Кто такие оглашенные

Оглашенные

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2018; проверки требуют 3 правки.

Оглаше́нные, катехуме́ны (греч. κατηχούμενοι; церк.-слав. ωглашє́ннїи) в христианстве — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

В ранней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского. Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому.

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана, новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных. По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещёному, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так, Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого — на небесах. У этого царь — Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля.

Святитель Амвросий Медиоланский, напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II, не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:

Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос.

В Православной церкви

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Перед принятием таинства Крещения над каждым человеком в традиции Православной церкви совершать специальный богослужебный чин — «чин оглашения», состоящий из ряда молитв.

Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился.

В Православной церкви на оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни:

  • во время богослужения могут находиться только в притворе храма,
  • не участвуют в таинствах церкви,
  • во время литургии не могут присутствовать на литургии верных и должны покинуть храм на последних словах литургии оглашенных, произносимых диаконом: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

В конце литургии оглашенных произносится специальная ектения об оглашенных, в которой церковь, как собрание верных, просит Бога просветить оглашенных и удостоить их таинства крещения.

В Католической церкви

В Католической церкви взрослые, желающие принять таинство крещения, обязательно должны пройти подготовку, называемую катехуменатом. Сам кандидат в этот период называется оглашенным или катехуменом. Обязательность катехумената установлена конституцией Второго Ватиканского собора «О священной литургии» (Sacrosanctum Concilium). Общее описание порядка подготовки взрослых к крещению, его периодов и этапов, а также обрядов, сопутствующих им, содержится в документе, выпущенном в 1972 году Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств — «Чин христианского посвящения взрослых». Катехуменату и его важности для церкви посвящено апостольское обращение папы Иоанна Павла II «Catechesi tradenale» (1979 год).

Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях. В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней. Первая ступень — предварительная евангелизация, или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень — основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени). Третья ступень — период очищения и просвещения — период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения. В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с Великим постом. В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры.

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви.

В культуре

  • Что кричишь, как оглашенный! — «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно. Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно кричали.

Примечания

  1. ↑ Написание «оглашённые» является неправильным. Во-первых, традиция требует такого произношения церковнославянского по происхождению слова. Во-вторых, написание «оглашенный» закреплено в орфографическом словаре. В современном русском языке слово «оглашённый» существует, но только как причастие, образованное от глагола «огласи́ть».
  2. ↑ Азы православия
  3. ↑ Климент Александрийский. Строматы, II, 96, 2.
  4. ↑ Ипполит Римский. Апостольское предание (Traditio apostolica), II, 3.
  5. ↑ Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum).
  6. ↑ Иоанн Златоуст. Беседа 25 на Евангелие от Иоанна // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. — Изд. СПб. духовной академии, 1902. — Т. 8, кн. 1—2. Беседы на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова. — С. 5—604.
  7. ↑ Цит. по: Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. II. — М.: Сретенский монастырь, 2001 . — С. 146.
  8. ↑ Η ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΒΑΠΤΙΣΜΑΤΟΣ
  9. ↑ Оглашаемого, без обуви и с непокрытой головой, священник ставит лицом к востоку, трижды дует ему в лицо и трижды при этом читает молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.» Затем кладёт на голову оглашаемого руку и читает молитву, в которой просит Бога присоединить человека к спасаемым. После этого священник читает над человеком три заклинательные молитвы, при помощи которых изгоняет из человека живущего в нём нечистого духа. Эти молитвы носят название «Запрещение» (др.-греч. Ἀφορκισμός) первое, второе, третье. Например, в первом запрещении сказано: Запреща́ет тебе́, диа́воле, Госпо́дь прише́дый в мiр и вселивы́йся в челове́цех, да разруши́т твое мучи́тельство, и челове́ки и́змет… Убо́йся, изы́ди, и отступи́ от созда́ния сего́, и да не возврати́шися, ниже́ утаи́шися в нём…по-русски: Запрещает тебе, диавол, Господь, пришедший в мир и поселившийся между людьми, чтобы разрушить твое самовластие и освободить людей… Убойся, выйди, и отступи от этого создания (то есть от оглашаемого человека), и да не возвратишься, и да не утаишься в нём. Наконец священник читает молитву, в которой просит избавить человека от рабства дьявола, после этого дует оглашаемому на губы, на лоб и на грудь и читает трижды следующие слова молитвы: Изжени из него (или из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (или её),… по-русски: Изгони из него (или из неё) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (или её),… После этого оглашаемый поворачивается лицом на запад, а священник его трижды спрашивает:Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? по-русски:Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрицаюся. по-русски: Отрекаюсь. После этого трижды спрашивает священник оглашаемого:Отреклся ли еси сатаны? по-русски:Отрекся ли от сатаны? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрекохся. по-русски: Отрекся. После этого священник просит оглашаемого дунуть и плюнуть на сатану, что и делает оглашаемый. Затем оглашаемый поворачивается лицом на восток, а иерей трижды спрашивает человека о том, сочетается ли он Христу; аналогично вопросу о сатане трижды человек отвечает, что сочетается. Затем священник задаёт тот же вопрос в прошедшем времени и человек отвечает в прошедшем времени, священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?», оглашаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу» и читает Никео-Цареградский Символ веры. (Данное действие должно совершаться трижды). После священник трижды задаёт вопрос о том, сочетался ли человек Христу, и каждый раз человек одинаково отвечает. И говорит священник: «И поклонись Ему.» Оглашаемый поклоняется со словами: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.»
  10. ↑ Требник Чин оглашения
  11. ↑ Сайт центра катехизации (недоступная ссылка — история). Проверено 25 марта 2008. Архивировано 23 марта 2008 года.
  12. ↑ Катехизис Католической Церкви. Ст. 1258—1259
  13. ↑ Толковый словарь русского языка Ушакова (недоступная ссылка с 14-06-2016 )

См. также

  • Верные
  • Катехизация
  • Огласительное слово

Ссылки

  • Хулап В. Ф. Катехуменат в истории Церкви.
  • Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе на pravmir.ru
  • Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях

Получено от «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Оглашенные&oldid=95990647» Скрытые категории:

Кто такие оглашенные?

20.01.2015 0 3853

Если спросить человека, изредка посещающего церковь, кто такие оглашенные, то чаще всего на ум придет только идиома «орет как оглашенный». Мы применяем поговорку, когда хотим сказать, что кто-то ведет себя неподобающим образом, шумит, нарушает покой. Но откуда взялась сама поговорка? Кто такой оглашенный и почему он орет?

B I веке, когда родилась новая религия — христианство, к вопросу принятия этой веры люди подходили очень серьезно. Для всех новообращенных это был сложный, а иногда и опасный выбор, полное изменение жизненного пути. За принадлежность к христианской общине могли отправить в тюрьму, подвергнуть мучительным истязаниям и даже убить.

В те времена храмы у христиан были тайными, и чаще всего это были даже не храмы, а комнаты, спрятанные в толще стен, или же подземные убежища, пещеры. К вере люди приходили в сознательном возрасте, и не все, решившие стать христианами, выдерживали такую подпольную жизнь.

Христиан ненавидели все: иудеи — за то, что их соотечественники предались опасной ереси, язычники — за то, что новоявленная иудейская секта не признавала их языческого пантеона.

Трудный выбор

Так что прежде чем креститься в новую веру, будущие члены общины проходили довольно внушительный испытательный срок. Сначала они внимали словам уже крещеных собратьев, усваивали основные правила, то есть проходили так называемую катехизацию — обучение основам христианства. Заявить священнику, что они все знают и все понимают и поэтому хотят получить крещение, новички не могли. Крещение в древней церкви проводили всего пару раз в год, когда набиралось достаточное количество желающих.

И крестить могли только самых достойных — тех, у кого горячая вера в сердце и кто может ответить на вопросы священника. А все остальные старались жить в согласии с установлениями христианства, заучивали молитвы, запоминали значение церковных событий — то есть учились быть христианами. Иногда обучение затягивалось на долгие годы. В христианской общине желающие креститься не занимали полноправного места.

Они считались новичками и даже не вполне христианами — ведь на них еще не сошел Святой Дух, они еще не были крещены. В Римской империи этих новичков называли катехуменами, то есть проходящими период подготовки к таинству Крещения — катехизацию. У нас это непонятное русским слово перевели как «оглашение», а катехуменов стали называть оглашенными, то есть высказавшими желание стать христианами, но еще ими не ставшими.

До крещения все катехумены считались язычниками. Общины были тогда неприветливы к новичкам: мало ли какое зло принесет новичок сообществу. Было немало случаев, когда язычники крестились, а потом снова возвращались к старой вере. Некоторые крестились и раскрещивались не один раз. Поэтому на Первом Вселенском соборе было особо оговорено — не принимать в общину без испытательного срока. А все случаи крещения язычников сразу же или вскоре после изъявления желания строго осудили.

Священников, нарушивших это правило, могли даже изгнать из клира. А новичкам предписывалось ходить на все огласительные проповеди в течение месяца. Потом и вовсе определили срок обучения — не менее трех лет. Уж за три года любой новичок разберется, готов ли он стать христианином. Катехумены старались принимать участие в жизни церковной общины, но к некоторым обрядам их не допускали.

Например, они не имели права присутствовать на всей литургии и могли находиться вместе с крещеными лишь на той ее части, которая так и называлась — «литургия оглашенных». В этой части литургии священник молился о скорейшем принятии оглашенных в лоно церкви. А потом обряд продолжался только для верных — дьякон трижды провозглашал: «Оглашенные, изыдите!», и в храме оставались только крещеные. Литургия для них так и называлась — «литургия верных».

Не допущенные к литургии

Равенства не было и среди самих катехуменов. К только что пришедшим относились с недоверием, приглядывались, подвергали испытаниям. Причем просто так явиться в общину они не могли. Будущего христианина приводил к священнику или епископу верующий мирянин или дьякон. Священник оценивал кандидата, читал ему соответствующую молитву, осенял крестным знамением и благословлял обучаться основам веры. У таких новичков пока что было одно право -внимательно слушать и запоминать.

Их так и называли — аудиенты, то есть слушающие. В храме они присутствовали только на чтении священных текстов. По мере обучения аудиенты переходили в более высокий разряд новичков — оранты (молящиеся), поскольку они уже могли участвовать в некоторых обрядах, молиться вместе с верными, вставать на колени, поститься, участвовать в литургии оглашенных, но не принимали причастия. Они изучали Символ веры и священные тексты.

Ни аудиенты, ни оранты не могли стоять в храме рядом с крещеными. Им было отведено особое место вместе с кающимися в грехах — в притворе, рядом с главным входом. В среднюю часть храма, где молились верные, их не допускали.

В древности крестили обычно на праздники Пасхи или Крещения, и к этому дню готовились очень тщательно. Перед обрядом оглашенные должны были исповедоваться священнику в своих грехах, а тот принимал решение, насколько велика тяжесть этих грехов и можно ли кандидата допустить к обряду крещения. Кандидат честно рассказывал о том, что побудило его прийти в церковь, а священник выяснял, не существует ли препятствий для крещения, и если катехумен прошел испытание, то его допускали к обряду.

Нельзя, например, перейти из католичества в православие через крещение. Нельзя вернуться в свою веру после извержения из церкви. В ранней церкви повторное крещение не поощрялось. Но когда церковь заняла устойчивое место и язычников не осталось, повторное крещение стало считаться недопустимым.

Не могли крестить катехумена, если тот был нерадив во время обучения или же не принимал каких-то догматов церкви. Это означало бы принять в общину негодного члена, или хуже того — будущего еретика. Отказывали в крещении человеку, который не желал принимать участия в делах своей общины. Отказывали и тем, кто изо всех сил стремился получить крещение, но продолжал вести грешную и безнравственную жизнь.

Существовал целый список занятий, которые не позволяли даже искренне верующему принять крещение — проституция, совершение абортов, блудная жизнь, волхвование и чародейство, сутенерство и т.п. И был только один способ пройти обряд крещения -принести покаяние. Впрочем, покаяние священниками не всегда принималось на веру.

Препятствием для крещения считалась и преждевременная смерть катехумена. Священник мог крестить человека, находящегося на смертном одре, но никак не мог окрестить умершего, даже если тот был при жизни оглашенным. Однако вполне разрешалось крестить невменяемых, если они прежде были оглашенными!

Как только оглашенный проходил обряд крещения, он превращался в равноправного члена общины. Хотя и после обряда должен был пройти завершающий этап катехизации.

Было бы желание

Когда христианская церковь стала господствующей, то нужда в оглашении взрослых отпала. Таковых стало столь мало, что в какой-то момент перестали даже строить притворы, где они бы находились во время церковных обрядов.

Крестить стали во младенчестве. И от оглашенных осталось только название. Но необходимость в обучении катехизису осталась. Правда, теперь катехизация касалась детей. В католичестве в положенном возрасте дети проходят обряд конфирмации и становятся полноправными членами церкви.

Взрослые в католичестве принимают крещение крайне редко. Предварительно они проходят евангелизацию, то есть учатся самым азам веры. Потом получают название катехуменов и более серьезно приобщаются к вере, в конце этого этапа они получают новое имя. Завершает подготовку к крещению долгий период молитвы и очищения души от скверны безбожия.

Теперь человек готов принять крещение и влиться в ряды христиан. За долгие годы существования христианства изменилось и отношение к катехуменам, не успевшим креститься при жизни. Теперь считается, что внезапно умерший катехумен как бы уже был крещен, поскольку получил «крещение желанием».

В некоторых христианских конфессиях крещение могут принять только взрослые люди, которые хорошо понимают, какой ответственный шаг делают.

Николай КОТОМКИН

Археология 04.11.2017

В печени 375-летней мумии обнаружили паразитов

Археология 04.11.2017

В Нижнем Тагиле нашли редкий артефакт эпохи мезолита

История 04.11.2017

В центре Риги нашли и срочно закопали секретный туннель КГБ

Археология 04.11.2017

Человеческие жертвоприношения в древнейшем армянском поселении — Мецаморе

Археология 04.11.2017

В Великом Новгороде нашли берестяную грамоту о денежном сборе

Археология 04.11.2017

Кто такие оглашенные ?

Опубликовано 10.06.2015 | Анатолий Баданов

Кто такие оглашенные в православной Церкви? «Помолитесь, оглашенные, Господу», – каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы – ектений – говорит: – «Оглашенные, изыдите!» Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С. И. Ожегова дает понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно». Разве место таким в храме? Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…

В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему, как царю и Богу!» Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения – Таинстве Евхаристии – вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее «литургия оглашенных».

Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.

Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?

Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные… В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».

Что же касается выхода из храма – здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещеному человеку надо усвоить лично для себя: пока еще я не имею права участвовать в Евхаристии, а значит, должен уйти.

Из книги «Азы Православия». Читать полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *