Йога и православие совместимы ли

Содержание

Как православному относиться к йоге

Святейший Патриарх Кирилл | 25 мая 2009 г.

«Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, отвечая на вопросы молодых людей на встрече, организованной в рамках Всемирного русского народного собора и студенческого фестиваля «Вера и дело».

В то же время Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание присутствовавших на другой аспект затронутой темы: «В современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, в том числе ее физической составляющей, а на ее разрушение. Поэтому, поддерживая занятия физической культурой и спортом, я одновременно имею некоторые критические замечания к тому, что происходит в сфере профессионального спорта, в том числе и в нашей стране».

Отвечая на вопрос о ставших довольно популярными в юношеской среде занятиям йогой и медитацией Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Его Святейшество напомнил, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на совершенно определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.

«Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Святейший Владыка. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность.

«Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил, и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к молодежной аудитории, предостерег их от экспериментов с медитациями.

Иеромонах Серафим (Роуз): “Христианская йога”

Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в “христианское” учение; следующие описания взяты из его книги.

Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: “Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты” (стр. 54). К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

Тот же автор продолжает: “Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать” (стр. 63).

Разумеется, эта идея не христианская, а языческая, но цель “христианской йоги” — использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для “христианской” медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. “Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется, и вас наполняет чувство общего благосостояния” (стр. 158). Упражнения приводят к “необычайному ощущению покоя” (стр. 6). “Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна и которая вправду сохраняется на долгое время. Если наши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет” (стр. 49). “Цель всех его (йога) усилий — заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны” (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, “можно с полным правом назвать “состоянием полного здоровья”, которое позволяет нам делать больше и лучше на человеческом уровне — для начала, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния — удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас… к духовной жизни” (стр. 31). Это может изменить всю личность человека: “Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает и что все замечают перемену в его поведении и реакциях. Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен… Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности” (стр. 50).

Но все это — только подготовка к “духовной” цели, которая не заставляет себя долго ждать: “Став созерцательной, моя молитва получила особую и новую форму” (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает “легкость, которую” он “почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании” (стр. 6). Человек становится “более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес” (стр. 13). “Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни” (стр. 31). Даже для “ученика-йога” молитва становится “сладостной” и “охватывает всего человека” (стр. 183). Человек расслаблен и “готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Cвоей милости сочтет нас достойными испытать” (стр. 71). “Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы оно было взято, было восхищено — и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания” (стр. 72). “С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в полном смысле этого слова” (стр. 11).

Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже, стр. 176–179), узнает в этом описании “христианской йоги” точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути — или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских “христианских” опытов. То же стремление к “святым и божественным чувствам”, та же открытость и готовность быть “восхищенным” неким духом, те же поиски не Бога, а “духовных утешений”, то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за “состояние благодати”, та же невероятная легкость, с которой человек становится “созерцателем” или “мистиком”, те же “мистические откровения” и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор “Христианской йоги”, будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые “медитации”, которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических “медитаций” последних веков, с их свободной игрой воображения на христианские темы. Так, например, медитируя на тему рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери. “Я вглядываюсь, и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель — Царь — Свет — Сияние — Пастырь — Младенец — и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо… Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею… безмолвное видение всего таинства Рождества” (стр. 161–162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидел, что этот достойный жалости “христианский йог” умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей “духовных переживаний”: он даже не видел “Ангела света”, а только дал волю своим собственным “религиозным фантазиям”, порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленных к духовной брани и к бесовским искушениям. Подобная “медитация” в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика “Добротолюбия” на французский язык с приложением выдержек из “Добротолюбия”, только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности Православия, которая совершенно недоступна современным “мудрецам”, разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании “Добротолюбия” является то, что он называет “сердечной молитвой” (в православных традициях она является наивысшей молитвой, которой сподобляются только очень немногие после долгих лет аскетической брани и школы смирения у истинно богоносного старца) простейший трюк: произнесение слогов в унисон с сердцебиением (стр. 196).

Ниже мы полнее прокомментируем опасности “христианской йоги”, когда будем отмечать в ней черты, общие с другими формами “восточной медитации”, которые предлагаются сегодня христианам.

Глава из книги “Православие и религия будущего”

Теги: гимнастика, йога, Спорт Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Как относится православным к йоге?

В настоящее время, в России все больше людей отдают предпочтение йоге. В СМИ появляется огромное количество информации о йоге, открываются центры по занятиям йоги. Поскольку Россия является православной страной, напрашивается вопрос, йога и православие совмещаются? Как относится православие к йоге и можно ли православным людям применять йогу?

Позиция православной церкви к учению йоги

На просторах интернета, есть множество высказываний наставников российской православной церкви. В своем большинстве, православный взгляд на йогу достаточно отрицательный. Одни осуждают йогу за «бесовство», называют это учение «высвобождением дьявола», другие – намереваются позитивно оценивать физическую составляющую йоги. Взгляд православной церкви к учению йоги формируется, учитывая позицию Патриарха Кирилла. Исходя из высказываний Патриарха, православие и йога имеют возможность взаимодополнять друг друга в определенных направлениях, но он с осторожностью относится к медитации. В йоге, кроме асан, огромное значение уделяется медитации, что очень настораживает православие. Так, греческий владыка Анастасий, анализируя йогу, говорит, что это религиозное или «околорелигиозное» учение. А медитация – это индуистская направленность. Об опасности йоги есть видео дьякона Андрея Кураева.

Медитация в йоге опасна с точки зрения православия

С точки зрения православия, йога – это система религии и в основе всех асан заложены сложившиеся языческие верования.

Но по утверждению церкви – это сатанинская религия, потому что происходит поклонение определенным силам. После проделывания специальных ритуалов, силы, которым преклоняются, совершают в человеческом теле преобразования сверхъестественного характера. Человек наделяется невероятными способностями. Такие силы применяются в магии, спиритизме и других оккультических практиках. Выполняя, как бы, безобидное упражнение, для укрепления тех или иных мышц – совершается религиозный обряд, когда человек без своего сознания входит в подчинение сатанинским силам. В Библии говорится, что Бог ставит свою печать только на место чела, а сатана может оставить свой знак не только на челе, а и на руке. Бог воспринимает осознанность в служении Ему, сатане же подходит поклонение в любом виде (осознанное или неосознанное). Церковь говорит, что занятия йогой могут оставить своеобразный знак на руке. Если христианин такое допустит, то упражнения, воспринимающиеся, как безобидный инструмент для улучшения здоровья, будут своеобразной ниточкой для сатаны, чтобы затянуть человека в свою сеть.

В теперешнее время очень популярной становится Кундалини-йога. В ней раскрывается энергия «кундалини», применяя разнообразные методы. Концентрация такой энергии происходит в спящем состоянии в месте основания позвоночника. Но по мнению православной церкви, если во время молитвы чувствуются ощущения ниже области сердца, их необходимо отвергать.

Отличие Православия и Восточных религий

Для того, чтобы разобраться почему Православная Церковь не всегда приемлет йогу, нужно понять различия между Церковью и Восточными религиями.

Православие основывается по таким принципам:

  • Основа Церкви – это духовное возвышение через плотское усмирение.
  • Православный христианин убежден, что тело тленно, а душа – вечная.
  • Человеческие болезни православный человек воспринимает как возможность общения с Богом, помогая задуматься о неправильном образе жизни. Но не связывают болезнь с укреплением тела.

Православный взгляд на йогу

По традициям Востока, главным подтверждением религии является не только в каком состоянии находится душа, но и тело. Хорошая физическая форма – есть основное доказательство тому, что человек верен религии. Здесь учение о поддержании здоровья организма и совершенствовании тела не являются пустым звуком.

Поэтому, в Восточных религиях очень тесно связанны между собой физические упражнения, питание и дыхание.

Йогическое учение позволяет достичь совершенства своего тела, а также находиться в гармонии с окружающим миром, что дает возможность прочувствовать прекрасное ощущение единения с Богом. Это огромнейшая работа над собой.

Главные причины неприятия йоги православием

Многие православные настоятели находят достаточное количество причин в занятиях йоги, которые по их мнению, невозможны для принятия православием.

Так, Архимандрит Рафаил (Карелин) утверждает, что в искусстве йоги большое значение уделяется энергии сексуальности человека и вероятности в ее трансформировании. Это никак не совмещается с христианством. Также присутствие активного воображения в йоге, формируя четкие зрительные облики, по мнению Архимандрита противоречиво для христианской аскетики. Православная церковь говорит, что мир воображения находится близко к миру страстей. Поэтому, к нему без труда присоединяются не только паразиты, а и силы демона.

Но главным неприятием йоги у православия является медитация, как писалось об этом выше. Да, медитация в йогической практике, является основной составляющей. Это умение сконцентрироваться на определенной идее, цели, установке. Помогают в этом повторение многократно специальных мантр (изречений). В основе медитации лежит шиваистская антропология. Это представление того, что дух человека, по природе аналогичен Совершенству (безличному Господу). Поэтому в йоге, молитву заменяют медитацией.

Православные настоятели в этом видят самообожествление, потому что медитируя, йог находится наедине с собой. Если человек займется медитированием, молится ему будет в тягость.

Когда христианин молится, он обращается к Богу с любовью, а йоги обращаются к тайным резервам своего духа.

Во время молитвы у христиан происходит очищение ума, сердца, от дурных помыслов, страстей, образов. С помощью силы Божественной Благодати, которая находится за гранью человеческой природы, люди получают помощь.

Православное крещение в воде

Как говорят священники, мантры вводят человека в мир Вед и Упанишад. Оккультисты называют такое космические духи, а христиане – демоны. Церковные служители утверждают, что после занятий йоги, у человека происходит перекос в сознании. Он начинает воспринимать православие в искаженной форме, потому что влияют на это йогические понятия.

Основную часть времени в практике хатха-йога уделяется асанам. Это схоже с обычными физическими упражнениями, в которых человек остается некоторое время в застывшем состоянии. Асаны способны регулировать кровяной поток к некоторым участкам тела человека и улучшает их деятельность. В православном мире говорят, что увлекаться асанами не есть безопасно. Если длительное время этим увлекаться, произойдет заторможенность психики, что приведет к медлительности, тугомыслию и.т.д. А поскольку, занимаясь йогой, нужно соблюдать определенное питание, изменить образ жизни, то в нашем непростом современном мире, человек может стать гипертоником или сердечником.

Да, в некоторых асанах йоги есть противопоказания, как и в обычных физических упражнениях. Для этого нужна консультация доктора.

В йоге особое внимание уделяется также и распределению энергии.

Разные ли православие и йога в действительности?

Учение йоги и православная религия достаточно разные, но совместимые точки у них также есть.

Так, минимальная цель йоги – не болеть, чтобы душа стремилась к совершенствованию.

Какой же главный метод совершенства души – растворить собственное Эго, перестать думать о себе, как о центральной личности во Вселенной. Только так можно спокойно относится к незначительной страсти, обидам, презрениям и принимать мир с радостью, как это делают маленькие дети.

Установки йоги

Рассмотрим теорию йоги.

Для практикующих йогу дается 10 установок:

  • Пять установок, того, что запрещается, называется «яма».
  • Пять установок предписывающих («следует»)- «нияма».

Их главная цель – предотвратить вытекание энергии.

В яме первая установка записана, как ненасилия и не причинение вреда. Когда из сердца уходит склонность к притеснению, обиде других, получать выгоду за счет других – появляется благость в душе. Чувствуется очень хорошая параллельность к первой христианской заповеди Господа «Не убий» — не допущение гнева.

Четвертая яма в йоге называется брахмачарья, что означает контролирование самого себя. В большинстве случаев, данную установку многие относят к половому воздержанию, но смысл ее намного шире. Яма Брхмачарья – это научиться контролировать естественные желания и потребности человека, но самое сильное из них – половое влечение. Очень много энергии люди тратят на мысли в поисках чувственного наслаждения. И здесь приходит на ум седьмая православная заповедь «Не прелюбодействуй». Это расшифровуется не только как половое воздержание, но грех чревоугодия.

Приветствие Солнцу в йоге

Удовлетворение – не есть самодовольство, это умение воздержаться перед превратностями соблазнов. Все, что происходит, воспринимается, как воля Господа и радоваться этому. Не допускать уныния, поскольку это является грехом. Самоограничение – умение находиться в состоянии невхождения в окружающие вещи. Важно контролировать свои «хочу», «не хочу», стараться доводить начатые дела до завершения.

Самадахи

Высшее состояние в йоге называется самадхи. Чтобы его достичь, важно постоянно прорабатывать навык концентрирования и созерцания. Такая практика помогать держать под контролем свои чувства.

Когда человек способен контролировать собственные чувства, он способен полностью сконцентрироваться на едином предмете.

Упражнения по концентрации позволяют перенаправлять сознание на внутренний круг психической энергии. Так восприятие действительности происходит на более тонком уровне, когда в объекте созерцания сосредоточенны ум, рассудок, чувства, дыхание.

На наивысшем уровне йоги самадахи, человеческое сознание возвышается выше границ самосознания и воссоединяется с Верховным Вселенским Духом. На этой вершине сознания человек непрерывно находится в радости и покое.

Разве только йоге близки данные практики для получения состояния сознания на наивысшем уровне.

Исихазм

В православии также есть духовная практика, сближающая человека с Богом. И методы достижения очень перекликаются с йогическими.

Так, в православии есть специальная духовная практика, когда человек переживает единение с Господом. Она называется «исихазм», что означает покой, безмолвие. Это молитва созерцания, когда человек отказывается от своих мыслей, эмоций, образов. Это огромный труд над собой, но в результате, происходит обожествление, восхождение к Господу.

В основе метода исихазм лежит многократное повторение «Иисусовой молитвы». Человек находится в сидячей позе. Подбородок опущенный к груди, ум перенаправляет в сердце, дыхание замедляется для успокоения мысленных потоков. После этого начинается проговаривание молитвы, объединяя ее ритм с дыханием до тех пор пока молитва не переходит на этап самодвижения. Это когда человек уже не предпринимает никаких действий, а молитва без усилий, как бы протекает через него. Молящийся, периодически отбрасывает мысли, которые внезапно появляются. Так очищается ум, который становится наподобие пустого зеркала. Как описывает церковная литература в таком зеркале может отразиться благодатное касание «несозданного света». Называют его еще нетварным, что означает «несотворенный», «существующий вечно». Благодаря этому свету, молящийся входит в беседу с Богом. Заполняясь этим светом, он присоединяется к божественной жизни и ставится Богом по благодати. Таких людей причисляют к лику святых.

Йоги в православном храме

Те, кто знает технику работы с медитацией найдет много общего в этих методах.

Святой Никифор Уединенник ввел дополнительный прием, чтобы вдох и выдох делать в ритме с сердечными ударами и каждое слово молитвы проговаривать на один удар сердца. Также контролировать вдох и выдох:

  • На вдох произнести три первые слова «Иисусовой молитвы»;
  • На выдохе – три следующие.и.т.д.

Св. Никофор Уединенник говорил, соблюдая ритм повторения молитвы, связывая его с дыханием, утихают мысли, успокаивается ум.

Что делать христианину?

Хотя позиция Церкви достаточно консервативная, йога быстро распространяется в России и других странах бывшего СНГ. Когда человек чувствует эффект от занятий, у него улучшается здоровье, повышается жизненный тонус, он будет продолжать заниматься йогой. Как же быть, тем кто систематически посещает церковь?

Каждый человек должен взвесить все плюсы и минусы и самостоятельно принять решение. Современный православный христианин, умеющий анализировать, может охарактеризовать желание заниматься йогой так:

  • Йога великолепно воздействует на мое состояние здоровья и самочувствие.
  • Занимаясь йогой, я живу в гармонии с собой, мое психическое и физическое состояние находятся в равновесии.
  • Я остаюсь православным христианином и занимаюсь йогой сознательно.

Но в Православии и йоге есть объединяющие факторы. Это то, что относится к питанию. Так, в обоих учениях рекомендуют отказаться от тяжелой и жирной пищи. Лучше, когда в меню человека преобладают продукты растительного происхождения. В Православии чревоугодие является грехом. Истинный йог не будет переедать и слепо поглощать продукты для телесного удовольствия.

Йога в православии

Поскольку йога набирает популярности в православных странах, вокруг нее рождается множество спекуляций. Это уже не идет как беседа о йоге и православии, а такое можно охарактеризовать как разговор о псевдо йоге и православии.

Часто про учение йоги говорят совершенно не то что оно представляет на самом деле. Поэтому многие православные наставники не всегда говорят о йоге то, что соответствует действительности.

Йогические Мудры в православии

Популярность йоги на Западе привнесли в нее особенности своей культуры. Это привело к возникновению христианских методик, в основе которых заложены принципы классической йоги. На этом основании и возникло такое понятие, как православная йога. К примеру, Лоретт Уиллис, американка по происхождению, создала православную йогу. Назвала она свое детище система Борденкирхен. В данной практике проделывают йогические асаны, совмещая с повторением фраз из Псалтыря. Лоретт утверждает, что физическое здоровье для каждой личности также важно, как вера в Бога. Потому как йога помогает не только сделать привлекательнее свое тело, но и отвлечься от жизненных проблем и услышать глас Господа.

В заключении, с уверенностью можно сказать, что практиковать йогу можно православным, если взвешенно подойти к этому древнейшему учению.

Резюме

У каждого человека есть свои личные убеждения и познания о взаимоотношениях с Богом. Каждый сам делает свой выбор.

Но когда человек искренне молится или произносит мантру, в результате он достигнет состояния медитации. В этом состоянии у человека пропадают сомнения о существовании души и истины, что не позволяет человеку грешить и это очень важно.

Нужна ли православному христианину йога?

Источник: Богослов.Ru

В наше время здоровый образ жизни становится настоящим культом, особенно среди жителей развитых государств. И одной из быстро распространяющихся практик, нацеленных на поддержание здоровья, становится йога. Эта восточная практика вышла из религиозной традиции и прочно осела на секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос: рассталась ли йога со своим религиозным багажом или продолжает исподволь приобщать людей к духовным традициям, ее сформировавшим? И как реагировать православному христианину на это явление претендующее на повседневность в нашей жизни?

Нередко, проезжая по Москве, можно увидеть рекламные плакаты, с которых «дышащие» здоровьем молодые мужчины и женщины предлагают заняться йогой. «Присоединяйтесь», — их строгий императив и решительный внешний вид не дают шанса усомниться в жизненной необходимости рекламируемой практики. «Здоровье, здоровье и еще раз здоровье. Развитие и поддержание новых качеств», — читаем мы на сайте рекламируемой московской «Федерации Йоги». И доверяя такой рекламе, многие начинают думать, что йога — это восточная разновидность фитнесса. Такое мнение можно встретить и среди православных. Однако на самом деле все обстоит иначе.

Йога представляет собой учение, использующее систему упражнений, нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более высокого психического и духовного состояния. И думать, что йогой можно заниматься исключительно ради телесного здоровья, по меньшей мере, неверно. Йога — это, прежде всего система духовных воззрений, и цели йоги — духовные, а не физические. Известный православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается». Надо отметить, что о. Серафим знал не понаслышке что такое йога, поскольку в молодости (до своего прихода к православию) активно увлекался ею.

Не физические упражнения, различные позы и движения являются сущностью йоги. В ее центре стоит медитация. Тело здесь лишь помогает сконцентрировать ум. Отец Серафим пишет: «Цель йоговских приемов — сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям». Занимаясь йогой даже всего несколько недель, человек уже может обнаружить, что он стал более спокойным, мягким, уравновешенным, понимающим, испытывать духовный подъем. «В конечном счёте, медитация — это «сольное внутреннее путешествие», и все виды внешних зависимостей должны быть отброшены с целью нахождения внутреннего Источника», — снова читаем мы на сайте «ФЙ». Но кажущееся благополучие обманчиво. Состояние, достигнутое человеком, делает его более восприимчивым к той «духовности», которая содержится в йоге. И «сольное путешествие» может закончиться очень плачевно.

Дело в том, что всякий духовный опыт в йоге считается положительным, лишь бы он был. В ней не существует различения духов, к которому призван каждый христианин. И опыт с точки зрения христианина понимаемый, как прелестный, может приниматься и рекомендоваться йогой. Приведем пример из довольно популярной сейчас кундалини-йоги. Она говорит о раскрытии путем различных психотехник некой энергии «кундалини», которая концентрируется в «спящем» состоянии в основании позвоночника. Йогин «пробуждает» эту энергию — человек чувствует тепло, берущее свое начало у основания позвоночника. Однако святые отцы-аскеты однозначно пишут, что любые ощущения при молитве идущие из областей, располагающихся ниже сердца надо отвергать. Христианин не знающий православного учения о молитве легко может поддаться той «духовности», которая им овладеет.

Разница между молитвой и медитацией существенна. «Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу», — пишет другой выдающийся православный богослов и подвижник архимандрит Софроний (Сахаров). Молитва, напротив, выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится к Богу, в ней нет места безличному — она всегда диалог. Здесь можно вспомнить слова старца Силуана Афонского: «Молиться за людей — кровь проливать».

К чему же приводит медитация? Отец Софроний, также как и иеромонах Серафим в молодости увлекавшийся восточными медитациями, нам отвечает: «Она может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым». Стать чуждым Богу — что может быть страшнее для христианина?

При отсутствии личной встречи с Богом человек, практикующий йогу, обращает свой взор на самого себя. «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие. Отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», — читаем мы в книге монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане, который полвека назад пытался показать совместимость христианского учения и йоги. Но даже в словах этого человека можно увидеть принципиальную несовместимость учения йоги с христианством.

Обращая взгляд лишь на свою сущность и обожествляя её, человек в йоге повторяет грех Адама, который пожелал стать богом и выйти за пределы того, что определил ему Господь. Но «спасение совершается не «в себе и через себя», но в Боге», — пишет православный богослов митрополит Иерофей (Влахос). А известный московский мастер дзен-йоги Борис Орион открыто говорит: «Что же такое дзэн? Это религия, где нет понятия «Бога» или «Творца», где главным является не молитва, а обращение к своему сознанию».

Кроме того, современная широко популяризируемая йога обещает своим адептам быстрое достижение «духовных плодов». А это настраивает многих на потребительский лад, вводит в эйфорию и одновременно в состояние гордыни, связанное с высоким мнением о себе и своих способностях. Архимандрит Софроний предупреждает: «Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом и в короткий срок». А современные «гуру» предлагают «просветление» всего за несколько сеансов и умеренную плату, конечно же.

Что же может искать православный христианин в йоге? Покоя, гармонии с собой, духовного комфорта, физического здоровья, совершенства? Все это так желанно и так притягательно, а главное очень приятно. Но жития святых подвижников показывают нам совсем другой идеал жизни — не достижение гармоничного и комфортного сосуществования с миром и самим собой, а добровольное мученичество за Христа. Через него достигается совершенство, через него человек восходит к Богу. Присоединяйтесь.

Источник: Богослов.Ru

classicyoga.spb.ru

Дискуссия по вопросам традиционной йоги.

Пропустить

Совместимы ли йога и христианство?

обсуждение различных аспектов практики
28 сообщений

  • 1
  • 2
  • 3

Андрей Викторов Сообщений: 483 Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Андрей Викторов » 03 май 2008, 23:35

Копируем ветку со старого форума:
Vladoro
Здравствуйте! Меня интерисует есть ли на форуме христиане, практикующие йогу. И как они относятся к тому, что на многих сайтах посвященых христианству, мягко говоря, не приветствуется занятие йогой. В частности, на одном из сайтов высказывалось, что практика йоги это поклонение индуисским божествам. И вкачестве одного из доказательсв приводится впечатления от практики йоги одного христьянина, которого в ходе практики стали посещать видения с индуискими божествами, после чего он перестал заниматься йогой.
ViktorovAV
Преподаватель
Цитата:
В частности, на одном из сайтов высказывалось, что практика йоги это поклонение индуисским божествам.
Это очень странный взгляд на практику йоги
Цитата:
И вкачестве одного из доказательсв приводится впечатления от практики йоги одного христьянина, которого в ходе практики стали посещать видения с индуискими божествами
Какова практика, таков и результат.
На самом деле йога вне религиозна, поскольку технология её основана на едином устройстве тела и психики человека вне зависимости от вероисповедания, рассы, культуры и пр.
Что же касается христианства, то сам Римский папа пытался в тайне брать уроки йоги (для здоровья).
Ответ на Ваш вопрос, Vladoro, прост: да, практика йоги в классическом виде без примеси религиозной составляющей совместима с христианским мировоззрением.
Vladoro
Цитата:
На самом деле йога вне религиозна, поскольку технология её основана на едином устройстве тела и психики человека вне зависимости от вероисповедания, рассы, культуры и пр.
Цитата:
практика йоги в классическом виде без примеси религиозной составляющей совместима с христианским мировоззрением.
На самом деле я придерживаюсь примерно такого же мнения. Просто не могу понять, почему многие христиане не очень хорошего мнения о йоге.
Tarina
Vladoro писал(а):
На самом деле я придерживаюсь примерно такого же мнения. Просто не могу понять, почему многие христиане не очень хорошего мнения о йоге.
Мне кажется, это естественно. Потому что йога — это явление другого мира, который совсем не такой, как христианский (или европейский, что практически одно и то же). На самом деле это противоречие разных культур, а не религий, но каждый интерпретирует по-своему.
ViktorovAV
Преподаватель
Цитата:
На самом деле это противоречие разных культур
Считается, что родина чая — Китай, однако его с удовольствием употребляют жители многих стран мира несмотря на культурные различия с теми людьми, кто его вырастил. Так же и йога.
Мне кажется, причина такого отношения к йоге некоторых христиан в другом и идёт она с «верхов». Отчасти, это боязнь потерять часть своей аудитории, короче — политика…
Danmer
А как православный человек может совмещать религиозную жизнь и йогические медитативные практики? Или одно другому не помеха? Хотя на православных форумах я читал совершенно обратное причем в очень резкой манере.
ViktorovAV
Преподаватель
Поставим вопросы проще:
А как православный человек может совмещать религиозную жизнь и здоровый образ жизни? Имеет ли он на это право, быть здоровым в широком смысле этого слова? Не противоречит ли это христианским заповедям? Андрей Викторов Сообщений: 483 Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Андрей Викторов » 18 июн 2010, 17:46

Мне кажется, причина такого отношения к йоге некоторых христиан в другом и идёт она с «верхов». Отчасти, это боязнь потерять часть своей аудитории, короче — политика…
В продолжение разговора приведу выражение Ганди (который Махатма он же Мохандас Карамчанд Ганди 1869-1948) :»Кто утверждает, что религия не имеет никакого отношения к политике, тот не знает, что такое религия.» Zuek Сообщений: 3 Зарегистрирован: 20 апр 2011, 20:19 Откуда: Санкт-Петербург Контактная информация:

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Zuek » 24 апр 2011, 23:04

Позвольте не согласиться. Ведь асана и пранаяма — это лишь «середина» пути йога. Им предшествуют яма и нияма, а далее следуют пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. И хатха-йога — это яма, нияма, асана и пранаяма. А теперь задайте вопрос: после начала практики есть ли изменения в сознании, мироощущении? Если нет, то что то не то с практикой. А если да, то были усвоены — хоть и неосознанно — приняты изначально заложенные в йогу цели: преодоление самосознания, связь с Абсолютом. В этой концепции нет места центральным истинам христианства о Христе Спасителе, благодати, бескорыстной любви, Животворящем Кресте. И именно это не позволяет быть христианином и практиковать йогу. Изменения в сознании от занятия йогой — это шаг в сторону от христианства, ибо «драйвер» этих изменений не боговдохновенен.
Чтобы не противоречить христианским догматам необходимо оставить только то, что не воздействует на сознание. Но это, на мой взгляд, всё равно, что пытаться разъединить мышечную и нервную ткань у человека (тут вспоминается высказывание Айенгара, что «выравнивая стопы мы выравниваем и душу»), ибо йоги без достижения ментальной тишины не бывает, а это опять же приводит к достижению автономии человеческого духа (что в корне контрастирует с христианскими ценностями). Согласно христианской вере, духовная жизнь с ее завершением есть дар Божией благодати, а не достижение независимой человекоцентристской техники. 道可道,非常道。 名可名,非常名。 無名天地之始, 有名萬物之母。 Андрей Викторов Сообщений: 483 Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Андрей Викторов » 26 апр 2011, 13:16

Zuek, конечно же, практика йоги меняет человека изнутри, учит его дружить с реальностью. А вот насколько эти изменения вступят в противоречия с «христианскими догматами» и будут ли они действительно непреодолимы — это вопрос… скорее всего, очень личный, впрочем, как и все вопросы о вере.
И хатха-йога — это яма, нияма, асана и пранаяма.
Деление на хатха и раджа йогу весьма и весьма условно, ибо, как пишут первоисточники, что нет раджа-йоги без хатха-йоги, и наоборот, «птица с одним крылом не полетит». Ведь даже на этапе «работы с телом» в асанах есть элементы «высшей йоги»- дхарана и дхьяна. И эти элементы осваиваются сразу, с самого начала. Это базис.
А если да, то были усвоены — хоть и неосознанно — приняты изначально заложенные в йогу цели: преодоление самосознания, связь с Абсолютом.
В сутрах речь идёт об обособлении Пуруши.
Изменения в сознании от занятия йогой — это шаг в сторону от христианства, ибо «драйвер» этих изменений не боговдохновенен.
Вот от имени Бога, кто им вдохновлён, а кто нет, кто будет решать? А просветлённые и боговдохновлённые вне христианской традиции, с ними как быть? а ведь это реальность…
тут вспоминается высказывание Айенгара, что «выравнивая стопы мы выравниваем и душу»
Кривую душу такими незамысловатыми манипуляциями не выровнять, тогда бы у нас гимнасты и балерины были бы самыми духовными подвижниками. Да и сам Айенгар, «выравнивая душу» Ван Куттену, умудрился сломать ему спину, что не очень вяжется ни с ахимсой — ненасилием (основным элементом ямы), ни с действиями уравновешенного человека.
Согласно христианской вере, духовная жизнь с ее завершением есть дар Божией благодати, а не достижение независимой человекоцентристской техники.
Техника, как правило, не достигается, а применяется. В йоге же происходит разтождествление не только со своим телом, но и с деятельностью сознания, поэтому, говорить о «человекоцентризме» не приходится, это скорее «человекоДЕцентризм». Zuek Сообщений: 3 Зарегистрирован: 20 апр 2011, 20:19 Откуда: Санкт-Петербург Контактная информация:

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Zuek » 27 апр 2011, 19:21

Андрей Викторов писал(а):Деление на хатха и раджа йогу весьма и весьма условно, ибо, как пишут первоисточники, что нет раджа-йоги без хатха-йоги, и наоборот, «птица с одним крылом не полетит». Ведь даже на этапе «работы с телом» в асанах есть элементы «высшей йоги»- дхарана и дхьяна. И эти элементы осваиваются сразу, с самого начала. Это базис.
Собственно об этом я и писал — в йоге просто невозможно «выделить» чисто физическое воздействие. Дхарана и дхьяна — разве они не содержат себе многое из дхармических религий? И не «усваивается» ли это с практикой, если и в асанах есть их элементы?
Андрей Викторов писал(а):В сутрах речь идёт об обособлении Пуруши.
Что то в википедии написано путано. Можно сказать, что это дух?
Андрей Викторов писал(а):Вот от имени Бога, кто им вдохновлён, а кто нет, кто будет решать? А просветлённые и боговдохновлённые вне христианской традиции, с ними как быть? а ведь это реальность…
Есть Евангелие и Святое Предание Церкви. Боговдохновенного вне христианской/ветхозаветной традиции нет. Если под просветлением понимается святость, то её тоже нет. С точки зрения христианства, достижения Будды, йогов — это достижение человека (мы же созданы по образу и подобию, а значит и способны на очень и очень многое -)).
Но это не значит, что Спасение вне христианства невозможно ибо оно же не с начала времён существует -)
Андрей Викторов писал(а):Кривую душу такими незамысловатыми манипуляциями не выровнять, тогда бы у нас гимнасты и балерины были бы самыми духовными подвижниками. Да и сам Айенгар, «выравнивая душу» Ван Куттену, умудрился сломать ему спину, что не очень вяжется ни с ахимсой — ненасилием (основным элементом ямы), ни с действиями уравновешенного человека.
Ну, я же не буквально это говорил =). Имелось в виду всё то же: воздействие на тело влияет и на духовное. А коли «воздействие на тело» в чём то противоречит христианству — то нехристианским получается и влияние на душу.
Андрей Викторов писал(а):Техника, как правило, не достигается, а применяется. В йоге же происходит разтождествление не только со своим телом, но и с деятельностью сознания, поэтому, говорить о «человекоцентризме» не приходится, это скорее «человекоДЕцентризм».
Говоря о «человекоцентризме» я имел в виду, что цели достигаются только благодаря усилиям, воли и желанию человека, следующего данным путём, ничего более не нужно. Бог не нужен, ибо «аналог» — это обезличенный и ничего не выражающий Абсолют (или я не прав?).
Вопрос, как знатоку: с точки зрения йоги (если так можно сказать) как оценивается «человеческая природа» (сущность): «испорченная» или в целом «хорошая», но требующая работы для возвращения на «истинный путь»? 道可道,非常道。 名可名,非常名。 無名天地之始, 有名萬物之母。 Андрей Викторов Сообщений: 483 Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Андрей Викторов » 28 апр 2011, 23:19

Дхарана и дхьяна — разве они не содержат себе многое из дхармических религий? И не «усваивается» ли это с практикой, если и в асанах есть их элементы?
Что конкретно то «многое из дхармических религий» содержит в себе дхарана («фиксация сознания на определённом месте» -Й.С.) и дхьяна (сфокусированность однородных состояний на этом месте — Й.С.)
Что то в википедии написано путано. Можно сказать, что это дух?
По йоге википедия вряд ли поможет, только личная практика даёт ответы.
Определение «дух» слишком расплывчато («дух койота», «дух мескалито», Святой Дух и пр.), лучше (имхо) «осознание».
Боговдохновенного вне христианской/ветхозаветной традиции нет. Если под просветлением понимается святость, то её тоже нет.
Патент на боговдохновление и святость?
Ну, я же не буквально это говорил =). Имелось в виду всё то же: воздействие на тело влияет и на духовное. А коли «воздействие на тело» в чём то противоречит христианству — то нехристианским получается и влияние на душу.
В чём интересно противоречие с христианством в неподвижном естественном пребывании в удобной позе с пустой головой? Если уж с этой позиции посмотреть, то хотят христиане этого или не хотят, знают об этом или не знают (а незнание, как известно, не освобождает от ответственности), но они (и не только они ) регулярно, ежедневно, сознательно или бессознательно выполняют асаны (а значит и йогу):
в положении лёжа, например:
Шавасана:

Стоя:
ну и т.д. и т.п…. Шива завещал такое количество поз, что, фактически, под любое положение тела можно найти асану в йоге.
Но ведь при этом как-то христиане живут и мирятся с этим, и даже берут уроки йоги…»не надо быть святее папы Римского»!
Говоря о «человекоцентризме» я имел в виду, что цели достигаются только благодаря усилиям, воли и желанию человека, следующего данным путём, ничего более не нужно. Бог не нужен, ибо «аналог» — это обезличенный и ничего не выражающий Абсолют (или я не прав?).
Не совсем так. В йоге сознательные усилия прилагаются для создания условий, чтобы включилась «системная настройка», происходит отдавание «себя» » в руки системного разума» (быть может, в каком то приближении здесь можно провести параллель с христианством).
с точки зрения йоги (если так можно сказать) как оценивается «человеческая природа» (сущность): «испорченная» или в целом «хорошая», но требующая работы для возвращения на «истинный путь»?
Если под «человеческой природой» понимать Пурушу, то она изначально просветлена, неизменна и не может «загрязниться». Всё, что требуется — это вернуться к себе. Кирейчиков Илья Сообщений: 13 Зарегистрирован: 11 апр 2011, 12:52

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Кирейчиков Илья » 20 окт 2011, 12:38

Доброго времени!
Обсуждаемый вопрос имеет много плоскостей, которые можно затронуть и рассмотреть. Мне представляется важным рассмотреть данный вопрос с точки зрения собственного опыта. Собственно, именно им я бы и хотел поделиться.
Я вряд ли могу себя назвать верующим человеком в традиционном понимании (например, я не посещаю церковь, не соблюдаю многие предписанные православным верующим обряды и так далее). Но, я могу о себе сказать, что в силу своих скромных возможностей, какого-то понимания, я очень непродолжительный отрезок своей жизни соприкасаюсь с христианством (православием), по крупицам изучаю основы этой религии, и, возможно, что-то мне уже удалось для себя осознать. Кроме того, какое-то время назад у меня имелся опыт практики преданного служения в рамках вайшнавской традиции, что дало мне возможность ощутить, пусть в какой-то части, но самому ощутить, что это такое.
Так вот, я могу сказать следующее: я ощутил всем своим существом то, что и христианство, и имевшаяся в моей жизни практика вайшнавизма — это что-то «внешнее», это что-то, что ты в себя «вживляешь»; это что-то инородное, противоречащее твоему существу. Собственно, в рамках той или ной религиозной традиции предлагается совершенно определенная система отношения ко всему вокруг тебя, плюс даются определенные правила поведения, запреты,а также указания учителей, гуру, и так далее и так далее. Предлагается что-то извне, в которое нужно поверить и полностью принять, без доли сомнения, без каких-либо вопросов и рассуждений. Я почувствовал, что в таком «религиозном» ключе, лично для меня, сложно быть самим собой, я бы даже сказал, такая возможность просто была исключена. Фактически, исключена сама идея собственного гармоничного развития. Иными словами, в данных случаях, исключается идея системной САМОнастройки, о которой речь идет в классической йоге.
Я могу еще поделиться тем, что я, продолжая, например, изучение Библии, основ православия и христианства, чувствую, что чем дальше и глубже становится практика йоги, тем я все отчетливее ощущаю, что я опираюсь на что-то ВНУТРИ себя, на какой-то внутренний «стержень», который все больше и больше проявляется для меня. И, например, я уже совсем по-другому стал читать Библию, я по-другому читаю молитвы, которые нашли отклик в моем сердце какое-то время назад. Такое чувство, что, вот, это все начинает отходить на второй план, такое чувство, что йога вытесняет все эти вещи или, по крайней мере, их трансформирует во что-то другое. Мне сложно донести те чувства, которые я испытываю сейчас, но могу однозначно сказать, что йога очень мягко и незаметно, но при этом кардинально меняет мое ощущение и понимание этого моего отношения к религии, к Богу, давая мне возможность все-таки дистанцироваться от этих явлений. В этой связи, йога для меня явилась единственным приемлемым способом, методом работы и с сознанием, и с телом, и как результат — единственной методикой самосовершенствования, самонастройки, достижения ЧВН, чего не наблюдалось и не наблюдается при соприкосновении с вещами религиозного плана.Кстати, например, в вайшнавской традиции время для работы с телом попросту не уделяется по имеющимся в этой традиции установкам.
Но вместе с тем, я могу отметить и следующее: мой опыт показывает, что для многих людей, с которыми мне доводилось общаться в рамках практики преданного служения, подобная практика была просто спасением от той жизни,в которой они были до нее. Это помогло им во многом изменить себя и свою жизнь. Конечно, это тоже все очень субъективно, насколько изменилась их жизнь, ну, по крайней мере, они перестали употреблять наркотики, алкоголь, перестали нарушать закон и т.д. Хорошо ли это? Мне представляется, что в определенном смысле это положительный результат. То же касается и людей, которые открыли для себя православие.
Подводя итог сказанному, я могу ответить на обсуждаемый вопрос таким образом: мой опыт дает основание говорить о том, что йога и какая-либо религия, вообщем-то, могут так или иначе пересекаться, но в очень условном смысле этого слова.И по мере углубления практики, лично для меня, йога все более и более заполняет собой то пространство, в котором находилось место тем вариантам проявления религиозности, о которых я говорил выше. Кроме этого, я считаю, что религия представляет собой определенный способ работы с сознанием, определенный метод самосовершенствования. Однако, о нем вряд ли можно сказать, что он универсален и подходит всем и каждому. В этом смысле именно йога дает каждому возможность вернуться к себе, возможность стать самим собой.
Я благодарю всех, кто дочитал это сообщение до конца.
Хорошей практики и занимайтесь йогой. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние (Патанджали) Андрей Викторов Сообщений: 483 Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Андрей Викторов » 21 окт 2011, 14:13

Конечно же, йога выявляет в человеке скрытый потенциал, предрасположенность (к чему-либо) и даёт силы для реализации. Очень многое зависит от того, с каким «багажом» неофит приступил к освоению йоги, но, в любом случае, лишние, избыточные наслоения по мере практики отпадают, и остаётся необходимая суть. Технология йоги является инструментом самопознания, она универсальна. А вот как и куда разовьётся практикующий — всегда интересно и не всегда предсказуемо.
Очень любопытный опыт, Илья! Кирейчиков Илья Сообщений: 13 Зарегистрирован: 11 апр 2011, 12:52

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Кирейчиков Илья » 25 окт 2011, 09:55

Всем доброго времени!
Нашел, на мой взгляд, очень интересную статью, которая в какой-то части раскрывает вопрос о совместимости йоги и христианства.
Вот ссылка: http://www.pravoslavie.ru/put/49363.htm
О хранении ума/Архимандрит Клеопа (Илие) Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние (Патанджали) Андрей Викторов Сообщений: 483 Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

  • Цитата

Сообщение Андрей Викторов » 28 окт 2011, 12:27

«Во время умной молитвы в схватку вступают три ума: ум святых сил, ум бесовский и ум человека».
Итак, ум человека находится между Святыми Силами и бесовскими полчищами.
Бей о камень этих младенцев «дщери Вавилона» — то есть плохие помыслы ума, — пока они еще младенцы. То есть умерщвляй страсти в себе, когда они малы, ибо потом это будет гораздо тяжелее!
«И вечный бой! Покой нам только снится.»
Для контраста из дзена:
«…И нет нужды в сдерживании желаний.
Когда сущность пустеет, жажда уходит сама собой…»
«…Не разрушайте мнений обычных людей,
Учите лишь прекращению мыслей.»
Запад и Восток… 28 сообщений

  • 1
  • 2
  • 3

Вернуться в «Классическая Йога»

Перейти

  • Форум Андрея Викторова
  • Классическая Йога
  • Объявления
  • О разном

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

  • Часовой пояс: UTC+04:00 UTC+4
  • Удалить cookies форума
  • Наша команда
  • Связаться с администрацией

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *