Краски для иконописи

Ю. П. Сергеев
Секреты иконописного мастерства

◄ Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотомПриготовление олифы и красок

Приготовление олифы и красок

После нанесения на икону красочного слоя ее покрывали олифой. Но для этого олифу нужно сначала приготовить. Делалось это так. Чистое льняное масло хорошо проваривалось на костре, а затем не менее полугода томилось на горячей печи в тщательно закупоренных сосудах. За время томления варе

ное масло отстаивалось и превращалось в прозрачную жидкость, которую сливали в чистую посуду. Перед покрытием ее разогревали до 60°С.

На красочный слой олифа наливалась ложкой. Затем икону укладывали на горизонтальную плоскость (стол, полку). Это делалось для того, чтобы олифа пропитала краску. Через некоторое время олифу начинали разгонять ребром ладони, одновременно втирая во внутрь краски. Разгонять таким образом олифу приходилось несколько раз, пока пленка окончательно не затвердевала. Этому должны были способствовать повышенная температура помещения († 30°С) и сухость воздуха.

При разравнивании олифа издавала звук вроде свиста. Поэтому старые мастера говорили, что икону нужно «пофикать».

Олифа, засыхая, образовывала чистую и зеркальную поверхность.

Для того чтобы выполнить иконную живопись, необходимо иметь определенный набор припасов и инструментов.

Большое значение в успехе работы над иконой играли пигменты, из которых изготовляли необходимые краски. Кстати, надо различать: пигменты – это сухие, порошкообразные вещества; краска – пигмент, растертый на связующем материале, а колер – смесь различных красок, дающих определенный тон и цвет. В старые времена широко употреблялись такие ныне забытые пигменты, как аурипигмент (желтый цвет), реальгар (красный цвет), глауконит (зеленый цвет), аузурит (голубой цвет) и так далее.

В наши дни в иконописи рекомендуется применять следующие пигменты:

1. Белила свинцовые или цинковые

2. Крон желтый или палевый

3. Охра светлая

4. Охра темная

5. Кадмий оранжевый

6. Киноварь ртутная

7. Кармин или краплак

8. Сиена жженая

9. Умбра жженая

10.Зелень темная, травяная

11.Зелень изумрудная

12. Кобальт синий, светлый

13.Ультрамарин

14.Сажа газовая или кость жженая.

В данном случае приведен перечень самых необходимых красителей, но, по возможности, желательно в дополнение к ним иметь и другие пигменты, такие, как, например, сиену натуральную, умбру натуральную, индиго, шафран и другие.

Имея даже минимальный набор пигментов, можно приступить к приготовлению красок. Этот процесс старые мастера называли «творением красок». Для того чтобы встворить краски, необходимо из желтка куриного яйца приготовить связующее вещество…

Для этого яйцо разбивают с тупого конца и проделывают аккуратное (без зазубрин) отверстие. Осторожно, покручивая скорлупу, выливают белок в ведро, а оставшийся желток вываливают на левую ладонь и начинают перекаты

вать его с ладони на ладонь. При этом желток полностью очищается от белка. Ладони вытирают чистой тряпкой. Затем прорвав пленку на желтке, его содержимое выливают в чистый стакан. Желток разбавляют уксусом. Уксуса наливают одну скорлупу, если желток зимний (бледно-желтого цвета), и полторы скорлупки, если желток летний (ярко-оранжевого цвета).

Приготовленная таким образом жидкость является растворителем сухих пигментов, и ее принято называть «эмульсией». Как говорят старые иконописцы, яичный желток служит в данном случае связующим веществом, а уксус, с одной стороны, позволяет сохранять эмульсию в рабочем состоянии (яйцо является хорошей средой для размножения микробов, и поэтому оно быстро портится – протухает), с другой – он способствует быстрому превращению пигмента в тонкодисперсную массу. Н старые времена в качестве компонента эмульсии вместо уксуса с успехом использовали хлебный квас, который обладает такими же свойствами, что и уксус, но краски, приготовленные на квасе, ложатся мягче и красочный слой при этом получается звучнее.

Творение красок в прежние времена производили в деревянных ложках с отрезанными черенками. В настоящее время для этого применяют специальные баночки, выточенные токарным способом из деревянных заготовок, имеющих неярко выраженную структуру (из липы, березы, яблони, груши). Чтобы баночки служили долгие годы, их необходимо пропитать горячей олифой и тщательно просушить.

Хранить баночки с красками удобно в деревянном ящичке с крышкой. Баночки устанавливаются в нем по пять штук в три ряда. В таком ящичке помещается 15 баночек, которых вполне хватает, чтобы вести качественную живопись.

Чтобы встворить краски, сухой пигмент насыпают в баночки, добавляют необходимое количество эмульсии и указательным пальцем правой руки все перемешивают и перетирают до состояния жидкой сметаны. К сожалению, не все пигменты удается перетереть пальцем до необходимой тонкости. Некоторые из них можно растереть впрок на каменной плите. При этом пигмент перетирается на воде. Перетертую краску помещают в засушенном виде в стеклянную баночку и хранят столько времени, сколько это необходимо.

Для удобства при работе и с целью сохранения красочного слоя применяют так называемый «подручник», то есть устройство в виде досочки на подставках по концам (в виде скамеечки).

Писание икон способно доставлять большое эстетическое наслаждение. Когда из-под кисти постепенно возникает образ того или иного святого, к мастеру приходит тихая радость. Безусловно, испытать такое захочется многим юным художникам. Но без определенных знаний, умений и навыков сделать это весьма трудно. Конечно, лучше всего пройти обучение у мастеров, имеющих большой опыт иконописания. Но не всегда это удается сделать. В этом случае мы предлагаем юному художнику, опираясь на сведения, приведенные в данной статье, на материал других литературных источников, начать копировать иконы самостоятельно.

Позвольте сделать еще несколько практических советов.

Начинающему иконописцу не следует брать цвета произвольно или с цветных репродукций. Лучше всего для копии иметь подлинную икону. Конечно, стоит постараться найти образец хорошего качества, которому при копировании нужно следовать неукоснительно. Тогда перед вами откроется красота работы старых мастеров. Их глубинное понимание гармонии линии и цвета.

Мы не советуем начинающему иконописцу в начале своего творческого пути применять при копировании золото. Не имея на то соответствующего опыта, ему не удастся качественно положить листочки на левкас. Не удастся также хорошо встворить его для нанесения пробелов. Лучше это дело отложить на более поздний срок. Надо попытаться перенять умение пользоваться золотом у какого-либо старого мастера, имеющего в этом деле опыт. Ведь использование золота весьма дорогое удовольствие, и опыты, проводимые с ним, не всегда может позволить финансовое положение художника.

А в остальном… надо смело приступать к освоению техники яичной темперы, и чем раньше это будет сделано, тем лучше. «Дорогу осилит идущий», успеха тебе, юный иконописец!

◄ Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотомПриготовление олифы и красок

Поделиться ссылкой на выделенное

Темпера

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Темпера на деревянной основе. Икона Спас из Звенигородского чина. Андрей Рублёв. XIV—XV вв.

Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера» и вносит путаницу при покупке.

Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются четыре вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная (ПВА, связующее — водная дисперсия на основе поливинилацета), акриловая (связующее — водная дисперсия на основе полиакрилатов) и воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ — поверхностно-активными веществами). При высыхании темпера изменяет тон и цвет — некоторые краски темнеют, другие высветляются. Поверхность произведений, выполненных в этой технике, матовая, бархатистая. Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Яичная (желтковая) темпера из-за медленно твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не сразу после окончания произведения. Так, сохранилось письмо Дюрера, в котором он предупреждает заказчика не покрывать лаком отправленную к нему только что написанную картину. Он приедет через несколько месяцев, сам покроет её лаком и гарантирует сохранность в 300 лет.

Акриловая темпера (называемая часто просто «акрил») в зависимости от бренда может быть матовой, полуматовой или глянцевой. Глянцевая разновидность акрила минимально изменяется по тону и цвету, приближается по своему восприятию к масляным краскам и не требует защитного лака. Воско-масляная темпера (производство «Гамма») разбавляется и водой, и растворителем (скипидар, уайт-спирит). Темпера этого типа имеет в своем составе достаточно эффективные ПАВ, которые в первые дни после нанесения на поверхность (палитра, холст, картон и т. п.) после высыхания позволяют легко растворить и смыть краску водой. С одной стороны, это удобно (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей; смыть засохший акрил достаточно сложно), с другой стороны, ведение многослойной живописи требует внимательности и осторожности. Рисунок, сделанный один-два дня назад, очень легко растворяется водой при нанесении последующих слоев краски. Через 20-30 дней краска полимеризуется, становится нерастворимой в воде. При натирании шерстяной тканью поверхность красочного слоя приобретает небольшой блеск за счет мельчайших частиц выделившегося воска.

Высохшая казеино-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть «дышит». Поэтому она используется для настенных росписей в монументальной живописи, где избыточная влага, оставшаяся в кирпичной или каменной кладке стен после строительства, будет со временем испаряться сквозь роспись. Хотя после высыхания казеина краска становится нерастворимой в воде, процесс полимеризации масла продолжается длительное время.

В магазинах предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок. Темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед использованием её в работе, является наиболее качественным и долговечным красочным материалом, что подтверждено многовековой практикой.

Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов — традиционная техника иконописи, при которой используется краска, приготовленная на желтке или смеси желтка с прокипячённым маслом или масляным лаком. Техника работы древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех, Мстёра, Холуй). Современные художники также выбирают для своего творчества темперу. Дмитрий Жилинский отмечал: «С 1964 года я пишу темперой. Почти все мои значительные вещи написаны на ДСП по левкасу, небольшие пейзажи, портреты на картоне — оргалит».

Настенные росписи по свеженанесённой известковой штукатурке проводят с использованием водных растворов пигментов без добавления связующего элемента (его заменяет известь), а после, по необходимости, заканчивают роспись темперой.

Литература

  • Изаксон А. Учитесь писать темперой // Художник. 1961, № 1. С.54-56.
  • Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., Искусство, 1961.
  • Лактионов А., Виннер А. Русская темперная живопись // Художник. 1961, № 12. С.26.
  • Фейнберг Л., Гренберг Ю. Секреты живописи старых мастеров. — М.: Изобразительное искусство, 1989.
  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 196, 379—380. — 416 с. — 500 000 экз.

Ссылки

Темпера в Викисловаре
Темпера на Викискладе
  • Рецепты приготовления натуральных темперных красок из минералов

11-09-2015, 14:22 Администратор Категория: Статьи по иконописи
Доска, паволока, левкас (книжечка Труд Иконописца, монахини Иулиании — все как там написано, пропорции, технология — это грунт).
Далее наждачной бумагой выравниваете до гладкой, приятной поверхности, в тех местах где золото более старательно…
Делаете рисунок — карандашем не очень мягким, я работаю 3Н. Затем если необходимо наношу графью только по краю золота (например очерчиваю нимб по окружности).
Масляную краску я развожу тройником (дамарный лак, льняное масло, пинен 1+1+1) Этим составом укрепляю левкас. Наношу на доску с рисунком стой тройника — 1 слой практически сразу уходит внутрь. Даю просохнуть неделю. Наношу второй слой и опять просушиваю неделю (срок приблизительный зависит от влажности, температуры — как правило просохшая поверхность не липнет) иногда в зависимости от левкаса необходим и 3 слой тройника.
Дай Вам Господь терпения, тут чем больше просыхают слои тем лучше, спешить нельзя, грунт потом будет тянуть масло из краски.
Нимбы покрываю ПФ 157 Лак, мордан, сусальное золото.
Далее живопись. Масляная краска с тройником — полностью прописываю всю икону — подмалевок. Просушиваю 7 — 10 дней. Прописываю всю икону еще раз, как правило на этой стадии все прорисовывается более аккуратно, тонко… Уже видно результат.
Как правило, фон нужно прописать 2, а то и 3 раза… После по просохшей краске делаю окантовку нимбов, надписи (при определенном навыке это можно сделать и по влажному фону, но больший процент что получится не аккуратно).
Лаком вскрываю не ранее чем через 10 дней, чем дольше сохнет до лака тем лучше. Лак покупаете в художественном салоне — Лак Дамарный, или Лак Акрил — Стирольный (раньше Акрил-Фисташковый) или Кедровый — все производитель Невская Палитра, Санкт-Петербург, или Копаловый (Ле-Франк), последний мне нравится больше. Хорошо сохнет, дает шелковый музейный блеск, приятно тонирует золото.
Иногда лаком вскрываю 2 (и больше)раза, лак выравнивает цвет иконы и предохраняет от влаги и пыли. Если икона для Храма без лакового покрытия не отдаю, опыт — то спиртом протерли, то губами накрашеными приложились… не каждый храм делает стекло и киот сразу, увы…
Я работаю по этой технологии 15 лет, иконы и домашние и 2-х метровые храмовые стоят отлично, цвета не меняются, не темнеют.
В среднем аналойная икона пишется за 2 месяца, метровая до 6 месяцев.
icon-art.info
Источник не указан

Натуральные пигменты

пигменты и материалы для художников

Нашу продукцию можно приобрести в следующих магазинах

(наличие и цены уточняйте по указанным телефонам)

Москва и область

Артель

м. Кожуховская. Ул. Южнопортовая, 7/1

Телефон: 8 (985) 251-16-27

Красный Карандаш

м. Сокол. Волоколамское шоссе, 9/1

центральное здание Академии им. Строганова

Телефон: 8 (499) 158-68-57

Красный Карандаш

м. Октябрьская; м. Парк Культуры. Улица Крымский Вал, 10/2

Телефон: 8 (499) 230-19-13

Красный Карандаш

м. Чистые Пруды. Гусятников переулок, 13/3

Телефон: 8 (495) 623-15-59

Красный Карандаш

м. Таганская. Улица Большие Каменщики, 4

Телефон: 8 (495) 912-39-29

Творческая Студия WINGS OF ART / КРЫЛЬЯ ИСКУССТВА

м. Митино. Улица Барышиха, д. 22, корп. 2

Телефон: 8 800 222-71-75

Интернет-магазин «Лавка Реставратора»

Телефон: 8 (915) 243-76-35

e-mail: margarith@lovetirestore.com

NORIS Blattgold Online

м. Павелецкая. Улица Летниковская, д. 9, стр. 1, оф. 53

Телефон: 8 (495) 745-68-92; 8 (916) 484-78-73

Индиго-Колорс

Московская область, г. Егорьевск, улица Советская, 82

ТЦ «Янтарь», 2-ой этаж, отдел «Индиго-Колорс»

Телефон: 8 (903) 566-95-51; 8 (903) 017-25-63

Магазин Щигры

м. Добрынинская. Улица Большая Ордынка, д. 60, стр. 2 (при храме вмч. Екатерины)

Телефон: 8 (495) 959-12-88; 8 (495) 778-37-36

Санкт-Петербург

Арт-Квартал

Ежедневно с 10:00 — 21:00

м. Площадь Восстания. Улица 2-я Советская, 21

Телефон: 8 (812) 717-17-23

м. Чёрная Речка. Набережная Чёрной Речки, 25

Телефон: 8 (812) 295-95-16

Русская Икона

Улица Итальянская, 11

Телефон: 8 (812) 314-70-40

e-mail: ruicon@mail.ru

NORIS Blattgold Online

м. Гостиный двор, Невский проспект. Наб. канала Грибоедова, 37 (во дворе)

Телефон: 8 (812) 454-41-51

Художник

Телефон: 8 (812) 295-95-16

Кострома

КГАХиМНП

Пряничные ряды, стр. 279-281

Телефон: 8 (4942) 31-07-50

Нижний Новгород

ИП Прохорова

Телефон: 8 (831) 428-26-81

Арго

Улица Алексеевская, 14/17-А

Телефон: 8 (831) 430-63-60

Самара

Артландия

Улица Галактионовская, 106 А

Телефон: 8 (846) 225-90-38

e-mail: sam_art@bk.ru

Сергиев Посад

Лавка Художника

Телефон: 8 (910) 478-24-55

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *