Как стать святым

Субота, 12 января 2019

Урок 10 Как стать христианином
Однажды подводная лодка потерпела аварию. Все члены экипажа поняли, что это их последнее погружение. Лишенные всякой помощи, они находились на дне Атлантического океана на глубине 72 метров. Моряки пустили в ход самые разные сигналы, чтобы привлечь внимание.

Заметят ли их и смогут ли спасти? Помощь могла прийти только сверху, ожидать ее больше было неоткуда.

В полном молчании, погруженные в предсмертные думы, они ждали. Час был равен вечности.

Вскоре на их поиски отправился специальный корабль. Через несколько часов он обнаружил затонувшую подводную лодку.

Но спасательные работы начались только спустя двадцать четыре часа после катастрофы. Подумайте, что значили эти долгие часы, проведенные в полной темноте, для оставшихся в подлодке?

Наконец гигантский батискаф начал погружаться в темные глубины и каждый раз доставлял на поверхность несколько человек. И вот все тридцать три члена экипажа были спасены. Когда батискаф приближался к затонувшей подлодке, никто из экипажа не думал отказываться от помощи. Каждый мечтал остаться в живых.

Так и в нашей жизни. Если мы желаем спасения в царстве Господнем, мы должны избрать Божий путь спасения. Надо помнить, что помощь может прийти только сверху, от Бога.

Хотите ли вы принять эту помощь и стать христианином? Вы хотите, но не знаете с чего начать? Возможно, вам поможет этот урок. Вам нужно сделать всего несколько шагов навстречу Христу. Смысл их прост и сделать их несложно. Давайте обратимся к Слову Божьему, которое поведет нас по этому пути.

1. Веруйте – и спасетесь

Каков первый шаг на пути постижения Бога? Ответ мы находим в Послании апостола Павла к Евреям:

«Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (11:6).

Мы должны верить в то, что Бог есть, и что Он вознаграждает тех, кто ищет Его.

«Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31).

«И нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11, 12).

Уверуйте, и это будет первым шагом к новой, христианской жизни.

Кто-то может возразить: «Но если у меня нет веры, как я могу уверовать?» Апостол Павел в Послании к Римлянам указывает путь к обретению веры:

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (10:17).

Веру принесет нам слово Божье, записанное в Библии, если мы с тщанием будем изучать ее и примем в свое сердце. Итак, вступите на этот путь и раскройте Библию.

2. Покайтесь – и будете прощены

Сделаем теперь второй шаг по направлению к новой жизни.

«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и дол­готерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4).

Таким образом, первый шаг – обретение веры в Бога, второй – покаяние.

Но может возникнуть вопрос: «Как я могу быть уверен, что Бог простит меня?» Ответ находим в 1-м Послании Иоанна:

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1:9).

То же самое мы читаем в Книге Исход:

«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (34:6, 7).

Не кажется ли вам, что наш Небесный Отец относится к нам лучше, чем мы того заслуживаем? Да, Он хочет простить нас.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Какой удивительный пример любви и добросердечия!

Итак, первое, что нам нужно сделать, – это уверовать в Бога. Затем мы должны осознать, что мы грешны, и покаяться.

«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).

Но требовать покаяния невозможно до тех пор, пока человек не опечалится своими грехами.

«Теперь я радуюсь не потому. что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию» (2 Кор. 7:9).

Таким образом, покаяние – это состояние души, при котором мы испытываем раскаяние в своих грехах и решаем не повторять их вновь. Покаяние не имеет ничего общего со страхом наказания. Оно связано с полным неприятием греха, любое проявление которого опечалит сердце Господа. Является ли покаяние естественным для человека переживанием, легко ли оно ему дается? Нет.

«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31).

Признание себя виновным не означает еще покаяние. Одно дело быть разбуженным в пять часов утра, и совсем другое дело – встать в это время. Как сказала одна пожилая женщина, «покаяться – значит так сожалеть о содеянных грехах, что после этого прекращаешь грешить навсегда». Покаяние, безусловно, необходимо нам. Не покаявшись, мы не можем обрести подлинно счастливую жизнь. Многие из тех, кто называют себя христианами, не прошли через покаяние, и жизнь их так и не исполнилась истинно христианского смысла, который может сделать жизнь счастливой.

В Африке через реку Замбези, рядом с одним из самых больших водопадов мира, перекинут длинный мост. С него открывается впечатляющая картина: в глубине бездны вспениваются воды самого неудержимого потока на земле. Мост строили с обеих сторон реки, протягивая пролеты навстречу друг другу, пока они, наконец, не сомкнулись над водами.

Покаяние и вера – это два тянущихся навстречу друг другу пролета такого моста, который поможет вам перейти с земли на небеса.

3. Исповедуйтесь – и будете изменены

Следующий шаг к становлению вас как христианина – это исповедь.

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Исповедь, ведущая к отказу от греха, – это истинное добро.

Что же еще необходимо сделать покаявшемуся грешнику?

«Если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, – то он будет жив, не умрет» (Иез. 33:15).

Истинное покаяние и исповедь означают не только отказ от греха. Необходимо сделать все возможное, чтобы искупить ошибки прошлого. Украв десять рублей, никто не может ожидать, что Господь простит ему эту кражу, если укравший просто раскается в своем поступке. Покаявшись, нужно вернуть украденное. Иначе покаяние и исповедь не будут иметь силы. Бог прощает тех, кто искупает свои грехи.

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Прощение дается Господом, но не человеком. Когда мы исповедуемся, мы просто верим, что Бог прощает нас, и Он действительно прощает. Грехи снимаются с нас. Мы можем почувствовать это, а можем и не почувствовать. Но мы не дол­жны зависеть от своих ощущений, мы должны довериться Господу.

Сын проповедника оставил прямой путь и ушел в греховную нечестивую жизнь. Он сделал себе имя в деловом мире, хотя завоевал себе славу не только этим, но и тем, что превратился в законченного пьяницу и наркомана. В конце концов он полностью разорился.

Прошло пятнадцать лет. В жизни его произошел случай, заставивший его раскаяться в прошлом. Он искупил свои грехи, и Господь простил бывшего неудачника. Он поспешил вернуться домой, но, приехав в родительский дом, обнаружил, что отец умер, не выдержав сердечной муки. И умирая, он продолжал звать своего сына. После смерти отца имя сына не было забыто в доме: на протяжении всех этих лет мать постоянно ставила на окно зажженную лампу, ожидая сына и днем, и ночью.

В окне Своего дома Господь держит неугасимую лампу, зовущую вернуться всех заблудших. Не зовет ли этот свет и вас? Идите на этот свет, и Господь простит вас.

4. Примите крещение, открывающее путь в новую жизнь

Итак, три первых шага – это обретение веры, покаяние и исповедь. Следующий шаг – крещение:

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:38, 39).

Крещение есть открытое признание того, что мы уверовали в Иисуса, покаялись и исповедовали Ему свои грехи и нашли в Нем свое спасение.

Изменение, которое происходит с нами в результате обретения веры, покаяния и исповедания грехов, в результате следования Слову Божьему, называют новым рождением. «Дол­жно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Можно назвать это и перерождением. Это новая жизнь, воссозданная в сердце верующего силой Святого Духа. Приняв крещение, мы признаем, что вступаем в новую жизнь.

Новая жизнь не может наступить в результате психологических опытов, она не зависит от полученного образования или общей культуры человека. Это — чудо, сотворенное силой Святого Духа Божьего. Следуя всем заповедям Господа, мы начинаем жить особой жизнью, жизнью во Христе.

5. Следование заповедям Божьим

Во время земной жизни Христа люди, как и сегодня, стремились найти путь, который увел бы их от греха и смерти.

Однажды к Иисусу пришел богатый юноша. Он стремился быть уважаемым человеком, и действительно он был уважаемым, но грешником. Никто не мог обвинить его в больших прегрешениях, но сам он не находил удовлетворения в своей жизни. Чувствуя, что жизнь его идет не так, он пришел к Иисусу с самым важным вопросом: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16).

Иисус дал ему один совет, как сделать жизнь исполненной смысла и обрести вечное блаженство:

«Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).

Из последующих стихов нам становится понятным, что Иисус имел в виду Десять Заповедей, записанных Богом соб­ственноручно на каменных скрижалях.

Послушно соблюдайте их. Послушание, о котором учит нас Библия, абсолютно необходимо, если мы хотим, чтобы состоялась наша жизнь христианина. Послушанием проверяется наша любовь к Богу, и Иисус сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Это единственный путь к тому, чтобы пребывать в Его любви. «Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10).

Только при таком условии сможем мы назвать Господа своим Другом. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14). Только безусловное следование заповедям приводит к счастливой христианской жизни.

«Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17).

Можем ли мы соблюдать заповеди, полагаясь на свои соб­ственные силы? Нет! «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Насколько мы можем преуспеть с помощью Божьей?

«Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:13).

Если мы согрешим, сделав уже шаг ко Христу, стоит ли опускать руки и останавливаться на полпути? Конечно, нет!

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1).

Святым или истинным христианином можно назвать не только того, кто никогда не грешит, но и того, кто, согрешив, молит Господа о прощении, верит, что он прощен, и продолжает идти по пути постижения Господа. Он может спотыкаться и падать, но, поддерживаемый Господом, поднимается и продолжает идти вперед. Такое падение не будет прегрешением, потому что он кается и молит о прощении и помощи. Силой Христа он становится все сильнее и все ближе к Господу, «могущему… соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 24).

Давайте подведем итог. Чтобы стать христианином, нам нужно сделать несколько шагов: уверовать в Бога, покаяться и исповедать наши грехи, принять крещение и следовать заповедям Господним.

6. Секреты христианской жизни

Есть три условия, которые позволяют расти и укрепляться в христианском образе жизни. Для поддержания физической жизни мы должны дышать, питаться и трудиться. Точно так же и в своей духовной жизни нам следует помнить об этих условиях благополучного и счастливого существования. Выполняя эти три условия, мы сможем постепенно обрести счастье и радость в служении Христу здесь, на земле.

Во-первых, мы должны принимать пищу. А что представляет собой пища духовная?

«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

«Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер. 15:16).

Для духовного роста необходимо ежедневное чтение и изучение Библии. Не принимая такую духовную пищу, мы не будем расти, и душа наша в конце концов погибнет от недостатка питания.

Во-вторых, мы должны дышать. Дыхание души есть молитва. В 1-м послании к Фессалоникийцам читаем: «Непрестанно молитесь» (5:17) и в Послании к Римлянам: «Будьте терпеливы, в молитве постоянны» (12:12).

«Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6).

Молитва – это открытие своего сердца Господу как своему Другу. «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Можно дол­го рассуждать об услышанной молитве, но никакие самые глубокие размышления не сравнятся с тем, что испытывает человек в момент общения с Богом. Молитва – это дыхание нашей души. Без нее душа погибнет скорее, чем от отсутствия двух других необходимых условий.

В-третьих, мы должны трудиться христианским трудом. Мы должны трудиться в винограднике Божьем. Но где именно? В Евангелии от Марка читаем: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (16:15).

Иисус в наш мир «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

Наша служение не только спасает других, но и всю нашу жизнь приближает к христианскому идеалу.

Приняв имя христианина, мы следуем за Иисусом, делая все, что в наших силах, чтобы помочь нуждающимся, успокоить отчаявшихся, поддержать падающих. Мы должны использовать всякий случай, чтобы указать грешникам: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Впитывая всей душой слово Божье, неся в сердце молитву, направляя все свои силы на благо ближнему, мы приближаемся к идеалу христианской жизни – самой счастливой жизни на земле.

Быть христианином прекрасно! Дайте Господу войти в вашу жизнь! Станьте христианами! Сделайте эти несколько шагов ко Христу!

Не ищите особых способов, которыми можно привести необращенных ко Христу. Живите по-христиански, и многие захотят последовать вашему примеру.

В одном из глухих районов Китая, в небольшом поселении, миссионер собрал жителей, чтобы рассказать им об Иисусе. Когда проповедник закончил свой рассказ, один из поселян сказал: «Да, у нас знали Его. Когда-то Он жил здесь».

Удивленный миссионер возразил: «Нет, Он не мог жить здесь. Он жил тысячи лет тому назад в другой земле».

Но человек продолжал настаивать, что он видел Иисуса: «Он жил в нашей деревне, и мы знали Его».

И простодушные поселяне повели миссионера на местное кладбище, где показали ему могилу его предшественника, который жил там, лечил людей, нес служение и умер достойной смертью. В этом человеке жители деревни видели Иисуса! Они считали, что он и есть Иисус!

Видят ли окружающие Иисуса в тебе, во мне? Постарайся, чтобы увидели. И как можно скорее.

Дорогой Отец Небесный, я благодарю Тебя за Твое слово, которое учит меня, как мне жить, чтобы быть спасенным. Господи, грешен я. Помоги мне Своей спасительной благодатью. Возьми мое сердце и помоги мне верить, что сейчас Ты совершаешь величайшее чудо в моей жизни. Сделай так, чтобы моя вера, мое покаяние были глубокими и искренними. Научи меня, как мне следовать Твоим заповедям и жить жизнью, исполненной любви. Во имя Иисуса. Аминь.

Беседы с батюшкой. Как становятся святыми

26 июня 2015 г.

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Пимен (Шевченко), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

– Кто такие святые?

– «Святой» (по-гречески «агиос») в переводе означает «избранный». Спаситель сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Святые – это те люди, которых избирает Господь, в первую очередь для назидания каждого христианина в деле спасения. Для каждого из нас самый первый и главный образ ко спасению – это Господь Иисус Христос. Но не всякий человек, читающий Священное Писание, вникающий в жизнь, подвиг и проповеди Иисуса Христа, может для себя лично определить это как пример для того, чтобы следовать за Богом. Поэтому Господь собрал Своих первых учеников, которые несли эту проповедь и были живыми примерами веры во Христа. За апостолами были мужи апостольские, которые передавали традицию, свидетельствовали о вере, были мучениками. Теперь у нас много святителей, преподобных, новомучеников, являющих нам сегодня образ пути ко спасению примером своей жизни. Святые – это те, которых Господь избирает для того, чтобы они были этим образом.

– Служения менялись, со временем стали появляться разные святые. Может ли человек сам выбрать для себя определенный путь к святости? Как становятся святыми?

– Путь к святости определяется очень многими факторами – например, историческими, внутренним выбором и другими. Была эпоха (первые века христианства), когда не было другого примера для святости кроме мученичества. Когда прекратились гонения, появилось множество преподобных. Живя уже в новых христианских городах, они видели соблазн для себя и уходили в пустынные места для того, чтобы спасаться там. Затем появились святители – они, будучи наставленными преподобными отцами, возвращались в эти города, например Василий Великий. Они проповедовали среди людей, наставляя их на путь спасения.

В русской традиции до XX века преобладающим образцом святости были преподобные, что тоже ярко характеризует внутренний духовный стержень русского человека. Наши преподобные отличаются от первых преподобных IV-VI веков тем, что далеко от мира они не уходили, были на виду, но имели возможность молиться в уединении. Таким примером может стать Сергий Радонежский, который ушел недалеко от места своего селения, для того чтобы люди могли приходить и учиться у него.

XX век явил нам огромное количество новомучеников. Их даже не сравнить с мучениками первых веков, когда был выбор: веришь ты во Христа или нет. Если по факту ты христианин, то был врагом нового государства и тебя уничтожали. Немаловажно увидеть снова стержень нашей Церкви, верность Христу, потому что в те времена появилось много раскольников и даже отступников: небезызвестные священнослужители отрекались от Церкви и веры, просили не считать их более священнослужителями. Проявлением святости на Руси стало исповедничество, как у преподобных и новомучеников.

Чтобы стать святым, нужно, увидев Христа перед собой, почувствовать призывающую благодать и сказать: «Да, Господи, я последую за Тобой!» Нужно стать тем, кого Он изберет, всецело отдавая себя на служение Церкви и людям. Господь четко определил Своих учеников: «Если будете иметь любовь между собою, то будете Моими учениками, и так вас все узнают». Поэтому каждый, кто имеет любовь к ближнему и Богу, становится святым в ту меру благодати, которую дает Господь, потому что не каждый человек может воспринять ту степень благодати, которую может дать Господь. В тропаре Преображению Господню написано: «Он явил славу учеником Своим, якоже можаху». То есть настолько, насколько они могли на тот момент эту славу принять. Так и в нынешнее время.

Путь спасения, который предлагает Господь через Своих святых, многогранен. Можно спасаться в семье, как преподобные Кирилл и Мария Радонежские, как преподобные Петр и Феврония Муромские. Можно спасаться, будучи монахом. Каждый может назвать примеры преподобных, которые ему ближе. Можно спасаться и в одиночестве. Иоанн Русский был неженатым, попал в плен, остался один, не был преподобным, но был верен Богу и стал праведным. Также праведный Симеон Верхотурский – один из ярчайших примеров святости. Для каждого человека открыта книга святости, куда он может вписать свое имя. Для этого нужно открыть свое сердце Богу и позволить Ему вести его на протяжении всей жизни – проявить свою веру. Для каждого христианина вера – это доверие Господу. Доверившись Ему и пройдя весь путь с этой верой, люди становятся святыми.

– Означает ли, что святой – это безгрешный?

– Нет, безгрешен только один Бог. Святые во всем подобны нам. У каждого святого были какие-то определенные изъяны, не указанные в житиях. Но если мы посмотрим биографию, воспоминания, то увидим какие-то свои особенности, черты характера, которые так или иначе не мешали этому человеку быть с Богом. Были люди, которые проявляли неласковость к священникам, например некоторые святители. Они были чрезмерно строги, но, несмотря на это, их любовь к людям была настолько велика, что им сразу все прощали. Были и такие, которые имели вредные привычки. В своем дневнике святитель Николай Японский очень печалился из-за привычки к табаку, от которой он никак не мог избавиться. Но он просил Бога о помощи, и Господь ему не вменил это в грех, потому что святитель сокрушался о своей страсти. И апостол Павел просил избавить его от «некоего жала», которое жалило его на протяжении жизни. Но Господь сказал: «Довлеет тебе благодать Моя» (2 Кор. 12, 9).

Безгрешность не определяет святость человека, ее определяет состояние, когда человек осознает свои грехи. Первое, что мы читаем в Священном Писании, когда его открываем, это проповедь Иоанна Крестителя либо проповедь Самого Спасителя, которая начинается со слова «Покайтесь!» Если человек видит, осознает свои грехи и пытается их искоренить (а если не получается, то встает на подвиг молитвы, чтобы Господь помог искоренить его страсти и пороки), то он на правильном пути ко спасению. Святость определяется чувством покаяния и осознания своей греховности перед Богом.

– Кончина у всех святых разная: у мучеников она бывает страшной, у преподобных – спокойной. Но знаем ли мы что-нибудь о посмертной участи святых? Что их ждет сразу за порогом и до того, как они получают статус святых, могут ли они помогать людям?

– Я не отвечу на первую часть вопроса, потому что не знаю, и никто этого не знает. Есть предположения, откровения тем или иным святым, но не нам судить о посмертной участи человека. Величайшая тайна Божия, которая спасительна для каждого человека, – не знать участи ближнего, который умер. Если узнаешь, что человек в раю, то можно опустить руки, перестать молиться за него, радоваться и, оставив молитву, уйти в состояние праздности и погибнуть. А если ближний в аду, то можно впасть в уныние, из которого есть опасность не выйти и также погибнуть. Господь мудро все устроил, поэтому мы не знаем участи определенного человека, кроме участи тех людей, которых называем святыми. Господь являет Свои чудеса через почитание этих святых – от их могил, вещей, святых мест, где они подвизались и где проходил их подвиг, тем самым показывая, что этот человек избран Богом.

Господь сказал: «Тот, кто соблюдает Мое слово, – тот Мой брат и друг». Поэтому святых мы называем друзьями Божиими. Если мы видим подвиг человека, засвидетельствованный в мартирологах, актах свидетельства о казни в Древнем Риме либо в следственных делах, как это было в XX веке, то мы можем засвидетельствовать верность этого человека Богу и прославить его как мученика, пример которого достоин подражания.

– Когда у Церкви возникает полная уверенность в том, что тот или иной человек святой?

– Основным фактором для прославления преподобных, праведных, святителей является их народное почитание. Комиссия по канонизации определяет святость человека по нескольким критериям. Первое – это образ жизни как пример для подражания. Это должно быть безукоризненное житие, чтобы человек не смог найти для себя оправдание своим грехам, чтобы он мог взять за основу жизнь святого, подходящую ему для подражания, и последовать за ним к Богу. Второе – это народное почитание. И только потом – чудеса. Многие преподобные еще в древности всегда с осторожностью относились к чудесам, наставляя своих учеников быть внимательными и уметь рассуждать, от кого это чудо, потому что и диавол пытается соблазнить человека различными чудесами. Рассматривать эти вопросы необходимо со всей строгостью.

Когда Церковь убеждается, видит подлинное почитание, святость в житии, она являет того или иного человека как святого. У нас есть много примеров, когда человека прославляли через много лет после его кончины. Например, дивного святого Александра Свирского прославили через 14 лет после его кончины на Макарьевском Соборе. Блаженная Ксения Петербургская, скончавшаяся на рубеже XVIII – XIX веков, была прославлена только в 1988 году – почти через 200 лет после своей кончины. Бывает, что Церковь выжидает, чтобы не ошибиться в этом вопросе. Были примеры, когда она ошибалась – и применялась деканонизация. Церковь как богочеловеческий организм, безусловно, свята, а если глава свята, то и тело свято. Но это еще и человеческая составляющая, а человеку свойственно ошибаться, и признавать такие ошибки должно и нужно.

– Кто имеет внутреннее право почитать того или иного человека до канонизации? У нас в Петербурге есть ряд лжесвятынь, привлекающих благодаря определенной рекламе большую часть людей, которые отдают на это свои деньги, время и душу.

– К сожалению, так бывает. Когда нам кто-то рассказывает о некоем святом, не прославленном Церковью, мы должны с глубочайшим рассуждением подойти к этому вопросу. Будет не лишним задать вопрос и священнику, который вас исповедует, как быть в той или иной ситуации. Осторожность должна быть.

Бывает почитание поистине угодников Божиих, которые еще не прославлены Церковью, но своей любовью, примером и верой привели очень многих ко Христу. И после смерти своего учителя и наставника люди будут приходить на его могилу, будут его почитать. Если это происходит здраво, то люди понимают, что нет на земле такого человека, который бы жил и не согрешил. А потому пока Церковь не прославила данного подвижника во святых, мы совершаем панихиды и литии, молимся о прощении вольных и невольных прегрешений. Мы это знаем на примере Ксении Петербургской, на могиле которой на протяжении 200 лет совершались панихиды. Люди, молящиеся за Ксению, получали просимое, потому что и Ксения молилась за них.

Составление молитв и акафистов, причем сомнительного содержания и качества, как это часто бывает сейчас, не всегда обоснованно. Мы можем вспомнить пример народного почитания Серафима Саровского. Будущий священномученик, один из покровителей нашей земли Петербургской, Серафим Чичагов в своих воспоминаниях пишет о путешествии в Дивеево, куда прибыл, чтобы поклониться могиле преподобного, еще не прославленного. Он увидел у людей переписанный акафист преподобному Серафиму и ужаснулся. Это сподвигло его на написание акафиста преподобному Серафиму Саровскому, который мы и поныне читаем. Это достойный труд, выдержанный богословски и гимнографически.

Необходимо иметь здравую долю рассуждения, когда мы сталкиваемся с подобным. Не всегда слепая вера может привести ко благу. Один постриженик Лавры, монашествующий священник, говорил о себе не совсем правду, а его биография после проверки по архивам не подтвердилась, более того, обнаружились его записи об отречении от сана и Церкви. Он все это скрыл и не принес публичного покаяния. Приходят иногда на ум мысли о том, что люди к могиле так называемого «старца» приходят с большим благоговением, нежели ко Христу. Так называемый «святой» становится вместо Бога, и это очень страшно. Владыка Антоний Сурожский предупреждал священников о том, что священник никогда не должен занимать место Христа в жизни христианина. Но зачастую лжесвятыни претендуют на то, чтобы лукавством отвести человека от Христа. К сожалению, такое бывает.

– Молитвы, акафисты, службы пишутся еще до официального прославления или после?

– По-разному. Мне довелось поучаствовать в деле прославления местночтимого святого Полтавской епархии. На протяжении трех лет Господь определил мне там служить, там принять священство, иноческий постриг и потрудиться в деле прославления святителя Полтавского Илариона – дивного человека. Соприкосновение с новым святым, избранным Богом, наделяет неперестающей радостью. Я вспоминаю, как я впервые прикладывался к его мощам, когда они только были подняты, как их облачали, молились перед ними. Документы на канонизацию уже были поданы, состоялась проверка в Украинской Православной Церкви, дали добро на канонизацию по благословению правящего архиерея, митрополита Филиппа, а также председателя Богослужебной комиссии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) владыки Филарета Зверева. Я начал труд над составлением службы. Цель, как у любого гимнописца, была простая – показать в данном труде (в стихирах, тропарях, каноне) путь святости этого человека. Чтобы каждый человек, стоящий в храме, читающий этот канон дома или у гробницы святого, мог для себя почерпнуть что-то. В этом случае служба была написана ко дню прославления.

Бывает так, что святые прославляются, но по ряду причин долгое время нет богослужебных текстов этим святым, но это никаким образом не мешаем нам ему молиться. Сейчас, слава Богу, есть общие минеи касательно новомучеников, их много явлено на нашей земле, нет такой области, а может быть, и города, где не почитался бы тот или иной новомученик. Послужить ему тоже есть возможность благодаря общей минее, в которую нужно только вставить имя святого. В них общими словами рассказывается о данном типе святости. Если это священномученик, то, следовательно, о мученике священнике. Если это преподобномученик, то, следовательно, о преподобном монашествующем иноке или послушнике того или иного монастыря. В данном богослужебном тексте раскрывается общий тип святости. Я надеюсь, что со временем каждому известному нам новомученику будет написан тропарь, молитва, чтобы каждый человек мог к нему обращаться.

– От кого это зависит?

– Наверно, от тех, кому Господь дал знания и дар писать подобные тексты. Слава Богу, что такие люди есть – и их немало. Бывают, конечно, и ошибки в написании. Церковнославянский язык для нас сложен, и когда мы пишем на нем, не всегда четко выражаем мысли, поэтому есть редакторы, которые нам помогают исправить неточности. Это дело всей Церкви. Со временем появятся люди, которые будут это делать, естественно с благословения священноначалия. Не стоит думать, что если у вас есть святой, которому нет службы, то нужно самому сесть и написать ее. Нужно взять благословение, чтобы написать, отдать на проверку, и не всегда можно ждать положительного результата. Иногда бывает так, что необходимо существенное исправление богослужебных текстов, для того чтобы привести их в достойный для богослужения вид.

– Память одного святого совершается раз в год. Целесообразно ли прилагать такие большие усилия для одного дня? Может ли служба повторяться чаще?

– День памяти многих святых совершается один раз в год, у некоторых больше. Это может быть день кончины. Бывает так, что у некоторых преподобных день кончины остается неизвестен, тогда Церковь определяет день их памяти по дню памяти их небесного покровителя. Обретение мощей святых или какая-нибудь другая дата, связанная с человеком, также может быть днем его памяти. Это определяют Синодальная комиссия по канонизации и Календарная комиссия РПЦ.

Писать службу ради одного дня в году целесообразно. Богослужебный текст – это гимнография, в нее входят тропари, кондаки, стихиры, канон и житие. Сейчас у нас, к сожалению, утратилась такая форма гимнографического творчества, как житие. Чаще мы имеем биографическую справку, нежели житие. Житие – это гимнографический литературный жанр повествования о святом. Одним из прекрасных примеров может быть житие преподобного Александра Свирского. У новомучеников в основном это биографии. Мы стараемся рассказать, где и от кого рожден человек, о его образовании, специфике служения, кончине. Чаще это подано сухим языком.

Среди величайших образцов русского гимнографического творчества житие преподобного Кирилла Белоезерского. Житие составлялось для того, чтобы читать его за богослужением. В момент прославления читается житие, перед тем как возвестить Церкви о том, что человек стал святым. Мы стали по-другому воспринимать информацию, нежели те люди, которые жили до нас. Мы живем в эпоху быстрой информации, привыкли быстро получать новость, делать вывод, забывать ее и получать следующую. Поэтому сейчас житие превратилось в биографическую справку. Но мы должны сохранить литургический аспект почитания святого – богослужебные тексты. Они очень важны, благодаря им мы можем в молитве и пении вместе воздать хвалу Богу за явленного святого, праведного, чудотворца, мученика. Мы должны понимать, что та слава, которую мы воздаем святым, это слава не святым, а Богу. Господь сказал Своим ученикам: «Всякий, принимающий вас, принимает и Меня, а принимая Меня, принимает и Пославшего Меня». Воздавая почести святым, мы воздаем почести Тому, Кто их прославил.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как должны проявляться в действии добрые дела во имя Иисуса Христа? Как правильно подавать милостыню просящему на улице?»

– О всяком деле, которое мы совершаем без чувства корысти, выгоды для себя, осознавая, что это дело происходит ради любви к человеку, мы можем сказать, что дело совершается ради Господа. Это живой пример слов Спасителя: «О том, что вы Мои ученики, вас узнают по тому, если будете иметь любовь меж собою». Если любовь довлеет в вашем сердце в том или ином деле, которое вы совершаете для человека, то это дело совершено ради Господа. Всякий человек, который просит у вас милостыню ради Господа Иисуса Христа, не должен оставаться с пустой рукой. Если у вас есть возможность – помогите. Необязательно подавать милостыню, измеряемую в тысячах, но нужно подавать ее от чистоты своего сердца. Если позволяет ваше сердце дать пять рублей, дайте пять, позволяет дать десять копеек, дайте десять, но пусть это будет от вашего сердца и чтобы совесть вас не обличала. Тогда милостыня будет действительно важна.

Если выбирать, давать милостыню тому, кто просит Христа ради, или просто так, то мы все-таки должны помогать людям, являющимся нашими братьями во Христе. И уже по силам что-то распределять среди тех людей, которые далеки от веры. Но если вы уверены в том, что ваше доброе дело будет примером этому человеку и он задумается о Боге, то не стоит оставлять его без помощи. Если вас смущает, что вы подаете денежные средства людям, которые могут использовать их во вред себе, покупая алкоголь, наркотики либо каким-то другим образом тратя средства не во благо, то, возможно, стоит подавать не деньгами, а хлебом, продуктами питания, одеждой.

– Проблема еще в том, что мы, проходя мимо нищих, боимся с ними заговорить. Мы чаще всего решаем, дать или не дать, а набраться решимости и спросить, для чего нужны деньги, не можем.

– Безусловно. Не всякий человек, который поистине нуждается, в силу своего образования, воспитания может просить, объясняя всем, для чего ему нужны эти средства. Иногда нужно действительно подойти и спросить. Знакомая моей мамы встретила женщину на помойке, оставшуюся без жилья, и приютила ее. Эта женщина даже боялась выходить из дома, потому что боялась, что ее не пустят обратно. Так появилась возможность помочь человеку, и Господь положил на сердце поучаствовать в его судьбе, совершить величайшие дела милосердия. Иногда для того, чтобы помочь человеку, необходима не монета, а живое участие в его жизни. Даже если обнять человека, ему станет намного легче.

– Если человек подает милостыню, но видит недовольство того, кому он подавал, как относиться к такой реакции?

– Мы склонны в таком случае реагировать довольно резко: «Я тебе даю, бери и молчи». Не всегда так искушает диавол, иногда и Господь так укрепляет нас в деле милосердия. Иногда необходимо смириться и сказать себе: «Действительно ли я поступил по совести, подавая такую сумму этому человеку?» Если «да», то в следующий раз подать столько же, невзирая на то, как человек отреагирует. Иногда человек, просящий милостыню, может быть психически больным, выражать недовольство какими-то словами, эмоциями. Но это эмоции, которые возникают в данный момент, порой не без участия диавола. Пройдет время, и у этого человека может возникнуть в душе мир, покой и благодарность. Наше дело – помогать и творить добро невзирая на лица.

– Как правильно относиться к святым, чтобы не забыть о Святом Причастии?

– Мы должны помнить всегда, что слава святых, их помощь и чудеса – это дело Божие. Бог творит чудеса, посылает исцеление, благодатную помощь через святых, которые являются нашими молитвенниками и предстателями. Начаток всякого чуда и благодати – Бог. Человек, который стремится к святости, хочет получить просимое у Бога, обращаясь к святым угодникам Божиим, должен помнить, что без единения со Христом, которое возможно исключительно в таинстве Евхаристии, невозможно получить спасение или просимое. Только причащаясь, имея в себе покаяние, размышляя над своей жизнью, стремясь к исправлению жизни по примеру тех святых, у которых мы просим помощи и заступничества, и в соединении со Христом мы получаем то, чего желаем на земле. Никакой святой не даст больше благодати, чем Бог. Только Господь наш Иисус Христос является самым важным для каждого из нас в этом мире. Господь говорит: «Пьющий Мою Кровь и вкушающий Мою Плоть во Мне пребывает, и Аз пребываю в нем».

Святые явили в себе пребывание Бога, и если мы стремимся к этой святости (а на земле нет такого православного христианина, который бы не стремился к святости), то мы не можем не причащаться Святых Христовых Таин. Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов пишет: «И рука моя – Христос, и нога моя – Христос». Это происходит в момент обожения, когда человек имеет в себе Самого Бога, то есть когда человек причастился. Мы освящаемся, а Божественная сила и предстательство святых поистине действуют в нашей жизни, когда мы становимся членами Христовыми через принятие Самого Богочеловека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *