Кирилло белозерский монастырь

Кирилло-Белозерская твердыня — Мои заметки
v_doljenko

Кирилло-Белозерская твердыня v_doljenko


Кирилло-Белозерский монастырь, стоящий на берегу Сиверского озера в городе Кириллове в шести километрах езды от причала в Горицах, — одна из ключевых обителей Русского Севера. Сюда сходятся все нити с огромных пространств Белозерья, Заонежья, да и всего того, что мы зовем Русским Севером — соперничать с ним на равных могут разве что Соловки. Упоминания о нем можно встретить в львиной доле житий северных святых, от Кириллова монастыря начался не один десяток монастырей и погостов. Этот монастырь имел колоссальные земельные владения, здесь была одна из крупнейших российских библиотек, он имел подворье в Московском Кремле, местным схимником был Иван Грозный, а ссылку в Кириллове отбывал патриарх Никон. Здешняя архитектура настолько потрясающа, что заслуживает отдельной прогулки. И весь этот сгусток прошлого — на небольшой территории в 12 гектаров. О Кирилло-Белозерском монастыре понаписано немало всего, еще больше можно встретить его фотографий самых разных времен дня и года, но мне все равно очень хочется остановиться на описании этого места поподробнее. Следующее свое посещение Гориц я бы хотел посвятить поездке в Ферапонтово, но и здесь, конечно, мне есть, на что еще посмотреть.
На территорию монастыря мы входим через проездную Казанскую башню (1659).
Самая большая часть обители, куда мы попадаем в первую очередь — это Новый город. Фактически это довольно внушительное открытое пространство, впрочем, ограниченное великолепными крепостными стенами. Северный монастырь — это и есть, в первую очередь, крепость, но если из правила есть не мало исключений (большинство из них оказались нежизнеспособными), то к Кирилло-Белозерском умонастырю это относится в полной мере
Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году пришедшим из Москвы монахом Кириллом. На Белозерье он и стал Кириллом Белозерским. Монастырь, как водится, недолго оставался тихой лесной кельей с церковью: очень быстро он стал форпостом российского государства на северо-западных рубежах. Даже если отбросить участие монастыря во внутриполитической жизни (а такого тоже было немало), в деле обороны он тоже успел отметиться — в 1612-1613 году монастырь успешно выдержал осаду польско-литовских интервентов. И это еще без нынешних грандиозных стен — их возвели только в конце 17 века. Стены не пригодились, зато антуража монастырю прибавили на порядок.
Раньше на территории Нового города находилось множество хозяйственных и служебных построек, но сейчас от них, как видно, ничего не осталось. Сегодня здесь расположен небольшой скансен в составе деревянной церкви из Бородавы аж 1485 года постройки и ветряной мельницы из Горок, но я к этому подготовиться не успел, а экскурсовод не счел нужным эти постройки упомянуть.
Первая по времени возникновения часть монастыря — Ивановский Горний монастырь. Сегодня это своеобразный монастырь в монастыре — дело в том, что Кирилло-Белозерский монастырь уже почти 90 лет как принадлежит музею-заповеднику, а вот Горний монастырь, как его составная часть, с недавних пор является действующим. Зайти туда просто так не получится, а с фотосъемкой, понятное дело, все обстоит еще сложнее. внутри, конечно, есть интересные постройки: церкви Иоанна Предтечи (1534) и Сергия Радонежского (1594), а также две сени: одна над местом первой монастырской кельи, другая — над часовней преподобного Кирилла. У меня же только вид сквозь ограду
Поэтому от ворот Горнего монастыря мы сразу направляемся на территорию Старого города. Его стенами со стороны Нового города служит целый фронт зданий: казнохранилище и келейные корпуса, а между ними расположена доминанта этой «стены» — Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника (1534-1572).
Архитектура здесь настолько характерная, что ее просто невозможно спутать с чем-то еще
Это тоже Святые ворота, но уже со стороны Старого города, Большого Успенского монастыря. Мне почему-то всегда особенно нравились своим внешним видом надвратные церкви. Есть в них совершенно особая красота
Настоятельский корпус. Построен в конце 17 века, но так изменен позднейшими перестройками, что сейчас совершенно выпадает из общего ансамбля
Впереди — постройки Большого Успенского монастыря, которые стоят с такой плотностью, что на первый взгляд сливаются в одно целое. Наверное, не случайно мне Кирилло-белозерский монастырь мне чем-то напоминает Пражский град. Но только внешне — атмосфера здесь совершенно особая. А я извиняюсь за подпорченную фотографию, бленды для меня тогда еще не изобрели
Между тем, по вышестоящей фотографии разобраться в зданиях монастыря проще всего. Большое здание с темным каскадным куполом справа — церковь введения во храм Пресвятой Богородицы (1519 года, гораздо лучше смотрится со стороны Сиверского озера). Левее — соборная колокольня (1761, мы на нее еще поднимемся и пофотографируем оттуда). Левее, вплотную к колокольне — церковь Гавриила Архангела (1534). Рядом с ней — «великая церковь», древнейшее здание монастыря, — собор Успения Богородицы 1497 года с куполом чрезвычайно украинского вида. Собор за долгие годы своего существования успел обрасти сразу несколькими пристройками. Самая маленькая, с серебристым куполом «а-ля лемех» — церковь Владимира Равноапостольного (1554). Рядом с ней, чуть поближе, частично прикрытая деревьями церковь Епифания Кипрского (1645). За ней скрывается высокое здание с коричневатым куполом — это относительно новая церковь Кирилла Белозерского (1780 года — не стой она на территории заповедника, при советах снесли бы и не заметили).
Вообще же концентрация церквей здесь совершенно исключительная, встречается такое очень редко. И почти все церкви Старого города уместились на этой фотографии!
Пока же вот: колокольня снизу
Рядышком — крыша крыльца. Видимо, к Введенской церкви примыкает служебное здание — вероятно, трапезная. Монастыря здесь сегодня нет, поэтому в трапезной — небольшой музей вологодского кружева и кружевной магазин с ценами за гранью добра и зла. Внутри мы проболтались довольно долго и бесполезно — ну что же, сам виноват, нужно было готовиться к самостоятельной прогулке, чтобы теперь не зависеть от экскурсовода. А так имеем, что имеем.
После магазина вдоль периметра стен начинаем плавно двигаться к Сиверскому озеру
Белозерская башня (1660-х годов) — бесспорно, шедевр фортификации Русского Севера. возможно, ко времени своего создания эти сооружения успели морально устареть, но впечатление все это оставляет внушительное. Да и вообще вид этой башни подтолкнул меня к мысли, что Кирилло-Белозерский монастырь — феномен даже для севера. Он по-русски красочный и теплый, и в то же время, даже в большей мере, по-северному холодный и неприступный, открывающийся немногим. Поэтому я все больше убеждаюсь в том, что по нашему маршруту лучше всего двигаться именно с юга на Север. Чем это важно именно по отношению к Кирилло-Белозерскому монастырю? Все очень просто: в таком случае он становится воротами загадочного Русского Севера.
Просто оцените этот вид — такое может быть только на Русском Севере и нигде еще!
Тем временем, мы проходим мимо трех небольших крепостных башен (Малой, Поваренной и Хлебной) и через ворота под надвратной церковью Спаса Преображения выходим к берегу Сиверского озера
Здесь находит свое место одна из ключевых особенностей северной архитектуры — ландшафтность, особо ярко выраженная в неразрывной связи с водными пространствами. Для Кирилло-Белозерского монастыря это одна из самых запоминающихся характеристик — он будто вырастает из Сиверского озера. Он действительно стоит «в вековечном покое своего великого призвания», но без воды монастырь был бы банален. А так — он прекрасен. Мало я могу назвать тех мест, где мне было бы так же хорошо, как между стенами Кирилло-Белозерского монастыря и водами Сиверского озера.
К озеру выходит внушительный участок крепостной стены с семью башнями. Из них самые известные — это Свиточная (кон. 16 века)
И, разумеется, Белозерская. Она хорошо с любого ракурса, но особенно выигрышным считается вид со противоположного берега Сиверского озера. Туда у меня времени сходить не было совершенно, но и отсюда неплохо
А пока проходим вовнутрь, снова через единственные ворота под надвратной церковью. С озера ее заснять целиком невозможно, зато изнутри — в самый раз. По моему мнению, это вообще красивейшая постройка всего монастыря. Церковь Спаса Преображения (1595) над Водяными воротами
А это, как мне кажется, самый красивый и уютный из внутренних дворов монастыря. Слева-направо: надвратная церковь Преображения, келарский корпус, церковь Ведения во храм, Колокольня и церковь Гавриила Архангела.
Но такой ракурс не охватывает весь двор: правее видные еще две церкви — Успенский собор и церковь преподобного Кирилла
Плюс ко всему, с противоположной стороны находятся еще три постройки — больничные палаты, духовное училище и шатровая церковь Евфимия Великого (1683) с аккуратной звонницей в духе псковско-новгородского зодчества
После этого нам оставалось только бросить экскурсионную группу, обойти Успенский собор и его пристройки
И подняться, наконец, на соборную колокольню. Вот они, самые классические, но оттого не менее захватывающие виды Кирилло-Белозерского монастыря! На Святые ворота и Новый город
На купола Успенского собора
На Белозерскую башню
И на Преображенскую церковь (оцените сложность ее крыши!) над Водяными воротами, с просторами камерного Сиверского озера позади
После этого нам осталось только на минуту забежать на крепостную стену (о том, чтобы идти в сторону Горнего монастыря и снимать эталонные виды Свиточной башни уже не было никакой речи)
Да и тут — раз-два, и уже пора бежать на выход к автобусам. Зато потом, по приезде в Горицы, мы еще полчаса болтались около сувенирных рядов. Это была самая нерациональная стоянка 6 из четырех часов на монастырь было отведено только два. А здесь на обстоятельный осмотр всего великолепного ансамбля нужно как минимум часа три-четыре. Иными словами, сюда я вернусь обязательно, еще бы в это момент побольше туч и тревожного неба для создания правильной атмосферы. Замечательное это место — Кирилло-Белозерский монастырь.
В следующей части — уже не об архитектуре, а о природе. Замечательное это чередование. Северное.
_____________

Кирилло-Белозерский монастырь

Группа по интересам: Храмы, монастыри, православие

Кирилло-Белозерский монастырь стоит на берегу живописного Сиверского озера в Вологодской области. Он был одним из крупнейших и богатейших монастырей России в период с XV по XVII век. В советское время здесь в 1924 году был создан историко-архитектурный музей, что позволило монастырю избежать участи многих исторических памятников в 30-е годы.

Сегодня Кирилло-Белозерский монастырь — самый посещаемый туристический объект Вологодской области. Одновременно с этим он является действующим монастырём: в 1997 году часть его территории была передана Вологодской епархии.

История обители начинается в 1397 году, когда один из последователей Сергия Радонежского, монах Кирилл Белозерский, вырыл на берегу Сиверского озера пещеру. В конце XIV — начале XV веков по тем малонаселённым местам прокатилась волна основания новых монастырей, и вскоре Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей. Во времена конкуренции Москвы с Великим Новгородом московские князья были весьма заинтересованы в скорейшем освоении этих земель, поэтому поддерживали тесные связи с монастырём.

Географическое расположение монастыря было весьма удачным, рядом с рекой Шексной, по которой проходил один из важнейших водных торговых путей, связывающий Белое и Балтийское море с Каспием, сегодня это часть Волго-Балтийского водного пути. Монастырь быстро стал крупным экономическим центром и вёл обширную торговлю.

(Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника)

Обитель быстро стала одним из крупнейших книжных центров России. В XVI веке на её территории уже было большое количество каменных построек, первой из которых стал Успенский собор (1497), сохранившийся до наших дней:

(Успенский собор с церквями-приделами)

В 1528 году сюда приезжал будущий отец Ивана Грозного Василий III с супругой молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына в глазах современников считалось не иначе как заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич всю свою жизнь считал себя обязанным монастырю и питал к нему особое благоволение, а перед смертью, как и его отец, принял схиму именно в этой обители.

(Монашеские кельи, Братский корпус)

В 1600 году в монастыре была построена первая крепостная стена и восемь башен. Во многом благодаря именно этой стене в Смутное время монастырь выдержал осаду польских и литовских войск в 1612-1613 гг. и отбил несколько нападений в последующие годы, наглядно продемонстрировав своё фортификационное значение. Поэтому в 1654-1680 гг были построены новые каменные стены монастыря, сделав его одной из самых больших крепостей в России тех лет.

Эти стены сохранились до нашего времени.

(Вологодская башня)

В разные годы монастырь служил традиционным местом заключения знатных лиц.

При Петре I, с появлением у России портов на Балтике, северная торговля через Архангельск стала менее востребована, и постепенно экономическое значение монастыря стало падать. Позднее указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий, из слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене размещена городская тюрьма.

При советской власти монастырь был упразднён, а наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда.

Но в 1924 году на базе монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило его архитектурному комплексу выжить в 1930-е гг.

После войны в музее развернулась широкая реставрационная деятельность, что позволило своими силами проводить противоаварийные работы. На территорию заповедника были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей.

В перестроечные годы посещаемость музея сильно упала, но с 1991 года он вошел в новый водный туристический маршрут «Москва — Санкт-Петербург». На этом маршруте Кириллов стал визитной карточкой и самым посещаемым туристическим объектом Вологодской области.

Туристы на площади перед Успенским собором:

Кирилло-Белозерский музей-заповедник включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В комплекс музея-заповедника входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор.

(На переднем плане фундамент солодешной палаты)

В 1997 году часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

Далее предлагаю просто пройтись по территории и посмотреть фото. Внутри Святых ворот сохранились фрески:

(Святые ворота со стороны внутреннего двора)

Строили мощно, на века.

Белозерская (она же Озерная, Большая мережная) башня:

Вид на Сиверское озеро:

Стены монастыря со стороны озера: Поваренная башня:

Озерная башня:

Западная стена (вдоль озера) изнутри:

Водяные врата с летней надвратной церковью Преображения Господня, датируются XVI веком:

Водяные врата, домик келаря, церковь Введения во храм пресвятой Богородицы, колокольня Успенского собора.

Обратная сторона Успенского собора.

Больничная церковь Евфимия великого. За ней — больничные палаты, с которыми церковь была соединена сенями.

Звонница над трапезной.

Туристы, кхм.

На дорожках кое-где встречаются могильные плиты.

В заключение хочу показать маленькую часть музейной экспозиции:

А нам пора на выход. Косая (Караульная) башня:

Казанская башня с въездными воротами:

Рекомендованные туры компании «Серебряное Кольцо»: Тур «Очарование вологодских усадеб» 4 дня, автобус+ж/д из Вологды (4 дня)
Тур в расписании на даты: 02.11, 08.03, 09.05 Россия, Северо-запад, Кириллов 11.06.2018 17:40 Подобрать тур/экскурсию на сайте «Серебряное Кольцо»

Успенский собор (Кирилло-Белозерский монастырь)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2014; проверки требуют 15 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

православный собор
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря
59°51′26″ с. ш. 38°22′06″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Кириллов
Конфессия Православие
Дата основания 1497 год
Приделы Церковь равноапостольного великого князя Владимира, церковь епископа Епифания Кипрского, церковь игумена Кирилла Белоезерского
Статус Объект культурного наследия № 3510152022№ 3510152022
Успенский собор на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Успе́нский собо́р с па́пертями — центральный храм архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря.

История

Первое здание Успенского собора было деревянным, его построила в 1397 году артель древоделов. Но так как церковь была небольшой и со временем обветшала, то после смерти Кирилла, во время управления монастырём игуменом Трифоном была построена новая Успенская церковь. Она была также деревянная и «украшенная иконами и иными красотами». Это здание сгорело во время сильного пожара между 1462 и 1497 годами.

Нынешнее здание Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря — одна из первых каменных построек в Белозерье. Существующий собор построен в 1497 году артелью ростовских мастеров, после того как сгорела деревянная Успенская церковь монастыря. Считается, что два храма-предшественника также создавались ростовскими зодчими. В последующем собор неоднократно подвергался перестройкам, в XX веке активно реставрировался.

Архитектура

Успенский собор (кубический, четырёхстолпный, одноглавый) — один из трёх северорусских соборных храмов, построенных ростовской артелью на исходе XV века. Второй собор сохранился в Ферапонтовом монастыре, а третий, на Каменном острове, был взорван при Сталине. Все три памятника имеют между собой много общего, ибо продолжают традиции раннемосковского зодчества (средневекового зодчества Московского княжества).

Изучение Успенского собора позволяет получить представление об архитектуре Северо-Восточной Руси до воздействия на неё итальянской школы. Отличительные особенности проявляются в масштабе, пропорциях, объёмно-пространственной композиции и деталях.

Реставрация

Первый план реставрации собора был составлен Николаем Никольским. В 1919 году Всероссийская комиссия, работавшая в Кирилло-Белозерском монастыре, выявила и законсервировала 75 наиболее ценных икон. Была расчищена храмовая икона «Успение» (реставраторы П. Юкин, В. Горохов).

В 1924 году был организован местный музей, решение о создании которого было принято в 1919 году. В 1920—1930 годах над исследованием и реставрацией памятников монастыря работал архитектор В. В. Данилов. В 1958 году под его руководством был разобран простенок XVIII века, разделявший пространство северной паперти на два компартимента. В результате были вновь открыты фрагменты стенописи XVII века, находившиеся под поздней кладкой.

С 1953 года изучением и реставрацией памятников монастыря занимаются архитекторы-реставраторы ЦНРПМ (ранее ЦНРМ, ВПНРК). Ведущая роль здесь принадлежала архитектору Сергею Подъяпольскому. По комплексу Успенского собора в 1963 году им был разработан эскизный проект реставрации, который включал в себя предложения по северной и западной папертям. В этом же проекте была разработана графическая реконструкция первоначального вида Успенского собора и северной паперти, потребовавшая в дальнейшем лишь незначительной коррекции. Более существенную эволюцию совершили взгляды реставратора на общую направленность восстановительных работ, если сравнить положения эскизного проекта с соответствующим разделом «Эскизного проекта реставрации и приспособления архитектурного комплекса Кирилло-Белозерского монастыря» 1975 года, разработанного в соавторстве с Н. В. Каменевым. В более раннем проекте предлагалось восстановить шлемовидную главу собора, покрытие собора по кокошникам, первоначальное покрытие апсид и т. п., то в более позднем проекте этих предложений нет. Было сочтено более целесообразной «ограниченную» реставрацию собора «с ликвидацией наиболее грубых позднейших наслоений», «с максимальным выявлением художественных особенностей интерьера при сохранении позднейших пристроек, главы XVIII века и прямоскатной кровли».

Успенский собор

С 1957 года производство ремонтно-реставрационных работ в Кирилло-Белозерском монастыре вела Вологодская СНРПМ, которая с 1971 года. вошла в объединение «Росреставрация». За это время по Успенскому собору и папертям были проведены следующие основные ремонтно-реставрационные работы:

  1. осуществлена частичная вертикальная планировка собора;
  2. восстановлена древняя форма городчатого завершения окон барабана и «плечики» их проёмов;
  3. восстановлено окно в формах XVII века на западном прясле южного фасада собора;
  4. настлан деревянный пол в северной паперти;
  5. отреставрирован крест главы собора;
  6. проведены консервационные работы по главе собора;
  7. заменено медными листами прежнее покрытие железом кровель четверика, алтаря, северной и частично западной паперти;
  8. проведена побелка фасадов собора и северной паперти;
  9. заложен позднейший проём из жертвенника собора в придел Владимира, на месте которого восстановлена древняя ниша.

С конца 1960-х годов работы по исследованию и реставрации иконостаса и памятников древней иконописи, происходящих из Успенского собора, вела группа специалистов ВНИИР во главе с О. В. Лелековой. С 1970 года раскрытие стенописи Успенского собора и связанный с этим комплекс реставрационных мероприятий систематически проводила бригада художников-реставраторов объединения «Росреставрация», которую возглавлял И. П. Ярославцев. К 1981 году полностью реставрирована стенопись главы и барабана собора.

В связи с проводимыми реставрационными работами многочисленные предметы декоративного убранства интерьера (киоты, светильники и т. д.) перенесены на хранение в запасники музея.

Иконостас и святыни

Успенский собор является сокровищницей памятников станковой и монументальной церковной живописи XV—XVII веков. Среди них — иконостас, внутренние росписи собора и северной паперти. Заслуживает внимания коллекция произведений декоративно-прикладного искусства.

До наших дней почти полностью дошёл пятиярусный иконостас Успенского собора XVIII века. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60-ти уцелевших икон XV-XVIII веков 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковке и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов.

Примечания

  1. ↑ Бочаров Г., Выголов В. Художественные памятники XII—XIX веков. — М.: Искусство, 1979. — С. 162—164.
  2. ↑ Фотоальбом «Кирилло-Белозерский монастырь».
  3. ↑ История Кирилло-Белозерского монастыря на его официальном сайте
  4. ↑ Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в.
  5. ↑ Информация по реставрации Успенского собора на сайте Кирилло-Белозерского монастыря

Ссылки

Успенский собор на плане Кирилло-Белозерского монастыря

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *