Кто бог у христиан

И всё же, Бог один, или их(Богов), несколько?

2

Вопрос по Библии. Самое начало. Сотворение мира.

Точнее — сотворение Человека.

Книга Бытия.

Может хоть это кто то объяснит…

Почему там везде от первого лица, в единственном числе, и там же Бог предлагает (другим Богам?), создать Человека по образу и подобию нашему ?

Если Бог один, то кому он предлагает сотворить Человека?

тэги: библия, бог, сотворение, человек категория: философия, непознанное 1

Библия неоднократно претерпевала изменения, так что исходного текста, как была она написана, у нас нет, а у кого есть хранится под семью замками, переделывали те, кому было выгодно управлять людьми так как нужно. А вообще я склоняюсь к мнению, что Библия это переделанная книга мертвых древних египтян, есть много информации об этом.

А что касается Бога, это все, что есть! это энергия, сотворившая нашу вселенную(вселенная) эта энергия которая заставляет жить наши с вами клетки, это энергия которая включает наш механизм разума.

Бог в каждом из нас!

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 1

Существует единый сверх разум, который стоит над всем сущим. Он везде и во всём, в нас в том числе. Имена ему дают люди, дабы разъединить людей по религиозным признакам и тем самым отвоевать кусок своей Паствы, ещё по легендам, все водоёмы, леса, болота, населены духами(сущьностями),которым тоже поклонялись люди, принимая их за помощников бога, всевозможных злых и добрых духов. Может оно так и есть утверждать не буду. Есть ещё мессионеры,(люди на прямую соединённые с информационным полем и несущие глас божий). Сейчас очень много шарлотанов по этой теме.Но доподлинно известен только один Иисус из Назарета. Следующий по предсказаниям будет из Сибири, в недалёком будущем.

1

В абсолютном понимании — Бог — это Энергия. Ввиду того, что Бог — Отец наш — эта Энергия есть и в нас. Определяет её Человек в себе просто — это Энергия Творческого порыва или Вдохновение. Именно эта Энергия и занималась Сотворением видимого нами Мира. Именно эта Энергия и заставляет Человека в порыве Вдохновения Творить прекрасное (или не очень).

Но Человеку принадлежит не только одна Энергия. Отец-Творец объединил в Человеке весь Комплекс Вселенских Энергий. Каждую Вселенскую Энергию Человек определяет в себе как Чувство. Страх, тщеславие, гордыня, Любовь и другие Энергии. Каждую из этих Энергий можно назвать «Богом» так, как сопоставима она с Энергией Отца-Творца.

0

Бог один. Просто в каждой религии его по разному называют.А вообще, что бы понять библию нужно ею проникнутся, поговорить со священником и всё встанет на свои места, а если простым языком Бог един для всех народов и вероисповеданий.

Igor75 Извиняюсь. А на вопрос то ответите? — 4 года назад комментировать 0

А как же в мифологии тогда- Бог огня,Бог войны,Бог земледелия и т.д и т.п. и у каждого Бога было своё имя. Даже у славян было несколько Богов — воды, огня, ветра и неба. Небесный Бог — Сварог,творец и законодатель.

0

Ну по библии Бог триедин. Бог — Отец, Он же Бог -Сын (Иисус Христос) и Бог — Дух Святой.

0

Он один просто имен (паспортов) у него много на каждую религию свой

Знаете ответ?

В одного ли Бога верят во всех религиях? (+ВИДЕО)

Проект «Добротолюбие»

Эта тема сейчас становится всё более насущной в связи с целым рядом явлений, происходящих в современном мире. Обращает на себя особое внимание то, как идет стирание граней между культурами, национальными особенностями, мировоззрениями, религиями и что совсем, кажется, невероятное – сглаживание различий между полами. (Под полами разумею не те, по которым мы ходим, – а мужской и женский. Как у Гоголя в «Мертвых душах» Чичиков, приближаясь к фигуре Плющкина никак не мог разобрать: «Ай мужик, ай баба».)

Какой-то страшный вирус ворвался в мировую среду и всѐ калечит. Вспоминается библейское древо познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть первым людям, чтобы они не умерли. Многие толкователи считают, что под этим древом подразумевается не что иное, как потеря в сознании человека различия между добром и злом, красотой и безобразием, истиной и ложью – такое смешение, при котором стираются сами эти понятия и становятся неразличимыми для человека, так что, кажется, уже нет ни добра, ни зла. А что же остаётся? Где нет добра – там зло!

Вот такая сегодня тенденция, которая все более овладевает человеческим сознанием, поскольку пропагандируется с большой силой. Целый ряд фактов в настоящее время говорят об этом и являются своего рода предупреждающими знаками того, перед чем мы оказываемся.

Так, в 1986 году Римский папа Иоанн Павел II устраивает в Ассизи (Италия) Всемирную межрелигиозную конференцию под лозунгом «Молитв о мире». Собираются представители десятков религий: и сам папа, и патриарх Константинопольский, и русский митрополит, и архиепископ Кентерберийский, и далай-лама, и шаманы… – настоящий Ноев ковчег Произносят молитвы о мире (но что молятся, не очень-то верится). Правда, пока совершают это раздельно, каждый по-своему. Мне как-то за границей показывали в католическом костёле престол, который буддисты просили чем-то покрыть, чтобы он не мешал совершению ими своего ритуала, и они поставили на нём статую Будды.

Всерелигиозная конференция, Ассизи, 1986 г.

На «Моление о мире» приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молятся о мире?

Начиная с 1986 года эти межрелигиозные собрания, созываемые для

«молитв о мире», проходят ежегодно. И не просто проходят, а идет постепенный процесс всё большего привыкания к ритуальному совмещению культов разных религий и всё большего равнодушия к вероучительным различиям в них. В 2011 году на эту конференцию «Моление о мире» – религиозную конференцию! – уже приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молились о мире? Затем начинают проводиться совместные молитвы представителей всех религий – а не так, как начиналось, когда молились все по отдельности.

Еще интересный факт. В 2014 году в Бразилии, в Сан Пауло, состоялось

открытие – инаугурация – «храма Соломона». Это гигантский храм, один из самых больших в мире, и он построен, чтобы представители любых религий могли здесь совершать свои молитвы. Правда, открытие проходило очень интересно: на особых носилках шесть человек в белых одеждах торжественно несли – угадайте что? Не угадаете. В «храме всех религий» несли «ковчег завета» — знак иудейской религии. Как возможно сочетание первой заповеди закона Моисеева: «Господь Бог твой – Господь един», и возможность совершать в этом храме молитвы богам иным, против которых всегда так ревностно боролся иудаизм – остаётся загадкой для непросвещённого человека. Но факт очевидный – все религии без какого-либо отказа от своих догм могут здесь слиться воедино.

Храм был полон, на «инаугурации» были представители не знаю скольких религий, присутствовали все крупнейшие деятели Бразилии, и не только этой страны, но даже и других стран, были крупнейшие бизнесмены, культурная элита. Кстати, сама президент Бразилии также присутствовала на открытии этого храма. Это 2014 год.

Оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: Любовь. А что еще нужно?!

Год 2015-й. Папа Франциск издаёт книгу, в которой собрано порядка 300 вопросов. На презентации этой книги или в связи с ней был показан очень любопытный ролик. Христианин, буддист, мусульманин, иудей – четыре человека, и каждому из них задаётся один и тот же вопрос: «В кого вы верите?» Христианин отвечает: «во Христа»; иудей: «в Ягве»; буддист: «в Будду»; мусульманин: «в Аллаха». Всѐ понятно. Следующий вопрос к каждому: «Является ли почитаемый вами бог любовью?» Все отвечают: «Да, конечно». И – заключительная картина: все четверо соединяют свои руки – полное единство. Замечательно, не правда ли? Вот это уже, похоже, начало финала: оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: любовь. А разве есть что-то более высокое, и, следовательно, разве могут быть какие-то догмы препятствием к признанию, что все религии едины по существу, покланяются одному Богу, хотя бы и по разному Ему верили?!

Этот ролик очень симптоматичен и говорит о многом: идет процесс создания того, о чем замечательный современный христианский подвижник Америки иеромонах Серафим (Роуз) писал в своей книге «Православие и религия будущего». Речь в ней шла о слиянии религий в одно вероучительно-бесформенное явление.

Что христианству принесёт такое слияние? Ведь, оно исповедает совершенно несовместимые с другими религиями истины. Где найдется учение о единосущной и нераздельной Троице Боге: Отце, Сыне и Святом Духе; о Боговоплощении второй Ипостаси – Логоса; о Спасителе, ради спасения человечества добровольно принявшего крестную смерть; о спасении как святости, а не как избавлении от всех земных бед и др.? Нет в этой искусственной единой религии места ничему тому, что составляет саму сущность христианства! Замечательно сказал об этом апостол Павел: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие» (1Кор.1, 23). Христианство полностью исключается из этой единой религии, на создание которой направлены теперь мощные силы, одной из которых оказывается Ватикан.

Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Бог один, конечно; но представления о Боге разные, и эти представления можно исказить так, что поклоняться уже не Богу, а бесам

Идея создания одной всеобщей религии на основе веры в единого Бога уничтожает христианство, которое невозможно без исповедания Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Ибо эта единая религия будущего в принципе отвергает значимость для нее безусловных истин веры и жизни, кроме самых общих, за которыми могут стоять какие угодно верования, в том числе и взаимоисключающие. В библейской книге «Второзаконие» пророк обличает евреев: «Вы поклонялись бесам, а не Богу». Апостол Павел говорит: «Я не хочу, чтобы вы поклонялись бесам». Оказывается, можно понятие о Боге довести, а точнее – низвести до такого уровня, когда вместо Бога будет поклонение дьяволу. Сравните с Христом какую-нибудь многорукую богиню Кали, богиню разрушения мира, увешенную черепами человеческими…

Идея единого Бога во всех религиях является пустой абстракцией. Поскольку для каждой религии Богом является не Сам Бог, Который есть невыразимый Дух, но тот Его образ, который в ней существует. Так, даже христианство называет Иисуса Христа Сына Божия образом Бога невидимого (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), образом Божиим (Флп. 2,6), сиянием славы и образом ипостаси Отца (Евр. 1,3).

На образ своего Бога ориентирован и верующий. Каковы свойства его Бога, таким должен быть и человек. И в каждой религии формируется свой менталитет, особый духовный строй и характер духовной и нравственной жизни верующего. Поэтому восклицал апостол Павел, что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? (2 Кор. 6: 14,15).

Алексей Ильич Осипов

9 самых странных богов и богинь из разных религий
(10 фото)

12 октября 2016 08:20 Метки: боги мифология религии мира теология 21533 10

Боги в различных религиях в принципе существа неординарные, наделённые различными магическими свойствами. Но даже среди них есть более-менее нормальные с человеческой точки зрения, и совсем уж странные. Странность может проявляться в необычном внешнем виде, который им приписывается, или в необычных свойствах. Именно о таких странных богах мы и расскажем в этой статье.

0

Барон Суббота — Вуду

0 В гаитянском и креольском вуду Барон Суббота — один из богов, связанных со смертью, мёртвыми, а также, как это ни странно, с сексуальностью и рождением детей. Кроме того он считается покровителем всех бандитов и головорезов. Барон Суббота изображается в виде скелета или человека в одежде похоронных дел мастера (чёрный фрак и чёрный цилиндр). Его основные символы — гроб и крест. По традиции первая могила на новом кладбище всегда посвящается Барону Суббота. Считается, что человек, в которого вселился этот бог, проявляет невоздержанность в пите, пище, курении и сексе.

Инанна — Шумерская мифология

0 Главная богиня шумеро-аккадской мифологии. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия и символом обильных урожаев, но позже, вытеснив в Уруке культ бога Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и многое другое. А необычным в её облике является то, что это богиня обладала очень земными и человеческими качествами. Она была коварна, непостоянна, часто меняла супругов-возлюбленных и однажды даже предела своего супруга, отправив его вместо себя в подземное царство.

Пан — Древнегреческая мифология

0 Как и со многими другими древнегреческими богами, происхождение Пана точно неизвестно. По некоторым версиям он считается либо сыном Гермеса и дочери Диропа, либо сыном Гермеса и Орсинои, либо сыном Зевса и Гибрис, либо сыном Зевса и Каллисто. Всего таких версий более десятка. Пан родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя.

Чиннамаста — Индуизм, Буддизм

0 Чиннамаста не очень известное божество и сам культ её не сильно распространён. Тем не менее, её история, а особенно образ, крайне интересны. Классическое изображение Чиннамасты таково: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи. Она стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини. Существует легенда, согласно которой Чиннамаста и её спутницы однажды гуляли у береги реки. В полдень проголодавшиеся спутницы попросили богиню «Дай нам немного еды, мы голодны». Услышав это Чиннамаста улыбаясь отсекла собственную голову и струями крови из шеи напоила своих спутниц и насытилась сама. Позабавившись таким образом, она вернула голову на место и приняла прежний облик.

Цуку Чен — Китайская мифология

0 Цуку Чен необычна хотя бы тем, что считалась богиней… отхожих мест. Согласно легенде, во времена правления императрицы Ву Ху одна образованная дама по имени Мей Ли Чин стала любовницей высокопоставленного государственного чиновника. Но тот был человеком женатым, и однажды его супруга в приступе дикой ревности, застав наложницу в уборной, убила её. Когда императрица узнала об этом, она решил сделать эту несчастную богиней отхожих мест. В годовщину её смерти по всей стране организовывались особые торжества в отхожих местах и свинарниках, и местные женщины приносили богине в качестве жертвоприношений её собственные изображения.

Мардук — Шумеро-аккадская мифология

0 Верховное божество пантеона Вавилонии, покровитель Вавилона, бог мудрости, владыка и судья богов. Считается, что Мардук победил в тяжёлой схватке воплощение хаоса Тиамат, вогнав в её пасть «золотой ветер», и завладел принадлежавшей ей книгой судеб. После этого он рассёк тело Тиамат и создал из них Небо и Землю, а затем сотворил весь современный, упорядоченный мир. Интересен также и символ Мардука — это дракон Мушхуш, который представляет из себя смесь скорпиона, змеи, орла и льва.

Вар — Скандинавская мифология

0 Об образе этой богини не известно практически ничего, да и имя её крайне редко упоминается в скандинавских мифах. А интересна она прежде всего своей, скажем так, специализацией. Вар подслушивала и записывала клятвы и обещания людей, а потом мстила тем, кто их нарушал. Кроме обычных клятв она также была богиней любовных клятв и брачных союзов.

Хануман — Индуизм

0 Обезьяноподобный бог, один из героев «Рамаяны». Именно благодаря ему в китайской мифологии а потом и в литературе появился тот самый «Царь обезьян». В индуизме Хануман весьма почитаемое существо. Его чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни. В многом благодаря культу Ханумана в Индии кормят бездомных обезьянок.

Тласолтеотль — Ацтекская мифология

0 Дословно — «пожирательница грязи (экскрементов)». Одна из важнейших мезоамериканских богинь-матерей, связанных с землёй, плодородием, сексуальными наслаждениями, плодовитостью и родами. Для ацтеков Тласолтеотль была олицетворением грехов, особенно сексуальных. «Женщинами Тласольтеотль» называли проституток. При этом верили, что Тласолтеотль может как возбудить страсть, так и освободить от неё, а также наслать безумие и венерические болезни. Согласно верования ацтеков, Тласолтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Ссылки по теме:

  • 10 самых странных мифологических существ
  • 12 самых странных вымышленных существ-гибридов
  • 7 мифологических концепций сотворения мира
  • Сексуальные извращения древних богов
  • 10 невероятных «драконов» из культур всего мира

Метки: боги мифология религии мира теология Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми: 140 17 123

Един ли «единый Бог»?

Михаил Богословский
«Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков». (Мих. 4:5)
Одной из популярных сегодня среди верующих монотеистических религий идей является та, что Бог един, но у него лишь разные имена. В подтверждение этого можно привести слова президента Российского еврейского Конгресса Владимира Слуцкера, сказанные им не так давно в интервью газете «НГ-религии»: «Творец един… Сами же религии являются лишь его методами донесения этой единой системы до той или иной этнической группы или народа». Комментируя его слова, следует сказать, что иудей Слуцкер либо плохо знает Тору, либо (что более вероятно) во имя укрепления веры в своего Бога пренебрегает своим Священным писанием! Вынесенная в эпиграф к данной статье фраза из Ветхого завета совершенно однозначно определяет отношение иудеев к богам разных народов – у каждого народа свой Бог, а значит ни о каком едином Боге не может быть и речи! И тем не менее, руководители религиозных организаций и рядовые верующие упорно держатся идеи единого Бога. Сегодня она приняла форму догмы. Задача данной статьи состоит в анализе этой проблемы.
Авторы экуменической идеи, что Бог един, по сути желают решить несколько задач:
1) если Бог един, но у него имеются разные имена, то можно рассчитывать на ослабление критики неверующих в его адрес. Тем самым снимается вопрос о том, почему существуют другие боги и как к ним надо относиться;
2) доказать единство религий;
3) фактически признать наличие других единоправных богов, которые до принятия этой идеи яростно отрицались;
4) примирить противоречия между богами и учениями о них.
В силу наличия ряда священных писаний, желающих стать «единым Богом» было много. Каждый из претендентов утверждал, что только он один имеет право на этот титул. Так, племенной бог евреев Яхве устами своего пророка Исайи множество раз заявлял: «Нет иного Бога, кроме Меня, – Бога праведного и спасающего нет кроме Меня» (Исх. 45:21). Естественно, что поклоняться следует только ему (Лев. 26:1), а поклоняться другим богам – преступление, за которое следует наказание «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:3-5).
Мысль, что Бог у всех народов один, появилась достаточно давно. Первоначально появление этой идеи было связано с желанием отдельных народов возвысить своего бога и придать ему вселенское значение. Они и стали называть своего Бога единым (единственным). В принципе каждый народ может претендовать на то, чтобы его Бог был единственным и истинным, а потому и единым, подразумевая при этом, что их «единому» Богу должны поклоняться все другие народы. Первыми об этом заявили древние египтяне. В «Книге мёртвых», найденной в гробницах фараонов, живших за 2600 лет до н.э., сказано: «Ты един еси, Господи, от начала времён. Наследник бессмертия. Несотворённый, Саморождённый; Ты создал Землю и сотворил людей».
Интересно, что идею единого Бога провозглашали не только большие народы, но и малые. Так, у абхазов есть единый Бог Анцэа (Анцва). Они называют его Богом-Творцом и создателем всего мира. Для того, чтобы придать своему Богу мировое значение, без тени сомнения они заявляют, что их единого (и в тоже время верховного Бога) почитают последователи всех мировых религий, но только каждый по своему.
Идея единого Бога, выдвинутая египтянами, через две тысячи лет дошла до евреев и так им понравилась, что они, перестав поклоняться многим богам, оставили себе только одного (Яхве) и объявили его сначала единственным (т.е. племенным богом), а вскоре и единым Богом (т.е. Богом всех народов мира). Конечно, Яхве это очень понравилось, но он стал опасаться, что кто-нибудь сможет захотеть оспорить его единоначалие и славу как единственного Бога, поэтому он предупредил: «Я Господь (Иегова), это Моё имя, и не дам славы Моей иному…» (Исх. 42:8). Однако с его славой ему всё же пришлось поделиться с другим Богом – с тем, кого христиане называют его сыном – Христом.
Хотя из Библии и следует идентичность иудейского Яхве и христианского Бога-отца, ортодоксальные иудеи этого не признают. Впрочем, когда это выгодно, идентичность этих богов признается. Так, в начале ХХ века евреи белорусского местечка дали телеграмму в Москву купчихе-благотворительнице М.Ф. Морозовой: «Пожертвуйте столько-то, синагога сгорела, ведь Бог у нас один».
Христианство, принявшее эстафету у иудаизма, также проповедует идею единственного Бога, естественно, своего – Христа. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8). В Послании к коринфянам утверждается: «нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4), под которым подразумевается Иисус Христос. Причём, те, кто не согласны с этим, объявляются преступниками: «…не верующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Да и апостол Павел обещал небесные кары тем, кто не верит в Иисуса Христа: «В пламенеющем огне совершающего отмщения не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его …» (2 Фес. 1:8-9). Эта угроза касается в том числе и евреев (иудеев), которые не верят, что Христос – истинный Бог.
О других же богах христиане говорят презрительно – «так называемые боги». Это значит, что великие боги древности Тиамат, Мардук, а также знаменитые предшественники Христа – боги Осирис и Митра – все они лишь «так называемые», т. е. ложные боги в понимании христиан. Конечно, этим богам обидно, что их называют ложными богами, но сделать они ничего не могут – их время прошло… Сегодня только историки религии о них и помнят.
Но и с христианским представлением о едином Боге не всё так просто, так как Бог у большинства из них хотя и един, но в то же время не совсем один, потому что представлен аж… тремя Богами. Так, в «Православно-догматическом богословии» говорится, что «Бог един по существу и троичен в лицах». Автор этого богословия архиепископ Макарий писал, что этим учением «мы отличаемся от язычников и от еретиков, допускающих многих или двух богов, но и от иудеев, и от магометан, и от всех еретиков, признававших и признающих только единого Бога». Воспринятое большинством христианских конфессий учение о триединстве Бога плохо согласуется с идеей о едином Боге, носящим имена разных Богов, что позволяет христианам, когда им это нужно, рассматривать их по отдельности, а в других случаях представлять их как одно лицо – естественно, что этим лицом является Христос.
Что касается учения о едином Боге Христе, то здесь существует ещё одна трудность. Она состоит в том, что не все даже христианские церкви признают Христа Богом. Так, автор брошюры Свидетелей Иеговы «Что от нас требует Бог» пишет, что в Библии говорится, что есть только один истинный Бог, которому и надо поклоняться (1 Кор. 5:6; Откр. 4:11). По их утверждению, Иисус Христос – не Бог, а всего лишь ангел, у которого два имени – Слово и Михаил. До того, как он пришел на Землю, он жил на небе и был духовной личностью. Христос – первое творение Бога и, к тому же, единственный сын, которого Бог сотворил сам. По учению Свидетелей Иеговы, до того, как Иисус Христос стал человеком, Иегова использовал его в качестве «искусного помощника» при создании всего остального на небе и на земле. Для подтверждения своих слов, они ссылаются на Библию (Притч. 8:22-31; Кол. 1:16,17).
Последователи другой мировой религии – ислама тоже утверждают, что есть только один единый Бог, но вовсе не Яхве, не Кришна и, тем более, не Христос, который для них является не богом, а всего лишь пророком. Таким единственным Богом является Аллах. В Конституции Исламской Республики Пакистан говорится: «…власть над всем миром принадлежит одному всемогущему Аллаху». Причем неверие в Аллаха, как следует из священной книги мусульман, Корана, является преступлением, наказание за которое одно – смерть. «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29).
Понятно, что если Бог только один, то и истинная религия тоже должна быть только одна. Между тем, каждая из религий «единого Бога» – иудаизм, христианство и ислам – имеет своё учение, несогласное с учениями других религий, а в главном – учении о Боге – даже противоречащее им. Пророки еврейского народа – Неемия и Ездра, а затем Иеремия и Иезекииль вдохновенно и яростно проповедовали ту идею, что все религии, кроме одной (разумеется, иудаизма) – ложны. В свою очередь представители этих «ложных религий» считают свои религии истинными, а ложными объявляют те, учения которых они не разделяют. Суровой критике при этом подвергается не только их вероучение, но и их священнослужители. Например, христианская церковь «Свидетели Иеговы» заявляет: «Нынешние иудеи суть сонмище сатанистов, что во всём мире (кроме иеговистов – М. Б.) поклоняются сатане» («Чудо-книжка или дивное предсказание Бога-богов Еговы». С.-Петербург, 1998). Достается и другим христианским церквам: «Сегодня, перед великим днём Иеговы, представители духовенства христианского мира, образно говоря, настолько напились “виноградного сока”, что едва осознают, что Всевышний вызывает их на суд» («Сторожевая башня», 1 мая 1998, с. 9).
В то же время сами религиозные учения содержат положения, противоречащие идее «единого» для всех народов Бога. Об этом, в частности, говорят представители церкви Свидетели Иеговы. «Единым истинным Богом», – пишут эти христиане об иудеях, – они называют Иегову, но никак не Христа, и, тем более, не Аллаха или других богов» («Руководство Бога указывает путь в Рай». Watch Tower Bible, 2001, – c.5).
У христиан есть ещё один «подводный камень», сильно мешающий продвигать идею единого для всех религий Бога. Ведь одно из основных положений христианского учения провозглашает, что Бог един, но он существует в трёх лицах. Понятно, что объединять единого Яхве, единого Аллаха, а также единого Кришну с состоящей из трёх частей «единой» Троицей соглашаются далеко не все.
Противоречит представлению о едином Боге и учение о том, что один из богов (а именно, племенной Бог евреев) дал преимущества одному народу перед всеми другими. По учению иудаизма, Бог выделил евреев из всех народов мира, в результате чего они стали «Богом избранным народом» со всеми вытекающими последствиями: «Я Господь Бог ваш, который отделил вас от всех народов» (Лев. 20:24). И «…вы будете… Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-6). Смысл этого избрания и особой любви Яхве к евреям состоит в том, что «святой народ» и его священники должны править, а люди других национальностей – работать, в поте лица добывая хлеб насущный для себя, святого народа и его священников.
Ничего удивительного, что идею исключительности еврейского народа поддержал Иешуа, сын простой еврейки Марии (вскоре после его гибели его еврейское имя сменили на греческое – Иисус): «Я пришёл спасти овец из дома Израилева». Т.е. он пришел, чтобы спасти только евреев! Правда, позднее один из его апостолов сделал вид, что забыл об этих словах своего Бога, и вопреки им (исказив их букву и дух!) заявил, что все народы одинаковы перед Христом: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни … варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3:11). Разве другие славные Боги – Осирис, Аллах, Кришна, Один, Род, Велес согласны с тем, что евреи должны иметь какой-то особый статус? Нет, конечно. Согласны с этим только христиане (которые не могут отрезать «пуповину» от иудаизма), да и то только в теории (по вероучению), а на практике они всегда были против этого, о чём свидетельствуют преследования евреев в течение всей истории христианства, требование признать ошибочность их отказа от единого Бога-Христа.
О том, что Бог не един, говорит и борьба разных церквей с «ложными богами». Так, для правоверных иудеев Христос вовсе не бог, и даже не сын их любимого бога Яхве, а самый настоящий самозванец. В Талмуде говорится, что Христос шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. Там сказано также, что описание распятия Христа – ложь, что он был казнён четырьмя разными способами (Санхедрин 105а-в). Учение христиан о Христе настолько неприемлемо, что «евреи должны уничтожать книги (христиан)» (Шаббат 116а).
Как пишет преподаватель современного иудаизма Дэвид Новак из университета Виржиния (США), иудеи и христиане не могут и не осмеливаются совместно провозгласить «Так говорит Господь». Слово божье и для иудаизма и для христианства неотделимо от соответствующей общины-посредника, провозглашающей это слово.
В свою очередь и мусульмане не хотят признавать единым Богом Христа. По их вероучению Христос вообще не бог, а всего лишь пророк, к тому же не главный. Называть своего Аллаха именами других богов (например, именем Яхве, он же Иегова) никому из мусульман в голову не придёт. Так правоверный поступить не может, ибо это будет прямым оскорблением Аллаха. Наказание за него – смерть. Утверждение шахады о том, что Аллах – единственный Бог, должно служить грозным предостережением любителям прихватывать имена чужих Богов или давать своему Богу чужие имена.
У верующих нет единства не только в вопросе о всеобщем едином Боге. Даже в самой христианской церкви у каждой конфессии есть своё представление о своём Боге, т.е. о Христе. Например, у православных есть своё понимание Христа и его учения, которое в ряде положений отлично от такового у католиков и протестантов. Достаточно вспомнить учение Католической церкви о филиокве (исхождение духа святого не только от Бога-отца, но и от Бога-сына), с которым категорически не согласна Православная церковь. А члены протестантской церкви «Свидетели Иеговы» заявляют, что Иегова не является Троицей, а Св. Дух – вовсе не личность, а действующая сила Бога. И сурово добавляют: «Бог не одобряет те верования, которые произошли от ложной религии («Что от нас требует Бог?» Нью-Йорк, 2005).
По сути, общим у христиан является только имя их Бога, а учения о нём у каждой христианской конфессии – разные. Более того, христиане ведут себя так, что складывается впечатление, что у каждой христианской конфессии не только своё понимание Христа, но и вообще свой Христос, который мало похож на Христа других христианских церквей.
К сказанному следует добавить, что и происхождение у всех так называемых «единых» богов разное. Все боги-творцы появились в разное историческое время на определённых этапах развития религии. Но вот что интересно: приверженцы каждого из этих богов не хотят делить своего Бога с представителями других религий; они никогда не называют своего Бога другим именем. Впрочем, их можно понять – ведь религиозные учения и священные писания у верующих в этих богов различаются, и довольно существенно. Кроме того, у каждого из этих Богов есть и своя церковь, которая также не желает отождествлять себя с другими церквами, враждует и даже воюет с ними. Есть у неё и свой штат священно- и церковнослужителей, которые не хотят иметь ничего общего с духовенством других церквей. Да и верующим в одного Бога никогда не придёт в голову молиться другому Богу, даже если он и является тем же самым богом, но имеющим другое имя (например, Яхве=Аллах=Бог-Отец).
Сторонники разных «единых Богов» не только не признают друг друга, как равноправных, но часто оскорбляют, преследуют и убивают. Так, ортодоксальные последователи Яхве, выражая свое крайне негативное отношение к христианскому Богу, заявляют, что Христос самозванец, шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. В Талмуде сказано, что описание распятия Христа – ложь, что иудеи ненавидели его так сильно, что казнили четырьмя разными способами. «Евреи должны уничтожать книги (христиан)», – говорится в одной из священных книг иудаизма (Шаббат 116а). Следуя этому призыву 23 марта 1980 г. в Иерусалиме иудеи публично сожгли сотни томов «Нового Завета». В «Универсальной Еврейской энциклопедии» говорится, что стало обычаем плевать (обычно три раза) при виде церкви или распятия».
В свою очередь поклонники Христа на протяжении всей своей истории воевали со сторонниками единого Бога Яхве. Об отношении христиан к тем, кто не признает их Бога единственным (единым), говорят следующие слова апостола Павла: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маранафа» (1 Кор. 16, 22). А в другом месте Нового завета прямо говорится о том, что не считающий Христа богом является преступником: » …не верующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18). Очень жёстко отношение христиан к иудеям выразил один из основателей протестантизма, Мартин Лютер, сказав перед смертью: «… если они (иудеи – М.Б.) откажутся от своего богохульства, то нам надлежит с радостью простить их; если же нет, то мы не должны оставлять их в живых». Гитлер, ссылаясь на его слова, оправдывал геноцид европейского еврейства.
Христиане выступают против укрепления позиции последователей ещё одного «единого» Бога – Кришны. Так, в Москве руководители Православной церкви протестуют против строительства в этом городе самого крупного в Европе центра церкви кришнаитов-вайшнавов.
Отстаивая представления об Аллахе как единственно истинном Боге, его последователи на протяжении всей своей истории преследовали поклонников других «истинных» и единых богов — Яхве и Христа. В Коране сказано: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29).
Новейшая исламская биография Мухаммеда показывает нетерпимость и готовность к насилию уже раннего ислама. Как только ислам приходил к власти, он переставал вести вежливые дискуссии с иноверцами. Языком переговоров становился язык меча. В 625 г. было выдворено еврейское племя Кайнока. В 625 г. изгнан клан Ан-Надир. В 627 г. Мухаммед приказал убить всех мужчин еврейского племени Кораица, а их женщины и дети были проданы в рабство. Как только Мухаммед укрепил своё положение в Медине, он начал вести сражение с евреями, жившими на соседних территориях.
Нетерпимое отношение к последователям других «единых Богов» продолжалось всю историю ислама. Например, в течение всего ХХ века жестоко преследовались христиане в Турции. Если в 1900 г. 20% населения страны были христианами, то сегодня это число составляет всего 0,3% и продолжает уменьшаться. До сегодняшнего дня наложено официальное табу на упоминание об истреблении 1,5 млн. армянских христиан (1915–1916 гг.). Массовые расправы происходили также в 1926 и 1928 гг. в области Тур Абдин. С 1945 г. в Турции были проведены многочисленные погромы христиан. Были разрыты могилы патриархов, а вырытые тела выброшены из них. В 60-е годы десятки тысяч ассирийских христиан изгонялись и уничтожались исламистами. Турецкая Хизболла на протяжении многих лет насильственными методами борется за «освобождение Турции от христиан». В Саудовской Аравии преследуют христианских руководителей так называемых домашних групп. Их сажают в тюрьмы и подвергают пыткам. И в Афганистане приверженцы единого Бога Аллаха талибы стремятся не допустить распространение веры в Христа. За пропаганду христианства следует жестокое наказание – публичная смертная казнь через повешение.
У идеи «единого Бога» есть и другое «слабое звено»: она распространяется только на религии единобожия, «забывая» о том, что есть ещё народные религии, верующие которых – так называемые язычники – почитают богов своего народа. Язычество не только предшествовало появлению монотеизма, но продолжает существовать на всех континентах и сегодня. Поклонники единоправящих богов предпочитает их просто не замечать. Например, рупор христианской церкви Свидетелей Иеговы журнал «Пробудитесь!» пишет о религии викингов: «Викинги поклонялись множеству вымышленных богов…» (8 дек. 2000 г). Получается, что Бог иеговистов – истинный, а боги викингов, а заодно и все остальные боги народов мира – выдуманные, ложные.
Но и это не всё. Существуют ещё и комплекс первобытных верований, куда входит анимизм, тотемизм, шаманизм, магия, мантика, фетишизм и земледельческий культ, в котором ещё нет места богам. Если сторонники «единого Бога» оскорбляют богов народов мира, дают им уничижительные эпитеты – называют их ложными, фальшивыми, то в отношении этих первобытных (первоначальных) верований они поступают проще – делают вид, что их нет, они не существуют. А напрасно, ведь есть их живые носители, и эти религиозные представления вошли в своё время во все более поздние религиозные верования, являясь сегодня составными частями развитых монотеистических религий.
И уж, конечно, не разделяют представление о существовании какого-то единого для всех народов бога сами представители языческих религий, поклоняющиеся множеству богов – больших и малых, простых и верховных. В ходе всей истории народов мира они, как правило, терпимо относились к богам других народов, городов и стран, включая их в свой пантеон или давая чужим богам имена своих богов. Например, когда Вавилон стал главным городом Месопотамии, его бог Мардук был отождествлён с древним шумерским верховным богом Энлилем. В связи с этим он получил имя Бэл-Мардук («Господь Мардук»). У древних римлян было много древнегреческих богов: Юпитер был двойником Зевса, Нептун – Посейдона, Юнона – Геры, Венера – Афродиты и т.д. А Аполлона и Диониса римляне поместили в свой пантеон с теми же именами и с теми же функциями, которые они имели у греков.
Таким образом, не приходится говорить о том, что Бог един, что у всех народов он один и тот же, но имеет всего лишь разные имена. Это всего лишь неуклюжий проповеднический, пропагандистский приём, который верующие-монотеисты пытаются использовать для сплочения своих рядов, для их защиты от еретиков (т.е. инакомыслящих), неверующих и атеистов.
Если бы Бог был действительно один, то представители разных религий не пытались бы обратить в свою веру и заставлять поклоняться своему «единому» богу верующих других конфессий. А ведь они это делают с неослабевающим упорством. Ещё и сегодня они порой готовы даже убивать приверженцев других религий, поклоняющихся другому «единому» Богу. Вся история монотеистических религий полна войн между ними, а также между ними и политеистическими религиями. Одно из последних проявлений непризнания других богов и религий со стороны христиан нашей страны – протест православных верующих во Христа против строительства в Москве храма бога Кришны, адепты которого выступают с требованиями признать за ним статус единого Бога.
Но даже тогда, когда Бог у верующих разных религий действительно один, как, например, у трёх семитических (авраамических) религий – иудаизма, христианства и ислама (Яхве, Бог-отец, Аллах), приверженцы этих религий не желают и слышать, чтобы их Бога, например, Аллаха называли Яхве. И наоборот – иудеи, верующие по сути в того же самого Бога, что и мусульмане, но называющие его другим именем – Яхве или Саваоф, никогда не назовут своего Бога Аллахом. А христиане, почитающие кроме Христа ещё и Бога-Отца, являющегося тем же самым Яхве-Саваофом, не только не желают слышать об Аллахе, но стараются отмежеваться и от иудейского Яхве, упорно называя его нейтральным именем Бог-Отец.
Что же касается индийского Кришны, которого его последователи хотели бы видеть в качестве своего единого Бога, то и у него нет шансов стать неким единым Богом, т.к. желание его последователей не совпадает со взглядами представителей названных выше семитических религий. Никто из этой троицы не захочет – не только называть своего бога Кришной, но даже и приравнять его к своему Богу.
Проведённый анализ достаточно ясно свидетельствует, что никакого «единого Бога» всех народов, которого можно было бы называть именами разных Богов, не существует. Трезвомыслящие люди давно это поняли и отразили несуразность этой идеи в известной шутке: По Голгофе ходит Будда и кричит «Аллах акбар!». А настойчивые попытки объявить своего Бога единственным в статусе единого для всех верующих могут привести только к разжиганию межрелигиозных распрей. А ведь нам этого совсем не нужно… Пусть каждый верит в своего Бога, не оглядываясь на других. Так больше шансов сохранить и гражданский, и международный мир и сотрудничество между людьми.
А трезвомыслящие могут лишний раз убедиться, что все эти боги существуют лишь в религиозном сознании верующих, столь талантливых на изобретение и защиту своих богов.
Источник: «Здравый смысл» (N 51, 2009 г.)

Темы: религии, бог, единый бог, теизм, вера, религия, здравый смысл, существует ли бог, атеизм, един ли «единый бог»?

Альбигойский крестовый поход

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2018; проверки требуют 27 правок.

Альбигойский крестовый поход
Основной конфликт: Крестовые походы
Дата 1209—1229
Место Лангедок, Франция
Итог Поражение альбигойцев: Парижский договор
Противники
  • Католическая церковь
  • Королевство Франция
  • Крестоносцы
  • Графство Тулуза
  • Королевство Арагон
  • Транкавели
  • Графство Фуа
  • Графство Комменж
  • Виконтство Беарн
  • Альбигойцы
Командующие
  • Иннокентий III
  • Гонорий III
  • Григорий IX
  • Арнольд Амальрик
  • Филипп II Август
  • Людовик VIII
  • Бланка Кастильская
  • Симон де Монфор
  • Амори VI де Монфор
  • Раймунд VI
  • Раймунд VII
  • Пере II
  • Раймунд Роже Транкавель
  • Раймунд Роже де Фуа
Аудио, фото, видео на Викискладе

Альбигойский крестовый поход или Катарский крестовый поход (1209—1229 годы) — серия военных кампаний, инициированных Римской католической церковью, по искоренению ереси катаров в области Лангедок.

Когда дипломатические попытки папы римского Иннокентия III повлиять на распространение катарского движения не нашли особой поддержки среди священнослужителей и крупной феодальной знати, он решил прибегнуть к силе оружия. Во время этого крестового похода, длившегося 20 лет, был уничтожен по меньшей мере миллион человек. Альбигойский крестовый поход сыграл решающую роль в учреждении Ордена доминиканцев, а также инквизиции как мощного средства борьбы католической церкви с инакомыслием.

Происхождение

Римская католическая церковь постоянно имела дело с различного рода религиозными движениями. Однако в XII веке эти группы объединились в небольшие общины вокруг нелояльных по отношению к римскому папе проповедников или в маленькие секты. Катары области Лангедок представляли собой довольно сплочённое религиозное движение такого рода, какой церковь осуждала уже девятьсот лет, со времен арианства.

В XII веке большая часть того, что сегодня называют Южной Францией, прониклась духом катаризма, распространившегося и на другие области. Наряду с катарами в городах и селениях, контролируемых городами, возникали общины вальденсов. Хотя корнями движение катаров уходило не в Лангедок, но именно там их религиозные учения нашли самый восторженный отклик.

Эта работа Педро Берругете XV в. иллюстрирует легенду о святом Доминике и альбигойцах, в которой сочинения Доминика и катаров по очереди бросали в огонь. Пламя пощадило только тексты Доминика.

Особенно много катаров оказалось на юго-западном побережье Франции, к тому времени находившемся под властью королевства Арагон. Себя они называли альбигойцами по названию французского городка Альби. Большинство исследователей связывают это с тем, что в Альби и округе концентрация катаров была наивысшей. По другой версии, это название восходит к церковному собору в Альби, впервые объявившему доктрины катаров еретическими. Политическая власть в Лангедоке принадлежала крупным землевладельцам и богатым горожанам.

Став папой в 1198 году, Иннокентий III попробовал вернуть катаров в лоно католической церкви. Но многочисленных проповедников встречали довольно прохладно. Даже святому Доминику, отличавшемуся убедительностью и красноречием, не удалось добиться ничего существенного Катарским вождям активно помогали богатые дворяне, а также некоторые епископы, недовольные церковными порядками. В 1204 году папа римский снял этих епископов с их должностей, а вместо них назначил папского легата. Тот в 1206 году попытался найти поддержку у аристократии Лангедока, настраивая её против катаров. Дворян, которые по-прежнему оказывали содействие катарам, отлучали от церкви. В мае 1207 года под отлучение попал могущественный и влиятельный граф Раймунд VI Тулузский. Папа призвал французского монарха Филиппа II к решительным действиям против катаров, но тот отказался. Граф Раймунд встретился с папским легатом Пьером де Кастельно в январе 1208 года, после чего наместника папы нашли зарезанным в собственной постели.

Разгневанный папа отреагировал на убийство буллой, в которой обещал одарить землями еретиков Лангедока всех, кто примет участие в крестовом походе. Это ещё более осложнило и без того непростые отношения между дворянами Севера и Юга Франции.

Военные кампании

Окситания накануне Альбигойского крестового похода (1209 год) Соотношение сил и главные сражения

Военные кампании Альбигойского крестового похода можно разделить на несколько периодов. Первый — с 1209 по 1215 год — сопровождался успехами в Лангедоке. Захваченные земли, однако, были вскоре потеряны (1215—1225 годы) из-за восстаний.

Ситуация изменилась после того, как в 1226 году в войну вмешался король Франции Людовик VIII. После его смерти в ноябре того же года начатое дело продолжил его преемник Людовик IX. Область к 1229 году была повторно завоевана, а местное дворянство согласилось на временное перемирие.

После 1233 года инквизиция ликвидировала остальных катаров. Сопротивление и стихийные восстания продолжались, однако без особого успеха. Военные действия прекратились только в 1255 году. В ходе Альбигойских войн погибло около миллиона человек (считая жертвы с обеих сторон).

Успешное начало: 1209—1215 годы

Основные статьи: Взятие Безье, Осада Каркассона, Битва при Мюре

В середине 1209 года около 10 000 вооружённых крестоносцев собрались в Лионе. В июне Раймунд VI Тулузский, заподозрив неладное, обещал католическому духовенству начать военные действия против катаров. Спустя некоторое время после этого обещания его отлучение от церкви было снято. Тем временем крестоносцы подошли к Монпелье. Земли Раймунда-Рожера Транкавеля вокруг Альби и Каркассона, на которых жили общины катаров, оказались под угрозой разорения. Как и Раймунд Тулузский, Раймунд-Рожер попытался договориться с вождями крестоносцев, но ему отказали во встрече, и он поспешил назад к Каркассону, чтобы подготовить город к обороне. В июле крестоносцы захватили маленькую деревушку Севье и подступили к Безье Они потребовали, чтобы все катары вышли из города. Те отказались, и после взятия Безье всё его население было вырезано, хотя катар в городе было не более трехсот человек. Современные источники оценивают число погибших в диапазоне между семью и двадцатью тысячами. Последнее число, вероятно сильно завышенное, появляется в отчёте папского легата Арнольда Амальрика. Новости о бедствии в Безье быстро распространились, и впоследствии множество укреплений катаров сдались без всякого сопротивления. Именно при взятии крепости Безье была якобы сказана известная фраза «Убивайте всех, Господь распознает своих!», которую приписывают папскому легату Арнольду Амальрику.

Катаров выводят из Каркассона.

Следующей мишенью стал Каркассон, к которому крестоносцы подошли 1 августа 1209 года. Город был неприступной крепостью. Осада оказалась недолгой. 7 августа город отрезали от водоснабжения, а 15 августа Раймунд-Рожер поехал во вражеский стан искать перемирия, но был схвачен. В тот же день Каркассон сдался без боя. Население не вырезали, но, согласно Петру из Во-де-Сернея, выпустили из города практически нагими, «…в одних сорочках и портках». После взятия Каркассона войска крестоносцев возглавил Симон де Монфор. Вскоре практически без сопротивления были захвачены Альби, Кастр, Фанже, Лиму, Ломбер и Монреаль. Однако некоторые города, которые ранее сдались без боя, впоследствии оказали ожесточённое сопротивление.

Следующая битва состоялась возле Ластура, неподалёку от замка Кабаре. В декабре 1209 года Пьер Рожер де Кабаре отстоял свою крепость. Военные действия временно прекратились лишь с первыми заморозками. В марте 1210 года пал Бран. В июне осадили Минерв. Город подвергся массированному обстрелу из камнемётов, и его удалось захватить лишь после полного разрушения оборонительных укреплений. Катарам дали возможность принять католицизм. Большинство так и поступило, но 140 убеждённых катаров были сожжены на костре. В августе крестоносцы подступили к Терму. Несмотря на значительные усилия Пьера-Рожера де Кабаре, город подвергся осаде и в декабре пал. В 1211 году пал Лавор и были зверски убиты около 500 человек, включая его хозяйку даму Героду де Лавор и её брата Аймери де Монреаля, который нарушил присягу Монфору, поспешив на помощь сестре. В 1213 году войска Педро II Арагонского подошли на помощь Тулузе. Они осадили крепость Мюре, но в сентябре король Педро II погиб в сражении с крестоносцами. Его разбитая армия бежала. Это был серьёзный удар по катарскому сопротивлению. В конце 1213 г. ситуация ухудшилась: Раймунд был вынужден бежать в Англию. В ноябре Симон де Монфор вступил в Перигор и без труда захватил замки Домм и Монфор, а также осадил Кастельно и разрушил укрепления Бейнака. В 1215 году крестоносцы ворвались в Тулузу. Тулуза была передана Монфору. В 1224 году его сын Амори уступил земли, унаследованные им после гибели отца в 1216 году, королю Франции. Тем не менее о полном покорении Лангедока речи не шло. Множество недовольных дворян, изгнанных со своих земель, либо потерявших родственников пополнили ряды файдитов и начали партизанскую войну как против католической церкви так и против Монфора, и в некоторые периоды добивались ощутимых успехов.

Кающиеся катары носили жёлтый крест

Восстание и реванш южан в 1216—1225 годах

В апреле 1216 года Раймунд VI вместе с сыном, будущим Раймундом VII, вернулись из эмиграции в свои земли и вскоре собрали в недовольных городах значительную армию сопротивления. В мае был осажден Бокер, павший через три месяца. Французский гарнизон укрылся в цитадели; в июне на помощь городу пришёл Симон де Монфор, но отбить его не смог и в августе снял осаду. Потом он жестоко подавил восстание в Тулузе. Но в сентябре 1217 года Раймунд VI, собрав военные силы, подошёл к Тулузе, немедленно снова восставшей против французов и с радостью открывшей ему ворота. Симон, находившийся в области Фуа, срочно вернулся и осадил город, но 25 июня 1218 года во время осады был убит прямым попаданием в голову камня из катапульты. Его сын Амори был вынужден снять осаду.

Вмешательство французского королевского дома

В ноябре 1225 года Раймунда-младшего, как и его отца, отлучили от церкви. В июне 1226 года Людовик VIII возглавил новый поход. Укреплённые города и замки сдавались без сопротивления. Лишь Авиньон ожесточённо сопротивлялся в течение более трёх месяцев, чтобы наконец в сентябре окончательно капитулировать. Людовик VIII неожиданно скончался в ноябре, и на троне оказался малолетний Людовик IX. Бланка Кастильская, королева-регентша, назначила командиром крестоносцев Юмбера де Боже. В 1227 году пал Ла-Бесед, а в 1228 году Юмбер осадил Тулузу, но не смог её взять и лишь разорил окрестности. Силы окситанцев уже иссякли, и в 1229 году Раймунд VII был вынужден подписать с французской короной унизительный договор в Мо.

Инквизиция

По вымирании Тулузской династии Лангедок стал владением французской короны. Во время пребывания папы Григория IX на папском престоле инквизиция была наделена всеми полномочиями для уничтожения ереси. Кампания началась в 1233 году. Многие бежали в самое сердце Лангедока, найдя убежище в крепости Монсегюр. В 1235 году инквизиция уничтожила альбигойцев в Альби, Нарбонне и Тулузе.

Катарские цитадели захватывали одну за другой. Монсегюр сопротивлялся девять месяцев, до марта 1244 года, дольше всех других крепостей, будучи полностью отрезанным от внешнего мира. Последним оплотом катаров был замок Керибюс, сеньором которого был легендарный рыцарь Чаберт Барбейра, и который пал в августе 1255. Последнего катара сожгли на костре в 1321 году.

См. также

  • Инквизиция
  • Иннокентий III
  • Арнольд Амальрик
  • Раймунд VI (граф Тулузы)
  • Симон де Монфор
  • Раймунд Роже Транкавель
  • Альбигойцы
  • Катары
  • Край катаров
  • Монсегюр
  • Патарены
  • Вальденсы
  • Богумилы
  • Павликиане
  • Манихеи
  • «Ларец Марии Медичи» (фильм)
  • Гильем Тудельский. Песнь об Альбигойском крестовом походе / Пер. с прованс. С. Д. Лихачевой, В. В. Виноградовой. — М.: Квадрига, 2010. — 320 с. — ISBN 5-91791-036-9.
  • Песнь о крестовом походе против альбигойцев / Пер. с прованс. И. О. Белавина, Е. В. Морозовой. — М.: Ладомир; Наука, 2011. — 440 с. — (Литературные памятники). — ISBN 978-5-86218-489-1.

Литература

На русском языке

  • Каратини Роже. Катары. Боевой путь альбигойской ереси / Пер. с франц. А. Васильковой. — М.: Эксмо, 2010. — 400 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 978-5-699-40585-5.
  • Мадоль Жан. Альбигойская драма и судьбы Франции / Пер. с франц. Г.Ф. Цибулько. Под ред. Н. И. Милютенко. — Спб.: Евразия, 2000. — 326 с. — (Clio). — ISBN 5-8071-0037-9.
  • Майорова Е. И. Хранители Грааля. Катары и альбигойцы. — М.: Вече, 2013. — 288 с.: ил. — (History files). — ISBN 5-4444-1234-3.
  • Ольденбург З. С. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. — Спб.: Алетейя, 2001. — 416 с. — ISBN 5-89329-369-X.
  • Осокин Н. А. История альбигойцев и их времени. — М.: ООО «АСТ», 2000. — 896 с. — (Классики исторической мысли). — ISBN 5-237-05364-5.
  • Ран Отто. Крестовый поход против Грааля / Пер. с нем. И. Иванова, С. Ляпкова, Е. Мурзина, А. Овченко. — М.: ООО «АСТ», 2002. — 302 с.: ил. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-17-011582-2.

На иностранных языках

  • VC: Sibly, W. A. and M. D., translators (1998), The history of the Albigensian Crusade: Peter of les Vaux-de-Cernay’s Historia Albigensis, Woodbridge: Boydell, ISBN 0851158072
  • CCA: Martin-Chabot, Eugène, editor and translator (1931-1961), La Chanson de la Croisade Albigeoise éditée et traduite, Paris: Les Belles Lettres . His occitan text is in the Livre de Poche (Lettres Gothiques) edition, which uses the Gougaud 1984 translation for its better poetic style.
  • PL: Duvernoy, Jean, editor (1976), Guillaume de Puylaurens, Chronique 1145-1275: Chronica magistri Guillelmi de Podio Laurentii, Paris: CNRS, ISBN 2910352064 . Text and French translation. Reprinted: Toulouse: Le Pérégrinateur, 1996.
  • Sibly, W.A. and Sibly, M.D., translators, The Chronicle of William of Puylaurens: The Albigensian Crusade and its Aftermath, Boydell & Brewer, Woodbridge, 2003, ISBN 0-85115-925-7
  • Barber, Malcolm. The Cathars: Christian Dualists in the Middle Ages (англ. Катары: Средневековые дуалисты. — Harlow, 2000.
  • Graham-Leigh, Elaine. The Southern French Nobuility and the Albigensian Crusade. — Boydell, 2005. — ISBN ISBN 1-84383-129-5.
  • LeRoy Ladurie, Emmanuel. Montaillou, an Occitan Village 1294-1324. — Penguin, 1978. — ISBN ISBN 0-14-005471-5.
  • Sumption, Jonathan. The Albigensian Crusade. — London : Faber, 1978. — ISBN ISBN 0-571-11064-9.
  • Weis, Rene’. The Yellow Cross, the Story of the Last Cathars 1290-1329. — Penguin, 2001. — ISBN ISBN 0-14-027669-6.

Примечания

  1. ↑ VC Introduction: The historical background
  2. ↑ Massacre of the Pure, Журнал «Time» (с англ. Время) Time, 28 апреля, 1961
  3. ↑ European Wars, Tyrants, Rebellions and Massacres (800—1700 CE)
  4. ↑ VC § 5
  5. ↑ Mosheim, Johann Lorenz. Mosheim’s Institutes of Ecclesiastical History, Ancient and Modern 385 (W. Tegg 1867)
  6. ↑ См. также Третий Латеранский собор
  7. ↑ VC § 6
  8. ↑ PL §VIII
  9. ↑ VC § 8-9
  10. ↑ PL §VI
  11. ↑ PL §VII
  12. ↑ PL §IX
  13. ↑ VC § 55-58
  14. ↑ VC § 59-60, PL §IX
  15. ↑ VC § 84
  16. ↑ PL §XIII
  17. ↑ VC § 88
  18. ↑ VC § 89
  19. ↑ По сообщению одного писателя, когда один из предводителей войска Христа спросил у папского легата Арнольда Амальрика о том, как отличить католиков от еретиков, тот ответил: «Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eius» — «Убивайте всех! Господь узнает своих!». В письме папе, датируемом августом 1209, легат сообщал:

    «…в то время как бароны совещались о том, к каким уловкам прибегнуть, чтобы вывести из города католиков, слуги и другие люди низкого звания, а некоторые даже без оружия, напали на город, не ожидая приказов вождей. К нашему изумлению, крича „к оружию, к оружию!“, за два или три часа они пересекли ров, перелезли через стены, и Безье был взят. Они не пощадили никого, всех предали мечу, почти 20 000 человек, вне зависимости от ранга, пола или возраста. После этой большой резни целый город был разграблен и сожжен. Так чудным образом осуществилась божья месть…»

  20. ↑ VC § 92-93
  21. ↑ VC § 94-96, PL §XIV
  22. ↑ VC § 98
  23. ↑ VC § 101
  24. ↑ VC § 108—113
  25. ↑ VC § 114
  26. ↑ VC § 115—140
  27. ↑ VC § 142
  28. ↑ VC § 151
  29. ↑ VC § 154
  30. ↑ VC § 156
  31. ↑ VC § 168
  32. ↑ VC § 169—189
  33. ↑ VC § 367—446
  34. ↑ VC § 447—484, PL §XX
  35. ↑ VC § 463, PL §XXI
  36. ↑ PL §XXV
  37. ↑ VC § 528—534
  38. ↑ VC § 529
  39. ↑ VC § 530
  40. ↑ VC § 533—534
  41. ↑ VC § 569
  42. ↑ VC § 554—559, 573

Ссылки

Альбигойский крестовый поход на Викискладе
  • «Песнь о крестовом походе против альбигойцев»
  • Albigensian Crusade
  • The paths of Cathars by the philosopher Yves Maris.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать список литературы.

Получено от «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Альбигойский_крестовый_поход&oldid=96816881»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *