Какие есть иконы и что они обозначают

Содержание

Фото, значения икон всех святых в православии и их описание

Каждый человек с появлением его в мире призван прославлять Бога своего, того, кто сотворил его, мир, землю, животных, людей и все остальное. Но задавались ли вы вопросом, как много вы знаете о своей вере, её традициях и святых, а также значении православной Церкви в мире на сегодняшний день? Православием называется истинное, настоящее Богопознание.

Оглавление:

  • Иконы всех святых фото и их значение.
  • Путеводительница — Одигитрия
  • Умиление — Елеуса
  • Молящаяся — Оранта, Панагия, Знамение
  • Всемилостивая — Панахранта, Всецарица
  • Заступница — Агиосоритисса
  • Пару слов о том, как нужно молиться

Традиционно все православные веруют в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Но, кроме этого, в любой православной Церкви можно встретить иконы святых. Сталкиваясь, с различными жизненными трудностями верующие обращаются за помощью не только к Всевышнему, но и к святым, через их иконы и определенные молитвы. У каждого свой ангел-хранитель и святой, в которого человек верит больше, чем в остальных. Но для того, чтобы жизненная ситуация разрешилась в лучшую сторону, и просящий был услышан необходимо знать все иконы и их значение.

Иконы всех святых фото и их значение.

Для начала, разберемся с вопросом что такое иконы. Икона – священное изображение лиц святых, а также событий церковной истории, представленной в библии. Другими словами, икона – это путь и способ связи и объединения с Богом. Разные иконы помогают в разных ситуациях.

1. Николай Чудотворец

Николай Чудотворец поможет вам в любой нужде. Говорят, его икона, находящаяся у вас дома, защитит вас и ваших близких от нищеты и нужды. Вы можете попросить святого о том, чтобы в доме был достаток, благополучие. Николаю Угоднику поклоняются все и путешественники, и летчики, и водители, и моряки, и все, кто просто верит в него.

Православные празднуют праздник Николая Чудотворца дважды в год — 22 мая и 19 декабря. Эти две даты фиксированы, в отличие от некоторых других церковных праздников.

2. Божья Матерь

Божья Матерь — один из наиболее почитаемых иконописных образов среди православных верующих. Образ Божьей Матери всегда был и по настоящий день считается символом хранительницы и заступницы русского народа. Одним из доказательств является победа русского народа в Великой Отечественной войне под защитой Божьей Матери. Именно с того времени повелось на Руси, что образ Богоматери помогает и защищает Русскую землю.

Несмотря на общее значение, в Православии существуют разные иконы Девы Марии. У каждого вида есть свое особое значение для верующих. Мы приведем, к примеру, пять видов изображений Девы Марии:

  • Путеводительница — Одигитрия

По библейским данным, именно она впервые была написана евангелистом Лукой. Дева Мария изображена здесь по пояс, реже по плечи. Имеется также легкий наклон головы в сторону Иисуса Христа, а правой рукой указывает на него. Данный тип означает взаимные отношения матери и сына.

  • Умиление — Елеуса

В данном случае Божья Матерь прижимает к щеке своего малыша, между ними нет расстояния, и это является символом безграничной любви и нежности между сыном и матерью. Умиление несет безграничную любовь Бога ко всем людям, изображение напоминает нам о его великой жертве во спасение всего человеческого народа.

  • Молящаяся — Оранта, Панагия, Знамение

Божья Матерь изображена по пояс или же во весь рост с поднятыми кверху руками, ее сын — Иисус изображен по центру, на уровне груди своей матери. Здесь значением является предзнаменование Рождества Христова.

  • Всемилостивая — Панахранта, Всецарица

Дева Мария, восседающая на троне и Иисус, сидящий у нее на коленях, это все лишь показывает ее величие, как заступницы земной.

  • Заступница — Агиосоритисса

Здесь Дева изображена одна, без сына божьего. Ее руки направлены к Богу, что означает моление о защите человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

3. Иоанн Креститель

Иоанн Креститель является последним пророком Ветхого Завета, который представил народу Израиля в качестве спасителя — Иисуса Христа. Его также зовут другим именем — Иоанн Предтечи — подчеркивающим свою специфическую роль предтечи и предшественника Иисуса. Именно Иоанн крестил Иисуса Христа в реке Иордан. К иконе обращаются за помощью в плодородности почвы и богатом урожае.

Праздник Иоанна Крестителя отмечается несколько раз и связан с различными эпизодами из его жизни и почитания. 7 июля — Рождество Иоанна Крестителя; 11 сентября — Обезглавливание Иоанна Крестителя; 20 января — Синапсис Иоанна Крестителя.

4. Георгий Победоносец

Георгий Победоносец — православный святой. Он изображен сидя на коне и с мечом дракона в руках. Именно он поможет вам в делах с вашими детьми, а также в защите ваших домашних зверей. Праздник Георгия Победоносца празднуется 6 мая.

5. Иоанн Кронштадтский

Отец Иоанн Кронштадтский, один из самых известных святых недавней истории, обладал евангельским рвением и, прежде всего, был православной традиции и веры и жизни Православной Церкви. Отец Иоанн, можно сказать, семейный святой, был выразительным и впечатляющим проповедником, человеком, который перенес сердца отверженных грешников в покаяние, человека с большой глубиной любви и духовного целителя. Огромные толпы устремились к нему со всех частей православной России, чтобы услышать его и исцелиться от него (в теле и душе). До сих пор к его иконе обращаются с просьбами об исцелении от тяжелых болезней. Днем памяти святого Иоанна Кронштадтского считается 2 января.

6. Святой мученик Вонифатий

Если в вашем доме поселилась проблема алкоголизма, советом вам будет обращение за помощью к Вонифатию. Кроме того, он поможет вам справиться с обжорством.

7. Блаженная Матрона Московская

Матрона была наделена особым чувством, духовной проницательностью, чудотворными и исцеляющими силами. Еще в раннем возрасте ее семья, а также соседи заметили, что она знала абсолютно все не только о людских грехах, но и об их мыслях. В дополнении ко всему она с легкостью могла видеть приближающиеся опасности и социальные катастрофы.

Икона Блаженной Матроны — одна из тех, к которым вы можете приходить поклониться и попросить абсолютно обо всем, в особенности об исцелении. Стоит также помнить о том, что верующие должны знать иконы и молитвы к ним. Праздником в честь Матроны Московской считается день — 22 ноября каждого года.

8. Ксения Петербургская

Каждый должен знать какие иконы для чего нужны, например, икона Ксении Петербургской поможет всем в семейных проблемах. Обращаться к ее иконе можно не только с просьбами о счастливом браке, но и при скорби. Днем блаженной Ксении Петербургской считается 6 февраля.

9. Серафим Саровский

Святой Серафим Саровский — один из самых любимых и известных православных святых последних времен. Он провел 1000 дней и ночей на камне, обращаясь с молитвами к Богу о прощении. Он был отшельником, духовным проводником и священником. Он вел много христианских душ на пути апостольского христианства в России в течение 19-го века.

Существуют разные иконы, например, иконы семейные, среди которых икона Серафима Саровского. Молите Серафима Саровского об исцелении от болей в суставах, руках, ногах и позвоночнике. Праздник обретения мощей Серафима Саровского в православии празднуется 1 августа.

10. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София верили в Бога и доказали, что люди, укрепленные благодатью Святого Духа, не имеют препятствия к проявлению сил духа и мужества. Вы тоже можете попросить заступничества святых в день их молебна — 17 сентября — и в любой другой день.

Пару слов о том, как нужно молиться

Вне зависимости от того женщина вы или мужчина, перед походом в Храм вам необходимо очиститься и телесно, и душевно. Только потом отправится в храм с благими намерениями. Женщина обязательно должна быть в юбке, желательно, чтобы юбка покрывала колена. Мужчины приходят в обычной одежде, но без головного убора. Все женщины в обязательном порядке должны покрыть голову платком.

Прежде чем войти в храм и совершить молитву вам необходимо перекреститься перед входом в церковь. После чего, вы можете подойти к иконе. С выбором иконы вам поможет наш список. Перед иконой вам нужно покреститься, прочесть молитву и вновь покреститься три раза. Каждая икона требует своей молитвы, обычно молитву можно найти вблизи иконы. После окончания вашей молитвы в храме вам необходимо перекреститься три раза на выходе, и только потом отправится по своим делам с чистой душой.

Иконы Святых

«Художественный образ в картине постоянно изменяется с изменением человеческой культуры; он всегда свободен, не сдерживается никакими рамками и канонами, в нем действует всегда колеблющаяся неустойчивость душевного настроения. Картиной мы любуемся и наслаждаемся или отвергаем и критикуем. Иконе мы поклоняемся и служим, в ней господствует устойчивость духовного устроения, а не случайность настроения».

— Монахиня Иулиания. Загружается… Вы здесь: Главная > Дайджест > Текущая запись

Ораторские и благословляющие жесты в православной иконографии

15.11.2018

Email

В. В. Ренев

Иконописные жесты, в частности — ораторские и благословляющие — мало исследованы. Самым серьезным исследованием по этой теме является раздел во втором томе «Истории русской Церкви», написанной еще в конце XIX — начале XX века профессором Евгением Евстигнеевичем Голубинским. С тех пор мало кто предпринимал попытки осмысления данной проблематики. Важность темы заключается в том, что многие жесты трактуются в искусствоведческой среде либо как жесты благословляющие, либо вообще произвольно. Необходимо внести ясность в следующие моменты: благодаря чему появился тот или иной жест, и как он читается на иконе.

Ораторские жесты

Вначале хочется затронуть тему так называемых ораторских жестов, так как некоторые из них стали применяться и в иконографии. Их не так много, но при этом они вызывают массу вопросов. Подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Правила ораторского искусства» («De institutione oratoria») , где он рассматривает девять жестов. Нами будут проанализированы только четыре из них, которые стали применяться в иконописи. «В риторике все они четко привязывались к стадиям юридической речи — началу, рассказу и аргументации, а в иконографии, соответственно, каждый такой жест подчеркивал, какого характера сообщение несет изображение» .

Согласно словам Евгения Голубинского, «обычай употреблять перстосложенныя руки как символ или условный знак того, что изображаемое лицо должно быть представляемо говорящим, или обычай изображать говорящие лица с перстосложенными руками введен еще живописцами дохристианскими и взят ими с живой действительности» .

Суд Пилата. Миниатюра. Кодекс Рабулы. VI в.

У Квинтилиана указываются следующие виды перстосложения, применяемые греческими и римскими ораторами.

1. Безымянный палец (малый средний перст) подгибается под большой, остальные протягиваются вперед. О нем Квинтилиан говорит, что он есть наиболее часто применяемый жест. Это перстосложение используется «в начале речи, а при дальнейшем произношении последней — в повествованиях, порицаниях и обвинениях» .

На сирийской миниатюре «Суд у Пилата» из кодекса Рабулы VI века у одного из иудеев, протягивающих руки к Пилату, пальцы сложены в таком жесте. Само перстосложение следует рассматривать как требование вынесения обвинения Христу, о чем также говорит недобрый взгляд его обладателя.

Христос Пантократор. Мозаика монастыря Осиос Лукас.

На мозаике монастыря Осиос Лукас в Фокиде X века Спаситель представлен в процессе произнесе -ния речи, вернее — Он благовествует Евангелие Царства Божия.

На современной фреске «Моление о чаше», написанной Анатолием Валерьевичем Алешиным в Троицком соборе Серафимо — Дивеевского монастыря, Христос написан также с этим жестом. Запечатлен эпизод, когда Господь «приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:40-41). В данном случае перстосложение — это повествование, с ярко выраженным оттенком порицания учеников.

Христос Пантократор. Мозаика монастыря Осиос Лукас.

2. Два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперед. Согласно Квинтилиану, такое перстосложение более настоятельное, чем предыдущее — жест очень сильный. Совсем не применяется в начале речи и при повествованиях . Например, на мозаике в монастыре Осиос Лукас, в Фокиде: жест Спасителя следует понимать как «Премудрость вонмем» (Премудрость! Будем внимать!). Данный возглас на Литургии сопутствует прочтению Апостола и является знаком предельного внимания к словам. На выше названной композиции: Господь левой рукой придерживает раскрытое Священное Писание, а жестом правой руки указывает на него, настойчиво призывая ко вниманию.

Апостол и евангелист Лука. Мозаика монастыря Осиос Лукас.

На мозаике «Святой Лука» в монастыре Осиос Лукас изображен евангелист Лука с этим жестом, который можно интерпретировать как настойчивое и неотступное проповедование Христова благовестия.

Это перстосложение можно видеть также на иконе «Апостолы Петр и Павел» первой половины XIII века из Воскресенской церкви в Белозерске у «апостола языков». В данном случае жест можно трактовать как отстаивание истины христианской веры.

Данное перстосложение изначально было заимствовано из римской ораторской практики, т.е. имеет довольно давнее происхождение, позднее оно было адаптировано к иконописи.

3. Три последних пальца прижимаются к ладони под большой палец, а указательный вытянут вперед. Это жест порицания и указания .

Уверение Фомы. Мозаики монастыря Дафни. Греция. XI в.

На вологодской иконе «Похвала Пресвятой Богородицы», написанной во второй половине XVI века, пророк Иоиль представлен с характерным жестом. В левой руке пророк держит развернутый свиток с текстом пророчества, а жестом правой руки указывает на него, призывая обратить особое внимание.

На мозаике «Уверение Фомы», выполненной во второй половине XI века, в Греции, в монастыре Дафни: апостол Фома указывает данным перстосложением на рану Господа. В основу этого сюжета положен текст из Евангелия от Иоанна: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:26-28).

Омовение ног. Фрагмент. Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 г.

На иконе «Омовение ног», датируемой XIV веком, данный жест употреблен дважды: перстосложением правой руки апостол Петр указывает на свою голову, а пальцем левой руки на воду для омовения. Господь умывает ноги ученикам, и когда подходит к Петру, между ними начинается диалог, в результате которого «Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:10).

4. Безымянный (средний перст) и мизинец прижимаются к ладони, большой палец соединяется с ними. Пальцы, указательный и средний, вытянуты вперед. Наверное, этот жест и некоторые его модификации для понимания самые сложные и противоречивые. Данный жест в риторике имеет значение «я говорю», т.е. момент речи. В различном контексте это перстосложение может читаться по-разному — от простого повествования до «я несу слово Божие».

Пророк Соломон. Пророческий ряд иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.

На иконе царя и пророка Соломона из пророческого ряда XVI века в левой руке святой держит свиток, который символизирует письменное слово, а жест правой руки — само слово, вернее, некое его прочтение. Перстосложением пророк указывает на развернутый свиток, в котором написаны слова из книги Притч: «Премудрость созда себе дом (храм) и утверди столпов седмь…» (Притч. 9:1-2), т.е. Соломон произносит таким образом данный текст. Важно понимать, что чаще всего пророки «собственно не благословляют и не молятся, а пророчествуют (благовествуют), то есть перстосложенныя руки — знак того, что они изображаются пророчествующими» , несмотря на их разные смысловые оттенки.

На Софийской таблетке, написанной в Новгороде в конце XV века, у архангела Гавриила точно такое же перстосложение, которое означает его обращение к Деве Марии, принесение Ей благой вести: «… радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.» (Лк. 1:28), а также последующий диалог. Ответный жест Девы Марии — раскрытую ладонь, можно интерпретировать как принятие Ею благовестия.

Икона-таблетка «Благовещение». Новгород. XV век.

Шитый покров преподобного Александра Свирского. XVI век.На шитом покрове преподобного Александра Свирского, выполненном в мастерской Ирины Годуновой в 1582 году: святой в левой руке держит свернутый свиток, а жест правой руки можно трактовать как проповедь евангельской истины.

Искушение Христа в пустыне. Мозаика. Монастырь Хора.Константинополь. XIV век.

На мозаике «Искушение Христа в пустыне» XIV века, находящейся в Константинопольском монастыре в Хоре, подмечаем такое перстосложение у Господа. На композиции изображено, как Христос отвечает на одно из искушений сатаны, возможно, третье и последнее — верой: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:6-7). На что Господь отвечает: «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).

Жесты благословения

Русский богослов, профессор Александр Петрович Голубцов, отмечает, что «в древней Церкви благословляли и всей вообще рукой, и двумя, и тремя перстами, благословляли отдельные члены тела, так и все лицо человека» .

Христос Пантократор. Византия XIII век. Икона-складень.

5. На иконе Спасителя, написанной в Византии в начале XIII века, запечатлено перстосложение, несколько отличное от ораторского жеста №4: два пальца также вытянуты, но три других не прижаты к ладони, а соединены вместе. Допустимо, что это благословляющее перстосложение, а может быть даже соединенное с жестом речи, так как в другой руке Господь держит раскрытое Евангелие. Скорее всего, два вытянутых пальца указывают на две природы во Христе, а три соединенных вместе — на три Лица Пресвятой Троицы. Профессор Голубцов подчеркивает, что двуперстие «появилось в христианской церкви в связи с христологическими спорами, а именно монофизитством (451 год). Когда монофизиты стали смотреть на единоперстие как на символическое, наглядное выражение своего учения о единой природе в Иисусе Христе, тогда православные, вопреки монофизитам, начали знаменоваться двумя перстами, исповедуя тем два естества во Христе» .

Икона Божией Матери «Знамение». Тверь, XV век.

На иконах Божией Матери «Знамение» иногда «обе руки отрока Иисуса представлены благословляющими: два первых пальца простерты прямо, два других согнуты, большой положен на них» . То же самое касается тех образов, на которых Христос благословляет одной рукой.

6. Профессор Голубинский Евгений Евстигнеевич приводит описание крестового перстосложения, которое сложилось в начале VII века. Оно по виду напоминает жест № 1, но применяется для благословения: «… три перста: указательный, большой средний и мизинец протягивались, а два перста: палец (большой палец) и малый середний (безымянный) крестовидно полагались один на другой, как это теперь в благословении именославном» .

На афонской фреске XVI века «Богородица Одигитрия и святитель Николай Чудотворец Мирликийский», находящейся в монастыре Дионисиат: у Богомладенца Христа пальцы сложены в перстосло-жении, которым Он благословляет Свою Мать, Пресвятую Богородицу, а в Ее лице и все человечество в целом.

Богородица Одигитрия и святитель Николай Чудотворец Мирликийский», Фреска в монастыре Дионисиат. Афон. XVI век.

На фреске «Спас Эммануил» XIV века, которая находится в нартексе в монастыре Высокие Дечаны, в Сербии: Господь изображен благословляющим двумя руками всех приходящих в храм.

Спас Эммануил. XIV в. Дечаны. Сербия.

Этот жест встречается не только у Христа, но и у святых. Например, у святителя Марка Ефесского на фреске храма Петра и Павла в Ясеневе или у святителя Мартина в росписи Покровского женского монастыря Бюси, во Франции. В левой руке они держат Евангелие, правой — благословляют.

Господь Вседержитель. Псков. XV век.

7. Именословное благословение было выработано из крестового перстосложения. Голубинский сообщает, что неизвестно, когда было выработано именословное перстосложение, указывая только временные рамки: вторая половина XI — середина XVI века. Временная граница очерчена серединой XVI века, так как впервые этот жест упоминается в сочинении греческого книгоиздателя, ученого богослова, гимнографа, протопопа Навпаклийского Николая Малаксы, поэтому жест иногда называют малакса. Пальцы сложены таким образом, что изображаются буквы греческого алфавита, монограмма имени Иисуса Христа — ГС XC: указательный палец вытянут, что напоминает букву I, средний слегка согнут и похож на C, большой палец скрещивается с малым средним (безымянным) и получается X, мизинец приподнят и похож на C .

Именославное благословение самое распространенное на иконах, оно изображается и у Спасителя, и у святых.

Святитель Григорий Палама. XIV век.

Например, на афонской фреске XVII века — Господь Пантократор в келии святого Стефана. На иконе святителя Григория Паламы, XIV века: в левой руке святого — Евангелие, правой — благословляет.

Похожие жесты бывает иногда сложно различить в иконописном пространстве. Часто сами иконописцы, вероятно, сознательно изображают руку как бы «выворачивая» или нарушая ее анатомическое строение, что также иногда затрудняет классификацию жестов. Нередко древность композиции вносит свои коррективы. Таким образом, прочтение сюжета усложняется, и идентифицировать жест становится крайне сложно или даже невозможно. Важно понимать, что любой символ на иконе, в том числе и жест, надо рассматривать в едином контексте иконного сюжета, при тесном соотнесении со Священным Писанием и Священным Преданием, и тогда все будет предельно ясно и понятно.

1. Marcus Fabius Quintilianus. Institutio oratoria. 11.3 // URL: http://www.intratext.com/IXT/LAT0332/ _INDEX.HTM (дата обращения : 15.01.2016).

2. Баев М.К. Истории одного жеста // URL: http://is-july.livejournal.com/862624.html (дата обращения: 15.01.2016).

3. Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Том II, 2-я пол. тома. М.: Императорское общество истории и древностей Российских при Московском университете, 1911. С. 489-494, 503.

4. Димитриос bizantinum, блогер. Жесты в православной иконографии // URL: http://www.art-sobor.ru/archives/2138 (дата обращения : 15.01.2016).

5. Луций Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. 2 книга, 21 // URL: http://royallib.com/read/apuley_lutsiy/metamorfozi_ili_zolot

oy_osel.html#0 (дата обращения: 15.01.2016).

6. Голубцов А .П. Из чтений по церковной археологии и ли-тургике. СПб.: Сатис, 2006. С. 289-295.

Значение 20 самых важных икон — толкование известных образов с фото

Что отличает православную веру от других направлений христианства? Это почитание святых икон. Хотя в католицизме и некоторых прочих деноминациях их не отвергают, но столь широко они признаются только в византийской традиции. По многочисленным ликам, которые смотрят с каждой стены, украшают алтарь, легко отличить православный храм от любого другого.

Официально признанных образов — тысячи, у одной только Божией Матери насчитывается более 600, а есть еще и неканонические. Но как сориентироваться в таком многообразии? Поможет данный материал, посвященный иконам их значению.


Для чего нужны иконы

Официально догмат (истина, не подлежащая сомнению) о почитании икон был установлен в 787 г., на 2-м Никейском соборе. До этого времени использование изображений уже давно применялось в церквях. Первые изображения Господа Иисуса Христа, святых и Матери Божией известны со II в.

  • Согласно церковному преданию, первым иконописцем был один из евангелистов, а именно — св. Лука.

Известные отцы Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин — поощряли живописцев к тому, чтобы они изображали подвиги мучеников за веру. Но не все было так однозначно. Например, Евсевий Кесарийский считал, что человек не в состоянии отобразить божественную природу Христа.

Кто изображается на освященных образах:

  • Троица (в виде ангелов);
  • Господь Иисус Христос в своем человеческом воплощении;
  • Богородица;
  • Ангелы и другие небесные силы;
  • Праведники, мученики, преподобные и т.п.

Церковные иконы имеют вполне определенное назначение. Это вовсе не украшение, не напоминание о вечных муках для грешников. Глядя на них, верующие должны вспоминать о первообразах, взращивать в своих душах чувство любви к Творцу, святым.


О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

  • Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Каждый освященный образ имеет собственную историю, нередко чудесную. По сути не имеет значения, перед каким именно изображением читать молитву. Господь проникает в самое сердце человека, видит любое движение души. Поэтому важно, какие помыслы оттуда исходят, а не то, сколько раз будут совершены поклоны и прочитаны молитвы.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.


Значение и толкование Икон Божией Матери

Казанская

Тесно связана с судьбой Российского государства. Обретение произошло в г. Казани, на городском пепелище, по настоянию местной девочки. Ей во сне явилась Царица Небесная и наказала найти свой образ. Случилось это в 16 в. Чудеса стали совершаться сразу после того, как святыню перенесли в храм — прозрели двое слепцов. Местный архиерей Гермоген, впоследствии всероссийский Патриарх, составил повесть о чудесных явлениях.

Именно этот благочестивый муж впоследствии благословлял ополченцев на битву с оккупантами. Чтимый образ был отправлен в бой вместе с народным войском. Тогда и обрела Казанская заступница всенародную известность. Считается, что оригинал был похищен из монастыря в г. Казани, где хранился, в начале 20 в. Воры утверждали, что уничтожили святыню. Но вполне возможно, что она была продана и многие верят в то, что Богородица еще явит свой лик российскому народу.

  • Представляет из себя несколько уменьшенный вариант «Одигитрии» — Божия Матерь изображается лишь по плечи. Она слегка склонила голову ко Христу, который изображен в анфас, его правая рука благословляет молящихся.

Казанской Богородицей благословляют молодых после венчания, также Казанская часто входит в триптихи вместе с ликом Спасителя и Николая Угодника.

Полная статья о казанской иконе Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери — значение

Одна из композиций, чьим автором являлся апостол Лука (не буквально, имеется в виду список с оригинала, который когда-то был выполнен евангелистом). Попала в Россию из Византии, как и многие другие чудотворные лики. Сначала находилась в женской обители недалеко от Киева, затем Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир (1115 г.), так и появилось название.

В столицу святыню торжественно переправили в конце 14 в. Все горожане вышли навстречу ей, а на этом месте сейчас находится Сретенский монастырь (сретенье — встреча). Москве угрожали войска Тамерлана. Но совершенно неожиданно они развернулись, не дойдя до места назначения. Это посчитали проявлением заступничества Матери Божией.

Но и до этих событий Владимирская считалась чудотворной, недаром у ней несколько дней памяти — все свидетельствуют о небесной защите от врагов. Ныне реликвию можно увидеть в храме-музее при Третьяковской галерее. Редкий случай, когда такой древний артефакт удалось сберечь, несмотря на войны и революции.

Молятся об избавлении от недугов, о примирении с ближними, помогает Владимирская забеременеть и выкормить ребенка.

Полная статья о святом образе.

Икона «Благодатное небо»

Появилась в России в конце 17 в., привезена из Литвы женой одного из московских князей. Необычная композиция — Божия Матерь запечатлена в полный рост, вокруг ее окружают солнечные лучи, на левой руке — божественный Младенец. На головах Марии и Христа — царские короны. Вокруг парят небесные силы в виде Ангелов.

Помогает от душевных мук, облегчает физические страдания. Если близкий сбился с истинного пути, приходят молиться перед «Благодатным небом». Особо почитается в столице России, поскольку издавна пребывала в одном из соборов Кремля.

об иконе Благодатное Небо.

«Взыскание погибших»

Датируется 17 в. Прославилась благодаря истории некоего монаха Феофила, который заключил сделку с дьяволом, но позже покаялся и был прощен Царицей Небесной. Правда, для этого ему пришлось неотступно молиться.

Известен также случай, когда некий крестьянин заплутал во время снежной бури. Он уже готовился умереть, когда его обнаружили местные жители. Лошадь повезла несчастного прямо к воротам, а люди услышали в доме голос, который призывал встретить гостя.

Композиция интересна тем, что Богомладенец изображен в полный рост, босые ножки Его опираются на бедро Матери. Одет Он в белую рубашку (символ чистоты души), Чадо крепко обнимает Богородицу за шею. Она же нежно склонилась к лицу своего Сына. Божия Матерь восседает на троне. Молящегося охватывает чувство умиления, когда он видит нежную любовь, которая связывает Марию и Христа.

Подробнее об иконе Взыскание погибших.

Перед «Взысканием погибших» отмаливают грешников, пьяниц, наркоманов. Помогает она при головной боли, облегчает состояние эпилептиков, спасает детей от тяжелых болезней.

«Всецарица»

Знаменитое изображение из Ватопедской обители на Афоне прославилось в 17 в. Один юноша, который увлекался колдовством, пришел проверить свои «силы». Но Царица Небесная отринула его прочь. Когда молодой человек пришел в себя, он тут же покаялся.

Известна «Всецарица» и тем, что оказывает помощь онкологическим больным, особенно детям. В Росси находится список, специально сделанный на Афоне. Он пребывает в Москве, в храме Алексеевского монастыря, иногда перевозиться в часовню при детском онкологическом центре (Каширское шоссе). Отмаливают перед «Всецарицей» тех, кто увлекся волхованием, черной магией, гаданием. Это очень страшные грехи, сегодня ими, к сожалению, увлекаются многие.

Композиция восходит к «Одигитрии» — здесь Божия Матерь тоже указывает на Иисуса Христа. Она восседает на троне в царском одеянии. На Христе накидка алого цвета, рубашка зеленая. В левой руке он держит свиток, правой благословляет верующих. Позади трона кружат Ангелы, один сложил руки в молитве, другой поднимает их в жесте приветствия.

Полная статья об иконе Всецарица.

«Семистрельная»

Предыстория появления остается загадкой — ученые считают, что святыне не менее полутысячи лет. В 1830 г. она была найдена в храме, где служила ступенькой на колокольню. Во время эпидемии холеры сумела уберечь жителей Вологды от массовой гибели. Многие получали от Божией Матери исцеления от недугов, облегчение душевных страданий.

Довольно редкий вид изображений, где Богородица показана в одиночестве. Считается, что это момент до рождения Спасителя. В сердце ее направлены семь клинков. 7 — символическое изображение полноты, то есть Божия Матерь познала страдания и боль в полной мере. Мечи обозначают душевные муки Марии в те моменты, когда Христос отправился в Крестный путь, затем умирал за человеческие грехи.

Примиряет враждующих, помолиться возле «Семистрельной» необходимо перед началом ответственного дела. Считается, что если повесить возле входной двери, то будет защищать жилище от грабителей, недобрых людей. Очищает помыслы, поднимает настроение.

«Споручница грешных»

Прославилась чудесами в конце 19 в., но икона из Орловской губернии была написана задолго до этого события. После молебна получил исцеление тяжелобольной мальчик. В Москву была отправлена точная копия, которая начала мироточить, затем источать исцеления. Владельцы передали святыню в храм, посчитав, что к ней должны иметь доступ все желающие.

Для христианина очень важно духовное здоровье. Когда душу охватывает уныние, то последствиями будет нехватка сил, нежелание работать и даже просто жить. Выйти из этого опасного состояния поможет Царица Небесная. Обращаются к «Споручнице грешных» также для решения семейных сложностей, в болезнях.

Пресвятая Дева изображена здесь по пояс, Богомладенец держит свою мать за руку. Этим указывается тесная связь между Богом и всем родом человеческим. Богородица и Христос на главах имеют царские короны — в этом проявляется влияние западного стиля, поскольку «Споручница грешных» происходит из Украины или Белоруссии.

Подробнее об иконе Споручница Грешных.

«Помощница в родах»

Чтимый лик пребывает в Серпухове. Откуда и когда появилось изображение — неизвестно. Редкий по композиции образ — относится к типу Иммакулата. На нем Младенец изображается перед Богородицей, он заключен в некую ауру, над которой Мария простирает руки. Сама Дева показана с непокрытой головой, волосы распущены по плечам — совсем так, как принято при родах.

Само название указывает на ситуации, в которых женщины ищут помощи у Святой Девы. Каждая будущая мать просит облегчения страданий во время разрешения от плода. К тому же многих в эти часы терзает страх перед внезапной смертью, волнение за ребенка. Как продут роды, будет ли малыш в порядке? Все это в руках Божиих, поэтому женщины обращаются к своей Заступнице. Когда появляется малыш, то молятся о достаточном количестве грудного молока, здоровье новорожденного.

Подробнее об иконе Помощница в родах.

«Неопалимая купина»

Самый древний образец сегодня можно увидеть в Оружейной палате, он датируется 17 в.

Купина — это куст терновника, в одной из Библейских глав повествуется о том, как Моисею явился Господь в огненной купине. Символически несгораемый куст обозначает Царицу Небесную, которая смогла сохранить духовную чистоту посреди греховного мира.

Композиция очень сложная, содержит множество символов, призванных раскрыть все пророчества о Деве Марии и Спасителе. В центре — Богоматерь Одигитрия. На ее груди изображается лестница, ведущая в небеса, которую видел Иаков. Символически показаны евангелисты в виде Ангела, Орла, Льва и Тельца. Имеются также Архангелы, библейские сюжеты и другие символы. Над всем этим парит восседающий на троне Господь Иисус Христос.

«Неопалимая купина» покровительствует пожарным, ее просят о защите жилища от огня, нападений воров, недоброжелательных посетителей. Молятся также о том, чтобы душа не сошла в адский огонь.

Подробнее об иконе Неопалимая Купина.

Икона «Неупиваемая чаша» — значение

Имеет византийское происхождение. Точное время написания неизвестно. До нашего времени сохранились лишь копии, которые хранятся в монастырях г. Серпухова. Именно туда обратился в конце 19 в. солдат, погибающий от греха винопития. Ему приснился старец и велел идти в обитель. Хотя у мужика уже отказывали ноги, он из последних сил поплелся к инокам. Ему удалось найти изображение Пречистой. После молебна солдат получил полное освобождение от своей тяги к вину, ноги его были исцелены.

С той поры страждущие потянулись в Серпухов. И сегодня множество мужчин и женщин, подверженных алкоголизму или наркотической зависимости приезжают в монастырь. Многие получают исцеление, возвращаются в семьи, находят работу и устраивают свою жизнь.

Перед Девой Марией стоит чаша, в ней — Христос. Божия Матерь с воздетыми руками молится, оба смотрят прямо на верующих. Композиция очень красивая, полностью симметрична и напоминает о совершенстве Господа, о Его жертве за весь мир. Чаще всего перед «Неупиваемой чашей» просят избавления от одержимости алкоголем, наркотиками и прочих зависимостях.

Икона Неупиваемая Чаша — значение.

«Неувядаемый цвет»

Очень красивая композиция, на которой Богородица держит белые цветы. На одном из греческих островов есть традиция — в день Благовещения прихожане приносят в храм букеты свежих лилий. Они остаются в храме до конца лета, когда празднуется другой великий богородичный праздник — Успение. В этот день происходит чудо — высохшие лилии вновь распускают бутоны! В память о чудесных событиях и написан «Неувядаемый цвет».

В России копия греческого изображения появилась между 17 и 18 вв. Иконография имеет, скорей всего, западное происхождение. Пресвятая Дева нежно держит Младенца Христа. Он возносит правую руку в жесте благословения. Пречистая немного склонила голову к своему Сыну. В деснице Царица Небесная держит белые цветы (иногда изображают виноград или алые розы, но ведь именно белую лилию преподнес Архангел Гавриил Марии в день Благовещения).

«Неувядаемый цвет» особенно покровительствует женскому полу:

  • девушки просят о хорошем муже;
  • замужние — о даровании здоровых деток;
  • помогает Пречистая вернуть в жизни радость;
  • возвращает душевное равновесие.

Защищает Благословенная Дева семьи от раздоров, отводит искушения, девицам помогает сохранить чистоту до брака.

Полное описание иконы.

Икона «Знамение»

Первое общеизвестное чудо — помощь жителям Новгорода во время осады (1170 г.). Чудотворная икона до сих пор хранится в новгородском соборе. Являет тип изображения «Оранта» — Божия Матерь возвела руки к небу в молитве, видны ее ладони. В этом жесте Пречистая как бы открывает свою душу навстречу Спасителю. Христос изображен на уровне груди Девы Марии, он пишется в медальоне, на Господе — одежды священника.

Известно много случаев, когда через «Знамение» подавалось исцеление от заболеваний глаз. Помогает во время дальних путешествий, защищает от врагов, во время конфликтов.

Подробнее об иконе Значение.

Иверская икона Божией Матери

Явлена в одном из Афонских монастырей на рубеже 10 и 11 вв. Считается, что первоначально лик Пречистой появился на доске благодаря чуду — Дева Мария умылась и приложила свой лик. Этот отпечаток был отправлен в Грузию вместе с апостолом Андреем — отсюда и название (Иверия — это Грузия). Афонский же образ был явлен в огненном столбе. Он долгое время защищал монахов от вражеских набегов.

Один из самых распространенных типов — Одигитрия. Божия Матерь правой рукой указывает на Христа, как на единственный путь к спасению. Изображение поясное, на голове Марии — корона.

Дарует избавление от телесных хворей. Помогает обрести крепкую веру, возвращает заблудших на путь праведный. Защищает те дома, в которых находится — недаром именуется также Вратарницей. Убережет от пожаров, предотвратит кражи.

Подробнее об Иконе Иверская.

«Спорительница хлебов»

Весьма необычное написание Божией Матери — она восседает на облаке, благословляя находящееся внизу хлебное поле. Благословил этот образ старец Амвросий (Оптина пустынь), датой создания называют 1890 г. Списки быстро разошлись по всей округе — тот год выдался неурожайным и народ просил заступничества небесных сил.

Священный Синод пытался запретить нетрадиционное изображение, но среди населения он был очень популярен. В 1993 г. патриарх Алексий официально внес икону в церковный календарь. Просят у «Спорительницы» помощи в избавлении от засухи, о богатом урожае.

В чем помогает Спорительница Хлебов.

Значение других важных икон

Святая Троица

Наиболее известна композиция, написанная праведным Андреем Рублевым. Он сумел выразить сложнейший богословский догмат о Триедином Боге, используя образы, перспективу, разнообразные мелкие детали. Каждая из них имеет собственное глубокое значение. Не случайно даже положение рук, наклон головы каждого Ангела.

Такая святыня должна находиться на почетном месте в любом доме, где есть крещеные люди. Господь — источник жизни, от Него зависит наше существование. Ежедневные молитвы читаются перед ликами, также любую просьбу можно адресовать Иисусу Христу, Богу Отцу или Духу Святому:

  • об успехе добрых начинаний;
  • о здоровье и благополучии близких;
  • о решении бытовых проблем;
  • о прощении грехов и даровании спасения души.

В виде трех Ангелов изображены ипостаси Всемогущего Бога. Рублев запечатлел Троицу в момент совета, где обсуждается план Искупления. В центре, по мнению отцов церкви, находится Отец, по левую сторону от молящихся — Сын, справа — Дух Святой. На столе чаша, где символически изображается искупительная Жертва.

Святая Троица — в чем помогает.

Великомученик и целитель Пантелеймон

Образ красивого молодого человека в плаще можно найти в любом православном храме. Кто же этот юноша? При жизни он был доктором — исцелял тела людские, а после праведной мученической кончины стал святым. Своим примером многих вдохновил на то, чтобы принять христианство. Так врач телес стал врачом и духовным. Но до сих пор верующие по всей России и за ее пределами молятся около образа в минуты, когда их тяготит болезнь.

  • Исцеления можно просить от любого недуга, не только телесного, но и духовного.

Великомученик Пантелеймон отказался от блестящей карьеры придворного лекаря — он был вхож в императорский дворец. Все ради того, чтобы бесплатно помогать узникам, беднякам — во имя Христово. Завистники донесли на него, молодого врача арестовали, подвергли допросу, затем жестоким пыткам. Но святой радостно выносил все муки, славя имя Божие. Добровольно он опустил голову на плаху, палачи его плакали. Радостно отойдя в райские обители, оттуда он продолжает молиться за нас, грешных.

Целитель изображается с ложечкой в руке — в ней находятся лекарства. На нем синего цвета одеяние (знак невинности души) и красный плащ — символ мученичества. Пантелеймона можно легко узнать по светлым вьющимся волосам.

Полная информация об иконе.

Блаженная Матрона Московская

Одна из любимых святых в столице, в последние десятилетия стала известна по всей России. На образе старица стоит на фоне городских стен и принимает благословение у Христа, которое ей посылается с небес. Всю свою нелегкую жизнь провела Матрона в молитве. Она обладала даром прорекать будущее, умела исцелять и физические недуги. Никогда за свою помощь не брала денег.

Сама блаженная старица постоянно страдала от различных недугов — она была слепа, ноги ее плохо слушались, а со временем и вовсе отказали. Не было у женщины своего угла, питалась она чем придется. Но никогда не унывала и не роптала на Бога, посылавшего эти испытания. В ней лишь возрастала любовь к людям. Сегодня мощи праведницы находятся в Покровском монастыре г. Москва. О чем же просят блаженную Матронушку?

  • О помощи в зачатии и рождении детей.
  • Об удачном замужестве.
  • О разрешении финансовых трудностей.
  • О физическом здоровье для себя и близких.

Какого-то ограничения на просьбы нет и быть не может. Помощь будет оказана в любом праведном деле, с которым человек сам справиться не в силах.

Молитвы Матроне Московской о помощи.

Преподобный Серафим Саровский

Известный старец земли русской, который при жизни удостоился визита Божией Матери. Не был образован, не составлял трудов и не говорил проповедей. Но все знали и любили батюшку Серафима. Мудрыми духовными очами он видел каждого посетителя насквозь. Но никогда не осуждал, а только наставлял добрым словом.

Монах говорил, что цель человеческого бытия — обрести Духа Святого. Для этого главное постоянство и вера. Батюшка составил даже особое молитвенное правило для тех, кто тяжело трудится в продолжении дня. Сам же он общался с небесными жителями очень много, заступаясь за род людской.

Когда старец был жив, многие искали у него поддержки и утешения. Так продолжается и после его отшествия в мир иной. Он поможет разогнать черноту отчаяния, обрести духовные силы, избавиться от тяжких искушений. Способен преподобный Серафим отогнать физические хвори. Помогает успешно вести торговые дела — но только тем людям, которые не стараются «надуть» ближнего.

Изображается чудотворец в монашеских одеждах, это ряса, черная мантия. Седые волосы и борода, взгляд собранный, внимательный. В левой руке держит четки — непременный атрибут иноков. Правая рука приподнята в благословении.

В чем помогает Икона Серафима.

Петр и Феврония

икона петру и февронии

Благочестивая супружеская пара, жившая в г. Муром. Петр был князем, Феврония однажды исцелила его от тяжелой болезни и стала верной супругой. Сказания о чете сохранились в церковной истории. Сегодня праведники служат примером молодому поколению. Они обладали терпением, мудростью, смирением. Воспитывали детей в христианской вере, а когда жизнь стала клониться к закату — оба посвятили себя Богу.

Конечно, их просят о помощи в браке: найти взаимопонимание, построить отношения, основанные на библейских истинах, воспитать детей так, чтобы они стали хорошими людьми. Девушки могут попросить достойного супруга, замужние дамы — долгожданного наследника.

Обычно пару изображают вместе, они в одеждах, подобающих их званию при жизни. Петр и Феврония поднимают главы к небу, над ними — образ Спасителя.

Полное значение святого образа.

Святитель Николай

Изображение старца в одеянии епископа можно увидеть в любом православном храме, так велика к нему народная любовь. В родном городе молодой священник был известен за свое доброе сердце. Он быстро откликался на любую беду, помогал каждому. Со временем его выбрали епископом. И тогда святитель продолжал заступаться за бедняков, неправедно осужденных. Строил храмы, нес людям Благую весть.

Полная Информация об иконе Св. Николая.

На святом лике изображается старец с седыми волосами. Глаза его выражают одновременно и строгость, и милосердие. Епископ Мир Ликийских бережно держит Евангелие, правая рука посылает благословение молящимся.

Николай Угодник поддерживает в любых добрых делах, но особо покровительствует морякам и тем, кто путешествует — недаром его лик часто помещают в автомобилях. Помогает удачно выдать замуж дочерей, прекратить раздоры, исцеляет недуги.

Образа — неотъемлемая часть Православия. Они есть в храмах, домах и даже в салонах автомобилей. Не следует поддаваться желанию накупить как можно больше иконок и завешивать ими всю квартиру. Достаточно ликов Спасителя, Богородицы и нескольких святых. Количество святынь не влияет на качество молитвы. Очень хорошо, если изображения праведников направляют мысли к небу, усиливают веру — в этом и состоит их основная задача.

Богословское значение иконы определяется композицией, выбором цветов и жестами. Его не всегда легко понять, но это и необязательно. Важно помнить, что это окно в райские обители. Поклонение, совершаемое перед изображениями, восходит на небеса. То есть оно отдается не ему или материалу, из которого оно сделано, а принадлежит одному лишь Богу.

Отличная статья 0

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Значение 20 самых важных…

Символика икон

Главная » Схемы и пособия » Символика икон

В православной иконографии жесты, цвета, предметы в символическом значении не носят безусловный характер.
Как и Священное Писание, икона имеет несколько методов толкования: буквальный, аллегорический, нравственный, духовный.

Пространство Пространство в иконе отображается при помощи обратной (зрительная позиция переносится как бы внутрь происходящего), сферической и прямой перспективы.
Время Для части икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу, чем подчёркивается их общее духовное единство.
Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого, последовательно изображая события на самой иконе или в клеймах.
Композиция Вневременному и внепространственному восприятию иконы способствует и её композиция, отличающаяся полнейшей завершенностью и отрешенностью от всего внешнего и своеобразной мелодичностью. Замкнутая композиция и ритмичность придают иконе отрешенный от земной жизни характер, противоположный грубому натурализму.
Фон Золотой фон иконы представляет сияние славы Бога, как погруженность мира в действенную силу Божественных энергий.
Свет Свет – одно из имён Бога. В мире горнем нет теней. Икона являет святых, освященных божественной благодатью, а не чувственным светом.
Луч с небесных сфер – символ божественной благодати.
Три луча – указывают на то, что в любом божественном действии следует видеть участие всех божественных Лиц.
Символика цвета В каждой иконе символическое решение цвета бывает разным и подчеркивается другими изобразительными средствами. Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует тот или иной цвет, надо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы.
Символы святости Сияние в форме круга вокруг головы — нимб.
Нимб – отображение сияния нетварного Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом.
Крест в нимбе Спасителя (крещатый нимб) – указание на Его Крестную жертву. Иногда на иконах Троицы крещатыми нимбами наделяются все три Ангела, символизирующие Три Лица Пресвятой Троицы.
Квадратный нимб – в западной традиции у донаторов (ктиторов).
Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе.
Символика жестов Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание, сокрушение.
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх – усиленная молитва.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Символика предметов Дуб – на иконах Троицы символизирует древо жизни, буквально – мамврийский дуб.
Дом – символ домостроительства, рукотворного мира, церкви, райские обители.
Гора – символ духовно-нравственного восхождения.
Золотой венец – символ духовной победы.
Красный крест – символ мученичества, царского достоинства.
Цветок анемона – знак скорби Богородицы (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Юноша с трубой – ветер (на иконах Страшного суда).
Копье в руках святого – победа над темными силами.
Указующий перст (десница) нисходящая с неба – Божественный промысл.
Лестница – духовное возвышение и стремление к Богу.
Пещера часто является аллегорией преисподней.
Лоза – Христос и Его Церковь.
Гроздья винограда – символы церкви и евхаристии.
Посох у ангела – символ небесного посланничества.
Жезл в руках ангела – это символ власти и достоинства.
Архангела Гавриила или Михаила можно увидеть на иконах с глобусом (часто светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера) или зеркалом, обозначающими небесную сферу, символизирующую мироздание или щит.
Трубы в руках ангелов – символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.
Иногда ангелы изображаются с орудиями Страстей Христа. Чаще всего крест, копье, чашу и трость с губкой держат архангелы Михаил и Гавриил.
Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия, хвалебные гимны, поучения для входящих в храм.
Образы из Священного Писания Золотой крест, якорь и сердце – вера, надежда и любовь.
Книга – Евангелие, Книга Жизни, дух премудрости.
Золотой подсвечник – Святой Дух (семь свечей – семь даров Св. Духа).
Рог – символ крепости.
Громовые стрелы – дух гнева Божия.
Голубица, держащая во рту ветвь – символ мира и милости Божией.
Символы местонахождения Указывая, так же как и пейзаж, на то, что происходящее в иконе действие исторически связано с определенным местом, архитектура всю полноту этого действия никогда в себе не вмещает. Она лишь служит для него фоном, ибо по самому смыслу иконы действие не замыкается, не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Поэтому событие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания. Событие перед пещерой – может значить в пещере. Два-три дерева может символизировать лес.
Если мы сравним то, как передается в иконе человеческая фигура и как передается здание, то увидим между ними большую разницу: человеческая фигура, за редкими исключениями, всегда правильно построена, в ней все на своем месте; то же и в одежде. Архитектура же, как по своим формам, так и по их распределению подчеркнуто алогична. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т. д. Смысл этого явления в том, что архитектура – единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие — вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Правая и левая сторона Может указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Или люди на иконах Страшного Суда.
Символ приснодевства Богородицы Три звезды на мафории Богородицы – символ Её девства до, во время и после Рождества Христова.
Складки на одежде Не случайны и беспорядочны, а подчиняются общей гармонии образа святого, их ритмичность подчёркивает и движение.
Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII–XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV–XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Положение фигур на иконе Святые повернуты к нам прямо или на три четверти.
Икона – средство для молитвенного общения, молясь, мы встречаемся со святыми лицом к лицу. Профиль означает отсутствие непосредственного общения и используется лишь в композициях, обычно у несвятых лиц – волхвов, пастухов.
Животные Пеликан – символ вечной жизни, воскресения, чадолюбия.
Символы Евангелистов чаще: Матфей – Ангел, Марк – лев, Лука — телец, Иоанн – орёл.
Символика церковных Таинств Сосуд с водой – Таинство Крещения.
Алавастровый сосуд (сосуд с длинным горлышком) – Таинство Миропомазания.
Чаша и дискос – Таинство Причащения.
Сосуд с елеем – Таинство Елеоосвящения (соборования).
Символика небесных тел Изображения светил подчёркивают, что они являются лишь частью творения; небесные тела участвуют во «вселенском богослужении» и подчиняются воле Творца.
В сцене Распятия почти всегда присутствуют два диска. Это знаки солнца и луны.
Движение Физическое движение на иконе подчинено общему смыслу композиции и частному смыслу данного персонажа. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.
Одеяния Одеяния позволяют подчеркнуть статус того, кто изображен на иконе. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество.
Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, так как «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнажёнными изображаются и прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения).
Символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы Преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь, праведный Ной держит в руке ковчег, пророк Моисей – скрижали Завета, целитель и великомученик Пантелеймон традиционно изображается с коробочкой лекарств, прп. Андрей Рублев – с иконой Святой Троицы, а прп. Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.

См. также:

  • Символика иконы диакон Андрей
  • Иконопочитание и иконопись в богослужебной жизни Церкви Настольная книга священнослужителя
  • Фотовикторина «Символика иконы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *