Как расторгнуть церковный брак в одностороннем порядке

К сожалению, многие церковные таинства, к которым относится и венчание перешли в ранг традиций, которые соблюдают люди с национальным самосознанием, но не особенно воцерковленные. Поэтому часто можно увидеть, как пара когда-то зарегистрировавшая свой брак, а потом еще и обвенчавшаяся, через какое-то время разводится, совершенно забыв о своем венчании.

На самом деле венчание — это не веточка вербы на Вербное воскресенье и, даже расторгнув брак в ЗАГСе или через суд, но оставшись венчанными перед Богом супругами, пара, сходясь с другими партнерами, совершает тяжкий грех прелюбодеяния, за что рискует получить строгую епитимию при воссоединении с Церковью или вовсе от неё отлучение.

Друзья! Наши статьи несут ознокомительный характер с целью помочь решить Вашу проблему!
Если решение Вы так и не нашли, обратитесь за консультацией к юристу по форме справа, либо по телефону, указанному ниже!

+7 (499) 703-35-33 доб. 798 — Москва, область

+7 (812) 309-06-71 доб. 452 — Санкт-Петербург, ЛО

+8 (800) 555-67-55 доб. 430 — все регионы РФ

Звонки и заявки принимаются круглосуточно и ежедневно.
Это быстро и бесплатно!

На первый взгляд, это может показаться пустяком, но человек не знает когда он умрет. И если он умрет внезапно, отягощенный сметным грехом прелюбодеяния, потому что он не позаботился развенчаться в свое время, ничего хорошего его душе не предстоит. Поэтому нужно серьезно и ответственно отнестись не только к самому венчанию, но и к развенчиванию, если уж так сложилось. Тем более невозможно второй раз получить благословение Церкви на брак, если не развенчать первый.

Отношение Церкви к разводам

Церковь достаточно сурово относится к разводам. С Поместного Собора 1918 года установлен перечень ситуаций при которых удовлетворяется прошение о разводе. Брак расторгается, если один супруг:

  • душевнобольной;
  • отпал от православия;
  • не может или отказывается выполнять супружеские обязанности;
  • болен СПИДом, сифилисом, алкоголизмом или наркоманией;
  • если жена совершает аборт без согласия мужа или, наоборот, он принуждает супругу к прерыванию беременности;
  • совершил прелюбодеяние;
  • пропал без вести.

Это те причины, по которым нет препятствий получить церковный развод у правящего архиерея. Под этот же перечень подпадает ситуация, когда супруги развелись, не принимали никаких мер к развенчиванию, заключили брак второй раз с другими людьми, а потом уже они могут получить развод по причине прелюбодеяния. Будет сложно получить развод по причине несходства характерами, отсутствия общих детей или из-за неспособности супруга содержать семью финансово. Как правило, в этом случае Церковь рекомендует носить немощи друг друга.

Как получить развод

Церковного чина развенчивания не существует как такового. Для получения развода нужно подать прошение о развенчивании правящему архиерею. В прошении нужно указать:

  • где совершался чин венчания;
  • дату венчания;
  • историю брака;
  • причину развода.

Кроме прошения к нему нужно приложить, если сохранилось, свидетельство о венчании, а также другие документы, подтверждающие описанную причину развода: например, справку о признании человека безвестно отсутствующим, справку из психбольницы, из наркодиспансера и пр. Обязательно нужно приложить копию свидетельства о разводе из ЗАГСа. Также обязательно нужно указать согласен ли второй супруг на развод и, желательно, приложить его письменное согласие.

Архиерей каждое подобное прошение рассматривает индивидуально и в зависимости от серьезности причин расторгает церковный брак или нет. Как правило, вышеперечисленные причины тоже не являются абсолютными — например, отпадение от православия не считается таковым, если супруг перешел в конфессию, браки с представителями которой считаются допустимыми.

Второй брак

Если второй брак заключают второбрачные жених и невеста, то церковь устанавливает другой чин венчания, в котором преобладают более покаянные песнопения, венцы над супругами не носят и супруги несут епитимию. Если же во второй брак вступает один второбрачный супруг, а другой впервые вступающий в брак, то чин служится как для заключения первого брака. Повторно венчаться церковь разрешает не больше трех раз.

Признание брака недействительным

Существуют ситуации, когда можно подать прошение о признании брака недействительным. Это другая ситуация, когда к совершению брака были канонические препятствия изначально:

  • одна сторона была принуждаема к браку;
  • таинство венчания совершал самозванец, расстрига или извергнутый из сана священник;
  • брак был совершен между двумя близкими родственниками.

В этом случае также подается прошение архиерею с указанием причины признания брака недействительным. После признания брака недействительным стороны считаются как не вступавшие в брак.

Мужа из семьи не отпустят

24.04.2016 19:22 Рубрика: Власть Предлагается усложнить процедуру развода и запретить давать детям странные имена В Госдуму внесено несколько законопроектов, затрагивающих чувствительные темы в семейных делах. Один усложняет процедуру развода, другой запрещает называть детей не по-человечески. Фото:

Проект поправок в Семейный кодекс, усложняющий процедуру развода, разработал Госсовет Татарстана. Он увеличивает до 3 месяцев время, которое дается паре на раздумья. ЗАГС сразу никого не разводит. Семья не игрушка, так просто ее не сломаешь. Сегодня супругам, принесшим в ЗАГС печальную весть, дается месяц, чтобы передумать. Что будет, если заставить людей ждать дольше? Увидим, если инициатива пройдет.

Также проект предлагает отменить заочные разводы. Слова «Не люблю» и «Не могу больше жить с тобой» надо говорить в лицо. Возможно, другая сторона найдет какие-то важные слова, позволяющие залечить семейные раны. А на нет и семьи нет.

Третье предложение: когда граждане разводятся по суду (кто-то из супругов возражает против развода и у них есть общие несовершеннолетние дети), суд должен принять меры к примирению сторон, для чего разбирательство будет отложено на 6 месяцев. За это время специалисты по примирению попытаются собрать осколки любви.

В Татарстане уже внедрена практика примирения супругов, желающих расторгнуть брак. Тех, кто решил начать процедуру развода, сотрудники ЗАГСов направляют на консультацию к семейным психологам. В результате многих удается отговорить. За год число разводов в республике снизилось на 1,5 тыс. Но основная масса разводов происходит в судебном порядке. Потому предлагается ввести обязательную примирительную процедуру и в рамках судебного процесса.

Что касается заочных разводов, то, по словам авторов проекта, предлагаемый запрет позволит свести к минимуму случаи расторжения брака без выяснения мнения другой стороны.

«В Татарстане 45% решений судов, на основании которых расторгаются браки, заочные, то есть вынесенные заочно в связи с отсутствием на заседании ответчика, который был предварительно извещен о дате, месте и времени заседания, но не сообщил об уважительной причине своей неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие», — говорится в пояснительной записке. По словам авторов проекта, предлагаемая норма не будет препятствием для рассмотрения судом дела по существу в обычном порядке. Иными словами, несколько меняется только процедура.

Инициатива уже вызвала широкий резонанс, в том числе и вал критики. Некоторые скептики высказываются в том духе, что, мол, предлагается дополнительная волокита, а ею семью не склеишь.

«Меня часто спрашивают доверители, что им нужно сделать, чтобы суд отказался их разводить. Кроме взаимного согласия на сохранение семьи, к сожалению, ничего, — сказала «РГ» адвокат Виктория Пашкова. — Конечно, печально наблюдать за распадом тех семей, в которых один из супругов против развода. Но, с другой стороны, для заключения брака нужно согласие обоих супругов, и если один из них не согласен, навязать брак ему нельзя. Потому я считаю, что нежелания одного супруга жить в браке должно быть достаточно для его расторжения, брак — это все-таки не кабала и он не должен в нее превращаться, иначе развод превратится в еще один предмет шантажа между супругами. Кто хочет расторгнуть брак, сделает это, и ни высокие пошлины, ни увеличенные сроки, ни наличие детей семью не спасут. Другое дело, что нужно налаживать саму процедуру развода применительно к защите прав детей, чтобы она не носила в суде формальный характер, а включала в себя и выяснение причин распада семьи, и решение вопросов последующего воспитания и содержания детей».

Другая инициатива запрещает родителям давать детям странные и нелепые имена, за которые малышам потом придется краснеть. Законопроект внесла в Госдуму сенатор Валентина Петренко. Она предлагает прописать в Гражданском и Семейном кодексах и Законе о записи актов гражданского состояния требования к именам. Предполагается, что они позволят ограничить фантазию родителей только здравым смыслом. Так, в Гражданском кодексе предлагается прописать, что имя гражданина не может состоять из цифровых, буквенных обозначений, числительных, символов или их любой комбинации, аббревиатур, ненормативной лексики, содержать указания на ранги, должности. Соответственно регистрация подобных имен запрещается.

Идея ввести именные ограничения возникла не на пустом месте. Родители-оригиналы были всегда. Но некоторые новаторы смогли удивить даже искушенных сотрудников ЗАГСов. Например, на всю страну прогремел случай мальчика с именем БОЧ рВФ 260602 (Биологический объект человека рода Ворониных — Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года). Как сказано в пояснительной записке, цель проекта не ограничить право родителей в возможности выбрать имя ребенку, а найти способ правового обеспечения баланса между их правом и правом ребенка на имя, которое бы не нарушало его собственные интересы.

Попытки родителей экспериментировать над именем своего ребенка строго пресекаются законодательством разных стран, как негативно сказывающиеся на детской психике, рассказывает Виктория Пашкова. В Германии, к примеру, запрещены предосудительные имена. В Швеции не регистрируются имена, которые могут оскорбить или вызвать трудности у их носителя.

Прямая речь

Виктория Пашкова, адвокат:

— Этот законопроект положит начало установлению принципа взаимного уважения родителей и детей. Если родителям нравятся необычные имена, почему они их не берут себе, а присваивают детям? Всем известно, что процедура изменения имени ребенка у нас в стране предполагает наличие согласия на это обоих родителей, в некоторых случаях одного, но если этого согласия нет, орган опеки ребенку ничем помочь не сможет, ребенок должен будет обращаться в суд с иском к родителям или одному из них, если воспитывается одним родителем, что он может сделать, только достигнув возраста 14 лет. То есть до 14 лет ребенок фактически бесправен в решении вопросов изменения его имени, а право родителей на выбор ему совсем уж любого имени безусловно и обсуждению не подлежит. Разве это справедливо? Где же баланс между прихотью родителя и интересом ребенка?

Кстати, прессой осталось незамеченным еще одно важное нововведение, которое содержится в законопроекте — им устраняется пробел, когда родители вообще не регистрируют рождение ребенка и он живет без документов, в результате он не получает медицинской помощи, не может быть зачислен в детский сад и так далее. Так как у ребенка формально есть родители и законом не установлена ответственность за нарушение сроков регистрации рождения ребенка, никто в такую ситуацию вмешаться не может. Законопроектом же предлагается применять к таким случаям положения ст. 19 Закона об актах гражданского состояния.

Добавьте RG.RU
в избранные источники News © 1998-2019 ФГБУ
«Редакция «Российской газеты» Интернет-портал «Российской газеты»(16+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 50379. Учредитель — ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Главный редактор – В.А. Фронин

Ватикан упростил развод для католиков

Вводится ускоренная процедура аннулирования брака, если оба супруга не возражают

После разрешения католическим священникам прощать женщин, прервавших беременность, Ватикан взялся за разводы. Как сообщает Би-би-си, Папа Римский Франциск радикально реформировал процедуру аннулирования браков в католической церкви, что позволит большему числу католиков разводиться и заново вступать в брак, не нарушая церковных канонов. Понтифик подписал два особых рескрипта motu proprio: «Кроткий Судия Господь Иисус» и «Кроткий и милостивый Иисус», которые были представлены во вторник в Ватикане. Ранее без аннулирования брака католики, которые разводились и снова вступали в брак, считались прелюбодеями и не допускались к причастию.

Реформа Франциска вводит ускоренную процедуру аннулирования брака, если оба супруга не возражают. Она позволяет совершить его без брачного трибунала. Теперь могут признавать брак недействительным и местные епископы, а не Ватикан, а процедура аннулирования брака должна завершиться максимум в течение года.

Католическая церковь формально запрещает развод, однако расставшиеся супруги могут попытаться доказать, что их брак никогда и не соответствовал требованиям церкви. Ранее аннулирование брака было запутанным, дорогим и долгим процессом, который был недоступен многим католикам, в особенности в бедных странах.

По мнению Франциска, люди, чей брак распался, нуждаются в сопровождении, а не в осуждении.

Профиль

Развод по-ватикански

Папа римский упростил процедуру расторжения брака для католиков

Папа римский Франциск во вторник объявил об упрощении процедуры расторжения брака, заключенного в Римско-католической церкви. Согласно новым указам понтифика, аннулирование брачных уз для католиков станет более быстрым и дешевым.

Согласно постулатам католической церкви, развод для верующих людей невозможен, и вступить в повторный брак они могут лишь в случае смерти супруга. Однако для католиков существует возможность так называемого аннулирования брака. В этом случае он признается не существовавшим в действительности, чтобы супруги могли вступить в брак, который в глазах церкви будет первичным. Процедура аннулирования брачных уз является достаточно долгой и дорогой — она может затянуться на несколько лет и обойтись в сотни тысяч долларов, из-за чего остается недоступной для многих католиков.

8 сентября на специальной пресс-конференции в Ватикане были представлены два особых рескрипта за подписью Франциска — Mitis Iudex Dominus Iesus («Кроткий Судия Госполь Иисус») и Mitis et misericors Iesus («Кроткий и милостивый Иисус»). Эти документы вносят изменения в Кодекс канонического права и Кодекс канонов Восточных церквей.

Выдержки из указов понтифика опубликованы на сайте Ватиканского пресс-центра. Из них следует, что, по мнению Франциска, юридические препятствия не должны осложнять путь верующего человека, желающего аннулировать свой брак: «На протяжении веков Церковь в вопросах брака, приобретая более ясное понимание Слова Христа, разработала систему отмены супружеского согласия и соответствующую судебную процедуру. Все это делалось всегда с высшим законом спасения души в качестве ориентира. Забота о спасении души сегодня, как и вчера, остается важнейшей задачей. Реформа была вызвана огромным количеством верующих, которые желают быть в мире со своей совестью. Благотворительность и милосердие требуют, чтобы Церковь, как мать, была ближе к тем своим детям, которые отдалены от нее. Принимая во внимание особый дисциплинарный порядок Восточных Церквей, я решил вопрос в отдельной норме для реформы дисциплины брачных процессов в Кодексе канонов Восточных Церквей».

Согласно внесенным Папой римским изменениям, процедура признания брака недействительным будет ускорена. Решение об аннулировании брачных уз в каждой епархии будет принимать местный епископ. Таким образом, отменяется требование, согласно которому вердикт церковного суда об аннулировании брака должен быть также рассмотрен другим составом судей. Епископ сможет проводить эту процедуру в ускоренном режиме — за 45 дней, — если оба супруга согласны на признание брака недействительным. Максимальный срок аннулирования брака не должен будет превышать год.

Что касается взимания платы за расторжение брака, Франциск объявил, что его необходимо отменить, в первую очередь, в бедных странах.

В указах понтифика подчеркивается, что Римско-католическая церковь продолжает считать брак неразрывным союзом. Папа римский напомнил, что вступление в новый брак без аннулирования старого считается прелюбодеянием, и в этом случае католикам отказывают в причастии.

Новые правила расторжения брака будут вынесены на рассмотрение ассамблеи Синода епископов, посвященной проблемам семьи, которая намечена на октябрь 2015 года.

Напомним, в июне этого года Франциск заявил, что развод возможен «в крайних случаях», а порой даже неизбежен: «Иногда он может стать даже морально необходимым, когда речь идет о том, чтобы спасти более слабого из супругов или маленьких детей от тяжких травм, полученных в результате насилия».

1 сентября Ватиканский пресс-центр опубликовал письмо понтифика, в котором тот разрешил священникам отпускать грех аборта в течение Юбилейного года, который начнется в декабре. Юбилейный год проводится Римско-католической церковью раз в 25 лет, во время него действуют особые правила отпущения грехов.

Как передает Associated Press, многие консервативно настроенные церковные деятели выступили с критикой этой инициативы Папы римского, заявив, что люди могут ошибочно истолковать ее как смягчение позиции церкви по отношению к абортам. Они также отрицательно оценивают упрощение процедуры аннулирования брака. По мнению критиков понтифика, супругам будет проще пойти на расторжение брака, если сама церковь предоставляет им возможность получить «католической развод»

Католическая церковь развод

Создано 23.04.2013 17:21

ВОПРОС: возможен ли в Католической Церкви развод из-за жестокого обращения супруга с семьей?

ОТВЕТ: согласно католическому вероучению, брак нерасторжим. Слово «развод» в некоторых переводах канонического права на русский язык передает не расторжение брачных уз, которое невозможно, а «separatio» — раздельное проживание супругов.

Однако, прежде чем вести речь о разделении супругов из-за насилия в семье, необходимо попробовать иные пути, такие как фармакологическое и психологическое вмешательство. Если супруг от него отказывается или если терапия не дает ожидаемых результатов, тогда можно говорить о том, что совместное проживание является причиной тяжелой травмы для супруги и детей, и это оправдывает separatio – расставание супругов.

Более того, раздельное проживание – при сохранении, разумеется, брачных уз, — иногда может быть не только допустимо, но и необходимо.

Прекращение совместного проживания супругов предусмотрено церковными канонами. Так, канон 1151 гласит: «Супруги обязаны и вправе сохранять брачное сожительство, если законная причина не освободит их от этого». И далее, переходя к канону 1153: «Если один из супругов создает значительную опасность для души или тела другого супруга или потомства либо иным способом делает совместную жизнь чересчур тяжелой, то он подает другому супругу законный повод уйти по постановлению местного ординария или даже по собственному решению, если промедление будет опасным».

Катехизис Католической Церкви идет еще дальше, утверждая: «Разделение супругов в некоторых случаях, предусмотренных каноническим правом, обосновано, при том, что сохраняется в силе брачный союз.

Если гражданский развод остается единственным возможным способом обеспечить некоторые законные права, уход за детьми или защиту имущества, он может быть допустим, не составляя при этом моральной вины» (2383).

Во всех вышеперечисленных случаях, разумеется, брачные узы остаются нерасторжимыми, и никто из супругов не может вступить в новый брак.

Гражданский развод в данном случае – это лишь способ, к которому прибегают для защиты прав, касающихся детей и имущества. Гражданский развод никоим образом не касается нерасторжимых уз церковного брака.

Папа Франциск разрешил католикам разводиться

Официально развод до сих пор запрещен, но фактическая процедура получила революционный пересмотр.

Папа Римский упростил процедуру развода для католиков. Официально западная церковь разводы запрещает, говорится в сюжете ТСН.19:30.

Однако пара, которая разошлась, может аннулировать свой брак – то есть, доказать, что он не соответствовал церковным канонам. Именно эту процедуру и упростил понтифик.

Отныне на то, чтобы признать брак недействительным, уйдет не несколько лет, а 45 дней.

Франциск также призвал церкви не брать деньги за процедуру, которая раньше стоила сотни долларов. А следовательно, сделать ее доступной для католиков из беднейших стран мира.

Реформа также позволит разведенным католикам жениться повторно. Раньше тех, кто не аннулировал брак официально, отлучали от причастия.

Папа Римский упростил процедуру развода для католиков

Официально католическая церковь развод запрещает, однако, пара может аннулировать свой брак — то есть, доказать, что он не отвечал церковным канонам. Именно эту процедуру и упростил Папа Римский. Теперь на то, чтобы признать брак недействительным, уйдет не несколько лет, а 45 дней. Понтифик также призвал церковь не брать деньги за процедуру, которая ранее стоила сотни долларов, и сделать ее доступной для католиков из беднейших стран мира.

Новости Политика

Католическая церковь смягчила свое отношение к разводам

Пятого сентября Папа Римский Франциск отправил письмо епископам Буэнос-Айреса, в котором написал, что пастырский документ его бывших коллег о применении восьмой главы апостольского увещевания «Радость любви» «очень хорошо и полностью объясняет» часть его письма, где «нет никаких других интерпретаций».

Апостольское увещевание Папы Римского Франциска «Радость любви» о семье и ее месте в современном мире, которое вышло в свет в апреле этого года, считается новаторским. Это письмо было написано после того, как церковь провела два заседания синода по вопросам роли семьи в современном обществе.

Апостольское увещевание – это один из способов общения между главой Римско-католической церкви и его паствой. Цель обращения – не формировать церковную доктрину, а побуждать верующих к определённым действиям.

В своем письме Папа Франциск призывает епископов быть более благосклонными к католикам, которые жили вопреки церковным уставам и доктринам, в том числе к тем, кто развелся или вступил в брак повторно. До публикации данного письма католическая церковь отказывалась допускать к причастию пары, повторно вступившие в брак, но в своём письме «Радость любви» Папа Франциск просит священнослужителей проявлять снисходительность в отдельных случаях. При этом Папа Римский разъяснил, что его увещевание не положит конец дискуссии о современной семье внутри церкви и что множество вопросов еще нуждаются в обсуждении.

Главная сложность письма состоит в его трактовке. Папа Франциск в своем увещевании призывает епископов проявлять больше любви и гибкости, чтобы привести католиков обратно в церковь, но при этом в тексте присутствует призыв не отклоняться от церковной доктрины. Это и предоставило возможность консервативным и более прогрессивным епископам интерпретировать «Радость любви» по-своему. Так, например, филадельфийский архиепископ Чарльз Чапут заявил, что пары в повторном браке могут принять Святое Причастие, но при этом только в том случае, если воздержатся от прелюбодеяния и будут жить «как брат с сестрой». Кроме того, многие церковнослужители сочли письмо Папы Римского спорным. Так, например, кардинал Рэймонд Берк предупредил, что открытие церковных таинств для тех, кто вступил в повторных брак и живет половой жизнью, идет вразрез с католическим учением.

В своем письме Папа Римский высоко оценил написанный своими бывшими аргентинскими коллегами текст, в котором священники отметили, что они могли бы, в некоторых случаях, предложить явиться на исповедь и пройти обряд причастия для тех повторно вступивших в брак католиков, которые живут в «неправильных семейных ситуациях». При этом аргентинские священнослужители не готовы вводить такую практику для абсолютно всех прихожан. Вопрос о допущении пары, которая вступила в повторный брак, к причастию будет решаться исключительно в индивидуальном порядке. Такая поддержка станет частью усилий по поддержке и возвращению разведенных и повторно женатых католиков в церковь.

Формально католическая церковь запрещает развод, однако супруги при желании могут попробовать доказать, что их брак не соответствовал требованиям церкви, тем самым аннулировав его. Раньше такая процедура была очень долгой и многие люди в бедных странах не могли ее позволить. Но в 2015 году Папа Франциск внес изменения в процедуру. Теперь, если оба супруга не возражают, процедуру аннулирования брака могут провести местные епископы, а не Ватикан, в срок не более года. Напомним, что Папа Римский объявил 2016-ый год внеочередным юбилейным в честь Божьего милосердия и в память 50-й годовщины окончания Второго Ватиканского собора, где католической церковью был принят ряд важных документов. В католицизме юбилейный год является временем, когда верующие могут получить полную индульгенцию, то есть прощение всех совершенных грехов.

Отношение к повторным бракам после развода в Русской Православной Церкви несколько мягче.

«Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу, — говорится в Основах социальной концепции РПЦ. – Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами».

Почему Католическая Церковь не признаёт повторных браков?

Cоциальные сети:

В Евангелии от Матфея (5,32) утверждается: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует». Из этих слов следует, что все-таки развод и повторный брак возможен в одном случае: в случае измены одного из супругов. Почему же тогда Католическая Церковь не признаёт повторных браков?

Из слов Иисуса Христа не следует возможность разрыва супружеских уз. Иначе Он противоречил бы Самому Себе. Его волю об этом мы ясно можем увидеть в XIX главе Евангелия от Матфея: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Такое же недвусмысленное утверждение звучит и в Евангелии от Марка, глава 10: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует».

А вот слова из Евангелия от Матфея:

«Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». В XIX главе евангелист Матфей передаёт слова Иисуса так: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует». Сомнение возникает именно из слов «кроме вины любодеяния». В греческом тексте «любодеянию» соответствует porneia.

Приведём здесь одно из самых авторитетных толкований к этому отрывку — толкование из «Иерусалимской Библии».

Во-первых, если сравнить параллельные тексты, — а именно Мк 10,11, Лк 16,18 и 1 Кор 7,10, — то трудно поверить, что во всех этик отрывках уточнение Иисуса было устранено. Скорее всего, наоборот: один из последних редакторов первого Евангелия от Матфея — ввёл это дополнение: «кроме вины прелюбодеяния». Вероятно, это было сделано в ответ на раввинистический спор (между школами толкования Гилеля и Шаммая), который касался допустимости разводов. Это видно и по контексту — в 3 стихе 19 главы Евангелия от Матфея говорится: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?». Этот же вопрос вполне мог занимать и иудеохристианское сообщество, к которому обращался евангелист Матфей. Таким образом, здесь имело место поместное и временное церковное решение.

Значение слова «porneia», употреблённого в древнегреческом тексте, подтверждает эти рассуждения. Некоторые толкователи склонны видеть в этом слове прелюбодеяние, измену, и находят в этом позволение разводиться в подобных случаях. Таково мнение православных и протестантских Церквей. Но в таком значении должно было быть употреблено иное слово, а именно moicheia. Наиболее правдоподобным значением слова porneia являются браки, заключённые между евреями и язычниками. Они были запрещены согласно Книге Левит. Во времена Иисуса были нередки случаи, когда женщина-еврейка оставляла мужа, чтобы жить с более обеспеченным римским солдатом. Кроме того, Закон позволял дать жене развод, если в ней было что-то дурное. В книге Второзакония об этом говорится, что развод возможен, «если она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное». Но во времена Иисуса Закон интерпретировался также в пользу жены, если она замечала в муже нечто дурное, «противное», как читаем в тексте Синодального перевода. Этим «противным» могло быть, в частности, скудное имущество супруга, в противовес имуществу римского солдата — прозелита, симпатизирующего иудаизму. Подобный союз считался незаконным, наравне с инцестом, поэтому он признавался не браком, а любодейным сожительством. Именно такое значение имеет в этих текстах слово porneia, употреблённое в Евангелии. Таким образом, в словах «кроме вины любодеяния» речь идёт не о допустимости развода, а о необходимости порвать незаконные связи, фальшивые браки.

Иерусалимская Библия даёт ещё одно толкование данной фразе. Согласно этому толкованию, уточнение Иисуса относится не к разводу, а к разделению супругов — без права заключать повторный брак. Разделение супругов — то, что в каноническом праве называется separatio, — было незнакомо иудаизму. Но учение Иисуса потребовало нового решения, которое уже подразумевалось святым Павлом в 1 Кор 7,10-11: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей».

Развенчание церковного брака, причины

Связывая свою жизнь со своей второй половинкой, любой из нас уверен, что это навсегда. Но бывает и так, что в жизни все складывается не так, как хочется нам. Часто, еще не так давно сильно любящие друг друга сердца, которые произносили клятву верности перед Богом, теперь расходятся в разные стороны, становясь абсолютно чужими. Что делать в такой ситуации? Возможно ли осуществить развенчание церковного брака или церковный развод? Возможно ли повторное венчание в церкви с другим супругом?
Союз двух любящих людей, благословлённый небесами, считается вечным, ведь это особый обряд, особое церковное Таинство. Поэтому прежде чем венчаться в церкви молодым людям необходимо очень хорошо все обдумать, это очень ответственное решение, ведь церковь порицает развод. Отсюда в православной религии не существует ни церковного развода, ни обряда развенчания церковного брака. Тем не менее, несмотря на неодобрение, православная церковь в некоторых обстоятельствах может пойти на снисхождение к «грешникам» и дать согласие на повторное церковное венчание (о них ниже). Только в одном случае церковные каноны без порицания разрешают повторно связать священным венчанием с другим избранником – в случае смерти бывшего супруга (супруги), то есть вдовцам или вдовам.
Для проведения повторной церемонии венчания пара, после обычного бракосочетания в ЗАГСе, со свидетельством на руках должна обратиться с прошением в областное Епархиальное управление, поскольку священники без согласия Епархии (архиерея) повторно осуществить это не в силах, у них отсутствуют на это соответствующие полномочия. Адрес этого управления можно узнать в любом храме по месту жительства. Но и в этом случае в Епархиальном управлении выдают благословение на повторное осуществление обряда церковного венчания, никакого права на расторжение (развенчание) церковного брака не выдают. Кроме свидетельства о заключении брака для подачи прошения в епархиальное управление потребуется удостоверение личности и свидетельство о расторжении брака с предыдущим супругом. Кроме того, не должно существовать никаких канонических препятствий для осуществления церемонии. Подавать прошение вправе один супруг, присутствие пары не обязательно. Когда разрешение Епархии на повторный церковный брак будет у вас, можно идти в любой храм и там пройти обряд венчания второй раз.
Процедура повторного венчания несколько отличается от первоначальной. Если венчание оба супруга проходят повторно, то обряд осуществляется что называется «вторым чином», то есть без возложения венцов. В случае, когда только один из супругов проходит церемонию повторно, то обряд осуществляется по всем правилам. Обряд православного церковного венчания (брака) не может быть осуществлен более трех раз.
Причины для осуществления повторного церковного брака.

  • Заболевание проказой, сифилисом или СПИДом.
  • Создание одним из супругов новой семьи (заключение брака).
  • Смена веры одним из супругов (отпадение от Православной веры).
  • Неспособность к брачному сожитию, возникшая до брака как намеренно, так и случайно.
  • Намеренное оставление супруга (супруги) или длительное безвестное отсутствие одного из супругов.
  • Осуждение к наказанию.
  • Противоестественные пороки (мужеложство, рукоблудие, скотоложство).
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга (супруги) или совместных детей.
  • Неизлечимая душевная или иная болезнь (в том числе наркомания и алкоголизм), медицински засвидетельствованная.
  • Неспособность к продолжению рода.
  • Венчание родственников или канонических несовершеннолетних (15 лет — для мужчин, 13 — для женщин).
  • Венчание при наличии законной супруги.
  • Заключение брака против воли одного из супругов.
  • Совершение супругой аборта против воли супруга.
  • Снохачество или сводничество.
  • Прелюбодеяние (измена) одного из супругов.

Такие причины, как «не сошлись с супругом характером», «не ладим с родственниками», «неспособность мужа финансово обеспечивать семью» и т.п. являются недостаточными для расторжения церковного брака.
Согласно византийскому праву, измена не являлась мотивом для расторжения брака в случае, если в ней были виновны обе стороны, в случае, когда супруги обоюдно простили друг друга, либо когда срок подачи жалобы истек (пять лет). Благословение архиерея на повторное проведение церковного обряда получит только супруг, не замешанный и не повинный в прелюбодеянии. Лица, виновные в расторжении брака смогут пройти церемонию повторно только после покаяния и выполнения епитимии (паломничество, пост, милостыня и т.п.). Если это третий случай брака срок епитимии увеличивают исходя из канонических правил.
Учитывайте ошибки первого брака и не совершайте их во втором. Наберитесь терпения, сохраняйте чувство любви и нежности друг к другу, идите на компромиссы. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша христианская семья существовала вечно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *