Католические иконы фото и название

Православные и католики. Два мира, две Богородицы

  • 8 мар, 2015 at 11:13 PM

Есть мнение, что в православной традиции существует институт почитания икон, а в католической – нет. Это не так.
Во-первых, церковь долго была единой, и иконы почитались. Во-вторых, в каждой знаменитой итальянской церкви есть старая византийская икона, считающаяся чудотворной. Великих художников любят и чтут, но никому в голову не придет считать их картины чудотворными. А в церковь приходят в том числе и за чудом. В-третьих, существует традиция собственно католических икон.
Но разница есть. Она проявляется как в большей степени реалистичности изображений на католических иконах, так и другими акцентами.
Рассмотрим это на примере иконографии Богоматери. Мы даже называем ее по-разному: у нас это – Богоматерь, Богородица, Заступница, у них – Дева Мария, Мадонна (моя госпожа).
Древнейшее изображение Богоматери – это Заступница. Оно встречается в римских катакомбах и представляет собой женскую фигуру во весь рост с поднятыми руками. В музее терм Диоклетиана есть подобное изображение в талесе – молитвенной еврейской одежде. Позже молящаяся Богоматерь стала изображаться вместе с младенцем. Младенец изображен на уровне груди. Фигура Богоматери может изображаться как во весь рост, так и до пояса. Главное здесь – поднятые руки. Такое изображение называется Орантой (молящаяся).
Нерушимая стена
Богоматерь Великая Панагия
Неупиваемая чаша. Есть почти в каждой церкви, так как считается, чо помогает излечиться от пьянства и наркомании.
Интересный вариант — молитвенный жест направлен не наружу, а во внутрь, на охрану плода.
Поможение родам
Другой важный тип православной иконографии – Элеуса (Милующая) или Умиление. Младенец прижимается щекой к щеке Богоматери.
Владимирская
А сидящая Богородица без младенца называется Агиосоритисса (происходит от названия часовни при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе.
Умягчение злых сердец
Семистрельная
Есть еще Одигитрия (путеводительница): на этих иконах младенец сидит на руках Богородицы и одной рукой благословляет, а в другой держит свиток.
Неувядаемый цвет
Неопалимая купина
Достойно есть
Если Богородица при этом сидит на троне, то это будет уже Панахранта ( Всенепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица. Считается, что эта икона помогает излечиться от рака.
Всецарица
Большинство икон представляют собой вариации этих изображений.
Еще одна из древнейших икон, встречающаяся в катакомбах — Млекопитательница.
Млекопитательница
Троеручница
Прибавление ума
Вертоград заключенный
Благодатное небо
Оплакивание Христа
А вот это – католические иконы. Они более разнообразны. Представляют собой изображения событий из жизни Мадонны, изображения Мадонны вместе со своими родными, а также торжествующую Мадонну на небе.
Вознесение Девы Марии
Благовещение
Вариант — присутствие единорога. Единорог — символ непорочности.
Непорочное зачатие Девы Марии
Коронование Богоматери
Непорочное сердце
Пьета — Оплакивания Христа девой Марией
Hortus conclusus изображение Мадонны в райском саду
Святая родня
Святое семейство
Anna selbdritt (букв. устар. нем. «Анна-втроём, Анна-сам-третья»
Таким образом, можно сделать вывод, что для православных Богоматерь в первую очередь заступница и страдалица за грехи человечества, а у католиков – дева, Богоматерь, а потом небесная царица.
Наиболее популярными темами на католических иконах являются Благовещение и Пьета. Православные иконы – это почти исключительно изображение Богоматери с младенцем, либо Богоматери с символическим изображением страданий, молящейся Богоматери.
У православных Богоматерь никогда не улыбается – она босиком прошла весь ад и упросила своего сына Иисуса освободить грешников от наказания на время от Великого Четверга до Троицы.
Вот такого изображения Богоматери в православной традиции не бывает.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Метки:

  • Идеологические размышлизмы,
  • Прикладное богословие

Католическая иконография Богородицы

 Католическая иконография Богородицы См. также: Православная иконография Богородицы Сурбаран. Мадонна делла Мизерикордия

Католическая иконография Богородицы — совокупность типов изображения Богородицы в западноевропейском искусстве и система их изучения.

  • Аннунциата — изображение Мадонны в сцене Благовещения, но без архангела Гавриила
  • Ассунта — изображение Мадонны, после смерти возносящейся на небеса (изображения Успения Богородицы как праздника в католицизме нет, существует лишь изображения смерти Богородицы как события).
  • Иммакулата — аллегорическое изображение Непорочного зачатия Девы Марии, в котором Мадонна изображается парящей в небесах на полумесяце.
  • Коронование Богоматери — коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса.
  • Мадонна во славе
  • Мизерикордия — изображение Мадонны, защищающей людей своим покровом.
  • Маэста — торжественное изображение Мадонны на троне в окружении святых.
  • Мистическое обручение святой Екатерины — изображение Мадонны на троне с младенцем Иисусом на коленях и св. Екатериной Александрийской, обручающейся с Иисусом кольцом.
  • Непорочное Сердце — изображение Мадонны со сверкающим сердцем в груди.
  • Пьета — Мария, оплакивающая снятого с креста Иисуса
  • Святая родня — изображение Мадонны вместе со Святой Анной и многочисленными родственниками.
  • Святое Семейство — изображение Марии с Иосифом и младенцем Иисусом.
  • Святое Собеседование — изображение Мадонны на троне в окружении беседующих святых.
  • Anna selbdritt — изображение Мадонны вместе с её матерью Святой Анной и младенцем Иисусом, своего рода «женский» вариант Троицы.
  • Hortus conclusus — изображение Мадонны в райском саду (в православной традиции аналогичное изображение именуется Вертоград заключенный).
  • Mater dolorosa — изображение Мадонны с мечом в сердце, смотрящей на распятого Христа. Считается символом милосердия.
  • Mulier amicta sole — изображение Девы Марии окружённой солнцем, в звёздной короне и с луной под ногами. Образ взят из 12-ой главы Откровения Иоанна Богослова.

См. также

  • Мадонна (искусство)
  • Иконография жития Богородицы
Богородица
События Зачатие Богородицы • Рождество Пресвятой Богородицы • Введение во храм • Благовещение • Встреча Марии и Елизаветы • Рождество Христово • Бегство в Египет • Брак в Кане Галилейской • Распятие Христово • Вознесение Господне • Пятидесятница • Успение • Вознесение • Коронование
Персоналии Святой Иоаким и Святая Анна • Праведная Елисавета • Иосиф Обручник • Иисус Христос • Иоанн Богослов
Места и предметы Иерусалим • Дом Иоакима и Анны • Второй Храм • Назарет • Дом Богородицы в Лорето • Город Иудин • Источник Девы Марии • Вифлеем • Пещера Рождества • Молочная пещера • Матария • Эль-Минья • Кана Галилейская • Дом Богородицы в Эфесе • Дом Иоанна Богослова • Гробница Богородицы • Риза Богородицы • Пояс Пресвятой Богородицы • Удел Богородицы
Иконография Православная • Католическая • Иконография жития Богородицы
Догматы
и праздники
Богородичные праздники • Непорочное зачатие Девы Марии • Похвала Пресвятой Богородицы • Покров Пресвятой Богородицы • Собор Пресвятой Богородицы • Пресвятая Дева Мария, королева Польши
Молитвы Аве Мария • Песнь Пресвятой Богородице • Богородичные антифоны • Достойно есть • О Тебе радуется • Розарий • Литания Пресвятой Деве Марии • Агни Парфене

Категории:

  • Иконография Богоматери
  • Католическая иконография Богоматери

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Католическая иконография Богородицы» в других словарях:

  • Иконография Богородицы — совокупность типов и сюжетов изображения Богородицы и система их изучения. Ориентировочно можно разделить на три группы: Православная иконография Богородицы тема Божией Матери в иконописи и многочисленные типы икон. Католическая иконография… … Википедия

  • Православная иконография Богородицы — Икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) См. также … Википедия

  • Иконография Иисуса Христа — Иконы Спасителя Спас Вседержитель Великий … Википедия

  • Благовещение Пресвятой Богородицы — У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенье (значения) … Википедия

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Ворота зимы (праздник) Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534 … Википедия

  • Благовещенье Пресвятой Богородицы — «Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430 1432, Прадо. На заднем плане архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения, (от результатов которого будет спасать человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как… … Википедия

  • Введение Богородицы во храм — Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534 1538) Введение во храм Пресвятой Богородицы христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна по обету посвятить своего ребёнка… … Википедия

  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы — (Тициан, 1534 1538) Введение во храм Пресвятой Богородицы христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна по обету посвятить своего ребёнка Богу в трёхлетнем возрасте привели… … Википедия

  • Введение Пресвятой Богородицы во Храм — Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534 1538) Введение во храм Пресвятой Богородицы христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна по обету посвятить своего ребёнка… … Википедия

  • Введение во храм Богородицы — Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534 1538) Введение во храм Пресвятой Богородицы христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна по обету посвятить своего ребёнка… … Википедия

Блог Тины Гай

Православная и католическая икона. Часть I.

Posted on 07.08.2012

Владимирская икона Божьей Матери (слева) и икона «Остробрамская» (справа)

отличаются между собой так же, как отличается иконопись от живописи. Иконописные традиции, которых придерживаются в православии и католичестве, различны и складывались они не одно столетие. В результате православную и католическую икону сразу можно отличить друг от друга, если даже знаешь об иконах очень мало.

Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу. Однако, правды ради, надо сказать, что ряд католических икон почитаем и в православии. Равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы. Так, например, Серафим Саровский молился перед иконой католического письма «Умиление Серафимо-Дивеевская», которая с того времени стала почитаемой и в православии.

Или икона «Гефсиманское моление» — тоже писана в католической традиции, но ее почитают и в православии. В католичестве же очень почитается икона Казанской Божьей Матери, Остробрамская и другие. Православная школа иконописи вообще и русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений.

Она полна торжественности, небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства. Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.

Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер. Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

в отличие от католической требует расшифровки, она : от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на . Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов , каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.

В ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает «Мария Матерь Божия». Обязательно присутствует нимб, которого является внутренним светом образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной. Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и Украины.

Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и . Канон ограничивает субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника приветствуется и определяет изображение.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец. Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.

Архангел Гавриил. Икона школы Симона Ушакова

В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, и т.д., но это скорее оборот речи, указывающий скорее на школу, чем конкретного на иконописца. Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева, или школы , или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы или Феофану Греку.

В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции православной иконы. На этих картинах есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром. Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего нет от божественно, небесного.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения. Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона не может считаться картиной: у них разные цели.

Дионисий. Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» . Ферапонтов монастырь 1502

()

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

coded by nessus This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, икона, православное богослужение, художники. Bookmark the permalink.

  • Друзья, рада видеть вас на своем блоге.

  • Подписывайтесь на новости блога

  • Рубрики

    • Великие имена (277)
    • Вопросы веры (180)
    • Искусство (232)
    • Мысли вслух (218)
    • Православный календарь и народные приметы (89)
    • Притчи и афоризмы (168)
    • Творчество (154)
  • Поиск по блогу

  • Комментаторы блога

    Самые активные за последний месяц

    1. Кирилл (1)
    2. Наталья (1)
  • Архив статей

    • Февраль 2018 (4)
    • Январь 2018 (5)
    • Декабрь 2017 (5)
    • Ноябрь 2017 (17)
    • Октябрь 2017 (20)
    • Сентябрь 2017 (16)
    • Август 2017 (13)
    • Июль 2017 (3)
    • Март 2017 (20)
    • Февраль 2017 (20)
    • Ноябрь 2016 (25)
    • Октябрь 2016 (25)
    • Сентябрь 2016 (25)
    • Август 2016 (26)
    • Июль 2016 (26)
    • Июнь 2016 (20)
    • Май 2016 (16)
    • Апрель 2016 (11)
    • Март 2016 (9)
    • Февраль 2016 (17)
    • Январь 2016 (15)
    • Декабрь 2015 (24)
    • Ноябрь 2015 (24)
    • Октябрь 2015 (24)
    • Сентябрь 2015 (23)
    • Август 2015 (21)
    • Июль 2015 (23)
    • Июнь 2015 (22)
    • Май 2015 (22)
    • Апрель 2015 (6)
    • Март 2015 (5)
    • Февраль 2015 (20)
    • Январь 2015 (26)
    • Декабрь 2014 (26)
    • Ноябрь 2014 (27)
    • Октябрь 2014 (29)
    • Сентябрь 2014 (27)
    • Август 2014 (26)
    • Июль 2014 (31)
    • Июнь 2014 (29)
    • Февраль 2014 (25)
    • Январь 2014 (25)
    • Декабрь 2013 (30)
    • Ноябрь 2013 (30)
    • Октябрь 2013 (42)
    • Сентябрь 2013 (34)
    • Август 2013 (13)
    • Июль 2013 (28)
    • Июнь 2013 (26)
    • Май 2013 (28)
    • Апрель 2013 (32)
    • Март 2013 (29)
    • Февраль 2013 (26)
    • Январь 2013 (31)
    • Декабрь 2012 (30)
    • Ноябрь 2012 (26)
    • Октябрь 2012 (41)
    • Сентябрь 2012 (13)
    • Август 2012 (25)
    • Июль 2012 (10)
    • Июнь 2012 (1)
  • Фан страница

  • Метки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *