Кто такой богослов

Богослов

 Богослов

Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία), — совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. Богословие возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм.

Термин «теология» или «богословие» может пониматься по-разному: с одной стороны как комплекс наук, которых объединяет общность объекта изучения (например история христианского вероучения), логично что общей методологией этих наук в этом случае будут методы исторической науки (так как такая «теология» будет всего лишь «историей христианской культуры»), в этом случае можно говорить о теологии как о науке (в дореволюционной России был принят более корректный термин «Богословская наука»). С другой стороны теология как «учение о Боге», то есть часть религиозной философии, наукой в строгом смысле не является. В России, эти два значения часто путаются, во многом и потому, что богословская наука долгое время развивалась исключительно в рамках конфессиональных учебных заведений (например духовных семинарий и академий), где преподавалась вместе с рядом прикладных дисциплин (устав, апологетика, церковное пение, пастырское богословие), в отличие от стран Запада, где «теология» всегда оставалась частью «светского», то есть университетского образования, с того времени, конечно, когда стало возможным говорить о светском образовании в Европе вообще. В то же время в большинстве западных университетов до сих пор остаются и практические «специализации» на многих теологических факультетах (в рамках этих специализаций главной задачей является подготовка кадров для религиозных конфессий).

В контексте системы образования «Теология — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер».

Христианская богословская наука (теология)

  • Библеистика (Текстология, Библейская критика, история методов толкования (экзегезы) и т. п.)
  • Патрология (История христианской словесности)
  • Литургика (История богослужения)
  • История Церкви
  • Агиография
  • Систематическое (догматическое) богословие
  • Сравнительное богословие
  • и т. д.

Православное богословие

См. также: Христианское богословие

Под системой православного богословия как науки понимается набор различных богословских дисциплин (отрасли богословия), каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа

  • триадология — учение о Святой Троице
  • пневматология — учение о Святом Духе
  • христология — учение о природах и лице Иисуса Христа
  • ангелология — учение об ангелах
  • антропология — учение о человеке
  • амартология — учение о грехе
  • сотериология — учение о спасении
  • экклезиология — учение о Церкви
  • иконология — учение об иконе
  • сакраментология — учение о таинствах
  • эсхатология — учение о последних судьбах мира

Исламское богословие

  • Хадисоведение — знание хадисов
  • Фикх — исламское правоведение: знание шариата и мазхабов
  • Калам — исламское теоретическое богословие.
  • Тафсир — экзегетика Корана

Примечания

  1. ↑ из Государственного образовательного стандарта по специальности 020500 Теология, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686

Литература

  • Пьер Адо. Апофатизм, или Негативная теология // Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб., 2005, с. 215—226

Ссылки

  • Научный богословский портал
  • Кафедра теологии Тульского государственного университета
  • Факультет теологии Российского православного института
  • Институт теологии Белорусского государственного университета
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • Православные богословские курсы при Московской Духовной Академии

Метафилософия Разделы философии П
о
р
т
а
л
Философия знание теоретическая практическая
Дисциплины Эпистемология • Логика Онтология • Гносеология • Диалектика • Метафизика Аксиология • Этика • Эстетика
Философия предметной области науки • математики • техники • сознания • языка природы • человека • духа • теология искусства • истории • культуры • образования • общества • политики • права • религии • экономики

Wikimedia Foundation. 2010.

Синонимы: ахун, библейник, богословник, вербист, муджтахид, мулла, муфтий, теолог, улем, улема

Смотреть что такое «Богослов» в других словарях:

  • Богослов.Ру — Богослов.Ru … Википедия

  • богослов — улем, муджтахид, мулла, теолог, муфтий, ахун Словарь русских синонимов. богослов теолог Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • БОГОСЛОВ — БОГОСЛОВ, богослова, муж. 1. Специалист по богословию. 2. В старину ученик духовной семинарии по классу богословия (ист.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • БОГОСЛОВ — БОГОСЛОВ, а, муж. Специалист по богословию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • БОГОСЛОВ — (Иоанн Богослов; см. тж БОГОСЛОВЕЦ, ИОАНН) В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые. (день Иоанна Богослова – 9 октября по н. с.) Цв916 (I,272); Спорили сотни Колоколов.… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • БОГОСЛОВ — , термин, в разные исторические эпохи обозначал различные понятия. В античности Б. назывались поэты, занимавшиеся описанием происхождения богов и исследованием их природы (теогонией, мифологией) (Arist. Met. III 4 … Православная энциклопедия

  • богослов — а, ч. 1) Фахівець з богослов я; теолог. 2) заст. Учень старшого класу духовної семінарії … Український тлумачний словник

  • богослов — (фахівець із богослов я), теолог … Словник синонімів української мови

  • БОГОСЛОВ — Афонька Богослов, валуйский ездок. 1629. А. М. Г. I, 298 … Биографический словарь

  • Богослов — I м. Специалист в области богословия ; теолог. II м. Ученик старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Богослов — I м. Специалист в области богословия ; теолог. II м. Ученик старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Творения. Святитель Григорий Богослов. Том 2., Святитель Григорий Богослов. 944 стр. Второй том Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей составили стихотворения и письма свт. Григория Богослова. Тематика 408 представленных здесь… Купить за 1069 грн (только Украина)
  • Святитель Григорий Богослов. Творения. В 2 томах. Том 1. Слова, Святитель Григорий Богослов. «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей» открывают два тома Творений святителя Григория Богослова. В первый том вошли знаменитые 45 Словсвятителя, создавшие ему… Купить за 810 руб
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах, Преподобный Симеон Новый Богослов, Преподобный Никита Стифат. В настоящей книге под одной обложкой собраны произведения двух замечательных византийских богословов, учителя и ученика, — преп. Симеона Нового Богослова (X-XI вв.) ипреп. Никиты Стифата (XI… Купить за 227 руб

Другие книги по запросу «Богослов» >>

БОГОСЛОВИЕ

Найдено 2 определения термина БОГОСЛОВИЕ

Показать:

Время:

БОГОСЛОВИЕ

теология, совокупность религиозных наук о сущности и действии Бога. Применительно говорить к христианству, исламу, иудаизму.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

БОГОСЛОВИЕ

теология (греч. teologia, от teos — бог и logos — учение), — совокупность религ.-церк. учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование гл. положений той или иной религии; исходит из существования бога, сверхъестеств. явлений, бессмертия души, загробной жизни. Б. — не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа Б. — идеализм, гл. обр. объективный. Будучи теоретич. основой религии и базируя свои положения на вере, Б. враждебно науке и обществ. прогрессу: оно отправляется от определенной системы догматов, из к-рых выводятся все решения частных проблем; простое соответствие догматам является в Б. критерием истинности этих решений. Истинность догматов «гарантируется» авторитетом проповедующей их церкви. Развиваясь в условиях сложившихся религ. систем (христианства (во всех вероисповеданиях), ислама, иудаизма, буддизма) в обществах с определившимися клас. отношениями, Б. выражает в форме религ. идей идеологию господствующего эксплуататорского класса. «Сущность теологии, — говорит Маркс, — особенно в наше время, есть примирение и затушевывание абсолютных противоположностей» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 488).

Среди различных богословских учений одним из наиболее разработанных являются богословские положения христианства. Христ. Б. начало складываться в 3-5 вв., отстаивая новую веру в борьбе с античной философией, иудаизмом и ересями и воспринимая в переработанном виде нек-рые положения идеалистич. направлений антич. философии. При этом церковниками резко подчеркивался иррационализм христианского учения («credo, quia absurdum» — «верю, потому что нелепо» — Тертуллиан); требовалось, чтобы все знания подчинялись Б., «как служанка подчиняется госпоже» (Климент Александрийский, также — Ориген, Лактанций и др.). Осн. социально-политич. задачей христ. Б. на этом этапе являлось устранение из христ. учения бунтарско-демократич. духа раннего христианства, преодоление положения о нац. исключительности иудеев в учении о мессии, разработка идеи всеобщей греховности и вытекающего из нее представления о неизбежности и справедливости земных страданий, якобы необходимых для спасения души. Б. этого периода было систематизировано Августином Блаженным, к-рый развил, особенно в соч. «О граде божьем» — «De civitate Dei» (рус. пер. 1901), осн. идею христ. Б. — о «церкви воинствующей» и ее превращении в «церковь торжествующую», представляющем собой якобы смысл мировой истории. В 9-11 вв. в Б. эначит. место заняла борьба между зап.-европ. (католич.) и визант. (православными) богословами; в ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Зап. Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и др. странах; полемика велась как по догматич. вопросам (спор о «filioque» и др.), так и по вопросу о главенстве рим. папы над всем христ. миром (см. «Разделение церквей»). В противовес папским теократич. притязаниям православное Б. усердно обосновывало цезарепапизм. С 12-13 вв. начался новый этап в развитии христ. Б., связанный с формированием схоластики; нек-рые представители схоластики задались целью «доказать» наличие гармонии между верой и разумом, «обосновать величие творца через совершенство его творений» (Фома Аквинский — создатель новой системы католич. Б.). Сделав нек-рые уступки рационалистич. веяниям, Б. продолжало ожесточенно бороться как с передовыми рационалистич. течениями (Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.), так и течением мистич. пантеизма (Эриугена, Амори Шартрский, Иоахим Флорский и их последователи), хотя мистицизм проникал и в богословские системы защитников офиц. церковности (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Фома Кемпийский и др.). Б. в Зап. Европе в период развитого феодализма обеспечило за собой «…верховное господство… во всех областях умственной деятельности…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.360) и превратилось во всеохватывающее феод. мировоззрение, служившее действенным орудием социального и духовного порабощения масс, поскольку оно освящало божеств. санкцией основы феод. господства и феод. эксплуатации. В этих условиях и те идеи, в к-рых отражались интересы и чаяния эксплуатируемых масс, как правило, выступали также в религ. форме. С возникновением капиталистич. отношений появляется протестантское Б., приспособлявшее христианство к интересам нарождавшегося класса буржуазии. Оно перенесло гл. внимание на религ. чувство, переживания, эмоции, развило (критикуя приверженность традициям, обязательность церк. предания) догмат о внутр. религиозности, об «оправдании одной лишь верой», отвергло положение о главе церкви — папе и, возвратясь к Августину, признало (Лютер, Меланхтон, Кальвин) единств. источником вероучения «священное писание». В дальнейшем в протестант. Б. развились пиетизм (Ф. Я. Шпенер, А. Г. Франке) и рационалистич. направления, смыкающиеся с идеалистич. философией 19-20 вв., «историко-критическое» Б. (Ройс, Ю. Вельхаузен, А. Гарнак и др.), «религиозно-историческое» (Вернле, Г. Гункель, Э. Трельч и др.), «консервативное» (Цан, А. Гаук и др.) — стремившиеся примирить веру и знание. Для Б. периода капитализма, как и Б. предшествующего периода, характерна защита эксплуатации. Важнейшими социальными темами Б., в т. ч. и православного, являются про-возглашение различий в судьбе богача и бедняка результатом «божественного предустановления», проповедь смирения и терпения, обращенная к трудящимся. Так, напр., один из представителей православного Б. в России митрополит Филарет (1783 -1867) активно выступал в ващиту крепостничества. Совр. христ. Б. характеризуется большим идейным разбродом, банкротством осн. идей традиц. Б., обусловленным ростом прогрессивных сил во всем мире, победой социализма в ряде стран, триумфальным шествием передовой науки, опирающейся на материалистич. мировоззрение. Совр. богословские течения, в зависимости от того, на какие обществ. прослойки эти направления ориентируются, разнятся гл. обр. решением вопроса об отношении религии к политике и к науке. Активизировался адресующийся к бурж. интеллигенции модернизм, допускающий элементы «рационализма» (отрицание букв. смысла библ. мифов («демифологизация» Р. Бултмана), толкование таких понятий, как рай, ад, воскресение мертвых и др. только в нравств.-аллегорич. смысле как «состояния духа» (ряд англ. богословов)). Нек-рые богословы становятся на позиции «двойственной истины», утверждая, что наука и религия имеют разные области познания и якобы дополняют друг друга; причем они требуют признания примата религии над наукой. В 1950 Папа Пий XII признал, что эволюц. теория Дарвина, многократно осужденная церковью, может рассматриваться как науч. гипотеза происхождения человека. В 1951, ратуя за «союз» между религией и наукой, он выдвинул задачу «обосновать» религию с помощью новейших данных науки и «доказать» сотворение мира богом. Большое значение в совр. католическом Б. получил неотомизм, стремящийся оживить в интересах империалистич. реакции ср.-век. схоластич. систему Фомы Аквинского и внушить представления о «научности» Б. Сторонники фундаментализма, ориентирующиеся на наиболее отсталые слои гор. населения, крестьянство, женщин, требуют не допускать никаких отступлений от догматич. формулировок и считают «священное писание» единств. «основой» (fundus) веры. Особое распространение получила «теология кризиса», или «диалектическая теология» (Э. Брюннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), использующая христ. тезис о «греховности» человека (социальное зло — неизбежное порождение «неизменной греховной природы людей») для защиты империализма и для борьбы с социализмом (человек лишь «тварь божия», а потому не может создавать или изменять «установленные богом» порядки). Такую же антисоциалистическую сущность заключает в себе религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, П. Рикер, Р. Труафонтен — во Франции, К. Ясперс — в Западной Германии), оказывающий заметное влияние на современное Б. Это направление резко выступает против разума, отстаивает иррационализм и особое значение «подсознательного», утверждает, что смысл жизни человека заключается в смерти и только в момент смерти человек постигает «высшую истину»; оно является характерной формой совр. религ. идеологии. Православное Б. настаивает на том, что «богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны…», отрицая к.-л. развитие или изменение христианства. В других религиях Б. преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социальио-политич. назначение: оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов. В буддийском Б. центр. место занимает учение о страдании, к-рое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия. В исламе Б. — калам; гл. объект калама — единобожие (таухид) аллаха; к нему примыкает учение о посланничестве, пророческой миссии Мухаммеда; сложилось (с 10 в.) в двух осн. направлениях: ашаризм (см. Ашари), проникнутый идеей о «предопределении», с чертами антропоморфизма, и мута-зилизм (см. Мутазилиты), для к-рого характерен тезис о свободе человеч. воли и отчасти рационалистич. тенденции. В иудаизме, после кодификации Торы («закона») в 5 в. до н. э., постепенно было разработано догматич. В., осн. содержанием к-рого стало учение о едином боге Яхве. В период создания Талмуда, в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3-5 вв. н. э. было особенно развито учение о мессии. В ср. века в иудейском Б. появились многочисл. мистич течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 в. это направление вылилось в хасидизм (осн. Бешт, ок.1700-60), призывавший к мистич. слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 в. возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистич. тенденций (особенно у Моисея Мендельсона (1729-86), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии). С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М. Бубер) и др. бурж. идеалистич. учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, к-рая проповедует сионизм. Современное Б. является одной из наиболее реакционных форм бурж. идеологии; оно именем бога освящает общество, основанное на частной собственности, и насаждает враждебность идеям коммунизма. Б. еще более, чем раньше, стремится свести проблемы социально-классовые к морально-этическим, негодность капиталистич. обществ. строя подменить несовершенством отд. людей, а клас. борьбу — клас. сотрудничеством. Характерны попытки нек-рых представителей совр. Б. примениться к новой обстановке, созданной успехами социализма, и выступить с целью раскола рабочего движения и отвлечения масс от идей научного коммунизма, в качестве защитников «религиозного социализма». Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. роли католич. церкви в развитии средневек. культуры), М., 1953; Крывелев И. А., Совр. богословие и наука, М., 1959; Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960. Б. Я. Рамм. Ленинград. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!



Сравнительное Богословие Книга 1СССР Внутренний Предиктор

1.4. Тематические разделы богословия

Как такового разделения на принятые в современности тематические разделы, в рамках каждого из которых изучается своя грань религии, в сравнительном богословии не предусмотрено. В то же время каждая религиозная система, которая является сферой рассмотрения сравнительного богословия имеет свою историю, свой ореол географического охвата, свою феноменологическую легенду, свой особый психологический опыт становления, свою социологическую доктрину (либо её фрагментарное изложение).

Поэтому при дальнейшем рассмотрении целого спектра основных исторически сложившихся религиозных систем было бы не правильным обойти вниманием вышеназванные разделы, не остановившись на этих темах в общем контексте рассмотрения той или иной религии. Краткие характеристики основных тематических разделов, которые принято рассматривать в современном религиоведении следующие:

· История религии — раздел, в рамках которого рассматривается хронология зарождения и развития той или иной религиозной системы, основные этапы её эволюции, знаковые культовые явления, основатели религии, их последователи и современники.

Подход к исследованиям в сфере истории религии был и остаётся разнообразным: от сравнительно-исторического (когда сравниваются несколько крупных религиозных систем, существовавших в близкие по хронологии периоды и делается «беспристрастный» вывод об их происхождении) до универсализма (в котором подход к каждой из религий был выборочно-позитивным: когда выбирается всё лучшее и предлагается создать универсальный “коктейль” из этих лучших качеств).

Для сравнительного богословия здесь представляет интерес в основном хронология и эволюция религиозной системы, её основатели.

· Философия религии — раздел в рамках которого рассматривают религию в основном с рациональной точки зрения, то есть сущность и природу религии, основные идеи, догматы, каноны и принципы, на которых религия основана. Следует отличать философию религии от религиозной философии. Религиозная философия в как правило представляет собой философскую апологетику сторонников религиозной системы, рассматривающих религию с позиции её внутренней сущности. В то время как общепринятая философия религии старается придерживаться «беспристрастного» подхода ко всем религиозным системам и является больше научным взглядом, нежели религиозным взглядом верующего исследователя.

Существует как бы узкая разновидность философии религии, которая называется феноменология религии. Сторонники этого направления в отличии от философии религии подходят к религии не только «беспристрастно», но стараются проникнуть в суть религии методом сопереживания верующим. Для этого исследователи зачастую сами становятся на время верующими, чтобы почувствовать то, что чувствуют первые. После чего их чувства записываются в некий свод философских взглядов.

Для сравнительного богословия в этом разделе представляет интерес мера «беспристрастности» в исследованиях религиозной мудрости. Поскольку само сравнительное богословие не строит свой спектр философских взглядов на религиозные системы ни с общепринятой позиции философии религии, ни с позиции апологетики той или иной религиозной системы. Сравнительное богословие опирается на богоцентричное мировоззрение внеконфессионально верующего Богу человека. Поэтому мудрость всякой религиозной системы, рассматриваемой в сравнительном богословии, сравнивается не с системой научных рациональных взглядов (философия религии) и не с системой взглядов, существующих внутри одной из религиозных систем (религиозная философия). В сравнительном богословии всякую мудрость той или иной религиозной системы стараются проверить на праведность, соотнося эту мудрость с диалектикой жизни через Язык Жизни и обоюдостороннюю связь с Богом.

· Социология религии — раздел, в котором рассматриваются вопросы касающиеся закономерности возникновения, место, роль и функции религии в обществе, её влияние на не религиозные составляющие общества и обратное действие общества на религиозную систему.

Поскольку каждая религиозная система несёт в общество предложения о его устройстве, и в каждой из религиозных систем существует убеждение в исключительной правоте своих нравственно-мировоззренческих постулатов и рекомендаций, социология религии рассматривает сравнительные характеристики социальных предложений обществу, которые несут на себе религиозные системы.

Также как и в философии религии, в данном разделе для сравнительного богословия важна мера «беспристрастности» такого рода исследований. Поэтому сравнительное богословие и здесь подходит к оценке полезности социологических предложений разных религиозных систем с позиции видения их праведности.

· География религий — раздел, в котором рассматривается история распространения религиозной системы по территории её идейного охвата а также взаимодействие религиозной системы с местными условиями обитания (влияние местных условий на религию, её становление и наоборот).

Можно сказать, что это такой же важный для сравнительного богословия раздел, как и история религий, поскольку хронология становления религий и география их распространения — два важнейших для исследований «параметра», которые меньше всего зависят от мировоззрения философов, социологов и психологов. Хотя и в истории много данных основаны на мифах и в географии есть неточности, связанные с утерянными, неизвестными фактами и локальностью археологических раскопок. Но всё же выводы философов, социологов и психологов менее объективны, чем исторические и географические данные о происхождении, эволюции и ареале распространения той или иной религиозной системы.

Известны два противоположных направления географии религий: географический детерминизм (теория, в которой все факторы религиозной истории человечества объясняются географическими условиями жизни на той территории, где зародились религии); географический нигилизм (отрицание определяющего фактора географических условий для происхождения религии).

В сравнительном богословии обязательно учитывается фактор географического зарождения той или иной религиозной системы как мера объективности её появления, особенно в случаях зарождения ранних (первобытных) религиозных систем и в случае зарождения религиозной системы после пребывания «пророка» (религии откровения). Также учитывается и субъективизм появления той или иной религиозной системы — как личностный (либо корпоративный) фактор воздействия на пребывающих в географическом ареале людей авторитетной исторической личности.

· Психология религии — раздел, в котором изучаются проблемы истоков религиозных чувств, религиозная духовность; соотношение индивидуальной и коллективной психологии в связи с рассмотрением содержания религий; соотношение и взаимодействие сознательных и бессознательных составляющих психики людей в связи с рассмотрением вопросов религиозности; явления религиозных культов: религиозный фанатизм, одержимость, чудеса, массовые явления и чувства…

Для сравнительного богословия имеющийся опыт психологии религий не имеет серьёзного решающего значения, но учитывается как историческая данность, как записи динамики психических изменений людей тех или иных религиозных систем. Исследования сравнительного богословия в области психологии религии основываются на психологии человека, которая будет кратко последовательно изложена в следующих главах учебного пособия. Сравнительный анализ проводится также на основе рассмотрения взаимодействия сознательных и бессознательных уровней психики людей. Однако, в сравнительном богословии не ограничиваются рассмотрением индивидуального сознания и индивидуального бессознательного: здесь рассматривается коллективное сознание, как осознанная культура (осознаваемая информация) общества и коллективное бессознательное (как духовная культура общества) в их тесном и непрерывном взаимодействии. Также сравнительное богословие рассматривает управление как коллективным сознанием, так и коллективным бессознательным с помощью всего спектра существующих религиозных и идеологических систем (всего колоссального опыта), отдавая при этом решающее предпочтение самоуправлению людей на основе всеобщего доверия Богу вне существующих религиозно-конфессиональных и идеологических общностей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

§ 1. Разделы апологетики В апологетической науке можно выделить три основных раздела: Богословский, Историческо-философский и

§ 238. Расцвет богословия Как мы уже говорили, главное в христианском богословии, сформировавшемся в период кризиса гностического мировоззрения, — это его верность Ветхому Завету. Ириней, один из самых ранних и влиятельнейших христианских богословов, считает, что

В защиту богословия Богословие — это догматика. Догматика это оковы мысли. Догматика — это схоластика. Схоластика — это скучно и безжизненно. Догматика — это осуждение «ересей». Догматика это нетерпимость.Таков привычный ассоциативный ряд, возникающий в светском сознании

1.4. Тематические разделы богословия Как такового разделения на принятые в современности тематические разделы, в рамках каждого из которых изучается своя грань религии, в сравнительном богословии не предусмотрено. В то же время каждая религиозная система, которая

Разделы и трактаты Талмуда Бер – БерахотВТ – Вавилонский ТалмудИТ – Иерусалимский ТалмудКет – КетуботМ. – МишнаНаз – НазирНид – НиддаСанг – СангедринСук – СуккотТ. – ТосефтаШаб – ШаббатШев –

РАЗДЕЛЫ БИБЛИИ сборники библ. книг, составляющие всю совокупность *канона. Два основных Р.Б. — *Ветхий Завет и *Новый Завет. ВЗ в евр. традиции подразделяется на три раздела: 1) Тор?, т. е. Учение (*Пятикнижие, или законоположительные книги), 2) Нви?м (Неби?м), т. е. Пророки: а)

18. Служанка богословия. По–английски можно сказать Dark ages почти в том же смысле, что Middle ages, разве что о немного более раннем периоде Средневековья, т. е. не охватывая время позднего, так называемого Высокого средневековья, — XIII и отчасти XII века, обозначаемые иногда как

Строение богословия Этьен Жильсон когда?то сравнил великие системы схоластического богословия с «соборами разума». Это мощный образ, который наводит на мысль о постоянстве, прочности, организованности и структуре — качествах, которые высоко ценились авторами того

Пословицы, тематические образы и символы Пословицы часто используются метафорически. Если пословица имеет форму метафоры или сравнения, то она анализируется так, как это в общих чертах описано выше. Однако и пословицы, не имеющие формы метафоры, иногда используются

3. Тематические исследования чудес Иисуса L?ON-DUFOUR, Xavier (ed.), Los milagros de Jes?s. Madrid, Cristiandad, 1979.GONZALEZ FAUS, Jos? Ignacio, Clamor del Reino. Estudio sobre los milagros de Jes?s. Salamanca, S?gueme, 1982.RICHARDSON, Alan, Las narraciones evangelicas sobre milagros. Madrid, Fax, 1974.LATOURELLE, Rene, Milagros de Jes?s у teologia del milagro. Salamanca, S?gueme, 21997.WENHAM, David/BLOMBERG, Craig (eds.), Gospel Perspectives.

Источники богословия Как только христианское богословие приобрело — в западных средневековых университетах — статус «науки», изучаемой и преподаваемой на основе соответствующей научной методологии, неизбежно встал вопрос и об «источниках» богословского дискурса. И

Богословие

БОГОСЛОВИЕ, теология (греческий θεολογ?α от греческого Θε?ς — Бог и …логия), учение о Боге, построенное в логических формах философского умозрения на основе текстов, принимаемых как свидетельство Бога о Самом Себе. Богословие концептуально предполагает существование личного абсолютного Бога, а потому возможно только в рамках теизма (смотри также Мутазилиты, Иудаизм).

В христианстве богословие понимается как учение о Триедином Боге в Самом Себе, в отличие от «икономии» (греческий οικονομ?α — домостроительство), — учения о действиях Божиих (творении, Промысле, Воплощении, Спасении) в отношении мира и человека.

Историческая справка. Термин «теология» впервые вошёл в оборот в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов, чаще всего осуществлявшемуся в поэтической форме. Такая «теология» не только не имела характера обязательного вероучения, но могла быть и вообще иррелигиозной: Цицерон называет «теологами» вольнодумных последователей философа Эвгемера Критского, учивших, что боги суть всего лишь обожествлённые люди. Более определённая связь с религиозной верой устанавливается там, где слово «теология» прилагается к мистическому преданию тайных религиозных кружков — тиасов (например, на языке позднеантичных религиозных философов слово «Теолог», употребляемое как имя собственное, есть обозначение легендарного поэта древности Орфея, основавшего сообщество орфиков). Нередко «теологами» называли жрецов, в обязанность которых входило рассказывать посетителям храма местные мифы. Однако во всех случаях термин «теология» относился к сфере мифологии, а не философского умозрения. Аристотель, опираясь на ту критику, которой Платон подверг «теологию» народных и поэтических мифов, впервые перенёс обозначение «теология» на умозрительную «первую философию», «высшую созерцательную науку». Для Аристотеля теология есть, прежде всего, учение о неподвижном перводвигателе, источнике и цели мирового бытия, и как раз аристотелевское словоупотребление оказало решающее воздействие на дальнейшую историю слова. Однако для Тертуллиана и Августина «теология» — языческие лжеучения о богах, для Дионисия Ареопагита и порождённой им традиции — это не рационалистический анализ Откровения, но само Откровение, т. е. вероучение Библии (так употребляет слово theologia ещё Бонавентура). Для Августина или Ансельма Кентерберийского религиозное и философское созерцание Божества совпадают в едином акте интуиции, а потому всякое спекулятивное учение о вере есть именно «философия», а не какая-либо особая форма знания. Положение меняется в зрелой схоластике, осмысляющей теологию как дисциплину, внеположную философии. Фома Аквинский ещё предпочитает пользоваться синонимическим словосочетанием «священное учение» (sacra doctrina), наконец, у Генриха Гентского этот термин окончательно закрепляется в современном смысле.

Реклама

Философская структура христианского богословия. Идея богословия в принципе двуполярна, ибо предполагает как сверхрациональное откровение, так и рационалистический анализ этого откровения. Это выражено уже в термине «богословие», первый элемент которого, по словам П. Тиллиха, «есть Theos, Бог, нечто о себе сообщающий, стихия Откровения; второй элемент есть logos, разумное слово о том, что сообщает Бог в своём сообщении». При этом логос — система мыслительных приёмов греческой философии (и в византийском, и в латинском богословии в эпохи его расцвета имела место конкуренция платонизма и аристотелизма, переосмысленных в неоплатонизме). По этой причине богословие чаще всего имеет как бы двухъярусную конструкцию: нижний ярус — философское умозрение об абсолюте как сущности, первопричине и цели всех вещей (т. е. именно то, что назвал «теологией» Аристотель), верхний ярус — не могущие быть усмотренными разумом «истины Откровения», непосредственно сообщённые в «Слове Божием». Гуго Сен-Викторский различал «мирское богословие» (theologia mundana), т. е. высшую из умозрительных философских дисциплин, и «божественное богословие» (theologia divina), преподанное Богом в воплощении Логоса (Богочеловека) и в церковных таинствах. В схоластике эти два вида богословия получили устойчивое обозначение «естественной теологии» (theologia naturalis) и «богооткровенной теологии» (theologia revelata), а отношение между этими двумя видами богословия было осмыслено Западной церковью в контексте антиномии «природы» и «благодати». Перенос акцента на мистико-аскетический опыт, запечатлённый в Предании, определяет облик православного богословия.

Бог, которого предполагает теистическая религия, есть, прежде всего, личностное Я, «живой Бог» Библии: поэтому занятие богословием мыслится одновременно и как интеллектуальное теоретизирование, и как «искание лика Божьего» (Пс. 23:6) — личностный контакт с Богом. Безличную духовную сущность можно безбоязненно созерцать, но личный Бог и сам «смотрит» на созерцателя, и теологический разум неизменно ощущает на себе этот взыскующий взгляд. В этом несвобода теолога. Непринуждённое, почти играющее настроение языческой спекуляции становится для богословия немыслимым: любой просчёт в отношениях с личным, болящим, любящим и гневающимся абсолютом представляет опасность; отсюда неизбежное для богословия понятие ереси и «неверия». Впавший в ересь совершает не отвлечённую мыслительную ошибку, но бесконечный по своим последствиям личный проступок в своих взаимоотношениях с Богом-абсолютом, как бы космическая «бестактность», обрывающую связь между «горним» и «дольним». Ведь вера в Бога мыслится одновременно как вера Богу — не просто убеждённость в его бытии и в истинности его «слова», но акт доверия к самому говорящему. Рука об руку с доверием Богу идёт столь же персоналистически понятое доверие к людям — носителям предания, к «богоносным» авторитетам, к «старцам», в своей совокупности составляющим «Церковь святых». Богословие невозможно вне социальной организации, — понятие «Слова Божия» теряет смысл вне понятия «народа Божия» как адресата «слова». Это выражено в словах Августина: «Я не поверил бы и Евангелию, если бы меня не побуждал к тому авторитет вселенской Церкви». Попытка протестантских церквей отделить авторитет Библии от авторитета Церкви не смогла до конца лишить богословие его институционального характера как вероучения, обращённого от тех, кто «поставлен» в Церкви учить её членов.

Богословие в качестве рационалистической дисциплины должно вновь и вновь ставить себя под подозрение, и притом с ортодоксально-теистической точки зрения: требуемый самой природой рассудка «холодный», безлично-отчуждённый подход к «тайне», специфическая атмосфера логического рассмотрения и диспута, т. е. всё то, что включается в понятие схоластики, необходимо для внеличного функционирования теистической религии, но может оскорблять личностные чувства верующего. «Нелепо спорить о Троице на перекрёстках и превращать предвечное рождение Сына в предмет соблазна и в поприще публичного состязания!» — эти слова Петра из Блуа (умер 1200) выражают тревогу мистика за интимное переживание «тайны», отчуждаемое и профанируемое даже в самом ортодоксальном логизировании веры.

Внутренняя двойственность идеи богословия чувствуется и в представлении о том, что подлинным авторитетом здесь вправе обладать не просто профессионально эрудированный, но при этом, прежде всего, «совершенный», «богомудрый» человек, чья личная святость позволяет умозаключить о личном же проникновении в «тайну» Бога. Так идеал богослова колеблется между двумя совершенно разнородными идеалами: идеалом учёного, который работает с логически принудительными силлогизмами, и идеалом «друга Божиего», которому Бог раскрывается в личностном и потому «неизреченном» опыте общения. Соотношения между этими двумя полюсами предоставляют большое количество типологических вариантов, поочерёдно господствующих в различные эпохи развития богословия. Одним из ключевых моментов богословского метода у святых отцов стала апофаза. Апофатический метод исходит, на эпистемологическом уровне, из опытно обретаемого убеждения в том, что Бог не может и не должен быть «предметом» интеллектуального анализа и знания, подобно предметам и объектам сотворённого мира. Утверждается непостижимость Бога и методическая неполнота, несовершенство, неспособность человеческой мысли охватить Бога. Богословский апофатизм, несмотря на сходство с апофатизмом философским, имеет совершенно иные корни. Подобно тому как основной интуицией греческой античной философской мысли была интуиция гармоничного космоса — космоса, разумного в своих основаниях и потому «умозримого», — важнейшей интуицией святоотеческой мысли являлось противопоставление Бога и мира. Это противопоставление не означает разрыва между Богом и миром — напротив, важнейшей категорией богословия становится слышание Слова Божия, исполнение Его благой воли, выраженной в Слове. Апофатизм святоотеческий, на онтологическом уровне, не допускает концепций, логически связывающих бытие Бога и мира. Богословие училось функционировать в крайне тяжёлых методологических условиях: с одной стороны, апофаза — говорить о Боге мы почти не можем, с другой — это совершенно необходимо. Этим обусловливается специфика богословской мысли, где вынужденно говорится о том, о чём говорить нельзя, выражается невыразимое, говорится о полноте из ситуации неполноты. По этой причине богословский язык скорее образный, чем концептуальный. Метафоричность философских понятий, использовавшихся богословием, объясняется тем, что созданные философией на основе обобщённого опыта восприятия посюстороннего мира, они в применении к сфере нетварного бытия неизбежно превращаются в философские метафоры. Извлечённые из исходной сферы их философского обращения для применения в богословии, они освобождаются от философских коннотаций, «деконцептуализируются» (в терминологии В. Н. Лосского).

«Деконцептуализация» в богословском дискурсе философских понятий, апофаза, заключённая как на эпистемологическом, так и на онтологическом уровне богословского дискурса, может закономерно привести к пониманию тщетности и даже ненужности самого дискурса, тщетности богопознания. Осознавая эту возможность, святитель Григорий Богослов писал: «Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое (…) Весьма большая разность — быть уверенным в бытии чего-нибудь и знать, что оно такое» . Важнейшим для святоотеческого богословия принципом является различение в рассуждении о Боге Его сущности и энергий (действий). Сущность Божия абсолютно непостижима, несообщна и несообщима тварным существам. Однако, будучи совершенно «иным» по отношению к миру, Бог проявляет Себя в мире. Этот способ Его проявления в мире святыми отцами описывается с помощью понятия «энергия». Таким образом, в основе богословской катафатики лежит принцип: Бог непостижим по сущности, но познаваем в своих энергиях в мире.

Основные направления развития христианского богословия. Ко 2 веку христианская церковь в борьбе с монтанизмом приходит к осознанному взгляду на эпоху «апостольских мужей» как эпоху завершённую; одновременно иудаизм, переживший крушение иерусалимской теократии в 70 году, усматривает свой единственный шанс в «воздвижении ограды вокруг Закона», то есть в канонизации и комментировании текста Торы. Так, создаётся предпосылка для экзегетической работы над замкнувшимся «Писанием», т. е. для богословия. Притом, необходимая свобода для умозрительного осмысления Писания создаётся за счёт аллегорического истолкования последнего (экзегеза Александрийской школы). Христианское богословие, изначально развиваясь в греко-римской этнической и языковой среде, усваивает античные модели философского умозрения, что позволило ему выработать в тринитарных и христологических спорах 4-7 века такую развитую систему умозрительной догматики, которой не знали ни иудаизм, ни ислам (в последних богословие не отчленяется до конца от сакрального права и потому сосредоточено не на истолковании универсума, а на поведении человека). Эта работа христианской церкви над догматами, в центре которой стоит проблема соотношения между личностно понятым абсолютом и эмпирических миром, в основном завершается к 8 веку. Широкая систематизация наличного «предания» на основе аристотелевских логических схем впервые осуществляется Иоанном Дамаскиным.

В 11 веке на Западе начинается новый подъём христианского богословия, отныне занятого не творчеством догм, а их объяснением (Ансельм Кентерберийский). В 12 веке в кругозор западного христианского богословия (схоластики) благодаря многочисленным переводам входят сочинения еврейских и исламских богословов, а также Иоанна Дамаскина. Мистическое направление богословия, исходящее из данностей «внутреннего опыта» и недоверчиво относящееся к логическим выкладкам, пытается противостоять схоластике (Бернард Клервоский против Абеляра), но вынуждено на Западе склониться перед последней, — и лишь на православном Востоке со времён Симеона Нового Богослова оказывается господином положения (концепция богословия как «умного делания»; систематизация мистического богословия, исихазма, предпринятая Григорием Паламой). Внутри интеллектуального мира схоластики создаётся международная и даже (в известных пределах) межвероисповедная иудео-христианско-исламская общность: в те самые века, когда в Испании распря христианства и ислама решалась мечом, мусульманин аль-Газали и иудей Ибн Гебироль служили для западного богословия школьными авторитетами. Эта эпоха богословия получила в 13 веке своё завершение в учении Фомы Аквинского.

В последующие века христианское богословие работает над последовательной деструкцией схоластического здания (И. Дунс Скот, У. Оккам): синтез Нового Завета и Аристотеля, достигнутый предыдущими поколениями, не удовлетворял ни тех, кто стоял на стороне мирских тенденций в гуманизме, ни тех, кто пытался в новых условиях возродить серьёзное отношение к принципу веры. Аверроистская теория двойственной истины, пришедшая из философии ислама и отвергнутая Фомой Аквинским во имя безусловной гармонии между логикой и верой, приобретала всё больше явных и скрытых сторонников. М. Лютер решительно отверг саму идею богословия как умозрительной дисциплины: предметом богословия являются для него исключительно личностные взаимоотношения нуждающегося в Боге человека и окликающего человека Бога; последний неуловим для абстрактных построений и раскрыт лишь в конкретном, внелогическом событии крестной смерти Христа (так называемого богословия креста). Однако в дальнейшем Ф. Меланхтон возвращается к аристотелианско-схоластическому наследию, формальные мыслительные схемы которого приемлются в равной степени догматическому богословию Контрреформации (Ф. Суарес, Р. Беллармин) и протестантизма, пока к 18 веку не становятся расхожей монетой католических, протестантских и православных школьных догматик. Ф. Шлейермахер пытается приспособить богословие к требованиям новоевропейской культуры, усвоив для него стиль просветительского мировосприятия. Напротив, С. Кьеркегор, осмысляя кризис этой культуры, ищет выход в запоздалой реализации завета Лютера — в возвращении к библейской вере, порывающей противоестественный союз с греческим рационализмом и осознающей себя как чистое возвещение. Идеи Кьеркегора были развиты в 20 веке в диалектической теологии; к ней примыкает движение за демифологизацию веры, инициированное теорией Р. Бультмана.

Богословские дисциплины. Важнейшими разделами христианской богословской науки являются: 1) изучение и интерпретация Священного Писания;

2) изучение, интерпретация, апология и систематическое изложение церковного веро- и нравоучения (догматическое, основное, нравственное богословие, патрология);

3) исследование истории христианской церкви и различных аспектов её жизни;

4) исследование внутренних аспектов церковной жизни — богослужения, устройства, дисциплины (литургика, каноническое право, аскетика, пастырское богословие). Для всех этих дисциплин характерно тесное взаимодействие между собой и с различными гуманитарными дисциплинами, применение современных научных методов при одновременной преданности важнейшим положениям церковного вероучения.

Некоторая специализация богословских дисциплин издавна существовала в христианском богословии. В основном она была связана с нуждами богословского образования и катехизации. Так, в Александрийской школе в 3 веке возникает первый опыт тематизированного преподавания богословия. В ней практиковались четыре последовательные ступени богословских дисциплин — то, что соответствует апологии христианского учения и жизни, христианской этике, догматике и библеистике. Предполагалось, что эти ступени изучения богословских дисциплин соответствуют восхождению по ступеням христианского познания истины.

На Западе оформление структуры богословских дисциплин происходит в послереформационный период. С одной стороны, это было обусловлено развитием католической богословской школы в связи с задачами Контрреформации. С другой стороны, характерной особенностью Нового времени является становление науки, с усиливающейся в ней специализацией. Начинают отчётливо различать «положительное» и «спекулятивное» богословие. К первому относят изучение Откровения и опыт исторического его усвоения, ко второму — упорядоченное изучение и изложение истин веры и норм жизни в соответствии с ней. Таким образом, выделяются библеистика, церковная история, патрология, догматическое и нравственное богословие, апологетика. Постепенно оформляются практические богословские дисциплины. Г. Калликст (1586-1656), последователь Ф. Меланхтона, в «Конспектах нравственного богословия» (1634) различает theologia dogmatica как исследование положений вероучения и theologia moralis как исследование христианской нравственности. Иезуит Дионисий Петавий (1583-1652), автор сочинение «О богословских догматах» (1644-50), производит систематизацию догматов как предмет догматического богословия. Основной итог его классификационной работы — отделение систематической теологии от исторической, а в рамках систематической — различение догматического и нравственного богословия. Задачи межконфессиональной полемики обусловили необходимость создания «обличительного» богословия. Наиболее известным богословом, трудившимся в этой области, был Р. Беллармин.

В традиции Русской церкви, закреплённой в трудах митрополита Афанасия (Булгакова), все богословские дисциплины разделяются на основные и соответствующие им вспомогательные дисциплины (приведены в скобках). К основным дисциплинам относятся герменевтика (введение в книги Священного Писания), экзегетика (библейская археология), патристика (патрология), символика (история Символов веры), догматическое богословие (история догматов, сравнительная догматика), нравственное богословие, литургика (церковная археология, сравнительная литургика), каноническое право (история права, сравнительное право). Особую группу составляют прикладные богословские дисциплины: пастырское богословие, гомилетика (история красноречия) и аскетика (история аскетизма).

С. С. Аверинцев; В. Шмалий (богословские дисциплины).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *