Крестник

  • Вход
  • Регистрация
  • ЖАНРЫ 252
  • АВТОРЫ 246 847
  • КНИГИ 558 359
  • СЕРИИ 20 395
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 500 419

Близкие, да не родные

Если у родителей в предыдущих или последующих браках рождаются дети, они считаются сводными братьями и сестрами. Муж матери, но не отец ее ребенка — отчим. Жена отца, но ребенку не родная мать — мачеха. Неродной сын мужа или жены при очередном браке своего родителя (родительницы) — пасынок, а неродная дочь — падчерица.

В русском фольклоре о мачехе говорится нелестно: не верили люди, что женщина может любить чужого ребенка, как своего. Не случайно так и растение назвали: мать-и-мачеха. Листья у него сверху гладкие и холодные, а с изнанки — теплые, пушистые. А еще говорят: «Чужая сторона — мачеха».

При усыновлении или удочерении ребенка называли приемышем. Новые родители — названная мать и названный отец — считали девочку названной дочерью, а мальчика — названным сыном.

Близкими, но не родными становились посаженные мать и отец — люди, которых приглашали на свадьбу, чтобы заменить родную мать и родного отца жениха и невесты.

А после того как появлялся в семье новорожденный, ему могла потребоваться мамка, кормилица, — молочная мать. Выкормить — это значило почти породниться с малышом. К детям постарше приставляли дядьку — для ухода и надзора. Такой дядька воспитал кавалерист-девицу Шурочку Азарову в фильме «Гусарская баллада».

Мужчины могли побрататься, обменявшись нательными крестами и троекратно поцеловавшись. Они становились крестовыми братьями. Братание бывало результатом большой дружбы или спасения жизни в бою. Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестами. Потом подруг так и называли — крестовые, побратимки, названные сестры.

Духовное родство

Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын — крестным братом, а оба крестных по отношению к родителям крестника — кумами: он — кум, она — кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крестника и в случае смерти родителей занимали их место. Быть крестным у первого или второго ребенка в семье раньше считалось большой честью.

Выбирали крестных отца и мать из близких людей: родственников или друзей семьи. В крестные матери не звали беременную: считалось, что крестник умрет. Если в семьях раньше умирали новорожденные или малолетние дети, в кумовья брали первого встречного. Предпочтение отдавалось таким крестным, у которых в живых оставалось много крестников.

Неженатый мужчина, которому впервые предстояло стать крестным, выбирал для крещения девочку, незамужняя девушка — мальчика. Считалось, что иначе девушка рискует остаться вековухой, а парень — холостяком. Среди крестьян бытовало поверье, что если девушка или парень, которые приглашались в крестные к первому ребенку, старше родителей крестника, то девушка выйдет замуж за вдовца, а парень — за вдову или женщину старше его. Поэтому, соответственно, старались, чтобы кумовья были младше родителей.

В Петров день (12 июля) кума пекла крестникам пресные пироги с творогом. В прощеный день (последний день перед Великим Постом), по обычаю, кум шел к куме с мыльцем, а она — к нему с пряниками. По канонам православия, крестные не могли вступать в брак друг с другом.

Словарь родственных отношений

БАБУШКА, бабка — мать отца или матери, жена деда.

БРАТ — сын в отношении к другим детям одних родителей.

БРАТ КРЕСТНЫЙ — сын крестного отца.

Брат КРЕСТОВЫЙ, брат по кресту, брат названый — лица, обменявшиеся нательными крестами.

БРАТАН, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.

БРАТАНИЧ — племянник по брату.

БРАТАНИХА — жена двоюродного брата.

Братанна — дочь брата, племянница по брату.

Брательница — родственница двоюродная или дальняя.

Братова — жена брата.

Братыч — сын брата, племянник по брату.

Вдова — женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа.

Вдовец — мужчина, не вступивший во второй брак после смерти жены.

Великая тетка — сестра деда или бабки (двоюродная бабка).

Великий дядя — брат деда или бабки.

Ветвь — линия родства.

Внук — сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы.

Внучатая двоюродная племянница — внучка двоюродного брата или сестры.

Внучатая племянница — внучка брата или сестры (троюродная племянница).

Внучатный, внучатый — являющийся родственником в третьем колене, троюродный.

Внучатые братья и сестры — троюродные братья и сестры.

Внучатый двоюродный племянник — внук двоюродно — го брата или сестры.

Внучатый племянник — внук брата или сестры.

Внучатый троюродный племянник — внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник).

Внучка, внука — дочь сына или дочери, племянника или племянницы.

Двоюродная бабушка — сестра бабушки или деда.

Двоюродная прабабушка — сестра прабабушки или прадеда.

Двоюродная прапрабабушка — сестра прапрабабушки или прапрадеда.

Двоюродная племянница — дочь двоюродного брата или сестры.

Двоюродная сестра — дочь дяди или тетки.

Двоюродная тетка — двоюродная сестра отца или матери.

Двоюродный — состоящий в родстве во втором колене.

Двоюродный брат — сын дяди или тетки.

Двоюродный дед — брат деда или бабушки.

Двоюродный дядя — двоюродный брат отца или матери.

Двоюродный племянник — сын двоюродного брата или сестры.

Двоюродный прадед — брат прадеда или прабабушки.

Двоюродный прапрадед — брат прапрадеда или прапрабабушки.

Деверь — брат мужа.

Дед (дедушка) — отец отца или матери.

Дед крестный — отец крестного отца.

Дедина, дедка — тетка по дяде.

Дедич — прямой наследник по деду.

Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названая — приемыш, воспитанница.

Дщерич — племянник по тетке.

Дщерша — племянница по тетке.

Дядька — человек, ухаживающий за ребенком.

Дядя — брат отца или матери, а также муж тетки.

Единокровные дети (однородные) — дети, рожденные от одного отца (однородного отца), но разных матерей).

Единоутробные дети (одноутробные) — дети, рожденные одной матерью, но от разных отцов.

Единоутробный — рожденный той же матерью, но от другого отца.

Жена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке.

Женима, женища — невенчанная четвертая жена.

Жених — сговоривший себе невесту.

Золовка, золовища, золова — сестра мужа, иногда жена брата.

Зять — муж дочери, сестры.

Колено — разветвление рода, поколение в родословной.

Крестная мать — участница обряда крещения в роли духовной матери.

Крестник — крестный сын.

Крестница — крестная дочь.

Крестный отец — участник обряда крещения в роли духовного отца.

Кровное родство — происхождение от одних родителей.

Кровный — о родстве в пределах одной семьи.

Кузен — двоюродный брат.

Кузина — двоюродная сестра.

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.

Кума — крестная мать по отношению к родителям кре — стника и к крестному отцу.

Малая тетка — сестра отца или матери (двоюродная тетка).

Малый дядя — брат отца или матери.

Мать — женщина по отношению к своим детям.

Мать крестная, крестовая — восприемница при обряде крещения.

3

  • ЖАНРЫ 252
  • АВТОРЫ 246 847
  • КНИГИ 558 359
  • СЕРИИ 20 395
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 500 419

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • *****новости законодательства***** (44)
  • *****факультет***** (41)
  • *****красота своими руками***** (39)
  • *****натюрморты***** (33)
  • *****фотографии***** (32)
  • *****рамочки***** (24)
  • *****народные традиции***** (20)
  • *****схемы для дневника***** (15)
  • *****открытки***** (15)
  • *****о детях***** (14)
  • *****кафедра***** (14)
  • *****брачно-семейные отношения***** (13)
  • *****кулинария***** (13)
  • *****отличное самочувствие***** (12)
  • *****картинки с кодами***** (11)
  • *****азбука профи***** (11)
  • *****время жить***** (10)
  • *****секреты успеха***** (10)
  • *****экспертиза***** (10)
  • *****адвокатские истории***** (10)
  • *****международно-правовые новости***** (9)
  • *****сувениры***** (8)
  • *****магия женщины***** (7)
  • *****наследование***** (6)
  • *****портреты карандашом***** (6)
  • *****новости российской фемиды***** (6)
  • *****юридический юмор***** (6)
  • *****рукоделие****** (5)
  • *****живопись***** (4)
  • *****великолепная форма***** (4)
  • *****женщины мира***** (4)
  • *****юристы***** (2)
  • *****ли. ру***** (2)
  • *****словарь юридических терминов***** (4)

-Музыка

Очарование дождя Слушали: 242416 Комментарии: 0 C.P.E. Bach — Cello Concerto in A Major ля 430 Гц Слушали: 936 Комментарии: 0 Bertie Higgins — Casablanca (Музыка которую долго искал) Слушали: 147402 Комментарии: 0 Слёзы Асфальта — Школьный Бал (мото) Слушали: 71869 Комментарии: 0 Романтическая мелодия Слушали: 394927 Комментарии: 0

-Статистика

Создан: 25.06.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 562
Отчеты:
Посетители
Поисковые фразы

Крещение

Вторник, 11 Декабря 2012 г. 12:20 + в цитатник

Крещение

Креще́ние (греч βάπτισμα — «погружение в воду») — одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле.

Согласно словам Иисуса Христа крещение — необходимое условие для рождения свыше, чтобы войти в Царствие Божие

По учению современных ортодоксальных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к причащению, в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом. Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого с произношением священником установленных молитв.

Сам обряд погружения в воду, практикуемый Иоанном, по-видимому, произошёл от омовений, принятых в Ветхом Завете, скорее всего, от обряда обращения прозелитов — обращенных из язычников. Если обращенные мужчины проходили через обряд обрезания, то для женщин омовение было единственным символом обращения.

Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского-женщина. Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии что их крещение совершается в разное время.

В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры. Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» . Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковьстала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребенок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещённого младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе, а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца). При воцерковлении мальчиков с чтением песни Симеона Богоприимца заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола). Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков — три раза, девочек — один). И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасье и полагаются на амвоне. Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо.

До 7-летнего возраста согласие на крещение младенца требуется только у его родителей, потому что только они несут ответственность за ребёнка перед Богом. До 14-летнего возраста на крещение требуется согласие как родителей, так и самого отрока или отроковицы. Для тех, кто старше 14-ти лет, разрешение на Крещение от родителей уже не требуется.

Крещение подростков и взрослых

В настоящее время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в Православной Церкви, должен, по меньшей мере, прочесть Новый завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Спасителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нём, чтобы «вода не осталась водою» и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена. В крещении детей как правило принимают участие крёстный отец и крёстная мать (крёстные родители, или просто крёстные). Хотя для крещения мальчика достаточно крёстного отца, а для девочки — крёстной матери. После крещения крёстные между собой и родителями ребёнка называются кумовья.

Таинство крещения

Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой — во имя Отцы, и Сынаи святого духа. Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия. Патриарх Алексей II призвал духовенство РПЦ совершать крещение через полное погружение в святую воду, а не через обливание или окропление. При крещении обязательно произносятся тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий во имя Отца аминь. И Сына аминь. И Святаго Духа, аминь».

Крещение совершает архиерей или священник, в крайнем случае крестить может даже мирянин «страха ради смертного» с обязательным произнесением тайносовершительных слов. Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание, после чего человека можно допускать до Причащения и других церковных таинств. Если же крещённый мирянином человек всё же умер, то за него уже можно молиться в храме и даже вынимать частички на прскомиди

Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры. В начале крещения сам человек или его крёстный родительдолжен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его», трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом» и осознанно проочитать символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам.

Затем священник произносит великую ектению, освещает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение , помазует воду и крещаемого елеем , совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма на крещёного надевается крести белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»). Священник совершает миропомазание и затем с крещённым и восприемниками троекратно обходит купель. Читается апостол и Евангилие(, священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст.

Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
  • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте — символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
  • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет — проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели — символ вечности;
  • пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются

  • Миропомазание,
  • Воцерковление и
  • Причащение — если в тот день в этом храме совершалась божественная Литургия и Святые дары ещё не потребились. Если Святые Дары уже потреблены, взрослых новокрещённых дозволяется причастить запасными (подсушенными) Святыми Дарами.

Крещение является духовным рождением — после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние— в усечённом виде — можно совершать и над некрещеными).

Серия сообщений «*****народные традиции*****»:
Часть 1 — Крещение
Часть 2 — Баня — элемент семейной обрядности
Часть 3 — Народные традиции

Часть 18 — Крещение (из Библии)
Часть 19 — С Днем студента!
Часть 20 — ЗАЩИТНЫЕ МОЛИТВЫ. Молитва от зла
Метки: традиции православие

Крестные родители

02.10.2014Воспитание детей Кто такие крестные родители? Кто может и кто не должен крестить вашего ребенка, расскажет святой отец.
При Крещении ребенок становится христианином, членом Церкви, получает Божью благодать, должен находиться с ней всю жизнь. А также на всю жизнь получает крестных родителей. Что нужно знать о крестных и учитывать на каждом этапе жизни, знает отец Орест Демко.

Кто такие крестные родители? Для чего они в духовном и повседневной жизни?

Для людей обычно очевидными являются внешние проявления крестного отцовства. Мол, есть к кому в гости пойти, есть кому хорошо относиться к ребенку … Это, конечно, совсем не плохо, но Крещение — это духовное событие, а не только внешний ритуал.
И хотя это одноразовая, неповторимое событие, и крестное отцовство — это не однодневная акция. Как Крещение остается для человека неизгладимый печатью, так, можно сказать, и крестное отцовство — не затертый знак на всю жизнь.

В чем заключается крестное отцовство?

В постоянной духовной связи с крестником (крестницей). Крестные раз и навсегда вписаны в это знаменательное событие в жизни ребенка.
Среди христиан часто можно услышать просьбу: «Помолитесь за меня». Так вот крестные — это те, кто за ребенка молиться всегда, кто будет держать его постоянно в своей духовной опеке перед Богом. Ребенок всегда должен знать, что есть некто, кто поддерживает его духовно.
Так, крестные иногда могут быть довольно далеко от крестников, нечасто их видеть. Но их роль — это не видеться периодически конкретной частотой, это не подарки минимум один раз в год. Их роль — ежедневная.
Порой родители ребенка могут жаловаться, что крестные не выполняют своих обязанностей, если те не наведываются достаточно часто. Но, родители, присмотритесь к своим кумовьям: возможно, они как раз ежедневно молят Бога за вашего ребенка!

Взаимоотношения между кумовьями

Какими бы они ни были, важнее это взаимоотношения крестных и самого ребенка. От родных родителей также требуются правильные ожидания от крестных и их роли в жизни ребенка. Это не должна быть материальная заинтересованность. И тогда, возможно, отпадет огромное количество недоразумений.

А все же, что делать, если между кумовьями разладились отношения?

Прежде всего следует разобраться, почему так произошло. Или родители выбрали таких кумовьев, которые имеют не правильное понимание своей роли? Или это люди, которые и без того склонны разрушать отношения и ссориться? Поддерживать хорошую дружбу с кумовьями — такими должны быть попытки и родных, и крестных родителей. Родные должны помнить, что их ребенку полагается духовная поддержка со стороны крестных. Поэтому, если родные родители не позволят кумовьям навещать ребенка, это будет означать обкрадывания ребенка, отбор того, что ему принадлежит.
Даже если кумовья не приходили к ребенку 3 или 5 лет, родителям не стоит запрещать делать это в будущем. А может, именно за ребенка и наступит понимание или примирение.
Единственная причина оградить ребенка от крестных — это объективно недостойное поведение кумовьев, не правильный образ жизни.

Как же выбирать кумовьев, чтобы потом не жалеть?

Это должны быть те люди, на которых родителям хотелось бы, чтобы их ребенок был похож. Ведь ребенок может перенимать их черты, личностные качества. Это люди, за которых не стыдно перед самим ребенком. И они сами должны также понимать свою роль, быть сознательными христианами.

Как приглашенным кумовьям подготовиться к Крещению ребенка?

Обычно крестные имеют меньше времени для такого приготовления, чем родные родители. Их подготовка будет заключаться в том, чтобы осмыслить эту перемену их жизни, осознать свои обязанности. Потому что это событие — не очередная гостиная и даже не просто проявление уважения к ним со стороны родителей младенца.
Конечно, Церковь советует перед этим событием приступить к исповеди. Даже если эта исповедь не станет для крестных одномоментным обращением или заметным освящением, но чистое сердце — первый подарок крестных для ребенка. Это самый доказательство их настоящей открытости.

Что должны обеспечить крестные в процессе подготовки к Крещению ребенка?

Крестца. Это простое белое полотно, которое будет символизировать «новую одежду» ребенка — Божью благодать.
Крестик. Вряд ли стоит покупать золотой, такой ребенку изначально не будут одевать. И, пожалуй, до достаточно сознательного возраста.

А что, если крестные не знают наизусть молитвы «Верую»?

Эту молитву они говорят во время Святой таинства Крещения после того, как от имени ребенка отрекаются зла и обещают служить Богу. В ней — вся суть христианства, и крестные в ней признают свою веру и будто очерчивают путь, которым вести ребенка. Крестные должны ее вслух произнести.
Но священники с пониманием относятся к тому, что крестные могут не слишком уверенно знать молитву наизусть. Во-первых, это — молитва, а молитвенники как раз существуют для того, чтобы можно было читать молитву из них. Во-вторых, крестные могут волноваться, быть растеряны или сосредоточены, например, на самом ребенке, особенно если он плачет. Поэтому одинаково священник дьяком всегда декламируют эту молитву достаточно громко.

Можно отказываться, когда приглашают быть крестными?

Поскольку стать крестными — это совокупность новых обязанностей, это даже своеобразное изменение статуса человека, к этому решению нужно подходить очень ответственно. Сознательный отказ будет лучше, чем не совсем добровольное принятие обязанностей. С точки зрения Церкви, нет такого требования — безоговорочно принимать приглашение кумовства.
Причины отказа могут быть разные: приглашенные чувствуют, что их дружба с родителями ребенка являются не до конца искренней и глубокой; или у них уже достаточное количество крестников. Если отношения с родителями несовершенны, это в будущем может стать причиной недоразумений. Поэтому приглашенным нужно дать время для размышлений.
Подходите с мудростью к выбору крестных родителей для своего ребенка — и она будет добрых наставников и друзей на последующие этапы своей духовной жизни: приучение к посещению церкви, первая Исповедь в жизни, причащения.

Об обязанностях крестных

В книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной форме даются первоначальные знания, необходимые для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только начинает жить православной жизнью. В книге представлены основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, заповедях Божиих и о молитве.

Когда мне приходится крестить взрослого человека, то чаще всего таинство Крещения я совершаю без крестных. Потому что крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Святое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить на вопросы священника и обещать верность Христу. Конечно, хорошо, когда рядом с взрослым крещаемым есть православный церковный человек, который может стать его восприемником и помочь ему делать первые шаги в храме, будет учить его основам веры. Но повторяю, для взрослого наличие крестных не обязательно.

Зачем вообще нужны восприемники? Крестные — это те люди, которые за малолетством своих крестников дают за них обеты Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры. Большинство людей мы крестим в младенчестве, то есть в том возрасте, когда ребенок еще не имеет сознательной веры, не может ответить, как он верует. За него это делают крестные. Мы крестим детей по вере восприемников и по вере родителей как самых близких людей. Поэтому на тех и на других лежит огромная ответственность. Крестные — это не просто друзья семьи, это не какие-то «свадебные генералы», стоящие при совершении таинства с лентой «Почетный свидетель», как это бывает на свадьбах. Нет, крестные — лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими на аналое, дают обещание Самому Богу. Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокрещеный младенец вырос верующим, православным человеком. Их обязанность теперь — молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться. Чтобы когда их крестник войдет в совершенные года, он уже знал, как молиться Богу, знал, во что мы верим и зачем ходим в храм. Конечно, самая большая ответственность по христианскому воспитанию детей лежит на родителях, но и крестные могут очень сильно повлиять на своих крестников, стать их духовными учителями, наставниками.

Многие родители совершенно формально подходят к Крещению своих детей и так же формально выбирают крестных

Теперь немного о грустном. Большинство современных крестных очень плохо подготовлены. К величайшему сожалению, многие родители совершенно формально подходят к таинству Крещения своих детей и так же формально выбирают крестных. Ведь крестный должен быть не просто хорошим человеком, общение с которым нам приятно, нашим другом или родственником — он должен быть человеком православным, воцерковленным и знающим свою веру. Как мы можем научить кого-то основам веры, если мы сами не знаем даже самых азов, не читали Евангелия, не знаем молитв? Ведь в любой сфере, если человек хорошо знает какое-то дело, например, умеет водить машину, работать на компьютере, решать математические задачи, делать ремонт, он может научить этому других, передать свои знания. А если он сам ничего не знает в этой области, кого он может научить?

Если вы являетесь крестными и чувствуете в себе недостаток знаний в духовной области (а никто из нас не может сказать, что он до конца изучил православную веру, ибо это неисчерпаемый кладезь духовной мудрости), необходимо восполнить этот пробел. Нужно заняться самообразованием. Поверьте, ничего сложного в этом нет, особенно сейчас, когда никто нам не запрещает читать любую духовную литературу и когда книги, брошюры, диски, рассказывающие о вере православной, продаются во всех храмах и книжных лавках. Господь открывается каждому обращающемуся к Нему, в любом возрасте. Мой дедушка принял Крещение в 70 лет и потом так хорошо освоил основы православной веры, что мог даже учить и наставлять других.

Начинать духовное образование нужно с самых начальных, основных книг, таких как «Закон Божий», «Первые шаги в православном храме» и других. Обязательно нужно прочесть Евангелие; начать можно с «Евангелия от Марка», оно самое краткое, всего 16 глав, и написано специально для новоначальных христиан из язычников.

Крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться

Восприемник обязан знать Символ веры и читать его при крещении, в этом молитвословии в краткой форме изложено православное вероучение, и крестный должен знать, во что он верит. И конечно, крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться. По церковным канонам ребенку полагается один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская традиция предполагает двух восприемников — мужчину и женщину. Они не должны состоять между собой в браке. Крестные потом не могут выходить замуж за своих крестников или жениться на них. Отец и мать ребенка не могут быть у него крестными, но другие родственники: бабушки, дедушки, дяди и тети, братья и сестры — вполне могут стать крестными. Восприемники, готовясь к таинству Крещения, должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Протоиерей Павел Гумеров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *