Кто такой августин

Аврелий Августин: ортодоксальная философия

«Верую, чтобы понимать.»
Аврелий Августин

Аврелий Августин, или блаженный Августин, — христианский философ, проповедник, причисленный к лику святых. Его труды оказали значительное влияние на средневековую философскую и религиозную мысль и западную культуру в целом.

Учение о боге и бытии

Блаженный Августин

Аврелий Августин — один из отцов христианской церкви; этот почетный титул означает, что он участвовал в формировании основ нового религиозного учения. Мать будущего философа была христианкой, отец — язычником, этот факт отражает ситуацию, существовавшую в то время: христианство совсем недавно стало официальной религией, античные языческие культы еще не исчезли.

Философская деятельность отцов церкви получила название «патристика», и один из главных вопросов, которые ей предстояло решить, заключался в следующем: как совместить веру и знание, религию и философию? Вера для христиан, естественно, была на первом месте, знание уже не играло такой роли, как для античных философов. Да и сама философия теперь не имела такого значения, она стала считаться вспомогательной наукой, нужной для того, чтобы лучше понять религиозные догмы.

Первые христианские философы изучали своих античных предшественников и пытались понять, что из их теорий применимо в христианстве, а что нет. Августин хорошо знал труды нео- платоников и соглашался со многими их взглядами. Он считал, что все бытие есть благо. Бог создал материю и дал ей предназначение, а так как все, что создано Богом, это благо, то этот мир благ по своей природе. Существование зла объясняется недостатком блага. Зло само по себе не является субстанцией и существует лишь там, где отсутствует добро.

В отличие от неоплатоников, которые считали создателя безличным абсолютом, Августин определяет Бога как личность. Бог — это вечный творец бытия, мир существует, потому что Бог постоянно создает его вновь и вновь.

«Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее лишено протяженности» (Аврелий Августин)

Божественное предопределение

«Рождество со св. Августином и Гальгано» (П. ди Джованни д’Амброджо, 1430-е) Августин (слева) изображался обычно с книгой — намек на его литературную деятельность «во славу Божью»

По мнению Августина, Бог полностьювладеет человеческой судьбой, он заранее предрешил для одних спасение в раю, для других — грехопадение и ад. Человек не хозяин своей судьбы, а Божественный замысел непостижим, поэтому совершено бессмысленно задаваться какими бы то ни было вопросами.

У первых людей, до того, как было совершено грехопадение, существовала свобода воли, считал Августин. Их праведность была добровольным выбором, они не совершали зла, чтобы не нарушать нравственный закон, данный им Богом. Почему же люди потеряли право выбора? Потому что они использовали свободу не во благо, они нарушили волю Бога. С момента грехопадения люди стали рабами своих желаний и не могут не грешить.

Августин считал, что тексты Библии не должны пониматься буквально, так как она была создана для спасения души, а не для размещения научных знаний

Иисус, принеся себя в жертву, искупил прегрешения человечества перед Богом. У людей снова появился свободный выбор. Иисус показал людям путь возвращения к Богу: полностью ему покориться, сделать его волю своей волей. Только таким образом можно спасти свою бессмертную душу и после смерти обрести Царство Божие.

Жизнь человека предопределена Богом — и в то же время он обладает свободой воли и может самостоятельно выбирать между добром и злом, поэтому от него самого зависит, спасет ли он свою душу. Августин, как добрый христианин, стремился к чистоте и спасению души. Но и он в молодости поддавался искушениям и не чуждался удовольствий. Известно высказывание, произнесенное им в двадцатилетнем возрасте: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!»

«Не существует никакого соглашения, никакой доброй цели, никакой особой милости, посредством которых было бы дано Божественное или человеческое позволение говорить ложь» (Аврелий Августин)

О вечности и времени

Исследуя феномен сотворения мира Богом, Августин пришел к вопросам времени и вечности. Эта проблема была невероятно трудной для понимания, и философ доходил до отчаяния, пытаясь ее осмыслить. В итоге он пришел к выводу, что время, так же, как и пространство, не существует отдельно от мира. Пока не было мира, не было и времени, оно возникло сразу после сотворения.

Августин дал такое определение времени: это мера движения и изменения. Это простое определение не утратило своей актуальности до сих пор, на нем были основаны исследования, впоследствии проведенные в этой области Ньютоном и Эйнштейном.

Философ считал, что ни прошлого, ни будущего в реальности нет, существует только настоящее. Прошлое находится в памяти человека, будущее живет в его надеждах. Вечность же, в понимании философа, неотделима от Бога. В вечности нет промежутков времени, которые состоят из изменений. Время же — это движение изменений, отсутствие совпадения: заканчивается одно, и начинается другое.

В связи с таким пониманием времени Августин задавался вопросом: как пророки могли видеть будущее, если оно еще не наступило? «Надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время также существует, хотя непостижимым для нас образом», — заключал он.

«Воля в нас все — гда свободная, да не всегда добрая» (Аврелий Августин)

Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения

Главная | Случайная страница | Контакты

а) Жизнь и творчество:

— Аврелий Августин (Блаженный)(354 — 430) — христианский
теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская
империя), заложил основы католицизма как главного в то
время направления христианства.

— Был одним из основателейранней схоластики.

— Главное произведениеАвгустина Блаженного — «О граде
Божьем»- на протяжении столетий стало
распространенным религиозно-философским трактатом, на
который опирались средневековые теологи при изучении и
преподавании схоластики.

— Другими известными произведениями Августина
являются:»О прекрасном и пригодном», «Против
академиков», «О порядке».

б) основные положения философии Августина Блаженного:

— ход истории,жизнь общества — это борьба двух противоположных
царств — Земного (грешного) и Божественного;

— Земное царствовоплощается в государственных
учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах,
императоре;

— Божественное царствопредставлено
священнослужителями — особыми людьми, наделенными
благодатью и близкими к Богу, которые объединены в
христианскую Церковь;

— Земное царствопогрязло в грехах и язычестве и будет рано
или поздно побеждено Божественным царством;

— в связи с тем,что большинство людей грешны и далеки от
Бога, светская (государственная) власть необходима и будет
существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
короли и императорыдолжны выражать волю
христианской Церкви и подчиняться ей, а также
непосредственно Папе,, Римскому;

— Церковь- единственная сила, способная объединить мир;

— бедность,зависимость от других (ростовщиков,
землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, по,
пока эти явления существуют, с ниминадо смириться и
терпеть, надеяться на лучшее;

— высшее блаженство- счастье человека, которое понималось
как углубление в себя, ученость, понимание истины;

— после смертиправедники в награду от Бога получают
загробную жизнь.

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы

3. Патристика. Философия Августина Аврелия (Блаженного).

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: 05_Filosofia_Srednikh_vekov.doc Скачиваний: 111 Добавлен: 21.05.2015 Размер: 56.32 Кб ☆ 1 < Предыдущая Стр 2 из 3 2 3

Наиболее яркий представитель патристики – Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430 гг.). Его главные труды: «Исповедь», «О граде Божьем». В произведениях Августина мифологические и библейские сюжеты сочетаются с религиозно-философскими размышлениями.

Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения, стоявший на позициях неоплатонизма.

Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего, как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен, он есть нечто постоянное. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени. Мир представляет собой лестницу, где есть высшее (бестелесное и божественное) и низшее (телесное и материальное). Т.е. в мире существует иерархия – жесткий, установленный Богом порядок.

Учение о познании. Внешний изменчивый мир не может быть источником истины, таковым может быть только вечное, т.е. Бог. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей жизни человека. Постичь истину можно только путем откровения. Таким образом, Августин выдвигает тезис о превосходстве веры над разумом («верить, чтобы понимать» – суть теории познания Августина). Разум постигает явления видимого мира, а вера приводит к осознанию вечного.

Учение о душе. Душа, по августину, есть только у человека – это ставит его выше всех живых существ. Душа бессмертна, она бестелесна, нематериальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие способности – разум, воля и память.

Проблема свободы воли. Августин развивал идею божественной предопределенности. Но в мире существует добро и зло, поэтому возникает вопрос о природе зла. Августин утверждал, что Бог творит только добро, зло – это отсутствие добра и возникает в результате человеческой деятельности, т.к. от рождения человеку дана свобода воли.

Взгляды на общественную жизнь. Социальное неравенство августин рассматривает как результат грехопадения человечества и считает его основным принципом бытия общества. Государство должно носить теократический характер и служить интересам Церкви. Историю человечества Августин представлял как борьбу двух царств – Божьего и земного. В Божье царство входит меньшая часть человечества – это люди искренне верующие, живущие «по духу». Град земной составляют люди, живущие «по плоти» (неверующие, язычники). Представителем града Божьего на земле является церковь, следовательно, ее власть выше светской.

4. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

Схоластика («школьная философия») стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным для широких слоев населения.

Философское мышление здесь рассматривалось как средство для доказательства истинности религиозной веры.

Фома аквинский (1225 – 1274 гг.) – монах родом из Италии, католический теолог, профессор богословского факультета Парижского университета. После смерти был причислен к лику святых. Его учение – томизм – на долгие годы стало официальной доктриной католической церкви.

Творчество Ф.Аквинского охватило ряд областей знания: теологию, философию, право. Его главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». В основе учения Ф.Аквинского – религиозная интерпретация идей Аристотеля.

В центре внимания Ф.Аквинского вопрос о соотношении веры и разума. Он предложил оригинальное решение этого вопроса, основанное на понимании необходимости признать успехи науки. По мнению Ф.Аквинского, наука и религия отличаются по методу получения истины. Наука и тесно связанная с ней философия опираются на опыт и разум, а религия основана на вере и ищет истину в откровении, в Священном писании. Задача науки – объяснение закономерностей природного мира и получение достоверного знания о нем. Но разум нередко ошибается, а органы чувств вводят в заблуждение. Вера достовернее и ценнее разума.

Религиозные догматы не могут быть доказаны человеческим разумом в силу ограниченности его возможностей, их надо принять на веру. Однако ряд религиозных положений нуждаются в философском обосновании – не ради подтверждения их истинности, а ради большей доходчивости. Т.обр., наука и философия нужны для укрепления веры («знать, чтобы верить»).

Примером такого подхода является разработанная Ф.Аквинским система доказательств существования Бога. Он полагает, что доказать существование Бога можно лишь косвенно – путем изучения предметов и явлений, сотворенных им:

1)все, что движется, имеет источник движения , значит, существует первоисточник движения – Бог;

2)каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех вещей и явлений – Бог;

3)все случайное зависит от необходимого, значит, существует первая необходимость – Бог;

4)во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5)все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.

Значение учения Ф.Аквинского заключается в том, что он создал глубоко продуманную религиозно-философскую систему, в которой нашлось объяснение Богу, природе, человеку.

1 < Предыдущая Стр 2 из 3 2 3

Соседние файлы в предмете

  • # 21.05.2015140.29 Кб1504_4_СПЛАНХНОЛОГИЯ_ЛЕЧ-04.doc
  • # 21.05.2015145.92 Кб1304_5_СПЛАНХНОЛОГИЯ_ЛЕЧ-05.doc
  • # 21.05.2015227.33 Кб404_5_СПЛАНХНОЛОГИЯ_ЛЕЧ-05.doc
  • # 21.05.2015108.03 Кб6904_Antichnaya_filosofia_1_2_3.doc
  • # 21.05.2015151.04 Кб8104_Parazitologia.doc
  • # 21.05.201556.32 Кб11105_Filosofia_Srednikh_vekov.doc
  • # 21.05.201558.37 Кб7506_Filosofia_Vozrozhdenia.doc
  • # 21.05.201590.62 Кб8407.Философия Нового времени (1,2).doc
  • # 21.05.201588.06 Кб2007_Filosofia_Novogo_vremeni_1_2.doc
  • # 21.05.201553.76 Кб7408.Немецкая класическая философия.doc
  • # 21.05.201556.83 Кб2208_Nemetskaya_klasicheskaya_filosofia.doc

Аврелий Биография, Аврелий Августин биография читать, Аврелий Августин биография читать онлайн

Биография

Августин Блаженный Аврелий (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Блаже́нный Августи́н) Родился 13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка. Дата смерти 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка. Христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского. Но августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера. Учение Августина о предопределении, вырванное из контекста догматов православной и католической церкви, стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов.

Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».
Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано. Им по предведению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Святой католической и православной церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин.
Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 июня по старому стилю.

Также Святитель Августин, Учитель Благодати (лат. Doctor Gratiae).

Биография
Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).

В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет и на которой он никогда не женился, так как она принадлежала к более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнес свое изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!». В 372 г. у Августина в конкубинате родился сын Адеодат.

В 373 году, после прочтения «Hortensius» Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к секте манихеев. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане.

Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства.

Во время пребывания Августина в Медиолане в 384—388 гг. его мать нашла сыну невесту, ради чего он оставил свою конкубину. Однако, он должен был ждать два года до того, как невеста достигнет необходимого возраста, поэтому он завел другую конкубину. В конце концов, Августин разорвал помолвку со своей 11-летней невестой, оставил вторую конкубину и никогда не возобновил отношения с первой.

После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам (13:13). После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, был крещён Амвросием в Медиолане.

После этого, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным, вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».

Часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии». Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.

Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.

Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра.

В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

Этапы творчества
Первый этап (386—395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г.; первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388—389 гг.), «Об учителе» (388—389 гг.), «О музыке» (388—389 гг.; содержит знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388—395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386—388 гг.

Второй этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.

Третий этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».

Сочинения
Наиболее известными из сочинений Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры).

Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.

Учение Августина

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

О бытии
Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.

Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один, и несколько миров быть не может.

Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

Бог, мир и человек
Августин раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от судьбы и фортуны.

Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, Он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы.

Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и не волен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

О благодати
Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства — с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными».

О свободе и божественном предопределении
Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом.

После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.

Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но Твоя да будет» Лк. 22:42). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как Свою собственную.

Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство.

Предопределение (лат. praedeterminatio) — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе.

Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди — существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

О вечности, времени и памяти
Время — мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

Анализ (о)сознания времени — давний крест дескриптивной психологии и теории познания. Первым, кто глубоко ощутил огромные трудности, которые заключены здесь и кто бился над ними, доходя почти до отчаяния, был Августин. Главы 14-28 книги XI «Исповеди» даже сейчас должны быть основательно проштудированы каждым, кто занимается проблемой времени.
— Эдмунд Гуссерль
Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.

Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда.

При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира — вместе с тем и начало времени.

Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения.

Вечность — она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность — мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

Теодицея
Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте — всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша».

Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.

Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.

Истина и достоверное знание
Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно». Критикуя скептицизм, он выдвинул против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое.

Достоверное знание — это знание человека о своем собственном бытии и сознании.

«Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю.. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю.. Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живёшь, знаешь, что познаёшь.»
Познание
Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит:

«Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.»
Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.

Ступени познания истины:

внутреннее чувство — чувственное восприятие.
ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.
разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.
Разум — это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.

В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.

Об обществе и истории
Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

Справедливое государство — христианское государство.

Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Необходимо соблюдать международные договоры.

Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

В историческом процессе Августин (18-я книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):

первая эпоха — от Адама до Великого потопа
вторая — от Ноя до Авраама
третья — от Авраама до Давида
четвёртая — от Давида до вавилонского пленения
пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа
шестая — началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.
седьмая — вечность
Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство — царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие — христианская церковь.

«Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно, переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.

Августин Аврелий доказывал превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.

Влияние на христианство
Августин оказал сильное влияние на догматическую сторону христианского учения. Воздействие его проповедей было на протяжении последующих нескольких веков ощутимо не только в африканской, но и в западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других течений, нашла много сторонников. Августин оставил многочисленные сочинения, имевшие существенное влияние на антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Разрабатывал учение о св. Троице, исследовал отношения человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры.

Оказал влияние на Раймунда Луллия и других православных и католических богословов, подчёркивавших важность разума как источника веры. Согласно Августину, библейские тексты не должны пониматься буквально, если это входит в противоречие с тем, что известно науке. Он объясняет, что в намерения Святого Духа не входило размещать в Священном Писании научные знания, поскольку это не относится к вопросам спасения. Более того, Августин не рассматривает первородный грех в качестве причины структурных изменений во Вселенной и появления смерти в мире людей и животных. Он даже предполагает, что организм Адама и Евы был создан смертным ещё до грехопадения (но если бы они не согрешили, то обрели бы духовные тела и вечную жизнь ещё до Второго пришествия Христа). Основал несколько монастырей, некоторые из них впоследствии были разрушены.

Представитель типа ЛЭФВ создает впечатление человека мягкого, но “с характером”. При том, что Августин в целом не склонен разжигать конфликты, легко относится к другим людям и не видит проблемы в том, чтобы уступить, он также любит иронизировать, а иногда и беспощадно высмеивать окружающих. Это делается как бы в шутку, а если собеседник обидится, то ему достанется ещё и за то, что воспринимает всё слишком серьёзно.

ЛЭФВ обаятельны и привлекают к себе людей, причём это происходит само собой. Нельзя сказать, что Августин из кожи вон лезет, чтобы стать душой компании. Быть в центре внимания для него так же естественно, как дышать. Представитель этого типа отзывчив к людям, всегда готов проявить интерес или поддержать ничего не значащими словами – ему несложно, а человеку приятно. Из-за этого окружающие тянутся к Августину, как если бы он распространял вокруг себя солнечный свет. Увы, благодаря его манере общения люди часто видят дружбу или романтический интерес там, где имеет место лишь поверхностная симпатия, из-за чего могут возникать неприятные ситуации.

Как правило, ЛЭФВ выглядит привлекательно и ухоженно, чем ещё больше вызывает расположение. Однако сам он постоянно сомневается в своей красоте. Представители этого типа ужасно стесняются даже небольших дефектов своей внешности. Например, девушки-Августины могут не выходить на люди без косметики, и делиться откровениями вроде: “Представляешь, он видел меня без макияжа и остался со мной… вот это настоящая близость!” Или, обладая стройной фигурой, постоянно сидеть на диетах. Также многие ЛЭФВ ни за что не опубликуют свои фото без обработки. И так далее. Конечно, такая зацикленность на своей внешности приносит свои плоды в виде восхищения окружающих, но сами Августины никогда не бывают до конца уверены в себе и не могут почувствовать себя расслабленно. Каждую секунду они помнят, что их оценивают, одновременно жаждут этой оценки и боятся её. Августины – благодарные получатели комплиментов, даже если вы “для галочки” похвалите их новую прическу, они воспримут это со всей серьезностью: “Да? Ты правда так думаешь?”

ЛЭФВ не выглядит амбициозным человеком, изо всех сил стремящимся к успеху и достижению своих целей любой ценой. И это понятно, ведь многие цели достигаются ими без какого-либо напряжения, благодаря умению расположить к себе людей. Окружающие их любят и всегда готовы помочь. Уступая в мелочах, Августины получают несоизмеримо больше в результате. Впрочем, представителей этого типа привлекает не манящее “прекрасное далеко”, а приятная, насыщенная жизнь здесь и сейчас. Они увлекаются разными видами искусства, общением и построением отношений с людьми, часто ведут активный образ жизни. У них много талантов, хоть и не всегда хватает упорства их развивать.

Ум – это не то качество, которое бросается в глаза при общении с Августинами. Тем не менее, сами они считают себя умными людьми, и предпочитают собеседников, с которыми могут общаться на равных. Представителей этого типа сложно переубедить, но слушать их умозаключения весьма интересно. При этом ЛЭФВ ждут от вас не дискуссии, а эмоциональной реакции на свои слова. Ради неё они готовы высказывать необычные, провокационные суждения. Августины редко связывают свою жизнь с наукой, но могут хорошо реализовать себя в сфере образования, так как почти все они любят детей и легко находят с ними общий язык.

В общих чертах ЛЭФВ можно охарактеризовать как человека, обладающего мягким обаянием и располагающего к себе. Его “Ахиллесова пята” – нескончаемые сомнения в своей красоте и внешней привлекательности, а также слабость к комплиментам. ЛЭФВ – спокойный, лёгкий, несуетливый тип. Он всегда находится в центре событий, не прилагая для этого почти никаких усилий.

Надежда Рудницкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *