Какой бывает долг

Содержание

Каким бывает долг: (определения приводятся в именительном падеже)

сыновний супружеский интернациональный патриотический воинский гражданский служебный врачебный священный карточный нравственный солдатский непременный материнский тягостный товарищеский моральный отцовский родительский братский христианский совокупный профессиональный святой кровный общественный рыцарский писательский партийный элементарный непреложный религиозный денежный революционный государственный растущий семейный конституционный почётный тяжкий дружеский внешний национальный офицерский печальный прямой нелёгкий взаимный безнадёжный давний комсомольский приятный хозяйский суровый последний человеческий основной скучный обязательный социальный личный проклятый королевский мужской банковский внутренний неприятный необходимый кровавый личной первый исторический вечный общий старый духовный истинный высокий чудовищный огромный естественный трудный жизненный абсолютный великий важный военный громадный главный крупный тяжёлый собственный единственный женский ужасный чужой боевой благородный

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное Положительное Отрицательное Не знаю

Ассоциации к слову «долг»:

деньги кредит банк должник отдать … (все ассоциации к слову ДОЛГ)

Синонимы к слову «долг»:

обязательство заём задолженность недоимка расписка … (все синонимы к слову ДОЛГ)

Предложения со словом «долг»:

  • По долгу службы он проверял состояние воды в рыбоводческих бассейнах, здоровье мальков, рыбной поросли, ну и что-то в этом роде.
  • Для поисковиков стало делом чести отдать последний долг их погибшему товарищу.
  • Я научу вас, как заставить должников вернуть долг, как вылечить человека от алкоголизма и наркомании, как избавиться от врагов.
  • (все предложения)

Нравственный долг человека перед самим собой

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Социология Этические основы социальной работы
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

До сих пор мы говорили о моральном долге перед другими людьми. А существует ли моральный долг по отношению к самому себе? Большинство мыслителей полагают, что существует. Те, кто ориентирован на высшее божественное начало, считают, что моральный долг человека перед самим собой заключается в развитии по направлению к Богу, миру идей или вселенскому Разуму. Этот путь можно пройти только через поистине божеское отношение к ближним, поэтому долг человека перед собой – развивать лучшие свои чувства, любовь, справедливость, великодушие. Именно эти качества востребуются высшими силами бытия и ведут к жизни вечной.

Те, кто исповедует идею «высшего Я», видят человеческий долг в бесконечном стремлении нашей эмпирической личности к совершенству, в неуклонной работе души и сердца ради приближения к полноте собственных многогранных духовных возможностей.

Авторы, стоящие на позициях эмпирической жизни, усматривают наш долг перед собой в достижении счастья – такого счастья, как оно понимается людьми в данную эпоху в данной культуре. Однако именно полнота самореализации является в наши дни синонимом счастья и полноты бытия. Тот, кто пренебрег своими дарованиями, упустил возможность проявить себя, остался одной лишь нераскрытой потенцией, – не выполнил долга перед самим собой. Но для самораскрытия нужны условия, поэтому долгом современного человека оказываются, в том числе, забота о материальной стороне собственной жизни, о своем здоровье, о тех атрибутах благополучия, которые позволяют жить полно: ездить по миру, познавать, творить, общаться, многообразно реализовывать себя.

Кроме того, развитие всех сил своего существа требует свободы и самостоятельности решений. Долг человека перед собой – не позволять собою помыкать, не соглашаться на кабальные отношения, никогда не становиться средством в чужих руках, марионеткой на ниточках. А это значит, что отстаивание своей индивидуальности, собственного видения, отказ от слепого принятия любых навязанных клише – тоже долг человека перед собой.

Долг человека перед самим собой состоит и в том, чтобы по крайней мере попытаться быть счастливым. Нельзя соглашаться на уныние, душевный упадок, пессимизм, на столь частую нынче депрессию. А для этого жизнь должна иметь смысл. Поиск смысла – если он не найден или утрачен – важнейший долг человека перед самим собой. Обретение смысла не гарантирует счастья, но дает шанс и надежду на него.

Таким образом, современное светское сознание, обязывая людей заботиться о развертывании всех своих лучших потенций, всегда, то в большей, то в меньшей степени ориентирует их на идеал счастья. Что ж, даже такой моральный ригорист, как И. Кант, в свое время в конце концов согласился, что человек должен не забывать о своем счастье – это позволяет ему лучше выполнять нравственный долг по отношению к другим. В общем, к себе надо тоже относиться вполне по-человечески.

Проблема гипертрофии долженствования

Последняя проблема, которую мы коротко рассмотрим, говоря о долге, это проблема гипертрофии долженствования. Этическая литература обычно молчаливо обходит подобные сюжеты, так как этики по традиции считают возможным обсуждать лишь позитивную роль моральных установлений, оставляя негатив психологам. Но человек – существо целостное. Он не разделен на моральную и психологическую части, разгороженные стеной. Поэтому стоит обратить внимание на то, что происходит, когда моральные установки, например установка на долг, подвергается гипертрофии.

Психотерапевты отмечают, что высказывание «я должен» обычно предполагает установку на свое совершенство. Эта установка, сама по себе вполне хорошая и важная, способна трансформироваться в невротическую требовательность к самому себе, в постоянное переживание собственного несоответствия завышенному образцу. Человек как бы рисует идеальный портрет собственного «я», а потом бесконечно сокрушается и казнит себя за то, что он несопоставим с этим фантастическим портретом. В этом случае любая неудача превращается в моральную катастрофу, так как демонстрирует индивиду «невыполнение должного». «Я должен учиться только отлично. Я должна быть идеальной матерью. Я должен выполнять работу лучше всех» – такая позиция есть выражение надежды на идеальное бесконфликтное решение всех проблем, и потому она часто терпит фиаско под ударами реальной и конфликтной жизни.

Разумеется, нет ничего хорошего, когда человек придерживается противоположной позиции, устраняющей требования к нему: «Я никому ничего не должен. Отстаньте все от меня». Такая позиция – просто самообман, потому что людей «не должных» – нет. Мы всегда связаны с другими, зависимы и уже поэтому «должны». Отказ от чувства долга по отношению к другим аморален. Однако непомерное раздувание долженствования делает прекрасное моральное чувство уродливым монстром, пожирающим личность, которая непрестанно бичует себя. Все время осуждающий себя человек пребывает в скверном настроении, постоянно окунается в апатию и меланхолию, что в свою очередь плохо сказывается и на выполнении им обязанностей и на контактах с окружающими.

Искажения в представлениях о долге могут идти не только по линии супертребовательности к себе, но, что бывает значительно чаще, по линии требовательности к другим. Другие должны! «Другие должны меня любить, жалеть, быть снисходительными и гуманными, удовлетворять мои желания и отвечать на мои запросы. Они должны следовать христианской любви, если даже я плох. И, конечно, они достойны осуждения, когда не выполняют своего “долга” по отношению ко мне!» Люди часто придерживаются подобной логики, забывая как о собственном долге, так и о том, что у других кроме морального долга есть еще свои интересы, потребности и резоны. Эта позиция – тоже нереалистическая, ведущая к конфликтам и обидам. В пределе она выражается формулой «мир должен». А если мир обошелся со мной не так, как я того хочу, то он плох и несправедлив.

«Суперморалист» все время обижен, и потому он раздражен. Л раздражение – хотя это психологическое, а не моральное состояние – очень сильно влияет на характер человеческих взаимоотношений. От раздражения до откровенной злобности – один шаг: и миру хочется отомстить, и себя за несовершенство наказать… Вот уже и морали конец. Все-таки прав был Л. Фейербах, когда писал в своей работе «Эвдемонизм», что можно быть нравственным человеком в смысле господства над собой, отрицания чувственности, можно быть верующим и религиозным человеком и все-гаки злым человеком в сердце. Но быть добрым, полагает ведущий материалист XIX в., это значит, безусловно, хорошо относиться к людям. И больше ничего. Категорическое требование сиюминутного совершенства не ведет к добру. К добру ведут реалистичность, способность прощать и спокойное, терпеливое движение к лучшему.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы

    В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; сложилась система ценностей, в которой оказались представлены как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности,…
    (Социальная экология)

  • Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип

    В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми….
    (Социальная экология)

  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

    Административные правонарушения, указанные в гл. 6 КоАП, имеют особую социальную и общественную значимость, об этом свидетельствуют, в частности, обременительные санкции, ограничивающие не только имущественные права граждан, как это и предусмотрено при совершении большинства проступков, но и устанавливающие…
    (Административная ответственность)

  • Значение терминов «этика», «мораль», «нравственность»

    Термин «этика» — древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова «этос» (ἦθος, ethos), означавшего местопребывание — человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Оно имело также другой смысл, ставший…
    (Этика)

  • Нормативно-ценностное содержание морального (нравственного) добра

    Нормативно-ценностное содержание морального (нравственного) добра определяется особой установкой по отношению к любому представителю человеческого рода. Эта установка заключается в придании благу человека самостоятельной (внутренней) ценности. Одним из самых удачных выражений этой установки служит вторая…
    (Этика)

  • Гипертрофия нарциссизма

    Хотелось бы также поставить вопрос и об ответственности психоанализа за нынешнее разрастание этого болезненного состояния в нездоровом обществе. Возникает крамольная мысль: может быть, став массовым движением, психоанализ закрепил в общественном сознании мысль об укорененности нарциссизма. Разумеется,…
    (Психоанализ. Т. 1. Фрейдизм и неофрейдизм)

  • Смысл долженствования социального работника

    В Конституции Российской Федерации человек провозглашен высшей ценностью (ст. 2), а государство провозглашено социальным (ст. 7), т.е. государством, для которого достижение каждым человеком максимального блага — высшая цель деятельности и развития. Человек в Конституции наделен всеми основными правами…
    (ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

  • Долженствование в социальной работе

    Долг и ответственность социального работника Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством Как любой вид профессиональной деятельности, социальная работа является одним из механизмов, используемых для удовлетворения потребностей общества. Легитимизируя социальную работу…
    (ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

  • Единство и противоречия долженствования социального работника

    Социальная работа в деонтологическом плане имеет определенную специфику. Значимость социального результата деятельности, уровень и качество влияния социального работника на судьбы человека и общества требуют от него постоянной моральной готовности и личностной подготовленности к должному поведению, отношениям,…
    (ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

Популярные страницы
  • Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы

    В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; сложилась система ценностей,…

  • Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип

    В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания…

  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

    Административные правонарушения, указанные в гл. 6 КоАП, имеют особую социальную и общественную значимость, об этом свидетельствуют, в частности, обременительные…

  • Значение терминов «этика», «мораль», «нравственность»

    Термин «этика» — древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова «этос» (ἦθος, ethos), означавшего местопребывание…

  • Нормативно-ценностное содержание морального (нравственного) добра

    Нормативно-ценностное содержание морального (нравственного) добра определяется особой установкой по отношению к любому представителю человеческого рода….

  • Гипертрофия нарциссизма

    Хотелось бы также поставить вопрос и об ответственности психоанализа за нынешнее разрастание этого болезненного состояния в нездоровом обществе. Возникает…

  • Смысл долженствования социального работника

    В Конституции Российской Федерации человек провозглашен высшей ценностью (ст. 2), а государство провозглашено социальным (ст. 7), т.е. государством, для…

  • Долженствование в социальной работе

    Долг и ответственность социального работника Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством Как любой вид профессиональной…

  • Единство и противоречия долженствования социального работника

    Социальная работа в деонтологическом плане имеет определенную специфику. Значимость социального результата деятельности, уровень и качество влияния социального…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *