Классическая музыка и православие

Аналогия между произведениями Моцарта и Баха

3 Апреля 2014 Аналогии в области музыкального творчества Просмотров: 2471

В.Моцарт в процессе своего становления в качестве композитора перенял определенные музыкальные приемы и идеи у Иоганна Себастьяна Баха и его сына Эммануила Баха. Несмотря на то, что подлинное обращение к произведениям И.С.Баха началось лишь после того, как Ф.Мендельсон исполнил его почти забытые «Страсти по Матфею», некоторые вещи великого немецкого органиста все-таки были известны Моцарту. Я.Хаммершлаг в книге «Если бы Бах вел дневник…» (Будапешт, «Корвина», 1963) повествует: «У барона ванн Свитена Моцарт получил возможность плотнее познакомиться с искусством Баха. Он писал: «Каждое воскресенье я прихожу в гости к барону ванн Свитену. Играем мы исключительно Баха и Генделя. Сейчас я как раз составляю собственную коллекцию из различных фуг Баха, причем в нее входят произведения не только Себастьяна, но и Фридеманна и Эмманула» (Хаммершлаг, 1963, с.41). Ярким примером влияния творений И.С.Баха является случай, когда Моцарт случайно услышал пение хора на музыку И.С.Баха и был настолько поражен этой музыкой, что сразу увидел в ней то, чему можно поучиться (увидел образец для подражания). Я.Хаммершлаг в книге «Если бы Бах вел дневник…» цитирует Рохлица, который как раз описывает этот случай: «Стоило хору пропеть первый такт, как Моцарт взглянул вверх, потрясенный. Через несколько тактов прокричал: «Что это такое?» В этот момент вся его душа сосредоточилась в слухе. После того, как хор умолк, он воскликнул: «Это опять что-то такое, на чем можно учиться!» Он слышал истории, что в школе, где Бах был кантором, до сих пор хранят и берегут, как настоящую святыню, полное собрание его мотетов. «Это очень правильно! Вот славно! – закричал он. – Покажите-ка мне их!» Но из-за того, что партитуры этих песен у них не было, он попросил дать ему отдельные голоса» (Хаммершлаг, 1963, с.41). А вот что нам сообщает С.Морозов в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1975): «Молодой Моцарт имел у себя ноты баховских сочинений. Исследователь творчества Моцарта Сен-Фуа приводит сведения о переложении Моцартом нескольких фуг Баха из «Хорошо темперированного клавира» для струнного квартета. Сен-Фуа пишет о благоговейном отношении Моцарта к Баху – автору фуг» (Морозов, 1975, с.60). Ему вторит Дмитрий Горбатов в статье «Еще раз о величии Баха» (альманах «Лебедь», № 410, 23 января 2005 г.): «Величие Баха – заключено в том, что любое прикосновение к его творчеству, так или иначе, изменяет музыкальную реальность. Великолепные контрапункты Моцарта это и есть прямое влияние Баха, которого тот подробнейшим образом изучил» (Д.Горбатов, 2005).

Моцарт и Гайдн

Музыку Моцарта любят все, а мне больше греет душу Гайдн. В его музыке нет страстей, нет горести. Всё гармонично, весело. Тёплый, доверчивый мир. Лучше всего о нём сказал великий сказочник Гофман: «В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби — одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам — вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».
А между тем трудно придумать что-нибудь более противоречащее музыке Гайдна, чем его жизнь. В молодости нищета, полуголодное существование, поиски хоть какого-нибудь заработка. Игра за гроши на свадьбах, на улице. Потом много лет почти рабская зависимость от меценатов. Нелепая женитьба на тупой и сварливой бабе старше него. Она постоянно упрекала Гайдна за то, что ему мало платят, ни в грош не ставила его талант, извела на свои папильотки много листов исписанной им нотной бумаги — лишила нас стольких радостей! А он о ней даже словечка худого за всю жизнь не сказал, только незадолго до смерти позволил себе признать: «Она меня не понимала». Наверное Жорж Санд остро чувствовала несправедливость судьбы Гайдна и сочинила ему счастливую юность, полную свободы и любви, в своём сне наяву «Консуэло».
Моцарт и Гайдн в жизни дружили, хотя Гайдн был почти на четверть века старше Моцарта! Им не часто удавалось встречаться, но когда это случалось, они подолгу разговаривали о любимой музыке и даже играли дуэтом сочинения друг друга: Гайдн на скрипке, а Моцарт на альте.
Напоследок дикая мысль: если вправду браки совершаются на небесах, то может быть Всевышний ниспослал Гайдну в качестве жены эту чугунную бабу для того, чтобы он всю свою неистраченную любовь выразил в музыке?
© Copyright: Юрий Басин, 2008
Свидетельство о публикации №208060800488 Рецензии Про музыку Гайдна ты здорово написал!
Юрий Елистратов 27.06.2012 12:11 • Заявить о нарушении Любимый композитор
Юрий Басин 28.06.2012 00:15 Заявить о нарушении На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке. Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *