Казанская площанская пустынь

Содержание

Брянская область, Коммуна Пчела Места России

Казанская Богородицкая Площанская пустынь

Пустынь существовала уже в XV веке. После литовского разорения в 1620 году была возобновлена по просьбе монаха Киево-Печерской лавры Прокопия. Он с двумя монахами построил небольшую деревянную церковь и в ней поставил привезенные из Москвы иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь.
В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя всех святых над вратам обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). Был возведен каменный корпус трапезной, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен каменной стеной.
В пустыни жили многие духовные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), св. Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них – Герман – прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, жил в обители уже в XX веке.
Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время её возрождения.
Возрождение разоренного монастыря началось в 1994 году, а икона была возвращена в родную обитель двумя годами позже.
В настоящее время восстановлены крепостная стена, Казанский собор, братские келейные корпуса, трапезная, мастерские, библиотека, домик настоятеля, купель, гостиница для паломников. В обитель приезжают до полутысячи паломников не только из Брянска и области, но и из других регионов России.
Удачным оказался и опыт монастыря по реабилитации наркозависимых, которые постоянно находятся в обители. Преимущественно это молодые мужчины 18-28 лет.

Видео

Похожие места

Новосибирская область

Серафимо-Турнаевский крестный ход

Владимирская область

Ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней в Суздале

Тульская область

Свято-Никольский женский Венев-монастырь

Томская область

Петропавловский собор

Владимирская область

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

История обители уходит в глубь веков. По легенде, монастырь у Площанского озера, давшего название обители, повелел основать святитель Николай. Достоверно известно, что уединённый монастырь был разорён поляками и после 1613 года начал возобновляться иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непре­рывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг. Площанская пус­тынь вписала яркую и самобытную страницу в летопись истории отечества, в полной мере разделив его судьбу.

Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы в городе Вифлееме, во времена правления Иудеей римского кесаря Августа, и вышло повеление сделать перепись по всей Римской империи. И каждый житель должен был записаться в городе своих предков. Пресвятая Дева Мария и Иосиф, жившие в Назарете, происходили из рода царя Давида, из города Вифлиема. Когда они пришли в Вифлеем, им не нашлось места в гостинице, по причине большого стечения народа, прибывшего туда для переписи.

Святому семейству пришлось остановиться на ночь в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. Именно там Пресвятая Богородица родила Своего Сына, спеленала и положила Его в ясли.

Неподалёку от Вифлеема пастухи сторожили на поле своё стадо. Вдруг пред ними предстал Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись они страхом великим. И сказал им Ангел:»Не бойтесь, Я возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.,гл 2). И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:» Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецах благоволение». Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу:» Пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь».И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

Увидев же, рассказали о том, что им было возвещено о Младенце. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все эти слова в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели.

Рождение Господа было ознаменовано ещё и пришествием с востока волхвов, которые шли за воссиявшей на востоке звездой. Волхвы поклонились Иисусу и преподнесли Ему дары – золото, ладан и смирну. Золото – как символ царской власти, ладан – как знак Его божественного достоинства, смирна(вещество, с помощью которого тела готовили к погребению) – как знак будущей искупительной смерти Иисуса.

Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём.

С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице соединилось с естеством Божественным. В этом смысле Господь Спаситель есть Родоначальник обновлённого благодатью человечества, Новый Адам и Восстановитель изначального благодатного состояния, присущего человеческой природе до грехопадения. Воссоединение в Богочеловеке человеческой природы с Божеством имеет отношение к состоянию всего человечества, обретшего возможность единения с Богом и обновления своего падшего естества.

Пустынь существовала уже в XV в. После литовского разорения возобновлена около 1620 г. по просьбе монаха Киево-Печерской лавры Прокопия. Он с двумя монахами построил небольшую деревянную церковь и в ней поставил привезенные из Москвы иконы Спасителя и Казанской Божией Матери Церковка была сооружена во имя Казанской иконы Божией Матери. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь.

Пустынь — основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик преподобного Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов). Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора,остатки крепостной стены и братских келейных корпусов.

Земли, на которых расположен монастырь были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. И сегодня все здесь как будто дышит древней Русью. Кажется, вот-вот заклубится над безбрежными полями пыль, засверкают доспехи, появятся развевающиеся на ветру хоругви — вихрем пронесется княжеская конница.

После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами — Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители. Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка.

В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них — Герман — прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.

Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *