦАР 1-15)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 33

Том 2 Раздел I ЭПОХА ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ ПРОРОЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ДО ПЛЕНА ВАВИЛОНСКОГО VIII-VI века до Р.Х.

  • § 1. ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ. СУЩНОСТЬ ПРОФЕТИЗМА
  • § 2. АМОС — ПРОРОК СУДА БОЖИЯ (ок.850года)
  • § 3. ОСИЯ — ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ (ок.740-730годов)
  • § 4. ИСАЙЯ — ПРОРОК СВЯТОСТИ И МЕССИАНСТВА (ок.765-685годов)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 4
  • § 5. ПРОРОК ИСАЙЯ (продолжение)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 5
  • § 6. ОБЛИЧЕНИЕ ЛОЖНОГО ВЗГЛЯДА НА ЗАВЕТ. ПРОРОКИ МИХЕЙ И СОФОНИЯ (VIII-VII века)
  • § 7. РЕФОРМА ИОСИИ. ПРОРОКИ НАУМ И АВВАКУМ (628-609 годы)
  • § 8. ПРОРОК ИЕРЕМИЯ: ЖИЗНЬ И СЛУЖЕНИЕ (до 597 года)
  • § 9. ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ: НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ (597-590 годы)
  • § 10. ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (587). ПРОРОЧЕСТВО ИЕРЕМИИ О НОВОМ ЗАВЕТЕ
  • § 11. ПЛЕН ВАВИЛОНСКИЙ. КНИГА ПЛАЧ. ПРОРОК АВДИЙ (580-575 годы)
  • § 12. ПРОРОЧЕСТВО ИЕЗЕКИИЛЯ О НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ (ок. 573 года)
  • ПСАЛТИРЬ
  • § 13. ПСАЛТИРЬ: ОБЩИЙ ОБЗОР
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 13
  • § 14. ВИДЫ ПСАЛМОВ

Раздел II СВЯЩЕННАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ВРЕМЕН ПЛЕНА И ВТОРОГО ХРАМА ПЛЕН И ОСВОБОЖДЕНИЕ VI-V века до Р.Х.

  • § 15. ВТОРОИСАЙЯ — «ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ЕВАНГЕЛИСТ» (VI век до Р.Х.)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 15
  • § 16. ВТОРОИСАЙЯ (продолжение)
  • § 17. КОНЕЦ ПЛЕНА. ПРОРОКИ ВРЕМЕН ПОСТРОЕНИЯ ВТОРОГО ХРАМА (538-515 года)
  • § 18. РЕЛИГИОЗНЫЙ КРИЗИС V ВЕКА. ПРОРОК МАЛАХИЯ. КНИГА ИОНЫ (515-445 годы)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 18
  • § 19. РЕФОРМЫ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ. КНИГА РУФЬ (середина V века)
  • УЧИТЕЛЬНЫЕ, или ДИДАКТИЧЕСКИЕ КНИГИ V-IV века до Р.Х.
  • § 20. КНИГА ПЕСНИ ПЕСНЕЙ
  • § 21. УЧЕНИЕ О ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ (КНИГА ПРИТЧЕЙ)
  • § 22. КНИГА ИОВА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 22
  • § 23. КНИГА ЕККЛЕСИАСТА
  • § 24. КНИГИ ТОВИТА И ЕСФИРИ
  • § 25. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА (ок.190года)
  • АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ И БОРЬБА ЗА ВЕРУ IV-II века до Р.Х.
  • § 26. ПЕРВЫЕ АПОКАЛИПТИКИ. БЛАГОВЕСТИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ (IV век до Р.Х.)
  • § 27. ЭЛЛИНИЗАЦИЯ. ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. КНИГА ВАРУХА. 1-2 МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ. ГОНЕНИЕ АНТИОХА IV
  • § 28. КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА (60-е годы II века)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 28
  • § 29. ХАСМОНЕИ. АПОКРИФЫ И НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ (II-I века)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 29
  • НА РУБЕЖЕ ДВУХ ЗАВЕТОВ II-I века до Р.Х.
  • § 30. РУКОПИСИ МЕРТВОГО МОРЯ. ЕССЕЙСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 30
  • § 31. ТРАДИЦИЯ ДИАСПОРЫ. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА
  • § 32. ОБЕТОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ (обзор важнейших тем и символов Ветхого Завета в связи с Новым)

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • 1. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ к 1 тому
  • 2. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ко 2 тому
  • 3. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ БИБЛЕИСТОВ-ВЕТХОЗАВЕТНИКОВ
  • 4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  • 5. СХЕМА СВ. ИСТОРИИ, СОГЛАСНО ГИПОТЕЗЕ 4-Х ТРАДИЦИЙ
  • 6. ПЕРЕЧЕНЬ НЕКОТОРЫХ ГОМИЛЕТИЧЕСКИХ ТЕМ ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ
  • 7. ВАЖНЕЙШИЕ МЕССИАНСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА ВЕТХОГО ЗАВЕТА
  • 8. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
  • КАРТЫ
  • ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Александр Мень — Исагогика — Курс по изучению Священного Писания — Ветхий Завет — Предисловия

ПОЗНАНИЕ СЛОВА БОЖЬЕГО, запечатленного в Свящ. Писании, есть важнейшая сторона христианской жизни и богословия. Труды Отцов Церкви и богословов создали на протяжении веков обширный духовный комментарий к Библии, который был тесно связан с повседневным деланием христианина, его религиозноонравственным бытием в мире. Ежедневно звучащее в православных храмах Слово Жизни Вечной дает верующим «указание пути в Царство Божие» (свт. Иннокентий, митрополит Московский). Подобно церковной историографии, литургике, канонике и другим богословским дисциплинам, библеистика со времен Оригена и блж. Иеронима широко пользуется вспомогательными данными различных отраслей знания: археологии, филологии, источниковедения. Но до того как был заново открыт мир Древнего Востока, на фоне которого протекала священная история, этот научный комментарий к Библии опирался на довольно скудный объем материалов. За последние полтора века многочисленные находки памятников Востока и расшифровка древних текстов внесли немалый вклад в решение исторических, текстуальных и исагогических проблем, важных для понимания и толкования Ветхого Завета. В частности, был пролит новый свет на датировку и авторство отдельных частей и книг Писания. Это, разумеется, не касалось самой боговдохновенности канонического текста, вера в которую не зависит от тех или иных научных выводов. В православной библеистике в отношении современных методов библейской экзегезы не сложилось единого общецерковного суждения. Однако ряд выдающихся, прежде всего русских православных историков и богословов, осуществил рецепцию историко-критических методов и выводов. Среди них — профессор С. Н. Трубецкой, профессор Московской Духовной Академии И. Д. Андреев, профессор Киевской Духовной Академии Н. М. Дроздов, А. В. Ельчанинов (впоследствии священник), который в сотрудничестве с П. А. Флоренским и С. Н. Булгаковым создал краткий курс истории религии, изложив тему Свящ. Писания под углом зрения новых достижений библеистов. Ведущее место в этих исследованиях принадлежит академику Борису Александровичу Тураеву (1868–1920). Он читал лекции в духовной школе, сотрудничал в журнале «Богословский вестник», состоял членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. За свою недолгую жизнь Тураев приобрел репутацию ученого с мировым именем, сочетавшего глубокую преданность православию с подлинно научным подходом к изучаемым вопросам. В его наследие входит двести книг и статей (не считая четырехсот заметок в периодической печати). Востоковед, филолог, историк Церкви, Тураев особенно много сделал для изучения коптского и эфиопского христианства. Итогом его работ явилась двухтомная «История Древнего Востока». В этой книге Тураев посвятил несколько разделов ветхозаветной тематике, используя результаты библейской науки того времени. Традицию, идущую от Б. А. Тураева, продолжил русский богослов Борис Иванович Сове, который сформулировал принципы этой традиции на I Конгрессе православных богословов в Афинах (1936 г.). В том же направлении работали и другие русские библеисты (проф. А. В. Карташев, протопресв. А. Князев). Их установки нашли положительный отклик и у библеистов Элладской Православной Церкви. Богословы Римско-Католической Церкви сначала отнеслись отрицательно к использованию методов историкоокритической экк зегезы. В посланиях Папской библейской комиссии первых лет нашего века была предпринята попытка отстоять исагогику в том виде, как она существовала до XVIII в. Только выход энциклики папы Пия XII «Divino afflante Spiritu» («Божественное вдохновение Духа») в 1943 г. открыл путь католическим богословам для усвоения и применения выводов библейской науки. В настоящее время указанные выводы и методы получили права гражданства и в католическом богословии, причем не только в специальных трудах, но и в семинарских курсах, в катехизической и популярной литературе. Принцип «свободного изучения Писания», введенный в экзегетику вождями Реформации, позволил протестантским ученымм богословам, особенно в XIX–XX вв., достичь значительных успехов в исследовании Библии. Они проделали большую работу по текстуальной, литературной и исторической критике Свящ. Писания. Однако протестанты-фундаменталисты до сегодняшнего дня придерживаются принципов старой исагогики. Следует отметить, что нередко исследователи Свящ. Писания, уделяя много места научнооисторической стороне библеистики, делают это в ущерб духовнообогословскому пониманию Слова Божьего. Задача православной науки о Свящ. Писании состоит в органическом соединении историкоокритического подхода с подходом к Библии как божественному Откровению. В силу различных причин этот двуединый метод, впервые примененный Б. А. Тураевым и другими православными исследователями, не получил еще должного развития в отечественной библеистике. Поэтому учебные руководства, составленные для духовных школ, построены без достаточного учета традиции, идущей от Б. А. Тураева. Предлагаемый краткий курс преследует цель хотя бы отчасти восполнить этот пробел и тем самым воздать должное «первопроходцам русской библейской критики». Археологические открытия, сделанные уже после смерти Тураева, в принципе не ослабили ценности его концепций; они сохраняют актуальность и сегодня. 01/03/2016 — точная копия книги в формате djvu.

Категории:

  • КНИГИ ЭСХАТОС
  • Библеистика

ВСЕМ

Благодарность за публикацию:

Эпоха Второго храма

Skip to main content (Всего статей: 66)

Агриппа I

АГРИ́ППА I (10 г. до н. э. — 44 г. н. э.), царь Иудеи (в 41–44 гг. н. э.). Внук Ирода и Мариамны Хасмонейской, сын Аристобула и Береники, Агриппа воспитывался в Риме. В 37 г. получил от Калигулы титул царя и тетрархию Ирода Филиппа и Лисания — Башан, Голан, Аргов и Авел, в 39 г. — также тетрархию Ирода Антипы — Галилею и Перею. В 41 г., с приходом к власти в Риме Клавдия, Агриппа получил в царство Иудею и Самарию…

Агриппа II

АГРИ́ППА II Марк-Юлий, или Ирод Агриппа II (28–92), последний царь из династии Ирода, сын Агриппы I. Воспитывался в Риме. От своего дяди Ирода II унаследовал маленькое владение Халкиду. Агриппе II был пожалован царский титул, хотя он никогда не был царем Иудеи. Клавдий поручил ему надзор за Иерусалимским храмом и дал ему право назначать первосвященника…

Адиабена

АДИАБЕ́НА, область в верхнем течении реки Тигр. В 36–60 гг. н. э., в правление Изата, сына царя Монобаза I и царицы Елены, Адиабена добилась значительной власти и влияния внутри Парфянского царства и участвовала в династической борьбе. Перед восшествием Изата на престол, он и его мать Елена приняли иудаизм…

Александр Македонский

АЛЕКСА́НДР МАКЕДО́НСКИЙ (Великий; 356–323 до н. э.), царь Македонии, завоевавший весь Ближний Восток. Его завоевания ознаменовали начало эллинистического периода в Эрец-Исраэль. Как Иосиф Флавий, так и Талмуд сохранили в форме легенд данные о положительном отношении Александра к иудеям и его отрицательном отношении к самаритянам. Эти легенды находят свое подтверждение в данных, приводимых римским историком Курцием Руфом…

Александр Яннай

АЛЕКСА́НДР ЯННА́Й (126–76 до н. э.), царь Иудеи из Хасмонейской династии и первосвященник в 103–76 гг. до н. э., третий сын Иоханана Гиркана. Отец и братья относились к нему с пренебрежением, а с приходом к власти его старшего брата Аристобула I Александр был заключен в тюрьму. Когда Аристобул I умер, его вдова Саломея-Александра освободила Александра Янная…

Антигон

АНТИГО́Н, хасмонейский князь (родился, по-видимому, в 135 г.до н. э. — убит в 104 г. до н. э.), сын Иоханана Гиркана и младший брат Иехуды Аристобула. Узурпировав престол, Аристобул заточил в тюрьму мать и младших братьев; однако Антигона он назначил предводителем войска и своим помощником в управлении страной. Иосиф Флавий утверждает, что Аристобул, опасаясь предательского убийства, запретил входить во дворец с оружием…

Антигон II

АНТИГО́Н II (Маттитьяху или Маттатия), последний царь династии Хасмонеев (правил в 40–37 гг. до н. э.). Второй сын Аристобула II. Был отвезен в Рим вместе с другими членами царской семьи после взятия Иерусалима Помпеем. Антигон старался убедить Юлия Цезаря оставить его царем Иерусалима, но Цезарь предпочел Антипатра II, отца Ирода…

Антиох

АНТИО́Х, имя 13 селевкидских царей, правивших Сирией в течение двух с половиной веков. Некоторые их них играли важную роль в еврейской истории. 1. Антиох II Теос. Намеки на его столкновения с царем Египта и придворные интриги можно найти в книге Даниэля. Известно, что он даровал специальные привилегии и даже полные гражданские права евреям в ряде греческих городов…

Антипатр II

АНТИПА́ТР II (убит в 43 г. до н. э.), правитель Иудеи, отец царя Ирода, происходил, вероятно, из идумейской семьи, принявшей иудаизм. Стал правителем Идумеи во времена царя Александра Янная и царицы Саломеи-Александры. Вступил в союз с Гирканом II, сыном Александра Янная, против брата Гиркана — Аристобула II. Призвал набатеев в помощь Гиркану, ценой возвращения им 12 городов, завоеванных Александром Яннаем. После вмешательства…

Антония

АНТО́НИЯ, крепость к северу от Храмовой горы в Иерусалиме. После возвращения евреев из пленения вавилонского стала известна как бира. Ирод укрепил ее и переименовал в честь Марка Антония. По описанию Иосифа Флавия, Антония была расположена в углу северо-западной колоннады Храмовой горы. Эта важнейшая позиция была захвачена зелотами 15 ава 66 г. до н. э…

Аристобул II

АРИСТО́БУЛ II (умер в 49 г. до н. э.), младший сын Александра Янная и Саломеи-Александры, последний независимый царь из династии Хасмонеев. К концу царствования Саломеи, когда ее поразила неизлечимая болезнь, Аристобул с помощью наемников и своих приверженцев саддукеев, командовавших крепостями Иудеи, попытался подчинить себе всю страну и воспрепятствовать законному наследнику вступить на престол…

Аристобул III

АРИСТО́БУЛ III (Ионатан; умер в 35 г. до н. э.), последний первосвященник из рода Хасмонеев. Его отец Александр, сын Аристобула II, мать — Александра, дочь Гиркана II, сестра — Мариамна Хасмонейка, жена Ирода. Аристобул III должен был стать первосвященником, но Ирод, опасаясь хасмонейского влияния на народ, возвел вместо него в этот сан Хананеля из Вавилона…

Аристобул I

АРИСТО́БУЛ I (Иехуда), царь Иудеи (в 104–103 гг. до н. э.), старший сын Иоханана Гиркана I. Вопреки завещанию отца, согласно которому Аристобул должен был стать первосвященником, а его мать — царицей, он узурпировал трон, заточил свою мать в тюрьму, где она умерла голодной смертью, и из всех братьев оставил на свободе лишь Антигона. По сведениям Иосифа Флавия, Аристобул I позже казнил Антигона…

Архелай

АРХЕЛА́Й, этнарх Иудеи, Самарии и Идумеи (правил в 4 г. до н. э. — 6 г. н. э.), сын Ирода и его жены-самаритянки Малтаки. Ирод назначил Архелая царем, однако император Август, которому надлежало утвердить назначение, провозгласил Архелая лишь этнархом. Решение императора явилось отчасти результатом того, что население было недовольно строгим, а подчас и жестоким правлением Архелая. Впоследствии отношения между Архелаем и народом ухудшились до такой степени…

Бар-Гиора Шим‘он

БАР-ГИО́РА Шим‘он, иудейский военачальник, участвовавший в войне с Римом в 66–70 гг. н. э. Бар-Гиора впервые выдвинулся в сражении с Цестием Галлом при Бет-Хороне, в котором иудеи нанесли сокрушительное поражение римлянам. Позже Бар-Гиора собрал отряд и выступил против сторонников примирения с Римом. Высланное умеренным правительством Иерусалима войско заставило Бар-Гиору укрыться в Масаде. Ему удалось с помощью сторонников восстания среди идумеян занять Идумею и захватить Хеврон…

Береника

БЕРЕНИ́КА (родилась в 28 г. н. э.), старшая дочь Агриппы I. В 13 лет Береника была выдана замуж за Марка, сына алабарха Александра Лисимаха. После смерти Марка она вышла замуж за царя Ирода Халкидского, брата своего отца. От этого брака она имела двоих сыновей — Береникиана и Гиркана. Вторично овдовев в 48 г., Береника поселилась при дворе своего брата Агриппы II, который унаследовал трон Ирода. Примерно в 65 г. она вышла замуж в третий раз — за Полимона II, царя Олбы в Киликии…

Великий собор

ВЕЛИ́КИЙ СОБО́Р (כְּנֶסֶת הַגְּדוֹלָה, кнесет ха-гдола), религиозно-законодательная институция, существовавшая в Иудее в период после пленения вавилонского. Традиционно становление этого органа связывается с деятельностью Эзры и Нехемии по упрочению и развитию еврейских религиозных традиций. Последним из плеяды мужей Великого собора считается Шим‘он Праведный…

Великое собрание

ВЕЛИ́КОЕ СОБРА́НИЕ (כְּנֶסֶת הַגְּדוֹלָה, кнесет ха-гдола), см. ВЕЛИКИЙ СОБОР.

Веспасиан Тит Флавий

ВЕСПАСИА́Н Тит Флавий (Titus Flavius Vespasianus; 9, Реате, Италия, — 79, там же), римский император (69–79), основатель династии Флавиев. Возглавляя римскую армию, посланную Нероном подавить восстание евреев Эрец-Исраэль, взбунтовавшихся против римского легата в Сирии и нанесших поражение его силам в 66 г., Веспасиан опустошил Галилею, захватил важные в стратегическом отношении города долины Шарон, Самарии, Идумеи и Иудеи и подступил к Иерусалиму…

герусия

ГЕРУ́СИЯ, совет старейшин, еврейский законодательный и административно-судебный орган. Время возникновения института герусии в древнем Израиле точно не установлено. Исходя из ряда ссылок на «старейшин» или «старейшин города» в Библии, Иосиф Флавий приходит к заключению, что герусия существовала у евреев уже в библейские времена и выступала — наряду с первосвященником и пророками — в качестве высшей судебной инстанции…

Гиркан I Иоханан

ГИРКА́Н I Иоханан, сын Шим‘она Хасмонея, этнарх Иудеи и первосвященник, самый деятельный из правителей династии Хасмонеев. После смерти Антиоха VII Сидета Гиркан I добился полной независимости Иудеи, занял Шхем и разрушил храм самаритян на горе Гризим. Завоевав Эдом, он принудил эдомитов принять иудаизм, что привело к их слиянию с евреями…

Гиркан II Иоханан

ГИРКА́Н II Иоханан (родился, по-видимому, в 103 г. до н. э. — казнен в 30 г. до н. э.), первосвященник, старший сын Александра Янная и Саломеи-Александры. После смерти последней младший брат Гиркана II Аристобул II объявил себя царем и первосвященником, предоставив Гиркану II, считавшемуся по праву наследником трона, почетный титул «брата царя». Гиркан бежал к царю набатеев Арету, который предоставил ему армию для борьбы против Аристобула…

Декаполис

ДЕКА́ПОЛИС (по-гречески Десятиградие), союз греческих городов Южной Сирии, Северного Заиорданья и Изреельской долины во главе с Дамаском. Считается, что Декаполис был образован Помпеем в 63 г. до н. э. после того, как он отвоевал греческие города, завоеванные Александром Яннаем на рубеже 80–70-х гг. до н. э.; возможно, однако, что возникновение Декаполиса относится к более раннему периоду…

Десять мучеников

ДЕ́СЯТЬ МУ́ЧЕНИКОВ (עֲשָׂרָה הֲרוּגֵי מַלְכוּת, асара харугей малхут, буквально `десять убиенных царством`), десять еврейских мудрецов, по преданию, замученных римлянами. В основе легенды о десяти мучениках лежит мученическая смерть ряда еврейских законоучителей во времена религиозных преследований при римском императоре Адриане после Бар-Кохбы восстания. Позднее эти рассказы слились с аналогичными преданиями, относящимися ко времени Иудейской войны I и к правлению Траяна…

Дион Кассий

ДИО́Н КА́ССИЙ (150?, Никея, Вифиния, — 235?, там же), историк, писал по-гречески. Автор «Римской истории», в которой, среди прочего, излагает события Иудейской войны I, следуя в основном за Иосифом Флавием. Дион Кассий отмечает храбрость евреев и сообщает, что они были счастливы пасть, защищая Храм, и что оставшиеся в живых прекратили сопротивление только тогда, когда часть Храма была уже охвачена огнем. Дион Кассий отмечает храбрость евреев…

Елена

ЕЛЕ́НА (на иврите הֵילֶנֵי הַמַּלְכָּה, Хеленей ха-малка; 1 в. н. э.), царица Адиабены, сестра и жена царя Адиабены Монобаза I. Приблизительно в 30 г. н. э. вместе со своим сыном Изатом перешла в иудаизм. Трижды принимала обет назорейства. Вторую половину своей жизни провела в Иерусалиме. Во время постигшей Иудею засухи Елена на свои средства закупила для голодающих зерно в Египте и финики на Кипре. …

зелоты

ЗЕЛО́ТЫ (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים, каннаим), общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э. Главным центром движения зелотов была Галилея, а затем также и Иерусалим. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства (см. Фарисеи), отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости…

Иехуда Маккавей

ИЕХУДА́ МАККАВЕ́Й (умер в 161 г. до н. э.), третий сын Маттитьяху Хасмонея, принявший, согласно предсмертной воле отца, руководство восстанием евреев против Антиоха Эпифана. На начальном этапе восстания Иехуда Маккавей следовал тактике постоянного нанесения противнику неожиданных ударов из засады, избегая решительного сражения. Уже в самом начале Иехуде Маккавею удалось разбить небольшой отряд сирийцев под командой Аполлония; большое значение имел его успех в битве при Бет-Хороне, в которой Иехуда Маккавей разбил отряд сирийского военачальника Серона…

Иоанн Креститель

ИОА́НН КРЕСТИ́ТЕЛЬ, Иоанн Предтеча (умер, по-видимому, около 29 г. н. э.), проповедник на исходе периода Второго храма; согласно христианским представлениям — последний пророк, предтеча Мессии — Иисуса, возвестивший его приход. Деятельность Иоанна Крестителя упомянута Иосифом Флавием и описана во всех четырех евангелиях, в которых сказано, что Иоанн Креститель происходил из рода Аарона…

Ионатан Хасмоней

ИОНАТА́Н ХАСМОНЕ́Й (умер в 143 г. до н. э.), младший сын Маттитьяху (см. Хасмонеи). Вместе с отцом и братом Иехудой Маккавеем участвовал в военных действиях против греко-сирийских сил с самого начала хасмонейского восстания. После гибели Иехуды продолжал вместе с братом Шим‘оном возглавлять восстание и сумел нанести неприятелю значительные потери. Став фактическим руководителем восстания, Ионатан Хасмоней воспользовался внутренними раздорами…

  • Первая
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя
  • ◄ Предыдущий подраздел
  • Следующий подраздел ►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *