Когда великий четверг

Великий четверг

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Великий четверг
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Фреска. 1495—1497. Санта-Мария делле Грацие, Милан
Тип седмичный день
Дата четверг Страстной седмицы
В 2018 году 29 марта (католицизм)
23 марта (5 апреля) (православие)
В 2019 году 18 апреля (католицизм)
12 апреля (25 апреля) (православие)
В 2020 году 9 апреля (католицизм)
3 апреля (16 апреля) (православие)
Великий четверг на Викискладе

Вели́кий четве́рг (греч. Μεγάλη Πέμπτη), (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Православие

Беато Анджелико «Тайная вечеря» (монастырь Сан-Марко, Флоренция)

В Великий четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей (вообще, как всякая литургия, и, в частности, как совершающаяся в день ежегодного воспоминания об этом событии). В связи со значительностью вспоминаемого события, литургия имеет ряд присущих только ей особенностей:

  1. Литургия совершается после вечерни («полные» (то есть с евхаристическим каноном) литургии совершаются таким образом только в Великий четверг, Великую субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления), в связи с этим древние уставы даже разрешали приступать к евхаристии не натощак.
  2. Предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. Освящение мира в этот день связано с тем, что в древности крещение оглашенных совершалось в Великую субботу или Пасху.
  3. После литургии совершается обряд «Умовения ног», напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. На практике обряд совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и некоторых монастырях.
  4. По византийской традиции совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере.
  5. В древности с литургией соединялись особые покаянные чины, в послевизантийской практике Афона и Русской Церкви в этот день совершалось общее елеосвящение.
  6. В связи с особым воспоминанием Тайной вечери в этот день стремятся причаститься даже те христиане, кто сохраняет сложившуюся в синодальный период практику редкого причащения.
  7. Общая трапеза после литургии имеет особый статус и чин, даже самые строгие уставы позволяют ради этого смягчение поста.

По народным повериям в этот день принято мыть и украшать жилище, красить яйца, печь куличи, купаться (отсюда «чистый четверг»).

Утреня

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмии поётся Аллилуйя со стихами. В Великие четверг и пятницу вместо Троичных тропарей троекратно поётся тропарь «Егда славные ученицы», напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из Двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства:

Ге Н. Н. «Тайная вечеря». Тень уходящего во тьму Иуды зловеще падает на участников вечери

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Перевод

Когда славные ученики просвещались при умовении (ног) на (Тайной) Вечере, тогда злочестивый Иуда, больной сребролюбием, омрачался и предал Тебя, Праведного Судию, беззаконным судиям. Посмотри на стяжателя богатства, из-за этого удавившегося. Беги от несытой души, (чтобы не уподобиться) Иуде, дерзнувшему (приступить) к Учителю. Благий о всех, Господи, слава Тебе.

Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся. После тропаря читается повествование о Тайной вечери в изложении Луки (зачало 108 (от полу): Лк. 22:1-39).

В отличие от всех будних дней Великого поста, а также и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным, то есть содержит восемь песней. По первым словам первого ирмоса канон Великого четверга обычно называется «Сеченое сечется». В тропарях канона, автором которого является Косма Маюмский, последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простёрший руку к евхаристическому Хлебу.

После девятой песни канона молящиеся коленопреклоненно поют троекратно ексапостиларий (светилен): «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире). Этот ексапостиларий уже исполнялся в три предыдущих дня, но именно в Четверг его символизм становится реальностью: по мысли толкователей, упоминаемый здесь чертог является горницей Тайной вечери, и христианам в последний раз перед участием в этой Трапезе предлагается ужаснуться собственной недостойности.

Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Перевод

Вижу Твой украшенный (брачный) чертог, Спаситель, но не имею (достойной) одежды, чтобы войти в него. Просвети одежды души моей, Дарующий свет, и спаси меня.

Примечательны и стихиры утрени Великого четверга — «на хвалитех» (они повторяются на вечерне, о них см. ниже) и «на стиховне». Основной темой стихир является неблагодарность и корыстолюбие Иуды, авторы пытаются проникнуть в помраченную душу предателя, чтобы выяснить, где причина его отступничества. Характерный пример — третья стихира «на стиховне»:

Ге Н. Н. «Совесть. Иуда»

Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение? Ужаснися солнце, возстени, земле, и движащися возопий: незлобиве Господи, слава Тебе.

Перевод

Беззаконный Иуда, твой нрав переполняется ложью. До этого ты был болен сребролюбием, а теперь ещё и человеконенавистничеством. Если ты любил богатство, зачем пришёл к Учащему о блаженстве нищеты? Если ты любил богатство, как мог ты так дёшево продать Бессценного на убиение? Ужаснись, солнце, стенай и потрясись, земля, взывая: Незлобивый Господи, слава Тебе!

К утрене присоединяется последование первого часа, особенностью которого является чтение паремии из пророка Иеремии (Иер. 11:18-23 и Иер. 12:1-15). Паремия содержит жалобу Иеремии на его сограждан — жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст традиционно считается одним из ветхозаветных пророчеств о страстях Христовых.

Литургия

Симон Ушаков «Тайная вечеря»

Литургия Василия Великого соединяется с вечерней, как в связи с временем вспоминаемых событий, так и по древнему обычаю, по которому литургия в важные постные дни совершалась вечером, то есть после разрешения поста. Поскольку литургия сама по себе вводит участников в основную богослужебную тему дня — Тайную вечерю, стихиры на «Господи, воззвах» (они же являются стихирами «на хвалитех» утрени) посвящены второй, не менее важной, теме — предательству Иуды. Самой известной является последняя (входная) стихира, проводящая параллель между Иудой и неблагодарными израильтянами, роптавшими на Бога во время путешествия по пустыне:

Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя. Еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии, и сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающего продает, и Егоже любляше Владыку, предаяше на смерть; воистину онех сын беззаконный, и с ними пагубу наследова.

Перевод

Иуда был воистину порождение тех ехидн, которые ели манну в пустыне и роптали на Питавшего их. Ещё имея в устах пищу (данную Богом), они (евреи), неблагодарные, хулили Бога, а он (Иуда), злочестивый, нося в устах Небесный Хлеб, предал Спасителя. О ненасытный нрав, о бесчеловечная дерзость! Продаёт Питающего его и предаёт на смерть Того, Кого прежде любил. Воистину Иуда — беззаконный сын тех (неблагодарных евреев), и вместе с ними наследует погибель.

Моисей восходит на гору Хорив (Тиссо)

После вечернего входа и «Свете тихий» читаются три паремии:

  • Исх. 19:10-19 — Моисей готовит Израиля к предстоянию Богу на горе Хорив, в третий день Бог нисходит на гору и говорит оттуда с пророком;
  • Иов. 38:1-23 и Иов. 42:1-5 — Бог говорит с Иовом;
  • Ис. 50:4-11 — пророчество о страстях Христовых.

Уильям Блейк. Иов провидит грядущего Христа: «И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»

При кажущемся многообразии сюжетов паремий они удивительным образом предваряют вспоминаемую в этот день Тайную вечерю.

  • Отрывок из Книги Исход напоминает христианам, что однажды народ Божий в страхе и трепете уже предстоял недоступному и непостижимому Богу, в то время, как на Тайной Вечери тот же самый Бог Сам снизошёл к апостолам и дал им Свои Тело и Кровь.
  • Вторая паремия напоминает, что после долгих богоисканий Иова и попыток построения теодицей его друзьями Бог Сам явился Иову и говорил с ним. В присутствии Его все вопросы и недоумения рассеялись: на вопрос Бога «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?»(Иов. 38:2) Иов отвечает: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Евхаристия даёт верующему возможность личной встречи с Богом.
  • Третья паремия представляет собой пророчество Исайи о страданиях и торжестве Христа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50:6)…Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10)

В следующем за паремиями апостольском чтении (1Кор. 11:23-32) верующим напоминается о том, к какому великому и страшному таинству они дерзают приступать. Евангельское чтение Великого четверга включает в себя Мф. 26:1-75 (со вставками Лк. 22:43-45 и Ин. 13:3-17) охватывает следующие события:

  • планы первосвященников убить Иисуса,
  • вечеря в Вифании и помазание Иисуса миром,
  • планы Иуды о предательстве
  • умовение Иисусом ног учеников,
  • собственно Тайная вечеря,
  • предсказание об отречении Петра,
  • молитва в Гефсимании,
  • арест Иисуса и предательство Иуды,
  • суд синедриона над Иисусом и Его избиение,
  • передача Иисуса синедрионом Пилату,
  • отречение Петра.

Особенностью собственно литургии является исполнение особого песнопения «Вечери Твоея тайныя» вместо Херувимской песни, причастного стиха, «Да исполнятся уста наша» и во время причащения мирян.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем.

Перевод

Сын Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери. Не предам тайны Твоим врагам, не поцелую Тебя, как Иуда. Но подобно (благоразумному) разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём.

После заамвонной молитвы по уставу полагается обряд умовения ног (В Русской Церкви совершается при архиерейском служении в кафедральных соборах и в некоторых монастырях). При этом читается соответствующий текст из Евангелия от Иоанна (Ин. 13:1-17)

Евангелия Страстей Христовых

«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Страстные Евангелия:

  1. Иоанна 13:31-38 по Иоанна 18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва за них)
  2. Иоанна 18:1-28 (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны)
  3. Матфея 26: 57-75 (Страдание Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра)
  4. Иоанна 18:28-40; 19:1-16 (Страдание Господа на суде у Пилата)
  5. Матфея 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие)
  6. Марка 15:16-32 (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания)
  7. Матфея 27:34-54 (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть)
  8. Луки 23:32-49 (Молитва Спасителя со креста за врагов и раскаяние благоразумного разбойника)
  9. Иоанна 19: 25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и ап. Иоанну и повторение сказания об Его смерти)
  10. Марка 15: 43-47 (Снятие тела Господа со креста)
  11. Иоанна 19:38-42 (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя)
  12. Матфея 27:62-66 (Приставление стражи ко гробу Спасителя и запечатание гроба)

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой, а затем делают на косяках дверей знак креста четверговым огнём и сохраняют его в лампадах до Пасхи.

Католицизм

Римский обряд

Христос умывает ноги Петру
(Джотто, фреска в капелле Скровеньи)

Месса освящения мира и благословения елея

В приходских храмах латинского обряда утром в Великий четверг мессы не совершается. Вместо этого в кафедральных соборах утром служится месса освящения мира и благословения елея (Ad Missam Chrismatis), которую обязательно совершает епископ, и на которой присутствуют все священники епархии. Во время этой мессы священники обновляют свои обеты, принесённые ими при рукоположении. В некоторых случаях, когда епархия занимает достаточно большую по площади территорию (как, например, в России), эта месса переносится на один из предшествующих дней. Это делается с тем, чтобы священники из отдалённых приходов успели к Великому четвергу вернуться в свой храм и отслужить вечернюю мессу воспоминания Тайной Вечери в своём приходе.

Месса освящения мира и благословения елея открывается начальными обрядами и коллектой, после которой епископ обращается к священникам епархии и собранию с проповедью. По окончании проповеди проходит обряд обновления священнических обетов — епископ троекратно обращается к священникам с вопросом, желают ли они обновить свои обеты, уподобиться Христу, быть верными служителями тайн Божиих и верно осуществлять священническое наставничество. Священники отвечают: «Желаем». После этого епископ обращается к народу с призывом молиться о священниках и о нём самом, на что народ отвечает: «Христе, услышь нас. Христе внемли нам».

На литургии читаются Ис. 61:1-3, 8-9 — пророчество Исаии «Дух Господа Бога на Мне», Откр. 1:5-8 — свидетельство Иоанна Богослова об Иисусе и Лк. 4:16-21 — фрагмент Евангелия от Луки, где Иисус читает пророчество Исаии в синагоге Назарета.

На этой мессе не бывает всеобщей молитвы, за Литургией Слова следует принесение елея. Четыре служителя последовательно выносят к алтарю бальзам для приготовления мира, елей катехуменов, елей больных и елей для приготовления мира. За служителями верные из числа прихожан выносят хлеб, вино и воду для совершения евхаристии.

После этого обычным путём проходит Евхаристическая литургия, после чего следует обряд благословения елея и освящения мира (может также проводиться сразу после принесения елея перед Евхаристической литургией). Епископ благословляет елей больных, который затем будет использоваться в таинстве соборования, елей катехуменов, который применяется для помазания новокрещённых и приступает к освящению мира. В молчании епископ вливает бальзам в елей, призывает собрание к молитве, дует в отверстие сосуда с миром и с простёртыми руками читает молитву освящения. Все сослужащие священники простирают правую руку к сосуду с миром и стоят так до окончания молитвы освящения.

Месса воспоминания Тайной вечери

Вечер Великого четверга открывает собой Пасхальное триденствие. Во всех храмах совершается месса воспоминания Тайной вечери (Missa vespertina in Cena Domini). На этой мессе празднуется установление Христом таинства Евхаристии, а также совершается обряд омовения ног. Следует также отметить, что частные мессы в этот день не разрешены, и в одном приходе должна совершаться лишь одна месса Тайной вечери (это, разумеется, не относится к ситуациям, когда несколько приходов делят одно церковное здание). Это делается для того, чтобы все прихожане участвовали в одной Литургии, подчёркивая тем самым значение Евхаристии как «таинства единства». В древности на этой мессе в Церковь принимались кающиеся, отлучённые от Церкви на длительный период и принесшие должное покаяние. Также после мессы воспоминания Тайной Вечери может служится особое богослужение Страстной недели «Tenebrae» (Тёмная полунощница), которое в настоящее время является необязательным.

После начальных обрядов и входного песнопения исполняется гимн «Слава в вышних Богу», причём исполнение сопровождается колокольным звоном. После окончания гимна смолкают орган и колокола, которые не используются до самой мессы навечерия Пасхи вечером Великой субботы.

Коллекта мессы воспоминания Тайной вечери:

Боже, мы празднуем Священнейшую Вечерю, на которой Единородный Твой Сын, прежде чем предать Себя на смерть, заповедал Церкви новую вечную жертву и пир Своей любви. Молим Тебя, дай нам обрести в столь дивной Тайне полноту любви и жизни. Через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков.

Чтения этой мессы включают Исх. 12:1-8, 11-14 — ветхозаветное установление Пасхи, 1Кор. 11:23-26 — описание апостолом Павлом Тайной Вечери и Ин. 13:1-15 — фрагмент Евангелия от Иоанна, где Иисус умывает ноги ученикам.

Затем проходит обряд омовения ног. Священник, предстоятельствующий на литургии, омывает ноги 12 прихожанам, тем самым следуя примеру Христа, омывшего ноги своим ученикам. Во время обряда хор исполняет особые антифоны. Также есть обычай в знак братской любви собирать в этот день пожертвования в пользу бедных и нуждающихся. За омовением ног следует Всеобщая молитва.

Обряд омовения ног

Евхаристическая литургия проходит обычным порядком, но часть разделов анафоры изменяется, туда добавляются тексты, посвящённые воспоминанию Тайной Вечери.

Причастное песнопение мессы воспоминания Тайной вечери:

Это есть Тело, которое за Вас будет предано; это чаша есть новый завет в Моей Крови, — говорит Господь. — Всякий раз, когда будете пить её, творите это в Моё воспоминание.

На этой мессе освящается такое количество литургического хлеба, чтобы Святых Даров было достаточно для причащения верных и в этот день и в день Великой пятницы (когда Евхаристия не совершается). Причащение народа на мессе воспоминания Тайной вечери проходит обязательно под двумя видами.

По окончании Евхаристической Литургии Святые Дары переносятся с главного алтаря в боковой, так называемую «темницу», что символизирует арест и заключение под стражу Христа. Священник, поместив дароносицу на алтарь, преклоняет колени и трижды совершает каждение Даров. Затем, приняв наплечный плат (гумерал), берёт в руки дароносицу, накрыв её концами плата. Процессию от алтаря к боковой часовне возглавляет диакон, несущий крест. Перед дароносицей идут министранты с кадилом и зажжёнными свечами. Во время процессии поётся литургический гимн «Возвеличим велегласно» (Pange lingua). После переноса священник и служители некоторое время молятся перед Дарами в тишине, затем также в тишине удаляются в ризницу. С алтаря снимаются все покровы, все кресты в храме покрываются тканью.

Амвросианский обряд

Богослужения Великого четверга содержали ряд особенностей. Ещё в XII веке архиепископ Милана читал молитву над тремя потомками прокажённого, исцелённого Амвросием Медиоланским. После этого процессия с пением 118 псалма шла в другой храм, где архиепископ облачал одного из троих в новые одежды, умывал и целовал ему ноги, совершал в его присутствии мессу.

В этот же день совершалось приготовление мира, умовение архиепископом ног священникам, диаконам, певчим и чтецам, а также таинство покаяния. В качестве чтений предлагались тексты из Премудрости Соломоновой, книг пророков Даниила и Ионы. После Евангелия пелась молитва Иоанна Златоуста «Вечери Твоя тайныя» (см. выше).

Литургические реформы Павла VI значительно изменили структуру амвросианского Великого четверга. Так в своём нынешнем виде утренняя месса освящения мира полностью заимствована из реформированного римского чина. Для вечерней мессы воспоминания Тайной Вечери сохранены оригинальные для амвросианского обряда чтения из пророка Даниила (Дан. 13:1-64 — история Сусанны) и книги Премудрости Соломона (Прем. 2:12-24) и (Прем. 3:1-8).

Древневосточные церкви

Армянский обряд

Богослужения Великого четверга связаны с воспоминанием Тайной вечери. На утрене читается Ин. 12:27-43 (последняя публичная проповедь Иисуса в Иерусалиме), на третьем часе совершается чин покаяния, вечером — умовение ног. На литургии в качестве паремий предлагаются Быт. 22:1-18 (жертва Авраама), Ис. 61:1-11 (пророчество Исайи: «Дух Господень на Мне…»), затем поучение апостола Павла о вечере Господней (1Кор. 11:23-32) и евангельский текст о Тайной вечере (Мф. 26:17-30).

Западно-сирский обряд

По традиции должна совершаться литургия с освящением мира и умовением ног. В современной практике обряд умовения ног совершается вечером, отдельно от литургии, а освящение мира происходит в один из предшествующих дней Великого поста.

Восточно-сирийский обряд

В Ассирийской церкви Востока и Халдейской церкви Великий четверг называется Четвергом Пасхи и не принадлежит Великому посту. В этот день совершается торжественная литургия Нестория (один из пяти дней в году). В качестве паремий предлагаются отрывки из книг Исход (Исх. 12:1-20 — заповедь Моисею и Аарону о ветхозаветной Пасхе) и пророка Захарии (Зах. 9:9-12, Зах. 11:12-13, Зах. 12:9-14, Зах. 13:7-9 — пророчества: «Царь твой грядет к тебе…сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; о 30 сребренниках, «воззрят на Него, Которого пронзили»; «порази пастыря, и рассеются овцы» соответственно). Апостольское чтение выбрано из поучения апостола Павла о вечере Господней, евангельское — составное, повествующее о Тайной вечере.

Народные традиции

Н. Пимоненко. Страстной четверг, 1887 (?)

К чистому четвергу, как и ко всей Страстной неделе были приурочены очистительные обряды. У восточных славян их исполняли в основном в Чистый четверг, в западной Славии — главным образом в Страстную пятницу. Такие обряды и обычаи затрагивали человека и его здоровье, пищу и посуду, а также жилище и примыкающее к нему культурное пространство.

Многие из них нацелены на очищение — наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить тело и окружающее пространство. Некоторые обряды были связаны с добыванием нового, молодого, «живого» огня взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи. Иногда огонь добывался архаичным способом — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил и т. д.

Удмурты ранним утром Великого четверга тайком ходили за «новой» или «сумеречной водой» (акшан ву), которую зачерпывали по течению родника и считали святой. Ею умывались от сглаза, обрызгивали дом и скот.

У бесермян и северных удмуртов дети в Великий четверг ходили по домам и собирали цветные нитки и лоскутки ткани, которые повязывали на запястье, а затем делали из них кукол. У бесермян нитки носили на руке до праздника начала весеннего сева, когда их бросали в воду, полагая, что они унесут болезни.

См. также

  • In coena domini — «за трапезой Господней»
  • Страстная неделя в славянской традиции

Примечания

  1. ↑ Гермоген Шиманский. Особенности богослужения в Великий четверг // Литургика
  2. ↑ 1 2 3 4 5 Великий четверг в Православной энциклопедии
  3. ↑ 2 мая — Великий (Чистый) четверг (недоступная ссылка — история). Проверено 3 мая 2013. Архивировано 21 августа 2014 года.
  4. ↑ Полный текст первого ирмоса: «Сеченое сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина. Таяжде купно безоружным бывши проходима, и всеоружным гроб. Песнь же Богокрасная воспевашеся: славно прославися Христос Бог наш.
  5. ↑ Страстные Евангелия // Булгаков С. В. Настольная книга для священнослужителей
  6. ↑ Агапкина, 2012, с. 555.
  7. ↑ Четверговая свеча // Российский Этнографический Музей
  8. ↑ Вытирание огня // Российский Этнографический Музей
  9. ↑ Четверговый хлеб // Российский Этнографический Музей
  10. ↑ Четверговая соль // Российский Этнографический Музей
  11. ↑ Верес // Российский Этнографический Музей
  12. ↑ Карпова Л. Л. Среднечепецкий диалект удмуртского языка: Образцы речи. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. С. 225—226.
  13. ↑ Попова Е. В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: УдмИИЯЛ, 2004. С. 80-81.

Литература

  • Чистый четверг / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 555–558. — ISBN 978-5-7133-1380-7.

Ссылки

  • Великий четверг в Православной энциклопедии
  • Текст богослужений Великого четверга на Православие.ру
  • Чистый четверг (Великий четверг) // Российский Этнографический Музей

Святой четверг

Уильям Блэйк
Родился 28 ноября 1757 в Лондоне. Сын торговца трикотажем. В десять лет поступил в школу рисования Г.Парса. Примерно пятнадцати лет от роду был взят в ученичество к граверу; в 1779, поступил в школу при Королевской академии, где впервые выставил свою картину (1780). В 1784 женился на Кэтрин Баучер.
В 1783 друзья Блейка оплатили публикацию Поэтических набросков (Poetical Sketches). Блейк начал выпускать знаменитые ныне ‘иллюминированные книги’ — отпечатанные в цвете с гравированных медных досок либо раскрашенные акварелью по одноцветным печатным контурам. Книги раскрашивались по вкусу покупателя и приносили Блейку скромный доход; до конца жизни он периодически изготавливал новые гравированные издания.
Блейк-поэт занимает место в первом ряду английских писателей. Его произведения можно разделить на две группы: лирические и философские . Он превосходно знал поэзию елизаветинцев и последующего времени, и в самых ранних его стихах, вошедших в Поэтические наброски (1783), заметны элементы подражания. В 1789 Блейк выпустил Песни невинности (Songs of Innocence), первую серьезную работу, предназначенную для издания его новаторским методом ‘иллюминированной печати’ — когда текст и декорирующий рисунок гравируются как единое целое. Детское простодушие многих стихотворений совершенно искренно, в них содержится предвестие ‘романтического возрождения’. Последняя крупная поэма Блейка — серия фрагментов, известная под названием Вечное Евангелие (The Everlasting Gospel).
HOLY THURSDAY
‘Twas on a Holy Thursday, their innocent faces clean,
The children walking two and two, in red and blue and green,
Grey-headed beadles walk’d before, with wands as white as snow,
Till into the high dome of Paul’s they like Thames’ waters flow.
О what a multitude they seem’d, these flowers of London town!
Seated in companies they sit with radiance all their own.
The hum of multitudes was there, but multitudes of lambs,
Thousands of little boys and girls raising their innocent hands.
Now like a mighty wind they raise to Heaven the voice of song,
Or like harmonious thunderings the seats of Heaven among.
Beneath them sit the aged men, wise guardians of the poor;
Then cherish pity, lest you drive an angel from your door.
ПЕРЕВОД
В День Вознесения в четверг в одеждах чистых, ярких
Рядами дети в храм идут невинны и прекрасны.
Ведут их старцы, все они седы, как белый снег.
Толпа вливается в собор потоком бурных рек.
И лондонский собор расцвел весенними цветами,
Гул детских голосов звучит под храма куполами.
Сияют дети, как букет от радости общенья,
Ручонки тысячи детей поднялись в единеньи.
Как ветра голос, зазвучал хор детских голосов,
Лелеют пАсторы сирот, в них жалость и любовь.
Молитвы гимн уже летит , как в небеса дорога,
Чтоб с каждым Ангел Божий был, и не ушел с порога.
Holy Thursday — День Вознесения в англиканской церкви (первый четверг мая). В лондонском соборе св. Павла в этот день на торжественную службу собирали детей сирот мальчиков и девочек.
mighty wind — ср. Acts, II, 2-4
© Copyright: Mariya, 2016
Свидетельство о публикации №116062503032 Рецензии Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *