Китаевская пустынь в киеве

Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

Материал из Азбука паломники Перейти к: навигация, поиск

Украина Киев

Идёт загрузка карты… Кита́евская пу́стынь — Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь) православный монастырь в Китаеве (историческая местность в Киеве). Действовал в XVIII — начале XX веков; восстановлен в 1990-е годы.

История

16 октября 1720 г. Петр I подтвердил права Лавры на «построенный вновь на земле Печерской обители в 1716 году монастырь Малый Китаевский урочища Китаевского, которая земля в крепостях Троицкого больницкого монастыря приналежна, который монастырь построил губернатор наш Киевский князь Дмитрий Михайлович Голицын» (Свято-Троицкий больничный монастырь – автономная часть Лавры до нач. ХХ в.). Описание Лавры митрополита Самуила (Миславского, †1796) называет Голицына основателем пустыни и сообщает предание, по которому на Китай-горе был когда-то загородный дом Андрея Боголюбского. Предание основано на «Грамоте Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре 1159 г.», в которой князь назван «Китаем» (по одному из толкований – «Крепким»). Ее текст известен по копии XVIII в.: он изобилует анахронизмами и расхождениями с древними историческими источниками (в частности, неверна исходная дата). Допуская факт пожертвований Лавре со стороны князя Андрея, митрополиты Евгений (Болховитинов, †1837) и Макарий (Булгаков, †1882) констатировали, что известный ныне список грамоты не соответствует оригиналу (по мнению современной исследовательницы Ирины Жиленко, этот текст является плодом неоднократных правок, предпринятых в Лавре с целью защиты древних привилегий в меняющихся политических условиях). Тем не менее, со ссылкой на то же предание, в описании Лавры митр. Евгения князь Андрей назван уже основателем пустыни, а Голицын – «возобновителем». В более поздних описаниях (сер. XIX – нач. ХХ вв.), при разной степени доверия к преданию о Боголюбском, высказывалась уверенность, что трудам Голицына предшествовало появление в Китаево в XVII в. скита лаврских пустынножителей. Историк Ольга Крайняя (2004) датирует основание скита периодом настоятельства в Лавре архимандрита Елисея Плетенецкого (1599-1624), известного строгостью своей жизни.

Домонастырское прошлое Китаева в значительной мере прояснили археологические раскопки ХХ в.: в VIII-X вв. на западном берегу ручья возникло поселение; в сер. Х в. крайняя юго-восточная часть «полуострова» была обращена в укрепленную цитадель; на стыке Х-ХI вв. на Китай-горе возвели более мощную крепость, тогда же начал функционировать могильник, где найдены как языческие, так и христианские погребения (до и после Крещения киевлян 988 г.; под тем же годом летописи сообщают об окружении Киева оборонными городами); вскоре вал и ров цитадели сровняли, и поселение превратилось в большой (площадью 40 га) ремесленный посад (многие историки XIX-ХХ вв. отождествляли с Китаевым древнерусской поры летописный Пересечин, упоминаемый под 1154 и 1161 гг.); после нашествия Батыя (1240) крепость Китай-горы не возрождалась, посад существовал до XV в.: возможно, он запустел вследствие нападений Едигея (1416) и Менгли-Гирея (1482).

В XVIII – нач. ХХ вв. и 1993-1996 гг. Китаевская пустынь являлась скитом Киево-Печерской Лавры, здесь трудились и были погребены многие подвижники (см. ниже). В 1924-1933 гг. Китаево стало организационным центром для монашеской братии, поэтапно вытесняемой советской властью из Лавры и рассеянной по разным лаврским угодьям (см. ниже). После закрытия обители, ее территорией владел Институт плодово-ягодного хозяйства. В 1965 г. Китаево обрело статус памятника археологии, в 1980-х гг. была предпринята попытка организации здесь археологического заповедника. Церковное возрождение пустыни началось с праздничного богослужения в день Св. Троицы 1990 г. в храме прп. Серафима Саровского. С 1991 г. регулярные богослужения совершались в храме Св. Троицы, который до 2009 г. был приходским. С 1993 г. возрождение монашеской жизни на территории обители вел назначенный из числа насельников Лавры архимандрит Пафнутий (Россоха), принявший в схиме имя Феофил (†1996) в честь прп. Феофила Киевского; для совершения богослужений по монастырскому уставу были отведены храмы свв. 12-ти Апостолов и прп. Серафима Саровского, а также пещерная церковь. В 1996 г. обитель преобразована из скита в самостоятельный монастырь. В 2001 г. братией и прихожанами пустыни была разоблачена сделка администрации техникума пчеловодства, работавшего на территории обители с советских лет, по сдаче одного из корпусов в субаренду законспирированной секте «тамплиеров»; признанный нерентабельным, техникум был закрыт, а часть занимаемых им помещений возвращена монастырю (однако властными структурами до сих пор не предоставлено достойное альтернативное жилье семьям, расквартированным в жилом фонде бывшего комбината).

Описание

Основная усадьба

Оканчиваясь на полуострове между озер, ул. Китаевская разделяет находящуюся здесь усадьбу монастыря на западную и восточную половины. Главные сооружения обители – включая храмы Св. Троицы и свв. 12-ти Апостолов (а также чтимые могилы) – расположены во 2-й из них (на этой же территории были выявлены при раскопках следы цитадели сер. Х – нач. XI в.); отсюда же устроены спуски к озерам – дорога по дамбе между 2-мя нижними озерами ведет к началу бетонного лестничного «серпантина», поднимающегося на террасу у главной пещеры Китай-горы. В западной половине усадьбы обители возвышается новый храм прп. Серафима Саровского.

Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

В 1716 г. князь Дмитрий Голицын воздвиг в пустыни деревянную церковь прп. Сергия Радонежского. В 1763-1767 гг. ее сменил каменный храм Св. Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского (южный) и свт. Димитрия Ростовского (северный), ныне – архитектурная доминанта монастыря. Постройкой храма руководил трудившийся при Лавре зодчий Степан Ковнир. Исполненный в формах украинского барокко, храм, однако, не сразу обрел свой нынешний вид: в 1853-1854 гг. к 2-м изначальным его куполам были добавлены еще 3 из 5-ти существующих, в 1892 г. архитектор Владимир Николаев укрепил стены контрфорсами и устроил с запада новый притвор. В 1941 г. кровля и купола пострадали от военных действий, а в 1950-х гг. частично обрушились; в 1965 г. храм включили в реестр памятников архитектуры, в 1978 – разработали проект его реставрации, к 1982 – осуществили ее снаружи; в 1990-х гг. внутри был произведен капитальный ремонт, обновлены лики свв. Архангелов Михаила и Гавриила (1874) на западной паре опорных столпов, установлен барочный иконостас (спроектированный реставратором Р. Быковой по описаниям утраченного иконостаса XVIII в.); в 2009-2011 гг. интерьер храма оформлен в псевдовизантийском стиле рубежа XIX-XX вв. (включая замену иконостаса).

В 1757 г. пожар уничтожил в обители деревянные кельи и трапезную; в 1758 упоминается новая деревянная трапеза с церковью свтт. Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Киевских и Московских; к 1761 г. была освящена 2-я деревянная церковь – свв. 12-ти Апостолов. В 1830-х гг. деревянные церкви сменило каменное сооружение храма свв. 12-ти Апостолов с трапезной в стиле классицизма; П-образное в плане здание расположено к северо-западу от церкви Св. Троицы, его параллельные крылья направлены на восток и завершены апсидами: в южном крыле – церковь свв. 12-ти Апостолов, в северном – трапезная. В 1829-1837 гг. к югу от храма свв. Апостолов и западу от храма Св. Троицы возвели 50-метровую каменную колокольню (также в стиле классицизма) в виде сужающейся кверху 3-ярусной круглой башни на массивном прямоугольном здании; в 1930-х гг. сооружение было разобрано; в кон. 1990-х гг. ближе к церкви свв. Апостолов стояла временная деревянная колокольня, а в нач. XXI в. ее заменила каменная звонница псково-новгородского типа (фронтон с проемами для колоколов), надстроенная между храмом и трапезной (на дворовом фасаде средней части здания); в ходе той же самой реконструкции, фасады всего сооружения были отделаны в псевдорусском стиле (рубежа XIX-XX вв.), а интерьер церкви – расписан в манере византийской и древнерусской иконописи.

В сер. XIX – нач. ХХ вв. храм Св. Троицы был окружен кольцом каменных корпусов, заменивших деревянные кельи (одним из звеньев кольца стала церковь с трапезной). В тот же период каменные корпуса были возведены и в западной половине усадьбы. В советское время некоторые из старинных жилых построек подверглись переделке, появилось и несколько дополнительных, сравнительно небольших строений. В нач. XXI в. в центре западной половины усадьбы сооружен храм прп. Серафима Саровского; он стоит на месте одноименной домовой церкви, пристроенной в 1904 г. (после канонизации подвижника – в память его встречи с прп. Досифеем) к зданию богадельни (ее первичное строение 1871 г. расширено в 1900 г.).

Братское кладбище

В 1786-1870 гг. пустынь служила местом погребения лаврской братии. Кроме прпп. Досифея и Феофила, здесь были похоронены киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский, †1855), мать прп. Паисия Киевского (Яроцкого, †1893) Мария. За советские годы от кладбища уцелели лишь несколько надгробий в храме Св. Троицы и к северу от него. В 1990-х гг. сквер, примыкающий к северной стене церкви, был ухожен, в нем установили деревянные кресты и надгробия на могилах прпп. Досифея и Феофила, совершили погребение схиархимандрита Феофила (Россохи, †1996). Несколько лет назад сквер заново благоустроен, надгробия заменены мраморными. Предполагается также восстановление надгробий на большом участке кладбища к северу от восточной половины основной монастырской усадьбы.

Пещеры

Келья в Китаевских пещерах

После времен прп. Досифея, устья пещер Китаева периодически накрывало оползнем: описание пустыни 1785 г. (Василий Новгородцев) обходит подземелья молчанием, в 1831 г. – они упоминаются (митр. Евгений), в 1847 г. – опять молчание («Обозрение Киева» Ивана Фундуклея), в 1858 г. – пещеры заново «открыл» некий послушник (видя, как в землю провалился вбиваемый кол). В 1843 г. подземелья посетил Тарас Шевченко (в 1853 г. он описал их в повести «Варнак»); в 1844 г. киевлянин Авраамий Гунин нашел здесь оставленные благотворителями иконы, кресты, подсвечники, лампады, паникадило, аналои и ладан. В 1870-х гг. в пещерах поселился лаврский схимонах Тит. Со своим келейником Иосифом «Железная шапка» и насельниками скита он расчистил лабиринт длиной до 100 м и построил в его центре кирпичный храм. Когда работа близилась к концу, пришел неизвестный инок и молвил: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро». Пророчество сбылось: из-за болезни начальника скита, установку иконостаса из металла отложили. Не теряя надежды, о. Тит остался жить при пещерах. Он выстроил поперек входа убогую келью, водил через ее внутреннюю дверь паломников в подземелья, терпел нужду и невзгоды, а также побои от разных грабителей, и наконец преставился. В нач. 1880-х о келье схимника остались только воспоминания, пещеры были закрыты. Однако к концу того же десятилетия здесь появилась деревянная часовня, и лабиринт вновь стал посещаемым.

К кон. ХХ в. подземелья были почти целиком завалены. В 1990 г. сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории Киева начали их расчистку и укрепили коридор от входа до храма временными бетонными крепями (они стоят до сих пор). Слабое финансирование экспедиции обернулось тем, что работу продолжили братия и прихожане возрожденного скита. В сер. 1990-х гг. пещерный храм был наречен во имя прп. Досифея, в 2000 г. – переименован в честь Собора Пресвятой Богородицы; к 2000 г. в церкви выстроили кирпичные иконостас и киворий над престолом, тогда же были обложены кирпичом и несколько пещерных келий. На сегодня подземная церковь Китаева является самым крупным пещерным храмом Киева – при длине 7, ширине 4, высоте 4 м; ее отличают также наличие старинных световых проемов в своде (благодаря небольшой глубине залегания главной пещеры) и хор, надстроенный в 1990-х гг. над входным коридором. В 2011-2012 гг. проведено дополнительное укрепление пещер кирпичом (включая обкладку еще одной кельи). В 1995 г. над входом в пещеры воздвигнута новая деревянная часовня, а рядом – кирпичный домик иноков-смотрителей (позже обе постройки были реконструированы).

Святые

  • прп. Досифей (†25 сент. 1777 г.; память 8 окт. н. ст.)
  • прп. Феофил Киевский (1788†28 окт. 1853 г.; память 10 нояб. н.ст.).
  • Христа ради юродивый прп. Паисий Киевский (Яроцкий, †1893)
  • прмч. Зинон (Беда), в миру Захарий (1867†1937)
  • прмч. Неофит (Соболенко), в миру Николай (1870†1937)
  • прп. исп. схиархиеп. Антоний (Абашидзе), в миру Давид (1867†1 нояб. 1942)

Святыни

  • Мощи и вериги преподобного Феофила Киевского
  • В храме Двенадцати апостолов собраны мощи всех 12-ти апостолов (за исключением святого Иоанна Богослова, взятого с телом в Рай, и предателя Иуды Искариота, отпавшего от апостольского лика), а также мощи святых праведных Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и праведных Захарии и Елизаветы (родителей Иоанна Крестителя) и многих других великих святых.

Богослужения

Особо чтимые праздники:

Память прп. Досифея Киевского — 25 сентября (8 октября)

Память прп. Серафима Саровского — 2 (15) января, 19 июля (1 августа)

Память прп. Феофила Киевского — 14 (27) июля, 28 октября (10 ноября)

Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Собор Пресвятой Богородицы — 26 декабря (8 января)

Собор 12-ти апостолов — 13 июля

Местонахождение

Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

Китаево представляет собой глубокую S-образную в плане впадину в массиве коренной возвышенности правого берега Днепра, открытую северным концом в долину реки. По дну впадины издревле проходил ручей, в нижнем течении которого к нач. ХХ в. существовали 3 пруда, а во 2-й пол. ХХ в. – был устроен каскад из 4-х озер, разделенных дамбами с водосбросами. С востока над озерами господствует кряж, отделяющий Китаево от долины Днепра и оканчивающийся на севере круглой Китай-горой. В противоположность крутым склонам кряжа, западный «борт» урочища более отлогий.

На западном берегу озер, представляющем собой полуостров, располагается основной ансамбль построек монастыря. Покрытая лесом Китай-гора хранит на вершине остатки валов древнерусского городища, а в недрах – монашеские пещеры с выходами на запад. Устье главной пещеры – на террасе у самой вершины – заметно по примыкающим к нему малым наземным постройкам. На продолжении кряжа, также поросшем лесом, находятся несколько древнерусских могильников.

Адрес: 03083, Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15.

Телефон: (044) 527–97–79

Как добраться на общественном транспорте:

  • От ст. Метро «Арсенальная», «Печерская», «Дружбы народов», от Киево-Печерской Лавры на маршрутке № 470.
  • От ст. Метро «Лыбедская» автобусом № 52 до ост. «Школа». Автобусом № 20, 27 до ост. «Китаевская улица».
  • От ст. Метро «Выдубичи» автобусом № 45 до ост. 1-й Корчеватский массив, также любые марш. Такси до этой же остановки.

Где остановиться

  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Дом «Лаврский паломник»

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15

Телефоны:

+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 — Дом «Лаврский паломник» корпус №58
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 — Дом «Лаврский паломник» корпус №54
+38(093)345-01-21 — Дом «Лаврский паломник» корпус №56

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

  • Свято-Покровский Киевский женский монастырь

При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).

Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.

Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.

Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.

Размещение бесплатное.

Адрес: переулок Бехтеревский, 15.

Телефон: (044) 486-71-68.

  • Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)

Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).

При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.

Контакты:

Гостиница: +38 (067) 910-61-48

Чайная монастырская: (096) 052-83-87

Церковная лавка: (098) 900-22-47

Адрес: Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.

Фото

  • Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

  • Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

  • Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

  • Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

  • Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

Видео

Свято Троицкий мужской монастырь Китаева пустынь

Свято-Троицкий монастырь (Китаевская пустынь)

Китаевская Пустынь. Мой неизвестный Киев (на украинском языке)

Ссылки

Свято-Троицкий мужской монастырь «Китаева пустынь»

Киев. Китаевская пустынь.

?

Log in

No account? Create an account varandej (varandej) wrote,
2013-01-25 04:50:00 varandej
varandej
2013-01-25 04:50:00
Одно из самых очаровательных мест Киева — Китаевский монастырь, что затерялся на южной окраине между лесов и поглощённых городом сёл. Здесь есть свои пещеры, подобные пещерам Киево-Печерской Лавры — но нет столпотворения и фарисейства. Здесь есть собор в стиле «украинского барокко». Здесь была удивительная история о святом Досифее, который в миру звался Дарьей. А у меня здесь приключилась маленькая встреча с Господом Богом.
Китаево — это практически загород. Метро сюда не ходит, а вот маршрутки из центра бегают исправно — особенно интересна маршрутка №470, связующая Китаево и Лавру и проходящая мимо нескольких станций метро. Ближайшая магистраль — проспект Науки, но удобнее заехать в закоулок близ школы №122. Монастырь скрыт за многоэтажкой, тень которой занимает пол-кадра.
2.
Дорога к монастырю, взгляд назад. Частный сектор — старое село с удивительным названием Мышеловка, известно с 1618 года как Мешаловка и включённое в состав Киева в 1923-м. Атмосфера совершенно подмосковная — наверное, предместья столиц вообще похожи:
3.
Бывшее монастырское кладбище. На заднем плане — холм, в котором пещеры:
4.
Вот и сам монастырь. Если пойти по этой дороге дальше — через пару километров придёшь прямиком в Пирогово.
5.
Что за молодёжь — я не знаю, но явно не богомольцы.
6.
Хозяйственную часть монастыря на другой стороне занимает с 1930 года Украинский НИИ Садоводства, но часть зданий явно жилые. Может, тут какие-нибудь общаги? А здание слева — вроде бывшая монастырская больница:
7.
Пару лет назад здесь построили церковь Серафима Саровского, и такое посвящение — ой, не случайно!
8.
Откуда в Киеве Китаево — примерно такая же загадка, как и откуда Китай-город в Москве. Одни говорят, что китайкой в Древней Руси называли шёлк или напротив один из видов дешёвой ткани, другие говорят, что Китай — это языческое славянское имя, третьи возводят к подворьям кочевников-киданей (чьё государство существовало почти одновременно с Киевской Русью — в 907-1125 годах), благодаря которым империя Хань и стала известна западу как Китай … Как бы то ни было, названее очень древнее, но лишь в 1718 году здесь возник скит Киево-Печерской Лавры. Точнее, «пустынь» — то есть место, где селились лаврские «старцы» (ну, это как тот монах из «Братьев Карамазовых»). А так как к старцам всегда тянулись люди, и Лавра была известна на весь православный мир — монастырь разросся и отстроился уже в 18 веке.
9.
И ансамбль его почти не изменился — кроме 45-метровой колокольни 1830-х годов, разобранной при Советах:
9а.
Зимняя церковь Двенадцати Апостолов (1830-е годы) — в монастыре собраны частицы мощей всех их, кроме Иоанна Богослова, который, как известно, ушёл на тот свет, не оставив Земле тела. Также здесь покоится Феофил Киевский — один из старцев, местный Диоген.
10.
Жилой корпус (1898). Как же красиво в ноябре, если Солнце….
11.
Троицкий собор (1763-67) — один из последних образцов «украинского барокко», творение Степана Ковнира, другую постройку которого я уже показывал в Лавре. И гуляя вокруг собора, расскажу историю, которая собственно и прославила Китаево на всю тогдашнюю страну — про святого Досифея.
12.
В 1721 году в доме рязанских дворян Тяпкиных родилась дочка Дарья, которую заботливые родители почти сразу сплавили бабушке — ох, как знакомо! Бабушка же была не простая — на старости лет она постриглась в монахини, да не куда-нибудь, а в Вознесенский монастырь Московского кремля (впоследствии снесённый при Советах).В 9 лет девочку забрали обратно домой, но быстро заметили, что она какая-то странная: одевается во что попало, спит не на кровати, а на доске, питается хлебом и водой, не ходит на балы, ой что ж скажет княгиня Марья Алексвна…. В 16 лет Дарью решили выдать замуж, и она просто сбежала из дома.
13.
Однако время тогда было другое, и это сейчас девочки-автостопщицы никого не удивляют. Для конспирации Дарья раздобыла мужскую одежду, остригла волосы и стала прикидываться беглым крестьянским сыном Досифеем. Сначала напросилась послушницей в Троице-Сергиев монастырь (тогда ещё даже не лавру!), однако вскоре туда наведались её родители, подозревавшие, что искать беглянку надо здесь — и Досифей недолго думая удрал в Киев.
14.
Сочиняя себе легенду, Дарья не знала российских законов, по которым беглый крестьянин мог принять монашество лишь с разрешения Синода или императора, поэтому Досифей был обречён оставаться послушником. В Киево-Печерской Лавре его не приняли, и тогда он поселился в Китаеве, по благословению настоятеля выкопал себе келью на холме и стал там молиться, питаясь хлебом и водой и никогда, даже в самый мороз, не обогревая своё жилище огнём.
15.
В общем, вскоре подвижник Досифей стал известнее и чтимее всех китаевских старцев. Настолько, что в 1744 году, объезжая малоросские владения, его посетила императрица Елизавета Петровна и дала разрешение на монашество. Хотя в жизни Досифея ничего принципиально не поменялось — он уже был старцем де-факто. В 1776 году к ниму пришёл подросток Прохор Мошнин — будущий Серафим Саровский, которого Досифей благословил идти в Саровскую пустынь. Через несколько месяцев старец умер
16.
По легенде, он завещал похоронить своё тело, не касаясь его, а опознала Дарью Тяпкину сестра по портрету на надгробии. Мне в это, честно говоря, не очень-то верится — ведь не виделись они 40 лет. Думаю, всё-таки тайна вскрылась каким-нибудь более прозаичным образом, причём весьма вероятно — ещё до её смерти. А канонизирована Досифея Киевская была лишь в 1993 году.
17.
Побродил по монастырю, наслаждаясь прозрачным осенним воздухом. Киев всё-таки большой, шумный и загазованный, а здесь тишь да гладь. Поговорил у могилок с тёткой — сначала думал, что речь о политике, потом понял, что это просто тихая кликуша.
18.
А потом увидел вот эту табличку. Дело Досифея продолжилось после его смерти — его келья разрослась до пещер, подобных лаврским:
18а.
Монастырь стоит на каскаде прудов, за которыми начинается Голосеевский лес — это киевский аналог московского Лосиного острова, национальный парк в черте города. В его глубине есть ещё один крупный монастырь Голосеевская пустынь (чтимый, но все постройки новодельные), разные НИИ и больницы… но это тема для отдельного поста, материал к которому ещё не собран. А на пруду гуляют люди из вон тех домов:
19.
К пещерам ведёт лесенка:
20.
21.
22.
Вход в пещеры прост и неприметен. Тем не менее, люди сюда идут, примерно за полчаса набирается группка, которую водит молодой монах. Освещения в пещерах нет, поэтому каждый зажигает свечу. Я пришёл чуть позже, расчехлил фотоаппарат, и мальчик с кадра выше сразу сказал, что фотографировать там нельзя! Монах явно нехотя его поддержал, и мы стали спускаться.
23.
Тёмные коридоры, известковые стены, иконы и свечи, «нарисованные» паломниками сажные кресты на потолке… Пещеры довольно разветвлённые и запутанные. Периодически монах и другие посетители останавливались в очередной келье, он рассказывал историю очередного старца, и все молились. Я тайно и сладострастно придавался греху запретной фотосъёмки. Самый долгий молебен был в самой дальней келье Досифеи. Затем они ушли, а я подумал — дай-ка сниму пару кадров со вспышкой да нагоню. Снял. Пошёл следом, и тут у меня погасла свеча!
24.
Честно говоря, я испугался, оказавшись один в темноте подземелья. Разумом я конечно понимал, что ничего страшного и максимум через полчаса монах приведёт других людей — но страх перед непроницаемым мраком и давящими сводами иррационален. С минуту я метался по коридорам, искал какой-нибудь проход, но проходы словно позакрывались. Пытался высвечивать себе дорогу вспышками фотоаппарата — но безрезультатно, однако кадры с этих вспышек всё же сохранил. Вот например подземная келья, в такой старец мог жить годами:
25.
Наконец, я взял себя в руки, и вынул из кармана мобильник. Его экран светил немногим слабее свечи, и через несколько минут я выбрался. Монах к тому времени проводил инструктаж следующей группе — и тут снизу выскочил я и принялся рассказывать то, что произошло. Монах покивал, и сказал просто: «Бог простит!», но я приходил в себя ещё минут 15. Это был последний день большого путешествия, предыдущее путешестввие в Казахстан едва не кончилось бедой из-за невовремя сделанного кадра, и почему-то этот эпизод мне очень сильно вправил мозги. Это Бог задул мою свечу и сказал: «Смотри на мир глазами, а не объективом, дурень, иначе — заблудишься окончательно!».

Китаевская пустынь

Прихована серед лісу та валів «Китаївська Пустинь»

Китаев — это территория в южной части Киева, в Голосеевском районе и восточная часть Голосеевского леса. Сейчас это археологический заповедник, расположенный между Мишеловкой, Корчеватым и Багриной горой. Название местности возникло, возможно, от тюркского слова «китай» — крепость (город). Сейчас сохранились остатки городища IX-X вв. Другая версия происхождения названия от древнего имени «Китай» — именно такое второе неправославное имя имел сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха. Хотя можно его перекрутить на «Китан» — это половецкое имя, а как известно матерью Андрея Боголюбского была Половчанка. Фамилия Боголюбский пошла от городка Боголюбово, который князь сделал своей резиденцией. Именно в Китаеве поселился Андрей Боголюбский. Он построил себе красивый, большой двор, сделав Китаев своей очередной резиденцией. В 1159 году Боголюбский передал, а точнее подарил Китаев, Васильев и Мическ (Радомышль) от любви к Богу и Пречистой Матери, а также в знак поминовения своего рода, Киево-Печерскому монастырю. В XIV века в Китаеве был создан пещерный монастырь, подчиненный с XVII века Киево-Печерскому монастырю. Монастырь назвали Китаевской пустынью.

Один з валів зараз тут Парк «Китаївські ставки»

Осінь на одному із ставків

После принятия христианства Китаев или Киевский Афон, как еще его называли, стал православным центром. Затем Китаевская пустынь утратила свое значение. Лавра взяла на себя функции основной обители, и многие монахи перешли под ее своды. А Китаев стал скитом, куда приходили паломники-отшельники и все, кому надоела мирская суета. Если до недавнего времени высокие валы защищали Китай-город от нападения врагов, то сейчас эти валы превратились в защиту от города и его суеты. Хорошая местность стала пристанищем для старых монахов Лавры. Здесь были красивые озера, в которых водилось много рыбы, насаженные сады и земельные участки давали фрукты, овощи, ягоды, также было развито пчеловодство, а это — мед и свечи. В 1763-1768 годах Степан Ковнир, в прошлом каменщик и подчиненный Лавры, как его еще называли «каменного строительства мастер» (лучшие работы «Ковнировский корпус», колокольни на Ближних и Дальних пещерах, Кловский дворец и другие достопримечательности украинского барокко), построил Свято-Троицкую церковь в стиле барокко.

Свято-Троїцька церква

Келії

Существует интересная история о жене монаха. В XVII веке молодая женщина, по происхождению из рязанских Тяпкиных дворян, Преподобная Досифея (Дарья), достигнув совершеннолетия не захотела выходить замуж и вести светскую жизнь. Она покинула семейный дом и, купив мужскую одежду и постригши волосы, назвалась мужским именем — Досифеем — беглым крепостным. Три года работала в Троице-Сергиевской Лавре. Но однажды в обитель приехали родные и узнали Дарью. Ей пришлось бежать в Киев, где на Китай-горе Досифея выкопала себе пещеру не пожелав пользоваться чужим трудом. В монастыре ее приняли и впоследствии посвятили в монаха. Никому даже в голову не приходило, что таинственный монах — женщина. Чтобы никто не разгадал его тайну, Досифей изувечил свое лицо. Мудрого отшельника полюбили и священники и прихожане. Многим она помогала, но все больше и больше стала отдалятся от белого дня находясь в пещере. Таким образом, за годы молитв и своеобразного транса получила дар предвидения. Именно Досифей, наставляя известного соловецкого старца Феофана, велел идти на Соловки. Однажды пришел в скит отрок Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский. Ему понравилось в Китаевской пустыни, и он решил здесь остаться. Однако Досифея благословила его отправиться в «пустыню Саровскую» — там помогать людям. В 1744 году к Досифею приехала императрица Елизавета Петровна, которая, как известно, была набожным человеком и любила ездить по святым местам. Не поленилась подняться на Китай-гору и увидеть удивительного отшельника, о котором так много говорили. Императрице понравились мудрые вещи, которые говорил молодой отшельник, она даже захотела забрать Досифея в Петербург, но отшельник отказался. Елизавета Петровна подарила даже мешочек с золотом, который Досифей отдал Лавре. На эти деньги была построена церковь в селе Пирогово. Но только после смерти братия узнала, что Досифей был женщиной. На закате своей жизни Досифея помогала больным людям. Однажды в монастырь заехала рязанская дворянка и, увидев могилу Досифея, узнала в нем свою сестру. Хотя однажды они встречались в стенах этого же монастыря и беседовали через окошко. Дворянка не догадывалась, что разговаривает со своей сестрой и поведала, что Дарья сбежала из семейного гнезда. Досифея посоветовала не искать Дарьи, ибо она ушла из дома ради Бога и духовной жизни. Умерла Досифея, читая молитву в возрасте 55 лет.

В XIX веке Китаевская пустынь была монастырским ансамблем, состоящим из монастырского подворья шестиугольной формы. В него входили кирпичная Троицкая церковь, замечательная 45-метровая колокольня, трапезная с церквами Двенадцати апостолов и Трех русских святителей — Петра, Алексея и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с воротами. С 1898 года на территории хозяйственного двора действовал лаврский свечной завод. В новый корпус богадельни в 1904 году пристроена церковь св. Серафима Саровского.

Церква Святих 12 Апостолів і церква трь ох Святителів — Петра, Алексія та Іони

Церква 12 Святих Апостолів

В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 году Китаев был окончательно ликвидирован, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. — Украинский НИИ садоводства). К сожалению, колокольня до нашего времени не сохранилась — в 1932 году ее разобрали. Другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны в пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений.

Сховані в осені куполи

В Китаевской пустыни в 1857 году были найдены и исследованы Китаевские пещеры. В 1910-12 годах под руководством археолога А. Д. Эртеля было обнаружено несколько подземных галерей, похожих по структуре на пещеры Киево-Печерской лавры. В Китаевских пещерах были найдены остатки двух очагов, предметы быта. На стенах сохранились надписи старославянскими буквами. Кроме Досифея здесь похоронен старец Феофил (Россоха) — схиархимандрит, первый наместник возрожденной Китаевской пустыни. В 1928-1996 гг. известный проповедник был включен в реестр великих старцев. Китаевская пустынь и в наше время довольно людное и популярное место паломничества и посещения туристами.

Источники: Киев.Энциклопедический справочник,Главная редакция УСЭ, Киев -1985. Китаевская пустынь»Киевский Афон» Фото и текст Маленкова Ростислава Для просмотра карты нужно активизировать Javascript (или просто немного подождите)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *