Как воспитать ответственность

Формирование ответственности как качества личности младших школьников в условиях игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

  • Авдеева Анна Николаевна

CC BY 1888 121 Поделиться Журнал Известия Волгоградского государственного педагогического университета 2007 ВАК Область наук

  • Народное образование. Педагогика

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Авдеева Анна Николаевна

Рассматривается актуальность формирования ответственности как качества личности младших школьников. Выявлено современное понимание ответственности и представлена авторская трактовка категории с опорой на обобщение его философских и педагогических аспектов. Обоснованы педагогический потенциал, условия организации игровой деятельности, а также система личностно-развивающих ситуаций формирования ответственности как качества личности детей младшего школьного возраста.

Текст научной работы на тему «Формирование ответственности как качества личности младших школьников в условиях игровой деятельности»

ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.Н. АВДЕЕВА (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается актуальность формирования ответственности как качества личности младших школьников. Выявлено современное понимание ответственности и представлена авторская трактовка категории с опорой на обобщение его философских и педагогических аспектов. Обоснованы педагогический потенциал, условия организации игровой деятельности, а также система личностно-развивающих ситуаций формирования ответственности как качества личности детей младшего школьного возраста.

В настоящее время утверждение А. де Сент-Экзюпери «Быть человеком — это значит ощущать свою ответственность» приобрело особую практическую и теоретическую значимость. Это обусловлено тем, что «переход к новым “отношениям с будущим” может быть обеспечен только новым пониманием моральной ответственности, ориентацией на реализацию родовой сущности человека, на гармонизацию социоприродного континуума. Естественно, что доминирующую роль в этом процессе сыграет не масс-культура, не масс-мораль, а индивидуальная «моральная вменяемость» свободного субъекта нравственного выбора, несущего полную ответственность как за выбор, так и за его нравственные результаты» . В образовании назрела необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно знаний, навыков к воспитанию личности, которая может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, брать ответственность за них; отличается динамизмом и конструктивностью. Современная педагогическая теория и практика рассматривают ответственность

в качестве одной из ключевых социальных компетенций формирующейся личности.

Для понимания ответственности как качества личности потребовалось обращение к этимологии, а также философским и психологическим аспектам данного понятия. Так, важнейшие аспекты ответственности как нравственной категории освещены в работах Г.С. Глезермана,

А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и других социологов, а также в трудах Л.И. Божович, З.И. Васильевой, В.А. Крутецкого,

А.Н. Леонтьева. Процесс воспитания ответственного отношения к учению представлен в работах Л.Д. Алферова, А.А. Гусева, Л.В. Кондрашова. Актуальным стало изучение ответственности как личного качества современного делового человека, специалиста в профессиональной деятельности (Л.А. Барановская, Н.Ф. Талызина, С.Л. Чернер). Продолжительный период времени ответственность рассматривалась в основном как категория общественная, связанная с коллективом, классом. Такая первоначальная трактовка ответственности стала уступать более взвешенному подходу, когда рассматривается не только общественная, подконтрольная, но и внутренняя личная ответственность человека за свои действия и поступки, т.е. специфическая личностная функция индивида (В.В. Сериков). Причем эта «личностная ответственность в отличие от различных социально нормированных ее проявлений (административная, юридическая, правовая) носит подлинно нравственный характер» . Это обусловлено возрастанием роли отдельного человека в окружающем мире, его свободы и в то же время зависимости от внешней социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций, в которых над человеком кроме собственной совести нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.

© Авдеева А.Н., 2007

Под ответственностью мы понимаем нравственно-деловое качество личности, которое характеризуется способностью сознательно контролировать совершение действия и предвидеть его результат, совестливостью и обязательностью в выполнении своего долга. Ответственность проявляется в сознательной готовности к деловой зависимости в человеческой общности, основанной на нравственных категориях и обеспечивающей эффективную жизнедеятельность личности в пространстве социокультурных норм. Воспитывать ответственность — значит учить субъект осознавать соотношение прав и обязанностей, «свободы и несвободы одновременно» (В.В. Ильин, А.Е. Разумов); это значит, что субъект должен прийти к понимаю того, что человек не только свободен, но и ответствен (В. Франкл); это значит, что субъект должен уметь делегировать ответственность и брать ее на себя с осознанием того, что никто, кроме него, этого не сделает, что это единственно правильный моральный выбор для него, без осуществления которого его будет мучить совесть . Чувство ответственности не является врожденным, его нельзя навязать, оно воспитывается в практике.

Изучение особенностей возрастных периодов ребенка позволяет сделать вывод, что новая ситуация развития, возникающая при его поступлении в школу, создает благоприятные условия для становления ответственности. Предпосылками являются развитие произвольности, рефлексии, становление внутреннего плана действия, смена социального статуса (Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович,

В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, А.В. Запорожец,

В.И. Слободчиков и др.). Это положение имеет принципиальное значение для педагогики, ибо до сих пор начальной школе отводилась роль пропедевтики когнитивного и личностного развития, и этот возраст, за редким исключением, не считался сензитивным для становления ответственности. По сути, ответственность выступает как условие эффективной социализации ребенка, его общего и любого специального образования. Ответственность как качество личности младшего школьника — это наиболее существенный признак, отражающий особенности выполнения личностью тех или иных социальных функций. Выражая устойчивое

свойство личности, качество характеризует постоянство ее поведения в любых изменяющихся условиях.

Ситуация ответственности может создаваться на любом предметном носителе, т.е. на любой деятельности. Наиболее привлекательной для детей данного возраста является игровая деятельность. Вместе с тем ответственность как нравственное качество — это не предмет игры, ребенок ответствен не только за свою игровую роль, определяемую правилами, но и, в отличие от дошкольника, за то, как пройдет сама игра, каковы будут самочувствие ее участников, настроение и взаимоотношения. Подлинная ответственность проявляется только в том случае, когда ребенок может выйти за рамки игры и посмотреть на нее со стороны.

В процессе игры происходят формирование нравственных понятий, их осмысление и анализ. Через игру ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения человека в социуме, системе отношений, ориентированных на сотрудничество, взаимопомощь, проявление гуманности. «Формы игровой деятельности позволяют сделать общий смысл вещей более явным для ребенка — с помощью игры ребенок раскрывает для себя их смысл и назначение; она позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения» . В игре воспитываются такие социально-ценностные свойства и качества личности, как справедливость, мужество, благородство, ум. Все это обеспечивает мощное воздействие игры на формирование когнитивно-оценочного компонента ответственности как качества личности младшего школьника.

Формирование эмоционально -волево -го компонента ответственности объясняется чувственной природой игры, «эмоциональным напряжением», наличием системы прямых или косвенных правил, отражающих содержание, логическую и временную последовательность ее развития. Учащийся подчиняется этим правилам не по принуждению, а по собственному желанию. Играя, дети испытывают удовлетворение и радость, а это накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы. Игра требует от ребенка «самопринужде-ния», а не принуждения извне. В игровой ситуации учитель, включая в нее опреде-

ленные роли, правила, способен программировать положительные чувства детей, формировать необходимые психические реакции, закреплять определенный стиль поведения (Л.С. Выготский, А.П. Усова).

Значимость игры в формировании поведенческого компонента ответственности обеспечивается такими особенностями игры, как добровольность и возможность вариативного выбора. При этом важным фактором является возможность самостоятельно, активно осуществлять выбор, экспериментировать со своим поведением. Успешность игры во многом зависит от рефлексивных способностей ее участников, умения оценить свое поведение, поведение партнера и действовать в зависимости от совокупности ощущений. От гибкости такого поведения в игре, способности ориентироваться в игровой обстановке зависит умение легко адаптироваться в социуме, вступать во взаимодействие с другими людьми. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры-при обсуждении содержания, распределения ролей, игрового материала и т. п., дети учатся учитывать интересы других, уступать, проявлять доброжелательное отношение к партнерам по игре, вносить вклад в общее дело, отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. Игра дает младшим школьникам богатый опыт самоконтроля, самоуправления, принятия решений и ответственности не только за свое поведение, но и за успех всей группы. «Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали ребенка. Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии» .

Эффективность игры в плане воспитания у учащихся данного качества личности зависит в первую очередь от самого педагога. Позиция педагога в игре является скрытой: с одной стороны, он непосредственно участвует в ней, а с другой -создает условия для формирования нравственного опыта ребенка. Это, прежде всего, условия сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом, развивающий субъектность и автономность личности учащегося.

Формирование ответственности как качества личности младшего школьника

представлено в нашем исследовании следующими ситуациями.

1. Ситуация «открытия» смысла ответственности представляет собой «осознание потребности в приобретении знаний об объекте, привлекшем внимание в процессе его восприятия» , что стимулирует, направляет активность личности на познавательное освоение неизвестного — когнитивное отражение объекта. Смысл отражает особую субъективность человеческого сознания, его отношение к осознаваемым объективным явлениям. «Открытие» личностного смысла обеспечивает осознание содержания и значимости ответственного поведения как условия нравственности и деловой активности личности во всех сферах жизнедеятельности.

В основе ситуации лежат коллизии, побуждающие ребенка к осознанию невозможности успешного взаимодействия с людьми без учета последствий своих поступков, ответственности заданное слово, переживания за тех, с кем вместе работаешь. В создании таких ситуаций важно сочетание игровых и реальных жизненных условий. В игре ребенок отвечает за коллективный успех команды, за достижение групповой цели. Игровой опыт удачно сочетается с реальным жизненным опытом участия в коллективно-учебной, внеучебной, проектной деятельности.

Благодаря ситуации «открытия» смысла ответственности происходит приобретение новых знаний, углубляется смысл и одновременно развивается личность в процессе освоения игровой деятельности. В результате младший школьник хотя бы в общем виде должен представить суть ответственности как нравственной нормы, особенности ответственного поведения человека в тех или иных жизненных обстоятельствах, что обеспечивает реализацию когнитивно-оценочного компонента ответственности. Педагогическая ситуация «открытия» смысла ответственности представлена информационными и ролевыми играми. Основное их назначение — стимулировать активность детей, создать ситуацию успеха, возможность стать более уверенным в своих силах, оценить свои способности; актуализировать значимость обогащения знаний об ответственности как нравственно-деловом качестве личности; развивать умения анализировать действия и поступки как свои, так и других людей.

Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей — из разных сфер социальной жизни, литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Ведущим условием в реализации ситуации определения личностного смысла ответственности является развитие субъектности ребенка.

2. Ситуация самостоятельного проявления ответственности (в усложняющихся видах деятельности) направлена на возникновение у учащихся необходимости проявления ответственности. Функция ситуации второго типа состоит в формировании привычки ответственного отношения к игровым правилам, учебным обязанностям. Становление такой привычки возможно в том случае, если ученик постепенно накапливает опыт следования своим обещаниям, оказания помощи сверстникам и взрослым, которые в ней нуждаются. Становлению такой привычки благоприятствуют игровые формы, в которых ученик ставится перед необходимостью брать на себя роль руководителя, ответственного организатора, от действий которого зависят благополучие и успех других участников игрового действия. В сфере реальных поступков область ответственного поведения практически не ограничена. Педагог показывает ребенку, что ответственность необходима в любом деле, чем бы он не занимался.

Стержневые элементы ситуации-осмысление ребенком своего поведения, эмоциональное удовлетворение от того, что он ведет себя ответственно и получает поддержку со стороны окружающих. Ситуация самостоятельного проявления ответственности требует от учащегося волевого напряжения, умения ограничить себя, поступить «для блага Другого», что способствует развитию эмоционально-волевого компонента ответственности. Данный вид ситуации представлен различными командными, имитационно-процессуальными и частично-поисковыми играми. Основное их назначение — активизировать интерес к адекватной оценке проявлений ответственности учащихся; формировать чувство общности через взаимодействие с участниками игры; развивать умения позитивного межличностного взаимодействия, личностный потенциал воспитанника, его эмпа-тийные способности, умения содействовать,

оказывать помощь Другому. Ведущим условием в реализации ситуации самостоятельного проявления ответственности (в усложняющихся видах деятельности) является направленность на сотрудничество учащихся в процессе совместной игровой деятельности.

3. Ситуация обретения действенного опыта ответственности и самоконтроля. Ситуация обретения действенного опыта ответственности и самоконтроля — это своеобразное упражнение нравственных сил формирующегося человека, когда ответственное отношение к своим обязанностям проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, любых его поступках. Учащийся как бы сам убеждается в том, что безответственно он поступить не может, даже если у него хватает сил сделать какое-то дело самому, он будет стараться обратиться к другим людям, откровенно разъяснить свои затруднения и искать выход из сложившейся ситуации. Данного рода ситуация направлена на актуализацию поведенческого компонента ответственности и имеет своей целью становление ответственности как устойчивого нравственно-делового качества и атрибута жизнедеятельности воспитанника. Основными средствами создания ситуации обретения действенного опыта ответственности и самоконтроля выступают творческие и деятельностные игры. Основная их цель — создавать вариативность выбора учащимися форм межличностного взаимодействия; обогащать личностный опыт младших школьников; повышать степень сознательного участия учащихся в социально значимой деятельности; развивать способность к самостоятельному расширению опыта ответственного поведения на базе приобретенных ими теоретических и практических знаний; воспитывать способность ответственно подходить к различным видам деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации. Ведущим условием в реализации ситуации обретения действенного опыта ответственности и самоконтроля является становление автономности младших школьников.

Таким образом, формирование опыта ответственности, который характеризуется следованием своим намерениям, оказанием помощи сверстникам и взрослым, рефлексией своего поведения, начинается в младшем школьном возрасте и является

составной частью более длительного и многогранного процесса развития ответственности как показателя субъектности человека.

Литература

1. Борзых, В.В. О свободе морального выбора / В. В. Борзых // Вопр. философии. 1992. №1. С. 175-177.

2. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.

3. Ильин, B.C. Наука будущего: гносеологический анализ / B.C. Ильин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1985. №5.

4. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М., 2000.

5. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2-е изд. М.: Гуманиг. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. 360 с.

6. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. Оренбург, 1996. 187 с.

С. В. ВИШНЯКОВА, А.И. ИСАЕВА (Волгоград)

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК НОВОЕ СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Обоснована актуальность развития и укрепления массовых направлений в гимнастике, даны рекомендации по оптимальным срокам начала специализации юных спортсменок в эстетической гимнастике, представлены компонентный состав и структура технической подготовки в данном виде спорта, приводится классификация элементов эстетической гимнастики с характеристикой их доступности и соревновательной значимости.

Получившая олимпийское представительство художественная гимнастика в настоящее время развивается в соответствии с присущими спорту высших достижений общими закономерностями и стремительно прогрессирует. Основными

тенденциями ее развития стали повышение требований к морфофункциональным показателям гимнасток, резкая интенсификация соревновательной деятельности тренировочного процесса, возрастание сложности программ с насыщением композиций элементами трюкового характера, стремление к предельной реализации индивидуальных возможностей гимнасток, ранняя специализация с ориентацией на высокие результаты в юном возрасте. Становится абсолютно понятным: современная художественная гимнастика перестает быть доступной для всех желающих ею заниматься, что приводит к постепенной утрате возможности культивирования этого вида спорта как массового .

В связи с этим возникает необходимость развивать и укреплять массовое направление в гимнастике, пропагандируя зарождение новых, модных ее видов, привлекая широкие слои женского населения к регулярной и адекватной их возможностям двигательной активности. Это в наибольшей степени относится к представительницам подрастающего поколения, поскольку дефицит такой активности при двух школьных уроках физкультуры в неделю, как и чрезмерные нагрузки при занятиях художественной гимнастикой в спортивных школах, в равной мере не способствуют гармонизации морфофункциональных показателей и физических кондиций.

Большинство родителей разделяют справедливую точку зрения, что для девочек художественная гимнастика является видом спорта, который содействует гармоничному развитию организма с раннего возраста, поэтому привлечь исходный контингент в целом не представляет особого труда.

Этап предварительной подготовки в художественной гимнастике начинается с 4-5 лет и продолжается 2-3 года, плавно переходя в этап начальной специализации (совпадающий с обучением в группах начальной подготовки соответствующих гимнастических отделений ДЮСШ). Занятия обычно проводятся 2-3 раза в неделю по 1-2 часа и должны различаться (быть разнообразными) по своему содержанию. Все средства данных этапов доступны многим занимающимся, поэтому они должны носить массовый характер.

Как развить у ребенка чувство ответственности

Целенаправленно развивать ответственность в малыше – первоочередная задача родителей, ответственных за будущее ребенка

Как нужно воспитывать ребенка, чтобы привить ему чувство ответственности.

Чувство ответственности – одно из базовых, определяющих в человеческой природе. Оно формируется вместе с общим фундаментом будущей личности ребенка. Поэтому целенаправленно развивать ответственность в малыше – первоочередная задача родителей, ответственных за будущее ребенка.

К сожалению, многие родители в вопросах воспитания руководствуються принципом не напрягай. Ребенка не обременяют поручениями и обязанностями, не дают отвечать за свои и чужие поступки, мотивируя это тем, что он же еще маленький. И не замечают, какую резко отрицательную черту закладывают в свое чадо – ту самую, столь мешающую в жизни безответственность. Что становиться еще страшнее, когда понимаешь, что исправить ошибки воспитания и искоренить эту черту во взрослом человеке очень нелегко, а иногда и просто невозможно. Разумные действия родителей Мамы, не разрешающие детям помогать по хозяйству, делать покупки, носить свои вещи вредят малышу. Как, если не примером и конкретными действиями, развить в ребенке чувство ответственности? Запомни – у малыша не должно быть осознания того, что, если он не сделает посильное сам, кто-то решит проблему за него. Самостоятельность и чувство ответственности – чувства взаимопорождающие. Деньги любят счет Не менее неправильным является классическое в нашей стране отношение родителей к карманным детским деньгам. Ребенок получил несколько гривен и теперь считает, что может потратить их на что угодно, но, главное, на себя? Твоя ошибка. Необходимо доходчиво объяснить ему, что попусту тратить деньги нельзя и выбор покупки должен быть разумным и кропотливым. Той же цели послужит практика детской копилки – если ребенок хочет какую-то серьезную вещь – велосипед, компьютер, ролики, или домашнее животное – ему следует накопить необходимую сумму самостоятельно. Пусть не всю, какой-то процент – воспитательный эффект такой практики сложно переоценить. Мой маленький друг Еще одним прекрасным способом вырастить здоровую, ответственную личность – завести домашнее животное. Но, в этом случае, родителям не стоит забывать, что без их помощи, постоянного контроля и советов малышу просто не обойтись. Ответственность за жизнь живого существа должна воспитываться на положительных моментах, а не на безысходности. Малыш должен учиться менять ему туалет, выгуливать, кормить, а не только играться. Твоя позиция по этому поводу должна быть разумной и гуманной, фразы «ты просил – мы купили, поэтому смотри, а то выбросим» – ущербны по сути. Ими ты только прививаешь ребенку безразличие к жизни окружающих существ. И кто знает, что вырастет из такого ребенка… Домашние хлопоты Конечно же, воспитать в ребенке чувство ответственности за короткое время невозможно. Ее нужно собирать по крупицам, с каждым прожитым годом и, порой, заложить это качество в личность ребенка помогают даже самые простые поручения или просьбы о помощи по хозяйству. Пусть сын или дочь делают подвластные им домашние дела: уборка, мытье посуды, покупка молока и хлеба – не слишком сложное задание даже для первоклассника. Не ограничивай зону его ответственности уборкой игрушек. Я – сильный Не ограничивай общение и зону ответственности ребенка и перед младшими детьми – братьями или сестрами, и людьми старшего поколения – бабушками и дедушками. Даже минимальная помощь старикам или маленьким деткам – большой плюс к будущему ребенка. Но не стоит подавать такие действия ребенка, как подвиг – особенная похвала или твой бурный восторг приучат ребенка к тому, что помогать младшим или старшим – необязательно, и делать это можно только по праздникам. Такая позиция, в конце концов, обернется именно против тебя.

Как воспитать ответственность у ребенка

Современные родители хорошо понимают, насколько важным и нужным является для ребенка формирование чувства ответственности. Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязанности, за принятие решений и взятие обязательств. Это качество не дается ребенку от рождения, оно развивается с годами. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у подрастающего малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения.
Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.
Чтобы стать ответственным ребенку необходимо выполнение определенного ряда факторов, таких как:

  1. Понимание поставленной задачи. Это знание того, что нужно сделать и каким образом это нужно сделать. Дети, особенно дошкольного возраста, многие вещи понимают по-своему. И задача родителей — четко, ясно и спокойно обсудить с ребенком, какая задача перед ним ставится.
  2. Согласие с поставленной задачей. У ребенка всегда должен быть выбор, что ему делать в данный момент, для более адекватного формирования ответственности («Ты сейчас что будешь делать: приберешь игрушки или польешь цветы?»). Если у ребенка есть выбор, то чувство ответственного поведения скорее проявится на практике.
  3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Родители должны учить детей не только слушаться взрослых людей (внешняя мотивация), а учить их самодисциплине. Все самостоятельные желания помочь должны всегда сопровождаться похвалой и поддержкой родителей, а не зависеть от настроения мамы и папы (если ребенок своей «уборкой» помешал смотреть телевизор, то резкое замечание по этому поводу, либо фразы типа: «Дай мне отдохнуть, в конце концов!» отобьют у него всяческое желание в следующий раз помогать по дому).

С чего нужно начинать приучение ребенка к формированию ответственного поведения?
Как вариант, Вы можете опираться на предлагаемую пошаговую схему воспитания у ребенка ответственности.
Сначала, ребенок может стать Вашим помощником. Впервые принимаясь за какое-то дело, ребенок испытывает очень много переживаний: получится ли у него, сделает ли он хорошо, похвалят ли его родители. Поэтому на этапе «ребенок — помощник» постарайтесь хвалить и поддерживать малыша, как можно чаще. Вы можете вместе вытирать пыль, мыть посуду, ухаживать за домашним питомцем, готовить несложную еду.
На втором этапе ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но делать это стоит спокойно, доброжелательно и мягко, без особого давления, а лучше — в игровой форме («Мне кажется, я слышала только что, как твои сапожки тихонько плачут с прихожей, очень ждут, когда же ты их помоешь и уберешь в шкаф!». А после того, как ребенок справится с заданием, обязательно похвалите его: «Как здорово, я напомнила тебе о твоей обуви только один раз, а ты уже все сделал! Какой ты у меня замечательный!».
На третьем этапе ребенок уже выполняет задание самостоятельно, ему уже не требуется напоминание и контроль, он четко знает, как и что он должен сделать.
Для того чтобы дети достаточно быстро освоили третий этап, родители не должны забывать о собственном примере ответственного поведения. Ведь, если папа в семье никогда ничего не делает по дому, но при этом, жестко требует выполнения каких-то домашних обязанностей от ребенка, малышу будет непонятна такая позиция. И, скорее всего, папино поведение станет, в скором времени, моделью для подражания. Вместо приучения к ответственности, родители получат обратный результат. Лучше всего, когда в семье у каждого есть какие-то, пусть небольшие и не требующие ежедневной включенности, обязанности. Но их исполнение никогда не будет ложиться на плечи остальных членов семьи.
Для воспитания в ребенке ответственности, родителям необходимо выполнить определенные условия:

  1. Любой ребенок нуждается в положительной самооценке. А дети дошкольного и младшего школьного возраста складывают мнение о самих себе только из слов значимых для них взрослых. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей. В то время как ребенок с низкой самооценкой, склонен видеть в любом незначительном деле непреодолимые препятствия и трудности. Поэтому, прежде чем приучать ребенка к ответственности, помогите ему развить самоуважение и позитивную самооценку. Тогда приступая к выполнению какого-то задания, ребенок сможет быть уверен, что он с ним справится и, не смотря ни на что, добьется результата.
  2. Обязательно вводите в жизнь ребенка разумные ограничения. Они обеспечат чувство защищенности и безопасности. Но правила и ограничения не должны вступать в явные противоречия с естественными потребностями ребенка. Ограничения и требования должны быть согласованы родителями между собой. Также очень важна последовательность их исполнения.
  3. Проявите терпение, будьте готовы к тому, что дети становятся ответственными не сразу. Должно пройти определенное время (зависит от темперамента ребенка, его характера и типа ваших взаимоотношений) для развития ответственного поведения. Старайтесь всегда учитывать возрастные особенности и накопленный детский или подростковый опыт.

Приучая ребенка к ответственности, не вмешивайтесь в дела, которые уже не требуют Вашего участия. Часто бывает, что кто-то из семьи не готов к принятию нового, более взрослого поведения ребенка, не может передать ему ответственность за то или иное дело. Договоритесь все вместе о тех обязанностях, которые под силу малышу, исполнение которых пойдет на пользу его развитию или социализации. И после этого уже не меняйте решений.
А вот если ребенок не справляется с чем-то сам, тогда позиция «Наблюдателя со стороны» не годится. Если ребенку нужна помощь, ни в коем случае не отказывайте ему. Окажите помощь в том, с чем у ребенка возникли реальные трудности. Однако, постарайтесь не делать того, что малыш в состоянии выполнить сам, так как он может привыкнуть всегда делить обязанности «на двоих».
Передавайте ответственность ребенку за его дела постепенно, медленно наполняйте его жизнь новыми обязанностями, поддерживая его похвалой. Если ребенок получает какой-то негативный опыт от исполнения им (либо неисполнения) каких-то заданий, объясните причину этого, обсудите вместе, каких ошибок можно было избежать. Этот опыт, так же как и позитивный, поможет ребенку стать увереннее в себе и самостоятельнее только при Вашем участии, внимании и эмоциональной поддержке. Фразы типа: «Пусть учится на своих ошибках» не всегда несут положительный смысл. Часто дети после неудач просто отказываются делать что-то самостоятельно, окончательно потеряв веру в свои силы. Поэтому задача родителей — всегда быть готовыми объяснить, что и где не получилось, и как сделать это лучше в следующий раз.
Ребенок в любом возрасте хочет видеть в родителях, прежде всего — друзей. Помните о том, что теплая эмоциональная поддержка, искренняя заинтересованность успехами и результатами, уважение к проделанному ребенком труду, даже не всегда удачному, все это — залог того, что ребенок будет стараться, преодолев все переживания и страхи, становиться самостоятельным и ответственным. Не навязывайте малышу какой-то вид деятельности, если видите, что в конкретный момент ему абсолютно не хочется им заниматься. Договоритесь, что задание обязательно будет выполнено, но чуть позже. Ведь способности и личность подрастающего малыша будут активно развиваться только в том виде деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *