Иван Грозный человек и политик

Совет 1: Иван Грозный как политик

Автор КакПросто! Иоа́нн IV Васи́льевич (Иван Грозный) – великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси. Грозный стал правителем Руси в 3 года, правил с участием регентского совета – «Избранной Радой».
Для всей русской истории, укрепления самодержавной власти и Русского государства правление Ивана Грозного имело огромное значение. Его политика состояла из 2 этапов: реформы 50-годов, усилившие самодержавную власть, которая была ограничена сословно-представительными учреждениями; затем при помощи опричнины Иван IV пытался установить абсоютную монархию.
Детство царя прошло во время «боярского правления», сильно расшатавшего государственную структуру. Поэтому, когда Грозный стал самостоятельно править государством в 1547г. он основал «Избранную раду», которая должна была осуществить идеи европейского абсолютизма.
Уже через 2 года Грозный собрал первый в истории России Земский собор (собрание представителей всех сословий, за исключением холопов и помещичьих крестьян). На соборе царь выступил с программой реформ. Итогом такого собора стал выпуск нового Судебника (1550г.), который был принят Боярской Думой.
Судебник резко ограничивал власть наместников, тем самым усиливая центральное управление государством, а также определял строгий порядок прохождения судебных и административных дел в государственной структуре. В суде могли участвовать выборные от народа: старосты, сотские. Также были ограничены податные привилегии крупных духовных и светских феодалов. Было регламентировано положение крестьянства: увеличена плата за уход от хозяина в Юрьев день, а также значительно усилены крепостнические законы.
С принятием Судебника в стране начались реформы. В 1556 году была упразднена система кормлений, денежное жалование бояр за службу стало единственным их доходом. В этом же году принято «Уложение о службе», в соответствии с которым военную службу должны нести как бояре, так и дворяне.
Иван Грозный завершает формирование армии. Он создает стрелецкое войско, численность которого в начале 50-х годов составляла 3000 человек, а уже к концу столетия – 20000 стрельцов. Артиллерию царь выделил в отдельный род войск, который к концу правления Грозного имел в своем арсенале 2000 орудий.
Во второй половине 50-х годов была проведена Приказная реформа, итогом ее стало завершение создания стройной системы государственного управления и исполнительной власти. Реформа состояла из 22 приказов, увеличила численность бюрократии, и охватила своим влиянием все сферы общества.
Для решения наиважнейших вопросов Иван Грозный создал высший государственный орган – Земской собор. В нем могли участвовать бояре, дворяне, духовенство и купечество, что свидетельствовало о превращении страны в сословно-представительскую монархию. Это отразилось и на местах земского самоуправления, наместники упразднялись, а на их места выбирались старосты из числа крестьян и посадских людей.
В это же время Грозный проводит Церковную реформу, которая канонизирует святых. Тем самым объединяя весь русский народ в единое государство. Реформа усилила корпоративную организацию церкви, ослабив ее независимость от государства.
3 декабря 1564 года, совершив своего рода государственный переворот, Иван IV ввел опричнину. Новый порядок делил центральное управление на 2 части: земской и опричный дворы. Земли государства также делились на 2 части: земщину и опричнину. Опричнина полностью была под властью царя, а на земщине оставался старый порядок управления. Все, кто не был записан в опричнину, выселялись на земщину, т.о. дворяне лишались своих родовых поместий. Грозный создал опричное войско – свою личную охрану. В этой время пытки, сыск уничтожение усадеб, массовые казни, грабежи становятся обычным делом. В 1572 году опричнина была упразднена, однако, некоторые ее элементы продолжали существовать до смерти царя. Опричнина напрямую способствовала хозяйственному кризису в стране, истощила ее экономику, нарушила экономические связи. В стране начались голод и нищета, отчего назрело всеобщее народное недовольство.
Видео по теме

Совет 2: Кто был первым русским царем

Первым русским правителем, сменившим княжеский титул на царский, был Иван Грозный. Его личность и деяния оцениваются историками по-разному. Кто-то полагает, что царь был талантливым и дальновидным реформатором. Другие видят в его деятельности лишь кровавую тиранию, которая погрузила страну в период жестоких репрессий.

Первый русский царь

Когда Иван Грозный пришел к власти, Русское государство не могло похвастаться ни значительной территорией, ни экономическими успехами. В начале XVI столетия численность населения страны не превышала девяти миллионов человек. Южная граница государства подвергалась набегам кочевых народов. Институты государственного управления остро нуждались в преобразованиях и реформировании. Выходом могла стать только сильная самодержавная власть.
Детство будущего царя прошло под неусыпным контролем опекунов. С малых лет Ивана окружали интриги враждующих между собой придворных кланов, которые стремились занять главенствующее положение и получить княжеские привилегии. Своеволие боярства, которое наблюдал юный Иван Грозный, развило в нем подозрительность и недоверие к людям.
Когда Иван Васильевич достиг совершеннолетия, он дал себе слово раз и навсегда покончить с происками олигархии и до предела ограничить власть бояр. В январе 1547 года состоялась торжественная церемония возведения князя Ивана на царство. Митрополит Макарий торжественно возложил на голову молодого царя шапку Мономаха, которая олицетворяла высшую власть. С этого времени политический вес правителя внутри страны и на международной арене значительно возрос.

Деятельность Ивана Грозного

Резкое и коренное изменение статуса высшего лица в государстве свидетельствовало об амбициозности Ивана и масштабности его государственных замыслов. Враждующие между собой боярские группировки получили четкий сигнал о том, что государь собирается превратить слабое и децентрализованное государство в могущественную державу. Царский титул давал Ивану Грозному возможность претендовать на роль преемника древних традиций Римской империи.
На первых порах Иван Васильевич был настроен на поэтапное проведение либеральных реформ. Поддержанный ближайшим кругом соратников, царь провел ряд мероприятий, которые должны были обновить и укрепить власть в стране. Изменения коснулись и области законодательства: Иван Грозный ввел в действие новый судебник, который давал крестьянским общинам право на самоуправление, а также разрешил переход крестьян от одного хозяина к другому.
Значительное внимание царь уделял перевооружению армии. При нем стрелецкое войско получило огнестрельное оружие, которое по тем временам было диковинкой даже для многих развитых европейских стран. При Иване Грозном стала ускоренными темпами развиваться артиллерия. Военные реформы были вызваны необходимостью ведения активной внешней политики. В этой сфере государственной деятельности Иван Грозный добился впечатляющих успехов. Он одержал победу над Казанским и Крымским ханствами, при нем Русское государство начало присоединять к себе обширные территории в Сибири.

Совет 3: Как менялся характер власти в России

Государственная власть может принимать самые разные формы. Это зависит от целого ряда факторов: исторических, экономических, социальных. Пожалуй, невозможно найти страну, в которой власть никогда бы не менялась. Ведь государственный аппарат волей-неволей должен реагировать на все перемены, происходящие в обществе. Каким, например, был характер власти в России в различные эпохи?

Власть в России с эпохи Древней Руси до XVI века

С древних времен и до того момента, пока не возникло единое могучее государство Киевская Русь, верховная власть «на местах» была в руках правителей – князей. Первоначально князь избирался дружиной из числа самых опытных и заслуженных воинов, потом его власть стала наследственной. Отца на княжьем престоле сменял старший сын или ближайший родственник мужского пола.
Постепенно самыми сильными и влиятельными князьями стали правители Киева, которые подчинили себе других князей, заставили признать их власть. Киевский князь стал именоваться «великим». Но его власть не была абсолютной, поскольку при Ярославе Мудром (первая половина XI века) был разработан свод законов «Русская правда». Согласно этому документу, князь обязан был действовать не по своему желанию и произволу, а по закону.
После смерти Ярослава Мудрого вскоре начались междоусобицы, и Русь распалась на отдельные части. Это привело к тому, что русские княжества не смогли отразить монголо-татарское нашествие в первой половине XIII века и на два с лишним столетия попали под власть Золотой Орды.
После усиления Московского княжества, и особенно битвы на Куликовом поле в 1380 году, центром русских земель стала Москва. Ее властители приняли титул «великого князя», окончательно избавились от власти Золотой Орды в 1480 году. А в 1547 году великий князь Иван IV, будущий Иван Грозный, принял титул царя. С тех пор власть в России обрела форму абсолютной монархии.

Как менялась власть в России с XVI века до наших дней

Вплоть до 1905 года характер власти в России был неизменным. Правил страной царь (с 1721 года – император), который обладал абсолютной властью и ни перед кем не обязан был отчитываться. Его приближенные (Боярская дума, потом Сенат) обладали лишь совещательным голосом. Лишь в октябре 1905 года император Николай II вынужден был несколько ограничить свою власть, согласившись на созыв Государственной Думы.
В феврале 1917 года в России произошла революция, монархия была свергнута и власть приняла форму буржуазно-демократической республики. Но уже осенью того же года произошел переворот и установилась так называемая «Советская власть», поставившая целью построение бесклассового коммунистического общества. Фактически же власть приняла форму диктатуры правящей партии. А с 1991 года Россия стала президентской республикой. Видео по теме

Совет 4: Тверь-городок: история и достопримечательности

Все города, раскинувшиеся на берегах Волги, невероятно красивы и уютны. У каждого есть своя история и свой неповторимый городской шарм. И если вам вдруг захочется неспешно пройтись вдоль Волги по набережной, ваше желание может исполниться за каких-то 2-3 часа. Ровно столько времени занимает дорога из Москвы в Тверь.

Впервые Тверь упоминалась в 1208-1209 гг. в Лаврентьевской летописи. До этого момента поселение уже существовало в 9-10 веках, но не имело четкого названия и статуса. Тверские земли были поделены между Владимирским, Новгородским и Смоленским княжествами. Только после того как они перешли к Александру Невскому, а от него, в свою очередь, к брату Ярославу, Тверь стала большим и сильным княжеством. Выгодное географическое положение Твери позволило городу быстро развивать торговые отношения, но и нападения захватчиков испытала Тверь не один раз.

Исторический центр Твери тех лет не сохранился. Сначала Тверь подверглась нападению монголо-татар. Затем Иван Грозный в 1569 г. ополчился против новгородских земель и начал свой поход с разгрома тверских владений. В Смутное время Тверь не раз подвергалась нападению поляков.

Постоянные войны истощили экономику Твери, и она на некоторое время потеряла свое влияние. Но строительство Петербурга и Вышневолоцкой водной системы вернули Твери роль перевалочного и портового центра. При Петре Тверь активно застраивалась, многие постройки сохранились – дом купца Арефьева, где останавливался Петр, приезжая в Тверь, каменная Успенская церковь. А вот Кремль погиб от пожара в 1763 г., ведь центральная часть города была деревянная. Но в тот же год Екатерина издала указ застроить и облагородить город.

Планировка города повторяет Петербург и… Версаль – именно этот архитектурный прием использовался строителями. Благодаря указу Екатерины мы и видим Тверь сегодня именно такой – с красивым старинным центром, широкими прогулочными набережными, утопающими в зелени. Главной застройкой того времени можно считать Императорский Путевой Дворец, построенный по проекту М. Казакова.

Дворец служил местом отдыха царских особ в поездках из Петербурга в Москву. Сама императрица не раз давала во дворце приемы и званные обеды, на которых побывали и князь Потемкин, и граф Шувалов, и иностранные дипломаты. Сейчас во дворце находится Тверская областная картинная галерея. Но само здание дворца находится в плачевном состоянии и ведения реставрационных работ не видно. Фасад потускнел и обрушился, трещины по всем стенам.

Внутри былого роскошного убранства тоже не сохранилось. Во время войны во дворце располагался немецкий штаб и при отступлении войск его подожгли. И хотя официально статус музей дворец получил в 1961 году, на его восстановлении это, к сожалению, никак не отразилось. Но посетить сам музей можно, выставки там проходят очень интересные.

Рядом со дворцом находится здание бывшего реального училища, теперь здесь располагается Тверской государственный объединенный музей. Обязательно посетите его вместе с ребенком. Там очень полная коллекция экспонатов, рассказывающая о жизни и становлении Тверской области, предметы раскопок, животный мир, все вехи древней и современной истории. Экспозиция не скучная, достойная и будет интересна даже маленькому ребенку.

А когда вы переутомитесь от музеев, можно отдохнуть в городском парке, который находится прямо за дворцом и музеем, на набережной. С нее открывается красивый вид на Волгу, мосты, храмы. В самом парке можно покататься, например, на колесе обозрения – вид открывается завораживающий. Сами аттракционы еще советской эпохи, но людей, даже в выходные, не много, очередей практически нет. Большим минусом отдыха может стать отсутствие нормального кафе или ресторана.

В парке есть только летние кафе, в которых непонятно, чем кормить ребенка. В переулке рядом пиццерия и арабское кафе. Про пиццерию ничего не скажу, в кафе, к счастью, оказалась и русская кухня. Прилично и бюджетно, но для малыша, лучше взять с собой готовое детское питание. Еще одна маленькая подсказка – в кафе можно пользоваться туалетом не только посетителям.

После обеда, набравшись сил, можно совершить пешую прогулку по центру города. Тверь так компактна, что почти все достопримечательности сосредоточены в одном месте и расположены в шаговой доступности. Оставив машину на парковке и взяв карту города (ее можно купить в любом газетном киоске Твери), прогуляться по городу одно удовольствие.

Украшением Твери считается площадь, на которой стоит здание администрации Твери — бывшее губернское правление и Казенная палата. Здесь в должности вице-губернатора служил Салтыков-Щедрин. Музей же писателя находится на окраине города, в доме, где он жил. Там открыта выставка, рассказывающая не только о его писательской деятельности, но и о государственной службе.

Район Твери, который находится на другом берегу Волги, логично назван Заволжским. Попасть на него можно по одному из двух мостов – старой (1900г.) и новой постройки (1956г). Еще прогуливаясь по набережной, вы наверняка, заметите на противоположной стороне большой и необычный памятник. Переехав на другую сторону Волги, вы попадете на другую набережную, не менее привлекательную.

Центром прогулок и местом гуляний свадебных кортежей является памятник Афанасию Никитину. Этот известный купец и путешественник является негласным символом Твери. Известен он тем, что совершил путешествие в Индию, за тридцать лет до того, как эту страну открыл Васко да Гама. Правда, удалось это Никитину случайно: во время обычной торговой поездки на его корабль напали татары и разграбили весь товар.

Возвращаться домой с пустыми руками Никитин не хотел и, желая распродать оставшейся товар, стал путешествовать на других торговых судах, направлявшихся на Восток. Два года прожил он в Иране, прежде чем узнал про Индию и отправился туда. Результатом поездки стали путевые записки Никитина «Хождение за три моря», в которых он подробно и непредвзято рассказывает о своих приключениях в Индии и о нравах и людях страны.

По набережной можно пройтись до Речного вокзала. От него отправляются на экскурсии речные трамвайчики. Не пропустите последнюю возможность увидеть всю красоту города с борта теплохода, ведь сезон навигации на Волге недолог. Кстати, еще одними местом швартовки, является городской парк. От него так же можно попасть на экскурсию. К Речному вокзалу пристают теплоходы, совершающие круиз по Волге.

Поверьте, эти громадные лайнеры не оставят равнодушными ни одного ребенка. Сам вокзал стоит на пресечении рек Тверца (от названия которой и пошло название города) и, соответственно, Волги. С набережной можно сделать красивые снимки Свято-Екатерининского женского монастыря и набережной Степана Разина со старинной застройкой. В Заволжье есть и святыни – Воскресенская церковь и Успенский собор. Постройка монастыря была связана с именем первого тверского князя Ярослава Ярославовича.

Кстати, с этим монастырем связано одно устойчивое выражение, которое мы сейчас употребляем, не задумываясь о его значении. В 15 веке монастырь служил местом заключения для несогласных с политикой Ивана Грозного. Одним из них был митрополит Филипп Колычев. Из заключения в монастыре он писал Ивану Грозному грамоты, в которых обличал опричнину и критиковал царя. И эти грамоты называли «филькиными». С тех времен и пошло выражение «филькина грамота».

Если вы захотите купить на память сувенир с символикой города, то вам придется очень хорошо поискать. Почему-то с этим в городе сложно и скудно. Присмотреть что-нибудь можно только в фойе музеев. А в остальном, поездка в Тверь это отличный вариант однодневного приключения.

Совет полезен? Распечатать Иван Грозный как политик Поиск Войти на сайт или Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

Личность Ивана Грозного. Антиповедение Грозного как культурно-психологический феномен. Переписка Грозного и Курбского как отражение двух моделей развития русского государства.

Топ:

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит…

Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования…

Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа…

Интересное:

Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является…

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом…

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13

Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Оценки деятельности и личности Ивана Грозного очень разные.

Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры.

Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории.

Наиболее известными специалистами по данной проблеме являются историки: Карамзин, К. Валишевский, В.Б. Кобрин и др.

1. Н.М. Карамзин — Оценка личности Ивана IV

Н.М. Карамзин дал яркое и цельное представление об эпохе этого царя — концепция «двух Иванов», созданную еще современником Андреем Курбским. (первое время царь был «добрым и нарочитым», а затем погряз в жестокостях и грехах.) Следует заметить, что жестокость русского царя была обычным явлением даже для Зап Европы того времени.

2. Личность Ивана Грозного в работах В.Б. Кобрина и К. Валишевского.

Кобрин писал в советское время. Книга В.Б.Кобрина «Иван Грозный» — попытка в общедоступной форме представить основные вехи правления царя, акцентируя внимание на его внутренней политике.

Казимир Валишевский — поляк, работал во Франции в к ХIХ – нач ХХ века. В своей работе «Иван Грозный» он представил все важнейшие факты по его мнению и дал оценку личности и правления Грозного.

Россия и народ

В книге К. Валишевского описание России и народа занимает важное место. Кобрин -краткое обозначение основных тенденций развития страны времени Ивана Грозного.

Россия к 1/3 XVI века — обширная территория и управление ей требовало особого подхода.

Начнем с центральной власти. По мнению Кобрина, никакой центральной власти на Руси еще не было, и до централизации было далеко. Валишевский, напротив отмечает, что государственная машина — сложный механизм, хотя центрального управляющего рычага не было.

Общая оценка личности Ивана Грозного у Валишевского и Кобрина совпадает с традиционной: Иван Грозный — жестокий, кровожадный и однин из самых страшных тиранов отечественной истории. Однако в анализе причин страшной тирании и самой личности царя Кобрин и Валишевский расходятся.

Детство и особенно воспитания. Жестокий хар-р формируется в детстве- замечают оба историка. Валишеский, считает, что «Благодаря деяниям бояр, дух насилия в разных формах овладевал воображением и чувствами юноши, проникал в его плоть и кровь». Кобрин отмечает жестокие забавы, но также объясняет жестокость тем, что «разрушительная для неокрепшей детской психики ситуация – сочетание формальной власти самодержавного государя с детской беспомощностью.


Оба историка отмечают, что Грозный рос умным и сообразительным.

Валишевский — к оценке личности Ивана Грозного нельзя подходить как к обыкновенному историческому деятелю. Он объясняет жестокий нрав и кровожадность — врожденным психическим заболеванием. Аргументы: вспыльчивое поведение Ивана Грозного, необъяснимая жестокость даже к близким, быстрые смены настроения, его наслаждение кровью. Но в то же самое время Иван был личностью яркой и незаурядной. Отмечает излишнюю театральность, даже считает, что покаяние Грозного в конце жизни — это любовь царя к театральным эффектам. Кобрину – он считал, что покаяние – это проявление ортодоксального христианина в царе). Он объясняет жестокое поведение Ивана психическим недугом (но лишь о возможной мании преследования — «профессиональной болезни всех властителей такого рода»). Кобрин не останавливается на глубоком псих. анализе личности царя. Одной из главных его мыслей — Грозный не всегда мог осознать свою ответственность за совершенные действия и все время ищет виноватого. Зато, Кобрин подробно останавливается на литературной деят-ти Ивана, тк считает это серьезным источником анализ личности царя.

Оба историка признают сильное стремление Ивана к власти и стремление возвыситься над окружающими.

Обобщая работы историков Кобрина и Валишеского, можно прийти к заключению: оба они считали Ивана Грозного личностью незаурядной, яркой, эрудированной и крайне отрицательной, объяснение причин такого поведения у каждого из них свое.

Оценивая Ивана Грозного как государственного деятеля нельзя не признать, что на его действия повлиял склад его характера. Однако многие ученые склонны только жестокостью царя и стремлением к личной власти характеризовать время его правления.


Действительно, почти во всех действиях Ивана Грозного чувствуется стремление всех подчинить своей воле, не допуская утечки власти из своих рук.

Переписка( 1564—1579 гг.) русского царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Она началась, когда Курбский бежал из России в Литву в апреле 1564 года (в оценке причин отъезда нет единства — назывались как гонения на князя, так и гос измена).

Курбский написал первое письмо царю. > В июле царь отправил ответ — письмо большого объёма. Курбский оценил его как «широковещательное и многошумное»; Курбский — краткий ответ, но не смог доставить в Россию=>переписка прервалась.

В 1577 году после похода на Ливонию царь отправил новое письмо- в 1579 году ответ князя и отправляет его вместе с предыдущим письмом. Переписка ограничилась 5ю письмами. Есть предположения, что Андрей Курбский составлял более обстоятельный ответ царю и хотел создать из него литературное произведение, но не успел.

В переписке затронут широкий круг социально-политических проблем.

Они расходились в оценке проблем и путей развития Российского государства. Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»). Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.

38. Церковь и государство в XIV – XVI вв. Доктрина «Москва — третий Рим» и ее роль в исторических судьбах России. Иосифляне и нестяжатели. Официальная церковь и ереси.

С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и государства. Став крупнейшим землевладельцем, церковь претендует на принятие самостоятельных решений.

В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния между РПЦ и католической под главенством папы римского. От Руси был митрополит, ставленник византии – Исидор. Но вернувшись, в 1441 г. за это он был арестован Василием II, но бежал в Рим. В1448 году избрали нового митрополита, рязанского епископа – Иону. И лишь в1453 г. — падение Константинополя> автокефалия русской церкви.

2 пол XIV-XVI вв. – острые религиозных споры.

В XIV в. на Руси появляются еретические движения. Ереси – это религиозные учения, противоречащие ортодоксальным догматам церкви. В 70-х годах в Новгороде ересь-стригольники> критика Библии и сочинения «отцов церкви», отвергала церковные обряды, осуждала возвеличивание духовенства. Стригольники выступали против закабаления свободных людей. Сторонники стригольничества (низшее дух-во и ремесленники) встречались еще даже и в сер XV в.

  • Во второй половине XV в — ереси «жидовствующих» в Новгороде . Затем, вместе с переехавшими новгородцами, попала в Москву. Её приверженцами стали многие иерархи Церкви и люди из окружения Ивана III. Жидовствующих обвиняли в иудаизме, хотя в целом они оставались в пределах христианского вероучения. Отрицали церковную иерархию, догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды. Отрицали загробную жизнь и Второе пришествие Иисуса Христа (тезис иудаизма). Иисус Христос – пророк как и Моисей, но не равный отцу-богу . Против русского монашества. <<< церковь ведет борьбу!!!

В 1490 г.- церковный собор в Москве, суд на ересью. Но еретикам покровительствовал Иван III. В 1502 г. он порвал с ними. В 1504 г.- новый церк. собор >смерть еретикам.

«иосифлянство» и «нестяжательство». Спор в вопросе о церковных богатствах.

«нестяжательство» — появилось в к XV в. среди монашества — идеолог Нил Сорский.

Идея: строгое использование церковных правил и обрядов, проповедовал аскетический образ жизни, отказ от мирских удовольствий. Считал вредным — монастырские крупные землевладения> за ликвидацию.

На церковном соборе 1503 г. выдвинули свою программу. (жить уединенно и содержать монастырь своим трудом)

Настоятель подмосковного Волоцкого монастыря Иосиф — идеолог «иосифлян». настаивали на наличии у церкви больших материальных средств, для распространения христианской веры. Они за невмешательство светской власти в церковные дела. Хотели для церкви высокое положение в политической жизни государства.

Нестяжатели><Иосифляне , борьба до середины XVI в. Великокняжеская власть первоначально поддерживала нестяжателей. В 1503 г. на церк. соборе Иван III поставил вопрос об отказе церкви от землевладений. Однако церковь отстояла свое имущество> нестяжатели — поражение. Хотя в начале правления Вас III еще поддерживал их, но решил, что ориентация на сильную церковь предпочтительней. + Иосифляне идут навстречу в 1510 отказ от идеи превосходства над светской властью. Более решительная борьба против «нестяжателей», пример, в 1525 — суд над богословом Максимом Греком.

В 1531 гг — монах Вассиан Патрикеев сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

К середине XVI в. вновь возникает возможность повести наступление государства на церковные владения.

Доктрина Руси: “Москва — Третий Рим”

Концепция Руси сформулированная после брака ИВАНА III (1440-1505 г.г.) с племянницей последнего византийского императора Константина XII — Софией Палеолог.

Их 1ый сын Василий появился на свет в 1479 году. Русь была тесно связана с Византией династическими браками и раньше.

Великого князя Московского именуют как в византии – царем. (самодержцем).

в 1453 году после падения Константинополя Русь — единственное православное гос-во.

Гербом России стал византийский двуглавый орел. Софья Палеолог привезла его с собой в Россию на своих регалиях и поэтому получило значение преемственности от Византийского Царства (так считали В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин и др.).

Двуглавый орел известен у хеттов и в Месопотамии и в Индии 2 века до н.э. и т.д. На Руси впервые найден в языческих курганах Смоленщины(8-9 вв.) и Гнездово (10 век). Позже, в 12-14 вв. он появляется на монетах Твери и т.д.

В нач 16 века инок ФИЛОФЕЙ сформулировал теорию МОСКВА- третий РИМ. Русь — последние и вечное царство православного мира, наследница Римской и Византийской империй. Из послания старца Фелофея Ивану III

Нельзя недооценивать и тот факт, что сочинения Филофея переписывались в Иосифо- Волоколамском монастыре (хотя уже после кончины преподобного Иосифа Волоцкого). Тк идея “МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ” созвучна наследию преподобного Волоцкого + предпосылка — ПОБЕДА над ересью жидовствующих , тк позволяла считать московское православие истинным, без заблуждений.

“ Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить чистоту веры, чистое и светлое мироощущения апостольского Православия.”

Первый — наследник мировой империи языческого Рима — отпав в гордыну католицизма.

Второй (Византия) — поступились чистотой Церкви ради политических выгод.

Третий же Рим — Москва, и ему до века хранить чистоту Православного вероучения, о конечном торжестве Божественной справедливости и любви.

Идея ТРЕТЬЕГО РИМА восходит к ИОСИФУ ВОЛОЦКОМУ.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…



© cyberpedia.su 2017 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *