Как поступить в духовную семинарию

Содержание

Сретенская духовная семинария проводит набор учащихся на бакалавриат на 2014/2015 учебный год

Сретенская семинария — высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Семинария располагается на территории московского Сретенского монастыря. В семинарии изучается более 40 различных дисциплин. Среди них: Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, патрология, литургика, общецерковная история, история Русской Церкви, церковное искусство, история философии, древние и новые языки и другие предметы, рекомендованные Учебным комитетом Русской Православной Церкви для духовных семинарий.

Обучение в семинарии: бакалавриат — 4 года; магистратура — 2 года.

Ректор семинарии — наместник Сретенского монастыря, действительный член РАЕН, архимандрит Тихон (Шевкунов).

Правила приема в Сретенскую духовную семинарию (бакалавриат):

В Сретенскую духовную семинарию принимаются лица мужского пола в возрасте до 35 лет, имеющие полное среднее образование.

Поступающие сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

  • Священная история Ветхого и Нового Заветов;
  • Основы православного вероучения;
  • Основы богослужебного устава;
  • Общая церковная история;

(материал необходимо знать в рамках учебника прот. Серафима Слободского «Закон Божий»)

  • Сочинение (на церковно-историческую тему);

Поступающие должны знать наизусть все утренние и вечерние молитвы, а также молитву святого Ефрема Сирина, молитва перед Святым Причащением «Верую Господи и исповедую..», десять заповедей, заповеди Блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й.

Поступающие должны свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке.

Желающие поступить в семинарию
должны представить в канцелярию
следующие документы:

1.Прошение на имя ректора Семинарии (заполняется при подаче документов)

2.Заявление о согласии на обработку данных (заполняется при подаче документов)

3.Анкета для Учебного Комитета РПЦ (заполняется при подаче документов)

4.Автобиография

5.Фотографии (6х9 — четыре шт., 3х4 — четыре шт., матовые)

6.Копия паспорта (первая страница и с пропиской).

7.Документ об образовании (оригинал): среднем и (духовном или высшем — если есть).

8.Сертификат ЕГЭ (при наличии)

9.Справка о составе семьи

10.Свидетельство о регистрации брака и о Венчании — для женатых (копия)

11.Справка о состоянии здоровья (форма 086/у)

12.Справка о Крещении

13.Копию удостоверения о хиротесии (для чтецов) — если есть

a.копию удостоверения о рукоположении в сан священника (диакона) (для священнослужителей) — если есть

b.копию последнего указа правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей) — если есть

14.Мед. страховка (для граждан РФ, копия)

15.Приписное свидетельство или военный билет (копия всех страниц)

16.Рекомендация приходского священника, заверенная правящим архиереем

Поступающие по прибытии в семинарию должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство, а также военный билет (приписное свидетельство), в котором должна быть отметка о постановке на воинский учет.

Схема прохода в здание СДС

Схема прохода в здание Сретенской духовной семинарии

Прием документов производится в библиотеке семинарии с 4 июня по 31 июля с 10:00 до 17:00, кроме выходных.

Прибытие абитуриентов в семинарию на вступительные экзамены — 31 июля 2014 года. Начало вступительных экзаменов — 1 августа.

Начало занятий — 1 сентября.

Проживание, питание и обучение — бесплатные. Стипендия не выплачивается.

Контактная информация (е-mail): seminary@pravoslavie.ru

Роспись холла в здании СДС. Фото: Православие.Ru

Правила приема в Семинарию

ПРАВИЛА ПРИЕМА В РЕЛИГИОЗНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ – ДУХОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

ПРАВИЛА ПРИЕМА В МАГИСТРАТУРУ

Общая информация о приеме на обучение

Нижегородская духовная семинария — учреждение высшего профессионального религиозного образования, которое готовит священнослужителей Русской Православной Церкви по утвержденным Священным Синодом образовательным программам.
На обучение принимаются лица православного вероисповедания мужского пола, имеющие полное среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.
Срок обучения на подготовительном курсе – 1 год. Срок обучения на бакалавриате – 4 года. Общее время обучения — 5 лет.
На время обучения иногородние студенты обеспечиваются общежитием. Все студенты обеспечиваются трехразовым питанием и стипендией. Обучение, проживание и питание за счет церковных средств (бесплатные).

Подготовительные курсы для абитуриентов

При Нижегородской духовной семинарии осуществляются двухнедельные подготовительные курсы для абитуриентов.

На курсы приглашаются все желающие поступить в Нижегородскую духовную семинарию. Предметы курсов: Русский язык, История России, Церковное пение, Церковнославянский язык, Чтение по церковнославянскому языку.
На время обучения на курсах иногородние студенты обеспечиваются общежитием и питанием. Обучение, проживание и питание бесплатные. В неучебные дни абитуриенты могут уезжать домой. Время проведения курсов — июль, точные даты будут указаны позже.

Желающие поступить в Нижегородскую духовную семинарию на очное отделение должны предоставить в канцелярию следующие документы:

1. Прошение на имя Ректора (подается в канцелярию электронная версия и экземпляр в распечатанном виде);
2. рекомендацию епархиального архиерея или приходского священника, заверенную епархиальным архиереем (рекомендация пишется на имя Владыки Ректора на бланке прихода, или благочиния, или монастыря. В рекомендации указывается должность священника, сан, имя, фамилия, адрес электронной почты и номер мобильного телефона. В рекомендации д.б. раскрыты в развернутой форме: уровень воцерковленности, нравственные качества абитуриента, оценка выполнения им церковного послушание при храме за весь период (период д.б. не менее года). Рекомендация подписывается священником, и заверяется печатью. Поступающие из иных епархий предоставляют направление епархиального архиерея. Принимается только в печатном виде);
3. фотографии; должны быть цветными, на матовой бумаге, без уголка. Размер фотографий: 6×8-2 шт. и 3×4-6 шт. Разрешается фотографироваться в однотонном костюме или в подряснике;
4. заполненная анкета (подается в канцелярию семинарии электронная версия и экземпляр в распечатанном виде);

5. автобиография (подается в канцелярию семинарии электронная версия и экземпляр в распечатанном виде);
6. паспорт (в паспорте должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство);
7. военный билет или приписное свидетельство (должна быть отметка о постановке на воинский учёт);
8. страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации) или международный страховой полис (для граждан ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Белоруссии);
9. свидетельство о рождении;
10. документ о светском образовании: аттестат о полном среднем или диплом о высшем образовании;
11. документ о духовном образовании (если имеется);
12. справку о составе семьи;
13. свидетельство о Крещении;
14. свидетельство о регистрации брака и о Венчании (для женатых);
15. медицинскую справку (форма № 086/у) с данными флюорографического обследования (не более полугода) и профилактическими прививками;
16. справку от нарколога и психиатра;
17. заявление на обработку персональных данных

Прошение, анкета, автобиография подаются в канцелярию семинарии в электронной версии и в распечатанном виде.

а) Правила приема в образовательную организацию

Правила приема в Религиозную организацию – духовную образовательную организацию высшего образования «Нижегородская православная духовная семинария Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви»

Правила приема в магистратуру

б) Перечень направлений подготовки, по которым семинария объявляет прием на обучение
Семинария объявляет прием по следующему направлению: Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания (квалификация: бакалавр богословия).
Прием на обучение проводится по программам по очной и заочной формам обучения.
в) Перечень вступительных испытаний для каждого отдельного конкурса, минимальное количество баллов для каждого вступительного испытания по каждому конкурсу, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных испытаний, о формах проведения вступительных испытаний, проводимых Семинарией самостоятельно
По направлению: «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания» (квалификация: бакалавр богословия) (очная и заочная форма обучения):
• Русский язык – ЕГЭ – 36 баллов
• История – ЕГЭ – 32 балла
Конкурсные списки ранжируются по убыванию суммы конкурсных баллов, при равенстве суммы конкурсных баллов – по убыванию количества баллов, начисленных по результатам отдельных вступительных испытаний (в соответствии с приоритетностью вступительных испытаний).
На Подготовительное отделение (1 курс):
1. Русский язык (изложение) –– 36 баллов;
2. История России –– 32 балла;
3. Церковное пение –– 31 балл;
4. Собеседование (включает знание молитв и чтение по церковнославянски (см. «Правила приема»)) – устный экзамен – 31 балл
В случае равенства суммы конкурсных баллов выше в конкурсном списке указывается абитуриент:
1. набравший большее количество баллов по результатам собеседования;
2. набравший большее количество баллов по испытаниям в соответствии с их приоритетностью;
3. набравший большее количество баллов за индивидуальные достижения.

Конкурсные списки ранжируются по убыванию суммы конкурсных баллов, при равенстве суммы конкурсных баллов – по убыванию количества баллов, начисленных по результатам отдельных вступительных испытаний (в соответствии с приоритетностью вступительных испытаний).

В случае равенства суммы конкурсных баллов выше в конкурсном списке указывается абитуриент:
1. набравший большее количество баллов по результатам собеседования;
2. набравший большее количество баллов по испытаниям в соответствии с их приоритетностью;
3. набравший большее количество баллов за индивидуальные достижения.
г) Информация о возможности сдачи вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, на языке Российской Федерации, на территории которой расположена организация (далее – язык Российской Федерации), и на иностранном языке.
Вступительные экзамены в Семинарии проводятся только на русском языке.
д) Информация о предоставляемых поступающим особых прав и преимуществ при приеме на обучение по программам бакалавриата.
При приеме на обучение по программе бакалавриата отдельным категориям граждан, названных в ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предоставляется преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения испытаний и при прочих равных условиях.
е) Информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих.
Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения. Указанные баллы начисляются поступающему, представившему документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений, и включаются в сумму конкурсных баллов. Семинария начисляет баллы за следующие индивидуальные достижения:
1. Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», — 2 балла.
2. Наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием — 2 балла.
3. Выставленная организацией высшего образования оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения) – 5 баллов.
По решению Ученого совета за осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности и участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, баллы не начисляются.
ж) Информация о возможности подачи документов для поступления на обучение в электронной форме
Возможность подачи документов для поступления на обучение в электронной форме в Семинарии отсутствует.
з) Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в семинарию могут быть приняты:
1. лица в возрасте до 23-х лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. лица в возрасте до 23-х лет из числа детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, которым согласно каноническим правилам и заключению учреждения госслужбы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в семинарии;
3. лица в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума.
и) Информация о проведении вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий (в случае проведения таких вступительных испытаний)
Вступительные испытания с использованием дистанционных технологий Семинарией не проводятся.
к) Правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых Семинарией самостоятельно
1. По результатам вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, поступающий (доверенное лицо) имеет право подать в апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.
2. Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только соблюдение установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) правильность оценивания результатов вступительного испытания.
3. Апелляция подается в день объявления результатов вступительного испытания или в течение следующего рабочего дня.
4. Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи.
5. Поступающий (доверенное лицо) имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать один из родителей или законных представителей, кроме несовершеннолетних, признанных в соответствии с законом полностью дееспособными до достижения совершеннолетия.
6. После рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает решение об изменении оценки результатов вступительного испытания или оставлении указанной оценки без изменения.
Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения, поступающего (доверенного лица). Факт ознакомления, поступающего (доверенного лица) с решением апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего (доверенного лица).
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ, ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ и ПОЛОЖЕНИЕ О АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОМИССИИ ПОЛОЖЕНИЕ О АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОМИССИИ Нижегородской духовной семинарии
л) Информация о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования)
Независимо от формы обучения в целях определения соответствия состояния здоровья, поступающего требованиям к обучению в Семинарии и последующей профессиональной деятельности поступающие, предоставляют оригинал медицинской справки 086-у. Подавшие документы абитуриенты дополнительно проходят медицинскую комиссию в установленные Семинарией сроки.
м) Программы вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно
Программы дополнительных вступительных испытаний профессиональной направленности:
Программа вступительных испытаний по предмету История России
Программа вступительных испытаний по предмету «Церковное пение»
н) Информация о дополнительных сроках проведения ЕГЭ для сдачи ЕГЭ лицами, не имеющими результатов ЕГЭ
Проект расписания проведения ЕГЭ размещен на официальном информационном портале ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru

о) Количество мест для приема на обучение
Очная форма обучения:
Направление: «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания (квалификация: бакалавр богословия)»: – 50 мест
Заочная форма обучения:
Направление: «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания (квалификация: специалист в области православного богословия)»: – 60 мест
п) Образец договора об оказании платных образовательных услуг
Образовательная организация не оказывает платных образовательных услуг.
р) Информация о местах приема документов, необходимых для поступления

Прием документов осуществляется по адресу:
Россия, 603001, г. Нижний Новгород, Похвалинский съезд, д. 5
Телефоны: Дежурный помощник: 8 (831) 218-09-68, +7-910-393-10-12. Сектор заочного обучения: 8 (831) 218-07-87
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Сектор заочного обучения: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
с) Информация о почтовых адресах для направления документов, необходимых для поступления

Россия, 603001, г. Нижний Новгород, Похвалинский съезд, д. 5
т) Информация об электронных адресах для направления документов, необходимых для поступления, в электронной форме
Возможность подачи документов для поступления в Семинарию в электронной форме не предусмотрена.
у) Информация о наличии общежития
Студентам Нижегородской духовной семинарии очного и заочного (на период сессии) отделений предоставляется возможность бесплатного проживания в общежитии Семинарии.

ф) Информация о сроках проведения приема.
• приема документов, необходимых для поступления;
на очное обучение — до 10 августа.; на Сектор заочного обучения — до 1 июля текущего года.
• проведения вступительных испытаний;
20-е числа августа текущего года.

На собеседовании абитуриенту могут быть заданы вопросы по Русской литературе, Истории и другим предметам школьной программы.

Билеты по Истории России

Материал для подготовки по Русскому языку

Пособия для подготовки к экзаменам

История России под ред. Сахарова

История России под ред. Керова

Правила поступления после Духовного училища

Поступающие после окончания Духовного училища должны подать следующие документы:

  1. Прошение на имя ректора;
  2. Анкету;
  3. Автобиографию;
  4. Свидетельство о рождении;
  5. Свидетельство о крещении;
  6. Документ об образовании (подлинник);
  7. Аттестат об окончании Духовного училища (подлинник);
  8. Направление из Духовного училища;
  9. Характеристику из Духовного училища;
  10. Свидетельство о венчании (для женатых);
  11. Справку о семейном положении;
  12. Мед. справку (форма № 086-у);
  13. Справку от нарколога и психиатра;
  14. Копии паспорта, военного билета (или приписного свидетельства) и страхового полиса обязательного медицинского страхования;
  15. Две фотографии 6 х 8 и шесть фотографий 4 х 3.

Поступающие сдают вступительные экзамены по следующим предметам:

  • Русский язык (диктант);
  • Катехизис;
  • Литургика;
  • Библейская история Ветхого Завета;
  • Общецерковная история.

Экзаменационные вопросы

Литература для подготовки к экзаменам

Выпускники Духовных училищ должны пройти собеседование вместе с поступающими на 1 курс семинарии.

На собеседовании абитуриенту могут быть заданы вопросы по Русской литературе и другим предметам школьной программы.

Православный
календарь

Личный опытДуховная элита: Как я поступила в школу регентов и теперь живу в Лавре

Правила жизни Московской духовной академии

  • 14 августа 2017
  • 55523

Интервью: Елизавета Клементьева

Иллюстрации: Катя Дорохина

Рассказывает Екатерина П. (имя изменено по просьбе героини)

Пение

Мне 20 лет. Я пою с детства, отучилась в колледже на отделении «оперное пение». Дальше логично было поступать в консерваторию, чтобы потом петь в театре. Но я решила идти в регентскую школу Московской духовной академии. У меня православная семья, здесь учился мой брат — он уже священник. Мои родители — музыканты-народники. Работали в профессиональном хоре в Омске, там и познакомились. После женитьбы переехали жить к папе и организовали свой народный коллектив. Мама, даже будучи беременной мной, постоянно проводила время с хором. Когда было совсем туго с деньгами, репетировали у нас в квартире.

Отец привёл меня в церковь, когда мне было лет восемь — петь на клироc. Голос был детский, не поставленный — скорее, всё это было ради воспитания. Ходить на клирос я бросила в переходном возрасте. Надоело до жути. Учишься шесть дней в неделю, ещё и по воскресеньям рано вставать!

На последнем курсе колледжа мне позвонил брат и сказал, что у него в соборе не хватает одного голоса — сопрано, и предложил мне. Я альт, у меня низкий голос, я не хотела даже пробовать. Но на третий день уговоров решила пойти. Меня взяли на ставку. Платили сначала по 500 рублей, потом по 750 рублей за службу. Везде платят по-разному. Где ничего не заплатят, а где полторы тысячи за раз — всё зависит от настоятеля. Ходила из интереса, тем более это практика для голоса. Я не собиралась в регентскую, но это родительская мечта, и они были счастливы, когда я в итоге поступила.

Брат

Артём, так зовут брата, был сложным подростком, и отец как-то для перевоспитания отправил его в монастырь. В монастыре ведь есть не только монахи, но и послушники, туда можно приехать, например, на 40 дней — пожить, поработать. Ты ходишь на службу, на послушания, помогаешь пахать огород или приносишь воду. Артём был не против — ещё бы, такая возможность из дома уехать. Вернулся он оттуда и почувствовал себя очень крутым, везде ходил со своими чётками. Отец решил, что сын наконец-то набрался ума. Через несколько дней после возвращения у друга Артёма был день рождения, он попросил разрешения выпить бокал вина. Отец был против. Артём всё равно выпил. Когда брат вечером пришёл домой и дыхнул на отца, папа решил с этим что-то делать. Однажды он наткнулся на рекламу набора в православную гимназию для мальчиков 10–11-го классов. Она готовила к поступлению в Московскую духовную академию. Артём поступил, и ему очень понравилось. Сейчас он уже священник, у него двое детей. Он старше меня всего на пять лет.

Мои друзья реагировали на академию по-разному. У меня есть приятель из ГИТИСа, до сих пор каждый раз, когда он звонит мне, спрашивает: «Ты в себе? Зачем ты туда поступила? Насиделась там? Хватило? Давай ко мне, я тебя встречу». Через пару дней может ещё раз позвонить: «Ну что, ты ещё там?» Но вообще друзья мои знают, что я не сильно изменилась — со мной можно так же посмеяться, мы и по клубам могли бы ходить в свободное время, просто я не люблю клубы. Летом тебя никто не видит — сиди в своём городе и делай что хочешь. Но мне кажется, если ты учишься в семинарии и одновременно хочешь ходить по клубам, стоит задуматься. Как нам говорят преподаватели: «Вы же духовная элита России, вы должны подавать пример».

Правила

По-честному крыша едет весь год ходить в двух юбках. У меня две тёмные юбки, и я их по очереди стираю. Надоело ходить с платком и косичкой. Когда папа летом забирает меня домой, я выхожу к нему в цветных кедах и спортивных штанах, а на голове у меня что-то невообразимое.

Я из Электрогорска, это недалеко. Но мы не имеем права выходить с территории Лавры. Если нам надо купить что-нибудь за пределами её стен, мы должны сообщить об этом воспитателю. В город вообще без разрешения выйти нельзя, если кто-то увидит и донесёт, будет очень плохо. Нарушать невыгодно — это сказывается на наших прошениях. Например, мы должны писать прошение на поездки домой: «Прошу вашего благословения на выход в город…» Если ты много косячишь, велика вероятность, что это прошение не захотят подписывать.

Правил очень много, настолько много, что лучше не поднимать эту тему. Во-первых, ты не имеешь права никуда опоздать. Если опаздываешь, у тебя будет послушание — это, например, дежурство по столовой, уборка классов или пение в Троицком, мы по два или три часа поём акафист, полностью убираем храм, протираем посуду в преподавательском буфете, сидим на вахте в общежитии.

Ещё одно жёсткое правило касается дресс-кода: мы обязаны ходить в одежде с полным рукавом либо три четверти, это не зависит от времени года, летом мальчики в кителях ходят. Всегда в платках, всегда юбка в пол

Ещё одно жёсткое правило касается дресс-кода: мы обязаны ходить в одежде с полным рукавом либо три четверти, это не зависит от времени года, летом мальчики в кителях ходят. Всегда в платках, всегда юбка в пол. Нам вообще нельзя краситься. Если заметят, будут большие проблемы — придётся писать объяснительную на имя заведующего. Все объяснительные подшиваются в личное дело. Если накапливается много объяснительных — «тропарь». «Тропарь» — это выговор, его вывешивают на стенд, пишут имя и проступок. Это первое предупреждение. Правда, бывают люди, у кого несколько «тропарей», а есть те, у кого только один выговор, но его берут на заметку и сразу отчисляют.

Я знала, на что иду, потому что по каноническим правилам краситься, ходить в штанах, украшать себя — запрещено. На самом деле уже и не хочется. Когда я сюда первый раз приехала, взяла с собой всю свою косметику — я ведь работала на сцене, привыкла. Поначалу пыталась наносить тональный крем. Потом решила, что хватит. Результат налицо: у меня стала чище кожа. Если ты наносишь на себя косметику, значит, хочешь быть лучше, не нравишься себе. А нас приучают, что мы созданы по образу Божию и Бог нам уже дал красоту. Кроме того, это очень удобно: утром встал, умылся и пошёл на учёбу.

А ещё нам иногда говорят: «Сегодня будет проверка комнат». Тогда воспитатели всем выдают одинаковые покрывала, наволочка должна быть обязательно белая, даже если у тебя разноцветное постельное белье. На тумбочках вообще ничего не должно быть. Мы по этому поводу с воспитателями спорим. Понимаете, говорим, мы же девушки, живём тут на протяжении всего года, почему же нам нельзя оставлять здесь какие-то признаки жизни. Еду нам тоже запрещено иметь свою, нас кормят в столовых. В шкафах должен быть порядок — во время проверки начальство может открыть шкаф.

Все, конечно, понимают, что у нас есть и еда, и косметика, но всё это очень хорошо прячется. Кроме того, мы иногда выезжаем на концерты, и косметика нам просто необходима. А из еды нам можно открыто хранить, например, сухофрукты.

Все, конечно, понимают, что у нас есть и еда, и косметика, но всё это очень хорошо прячется. Кроме того, мы иногда выезжаем на концерты, и косметика нам просто необходима. А из еды нам можно открыто хранить, например, сухофрукты

Здесь один большой комплекс: семинария, академия, регентская и иконописная. Вся система живёт в одном большом общежитии. Это здание буквой П, и у каждого есть свой подъезд. В комнатах по два человека, есть комнаты на четверых. Туалет и душ на двоих. Но кухни у нас нет ни в комнате, ни на этаже.

В общежитиях нельзя шуметь, запрещено петь песни. Нельзя закрывать дверь в комнату изнутри. Даже когда переодеваешься. Однажды, когда я только поступила, стою у себя в комнате в нижнем белье — время без двух минут 11. А в 11 мы должны быть уже в кровати с потушенным светом — просто лежать и не двигаться, смотреть в потолок, если не спится. Так вот, переодеваюсь, заходит воспитательница, в обуви останавливается в центре комнаты и смотрит на меня, я говорю: «Сейчас переоденусь и спать лягу», а она мне: «Ну давай» — и продолжает дальше стоять. И как себя вести?

Есть воспитатели, которые не заходят, когда слышат, что тишина. Но если кто-то увидит, что ты не спишь, могут отправить на утреннюю службу в шесть утра. Одним словом, нарушил — объяснительная. Нарушил — наказание. Не нарушаешь — будешь жить спокойно. Всё просто.

ХБМ и девчонки

Когда мы встретились после зимних каникул, одна девчонка рассказала, как она ездила в Угличский монастырь! Я про себя подумала: какой монастырь — нужно же отдыхать! Рассказываем мы подругам только приличное — если кто-то запретное делает, это особо не распространяется. Захотел ты что-то отметить с друзьями — отмечай по-тихому.

На нашем курсе никто учёбу не бросал. Есть такие, кто выходит замуж и переводится на заочку или в экстернатуру. Остальные здесь до последнего. Сюда идут те, кто готов терпеть систему, а в остальном учёба интересная, а Лавра суперкрасивая.

Есть у нас особые девочки, которые поступают сюда, чтобы найти себе мужа. Мы их называем хабээмщицы, по начальным буквам: Х — хочу, Б — быть, М — матушкой. В миру у них не получается создать семью и родить детей, а здесь для этого все условия. Мальчикам, которые учатся на священников, нужно обязательно жениться, чтобы начать работать. Без жены нельзя.

Был у меня один конфликт с девочкой со старших курсов. Во время обеда она долго мешала сахар в чае, громко и действуя на нервы всем вокруг. Я сделала ей замечание. Она не обратила внимание. Я сделала второе. Тут она встаёт и на всю регентскую кричит: «Рот закрыла быстро!» Девочка, которая сидела рядом со мной, шепнула мне на ухо, что лучше с ней не связываться — якобы она может донести заведующему, у неё с ним тесные связи. Она часто доносит на девчонок, и потом у тех возникают проблемы. Я решила идти до конца и отвечать грубо. Дедовщину ей устроить не удалось, всё закончилось одним случаем. Как-то раз мы репетировали в храме, и она сказала мне сесть в первый ряд, где обычно сидят только новички с плохими голосами. «Не надо так со мной разговаривать!» — ответила я. Вся регентская притихла. Она поворчала, но с тех пор всё прекратилось. В Прощёное воскресенье мы даже попросили прощения друг у друга — зачем на такие пустяки обижаться? Горячая кровь даёт о себе знать.

Расписание

Если у тебя есть утренняя десятка (ранняя служба, вся регентская разделена на пять десяток), то подъём у тебя в 5:30, а в 6:10 начало службы — поёшь службу часов до восьми. А если десятки нет, к восьми утра приходишь в учебный корпус, кушаешь, читаешь утреннюю молитву, после этого все идут к Преподобному. Преподобный Сергий Радонежский — основатель нашего монастыря. Прикладываешься утром к мощам и спокойно идёшь на учёбу (с девяти утра начинаются пары). На самом деле чувствуешь помощь и то, что ты под покровом.

Обычно у нас три пары в день, в 13:30 перерыв на обед. Если есть десятка, после пар снова идёшь на службу. В 19:00 ужин. До девяти отдыхаем. Потом у нас общая вечерняя молитва в семинарском корпусе. В 23:00 отбой. Бывает служба вечером, тогда мы ужинаем в восемь, бывают спевки. То есть, в принципе, мы спим, кушаем, молимся, учимся — и всё.

Свободного времени у нас нет. Если выпадет час-два — чудо. В это время ты занимаешься уборкой. На самом деле очень хочется почитать книжку, не религиозную, а именно художественную литературу. Я всегда начинаю читать, но никогда не заканчиваю.

Свободного времени у нас нет. Если выпадет час-два — чудо. В это время ты занимаешься уборкой. На самом деле очень хочется почитать книжку, не религиозную, а именно художественную литературу. Я всегда начинаю читать, но никогда не заканчиваю

Я как-то читала Замятина и очень боялась, что меня увидят. Наверное, мы сами выбираем для себя круг запрещённой литературы. Хочешь читать что-то идеологически неправильное или развратное — читай. Ночью. Под одеялом. И утром об этом никому не рассказывай. Плетью нас пороть за это не будут, но и по головке не погладят.

Выходные у нас тоже отличные. Мы встаём на полчаса раньше обычного. В субботу учимся, после этого с пяти до восьми вечера служба, а в воскресенье служба с семи утра до десяти. Мы можем выспаться только один раз в месяц — в академический выходной. Это означает, что раз в месяц всей системе дают отдых. И если у тебя нет десятки, весь день можешь посвятить себе.

Понимаешь, ты целыми днями молишься и учишься, и это всегда под контролем. Нельзя сделать шаг влево или вправо. Кто попробует — тот поймёт. Я вспоминаю себя на первом курсе, думала даже забрать документы, но что-то остановило.

Терпение

У нас два направления учёбы: музыкальное и церковное. Устав — это предмет о том, как должно проходить богослужение. Катехизис — это подробное изучение основ церкви. Заучиваем цитаты из Священного Писания. Из музыкальных предметов — сольфеджио, вокал, дирижирование, гармония, аранжировка. Из мирских — только педагогика.

Чтобы поступить, нужно сдать экзамены по сольфеджио, фортепиано и дирижированию. Ещё богословие. Когда комиссия смотрит на тебя, она уже точно знает, кого здесь хотят видеть. «Не умеешь дирижировать? Да мы тебя научим». Тут говорят, что на всё воля Преподобного: как он решит — так и будет.

Экзамены у нас завалить нереально. Нас тянут до последнего. Одна девочка не сдала катехизис, то есть сдала на двойку, пересдала на двойку, но созвали комиссию и дали ей время на переподготовку к новой сдаче. Дали ещё несколько попыток, которые ни к чему не привели. И только тогда её отчислили. Но это уже только от неё зависело — можно было ответить на элементарные вопросы. Мне кажется, для неё это был такой способ уйти.

При этом тебя могут отчислить за цветные носки, плохо заправленную кровать, за то, что держишь руки в карманах. Это заставляет собраться. После своей первой объяснительной я не чувствовала себя виноватой, тем более не собиралась ни перед кем извиняться. Но я поняла, что поступила сюда не объяснительные писать. Тогда я резко исправила свой характер и начала многое терпеть.

Отношения

Да, парень у меня есть. Мы вообще не ругаемся — у нас другие отношения. В Лавре их строить можно, если всё прилично, без половых отношений, и если вы не выставляете это напоказ. За ручку по Лавре вы не прогуляетесь, в одной комнате не уснёте.

У нас такая духовная связь, что, когда мы ругаемся, чувствуем боль своего партнёра. Я не в силах обидеть своего жениха. Если днём я скажу ему что-то резкое, всю ночь буду об этом думать, часа в три ночи напишу ему эсэмэску. Он утром проснётся, прочтёт и поймёт, что всё у нас хорошо.

Какой смысл растрачивать себя на ссоры и обиды, ругаться постоянно, расставаться? Во время конфликтных ситуаций я обычно думаю, в чём я не права — ведь он мужчина. Я в любом случае не должна перед ним показывать свой характер. Показывать его можно перед чужими людьми, в семье твой характер ни к чему. Мужу важно, чтобы дома всегда был вкусный ужин, чисто одетые дети, уют и тепло, а не ссоры и скандалы. Я не хочу работать, хочу, чтобы мой муж всё решал за меня.

У нас с моим парнем общий бюджет. Родители мне присылают деньги, я их сразу отдаю ему. В течение всего месяца я не беспокоюсь о том, что мне не хватит
на что-то. Он всё решает, он мужчина

Я думаю, что ни одна из феминисток по-нормальному не любила. Не нашла своего мужика. С хорошим мужчиной феминистка не феминистка, он ей просто запретит ею быть. Что за борьба со своей тенью? Что за наслаждение таскать тяжёлые сумки самой? Какой смысл строить из себя сильную, если ты создана из ребра мужчины?

У нас с моим парнем общий бюджет. Родители мне присылают деньги, я их сразу отдаю ему. В течение всего месяца я не беспокоюсь о том, что мне не хватит на что-то. Он всё решает, он мужчина. Мой мужчина.

Когда совсем неразрешимые ситуации возникают, я иду в храм к Преподобному, стою и молюсь. Это не только насчёт парня. По любому поводу. Во время молитвы мне приходит ответ. Однажды я молилась уже третий день, просила у Господа разрешения моей проблемы, и тут мне приходит эсэмэска — всё решилось за одну минуту.

Лучшие годы

Мне нравится здесь. Время летит, но это лучшие годы моей жизни. Кажется, вот бы остановиться и пожить здесь ещё немного. Ты здесь под защитой, за тебя всё решают, тебе ни о чём думать не надо, ты привыкаешь к этому месту, к этой благодати. Такой жизни в миру ты не встретишь. Это уже во мне заложено. День пустой без церкви.

Я понимала, что, если пойду на сцену, там будет разврат. Попасть на сцену оперного театра — неприятное дело. Там не только нужно заплатить нереальные деньги, но и переспать с режиссёром. Если этого не сделаешь — будешь петь в непонятном хоре непонятную партию. Я не хотела проходить через всю эту грязь, меня с детства воспитывали так, что девушка должна иметь семью, воспитывать детей. Мне лично с грязью встречаться не приходилось, но в колледже у нас были девочки, они говорили: «Вот если мне скажут переспать с режиссёром за место, да без проблем, мне нужна партия в этом спектакле». А ещё ну вот стала бы я оперной певицей, а если бы что-то произошло с голосом? Это ведь конец карьеры, можно быть только преподавателем. Один день — и ты не певица.

Я совершенно точно не люблю рок. Мой мозг не воспринимает его. Оперную музыку не люблю слушать, хоть и проучилась четыре года на ней. Народную — люблю. Из современного давно ничего нового не добавляла, у меня на айфоне случайно удалилась программа с музыкой из «ВКонтакте», а потом она стала платной, и руки не доходили решить эту проблему.

Из русской попсы я слушаю «Пиццу». Был период, когда я слушала «Пятницу». Они похожи. Песни две мне нравятся у Агутина. Пелагея достаточно талантливая. Когда слышу по радио в машине Лепса — не переключаю никогда, но это не значит, что он мне нравится. Это страшная тайна, но, когда мне было 16, я слушала рэп. У моей подруги была несчастная любовь, она включала в наушниках «Береги её, береги любовь…», давала мне один наушник. Я втянулась. Ну, что поделать, неразделённая любовь — сложная штука.

Рассказать друзьям

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *