Исполненный очей значение

О православии с умом

Четыре Всадника апокалипсиса. Четверо Животных

Продолжу свои исследования. Недавно взял на прочтение книгу Антония Кессарийского с толкованиями на «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Несложно заметить, что все увиденное и открытое выстроено по определенной хронологии, которая и представлена в образе семи печатей Книги Жизни.
Откровение будущего человечества не составляет тайны, и адресовано всем людям: «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко». Откр.22.10 «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей». Откр.22.7. Поэтому все, о чем там сказано, имеет прямое отношение ко всем людям, и не забавы ради открыто. Вряд ли речь шла лишь об одной только исторической судьбе человечества, иначе это бы имело небольшое значение для каждого отдельного человека, живущего в коротком историческом промежутке.
Из 7 печатей Книги Жизни явно выделяются первые 4. Они имеют некую общность и отделяются от остальных 3-х образом последнего всадника — «смертью». И в отличие от уже ушедших из земной жизни святых мучеников, предстающих под 5 печатью, Четыре Всадника призваны властвовать над еще живущими.
Смысл того, что печати снимаются по очереди, заставляет думать, что эти печати, в частности первые четыре, идут в некоторой строго определенной последовательности, а не являются, к примеру, некими 4-мя аспектами. Это же подтверждает и символизм последнего всадника — «смерть», завершающий этап для земной жизни.
Именно это натолкнуло меня на мысль, что четыре всадника изображают некий аспект четырех этапов жизни человека. Кроме того, они представлены нам в Откровении в связке с четырьмя животными: львом, тельцом, животным «с лицом человеческим» и орлом. Об этих «животных» мы могли слышать еще из Ветхого Завета — их еще называют херувимами. И там они указаны в такой же очередности.
После того, как у меня возникло некоторое понимание символики этих всадников и животных, я решил проверить и другие варианты. Классическими толкованиями в христианской среде являются сравнения четырех животных с четырьмя Евангелистами: Лукой, Матфеем, Марком, Иоанном, а так же предположения о соответствии некоторым событиям первых веков от Р.Х., как-то распространение веры Апостолами, гонение на христиан и т.д.
В нехристианской среде обнаружил более экстравагантные версии, самая распространенная из которых та, что 4 животных являются 4-мя человеческими психотипами. Правда, непонятно, почему они задаются в определенной последовательности, и почему их нужно было бы так выделять в Откровении, все-таки люди не настолько четко делятся на эти психотипы и не настолько отличны друг от друга по своей сути, чтобы это являлось чем-то исключительно важным для указания.
Другой версией было одно «научно»-астрологическое исследование с претензией на окончательное и безаппеляционное раскрытие тайны смысла символики этих животных, призванное избавить верующих от их невежества тысячелетних заблуждений. Видите ли, эти образы якобы соответствуют ключевым знакам зодиака: тельцу, льву, рыбам, стрельцу, где рыбы по какой-то связке равнозначны птице, а стрелец, как кентавр, животному с человеческим лицом. Автор этого исследования, правда, для своего удобства без всякого объяснения поменял местами последовательность этих животных (видимо, пророки не правильно поняли Божьи откровения и все напутали).
Своего же понимания символики по отношению к животным, а тем более к всадникам, я не нашел ни в каких источниках, поэтому представляю его на ваш суд.
Итак.
» И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить». Откр.6. Всадник на белом коне, очевидно, изображает начало пути: о его подвигах говориться в будущем времени; белый цвет означает чистоту — белый еще не исписанный лист бумаги души человека; венец же говорит о некой особой миссии, возложенной на него Богом; лук же в данном случае означает способность человека устремлять свой взор в будущее и устанавливать для себя цели. И для человека главной и достойной целью является возвращение к Богу, к богоподобному состоянию, для которого мы изначально были предназначены.
Образ первого животного — льва — в данном случае означает не что иное, как царственность. Человек уже в самом начале своего пути явно превосходит любое земное животное. То есть он уже стоит выше животного изначально и его миссия явно простирается дальше обычной животной жизни.
» И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». Откр.6. После того, как человек выбрал цели и решил в каком направлении двигаться, ему требуется волевое усилие для движения и претворения задуманного в жизнь. И после первых попыток действовать, человек убеждается в силе своей воли, и тут же увлекается ее мощью.
Второй же всадник красноречиво отображает это: рыжий конь означает необузданную силу личной воли, горячность и рвение; «дано взять мир с земли» говорит о неотвратимости прохождения этой стадии, как возможности познать границы своей воли, а так же неотвратимую губительность ее бездумного и безответственного использования; меч же сам по себе символизирует обладание человеком свойства сознательного волевого усилия, могущего служить как на благо, так и во вред.
Второе животное — телец — означает продуктивность данного этапа. Это наиболее активный и трудоемкий период человека. Кроме того, увлекаемый силой человек в какой-то степени прямолинеен — это так же свойство вола, полагающегося в случае опасности на свою силу и на прямую лобовую атаку.
» И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай». Откр.6. Пройдя этап овладения своей силой, которая обычно «приручается» смирением или сама ослабевает со временем, человек подходит к рубежу, за которым ему предстоит научиться учитывать многоплановость мира, сложную систему взаимодействий между людьми, каждый из которых так же обладает своим видением мира, своей волей, своими устремлениями.
Третий всадник с мерой в руке как раз и олицетворяет период, когда человек учится соотносить факты, оценивать меру вкладывания своих сил, успешность усилия, возможные влияния на окружающее пространство, на других людей. И мера в руке тому яркое свидетельство.
Здесь стоит снова отметить, что такие послания не даются людям просто так — все сказанное имеет свой смысл. А предупреждать необходимо, прежде всего, о вероятных опасностях. Что же касается третьего всадника, то вороной цвет коня означает, что в этот период, пиковый в плане развития личных возможностей человека (в нашем мире), так же грозит и самым сильным помрачением души. Человек, ставший умнее и опытнее многих, познает свою власть и может легко впасть в зависимость от нее.
Что же касается третьего животного — с лицом как у человека, — то думаю, не стоит пояснять смысл этого образа. Свойств, которые бы могли отобразить принадлежащие исключительно человеческому существу черты, среди земных животных искать не стоит.
» И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными». Откр.6 Последний всадник, имя которому «смерть» означает вступление в силу завершающей стадии человеческой жизни. Человек использовал лимит своего времени, и по закону, установленному Богом, физическая природа берет свое. То, что ему «дана власть над четвертой частью земли», с одной стороны, подтверждает неразрывную связь с остальными тремя животными, как частью одной цепи, а с другой стороны, указывает на подверженность умиранию всех живых организмов нашего земного мира.
«Бледность» же коня отражает неотвратимое истощение физических и душевных сил. Человек на данном этапе уже теряет вкус к жизни, и существует опасность впадения в безразличное отношение к своей судьбе, к своим нераскаянным грехам. Именно поэтому для нас звучит последнее грозное предупреждение — «и ад следовал за ним».
Четвертое животное — орел — своим высоким полетом показывает постепенное удаление от «приземленной» жизни. Человек теперь все больше смотрит, больше видит, но уже редко вмешивается в происходящее, да и личная власть не так захватывает — хочется просто покоя.
Подытоживая, можно сказать, что животные, как и прежде (в ветхом завете), являются основой для нынешней жизни человека. Они как бы держат престол: «А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем», Иез.1.26 Они же вероятно и задают очередность и направление движения: «Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались», Иез.1.17 «Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их». Иез.1.22,23
Эти животные как бы направляют развитие человеческого существа и проводят его по всем заданным Богом этапам. И если человек, обладающий даром свободного выбора, слушает и принимает это направление, то в результате занимает место на уготованном для него престоле. В противном случае, человек идет не туда, куда направляет дух: «И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались». Иез.1.12
Человек же часто живет прошлым и смотрит назад в прошлое. А потому, не имея духовной цели, легко может зациклиться на одном этапе, а отрезок жизни тем временем иссякнет.
Всадники же отображают как раз опасную сторону жизненного пути: легко заснуть в «стрелах» мечтаний, погрузиться в страсть насилия от карающего «меча», обмануться совершенством власти «меры» своей и не заметить, как из-за спины вдруг выскачет «смерть».
P.S.: Все вышеописанное не является толкованием, но скорее попытка понять смысл предупреждения. Очевидно, что в историческом плане это послание не имеет большого смысла, поэтому и пустые гадания насчет времени наступления последних времен не нужны. Для каждого человека последние времена наступают с его личным окончанием земного пути, и время действительно близко, а потому предпринимать усилия по своему спасению нужно уже сейчас в свое время и в своей жизни.

«И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». Откр.22.10-11

Метки: Откровение, всадники апокалипсиса, херувимы, четыре этапа

Тетраморф

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 сентября 2018; проверки требуют 5 правок.

Видение пророка Иезекииля
(Рафаэль, 1518 год)

Тетрамо́рф (др.-греч. τετρά-μορφος «четырёхобразный, четырёхвидный» от τέσσᾰρες, τέσσερες, τέττᾰρες, τέττορες, τέτορες «четыре» + μορφή, μορφά «вид, образ, очертание») — в иудео-христианском вероучении и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами — человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны). В Откровении Иоанна тетраморф представлен в образе отдельных четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia «четыре живущих»; четыре живых существа у протестантов) — стражей четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.

Книга «Зо́ар» называет эти четыре образа над таинственной колесницей — четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека. В каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш» (букв. «святые животные»).

Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения:

  • Матфей в образе ангела,
  • Марк в образе льва,
  • Лука в образе тельца,
  • Иоанн в образе орла.

Каждый из них крылат и держит Евангелие.

В Священных Писаниях

Тетраморф
(фреска, монастыри Метеоры, XVI век)

В Ветхом Завете

Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. 1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:

облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <…> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <…> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <…> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.
(Иез. 1:5-18)

Ниже (Иез. 10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар. 28:18), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез. 10:14).

В Новом Завете

Апостол Иоанн в «Откровении», глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:

…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
(Откр. 4:6-8)

В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. 6:1-8).

В апокрифах

Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.

В религиозной традиции

Видение Иезекииля
Маттеус Мериан (1593—1650)

В иудаизме

В Талмуде говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному.

Известна еврейская рукопись второй половины XIII века, на которой Древо жизни охраняют четыре херувима. Это объясняется тем, что в соответствующем месте Книги Бытия (3:24) используется форма множественного числа «כרובים» (керувим), которая в христианских Библиях традиционно переводится словом «херувим» в единственном числе.

В Каббале

Лев Орёл Человек Бык
Каббалистические миры Ацилут Брия Иецира Асиа
Сфирот (по версии Бааль Сулам) Нецах Иесод Малхут Ход
(по версии Д. Л. Андреева) Хесед Гвура Малхут Тиферет
Стороны света Юг Восток Запад Север
Архангелы (согласно мидрашам) Михаэль Рафаэль Уриэль Гавриэль
Знаки зодиака Лев Скорпион Водолей Телец

Согласно Борхесу, в каббалистической Книге «Зогар» («Сияние») эти четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и глядят они на Восток, на Север, на Юг и на Запад.

В христианстве

Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:

«Святой Марк и лев»
(Эммануил Цанес, 1657 год)

Иллюстрация Существо Евангелист Значение
Человек (ангел)
(лат. imago hominis)
Матфей Человеческая природа Христа, его воплощение
Лев
(лат. imago leonis)
Марк Действенность, господство и царская власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых
Бык (Вол)
(лат. imago vitulis)
Лука Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва
Орёл
(лат. imago aquilae)
Иоанн Дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне

Подобное распределение существ между евангелистами устоялось не сразу — сначала в христианском богословии с конца II века, а с IV века и в христианском искусстве. Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII века его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

Первая версия: Впервые во II веке Ириней Лионский, толкуя Апокалипсис, предложил трактовку связи евангелистов и существ из видения Иоанна Богослова: лев у Иринея символизирует Иоанна Богослова, телец — Луку, человек — Матфея, орёл — Марка. Так же считали Анастасий Синаит, Арефа Кесарийский, Феофилакт Болгарский и некоторые другие богословы. Эта традиция была сохранена на христианском Востоке в малоазийских церквях. Ириней растолковывает, что именно символизирует каждое из существ, и подытоживает, что справедливо, что на них восседает Иисус Христос.

Вторая версия: В конце II века появляется новое распределение: лев — Марк, телец — Лука, человек — Матфей, орёл — Иоанн. Эту версию поддержали Викторин из Петтау, Епифаний Кипрский, Иероним, Григорий I и другие: «символом евангелиста Матфея является человек, потому что он начинает Евангелие с человеческой родословной Христа. Евангелиста Марка изображают со львом, так как он описывает в начале Евангелия пустыню и Иоанна Крестителя. Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что он начинает Евангелие с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией. А апостол Иоанн, как орёл, возносится в горние сферы». Данная версия получила наибольшее распространение в христианском богословии и искусстве.

Третья версия: Ипполит Римский и Блаженный Августин придерживались третьей версии: лев — Матфей, телец — Лука, человек — Марк, орёл — Иоанн.

Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был дан ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке — бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же орёл — за возвышенный полёт его веры. Также Иероним объяснял, что животных четыре, так как они соответствуют четырём сторонам света, а также приводил их ассоциации с четырьмя элементами, временами года, добродетелями. Григорий Великий (VII век) считал что существа выступают символами Иисуса Христа в различные фазы его земной жизни: родился он как человек (incarnatio), смерть принял как жертвенный бык (passio), при воскресении был львом (resurrectio), а вознёсся как орёл (ascensio). Также тетраморф получил трактовку как символ единого Евангелия (Слова Божия), записанного четырьмя евангелистами.

О существах рассуждает Августин, Климент Александрийский. При этом Климент, комментируя описание Ковчега Завета из книги Исход, пишет что херувимы на его крышке символизируют » указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени». В дальнейшем появилась отдельная астрономическая интерпретация животных (см. ниже).

«Вседержитель» — Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

В толковании на книгу Откровения Андрей Кесарийский (VI—VII века) пишет:

Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединённое и разрушившего преграды средостения. И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых.

К тетраморфу евангелистов в Православной церкви относят заключительные слова тайной евхаристической молитвы священника на литургии, их он произносит за богослужением как возглас: «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».

В Православной церкви первая глава пророка Иезекииля, повествующая о таинственных четырёх животных, носящих престол славы, читается на шестом часе в Великие понедельник и вторник.

В Русской церкви

Икона «Видение Иезекии», 14 век, Фессалоники

Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на Большом Московском соборе в 1666 году. В ходе реформы патриарха Никона толкование образов стало восходить к трудам Викторина из Петтау, епископа Епифания Кипрского (Епифаний из Константа), Иеронима и Григория I.

Указом Святейшего Синода от 1722 года, изображать евангелистов с их именованием в виде существ тетраморфа запрещено. Тетраморфные символы, могли только сопровождать человеческие образы евангелистов. Самостоятельные изображения тетраморфа, как прообраза евангелистов, остались в традиции старообрядческой иконописи.

Старообрядцы

Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом. Такое толкование пророчества Иезекииля восходит к Иринею Лионскому. В «Поморских ответах» апологет старообрядчества Андрей Денисов посвящает изображениям евангелистов целую главу и доказывает католическое («римское») происхождение принятого сегодня толкования:

В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святiи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым… Сей древлецерковный обычай изменивше, воображаютъ Иоанна лицем орлимъ, а Марка лвовымъ… Римляне бо пишутъ Иоанна лице орле, а не лвово; а Марка лице лвово, а не орле…

Астрономическая интерпретация

Изображение Созвездие Существо Значение Сторона света
Стрелец Человек всё убивающая зима юг
Лев Лев всепожирающая осень запад
Телец Бык питающее лето север
Пегас Орёл весна восток

Николай Морозов в своей работе «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса» представил связь библейских животных с четырьмя созвездиями. Морозов, будучи основоположником новой исторической хронологии, рассчитал, что своё видение на острове Патмос Иоанн Богослов увидел 30 сентября 395 года, однако в этот день созвездия Тельца и Льва были не видны на звездном небе над островом.

Связь с временами года Морозовым была дана по причине того, что в указанные созвездия входит солнце в начале каждого сезона. Также крестообразное расположение данных созвездий на небе по четырём странам света соответствует традиционному представлению о них как о патронах сторон света, известному ещё из сочинений Иеронима Стридонского (IV век)

Астрономическая интерпретация знает и другие идентификации: человек — созвездие Скорпиона или Водолея, орёл — созвездие Скорпиона.

В астрологии существует так называемый фиксированный или постоянный крест зодиака, состоящий из Тельца, Льва, Скорпиона (один из символов которого — орёл) и Водолея. Созвездие Водолея представляет из себя человека с кувшином (водолеем).

Источник образов

Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

  • Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер)
  • Лев — бога войны Нергала (Марс)
  • Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн)
  • Человек — бога мудрости Набу (Меркурий)

Немецкий исследователь, доктор Рихард Хеннинг ищет отдалённый источник этих эмблем в четырёх знаках зодиака, отстоящих один от другого на девяносто градусов. Что до льва и быка, тут нет никаких трудностей; ангел отождествляется с Водолеем, у которого облик человека, а Иоаннов орёл — со Скорпионом, но это отвергают, так как Скорпион считается предвестником зла. Никола де Вор в своем «Астрологическом словаре» также выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и хвост льва и крылья орла.

Бычий колосс (деталь ассирийских ворот; имеет тело льва, бычьи копыта, крылья орла и лицо человека)

При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез. 1:9). Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид, поддерживающих своды (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — Иез. 1:22). Русский богослов, профессор М. Н. Скабалланович сообщает, что известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.

Аналоги в других традициях

Как указывает энциклопедия символов: «тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырём сторонам мирового древа; это хозяева и стражи „четырех сторон света“, образы божественного покровительства, защиты от хаоса». Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:

  • В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон, феникс, тигр, черепаха. Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро.
  • Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы (ездовые животные богов) и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.
  • В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орёл, павлин и бык.

В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока:

  • чёрная черепаха, белый тигр, малиновый феникс, зелёный дракон (Юго-Восточная Азия);
  • орёл, вол, лев, человек (Ассирия, Древний Израиль);
  • орёл, слон, дракон, рыба (Древняя Греция),
  • ястреб, шакал, обезьяна, человек (Древний Египет).

Кроме того, сын древнеегипетского бога Гора изображался с человеческой головой, а остальные три — с головами животных. А в индуизме четыре головы имеет Брахма. В изображении бога Митры также совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.

Коран в 71 суре «Нух» рассказывает о традиционных для арабской мифологии божествах, от которых не хотели отказаться современники пророка Нуха (Ноя): «сказали : „Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува’, ни от Йагуса, Йа’ука и Насра!“». Профессор М. Н. Скабалланович считает, что речь идёт об идолах имевших форму человека (женщины), льва, коня и орла.

Храмы

  • Церковь Четырёх живых существ (Тетраморфа) находится в верхнем пролёте лестницы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, принадлежит Эфиопской православной церкви.

Изображения в культуре

Вознесение Христа
(Евангелие Рабулы, VI век). Христос возносится на тетраморфе с огненными колесами, Крылья тетраморфа покрыты глазами

Согласно букве священного писания, тетраморф изображался вместе с огненной колеснице в видении Иезекииля, а также входил в иконографию «Христос во славе», трон которого, по Апокалипсису, стоял на четырёх животных. То есть Христос изображался в мандорле, по углам которой располагались символы евангелистов. Подобно библейским херувимам и серафимам, тетраморфы-символы евангелистов изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырёх сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных — Евангелия.

До определённого момента тетраморф также использовался в иконографии Вознесения Господнего — то есть он возносился на колеснице-тетраморфе с огненными колесами.

В Западной Европе

Тимпан собора в Бурже

Часто символы евангелистов изображали на тимпанах и порталах храмов, где они окружали Христа во славе. Кроме того, большое число изображений оставили средневековые миниатюристы.

Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона. Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами.

В эпоху возрождения наиболее значимым изображением, хотя и единичным, стала картина Рафаэля «Видение пророка Иезекииля».

В православии

Изображение евангельского тетраморфа в древнерусской живописи было не очень популярно. Считается, что первым является изображение в Трирской Псалтыри XI века на миниатюре с Христом, венчающим Ярополка и его жену Ирину (Гертруду). Самый ранний новгородский тетраморф — фрески церкви Спаса Преображения Ковалевского монастыря (1345 год), разрушенного во время Великой Отечественной.

В системе росписи православного храма тетраморфы могли изображаться в парусах купола вместо собственно евангелистов, либо же вместе с ними. В иконе «Единородный Сыне» Спас держит в руке небольшой тетраморф.

В самостоятельных композициях животные практически не встречаются, но изображаются на иконах евангелистов (например, на Царских Вратах иконостаса), а также в составе сложных иконографических композиций, таких как Спас в силах, Неопалимая Купина и т. п., обычно в виде четырёх фигур, размещённых в красных лучах, направленных в четыре стороны, в знак распространения света евангельского учения по всей Земле.

Прочее отражение в культуре

Четыре апокалиптических животных являются символами, используемыми масонами. Ниже представлены флаги масонской ложи «Ниагара-2» в канадском городе Ниагара-он-те-Лейк провинции Онтарио.

Карта Таро «Мир»

Четыре евангелиста
(А. Блумарт, 1615 год)

  • В колоде Таро символы евангелистов располагаются по углам Старших Арканов — «Повозка», «Колесо судьбы» и «Мир».
  • Тетраморф является одним из «монстров недели» в сериале «Секретные материалы». В серии посвященной ему, он представлен ангелом-серафимом, забирающим души своих дочерей-нефилим чтобы они не достались Дьяволу.
  • Образы существ, традиционно символизирующих евангелистов, использованы в песне Город золотой, на стихи Анри Волохонского:

Одно — как жёлтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

  • Образы евангелистов также использованы в песне «Орёл, Телец и Лев», написанной Борисом Гребенщиковым («Аквариум»):

«Откуда этот редкостный напев,
Знакомых нот чудесное сплетенье?
Стук в дверь мою. Кто? — спрашиваю. Тени.
Они ответствуют: Орёл, телец и лев.»

См. также

В Викисловаре есть статья «тетраморф»

  • Четыре знака зодиака (Китай)
  • Четыре священных зверя (Вьетнам)
  • Четыре стихии
  • Символы святых
  • Лев святого Марка

Примечания

  1. ↑ Древнегреческо-русский словарь Дворецкого „τετρά-μορφος“
  2. ↑ «Черты лица изменяются согласно форме, свойственной внутреннему лицу, духу. Уже при самом выходе из Эдена душа имеет определенную форму, которая отражается на лице. Все физиономии имеют свой прообраз в четырех первобытных типах, к которым они приближаются или от которых отклоняются, смотря по степени, занимаемой каждой душой в области интеллектуальной или моральной. Эти четыре первобытных типа — те четыре образа, которые намечены были Иезекиилом над таинственной колесницей» / Зогар // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. ↑ Слово «смотри» отсутствует в лучших греческих рукописях (А.Подосинов. Символы четырёх евангелистов), включая Александрийский и Ефремов кодексы; см. текст по NA.
  4. ↑ Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43
  5. ↑ Талмуд, Хагига 13б
  6. ↑ Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227
  7. ↑ 1 2 Предисловие к Книге Зогар. «Сафра дэ-Цниута» — Книга Скромности
  8. ↑ Андреевская энциклопедия
  9. ↑ Глаголев А. А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900. С. 442—443
  10. ↑ Св. Ириней Лионский. Творения. — М, 1996. — Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. — СПб, 1900. Пять книг против ересей. Книга 3. Обличение и опровержение лжеименного знания, Глава 11, раздел 8.
  11. ↑ Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов. Их происхождение и значение. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 174 с.
  12. ↑ Евангелие от Иоанна имеет лицо льва: ибо лев есть образ царской власти: так и Иоанн начал с царственного и владычественного достоинства, с Божества Слова, сказав: в начале бе Слово, и Бог бе Слово. Евангелие от Матфея имеет лице человека: потому что оно начинается с плотского рождения и вочеловечения Слова. Евангелие от Марка сравнивается с орлом: потому что оно начинается с пророчества об Иоанне: а дар пророческой благодати, как дар острого видения и прозрения в отдаленную будущность, можно уподобить орлу, о котором говорят, что он одарен самым острым зрением, так что он один из всех животных, не смежая очей, взирает на солнце. Евангелие от Луки подобно тельцу: потому что начинается с священнического служения Захарии, возносившего фимиам за грехи народа: тогда приносили в жертву и тельца. // Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Марка
  13. ↑ 1 2 3 Андрей Чернов. Иоанн Богослов — орёл или лев? Евангельский тетраморф в начальной русской традиции
  14. ↑ Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Глава 4, М., 2000.
  15. ↑ «propter quattuor cardines mundi quibus orbis includitur» — Hieron. Comm. in Ez. 1,1
  16. ↑ Григорий Великий. In Ez. I. Ill, 1 и I. IV, 1—2 (PL, 76, 806; 815—816)
  17. ↑ 1 2 Как изобразить непостижимое?
  18. ↑ Климент Александрийский. Строматы
  19. ↑ Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
  20. ↑ Богослужение
  21. ↑ Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. — СПб., 1872. Т. II. С.295. 21 мая 1722 г. № 625 С. 293—295.
  22. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи (1720—1722) ПСЗРИ. СПб., 1830. Т. VI. С.763. 31 августа 1722 г. № 4079 С. 762—763.
  23. ↑ Денисова Е. В. — Львы на перламутровой иконе: к уточнению атрибуции ISSN 2227-8788
  24. ↑ Поморские ответы. Глава 21 «О Евангелистах»
  25. ↑ Морозов Н. А. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1907. С. 44-47
  26. ↑ «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света // Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов: Их происхождение и значение
  27. ↑ Gunkel H. Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments. Göttingen, 1903. P. 47
  28. ↑ Jeremias A. Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4. Aufl. Leipzig, 1930. P. 700
  29. ↑ 1 2 Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 41.
  30. ↑ Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 42.
  31. ↑ 1 2 Энциклопедия символов и знаков
  32. ↑ Коран 71:23
  33. ↑ Храм Гроба Господня В Иерусалиме
  34. ↑ Устройство православного храма
  35. ↑ Алексеев С. В. Зримая истина. М., 2003. ISBN 5-7654-2517-8 С. 130

Ссылки

Тетраморф на Викискладе
  • Symbols of the Four Evangelists (англ.). Проверено 15 февраля 2009. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  • Фреска Архангел Михаил и тетраморф. Храм Эль-Моаллака, Каир, Египет. Проверено 15 февраля 2009. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  • Выдержки из «Поморских ответов» об иконописи. Проверено 15 февраля 2009. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  • Андрей ЧЕРНОВ. ИОАНН БОГОСЛОВ – ОРЁЛ ИЛИ ЛЕВ? — Евангельский тетраморф в начальной русской традиции. Проверено 3 октября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.

Литература

  • Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов. Их происхождение и значение. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 174 с.
  • Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904.
  • Борхес, Хорхе Луис. Книга вымышленных существ. — М.: Азбука-классика, 2004. — 379 с. — ISBN 978-5-352-00757-0.
  • Дмитриева С. О. Изображение тетраморфа в куполе храма Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде (канон и индивидуальность в средневековых храмовых росписях) // «Вестник» Международного университета природы общества и человека «Дубна». — 2008. — № 1.
Главы 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 22
Основные события
Персонажи
Географические пункты
Прочее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *