Коптская православная церковь

Среди многих религиозных конфессий египетские христиане — коптская церковь, в Египте занимает особое место. Потомки древнего народа, создавшего великую цивилизацию, и сегодня называют себя «подлинными египтянами».

Кто такие копты?

Копты — это египетские христиане, объединенные в полтора десятка диаспор по всему миру. На сегодняшний день их численность составляет 9-12% населения Египта. Коптские православные конфессии существуют во многих странах и насчитывают около миллиона верующих. Общее количество епархий — более 50. Общины коптов существуют в Канаде, Австралии и в других странах.

Самая большая диаспора за пределами Египта находится в США — более 500 тысяч человек.

Копты — одни из первых христиан. Христианская община в Египте была основана в первом веке святым евангелистом Марком. В те времена страна входила в состав Великой Римской Империи, Египет служил основной житницей для Рима, который был заинтересован в том, чтобы вывезти с плодородных берегов Нила как можно больше зерна. Кроме того, он использовался римлянами как курорт. Жрецы утратили былое величие, оракулы молчали. Египтян ждало «прошлое без памяти, будущее без надежд». Таким образом, зерно христианского учения попало в благодатную почву и дало надежду народу Египта на сохранение и возрождение нации. К началу VI века христиане составляли большинство населения Египта, их было более 9 миллионов человек.

Арабизация Египта началась с вторжения в страну арабской армии под предводительством Амра ибн Аль Аса. Несмотря на то, что отряд насчитывал менее 4 тысяч воинов, Египет был покорен менее чем через год. Как и всех иноверцев в Арабском халифате, коренных египтян, преимущественно христиан, обязали платить налог — подушную подать, который назывался джизия.

Современные копты — это те, кто, несмотря на 13 веков исламизации, не стали мусульманами. Оставшись верными египетской христианской вере, они не желают признавать себя религиозным и национальным меньшинством.

Отличительные черты христианства египтян

Христианская церковь, несмотря на то, что в ее основе всегда была фигура Спасителя, разделялась на тех, кто верил в человеческую и божественную сущность Иисуса, и на тех, кто считал, что человеческое начало растворилось в божественном «без смешения и без изменения» (монофизиты).

Одни из самых ортодоксальных христиан — копты, относятся ко вторым. Мало кто из верующих претерпел (и претерпевает) столько гонений и страданий, как приверженцы этого христианского учения.

Что такое коптская церковь

Официальной датой появления коптской православной церкви считается 451 год. На IV Халкидонском Вселенском соборе патриарх Александрии сделал выбор в пользу монофизитства, отказавшись осудить его как ересь. Египетские христиане вынуждены были официально заявить об отделении своей церкви. Копты преследовались как еретики все время, пока Египет входил в состав Византийской Империи.

Основы вероучения

Основу коптского вероучения составляет умеренное монофизитство. Согласно этой доктрине, Христос никогда не был богочеловеком. Человеческая природа матери Спасителя растворилась в его божественной сущности «как капля меда в океане». Основное отличие православия от христианства древнего Египта в том, что оно признает двойственную природу Христа. Это теологическое разногласие обусловило раскол между восточными христианскими церквями.

Особенности богослужения

Разрыв с Византией и завоевание Египта арабами в VI веке привели к тому, что коптский язык, восходящий к временам первых фараонов, практически вышел из употребления. Сохранился он только в церковном богослужении. Сегодня церковная литургия проводится на двух языках — арабском и коптском.

Коптские богослужения по традиции, сохранившейся с раннехристианских времен, совершаются 7 раз в течение суток и отличаются особой спецификой. Облачения коптских священников перекликаются с одеянием фараонов.

Перед входом в храм принято снимать обувь. Во время богослужения разрешается сидеть на специально поставленных скамьях или стульях. Церковь разделена на мужскую и женскую половину. Иногда их разделяет перегородка. Женщинам в храме не нужно покрывать голову.

Отношение к святыням у коптов более простое, по-детски искреннее и непосредственное. Любой верующий имеет право приложиться к престолу прямо в алтаре, что в русской православной церкви позволено только священникам.

Литургия в коптском храме более статична, чем в православном, и достаточно продолжительна. Она длится 3-4 часа и представляет собой диалог между прихожанами и предстоятелем.

Праздники и обряды

Обрядовые ритуалы коптов довольно сложны и во многом схожи с ритуалами других православных церквей. В году в церковном календаре египетских христиан семь великих и семь малых Господних праздников. Египетской православной церковью очень почитается Дева Мария. Ей посвящены 32 праздника. Введение во храм, Рождество и Успение Богородицы отмечаются с особой торжественностью.

Отношения с другими религиями

Кроме православных, существуют копты-протестанты, католики и другие копты-христиане. Но они очень малочисленны.

Если в других мусульманских странах христианские диаспоры находятся в положении национально-религиозных меньшинств, то копты в Египте — уникальная христианская община, много веков существующая в сложном, агрессивном и недружелюбном мусульманском окружении. Они составляют значительную часть населения страны и отличаются ревностным отношением к своей христианской вере.

Египет — традиционно мусульманское государство. Переход из ислама в другую религию карается смертью. Проповедовать христианство среди мусульман запрещено. В середине прошлого века, в период очередного усиления гонений, в странах, где живут копты, более 100 тысяч адептов этой религии приняли ислам.

У коптов существует традиция делать татуировки крестов на запястье еще в раннем детстве. По одной из версий, этот символ наносится для того, чтобы избежать соблазна скрыть свою принадлежность к христианству и отречься во время гонений.

Под юрисдикцией коптского патриархата находятся автокефальные Эфиопская и Эритрейская церкви. И, как отдельная митрополия, Британская православная церковь.

Русская православная церковь тесно сотрудничает с коптской церковью: в 2017 году в Москве встретились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и коптская делегация. Паломническая поездка коптских монахов была совершена с целью посещения русских православных святынь.

Сближению православных и коптов способствует взаимный обмен культурным христианским наследием. Египетский дирижер, композитор, преподаватель факультета музыкального образования Национальной академии искусств профессор Джордж Кириллос неоднократно приезжал в Россию с лекциями-выступлениями. Он является крупнейшим специалистом в области христианского музыкального наследия коптов.

Современное положение

Полный титул коптского предстоятеля — Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Святого Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки.

Патриарх избирается общим собранием архиереев. В выборах также участвуют и простые миряне.

Претендентами на этот пост могут быть не только священники, но и простые монахи. Отличительная особенность выборов патриарха коптской церкви в том, что они проходят с помощью жеребьевки. Ее результаты принимаются со смирением, как изъявление Божьей воли. Патриарх избирается пожизненно, и только он имеет право освящать миро и рукополагать епископов.

Архитектура

Первые египетские христиане не возводили крупных культовых сооружений. Архитектурный стиль современных коптских храмов отличается своеобразным примитивным фундаментализмом. Возможно, это ответ огромным мусульманским мечетям. До середины XIX века немусульмане в арабских странах не имели права строить здания крупнее, чем соседние мусульманские. Даже сохранять и реставрировать старые храмы было проблематично. Возможность напомнить о своем духовном присутствии появилась, когда был снят формальный запрет. Это произошло во времена правления в Египте вице-короля Мухаммада Али (1805—1848).

Крест, венчающий купол церкви, ориентирован по двум направлениям, поэтому виден со всех сторон.

Храм святого Марка в Каире является резиденцией патриарха. В этом грандиозном и оригинальном по своей архитектуре сооружении хранится величайшая коптская святыня — частица мощей святого, ставшего основателем египетского христианства.

Копты подарили миру монашество. Первый монастырь, основанный в IV веке преподобным Антонием Великим, существует и сегодня. В то же время на берегах Нила был заложен монастырь святого Павла.

В наши дни сохранилось четыре древних действующих монастыря IV века:

  • монастырь Макария Великого (Дейр Абу Магар);
  • монастырь Римлян (Эль-Барамус);
  • монастырь Сирийцев (Дейр-Суриани);
  • монастырь Паисия Великого (св. Бишоу).

После долгого упадка в Египте стал возрождаться институт монашества. На сегодняшний день насчитывается более 20 мужских и женских монастырей. Есть маленькие обители, где живут 2-3 монаха. Аскеты-отшельники обитают в одиночку далеко в пустыне. Кроме того, действуют собственные духовные учебные заведения.

Видео

В видео показаны коптские монастыри.

  • Начало
  • Архив
  • Друзья
  • Инфо
  • Избранное

фанатизма, сектантства и мракобесия

Копты

  • 1 фев, 2012 в 0:49

Из профиля хозяина блога, откуда я перепостил тему —
Этнический русский, Ислам принял в 1998г.
От себя. Интересный рассказ, ведь всегда интересно у знать о христианах других традиций, особенно ели это древний христианский народ, а не какая-то новоявленная секта из Америки. Но, к сожалению, автор статьи не о всех мифах про коптов поведал нам , но и сам присовокупил несколько, но уже как «правду»…
Пост от kahhar_786
Мифы о коптах
http://kahhar-786.livejournal.com/757968.html
Когда в среде российских интеллигентов речь заходит о Египте и египтянах, обязательно найдется тот, кто вспомнит о коптах, демонстрируя тем самым высокий уровень своей эрудированности. Не знать о существовании загадочных коптов в приличном московском обществе сегодня уже почти неприлично.
Немного истории и фактов
Коптами называют традиционных христиан Египта, которые составляют от 8 % до 10 % населения страны* и принадлежат к египетской Коптской Православной (нехалкидонской) Церкви, возглавляемой Патриархом Шенудой III. В то же время копты являются одной из самых древних христианских общин на Ближнем Востоке.
Изначально слово «копт» происходило от греческого «айгуптиос» и означало «египтянин». Постепенно, начиная с I века н.э., египтяне принимают христианство, которое становится основной конфессией страны вплоть до прихода арабов в 641 г. Таким образом, в некотором смысле все жители Египта являются потомками коптов.
Христианство на египетскую землю приносит св. апостол Марк, который и основывает одну из старейших Церквей мира — Александрийскую Церковь. И именно из Александрии новая религия распространяется по всему Египту. Началом же коптской эры сами египетские христиане считают 284 год н.э. — год, открывающий так называемый календарь коптских мучеников: в этом году императором Рима становится Диоклетиан, чье правление отмечено страшными по своей жестокости гонениями на христиан, особенно в Египте. В его правление несчетное число коптов подверглось чудовищным пытками и казням. С тех пор копты ведут свое летоисчисление, пользуясь аббревиатурой А.М., которая соответствует латинскому «Anno Martyrum» — буквально «Эра мучеников».
Однако в конце V века происходит событие, навсегда изменившее судьбу Коптской Церкви. На состоявшемся в 451 г. Халкидонском IV Вселенском Соборе был принят догмат о том, что Иисус Христос имеет две природы — Божественную и человеческую. Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской «Яковитской» Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа**. Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были отлучены от семьи христианских Церквей***.
Изоляция Коптской Церкви долгие века препятствовала межцерковному общению между Египтом и другими странами, но, вместе с тем, позволила египетским христианам сохранить уникальные черты раннехристианских традиций, утерянные другими христианскими конфессиями.
Когда после российских храмов, поражающих своим величием и великолепием, попадаешь в коптскую церковь, становится непонятно, а в храме ли ты вообще. Кто-то куда-то ходит, стоят скамейки, под потолком жужжат вентиляторы, на полах небрежно и криво постланы протертые коврики, а вокруг бегают дети. И это в столице. А в провинциальных церквях прихожане разуваются перед входом в храм, что явно свидетельствует об изначально общей традиции христиан и у мусульман. Причем, скорее всего, традиция оставлять обувь за порогом храма и входить в Дом Божий босиком берет свое начало в древнеегипетских обычаях, ведь известно, что в свои языческие храмы египтяне времен фараонов входили разутыми.
Есть и другие параллели в ритуалах и предписаниях египетских христиан-коптов и мусульман, что только подчеркивает общность традиций двух религий одной страны. Известно, что потребление алкоголя считается грехом в исламе. Однако же и египетские христиане негативно относятся к употреблению спиртных напитков. Более того, во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок****. Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного***** хлеба с изображением коптского креста по центру.
Также в деревенской коптской церкви можно увидеть людей, расположившихся прямо на полу под какой-нибудь иконой и спокойно перекусывающих что-то из принесенного с собой. На праздники коптские храмы превращаются для местной молодежи в место для знакомств. Именно в церкви девушки и юноши подыскивают себе женихов и невест. Копты чувствуют себя здесь свободно — как у Отца дома… В этом есть что-то настоящее, какая-то очень верная суть истинного христианства, при этом с трудом воспринимаемая русским православным сознанием, которое, как правило, приучено к золоту Византии и к покорности перед иерархией.
Продолжая «золотую» тему, хочется отметить, что в коптских храмах убранство более чем скромное, а иконы похожи на произведения примитивистов — образы святых будто нарисованы ребенком. Тема детскости и наивности прослеживается и в одеянии коптских монахов, которые носят в качестве головных уборов черные расшитые крестиками капюшончики, напоминающие шапочки, надеваемые грудничкам и символизирующие чистоту их обладателей, сравнимую с чистотой младенцев.
Служба в коптских церквях совершается на арабском и коптском языках (последний — древний язык египтян, который был вытеснен со временем арабским). Женщины и мужчины сидят в храме по разные стороны, причем женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову******.
Нередко в России приходится слышать от «знатоков» вопроса удивительнейшие рассказы про египетских христиан, порой напоминающие вымыслы средневековых путешественников. Попробуем разобраться в некоторых из них.
Пять мифов о коптах
Миф I. Копты — единственные потомки фараонской цивилизации
Большинство наших соотечественников, имеющих представление о том, кто такие копты, убеждены: именно египетские христиане являются потомками «тех самых» египтян, создавших великую цивилизацию Древнего Египта с ее пирамидами, сфинксом, Тутанхамоном и Нефертити.
Эта идея наполняет россиян неслыханным пиететом перед коптским населением Египта, на фоне которого возникает пренебрежительное отношение к египетским мусульманам, якобы ведущим свое происхождение от кочевников-арабов, пришедших в Египет с войском мусульманских завоевателей, которые чуть ли ни поработили коптов-христиан.
Конечно, противопоставление «свои — чужие» в данном контексте напрашивается само собой: «наши копты» vs. «чужие мусульмане». Однако такое представление не более чем очередная идеологема: на самом деле египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне — единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.
Интересно, что лица многих современных египтян — как христиан, так и мусульман — поразительно схожи с изображениями на древнеегипетских фресках или папирусах, что подтверждают и ученые-египтологи, и антропологи.
Миф II. Копты имеют доступ к тайнам и владеют скрытым от человечества сакральным знанием
Этот миф особенно распространен в среде мистически ориентированных россиян, которые слышали что-то о гностической традиции и апокрифических Евангелиях, найденных в Египте в прошлом веке. Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками отлученная от семьи мировых Церквей**, сумела в тайне сохранить некое истинное христианское мистическое знание, основанное на гностической традиции. В действительности же копты всячески избегают намеков на какие-либо тайные знания и вряд ли с ними знакомы, несмотря на безусловное наличие в коптской традиции широкого спектра символики цвета, цифр и пр.
Миф III. Копты владеют большей частью египетского капитала
Мнение о том, что египетские христиане-копты являются обладателями несметных богатств, распространено и среди некоторых радикально настроенных мусульман. Серьезных оснований для подобного утверждения нет. Пожалуй, единственным фактом, способным косвенно подтверждать этот миф, является существование коптской семьи Савирасов — одной из наиболее богатых семей страны. Савирасы владеют различными производствами и компаниями, контролируют значительный сегмент строительного бизнеса, мобильных коммуникаций и пр.
Миф IV. Копты — покорные и забитые христиане Египта
Представление о коптах как о тихом и забитом меньшинстве, мягко говоря, неоправданно. Вернее будет сказать, что копты так сами о себе думают и сами себя так позиционируют. Однако в реальности коптская молодежь сегодня в значительной степени заражена вирусом экстремизма. Может быть, даже больше, чем мусульманская молодежь Египта.
Очевидно, что подъем коптского самосознания сегодня идет по пути противопоставления себя мусульманам, при этом эскалация напряженности в отношении иноверцев считается среди многих египетских христиан чуть ли ни доблестью.
И если еще несколько лет назад среди коптов была распространена традиционная татуировка в виде маленького крестика на запястье или у фаланги большого пальца, то сегодня нередко можно видеть молодых людей с татуировкой во всю руку с изображениями Христа, Богоматери или разных святых. Демонстрация собственной религиозности в коптской среде все стремительнее понимается как обретение смысла жизни.
Миф V. Копты — угнетаемое мусульманами меньшинство
Распространенное на Западе и в России представление о коптах как о притесняемом злыми мусульманами христианском меньшинстве приходится слышать повсеместно. Даже многие российские ученые тиражируют стереотип о египетских христианах, подвергшихся жестоким гонениям со стороны пришедших в Египет арабов-завоевателей.
В действительности приход арабов-мусульман с войском мусульманского военачальника Амра Ибн Аль-Аса в Египет был воспринят египетскими христианами-коптами с огромной радостью, так как последние видели в них долгожданных освободителей от византийского ига (большая часть коптов к тому времени уже отвергла византийское Православие). Арабы же, в свою очередь, предложили египтянам необходимое покровительство. Жалеющие сохранить христианскую веру должны были платить специальный налог «джизью», в обмен на который получали защиту от византийских властей, жестоко притеснявших коптов-монофизитов, которых в Константинополе считали еретиками.
Впоследствии египетская история, конечно, знала и притеснения коптов, однако объективная информация о них обычно смешана со множеством мифов.
Мона Халиль, Портал «Кредо»
____________________________________________

  • Коптами называют традиционных христиан Египта, которые составляют от 8 % до 10 % населения страны*

Есть небезосновательное мнение, что это умышленно заниженные мусульманами цифры.

  • Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской «Яковитской» Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа**

Очевидно, что рассказчик передает не то, что узнал от коптов, а свои собственные сведения, почерпнутые из грекославных мифов про «монофизитов».

  • Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были отлучены от семьи христианских Церквей***
  • Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками отлученная от семьи мировых Церквей***

Такое ощущение, что пишет не мусульманин (пусть он хоть триста раз этнический русский), а матерый псевдоправославный ключник, считающий себя состоящим в этих самых «мировых Церквях», или как ключники говорят — «Вселенском Православии», от которого и «отлучили коптов» )))) Это, опять-таки, следствие незнакомства автора с коптской традицией, зато хорошее знакомство с грекославными мифами про «отпавших монофизитов». И что интересно, рассказчик как то не увязывает в своей голове две им же приведенные мысли — про «одиночество коптов», вне некоей семьи мировых Церквей и про то, что копты не одни не приняли латино-греческого Диофизиства, но что не приняли так же армяне, эфиопы и сирийцы… Типа у греков и латинян «семья Церквей», а у остальных не пойми что…. Он, наверное, и не догадывается, что на момент христологических разделений, нехалкидонские Церкви составляли подавляющее большинство во Вселенской Церкви, как по числу последователей, так и по числу кафедр и что если кто-то кого-то «отлучил от семьи Церквей», то это греки с латинянами сами себя….

  • во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок****

Что-то я в этом сильно сомневаюсь. Не иначе, как потому, что слышу о таком впервые… С чего бы это древнему христианскому народу выявлять такое небрежение к вину? Они что, адвентисты седьмого дня? Нужно будет связаться с нашим священником в Каире, чтоб узнал правда ли это. Хотя, судя по тому что нам тут рассказывает автор статьи, это скорее байка.

  • Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного***** хлеба

Вот это уже 100% байка. Копты используют в Литургии квасной хлеб. Эта «ошибка» рассказчика усугубляет мое сомнение по поводу «сока» в причастии… Может и тут влияние «антимонофизитских» мифов? Ну не даром же ключники рассказывают, что опреснок — символ монофизитства ))))))

  • женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову******

Тут автор путает «можно» с «повелось». А между тем, массовое непокрывание головы женщинами-захожанками (что заражает и неумных прихожанок), отнюдь не коптская проблема, а всеобщая, по Востоку. Эта болезнь поразила не только всех «клятых монофизиток», как то сириек, армянок… но и «супер православных» гречанок и ваще «гипер православных» грузинок… А брюки — это только для ключников страшилка…

Метки:

  • Копты

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2018; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Копт.

Копты
Современное самоназвание ⲛⲓⲣⲉⲙⲛⲭⲏⲙⲓ `ⲛⲭⲣⲏⲥⲧⲓⲁⲛⲟⲥ, أقباط
Численность и ареал
Всего: от 10 до 15 млн.
Египет Египет ~9—15 млн
Судан Судан ~0,5 млн,
Ливия Ливия ~60,000
США США ~0,2—1 млн
Канада Канада ~0,2 млн
Австралия Австралия ~0,1 млн
Язык арабский язык, коптский язык
Религия 97% Коптская православная церковь, 2,5 % Коптская католическая церковь
Входит в афразийские народы
Происхождение древние египтяне
Копты
Культура
Регионы
Религия
Язык
Системы письма

Ко́пты (от др.-греч. Αἰγύπτιος — египтянин, копт. ⲛⲓⲣⲉⲙⲛⲭⲏⲙⲓ `ⲛⲭⲣⲏⲥⲧⲓⲁⲛⲟⲥ (нирэменками энхрестианос), араб. قبط‎‎, мн. ч. أقباط‎ (кубт, акбат)) — этнорелигиозная группа в Северной Африке и на Ближнем Востоке, распространённая, в основном, на территории Египта. Общая численность коптского населения спорна: по официальным данным, они составляют около 8—9 % населения Египта, то есть примерно 6 млн человек, но это число, возможно, занижено; коптские и независимые источники оценивают их численность в 10—20 млн человек.

Коптами были премьер-министры Египта Бутрос Гали-паша и Юсуф Вахба-паша, Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали, левые публицисты Салама Муса и Луи Авад, феминистка Эстер Фанус, жёны пророка Мухаммеда (Мария аль-Кибтия) и Кваме Нкрумы (Фатия Нкрума) и т. д.

Коптский язык

Основная статья: Коптский язык Флаг коптов

Коптский язык — последний представитель египетской семьи, входящей в афразийскую макросемью. Является последней ступенью развития египетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Использует собственный алфавит на основе греческой системы письма. После завоевания Египта арабами (VII в.) коптское письмо стало постепенно утрачивать своё значение, пока, наконец, не было полностью вытеснено арабским из официального употребления. С XI—XII вв. язык начинает вымирать, вытесняясь арабским. До сих пор сохранён в качестве основного языка богослужения, а также в качестве языка общения в некоторых коптских семьях и отдалённых районах Египта с преобладанием коптского населения.

Религия

Основная статья: Коптская православная церковь

Большинство коптов исповедуют христианство, составляя крупнейшую христианскую общину на Ближнем Востоке; принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. Часть коптов (около 150 тыс. человек) принадлежит к Коптской католической церкви. Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков.

Христианское учение нашло множество последователей в Египте в середине I века. Как полагают копты, принёс его их первый патриарх — апостол Марк, автор одного из четырёх канонических Евангелий.

История коптов

Древнейший период

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Согласно древнему преданию, христианство было принесено в Египет евангелистом Марком во время царствование императора Клавдия около 42 г. н.э. (по утверждению Евсевия Кесарийского, Марк пришёл в Александрию в первый или третий год царствования императора Клавдия, то есть 41 или 43 года н.э. Святой Марк оставил значительное христианское сообщество в Александрии. В течение полувека христианство распространилось из Александрии по всему Египту, и Священное Писание было переведено на местный язык. К началу третьего века христиане составляли большинство населения Египта.

Арабо-мусульманское завоевание Египта

  • См. также: Арабское завоевание Египта

В 641 году в Египет вторглись арабы, которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте стало чувствоваться через некоторое время и продлилось весь IX век.

Арабы наложили специальный налог, известный как джизия, на христиан, приобретших статус зимми.

Арабы в VII веке редко использовали обозначение «египтянин», предпочитая ему термин «копт». Таким образом, египтяне стали известны как «копты», и нехалкидонская египетская церковь — под именем Коптской церкви. Халкидонская же церковь оставалась известной как «Церковь мелькитов». Арабская оккупация поначалу не оказала большого воздействия на жизнь христианских общин, о чём свидетельствует развитое коптское искусство монашеских центров в Старом Каире (Фустат) и по всему Египту. Однако в VIII—IX веках, в период роста национального сопротивления, мусульманские правители запретили использование человеческих образов в искусстве (как следствие иконоборческого конфликта в Византии), вследствие чего были уничтожены многие росписи и фрески в коптских церквях.

Фатимидский период исламского правления в Египте отличался веротерпимостью, исключение составили религиозные преследования во времена халифа Аль-Хакима. Фатимиды назначали коптов на руководящие посты, сами принимали участие в коптских и местных египетских праздниках. Также были предприняты главная реконструкция и реконструкция церквей и монастырей. В Среднем и Верхнем Египте процветало коптское изобразительное искусство. Тем не менее, преследование египетских христиан достигло пика в ранний период мамлюков после крестовых походов. Мародёры-бедуины иногда совершали разрушительные набеги на монастыри, но впоследствии они восстанавливались и открывались вновь.

Современный период

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 28 января 2018 года.

Галерея

  • Коптская надпись на камне (около III век н.э.)

  • Коптский крест

  • Церковь Святой Марии в Каире

  • Кафедральный собор Архангела Михаила в Асуане

  • Коптская и арабская надписи в Старом Каире

  • Алтарь коптского храма

  • Св. Мина с Христом. Одна из древнейших коптских икон (VI век). Лувр

  • Литургический кодекс VII века из Белого монастыря

  • Коптские монахи (1898-1914)

  • Расселение коптов в мире

См. также

  • Коптская православная церковь
  • Коптский язык
  • Коптская книжная культура
  • Город мусорщиков
  • Коптология
  • Фараонизм
  • Преследование коптов

Примечания

  1. ↑ Khairi Abaza and Mark Nakhla. The Copts and Their Political Implications in Egypt. The Washington Institute (25 October 2005).
  2. ↑ Коптский язык // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ THE HISTORY AND LITERATURE OF THE ANCIENT EGYPTIAN AND COPTIC LANGUAGES
  4. ↑ The Sounds of Silence
  5. ↑ Как помолодеть на семь лет. Частный Корреспондент. chaskor.ru (7 января 2009). Архивировано 23 августа 2011 года.
  6. ↑ Otto F.A. Meinardus. «Two Thousand years of Coptic Christianity», p. 28.
  7. ↑ Mawaiz wa al-‘i’tibar bi dhikr al-khitat wa al-‘athar (2 vols., Bulaq, 1854), by Al-Maqrizi
  8. ↑ Chronicles, by John of Nikiû
  9. ↑ Kamil, стр. 41

Литература

на русском языке

  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
  • Копты / Кобищанов Т. Ю. // Конго — Крещение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 221. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 15). — ISBN 978-5-85270-346-0.
  • Толмачёва Е. Г. Копты: Египет без фараонов. М., 2003.
  • Тураев Б. А. Копты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

на других языках

  • Brunner-Traut E. Die Kopten: Leben und Lehre der frühen Christen in Ägypten. Köln, 1982;
  • Meinardus O. Christian Egypt, ancient and modern. 2nd ed. Cairo, 1977;
  • The Coptic Encyclopedia / Ed. A. S. Atiya. N. Y., 1991. Vol. 1–8;

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Копты
  • «Христиане-Копты, Каир, 2007» Материал фотографа Петра Антонова
  • Menschen zweiter Klasse (документальный фильм швейцарского телевидения о коптах (нем.)
Диаспоры Египетская · Иракская · Ливанская · Марокканская · Палестинская · Сирийская
Африка Гана · Кот-д’Ивуар · Сенегал · ЮАР · Сьерра-Леоне
Европа Болгария · Великобритания · Германия · Греция · Дания (ливанцы, иракцы) · Испания (ливанцы, марокканцы) · Италия (марокканцы, египтяне) · Кипр · Нидерланды · Норвегия · Франция · Швеция (марокканцы, ливанцы, иракцы)
Америка Аргентина · Бразилия · Венесуэла · Гаити · Гватемала · Канада · Колумбия · Куба · Кюрасао · Мексика · Никарагуа · Парагвай · Перу · Пуэрто-Рико · США · Уругвай · Чили · Эквадор · Ямайка
Австралии и Океания
Нац. меньшинства
в арабских странах
копты · курды · нубийцы · суданцы · мосарабы · муваллады · лахлухи · берберы · ассирийцы · туркоманы · евреи (Ирак) · дом · франкоалжирцы · армяне (Ливан, Ирак, Египет, Бахрейн, Кувейт, Сирия, Катар, Иордания) · греки (Сирия, Ливан) · мадьярабы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *