Какими словами описывает папа святую землю

§ 16. Крестовые походы.

Задание 1.
Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Какое из них представляется вам более достоверным и почему? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью.
1 …Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, и таких домов было достаточно . Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось по квартирам, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился в бедности, пребывали в богатстве и в роскоши. Так отпраздновали они в этом торжестве и в этой радости, ниспосланной Богом, Вербное воскресенье и Великую Пасху. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более двадцати тысяч вооруженных людей, а с Божьей помощью они одолели четыреста тысяч человек или даже более, и притом в самом могущественном городе, отлично защищенном, городе великом и укрепленном со всех сторон.
2. …Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество горожан, но и то, что посвящено Богу.
Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнем и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, необыкновенный и вызывавший удивление у всех народов, был разбит и разделен на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметные количеством и бесконечно прекрасные. …Во всех отношениях трудно и почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров… Все могло разжечь их гнев, заслужить невежественную насмешку. Того же, кто хоть в чем-то возражал им… били за дерзость, а частенько обнажали против него и меч…
Первое сообщение написано участником крестового похода, второе сообщение — византийцем. Первое сообщение исключительно в хвалебных тонах превозносит достижение крестоносцев. Во втором сообщении мы видим более реальную оценку происходивших событий — осквернение храмов, грабежи, разбой, насилие над побежденными. Великой церковью современник называет храм Святой Софии.

Задание 2. Выберите правильный ответ.
1. Вдохновителями и организаторами религиозных походов в Святую землю были: а) европейские государи; б) купцы; в) церковь во главе с папой римским.
2. Призыв к Крестовым походам прозвучал: а) в Клермоне; б) в Риме; в) в Иерусалиме.
3. Во время Первого Крестового похода противниками крестоносцев были: а) ромеи; б) турки-сельджуки; в) монголы.
4. Сеньором правителей государств крестоносцев на Востоке был: а) граф Эдесский; б) князь Антиохийский; в) король Иерусалимский.
5. Объединение рыцарей-монахов называлось: а) орден; б) интердикт; в) аббатство.

Задание 3. Впишите даты событий. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.
1. Падение Латинской империи — 1261 год.
2. Взятие Иерусалима мусульманами во главе с Салах-ад-Дином — 1187 год.
3. Крестовый поход бедноты — 1096 год.
4. Падение Акры — 1291 год.
5. Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце во главе Крестового похода — 1189 год.
6. Призыв «Так хочет Бог!» — 1095 год.
7. Захват крестоносцами Константинополя и основание Латинской империи — 1204 год.
8. Осада и взятие крестоносцами Иерусалима — 1099 год.
9. Крестовый поход детей — 1212 год.

6 3 8 2 5 7 9 1 4

Задание 4. Заполните контурную карту «Первый Крестовый поход».
1. Обозначьте стрелками путь участников Первого Крестового похода.
2. Обведите границы владений крестоносцев после Первого Крестового похода.
3. Обозначьте границы Священной Римской империи, Англии, Франции, Византийской империи.
4. Подпишите названия: Англия, Германия, Италия, Франция, Бургундия, Польша, Чехия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Византийская империя, владения турок-сельджуков, арабские государства.


Нажми, чтобы увеличить

Задание 5. Заполните контурную карту «Государства крестоносцев в XI—XII веках».
Обозначьте границы и раскрасьте различными цветами государства крестоносцев, подпишите их названия и столицы.
Цифрами на карте обозначены государства крестоносцев: 1. Графство Эдесса (столица — Эдесса), 2. Княжество Антиохия (столица — Антиохия), 3. Графство Триполи (столица — Триполи), 4. Иерусалимское королевство (столица — Иерусалим).


Нажми, чтобы увеличить

Задание 6. Заполните контурную карту «Четвертый Крестовый поход».
1. Закрасьте различными цветами: а) владения крестоносцев после Третьего Крестового похода; б) территории, захваченные крестоносцами во время Четвертого Крестового похода; в) государства, возникшие после распада Византийской империи.
2. Отметьте стрелками путь участников Четвертого Крестового похода.
3. Подпишите название города, захваченного крестоносцами в 1204 году (Константинополь).


Нажми, чтобы увеличить

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

Вы также можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

Крепкое слово Урбана II. Как одна речь обернулась враждой на столетия

11:28 27/11/2015 Андрей Сидорчик 18 56181 Все материалы сюжета Всемирная история с Андреем Сидорчиком

В ноябре 1095 года Папа Римский Урбан II произнес речь, положившую начало «эпохе крестовых походов».

Папа Урбан II на Клермонском соборе благословляет крестовый поход. © / Public Domain

Император просит помощи

История соперничества Востока и Запада, мусульманской и христианской цивилизаций, насчитывает сотни лет. В ней были разные периоды — и чрезвычайно кровавые, и относительно мирные. Но и сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман незримо влияют события, начало которым было положено более 900 лет назад — события, вошедшие историю под названием «эпоха крестовых походов».

В XI веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в Передней Азии. К 1085 году они взяли под контроль большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, отняли у византийцев всю Малую Азию, овладели Антиохией.

Положение Византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен Констанинополя. Военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император Алексей I Комнин обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II.

Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.

На самом деле это было правдой лишь отчасти. Действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. Спасать необходимо было не веру, а Византийскую империю.

До Алексея I Комнина византийские императоры обращались за помощью в Рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «Великая схизма». Западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора Византии было крайней мерой.

Мирские заботы церковного владыки

Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В миру он носил имя Одо де Шатильон де Лажери, и был представителем знатного, но не очень богатого французского рода из Шампани.

В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть. Побочным явлением этого стало появление у Папы Римского конкурента — антипапы Климента III, который досаждал не только Урбану II, но и двум его предшественникам, а также одному преемнику.

Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд.

Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств.

Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.

«Мир здесь, война — там!»

Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский, он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.

Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.

В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.

Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.

Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.

Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.

Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

Как сутану понтифика порвали на кресты

Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.

Папа Римский обращался прежде всего к рыцарям, и они его услышали. Но одновременно услышали и представители низших классов. Люди, ни разу не державшие в руках оружия, садились в телеги и отправлялись освобождать Иерусалим, рассчитывая обменять свою нынешнюю тяжелую жизнь на «молоко и мед» Святой Земли.

Отправлявшиеся в поход крестьяне не имели никакого представления о расстоянии до Иерусалима. Вскоре у стен городов Европы стали появляться странные люди с красными крестами на одежде, пугавшие встречных вопросами: «Скажи, не этот ли город Иерусалим?»

Всего, по разным оценкам, в поход на Иерусалим двинулось от 100 до 300 тысяч простолюдинов, не имевших, как правило, никаких припасов, ни малейшего понятия об организации и дисциплине.

Возглавили это, с позволения сказать, «воинство», Петр Пустынник и французский рыцарь Вальтер Голяк, прозванный так за крайнюю бедность.

Массы голодных и обездоленных людей на пути своего движения отметились еврейскими погромами, грабежами и насилием в Восточной Европе, прежде всего, в Болгарии и Венгрии. Местные жители вынуждены были оказывать им сопротивление, отчего ряды первых крестоносцев заметно поредели.

Обреченные на заклание

К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей.

Император понимал, что ничего хорошего из дальнейшего похода этого «войска» на Иерусалим не выйдет, и предлагал Петру Пустыннику дождаться подхода отрядов рыцарей.

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина. Фото: Public Domain

Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют.

Алексей I Комнин понял, что должен спасать собственную столицу от подобных «освободителей Гроба Господня».

Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.

Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою.

Союзником мусульман стал тиф

Катастрофа, постигшая крестоносцев-крестьян, никоим образом не повлияла на намерения рыцарства. Знать отправилась в поход в сроки, заранее определенные Урбаном II — 15 августа 1096 года.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).

Несмотря на все сложности, споры между вождями похода за первенство, отсутствие нормального снабжения войска, вылившееся опять-таки в грабежи местного населения, рыцари в своем начинании были куда более успешны.

В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Осенью того же года войско подошло к Антиохии, и 21 октября осадило ее. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года, крестоносцы ворвались в город. Началась настоящая резня. Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен.

Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня, когда была захвачена цитадель на юге города.

Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. К тем, кто погиб в сражениях, добавились и те, кто умер в результате эпидемии тифа, разразившейся уже после овладения городом. Поход к Иерусалиму был отложен на полгода.

Крестное шествие с последующим штурмом

Часть крестоносцев вернулась на родину, не добравшись до главной цели похода. Были образованы два государства крестоносцев, Эдесское графство и княжество Антиохия, чьи новые властители, Балдуин I Булонский и Боэмунд I Тарентский, отказались от участия в дальнейшем походе.

Лишь в январе 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, которого достигли 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф.

Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не был настроен воинственно — его посольство предложило крестоносцам беспрепятственное паломничество к святым местам, но небольшими группами и без оружия. В ответ крестоносцы заявили — они пришли ради освобождения Гроба Господня и добьются этой цели любыми способами.

Началась осада, затрудненная отсутствием продовольствия и воды — колодцы вокруг были заблаговременно отравлены мусульманами.

13 июня первая попытка штурма была отбита. К тому же появились сведения, что на помощь Иерусалиму из Египта идет фатимидская армия.

8 июля крестоносцы шокировали осажденных — босые рыцари устроили крестное шествие вокруг стен Иерусалима. Вдохновившись таким образом, на рассвете 14 июля они пошли на новый штурм. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, но город держался. Ночь обе стороны провели без сна, а утром начался новый этап штурма. Крестоносцам удалось частично засыпать ров вокруг города и подвести к его стенам осадные башни. Рыцарей охватил невероятный религиозный экстаз, в котором они ринулись на штурм городских стен. Защитники не выдержали давления и стали отступать.

Кровь за кровь

Ворвавшиеся в город крестоносцы не знали пощады. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан, и поэтому рыцари не считали нужным кого-либо щадить. В частности, была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Всего при взятии Иерусалима 15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Рыцари не только совершили массу убийств, но и полностью разграбили Иерусалим.

После взятия Иерусалима было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.

Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращались в Европу, где для них по-прежнему не было места. Вновь созданные государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без помощи извне.

Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами, буднично совершавшиеся христианскими рыцарями во время похода, вызвали ответную реакцию со стороны мусульман, которые теперь рвались мстить за братьев по вере, не различая правых и виноватых. И глядя на современный Ближний Восток, становится понятно, что то, что началось 900 лет назад, не закончилось и по сей день.

А главный вдохновитель крестового похода Папа Римский Урбан II умер 29 июля 1099 года, спустя две недели после взятия Иерусалима. Но во времена, когда не было телеграфа, телефона, радио и интернета, двух недель для передачи новостей из Иерусалима в Рим оказалось недостаточно — об «освобождении Гроба Господня» узнал уже новый понтифик.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *