Измена после венчания

onmounty

  • Апошнія запісы
  • Сябры
  • Архіў
  • Профіль карыстальніка
  • Add to friends
  • RSS

Шкельца

Нататнік праслаўнага публіцыста і рыфмара

Венчание пожилых: новый чин — новые недоумения onmounty 15 траўня 2015

Священный Синод РПЦ на заседании 5 мая 2015 года принял новый чин: «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих».
Цель составления этого специального чина заменить собою «Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения» (см.: «Настольная книга священно-церковно-служителя»Т. II). Прежний чин — это заимствование из униатских требников. Причём заимствование казусное: ибо там он хотя и относится к пожилым супругам, но к тем, которые прожили много лет в венчанном браке: это чин юбилея, а не освящения нового брака.
Новый чин, по сути, это чин обычного венчания молодоженов без чина обручения и с некоторыми редакторскими правками.
Ну, например:
Молитва обычного чина Венчания:
«Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего имярек и рабу Твою имярек и благослови я. Даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие душ и телес; возвыси я яко кедры ливанския, яко лозу благорозгную.»
Чин Венчания супругов, в летех мнозех сущих:
«Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего имярек и рабу Твою имярек и благослови я. Даждь им доброчадие и единомыслие душ и телес, возвыси я яко кедры ливанския.»
Благословение священника в обычном чине венчания:
«Отец, Сын, и Святый Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица, едино Божество и царство, да благословит вас, и да подаст вам долгожитие, благочадие, преспеяние живота и веры, и да исполнит вас всех сущих на земли благих: да сподобит вас и обещанных благ восприятия, молитвами Святыя Богородицы, и всех святых, аминь.»
Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих:
«Отец, Сын, и Святый Дух, Всесвятая, и Единосущная, и Живоначальная Троица, едино Божество и Царство, да благословит вас, и да подаст вам долгожитие, преспеяние живота и веры, и да исполнит вас всех сущих на земли благих, да сподобит вас и обещанных благ восприятия, молитвами Святыя Богородицы и всех святых. Аминь.»
Чин успел уже вызвать недоумения даже у священнослужителей.
1. Зачем убирать прошение о «доброчадии» (благочадии) из благословения, если в молитве оно оставлено?
Начнем с того, что «благочадие», как и многие другие составные слова церковно-славянского языка , — кальковый перевод греческого термина. Согласно «Полному церковнославянскому словарю» Г. Дьяченко «благочадие» это «обилие в чадах, детях». Не лучше ли по-русски сказать: многодетность? Иногда при переводе литургических текстов на русский язык так и переводят: многочадие. И во многих случаях это оправдано контекстом.
Однако вот стихира об Иоанне Крестителе — единственном ребенке в семье:
Днесь глас слова, глас за неверие держимый
разрешает отечь, и Церкви являет Благочадие,
соузы неплодствия разрешая матерни…
А вот свт. Иоанн Златоуст чем-то отличает многочадие от благочадия:
«Тогда (при ссоре супругов — ред.) ни богатство, ни благочадие, ни многочадие, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие и роскошь и никакое другое благосостояние не может радовать мужа или жену, если они в раздоре друг с другом.» (Из «Беседы на слова апостола: но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (1 Кор. 7, 2)
Вот что пишет Григорий Богослов о родителях Василия Великого:
«Но самым значительным и славным (в этом браке) было, как мне кажется, благочадие… Если из детей один или двое бывают достойны похвалы, то это можно приписать природе, но превосходство во всех явным образом заставляет хвалить родителей.» (Цит. По: Епископ Иларион (Алфеев), Жизнь и учение св. Григория Богослова) То есть Григорий Богослов связывает благочадие с воспитанием в благочестии.
И в «Педагоге» Климента Алекандрийского благочадие тоже связывается с плодами воспитания:
«Ближайшая цель супругов — это иметь детей, цель же высшая — иметь благочадие. И для земледельца забота о пропитании служит побуждением к посеву семян; целью же земледелия является снятие плодов.»
И некоторые переводчики тут совершенно оправдано переводят «иметь благочадие» как «иметь добрых детей». Я бы даже писал о благочестивых детях.
А вот как толкует 126 Псалом Евфимий Зигабен:
«Плод чрева есть воздаяне что изъясняет Златословесный так: Его то, т. е. благочадие, говорит, получат в воздаяние и в награду за богопочтение и за добродетель. Ибо хотя чадородие есть дело природы, но оно больше может быть благоуспешно, когда и сам Бог дает его от Себя. И сие благословение Божие на чада, по словам Феодорита, есть как бы награда за упование на Бога.»
То есть благочадие это не многодетность (в псалме дети названы наградой вне связи с их численностью) естественного чадородия, а скорее дети, имеющие Божие благословение.
Интересное сообщение вскользь прозвучало в докладе заведующей сектором живописи Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль» Татьяны Самойловой на конференции «Русское искусство позднего средневековья — XVI век», прошедшей в Москве 12 — 14 января 2000 года: оказывается византийский император Михаил Палеолог в автобиографических записках благочадие употребляет как синоним «рождения наследников» и считает, что это «предмет, превышающий молитву всех людей» (Самойлова Т.Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон). Разумеется византийская культура того времени в наследнике императора видела благословение Божие для всего народа.
По-видимому, изначальный прямой смысл благочадия — благо в детях. И понимать это можно двояко: и как детей, имеющих Божье благословение; и как детей , которые являются благословением Божьим для родителей.
Мои подозрения о понимании авторами чина «доброчадия» подтвердил священник Михаил Желтов, принимавший непосредственное участие в составлении чина. Он пояснил:
«Церковнослав. «доброчадие» = греч. εὐτεκνία = «благословение детьми», «радость иметь детей»»
Древнегреческо-русский словарь Дворецкого дает близкое понимание εὐτεκνία: «родительское счастье или радость материнства».
Естественно, что в традиционной культуре, где многодетность была свидетельством Божьего благословения, благочадие быстро обрело значение многодетности. Однако многодетности не любой, а именно под Божественным благословением, или многодетности как показателя Божьего благословения.
Так что оставленное в молитве испрошение благочадия прежде всего является ответом на предполагаемое желание брачующихся освятить и свою совместную жизнь благословением Божиим, и жизнь своих детей, сколько бы лет им теперь ни было. А некоторые пары, возможно, не теряют надежду и на новых детей.
И оставлено оно именно в тексте молитвы, а не благословения потому, что в новом чине первые 2 молитвы являются не обязательными, «факультативными», что дает возможность священнику молиться или нет о доброчадии в зависимости от контекстуальной уместности.
2. Другое недоумение связано с диалогом:
Иерей паки: Не обещалася ли еси иному мужу?
И отвещает жена: Не обещахся, честный отче.
Не лингвисту трудно понять почему женщина отвечает вместо «не обещалась» в мужском роде: «не общахся». Но точно такая же грамматика в обычном чине Венчания. На самом деле тут стоит глагол в форме аориста единственного числа. А аористные формы не меняются по родам.
3. Третье недоумение тоже связано с блоком ответов и вопросов. По сути они появились в ту эпоху, когда у Церкви было право заключать законные браки и служат цели как раз установления законности брака. Сегодня это право передано ЗАГСам. А Церковь фактически только освящает законный брак.
Однако напомню, что законность брака устанавливается Церковью не только по внешним нормам, но и по внутреннему каноническому праву. Представим, что государство начало узаконивать гомосексуальные или полигамные браки: неужели в этом случае и Церковь должна их признавать?! Поэтому оставив блок вопросов (которого, кстати, не было в проекте разработчиков текста), Синод оставил возможность рассматривать законность браков и с позиций внутрицерковного права.
Впрочем новый чин не является обязательным к употреблению. Главный посыл таков: хотите — венчайте как обычно, хотите — по предложенному сокращенному варианту, но забудьте про юбилейный униатский чин из «Настольной книги». Цэтлікі: чин венчания пожилых

Венчание и измена — как поступать жене?

Венчание — это серьезный и осознанный шаг в жизни мужчины и женщины. Если в дореволюционное время венчание являлось единственным способом узаконить брак, то сегодня венчаются немногие пары. Но со временем церковные устои и правила несколько изменяются. Например, сегодня, пройти церковное таинство могут только люди, уже заключившие брак. И это справедливо, так как у семейной пары есть время подумать и осознанно решиться на венчание. В связи с этим возникает много вопросов, в том числе, что означает измена в венчанном браке.

Значение обряда венчания

Этот обряд церковного таинства связан, прежде всего, с благословением Божьим. Поэтому венчанный брак считается серьезным и не допускает никаких прегрешений. Люди, решившие венчаться, верят в Бога, и, значит, понимают, какое наказание ждет их в случае совершениях грехов. Принято считать, что венчанный брак требует гораздо большей ответственности, терпимости и духовности. И требовать нужно не от своего партнера, а от себя, в первую очередь. После брака муж и жена должны жить по законам и заповедям Божьим, а любые сомнения и конфликты всегда поможет разрешить батюшка. Но, с другой стороны, венчание – это не гарантия счастливой и безбедной семейной жизни. Венчание – это обряд, свидетельствующий о том, что пара духовно созрела для семейной жизни, готова к жертвенности, к любви не только физической, но и духовной. Такой подход венчанных супругов к семейной жизни в будущем поможет справиться с проблемами, обдуманно разрешать конфликты и быть достойным примером детям. Поэтому не нужно ждать, что само по себе венчание уже обеспечит счастливую семейную жизнь, отсутствие проблем и конфликтов. После обряда нужно продолжать жить с добродетелью в сердце и доме, и помнить, что жизнь их на виду у Господа Бога.

Требования к венчанию

У церкви существуют определенные правила насчет того, кому можно, а кому нельзя венчаться:

  • необходимо быть крещенными обоим венчающимся;
  • не состоять в браке с другим лицом;
  • венчающиеся не должны приходиться друг другу родственниками до четвертой степени по крови, а также в духовном родстве (крестные родители и крестники);
  • нужно иметь совершеннолетний возраст;
  • иметь обоюдное согласие на венчание.

Категорически запрещено венчаться в церкви:

  • лицам других религий;
  • родственникам кровным, также приемным родителям и детям;
  • лицам одного пола, также лицам, сменившим пол при помощи операции;
  • несовершеннолетним и душевнобольным;
  • лицам, уже ранее заключавшим брак три раза.

Развенчание

Расторжение брака по церковным законам возможно, но для этого должны быть веские причины:

  • измена одного из супругов;
  • принятие одним супругом другой веры;
  • противоестественные пороки (к примеру, гомосексуализм);
  • бесплодие;
  • пропажа без вести или тюремное заключение;
  • покушение на жизнь одного из супругов или детей;
  • неизлечимые болезни, в том числе СПИД, алкоголизм, наркомания;
  • аборт жены без согласия мужа

К сожалению, список причин, которые могут расторгнуть церковный брак, постоянно пополняется. И одна из них – измена одного из супругов.

Измена в венчанном браке

В современном обществе отношение к изменам довольно легкое. Существуют стереотипы, что измены укрепляют брак, что все мужчины хотя бы раз изменяют своим женам. Но на самом деле, скорее всего, эти стереотипы и придуманы людьми, далекими от моральных истин. На вопрос, можно ли изменять в браке, священник любой религии ответит отрицательно. Измены после венчания означают осквернение супружеского ложа и поэтому могут стать причиной развенчания. Измена в венчанном браке – это тяжкий грех, который, однако, может быть прощен.

Венчание и измена, недопустимые в сочетании понятия, тем не менее, встречаются в жизни все чаще. О том, что измена – это тяжкий грех говорится в Библии в Седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй. Совершая грех против семьи, ты не найдешь счастья». Это на самом деле так. Любая измена несет за собой массу печальных последствий: обиды, разочарования, скандалы, разводы. Обретя через измену другую семью, тоже нельзя быть полностью счастливым, ведь новый партнер, зная о склонности к неверности, будет постоянно подозревать, не доверять. Больше всего, конечно, от невинных, казалось бы, интрижек и измен, страдают дети. Им нелегко понять, почему родители не могут прийти к взаимопониманию, а развод всегда переносится детьми трагически.

К тому же измена наносит огромный урон душевному равновесию. Неважно, мужская или женская измена, тот, кто изменяет, всегда будет чувствовать вину перед своей половиной. Так же желание скрыть неверность ведет к еще одному греху – лжи. Человеку приходится врать и изворачиваться, чтобы скрыть факт измены.

Неверностью Церковь считает не только факт полового акта с другим мужчиной или женщиной. В Евангелии считается, что измена начинается с дурных мыслей: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём».

Что делать, если произошла измена после венчания

Можно много говорить и рассуждать о том, почему люди изменяют: оправданий этому найдется с десяток. Но церковь делит измены всего на два вида:

  • измена, совершенная из-за порочности и безнравственности человека:
  • измена, совершенная по ошибке, из-за которой человека грызут угрызения совести.

Конечно, и тот и другой случай – это грех. Но гордыня – это тот же грех, поэтому прежде чем категорически обрубать все нити, связывающие брак, нужно подумать, ведь возможно прощение. Сам Бог призывал людей прощать.

Стоит посмотреть на измену с двух сторон: венчанного изменника и того, кому изменили. Обязательно разобраться в причинах неверности, если супруг в этом раскаялся, то лучше простить. Но важно после не вспоминать об этом случае, не упрекать лишний раз. Простить не всегда легко, но, может, это и есть тот случай, когда нужно обратиться к духовному наставнику?

Если же измена произошла с вашей стороны, не нужно себя оправдывать, вы виноваты в том, что поддались искушению, что совершили ошибку. Но помните. Что раскаянный грех всегда прощается. Если же чувство вины не приходит, значит, у человека неправильные представления о семье, о религии.

  1. Признание. Самый первый шаг – это признание в измене. Конечно, это нелегко, но лучше, если об измене ваша половина узнает от вас. Это говорит о сожалении, о стремлении исправить ошибки.
  2. Покаяться. Виноватого человека всегда грызет совесть, поэтому нужно, в первую очередь, покаяться перед собой, перед Богом, перед своей половинкой. Если раскаяние искреннее, то и прощение, и облегчение души наступит скоро.
  3. Устранить причин измену. Зная, почему произошла измена, нужно провести большую работу над собой, над семейной жизнью, чтобы эта проблема никогда не посетила больше ваш дом.
  4. Извиниться и принять решение супруга. Нужно понимать, что вас могут и не простить. А кому-то может понадобиться время. Поэтому нужно запастись большим терпением, чтобы пережить этот сложный период.

Возможно ли венчание после измены?

Изменив один раз, человек должен знать, что венчание после измены невозможно. Гражданский брак расторгнуть легко, оформив соответствующее решение, развенчание же это процесс очень долгий. Но если развенчание произошло по причине измены, то больше обвенчаться уже не получится, потому что духовная составляющая брака уже разрушена. А теперь представьте, что через время супруги смогли простить друг друга, но драгоценное время утеряться, и вернуть статус венчанных супругов уже нельзя. Нужно ответственно подходить как к обряду венчания, так и к процессу развода.

Последствия после измен в венчанном браке

Если произошла измена после венчания, последствия ее печальны, и, как правило, напоминают о себе долгое время. Что же ждет венчанных мужчину и женщину, совершивших адюльтер?

  1. человека будут преследовать чувства вины и угрызений совести, из-за чего он не сможет обрести гармонию с самим собой;
  2. появится чувство стыда перед детьми, родственниками, друзьями, коллегами;
  3. даже если брак удастся спасти, вторая половина с трудом сможет забыть случившееся
  4. неумение справляться с искушениями, приведет к замкнутому порочному кругу;
  5. в случае развода, второй брак станет продолжением совершенных ошибок;
  6. дети не будут видеть в родителях достойного примера, в результате чего создадут такие же неполноценные семьи.

Из всего сказанного хочется сделать один простой вывод: решаясь на венчание, нужно подойти к этому вопросу очень серьезно. Многие священники советуют проходить обряд церковного таинства через несколько лет отношений или брака, когда проходит слепая влюбленность и остается только уважение и глубокая любовь друг к другу. Ни в коем случае венчание не должно становиться модной традицией, тенденцией, взятой из фильмов. Конечно, величественная церковь, проникающая музыка, таинство древнего обряда – это красиво и романтично. Но это брачующихся должно заботить в последнюю очередь. Главное – жизнь по законам Божьим, которая незаметно избавит семью от многих мирских проблем.

Допустимо ли венчание после измены?

Сообщество независимых искателей истины

☰ X admin | 18.11.2013 |

Церемония венчания становится все более востребованной в последнее время. Многих новобрачных волнует ответ на вопрос о том, допустимо ли венчание после измены. Все прегрешения супругов до обряда венчания не имеют значения.

Священный церковный обряд венчания – это ритуал, который проводится с целью получения благословения Господа на совместную семейную жизнь и рождение детей. Многие современные пары устремляются в церковь сразу же после ЗАГСа, венчание сегодня – модный атрибут свадебной церемонии. Однако далеко не все молодожены в полной мере осознают всю ответственность этого мероприятия. Этот ритуал предназначен для духовного и физического объединения влюбленных, должен проводиться при взаимном согласии и полной уверенности в силе своих чувств.

Определенные обязательства накладывает на супругов венчание. Измена, в этом случае, обретает статус греховного действия. А вот если измена произошла до церемонии венчания, то это не становится препятствием для заключения брака «на небесах». Главное, чтобы оба супруга действительно любили друг друга и хотели прожить в любви и согласии всю жизнь. А вот измена после венчания – большой грех, предательство по отношению ко второй половинке, проявление неуважения к церкви.

Многие венчанные православные пары считают, что после измены или развода пары венчание аннулируется. На самом деле, это не так. Разорвать эти невидимые узы, связывающие супругов, может только смерть одного из них. Гражданский брак можно расторгнуть, поставив штамп в паспорте, а вот развенчаться так просто не получится. Если обманутый супруг способен пережить и простить измену, то и Господь готов простить этот грех, если изменщик(ца) придет в церковь, исповедается и действительно раскается в этом поступке.

В случае если измена или другие обстоятельства стали причиной для развода венчанных супругов, они могут развенчаться в церкви, чтобы снять с себя обязательства, данные перед Богом. Однако это довольно сложная процедура, ведь необходимо получить соизволение Епархии на расторжение венчания. При этом считается, что если человек изменил, находясь в духовном браке, в будущем он не может больше венчаться в церкви. Соответственно, венчаться следует при полной уверенности, что спутник(ца) жизни – это тот человек, с которым планируется провести остаток жизни в любви и согласии. Именно поэтому, священнослужители не рекомендуют венчаться молодоженам сразу же после оформления гражданского брака, советуют прожить вместе несколько лет, чтобы проверить искренность и силу собственных чувств.

Таинство Венчания – священная духовная процедура, направленная на сохранение семьи. Даже факт измены и предательства не может служить поводом для разрушения этих невидимых уз. Более того, венчанная пара все равно будет стремиться к примирению и сохранению семьи, ведь сам Господь благословил этот союз. Главное, чтобы сами супруги пришли к согласию, предатель раскаялся, а обиженный смог простить провинившегося. Даже если этого не произойдет, и венчанные супруги разведутся, на небесах их брак по-прежнему будет действителен – их будет тянуть друг к другу, а любовные отношения с другими людьми не будут складываться благополучно. Особенно сложно окончательно расстаться венчанной паре, имеющей общих детей. Их духовная связь настолько сильна, что ее очень сложно разорвать. При этом дети, родившиеся у венчаной пары, считаются более счастливыми и здоровыми, нежели в обычной семье. Часто такие супруги, даже после измены не могут окончательно разорвать отношения, ведь сам Иисус заботится о сохранении этой семьи.

Венчание после измены вполне возможно, в случае если супруги простили друг другу прошлые обиды и искренне раскаялись в содеянном. А вот измена, свершившаяся после венчания — большой грех.

Считается ли грехом невенчанный брак?

10 июля 2012 Журнал: № 3 (83) март 2010 Вопрос читателя: Не так давно я стала верующей, крестилась. Некоторое время назад была на исповеди, и священник, выяснив, что мы с мужем не венчаны и муж мой — неверующий, сказал, что мы живем с ним во грехе. Я в совершенном недоумении: что мне теперь делать? Неужели развод — единственное, что предлагает Церковь таким, как я?

Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко:

Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ. Возможно, он как-то неаккуратно выразился или сам не совсем осведомлен о том, каким образом Русская Православная Церковь оценивает зарегистрированные государством браки.

Приведу цитату из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на эту тему: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Таким образом, не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом. Бог даст, Ваша семья придет к осознанию необходимости освящения брачного союза молитвами Церкви. Как писал апостол Павел в Первом послании Коринфянам: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор 7:12-14).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *