Как побороть гордыню

Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви

Инокиня Евгения (Сеньчукова) | 13 января 2015 г. Сколько будут жить христиане, столько будут толковать на разные голоса грех гордости. Чувство собственного достоинства? Завышенная самооценка? Презрительное отношение к другим? И как бороться с гордостью? Задаем этот вопрос духовно авторитетным людям разных эпох.

Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.

Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.

А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…

1. За советом – к Библии

Преподобный Ефрем Сирин

Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. Преподобный Ефрем Сирин в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.

2. «Это не я»

Святитель Николай Сербский

Строго говоря, нам нечем гордиться. Святитель Николай Сербский еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:

«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:

«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».

3. Математический метод борьбы с гордостью

«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский так и советует поступить:

«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».

4. Унижение или смирение?

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? “Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все – плохо, где все – дисгармония?”

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю “смиренна”, речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: “Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь”. Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник рекомендует смирение как средство борьбы с гордостью:

«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием — и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

5. Наказание за грех

Святитель Феофан Затворник, которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».

Святитель Феофан Затворник

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

6. Не стесняйся плакать

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Святитель Николай Сербский уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».

7. Единственный Целитель

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», – подчеркивает отец Кирилл.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».

Теги: Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Мутко-миротворец

Спорт 14:30, 29 июня 2017

Усатый-полосатый, или Как смирить гордыню Станислава Саламовича

В принципе, ничего особенного со сборной России на Кубке конфедераций не произошло. Кто-то удивился, что Игорь Акинфеев может в критический момент ошибиться? Так вспомните гол от корейцев в Бразилии. Кто-то надеялся, что Васин, Джикия и остальная оборонительная компания сможет сдержать Криштиану Роналду? Так они и в российском чемпионате не всегда справляются. Или кто-то думал, что Смолов сможет стать лучшим бомбардиром турнира? Тогда почему он до сих пор не в Европе?

А может быть, кто-то рассчитывал, что Самедов и Жирков смогут перебегать соперников на флангах? Так им скоро 67 лет на двоих стукнет — пора о пенсии задумываться, а не с молодежью наперегонки бегать. И вообще стоит вспомнить, что сборная России за всю свою независимую историю, то есть с 1991 года, на крупных международных турнирах групповой этап преодолела… один раз. И мы до сих пор молимся на Гуса Хиддинка.

Если говорить о сухом остатке, то он минимален. Временами хорош был Головин, но он уже во Франции выделялся. Порадовал искренними эмоциями Смолов, удивил самоотверженностью Жирков, а Глушаков лишний раз доказал, что позиция опорного полузащитника — не для него. В «Спартаке» он действует «выше» и пользы приносит куда больше. Пожалуй, эпизодами неплох был Джикия, с учетом его возраста и перспектив развития. На этом все.

Вице-премьер Мутко многозначительно заявил, что команда поразила его самоотдачей, но это весьма спорно. Мы действительно в этом компоненте не уступили соперникам, как это часто бывало, но и не превзошли их. Хотя зрители вправе были чего-то такого ожидать с учетом «своих» трибун и весьма условной мотивации гостей. Слова Мутко прозвучали скорее как утешение, а утверждение про «лучшую сборную за десять лет» — и вовсе как мантра.

Но давайте посмотрим на дело иначе. А та ли это сборная России, которую Станислав Саламович собирается явить миру будущим летом? Может быть, Черчесов хитрый маневр задумал, чтобы карты заранее не светить? Посудите сами: братья Березуцкие, Марио Фернандес, Денисов, Дзагоев, Зобнин, Мамаев, Шатов, Кокорин, Дзюба — разве они не потенциальная основа сборной? Добавить их к нескольким парням, которые отлично показали себя на Кубке конфедераций — и получится совсем другая команда.

Возникает логичный вопрос: почему же тренер лидеров не взял? С травмированными (Зобнин, Дзагоев, Фернандес) ясно, а остальные? И тут на память приходят некоторые эпизоды из тренерской биографии Черчесова. В «Спартаке» он отправлял в дубль Титова, Калиниченко и Моцарта, в «Тереке» — Маурисио, в «Амкаре» — болгар Пеева и Сиракова, в «Динамо» — Игоря Денисова.

После конфронтации и обид обычно происходил «мужской разговор», после чего недавний фрондер либо становится лидером коллектива и проводником тренерских идей, либо разрыв становился окончательным. Честно говоря, возникало ощущение, что Черчесов собирался действовать по этому сценарию в ситуации с Дзюбой и Кокориным. Они парни амбициозные, и тот факт, что их не взяли на важный турнир, конечно, сильно их задел. А дальше — дело тренерской техники: правильно построить разговор и направить эмоции в нужное русло. Как говорится, «злее будут».

Наверное, так оно и произошло бы, но «веселые ребята» отличились известной выходкой с «усами». И неважно, что они потом говорили в свое оправдание, главное — как это поняли люди. Как истинный кавказец, Черчесов — человек гордый, ему трудно будет простить такое. Но и готовиться к мировому чемпионату, имея, по сути, одного Смолова в атаке, тоже нельзя. Он нестабилен и травматичен, а Бухаров и Полоз могут лишь помочь, но вряд ли готовы сыграть первую скрипку. Это делает Дзюбу и Кокорина почти незаменимыми для сборной.

А представляете, какую головную боль парни устроили Виталию Леонтьевичу Мутко? Что бы ни говорили, но глава РФС в ответе за результат, и, похоже, расхлебывать эту историю придется ему. Менять тренера поздно. К тому же он сам его назначил и поддерживал. Остается одно: как-то сгладить ситуацию. Зная Виталия Леонтьевича, нетрудно предположить, что он постарается сделать это публично и красиво: соберет, поговорит, заявление сделает. Может быть, даже в прямом эфире.

Похоже, на данном отрезке времени это единственная проблема сборной. Все остальные будут решаться в последний момент. Поскольку поставленной игры и четко очерченного основного состава у команды нет, то важно, чтобы на поле выходили те, кто лучше готов. Очевидно, что до весны это будет в тумане. Круг кандидатов тоже ясен, других уже не будет, и в этом главная беда.

И что по-настоящему важно — это только для российского телевидения выставочный по сути Кубок конфедераций главный на сегодня турнир, остальная Европа уже две недели затаив дыхание следит за молодежным (U-21) чемпионатом континента, который проходит в Польше.

В пятницу в финале там сойдутся немцы и испанцы. Это завтрашний день футбола, а мы, к сожалению, чужие на этом празднике жизни. И это гораздо печальнее, чем любая ошибка Акинфеева.

Спорт00:03Сегодня

Бамос, Рамос!

Капитан «Реала» — костолом и скандалист. Как он стал лучшим защитником мира? 15:31 — Сегодня 14:29 — Сегодня 13:08 — Сегодня Спорт00:02 9 января

«Я не чувствую боли. На это нет времени»

Он был злодеем в рестлинге и избивал соперников в UFC. Теперь он хочет вернуться 18:20 — 9 января 12:01 — Сегодня 11:10 — Сегодня Спорт10:1030 декабря 2018

«Папочка дома»

Величайший чемпион UFC и «читер» вернулся. Некоторым это не понравится 21:03 — 4 января 09:50 — Сегодня 07:32 — Сегодня

Подать записку Статьи Видео Помощь Отзывы

ВЕРБНОЕ.РФ В помощь православному христианину

Сзади — Христа ради.

Русская пословица.

Приучи язык свой говорить «прости» — и смирение низойдет на тебя.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

Для подавления самомнения навыкайте, главное, все доброе относить к Господу как к причине и Его благодарить. Это — начало смирения.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

Смиренномудрие есть порождение ведения, а ведение — есть порождение искушений.

Преподобный Петр Дамаскин (VIII в.).

Если кто не будет шествовать прямым путем, каким шествовали святые, то есть путем обесчещения, неправедных укоров и мужественного их претерпевания, тот не преуспеет.

Преподобный Зосима Палестинский (+ок.560).

Чем ты злонравнее, тем менее отрицайся от злострадания, дабы, смирен быв им, изрыгнул ты гордость.

Преподобный Максим Исповедник (+662).

Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся ни когда ведешь беседу, ни когда по ешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братиями, слова твои да будут безыскусственны.

Преподобный Антоний Великий (251-355).

Против гордости — воспоминание о грехах своих, память смирения Христова,вменять себя худша всех, помнить, что гордым Бог противится.

(1Петр.5,5).

Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Гордых сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет.

Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Будем оказывать уважение не одним только высшим нас или равным с нами; это не было бы смиренномудрие, ибо, когда кто делает необходимо-должное, то это уже не смиренномудрие,но долг.Истинное смиренномудрие — когда мы уступаем тем, кто считается хуже нас. Впрочем, если мы будем рассудительны, то не станем никого и считать ниже нас, но всем людям станем отдавать преимущество пред собою.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

Смиряйся пред людьми — и тогда возможешь смириться пред Богом.

Когда придет тебе какой-либо гордый помысл — плачь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит.

Вот вы спрашиваете скорейший путь ко смирению. Конечно, прежде всего следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Так что, когда кто-нибудь оскорбляет его, то оскорбляемый и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренно. При этом иной не только радуется, когда его оскорбляют, но и сожалеет о раздражении оскорбившего его! Бог да введет нас в такое состояние.

Считать себя ниже всех и постоянно молиться Богу — это путь ко смирению; само же смирение божественно и непостижимо.

Преподобный Дорофей Палестинский (+620).

Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина — пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец,— принимать поношения как похвалы.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

Для стяжания же смирения понудь себя и напрягись принять в любительские объятия свои всякие неудовольствия и прискорбности, как сестер родных, и всячески убегать славы и почестей, желая паче быть от всякого уничижаемым и незнаемым и ни от кого не получать попечения и утешения, кроме единого Бога.

Избирай всегда тягостное и прискорбное и не люби утех и удовольствий, от которых не бывает никакой пользы для души; люби быть в подчинении и зависимости от воли других. Один Бог да будет для тебя сладчайшим утешением, все же другое — горечью.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

Что нужно делать? Вот что:

1) Примирись искренне, а не языком, со всеми.

2) Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна.

3) Говори себе так: «За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила».

4) Перестань излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в количестве пищи.

5) Обязательно утром и вечером молитвы.

6) Каждый день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь, о смерти.

7) Перестань осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.

8) Перестань празднословить, оставь смехотворство, шутки и прочее.

9) Вечером от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день делом, словом или помыслом.

10) Старайся добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *