Какие кружки есть в доме творчества

Содержание

Чего хочет ребенок? Как подобрать секцию и кружок для детей

11:02 29/10/2015 Наталья Кожина 0 9622

Танцы, хоккей или шахматы? Как узнать предпочтения собственного ребенка и помочь развить его способности без вреда для здоровья, АиФ.ru рассказала психолог Мария Ефимова.

По мере взросления ребенка каждый родитель сталкивается с вопросом его разностороннего развития. В наши дни существуют студии, кружки и секции на любой вкус и кошелек. Как сделать оптимальный выбор с учетом возраста, увлечений и склонностей конкретной личности, АиФ.ru рассказала психолог Мария Ефимова.

Время пришло

Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, с какого возраста надо приобщать ребенка к кружкам и секциям?

Мария Ефимова: Психологи рекомендуют возраст 5-6 лет. Это оптимальное время, когда ребенок готов учиться, слушать взрослого и повторять «как надо». До этого же позволяйте малышу самореализоваться в своих творческих стремлениях: рисовать что-нибудь своё, петь, придумывать истории.

— Как понять, что нравится вашему ребенку, и вовремя направить его усилия в нужное русло?

— В раннем возрасте интересы ребенка только начинают зарождаться, поэтому вопрос, что ему нравится, а что нет, не решит проблемы. Большинству детей нравится заниматься самыми разными делами. Более явная склонность к какому-либо направлению проявляется только в подростковом возрасте.

До этого правильным будет такой подход: старайтесь развивать своего ребенка во всех направлениях. Пусть он попробует и лепку, и танцы, и какой-либо вид спорта, и игру на музыкальных инструментах, и шитье мягкой игрушки, и рисование. Подобное разнообразие поможет понять его склонности. Наблюдайте за своим ребенком в процессе игр — возможно, вы заметите ярко выраженную способность к чему-то особенному.

Представьте, перед вами список: виндсерфинг, вейкбординг, скрапбукинг (оформление вручную фотоальбомов, — ред.) — и у вас пытаются узнать, что из перечисленного вам нравится больше? Но вы просто не знаете, что значат эти слова! Именно понимание того, что стоит за каждым понятием, и поможет дать ответ. Следовательно, чтобы разобраться в склонностях своего ребенка, нужно сначала познакомить его с разными видами деятельности и дать в них поучаствовать.

— Что делать, если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, почему подобное происходит. Возможно, ребенок просто не знает, что ему там может быть интересно, или у него нет опыта общения в коллективе. В любом случае, заставлять малыша идти туда, куда вы считаете нужным, — ошибка, которая травмирует его психику.

Следует помнить, что бывают социально активные дети и те, которые комфортно себя чувствуют в привычной обстановке, в окружении знакомых людей. Чтобы не нанести психическому развитию ребенка непоправимый вред, не стоит насильно выводить его «в люди», вовлекать в игры или занятия. Процесс социализации должен быть мягким и постепенным. Вы можете договориться прийти в студию и посмотреть, чем занимаются детки, и если ребенок заинтересуется — принять участие. Возможно, для малыша важно, чтобы во время занятий мама была рядом, а не сидела в коридоре.

Главный постулат: посещение кружка должно приносить ребенку удовольствие!

Не хочу, не буду

— Стандартная ситуация для многих детей: ребенок сначала с азартом чем-то увлекается, а спустя несколько занятий говорит, что ему не нравится ходить в выбранную секцию. Стоит ли уговаривать его остаться там?

— Во-первых, стоит разобраться, почему ребенок изменил свое мнение. Поговорите с ним об этом в спокойной обстановке, узнайте, в чем причина: что-то не получается, не нравится руководитель кружка, задирают другие дети или сами занятия проходят вяло? Вполне может оказаться, что ваш малыш опережает основную группу в развитии, и предложенные задания недостаточно сложные, чтобы вызывать интерес — следовательно, он начинает скучать.

У ребенка школьного возраста обязательно спрашивайте, в какой кружок или секцию ему хотелось бы пойти, не записывайте просто по своему выбору. Помните, нет «правильных» или «неправильных» занятий творчеством. Не стоит заставлять ребенка посещать какую-либо студию только потому, что «все наши знакомые туда ходят» или «это престижно».

Выяснив причину, родители должны или разрешить проблему, или выбрать другое место для занятий. Если ребенок категорически против продолжения учебы, то не стоит заставлять его. Лучше договориться с ним о посещении последнего занятия, чтобы окончательно понять, будете ли вы туда ходить или стоит поискать другой кружок.

— Бывает так, что ребенок очень хочет заниматься, например, балетом, но педагоги уверены, что у него нет для этого способностей. Нужно ли идти на поводу у специалистов, чтобы избежать дальнейших разочарований?

— С одной стороны, наличие таланта — прямой путь к достижению значимых успехов в выбранной области. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг высот, заниматься ему следует тем, к чему не просто лежит душа, но и есть предрасположенность. К тому же, если способностей нет, то в престижные школы и студии ваше чадо вряд ли возьмут, как бы велико ни было желание. Но это относится лишь к тем секциям, где изначально необходимо обладать определенными навыками.

С другой стороны, показательна история знаменитого Карузо, которому в детстве учитель пения сказал, что у того нет голоса. И лишь вера матери в его талант помогла мальчику поверить в свои силы и продолжить занятия. Она сказала: «Не слушай никого. Ты поёшь, как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!».

Ребенку очень важна поддержка родителей. Если он хочет танцевать — пусть танцует, даже если ему не хватает пластики. Да, не факт, что он станет знаменитым танцором, но, по крайней мере, будет счастлив — а это гораздо важнее!

— Какое количество кружков и секций оптимально?

— Их может быть столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег. Главное не теряйте контакт с ним. Перегруженный ребенок становится вялым, сонным, теряет инициативу и интерес к жизни. Обязательно следите за состоянием и настроением своего малыша. Насколько он бодр и активен, хватает ли у него времени на игры? Тревожный звонок — если учителя жалуются, что ребенок спит на уроках, или вы замечаете, что он отказывается играть даже дома, потому что слишком устал и хочет отдохнуть.

Да, всестороннее развитие ребенка — это хорошо и правильно. Но оно должно идти рука об руку с заботой о его физическом и психологическом здоровье!

Подписка

Какие кружки можно организовать в детском саду

юрист Гелиев Александр | 2017-12-06 | Гражданское право

В часть программы, формируемую участниками образовательных отношений включаем кружковую работу. Кружковая работа в дошкольной образовательной организации давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Цель кружковой работы — расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности; повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

В нашем детском саду функционируют следующие кружки:

кружок «Моя Хакасия» для детей 5-7 лет — приобщение дошкольников к историко-культурному наследию родной республики, знакомство с местными достопримечательностями, изучение хакасского языка.

Программный материал данного кружка содействует развитию у детей интереса и уважительного отношения к культуре и традициям родного края, помогает сохранить хакасскую культуру во всем ее многообразии; формирует у детей элементарные умения общаться на хакасском языке с учетом речевых возможностей и потребностей.

Введение личности ребенка дошкольника в социально-нравственную атмосферу, края, села, воспитание любви к родной природе происходит через активизацию познавательной деятельности. Работа ведется в нескольких направлениях.

1-е направление: «Как живешь, родной край? В данном направлении происходит, ознакомление детей с Бейским районом, городом Абаканом, республикой Хакасией. Дети узнают не только о настоящем родного края, но и о его историческом прошлом. Проекты: «Улицы нашего села», «Наши земляки», «Профессии моих родителей» и др., созданы альбомы «История моей семьи в истории моей страны», участие в ежегодном совместном мероприятии с ОАО «ВБР» «Мама, папа, я – шахтерская семья».

2-е направление «Кто мы и откуда?». Дошкольники знакомятся с прошлым хакасского народа, его бытом, традициями, обычаями. Совместно с детьми ставим театрализованные представления по мотивам хакасских народных сказок, проводим народные праздники. Проекты: «Герб семьи», «Родословная моей семьи», «Мой прадед», «Происхождение фамилии».

3-е направление «Природное краеведение». Формы работы в данном направлении разнообразны и интересны. Дети узнают о природных богатствах республики, знакомятся с достопримечательностями, узнают о знаменитых реках и озерах Хакасии, многообразии природного и растительного мира.. Беседы «С чего начинается Родина», «Чем богата наша Республика» и др., викторины «Мой край родной — Хакасия», тематические прогулки «Эх, село мое родное», экскурсии к Памятнику односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, в сельскую библиотеку.

кружок «Я- исследователь» для детей 4-5 лет направлен на формирование первоначальных познавательных знаний и умений путем детского экспериментирования.

Основные цели и задачи исследовательской деятельности:

— Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.

— Развитие познавательных интересов и способностей детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.

— Формирование познавательных действий, становление сознания; опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов (экспериментов).

— Развитие мышления, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

— Развитие коммуникативных навыков, желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

— Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Ежегодно воспитанники занимаю призовые места в муниципальном конкурсе исследовательских проектов «Я-исследователь», где занимают призовые места. (2016 г. Несипбеков Нурлан проект «Секреты электричества»)

кружок «Веселый художник» направлен на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

театральный кружок «Петрушкины друзья». Содержание программного материала способствует развитию формированию основ творческой личности. Через сказки, рассказы, сценки дети осознают моральные нормы, принятые в обществе. Во время постановки театрализованных представлений дети учатся жить в гармонии с окружающим миром, развивается их чувственность, способность рассуждать, раскрывается творческий потенциал дошкольников.

Кружковая деятельность осуществляется педагогами в течение учебного года с октября по апрель. Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью — от 3 до 7 лет.

Деятельность кружков проводится 4 раза в месяц во 2 половине дня в групповых или спальных помещениях.

Руководители кружков представляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

Рекомендуем посмотреть:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Кружок в детском саду: танцевальный, театральный, вокальный

В становлении личности каждого ребёнка немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Поэтому очень многие родители отдают предпочтение тем детским садам, в которых имеются различные секции для их малыша. Дитя взрослеет день за днём, и его желание узнать как можно больше об этом мире и познать себя растёт с такой же скоростью.

Различная работа кружков в детском саду рассчитана на то, что они помогут ребёнку раньше проявить себя и раскрыть те или иные качества. Сегодня есть определённые детские садики, которые направляют свою деятельность в одно русло, например учат детей лишь танцам или отдают предпочтение изучению иностранного языка с малых лет.

Но лучше остановить свой выбор на таком заведении, где каждый кружок в детском саду имеет различную специализацию. Вдруг вашему малышу не понравится петь, и он захочет посещать борьбу? В таком случае сменить секцию не составить никакого труда.

Как правильно подобрать кружок для ребёнка?

Так как вы наверняка ещё точно не уверены во вкусах вашего малыша, вы выберете садик, в котором есть всесторонне развивающие кружки. Стоит обратить своё внимание на то, что малыш не должен одновременно посещать более 2-3 секций. Иначе он будет очень сильно уставать, и ему быстро надоест работа даже в этих, интересных ему кружках. Детей до 3 лет не нужно записывать на все кружки — в таком возрасте будет достаточно чего-то одного.

Кружки в детских садах могут быть самые разнообразные:

— лепка (из глины, пластилина, теста);

Выбирая наилучший вариант для малыша, стоит отталкиваться от того, что он уже умеет. Так вы поможете ему развить данное качество в полной мере. Если же ваш ребёнок просто не может усидеть на месте, отдайте его на рисование и в спортивную секцию. Физические упражнения и осмысленное изображение деталей на бумаге смогут утихомирить малыша.

Танцы в детском саду

Самый востребованный — это танцевальный кружок в детском саду. Практически всем деткам нравится двигаться под музыку, поэтому эта секция сможет направить их энергию в правильное русло.

Занятие в данном кружке направлено на правильную постановку осанки, позиции ног и рук, развивает ритмику и слух малышей. Самое главное, что танцы учат детей правильно дышать и быть выносливыми.

Очень важно, чтобы дети имели возможность выступать на сцене, даже пускай в самом детском саду. Это поможет малышам избавиться от стеснительности и стать более уверенными в себе. Некоторые танцевальные кружки даже могут принимать участие в различных районных и городских мероприятиях.

Рекомендуем к прочтению: Налоговый вычет за детский сад

Танцевальный кружок дети могут посещать начиная с 3-х лет.

Критерии при выборе танцевального кружка

Если ваш выбор пал на танцевальный кружок в детском саду, тогда ребёнка можно отдать практически в любое заведение, где он есть. Важно учитывать лишь несколько простых правил:

1. Разузнайте как можно больше информации о данном кружке во всех интересующих вас детских садах. Поговорите об этом с директором учреждения, хореографом и родителями детей, которые его посещают.

2. Осмотрите помещение, в котором будет заниматься ваш ребёнок. Оно должно быть чистым, легко проветриваемым, с наличием зеркал и танцевальных станков.

3. Самый главный пункт: данный кружок обязательно должен быть по душе малышу. Иначе ничего хорошего не выйдет, если вы будете его заставлять посещать танцевальную студию.

Танцевальный кружок также может иметь свою конкретную направленность. Это могут быть народные, бальные или же эстрадные танцы. Обязательно в программу каждого из них входит классическая хореография, которая и поможет малышу правильно держать спину, голову, избежать плоскостопия.

Вокальный кружок в детском саду

Не меньшей популярностью в детских заведениях пользуется вокальная секция. Помимо того, что малыши любят танцевать, они ещё и очень любят петь, даже не зная слов песни.

Вокальный кружок в садике рассчитан на то, что ребёнок будет учиться нотной грамоте, ритмике, сможет развить в себе певческие способности и природную музыкальность. В этой секции малыш также сможет развить правильное дыхание.

Вокальную студию могут посещать дети от трёх лет.

Критерии при выборе вокального кружка

Вокальный кружок в детском саду может быть двух видов:

— Академический вокал. Кружок такого направления оказывает хорошее воздействие на развитие голоса и слуха малыша, так как его не ограничивают в возможностях.

— Эстрадный вокал. Данная студия не так строго относится к своим подопечным, но от этого не является менее эффективной.

Но если вы точно уверены, что ваш малыш будет отличным певцом, то предпочтение лучше отдать первому варианту. При выборе вокального кружка остановите своё внимание на таких аспектах:

1. Если у малыша есть хорошие вокальные данные, узнайте о наличии индивидуальных занятий.

2. Хороший преподаватель вокала ещё на первом занятии сможет точно сказать вам, есть ли у малыша вокальные данные или же стоит подобрать ему другой кружок.

Театральный кружок в детском саду

Следующий по популярности и количеству посещаемости – театральный кружок. Дети очень любят фантазировать и представляют себя в роли мультипликационных и художественных персонажей. Театральная студия поможет им стать любимым героем хотя бы на несколько минут. Малыш в полной мере ощутит себя определённым персонажем и будет в центре внимания.

Театральные кружки в детском саду направлены на то, чтобы раскрыть в детях духовный и творческий потенциал личности, на развитие актёрского мастерства в каждом участнике.

Участником театральной студии могут стать все желающие дети в детском саду.

Критерии при выборе театрального кружка

Прежде чем отдать ребёнка в театральный кружок в детском саду, стоит уточнить несколько основных критериев качественного обучения в них:

1. Для начала посетите хотя бы одно представление данного кружка. Это даст вам возможность увидеть, насколько хорошо преподаётся материал детям и как хорошо они его усваивают. В идеале ребята не должны стесняться и забывать свои слова.

2. Не стоит заморачиваться на том, как с вами общается преподаватель театрального кружка. Иногда это люди очень специфические, поэтому их практика и умения имеют большее значение, нежели просто разговоры.

3. Различные сертификаты и грамоты преподавателя также особого значения не имеют. Сегодня такие дипломы можно легко купить или даже сделать самому.

4. По окончании занятия в кружке обратите внимание на то, как дети покидают занятие. Если все идут вместе, то атмосфера в театральном кружке дружественная, если же по одному – то стоит задуматься о качестве преподавания.

Какие ещё кружки бывают при детских садах

Эти три секции – самые востребованные кружки в детских садах. Но ни одно заведение не остановится лишь на танцах, пении и театре. Всегда есть много чего интересного. Например, почти всегда имеется кружок ИЗО в детском саду, спортивный (футбол, баскетбол, теннис, борьба), логические секции, где детей учат считать, играть в шахматы или шашки, изучение иностранных языков.

Некоторые детские сады сегодня направляют свою деятельность на определённый вид спорта. Очень популярной борьбой стало тхэквондо. Но это никак не мешает проводить соревнования по футболу, волейболу или другому виду спорта среди воспитанников детских садов.

В обязательную программу многих детских садов также входит иностранный язык. Чаще всего детей с 3-х лет начинают обучать английскому. Если же вы хотите, чтобы ваш малыш учил другой язык или не начинал его изучение так рано, тогда стоит поискать заведение, направленное на общеобразовательную программу.

Когда вы собрались отдать ребёнка в детский сад, обязательно поинтересуйтесь обо всех кружках, которые там есть. Ведь есть шанс, что ваш малыш уже завтра захочет развить в себе какой-то определённый талант, а вот возможности на это не будет.

Кружки в детском саду

Иногда родители спрашивают, для чего нужны кружки в детском саду или, иными словами, дополнительное образование для дошкольников, если в образовательном учреждении есть основная хорошая образовательная программа?

Повышенные потребности – широкие возможности

Дело в том, что образовательная программа реализует минимальный образовательный стандарт. Но в детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельно​сти. Требования же нормативных документов, регламентирующих образова​тельную деятельность, не позво​ляют проводить большее коли​чество занятий, чем это предус​мотрено программой. Есть среди дошкольников одарённые и талантливые дети. К тому же, бывают в детском саду и такие родители, которые уже наметили ориентиры в жизненном пути своего ребёнка к успеху и карьерному росту. Им всем требуется расширенный и углублённый список образовательных услуг.

А где, как не у специалистов дошкольного образования, в образовательном учреждении, которому они доверяют, где есть все условия для занятий, получить их? Ведь не везде и не всегда у родителей есть возможность водить ребёнка в специализированные школы и студии. Детский сад может помочь потребителям своих образовательных услуг, создав систему дополнительных образовательных услуг в виде кружков, секций и студий по различным направлениям деятельности. Чаще всего это художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное направления, то есть танцевальные, театральные, художественные, прикладные спортивные кружки и секции.

Они могут быть продолжением (и углублением) образовательной программы – в этом случае мы говорим о так называемой внутренней интеграции.

Статья 45 Закона «Об образовании» гласит, что образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги и не предусмотренные соответствующими образовательными программами. Возможно даже силами специалистов различных учреждений дополнительного образования, в рамках внешней интеграции ДОУ.

Драмкружок, кружок по фото…

Родителям надо знать, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета и за счёт времени, отведенного на прогулки, дневной сон, основные занятия, игры. Дошкольник может посещать одновременно несколько секций и кружков детского сада, но лучше, если их количество не будет больше трёх. Поэтому, даже если родители твёрдо уверены, что их ребёнок просто гениален и необходимо развивать его таланты во всех кружках детского сада сразу, им всё же надо выбрать самое необходимое, что наиболее привлекает ребёнка в данный период.

Количество и длительность занятий кружков в детском саду, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объём недельной нагрузки с учетом возраста детей.

С чего начать?

Для того, чтобы деятельность детского сада по организации кружков была полезной не только детям (им, конечно же, в первую очередь), но и самому детскому саду, чтобы популярность и наполняемость кружков была стабильной, а то и росла, необходим постоянный мониторинг этой деятельности.

Рекомендуем к прочтению: Очередь в детский сад тамбов посмотреть

Объектами мониторинга должны быть:

1. Потребности социума в дополнительных образовательных услугах.

Каких кружков не хватает в микрорайоне, где находится детский сад, а какие предлагаются в достаточном количестве? Как изменяются год от года потребности в тематике кружков, секций и студий у родителей и детей, посещающих детский сад и живущих в его микрорайоне?

Одной из форм может быть анкетирование родителей: «Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОУ? Какая стоимость услуги удовлетворяет вас? Ваши предложения по дополнительному образованию детей?».

2. Проводится маркетинговая деятельность: родительские собрания, Дни открытых дверей.

Родители знакомятся с материально-технической базой для проведения кружков в детском саду и с дополнительными образовательными программами. Осуществляется рекламная кампания по привлечению жителей микрорайона в кружки, организованные в детском саду: размещение объявлений, буклетов, афиш, информации на сайте учреждения, в социальных сетях (например, в группах с соответствующей тематикой), средствах массовой информации.

3. Диагностируется наличие специалистов для организации тех или иных кружков в детском саду.

При необходимости – проводится обучение имеющихся педагогов или приглашаются педагоги дополнительного образования «со стороны».

4. Проводится диагностика качества образовательных программ кружков детского сада – силами старшего воспитателя или сторонними консультантами.

Рассчитывается и определяется общее суммарное время непосредственной образовательной деятельности в неделю по возрастным группам для каждого ребёнка, занимающегося в кружках детского сада. Может быть создана так называемая карта индивидуальной нагрузки ребёнка.

Для контроля организации и работы кружков в детском саду обязательно нужен специально назначенный педагог, в должностных обязанностях которого будет соблюдение норм учебной нагрузки детей, повышение профессиональной компетенции педагогов, координация учебного процесса, ведение отчётной документации.

5. Диагностируется результативность дополнительного образования в кружках детского сада.

Оценивается качество полученных детьми теоретических и практических знаний и умений, уровень освоения ими различных компетенций; удовлетворённость детей и родителей занятиями в кружках детского сада.

Проводится так называемая диагностика «на выходе»: отслеживается процент детей, которые после выпуска из детского сада продолжили дополнительное образование по направлению кружка, в котором они занимались в детском саду; поступили в профильные классы или учреждения образования.

6. Осуществляется мониторинг документационного обеспечения процесса дополнительного образования в детском саду, наличие и качество следующих документов:

  • Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ Положение об использовании денежных средств от оказания дополнительных платных образовательных услуг;
  • Договора с родителями на оказание платных образовательных услуг; срочных трудовых договоров, должностных инструкций педагогов;
  • Смета доходов и расходов;
  • Учебный план;
  • Расписание кружков и секций;
  • График работы специалистов;
  • Список посещающих детей;
  • Табель работы педагога дополнительного образования;
  • Табель посещаемости детей в месяц.

Правильно организованная работа кружков в детском саду должна создавать возможности для обеспечения развития ребенка, формировать почву для его будущих достижений, помочь ему становиться успешным и готовым к последующей школьной и всей взрослой жизни.

Автор статьи — Наталья Прищепенок, автор иллюстрации — Анна Лукьянова.

В нашем гос садике не разрешают проводить кружки, ссылаясь на то что преподаватели таких кружков должны организовать ИП или ООО, а только потом предоставлять услуги… Это так?

Анастасия, вопрос переслали юристу.

Владелец сайта не несет ответственности за комментарии, которые оставляют посетители.

Однако, если вы обнаружите комментарий, содержащий ложную информацию, сообщите.

Совет 1: Как открыть детский кружок

  • — методические разработки по выбранному виду деятельности;
  • — типовая или авторская программа;
  • — примерная смета расходов;
  • — перечень материалов и оборудования.

Организация кружка

Для начала озаботьтесь поисками будущих постоянных клиентов. Искать их стоит среди дружественных семей, которые хорошо вас знают и хотят ходить на ваши занятия. После получения двух-трех «клиентов», определите время занятий вашего кружка. Обычно подобные мероприятия для детей дошкольного возраста проходят в промежутке между десятью утра и шестью вечера. Договоритесь о регулярных встречах в какой-то день недели, учтите, что если в самом начале деятельности кружка встречи вдруг отменяются, собрать людей снова будет очень сложно.

После решения базовых организаторских вопросов продумайте тематику кружка. Если клиентов у вас не очень много, можно устроить встречу с ними и обсудить предполагаемые темы. К таким встречам нужно очень тщательно готовиться, чтобы не выглядеть глупо, придя с пустыми руками. Выбирайте глобальные, крупные темы, на развитие которых потребуется несколько занятий. Например, если вы собираетесь создавать детский кружок с упором на рисование, предложите изучение цветовых сочетаний, пропорций, перспективы. Подобных глобальных тем хватит на полгода-год изучения. Главное — подать их в правильной и доступной игровой форме, если ваш кружок рассчитан на дошколят.

Сделайте занятия интересными

Обязательно найдите в интернете или купите специализированные пособия, в которых можно найти ценную информацию об обучении детей, интересные упражнения и задания. Будьте готовы уделить этому много времени. Подобная полезная информация сделает ваши кружки более интересными для участников.

Расширить кружок можно при помощи объявлений, которые можно разместить в ближайших детских садах, библиотеках и школах. Можно поместить объявление в интернете на специализированных ресурсах.

Чтобы удержать кружок вместе, заинтересовать детей и их родителей, можно найти какую-то внешнюю цель — подготовку к выставке, участие в концерте, конкурсе или благотворительной акции. Заранее подумайте, что может стать таким объединяющим фактором. Первые «выходы в свет» помогают все участникам сплотиться, усиливают их интерес к деятельности кружка.

Со временем, если ваше мероприятие будет иметь успех, стоит задуматься об аренде специального помещения для него. Студия, спортивный зал, танц-класс — все это довольно легко можно найти практически в любом районе города. В этом случае важно обговорить с родителями ваших учеников все финансовые вопросы.

Совет 4: Как открыть детскую студию

  • — интернет;
  • — стартовый капитал;
  • — набор педагогов;
  • — большое количество юридических консультаций;

Совет 5: Как выбрать кружок или секцию для ребенка

Очень высоким детям практически всегда подойдут баскетбол и волейбол; ловким, быстрым и активным – футбол; крупным детям – хоккей, плавание, дзюдо; аккуратным и терпеливым – гимнастика, фигурное катание; мечтательным детям с хорошим воображением – кружки прикладного творчества, журналистики.

Следует обязательно спросить, что думает ребенок, ведь даже если у него есть способности, но нет интереса к занятию, вряд ли он добьется в нем высот. Иногда родители записывают ребенка в кружок без его мнения, основываясь на своих детских мечтах. В лучшем случае, без наличия интереса он просто бросит это занятие через некоторое время, в худшем – испортит отношения с родителями, которые заставляют его заниматься нелюбимым делом.

При выборе дополнительных занятий или кружков следует внимательно изучить темперамент ребенка: спортивные секции способствуют возбуждению ребёнка, а спокойные занятия (вязание, рисование, моделирование) напротив, умиротворяют и расслабляют ребёнка. При этом не стоит взваливать ему на плечи слишком много дополнительной нагрузки, тем более в первых классах. Это может привести к переутомлению и пониженной успеваемости во всех видах его повседневной деятельности.

Дополнительно: кружки в детском саду

Сейчас практически во всех детских садах существуют дополнительные (платные) услуги в виде самых разных кружков. К преимуществам дополнительного образования в детских садах следует отнести три: невысокая стоимость, возможность посещения нескольких кружков, небольшая продолжительность занятий.

Конечно, часто родители сомневаются — выбирать кружки в детском саду или отдать уже в «серьёзную» секцию. Но где вероятность, что «серьёзная» секция подобранная родителями, ребёнку понравится? А вот возможность попробовать как можно больше направлений для своего развития может дать только детский сад, тем более, что и по цене это получается весьма доступно. Да и воспитатели расскажут — как вёл себя ребенок во время занятия, что ему понравилось, а что нет.

К основным кружкам детских садов можно отнести следующие.

Английский язык

Занятия начинаются с младшей группы. Если их ведёт один и тот же учитель, то ребёнок может к окончанию детского сада достичь существенных результатов.

Студия ИЗО

Занятия рисованием и изготовлением декоративных поделок, лепки из пластилина есть и в структуре плановых, обязательных занятий в детском саду для каждого ребёнка. Студию ИЗО посещают, обычно, дети, которым интересно лепить и рисовать больше, чем их сверстникам. Студия ИЗО позволяет ребёнку выражать свои эмоции, развивать мелкую моторику.

Ритмика

Ритмичные движения под музыку полезны всем без исключения малышам. Они вырабатывают чувство ритма, способность слышать такты, учат согласованности движений, исправляют осанку и оздоравливают. Полезны для всех детей.

Рекомендуем к прочтению: Заявление в загс на регистрацию брака за сколько месяцев 2018

Танцы

Танцевать любят не все дети, но тех, кто любит красиво двигаться под музыку на виду у всех хватает, именно для них — занятия танцами в детском саду. Занятия танцами есть и в структуре общего дошкольного образования, танцевальный кружок позволяет способным деткам больше реализовать себя в этом направлении.

Бассейн

Есть не во всех детских садах. Там где есть, он бывает обязательным, а бывает в виде дополнительных занятий. Если в бассейне соблюдаются требования гигиены и санитарии, то занятия в нём полезны для всех детей. Они закаливают, укрепляют, укрепляют осанку.

Пение

В детском саду поют все без исключения детки на обязательных музыкальных занятиях. Для тех, кому нравится петь, при наличии энтузиаста, открываются кружки пения. Эти дети могут выступать на внутренних и городских мероприятиях, укрепляют дыхательную систему.

Математика

Математические занятия есть в числе обязательных, но часто проводятся и в виде дополнительных занятий. Многим детям нравится считать и они с удовольствием занимаются, подчас осваивая азы начальной школы.

Логопед

Обычно всех детей в детском саду проверяет логопед. Некоторым из них рекомендуются занятия с логопедом. Если сад не специализированный, то заведующая, обычно, приглашает логопеда, но занятия становятся платными. Для родителей это очень удобно — занятия проходят в детском саду, и не нужно искать специалиста самим.

Компьютер

Да, компьютерная грамотность — дело важное. В некоторых детских садах существуют компьютерные кружки, где дети знакомятся с компьютером и учатся работать с ним.

Подготовка к школе

В старшей группе детского сада все дети проходят подготовку к школе. Однако этот кружок является одним из востребованных среди родителей, которые стараются облегчить ребёнку первые месяцы занятий в школе.

Кружки в детском саду — это благо для родителей: не нужно тратить время на то, чтобы дать ребенку попробовать самые разные виды деятельности и выбрать то, что ему понравится больше всего.

Спасибо за интересную статью. У нас в садике логопед занимается

Институт управления и права

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Военный университет Министерства Обороны

Московская финансово-юридическая академия

Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино»

Отзыв будет опубликован после проверки модератором

Рекомендуем посмотреть:

Кружок

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАЗНЫХ ФОРМ

План

1. Основные понятия

2. Теоретический материал

3. Вопросы и задания

4. Литература

Начало документа

Основные понятия

Форма детского образовательного объединения, ансамбль, группа, кружок, клуб, мастерская, студия, театр, школа в системе дополнительного образования детей.

Форма – установленная совокупность свойств, черт, показа­телей, внешних отличительных признаков, порядок их распо­ложения в целом; сложившаяся система, обладающая специ­фическими свойствами; установленный образец чего-либо.

Ансамбль (от французского слова «вместе») – небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведе­ний, выступающих совместно как единый творческий испол­нительский коллектив.

Группа – это относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (деклари­руемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Кружок – традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного об­разования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуника­тивный опыт.

Клуб – объединение детей и подростков на основе совпаде­ния интересов, стремления к общению, совместному проведе­нию досуга и отдыха.

Мастерская – это форма детского образовательного объедине­ния, имеющая принадлежность содержания деятельности к определен­ному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение
уровня мастерства в освоении определенного вида деяте­льности, в освоении специальных технологий.

Студия – творческий коллектив в определенном виде деяте­льности, объединенный общими задачами, едиными ценностя­ми совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.

Театр – творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способно­стями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Те­атр – объединение, которое может организовывать свою деяте­льность в комплексе самых разнообразных форм, видов занято­сти, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.

Школа – форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.

Теоретический материал

В связи с преобразованием внешкольных детских институ­тов, выполняющих преимущественно воспитательные функ­ции, в сферу дополнительного образования детей приорите­том в УВДО является образовательный процесс, требующий научного исследования и обос­нования, а также нового мето­дического обеспечения с уче­том специфики сферы.

В целях упорядочения обра­зовательного процесса, разра­ботки системного подхода к его организации перед областным методическим советом была поставлена конкретная задача: определить отличительные ха­рактеристики форм детских об­разовательных объединений УДОД и, по возможности, раз­работать модели каждой из них. По сути, проблема заключает­ся в следующем: что есть, к при­меру, школа, студия, кружок, мастерская и т.д.; в чем их специфика и сущностные признаки.

Многие детские объединения УДОД по содержанию и ор­ганизации деятельности «переросли» кружок; находятся в по­иске своего «творческого лица», но затрудняются в выборе нового облика.

В потоке различного рода инноваций нередко происходило и сегодня еще имеет место а автоматическое переименование кружков в более «красивые, более весомые» формы, кото­рые не вносят принципиальных изменений в образовательный процесс.

Проектирование системы работы с детским объединени­ем должно опираться на осо­бенности желаемого облика коллектива, что чаще всего и выражено в специфике формы образовательного объедине­ния. Тем самым, определение этой спе­цифики значительно облегчит и сделает более осмысленным педагогическое проектирова­ние.

Под формой (в общем зна­чении) понимается совокуп­ность свойств чего-либо, внеш­них отличительных признаков, что в первую очередь важно для дифференциации ДОО.

Кроме того, что в отноше­нии образовательного процесса подставляется более важным, под формой понимается некая сложившаяся система, облада­ющая специфическими свойствами.

Основываясь на идее систем­ного подхода к организации об­разовательного процесса, можно сделать вывод, что системный подход в практике педагога может иметь основным результатом именно форму ДОО как отличающу­юся от других конкретную об­разовательную систему.

Основания для дифференциации форм ДОО

1 . Приоритет и уровень педагогических задач.

2. Содержание образовательного процесса: широта и глуби­на содержания, количество предметов, их интегрированность.

3. Особенности организации образовательного процесса: ус­ловия и принципы набора де­тей, наличие ступеней обуче­ния, система учета и контроля ЗУН, структура объединения и т.д.

4. Уровень (качество) образо­вательных результатов: учеб­ные, собственно воспитатель­ные результаты, творческие достижения учащихся и пр.

Специфика форм ДОО

Кружок является наиболее распространенной, традицион­ной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-прак­тических задач, направленных на формирование знаний, уме­ний и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету).

2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не озна­чает отсутствия воспитательных задач.

3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

4. Результатами работы круж­ка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие про­граммным требованиям педаго­га.

Клуб

Клубом называют объедине­ние детей и подростков по ин­тересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:

– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;

– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

Отличительные признаки:

Наличие:

1. Органов детского самоуп­равления.

2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба:

– сотрудничество воспитанни­ков разных поколений;

– коллективная творческая де­ятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба;

– традиции коллектива.

3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, фор­ма и пр.

4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.

Возможные характеристики:

1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получае­мых по итогам работы и творческим достижениям. К приме­ру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.

2. Условия приема в клуб. К примеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кан­дидата и т.д.

3. Разновозрастные объеди­нения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.

Возможные подходы к классификации клубов

1. По приоритету вида дея­тельности:

а) Образовательные (клубы, в которых специально организо­ван образовательный процесс для овладения детьми знания­ми, умениями и навыками в оп­ределенной области знаний).

б) Досуговые (клубы, в кото­рых преобладает свободное общение, совместное проведение досуга, хотя может иметь место познавательная деятель­ность детей).

2. По степени выраженности профиля деятельности:

а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исто­рические, биологические и т.д.).

б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К при­меру, клуб старшеклассников.

в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содер­жание деятельности в клубе «Барыня» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое на­правление, разнообразную мас­совую деятельность.

3. По возрастному признаку членов клуба:

а) возрастные;

б) разновозрастные.

4. По временному фактору:

а) постоянно действующие;

б) временные.

5. По степени постоянства со­става:

а) Клубы с постоянным соста­вом участников;

б) Клубы с переменным со­ставом, изменяющимся в зави­симости от конкретного дела, проблемы, вида деятельности.

Студия

Отличительные признаки:

1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлеж­ность к определенному виду искусства или творчества (изо­бразительное, театральное, хо­реографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

2. Основной целью деятель­ности является развитие худо­жественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одареннос­ти, ее поддержка и развитие.

3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

4. Сочетание эксперимен­тальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (по­каз спектаклей, оформление выставок, проведение конкур­сов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом.

5. Система деятельности по демонстрации детских практи­ческих достижений.

6. Высокое качество творчес­кого «продукта» детей.

Возможные характеристики:

1. Специальные условия на­бора в студию с предваритель­ным выявлением задатков и склонностей детей.

2. Ступени обучения, завер­шенные по содержанию и вре­мени (подготовительные группы, младшие, старшие группы).

3. Общественный орган сту­дии по оценке качества творчес­ких достижений: к примеру, художественный совет.

Возможные подходы к классификации студий:

1. По масштабу содержания обучения:

а) Однопредметные (студия эстрадного танца);

б) Полипредметные (ком­плекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).

2. По структурному оформле­нию:

а) Студия как первичный кол­лектив в составе какого-либо подразделения, учреждения.

б) Студия как структурное подразделение учреждения.

Лаборатория

Отличительные признаки:

1. Основная цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков.

2. Исследовательский, поис­ковый, изобретательский компо­нент в образовательной деятельности; опытно-эксперимен­тальная работа учащихся.

3. В основе содержания дет­ской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.

4. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.

5. В составе объединения преимущественно старшие под­ростки.

Возможные подходы к классификации:

1. По длительности работы:

а) временные;

б) постоянные.

2. По предмету исследова­ния:

а) тематические (предметом исследования является область знаний, тема);

б) проблемные (предмет ис­следования — конкретная про­блема);

в) проблемно-тематические.

Мастерская

Отличительные признаки:

1. Принадлежность содержа­ния деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчес­тва (к прикладной деятельнос­ти) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).

2. Приоритет предметно-прак­тических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном на­правлении.

3. В основе образовательно­го процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: ов­ладение детьми специальными технологиями.

4. Наличие собственного по­мещения – мастерской.

5. Разнообразная деятель­ность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).

Как правило, мастерские дифференцируются по субъекту обучения (мастерская конкретного педагога, – в данном контексте часто используется и наименование «школа»), либо по содержанию (направлению, профилю) работы. Первое осно­вание (по субъекту) чаще всего имеет место в тех случаях, ког­да педагог разработал не име­ющие аналогов подходы или технологии исполнения изделий.

Школа

Отличительные признаки:

1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (ус­таве, положении) и программе деятельности (образователь­ной программе) школы.

2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.

3. Приоритет обучения при многообразии видов и направ­лений деятельности детей.

4. Комплекс учебных предме­тов (не менее трех).

5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

6. Ступенчато-преемственный характер обучения: нали­чие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.

7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов.

8. Четко обозначенные усло­вия набора и обучения в шко­ле.

9. Вручение сертификата об окончании школы.

10.Наличиеоицензиина пра­во ведения образовательной деятельности.

Перечисленные характерис­тики являются обязательными прежде всего для образовательных объединений, посколь­ку наименование «школа» неред­ко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет мес­то либо познавательная дея­тельность детей (школа твор­ческой ориентации), либо про­цесс формирования и отработ­ки конкретных умений и навы­ков (школа выживания).

Подходы к классификации:

1. По степени выраженности профиля деятельности:

а) профильные (школа юного модельера, например);

б) не профильные: не имею­щие четко обозначенного проф­иля, учебного предмета, направления деятельности (шко­ла нравственности);

в) многопрофильные (к при­меру, школа «Творчество» с пре­подаванием нескольких, не связанных между собой тематичес­ки предметов; школа раннего развития).

2. По приоритету педагогичес­ких задач:

а) школы образовательные, т.е. решающие в приоритете об­разовательные задачи: профессиональной и допрофессиональной подготовки, ориента­ции на определенные профес­сии, довузовской подготовки и т.д.:

б) школы общей ориентации на различные виды творческой деятельности, где главным результатом работы педагогов является выбор ребенком опре­деленного занятия (самый распространенный пример – школы творческой ориентации);

в) школы воспитывающего характера, т.е. решающие в приоритете собственно воспитательные задачи (школа эти­кета);

г) школы социальной направ­ленности, т.е. решающие пре­жде всего задачи социальной адаптации, социальной защиты и реабилитации (к примеру, школа мужества, школа выживания).

3. По особенностям развития учащихся школы (по особеннос­тям контингента): возможны школы для одаренных детей, школы для детей с ослаблен­ным здоровьем (например, шко­ла коррекции осанки) и т.д.

4. По структурному оформле­нию (статусу):

а) школа – первичный коллек­тив подразделения, учрежде­ния;

б) школа – самостоятельное структурное подразделение уч­реждения.

Обозначенный подход к пред­ставлению и пониманию детско­го объединения сферы дополнительного образования может стать ориентиром педагогичес­кого поиска в моделировании образовательного процесса, в проектировании инновационных или преобразовании традицион­ных форм детских образова­тельных объединений. В дан­ном процессе видится, как ми­нимум, два варианта:

1. Проектирование от «фор­мы», т.е. от замысла преобра­зовать детский коллектив в иную содержательно-структур­ную модель. В этом случае про­гнозирование результатов, от­бор содержания и педагогичес­ких технологий будут осущес­твляться в соответствии требо­ваниям, предъявляемым фор­мой.

2. Поиск необходимой формы ДОО на основе аналитических выводов об образовательных результатах и о состоянии об­разовательного процесса, с уче­том имеющихся у педагога ус­ловий работы и возможностей («традиционное» проектирова­ние).

Кроме того, рассматривая форму ДОО как комплексную модель образовательного процесса, как систему работы пе­дагога с детским коллективом (возможно – авторскую педагогическую систему), есть смысл рассуждать о том, насколько форма ДОО есть результат ра­боты педагога, показатель его профессионализма и качества педагогической деятельности.

Форма – установленная совокупность свойств, черт, показа­телей, внешних отличительных признаков, порядок их распо­ложения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.

В Типовом положении об образовательном учреждении до­полнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам – клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но пол­ное описание их практически неосуществимо, так как реаль­ная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание об­разовательного процесса.

Для повышения эффективности управления функциони­рованием и развитием учреждения важно ответить на вопросы; какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Суще­ствует ли между ними преемственность в структурной органи­зации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?

Группа. Понятие «группа» – универсально для общей харак­теристики социальных отношений. Оно универсально и по от­ношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят са­мые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.

С одной стороны, группа – это формальное объединение. По­добно тому, как в школе объектами управления являются клас­сы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (деклари­руемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Инициатива в создании таких групп (предмету их деятель­ности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать со­всем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, со­относят их со своим интересом, записываются туда, где их при­влекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показате­лем является мнение друга, родителей, а иногда – имя педаго­га, о котором известно много хорошего.

Для групп характерно наличие сходных интересов и потреб­ностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, – совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное дей­ствие (прямой обмен деятельностью и способностями, творче­ское сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлет­ворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показа­тели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распре­деление обязанностей, иерархию статусов; наличие так назы­ваемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой груп­пы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиня­ется закономерностям психологической совместимости и кон­фликтности (симпатии и эмпатии).

Содержание совместной деятельности членов группы оказы­вает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (вос­приятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее члена­ми влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкивают­ся тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стаби­лизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая – на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие груп­пы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одно­временно, внешнего утверждения – от спонтанного объедине­ния к подлинному сообществу равноправных, взаимозначи­мых партнеров (но и обратно!).

Следовательно, с другой стороны, группа – это неформаль­ное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодея­тельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом уч­реждения. В рамках государственных образовательных учреж­дений отношения неформальных детских объединений (с уча­стием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреж­дения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Естественно, что процесс появления таких самоуправляе­мых, самодеятельных объединений не может быть жестко рег­ламентирован и стандартизирован, формализован, что и гаран­тируется приоритетными идеями системы дополнительного об­разования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектирова­нии свой педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освое­ния культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое об­щение – это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее зна­чимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое видение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого чело­века, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими сло­вами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.

Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния являет­ся не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организа­ции партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор – форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает при­нятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.

Итак, группа – понятие, объединяющее множество разных форм учреждения дополнительного образования детей на осно­вании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.

Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантиру­ют каждому ребенку право свободного выбора:

1. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их.

2. Занятия в объединениях могут проводиться по програм­мам одной тематической направленности или по комплекс­ным, интегрированным программам.

3. Численный состав объединения, продолжительность за­нятий в нем определяются Уставом учреждения.

4. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

5. Расписание занятий объединения составляется для созда­ния наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей
и установленных санитарно-гигиенических норм.

6. В работе объединений могут участвовать совместно с деть­ми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.

Однако практика богата самыми разными примерами инно­ваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре учреждений дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формули­ровки. При этом нередко возникает прямое несоответствие ме­жду организацией деятельности, содержанием и технология­ми, результатами образования с формой объединения. Подоб­ная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в данном учреждении.

Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой фор­мы значительно облегчает весь последующий процесс педаго­гического проектирования.

Начало документа

Вопросы и задания

1. Опишите форму Вашего детского объединения.

Начало документа

Литература

• Асташев Т. Детские объединения (сообщества) и образовательный процесс //Новые ценности образования. – М., 1995. – № 3.

• Балагуров Е.П. и др. Формы детских образовательных объединений в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – Ярославль, 1997. – № 2(5).

• Шинкевич И.В. Формы детских образовательных объединений в УДО //Внешкольник. – Ярославль, 1997. – № 2(5).

• Формы детских образовательных объединений в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – Ярославль, 1997. – № 2(5).

Электронные адреса опыта

Форма образовательной деятельности (Дополнительное образование, г.Тюмень)

Системообразующие компоненты и порядок создания детского объединения в образовательном учреждении

http://aspr.ru/page.php?id=42

Начало документа

Письмо и УТП

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *