Каноническая церковь

Каноническая территория, или Надменность власти мирской и духовной

26 сентября 2018 Алексей Плужников

На сайте Православие.ру 25 сентября был опубликован материал под названием «Да не вкрадывается надменность власти мирской в Церковь». Автор — профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии, автор учебников по церковному праву и церковной истории протоиерей Владислав Цыпин. Фигура известная, солидная, официальная.

Статья эта посвящена, как указывается в подзаголовке, «канонической и экклезиологической оценке действий Константинопольского Патриархата». Так как я не ученый, не канонист и даже семинарию не окончил, то я не буду комментировать каноническую или экклезиологическую сторону вопроса — кто прав, кто виноват в вопросе правомочности предоставления автокефалии Украине Вселенским патриархом. Но я выскажу несколько своих замечаний к статье отца Владислава с точки зрения здравого смысла стороннего наблюдателя.

Начало статьи доктора церковной истории говорит само за себя — в каком ключе будет идти разговор: в алармистском, читателя сразу пугают громкими словами:

«Грех раскола не смывается даже мученической кровью.

Святитель Иоанн Златоуст

Единство Вселенской Православной Церкви поставлено под угрозу. Острота переживаемого кризиса сопоставима с самыми трагическими событиями в истории Церкви: с отпадением от Православия Римского престола, с принятием Флорентийской унии Константинопольским Патриархатом в 1439 году. Бомбой, взорвавшей церковный мир, стало вмешательство патриарха Константинопольского Варфоломея во внутренние дела входящей в состав Московского Патриархата самоуправляемой Украинской Церкви…»

Итак, вопрос автокефалии в Украине ставится в ряд с глобальными событиями Великой схизмы и Флорентийской унии. Но ниже Цыпин пишет:

«Патриарх Мелетий IV, пользуясь развязанными против Русской Церкви кровавыми гонениями, дерзнул распространить свои юрисдикционные претензии на епархии, расположенные на исторически сложившейся единой канонической территории Русской Церкви, оказавшиеся в результате событий 1917 года в новообразованных государствах: Польше, Финляндии, Латвии и Эстонии. Патриарх Мелетий IV пошел тогда навстречу политическим интересам правительств этих государств, которые побуждали местное священноначалие просить Константинопольского патриарха о принятии их в свою юрисдикцию. Так, в 1923 году в юрисдикцию Константинополя без согласования вопроса со священноначалием гонимой Русской Церкви были приняты православные епархии в Польше, Финляндии и Эстонии, в 1924 году патриарх Григорий VII канонически незаконным образом предоставил автокефалию Православной Церкви в Польше, в 1935 году патриархом Фотием была принята в константинопольскую юрисдикцию Латвийская Церковь».

Таким образом, выходит, что Константинопольский патриархат уже раньше — и неоднократно — совершал антиканонические и антиэкклезиологические действия, «вторгаясь на каноническую территорию Русской Церкви», даруя автокефалии и принимая национальные Церкви под свою юрисдикцию. Так почему же те события вы не называете сравнимыми с Великим расколом и унией и не разорвали еще тогда общение навсегда с таким нехорошим и вредоносным Константинополем? Почему вы скушали его злодейства и продолжали его поминать, и заседать на «братских» встречах, сослужить вместе? Или ваши поступки — поступки священноначалия РПЦ — обусловливались не канонами, а политическими интересами?

Кстати, о политических интересах. Весь пафос статьи Цыпина выражен в его презрении (отражающем общую позицию священноначалия РПЦ, единую с кремлевской) к Украине, как государству, точнее, к тому, что автокефалию у Константинополя просит не «каноническая церковь», а правительство. И тут Цыпин в эпитетах не стесняется:

«…автокефалии на Украине домогается лишь ее „досточтимое правительство“.

…Политическая подоплека затеянной авантюры настолько прозрачна, что в особых комментариях не нуждается. Скоропалительность принятых акций очевидным образом скоординирована со сроками избирательной кампании на Украине; предпринятые действия нацелены на продление власти украинских политиков, осуществивших государственный переворот в Киеве и ввергших страну в гражданскую войну; а за этим одолжением марионеточному киевскому режиму стоит и плохо скрываемая услуга несравненно более могущественным силам, которые, как это было в свое время заявлено устами одного из самых авторитетных американских политологов, главное препятствие в стремлении к мировому господству обнаружили в самом существовании Православной Церкви».

Проще говоря, во всем виноваты США, которые давят на «марионеточный» Константинополь и на «марионеточное» правительство Украины, — в общем, бесконечный, набивший оскомину коллективный анчихрист «бжезинский», которому мешает установить мировое господство только РПЦ (последний «удерживающий», или в более веселой риторике одного из клоунов от российского госправославия: «Только союз Патриарха Кирилла и Президента Путина спасет Россию (и весь мир, конечно)!»). И эта риторика слово в слово уже не раз проговорена вслух спикерами РПЦ. Под этим понимается, что в политические игры играют только сильные: США и Россия, а всякая прочая марионеточная мелочь должна помалкивать, дрожать и слушаться того, кого надо слушаться. В данном случае, УПЦ должна слушаться и подчиняться только Московской патриархии, которая, в свою очередь, находится под крылом великой державы, могучей и непобедимой, честной и справедливой, несущей свет и прочие искандеры в мир — России. Точнее — Кремля.

И после этого вы считаете, что у верующих граждан другого, независимого государства не возникнет устойчивого желания отодвинуться от вас подальше? От вашей благословляющей стальной длани? Да нет, как раз риторика спикеров РПЦ и УПЦ МП вполне прояснила позицию: если кто хочет отделиться — тот предатель, марионетка, раскольник, еретик и иуда, а кто готов подклонить выю под Гундяева и Путина — те канонические лапочки и экклезиологические няшки.

И уважаемый доктор церковных наук, автор учебников и прочих регалий отец Владислав Цыпин не стесняется заявлять:

«Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к ней церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем большинства на всех этих уровнях. Между тем значительное большинство епископата, духовенства и мирян канонической Украинской Церкви дорожит узами, связующими ее с Церковью Русской, дорожит своей принадлежностью к русскому миру; к обособлению от него, к отделению не стремится, а значит, нет канонически значимого повода для учреждения новой автокефалии».

Батюшка, поднимите свои глаза и посмотрите в лица людей, некоторые из которых даже слегка касались изучения церковной и светской истории, хотя бы в самом обобщенном виде, — вам не стыдно? Когда мнение мирян да и духовенства особо кого интересовало, тем более до ХХ века? Во все века все вопросы автокефалий, соборов, канонов, территорий и прочего решали только епископат и правители. И чаще всего — именно светская власть, особенно в Византии. И уж тем более так было в России. Вся каноничность Русской Церкви всегда была в руках одного человека — царя или царицы. Может, вам напомнить статью из «Основных законов Российской империи»?

«Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния. (…) В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797 апр. 5) именуется Главою Церкви» (Основные Законы, ст. 42 в изд. 1832 г.).

Где же ваши возмущения, анафемы и пафосные речи про «надменность власти мирския»? Не Русская ли Церковь была безвольной марионеткой в руках правителей столетиями?

Еще цитата из статьи Цыпина:

«…назначение экзархов, направленных Константинопольской Патриархией в Киев, является актом вторжения на не принадлежащую ему каноническую территорию. Это деяние, виновные в котором, согласно 2-му правилу Сардикийского Собора, подлежат не только извержению из сана, но, как сказано в этом каноне, „никто из таковых, ниже при кончине своей, не будет удостоиваем общения, даже наравне с мирянами“. Тем более заслуживает осуждения вмешательство в дела иной Поместной Церкви. 8-е правило III Вселенского Собора гласит:

„То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников; но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила Отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков“».

Обращаюсь ко всем читателям (верующим — особенно), глаза, уши и разум которых еще не до конца затуманены церковным сленгом: прочитайте внимательно эти слова правила Вселенского собора: про «надменность власти мирской» и про «не простирал бы власти», «под рукой его и предшественников», «епархию подчинил». Прочитайте эти слова и пропустите их через мышление человека XXI века, а также через свой опыт, если он имеется, церковной жизни: понимаете ли, что вы, простые миряне и духовенство, — просто пешки на их «канонических территориях», и так было всегда? Вы понимаете, что их не интересуют ваша жизнь, совесть, свобода, братство, любовь, единство в духе, добрососедство? Понимаете ли, что кроме власти «мирския» и «духовныя», кроме своих амбиций, в духе еще той имперской византийщины (Третий Вселенский собор — первая треть пятого века), их практически ничего не волнует?

Поэтому патриархи любого патриархата во все времена всегда найдут каноны, правила и обычаи, легитимирующие их поступки. Поэтому всегда найдутся церковные спикеры и профессора богословия, которые обставят эти амбиции иерархов большим количеством ссылок и цитат из пыльных манускриптов. Поэтому всегда найдутся те горячие публицисты и прикормленные журналисты, которые с упоением будут доказывать черноту и грязноту «врагов» и белизну и святость «своих», закрывая глаза на точно такие же свинства, вранье и политические амбиции с обеих сторон.

Но, повторюсь, ваша свобода, ваша жизнь и даже спасение вашей души их совершенно не интересуют — хотя они об этом будут трубить и с видом оскорбленной невинности доказывать, что именно своими действиями — запретами, анафемами, угрозами, враньем, лицемерием, подкупами, интригами и проч. — они «заботятся» о вас, простых верующих и рядовом духовенстве. Нет, заботятся они — и так было во все века «имперского» и постимперского православия — только о себе: своей власти и своих доходах, которые они желают выжимать со своих «канонических территорий». То есть с вас. И для этого у них всегда найдется канончик.

Рисунок Вячеслава Полухина

ЭКЗАРХАТ

Найдено 7 определений термина ЭКЗАРХАТ

Показать:

Время:

ЭКЗАРХАТ

в Русской православной церкви церковный округ, объединявший несколько епархий.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

ЭКЗАРХАТ

от греческого exarchos — глава, начальник), в Русской православной церкви церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий и пользующийся определенной самостоятельностью. В настоящее время имеются Э. в Западной Европе, Средней Европе, Центральной и Южной Америке, на Украине. Глава -назначаемый патриархом и подчиненный ему экзарх.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ЭКЗАРХАТ

глава, начальник — В Византийской империи в конце VI–VII вв. – военно-административная единица, наместничество. Экзархи (наместники) возглавляли здесь как военные силы, так и гражданскую администрацию. В православии – церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий, пользующихся определенной самостоятельностью. Возглавляются епископом – патриаршим экзархом, подчиненным патриарху.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

ЭКЗАРХАТ

в Византии в кон. 6 — 7 вв. адм.-терр. единица (наместничество). Э. были созданы в кон. 6 в. в зап. обл. Визант. империи (Равеннский и Карфагенский экзархаты) на землях, отвоев. у варваров (остготов и вандалов). В какой-то мере создание Э. было подготовлено адм. реформами Юстиниана I 535 — 536, когда в ряде провинций (в Писидии, Пафлагонии, Каппадокии, Фракии и др.) высшие воен. и гражд. полномочия были вверены одному должност. лицу (претору, проконсулу или модератору). Э. просуществовали до 8 в. Иногда они рассматр. как прообраз фем.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Экзархат

от греч. exarchos — глава, начальник) — военно-адм. единица, включавшая часть Италии (области Романья, Венеция, Истрия, часть Сред, и Юж. Италии). Осталась во владении Византии после завоевания Италии лангобардами (568). До VIII в. э. управлялся императорскими наместниками (экзархами), жившими в Равенне. Зависимость э. от империи была слабой. В борьбе с лангобардами территория его постоянно уменьшалась, пока он весь не был захвачен ими. Затем у лангобардов э. был отнят франкским королем Пипином Коротким, который подарил его папе. На землях э. в 756 г. возникло Папское государство.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

ЭКЗАРХАТ

от греч. exarxos — глава, начальник, наместник) — в Византии в кон. 6-7 вв. адм.-терр. единица (наместничество). Э. были созданы в кон. 6 в. в зап. областях Визант. империи (Равеннский и Карфагенский экзархаты) на землях, отвоеванных у варваров (остготов и вандалов).

Особое положение этих областей требовало создания здесь милитаризованного и централизованного управления: экзархи (наместники) становились полномочными правителями своих Э. — они возглавляли и воен. силы и гражданскую администрацию области. Это нарушало господствующий ранее принцип диоклетиановой адм. системы — строгое разделение гражд. и воен. власти. В какой-то мере создание Э. было подготовлено адм. реформами Юстиниана I 535-36, когда в ряде провинций (в Писидии, Пафлагонии, Каппадокии, Фракии и др.) высшие воен. и гражд. полномочия были вверены одному должностному лицу (претору, проконсулу или модератору). Э. просуществовали до 8 в. Иногда они рассматриваются византинистами как прообраз фем. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Экзархат

от греч. ??????? — внешняя власть) — в Византии в конце VI-VII веков административно-территориальная единица, наместничество за пределами метрополии, аналогичное колониальному владению или «заморскому штату».

В современном православии и католицизме восточных обрядов — особая административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной церкви, либо специально созданная для окормления верующих данного обряда в особых условиях.

В истории было несколько примеров, когда титул экзарха присваивался епископу латинского обряда. Так в 1157 году архиепископ Лиона стал экзархом Бургундии. Однако, впоследствии на Западе термин «экзарх» был полностью вытеснен термином апостольский викарий. В настоящее время экзархаты существуют только в Восточно-католических церквях.

Экзархаты делятся на апостольские, патриаршие и архиепископские. Апостольский экзархат образуется Папой, во главе его обязательно стоит епископ, однако экзархат не возводится в статус епархии. Часто апостольские экзархаты образуются на территориях, оторванных от центра конкретной Восточной церкви, но с существенным населением, исповедующим данный восточный обряд (например, экзархат Армянской Католической церкви в Америке, экзархат Украинской Греко-Католической церкви в Великобританиии и др.)

Патриаршие и архиепископские экзархи назначаются главами Восточно-католических церквей — патриархами и верховными архиепископами. Эти экзархаты образуются на территориях традиционного распространения данного обряда, их главой необязательно является епископ; они могут быть суффраганными по отношению к архиепархии, а могут подчиняться напрямую патриарху или верховному архиепископу.

По состоянию на начало 2008 года в Восточно-католических церквях насчитывалось 16 апостольских экзархатов (в том числе ныне вакантный апостольский экзархат Российской греко-католической церкви), 9 — патриарших и 3 архиепископских (все три в УГКЦ).

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Sign in Добро пожаловать! Войдите в свою учётную запись Ваше имя пользователя Ваш пароль Password recovery Восстановите свой пароль Ваш адрес электронной почты Пароль будет выслан Вам по электронной почте.

Если вернуться к истории Поместных Православных Церквей, то можно говорить, что среди них принцип канонической территории соблюдался почти неукоснительно вплоть до начала XX века. Границы между Церквами, как правило, совпадали с границами стран или империй. Так например, в XIX веке юрисдикция Константинопольского Патриархата была ограничена пределами Оттоманской империи, а юрисдикция Русской Православной Церкви — пределами Российской империи.

Было бы, тем не менее, неправильно утверждать, что Православные Церкви не действовали вне своих канонических территорий. Некоторые Православные Церкви вели широкую миссионерскую деятельность вне своих канонических пределов: в частности, миссионеры из Русской Церкви в XVIII-XIX веках основали православные канонические структуры в Америке, Японии и Китае. Однако русские миссионеры действовали только в тех странах, где не было других Поместных Православных Церквей. Эти страны составляли то, что можно условно назвать «миссионерской канонической территорией» Русской Православной Церкви.

Революционные события, имевшие место в 1910-х годах в ряде государств Европы, а также II мировая война и распад великих империй привели к крупным геополитическим изменениям, в результате которых структура мирового Православия претерпела существенные изменения. Во-первых, в первой половине XX века несколько Православных Церквей провозгласили либо восстановили ранее утраченную автокефалию. Во-вторых, в результате массовой миграции населения значительная часть православных верующих, принадлежавших к одной Поместной Церкви, оказалась на территориях, где уже действовала другая Поместная Церковь. В-третьих, начиная с 1920-х годов Константинопольский Патриархат, потерявший при распаде Оттоманской империи почти всех верующих на своей канонической территории, заявил претензии на пастырское окормление так называемой «диаспоры» — православного рассеяния — и начал создавать новые митрополии и архиепископии в Европе и за ее пределами. Результатом всех этих событий стало возникновение параллельных православных юрисдикций в тех странах, где православные составляли меньшинство.

В качестве примера приведу ситуацию, складывавшуюся во второй половине XIX и в течение всего XX века на американском континенте. Православие было принесено туда русскими миссионерами через Аляску. Первая епископская кафедра в Америке была учреждена Святейшим Синодом Русской Православной Церкви в 1840 году, однако правящий архиерей этой епархии — святитель Иннокентий (Вениаминов) — пребывал в Новоархангельске. В 1872 году, через 5 лет после продажи Аляски Америке, кафедра русского епископа была перенесена в Сан-Франциско. С 1898 по 1907 годы епархией управлял святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. При нем кафедра была перенесена в Нью-Йорк. Он же подготовил Всеамериканский собор 1907 года, который переименовал епархию в «Русскую православную Греко-кафолическую Церковь в Северной Америке». Так было положено начало будущей автокефальной американской Православной Церкви.

В годы пребывания в Америке святителя Тихона в Новый свет прибыло большое количество антиохийских христиан, для которых по ходатайству святителя Тихона в 1903 году был рукоположен викарный епископ Бруклинский Рафаил, родом из Сирии. Так начала складываться новая, уникальная по своему характеру экклезиологическая модель, которая предполагала, что в рамках одной Поместной Церкви, на одной и той же канонической территории могли действовать епископы разных национальностей, причем епархии создавались не по территориальному, а по этническому признаку. Такая модель не соответствовала экклезиологии древней Церкви, но она соответствовала той новой реальности, которая складывалась в результате миграционных процессов в Европе и Америке. Если бы развитие событий продолжалось по сценарию, намеченному святителем Тихоном, в Америке уже в 1920-х годах могла образоваться Поместная Православная Церковь, возглавляемая одним митрополитом, в чьем подчинении находились бы епископы разных национальностей, каждый из которых окормлял бы паству своей национальности, будь то русские, украинцы, греки, антиохийцы, румыны и пр.

Однако, в 1920-х годах в результате массовой эмиграции греков с территории бывшей Оттоманской империи в Европу, Америку и Австралию на этих континентах начали возникать митрополии Константинопольского Патриархата, провозгласившего, как уже говорилось, своей юрисдикцией всю церковную «диаспору», то есть все страны, не входящие в границы исторических Православных Церквей. Практически вся Западная Европа, Северная и Южная Америка, а также Австралия и Океания в соответствии с этой точкой зрения подпали под определение «диаспоры». Однако в Америке, например, уже имелась Православная Церковь, возглавлявшаяся русским епископом. Таким образом, создание там Константинопольской юрисдикции внесло разделение в американское православие, лишь усилившееся после возникновения там юрисдикций Антиохийского, Румынского и Сербского Патриархатов.

В 1970 году Русская Православная Церковь, по-прежнему вдохновленная видением святителя Тихона, мечтавшего о единой Православной Церкви на американском континенте, даровала автокефалию той части американского Православия, которая входила в ее каноническое подчинение. Предполагалось, что к этой автокефальной Церкви, получившей название «Православная Церковь в Америке», примкнут и православные других юрисдикций. Этого, однако, не произошло, и в настоящее время в Америке наряду с автокефальной Церковью имеются митрополии, архиепископии и епархии Константинопольской, Антиохийской и других Поместных Церквей.

В Западной Европе в результате революционных потрясений 1920-х годов складывалась не менее запутанная ситуация. Во Франции, Германии и других западноевропейских странах, а также за пределами Европы оказалось большое количество русских православных верующих, которые стали создавать свои церковные структуры. Параллельно происходил процесс создания митрополий и архиепископий Константинопольского и Антиохийского Патриархатов. В период после II мировой войны в Западной Европе значительно усилились сербская, румынская и болгарская диаспоры, для которых также были созданы свои церковные структуры: эти диаспоры в настоящее время продолжают неуклонно увеличиваться. Наконец, в самые последние годы в результате массового исхода грузин из своей страны на территории Европы стали возникать приходы Грузинской Православной Церкви. В результате всех этих процессов в одном и том же европейском городе может находиться по нескольку православных епископов, каждый из которых представляет ту или иную Православную Церковь.

Ситуация русской диаспоры в Западной Европе и Америке осложняется еще и тем, что не все верующие русской православной традиции принадлежат единой церковной юрисдикции. Параллельно с юрисдикцией Московского Патриархата в Европе и за ее пределами с 1920-х годов существует «Русская Православная Церковь Заграницей», отколовшаяся от Матери-Церкви по политическим причинам и не признанная ни одной канонической Поместной Православной Церковью. С 1930-х годов в Европе существует церковная структура, которая объединяет русские православные приходы, вошедшие в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Московский Патриархат неоднократно предпринимал попытки объединить русскую церковную диаспору под одной юрисдикционной «крышей». В настоящий момент происходят переговоры между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью по вопросу о восстановлении полного евхаристического общения.

Каноническая территория Русской Церкви: карта

В недавнем интервью греческому православному агентству Romfea Святейший Патриарх Кирилл рассказал об отношениях Русской Церкви с властями различных стран ее канонической территории. А что означает термин «каноническая территория» и какие страны в нее входят?
(Кликните на изображение для увеличения)
В этом году отмечается четверть века со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, как стало принято эту дату называть «25 лет свободы Церкви». Тогда, в 1988 году, хотя и существовали зарубежные епархии – к примеру, Сурожская во главе с митрополитом Антонием (Блумом) – и автономная Японская Церковь, подавляющее большинство приходов Русской Православной Церкви находилось на территории СССР. На Украине был экзархат, в Прибалтике – епархии. С РПЦЗ общения не было. Зато в СССР была и вторая Поместная Православная Церковь – Грузинская. При этом в то время не было в ходу самого термина «каноническая территория».
Сегодня ситуация принципиально иная. Термин «каноническая территория» употребляется достаточно часто, и не только в полемике с католиками, украинскими раскольниками или с Константинополем. В самой Русской Православной Церкви стало гораздо больше форм устройства – Автономные Церкви, Украинская Церковь с правами широкой автономии, экзархаты, митрополичьи округа… Архиерейский собор 2013 года, одобрив изменения в церковном Уставе, утвердил и новое определение канонической территории. В нее, к примеру, вошел Китай.
Подробнее о канонической территории рассказывает секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь ЯКИМЧУК:
— Правда ли, что в церковном праве нет такого термина “каноническая территория”, что он возник лишь в России несколько десятков лет назад?
— Действительно, словосочетание »каноническая территория» формально отсутствует в традиционных канонических текстах. Однако, по существу это понятие там конечно же есть. Ведь церковные правила устанавливают канонические границы поместных Церквей, регламентируют полномочия епископов, действующие только в рамках этих границ, запрещают епископам других епархий нарушать эти границы. Так что отсутствие термина еще не означает отсутствие понятия.
Ведь, к примеру, и в текстах Священного Писания мы не найдем термина «единосущный», который мы используем относительно второго Лица Святой Троицы, между тем, он является ключевым в исповедании нашей веры.
— По какому принципу канонические границы определяются?
Границы Церквей описываются, во-первых, соборными постановлениями. Например, границы Константинопольского Патриархата очерчены в 28 правиле Халкидонского собора передавшего в юрисдикцию Константинополя три византийских диоцеза: Асийский, Фракийский и Понтийский. В наше время перечисленные земли составляют территорию Турции. Канонические границы Русской Православной Церкви оговорены решениями соборов с участием Восточных Патриархов в Константинополе 1590 и 1593 годов, где Московский Первосвятитель назван Патриархом “всея Руси и всех северных стран”.
— А до эпохи Вселенских Соборов церковные границы не были определены?
— В древней Церкви не существовало крупных образований: Патриархатов, митрополий, епархий. Власть епископа не простиралась далее окрестностей города, где находилась его кафедра. Поэтому вопрос канонических границ не был актуальным. Однако, когда со временем стали формироваться более крупные структуры, возникла необходимость канонически регламентировать границы между ними.
Представления о том, что каждая Поместная Церковь охватывает определенную территорию, сформировались в окончательном виде в византийскую эпоху. Именно в то время появляются епархии, митрополии, патриархаты — церковные структуры, границы которых во многом соответствовали административному делению Византийской империи.
— Какие еще существуют критерии, кроме постановлений соборов и административных границ?
Церковные границы той или иной Поместной Церкви могут расширяться за счет не принадлежащих другим Церквам территорий, на которых проводится миссионерская работа. По этой причине к канонической территории Русской Церкви принадлежат такие страны как Китай или Япония, где церковные структуры появились благодаря трудам русских миссионеров.
Другой пример — Александрийский Патриархат: до XX века он не распространял свою юрисдикцию на весь африканский континент, а только на северную его часть. В результате проводимой Патриархатом миссии, его структуры распространились по всей Африке, так что теперь по общему согласию Поместных Церквей весь африканский континент считается канонической территорией Александрийской Церкви. Еще один важный момент – историческая традиция принадлежности территории той или иной Церкви. Государства могут исчезать и появляться, их границы – сужаться или расширяться. Однако эти изменения вовсе не означают автоматического переноса церковных границ.
— Но как быть в тех случаях, когда исторически некая территория принадлежала то одной патриархии, то другой. Например, Бессарабия, которая была и в составе Румынского патриархата, и Московского?
В подобных случаях важное значение имеет давность принадлежности территории к той или иной Поместной Церкви. С канонической точки зрения, если в течение тридцати и более лет границы между двумя Поместными Церквами взаимно не оспаривались, то они не могут быть изменены в одностороннем порядке.
— В западной Европе существуют канонические подразделения сразу нескольких юрисдикций, в одном городе может быть греческий, русский и, например, румынский епископ. Это не противоречит каноническим принципам?
— Что касается западной и центральной и отчасти Южной Европы, то эти регионы не относятся к канонической области какой-либо одной из Поместных Церквей и являются территориями диаспоры.
Еще сто лет назад в Западной Европе практически не существовало православных храмов и, тем более, епархий. Никто и не мог тогда представить, что во Франции, Великобритании или Германии появятся сотни православных приходов. Сейчас это реальность, возникшая вследствие драматических событий в православных странах в ХХ веке и вызванной ими массовой эмиграции православных на Запад. Поскольку не существует канонов, которые бы регулировали устроение православной диаспоры, этот вопрос вошел в повестку готовящегося Всеправославного Собора и уже в течение многих лет довольно активно обсуждается.
Существуют две точки зрения на то, каким образом должна быть обустроена православная диаспора. Русская Православная Церковь и целый ряд других Православных Церквей считают, что любая Автокефальная Церковь имеет право сохранять духовно-административную связь со своими чадами, поселившимися на этих территориях. Есть и другая точка зрения, которая гласит, что православная диаспора в юрисдикционном отношении должна подчиняться Константинопольскому Патриархату.
Автор этой теории Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис), живший в начале XX века, опирался на своеобразное толкование все того же 28–го правила Халкидонского Собора, которое закрепляет за Вселенским Патриархом право окормлять варваров, обитающих на территории Малой Азии. Патриарх Мелетий считал, что речь идет о негреческом населении не только Малой Азии, но и всего мира.
— Но сейчас на одной и той же территории храмы подчиняются разным епископам?
Как уже было сказано, такое положение было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, не способствующими буквальному применению канонов, рассчитанных на естественное развитие церковной жизни. И в одночасье эту проблему решить невозможно. Различия между национальными диаспорами все-таки еще очень велики, у всех есть свои традиции, которые порой очень трудно бывает синхронизировать. Для того чтобы приблизиться к решению проблемы диаспоры, православные Церкви условились создать Епископские Собрания — структуры, которые бы объединяли канонических епископов из разных диаспор, служащих в пределах одного региона. Цель создания этих структур – демонстрация единства Православия, координация деятельности разных православных юрисдикций в условиях преобладающего инославного окружения.
— Может было бы вернее объединить эти епархии? Почему не может быть создан Парижский патриархат, или Лондонский? Если богослужения там давно производятся на местном языке, а значительная часть прихожан — это коренные жители и потомки ассимилировавшиеся эмигрантов?
Именно такое видение и разделяет Русская Православная Церковь. Свидетельство тому — дарование ею автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви. Однако образование новых Поместных Церквей должно происходить естественным образом. Для этого должны создаться определённые условия, когда в одном регионе православные общины разных юрисдикций достигли бы такой степени зрелости, что смогли существовать без всякой связи со своими материнскими Церквами, и все больше тяготели бы друг к другу. Такой процесс уже идет, но он требует немало времени и терпения.
Карта канонической территории Русской Православной Церкви в формате pdf

Беседовал Дмитрий РЕБРОВ. Карта: Олег СДВИЖКОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь Поместные Церкви Церковное управление Патриарх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *