Кто такой монах

Кто такой монах?

Главная » Церковь – практика веры » Монашество – путь к совершенству » Кто такой монах?

(28 голосов: 4.39 из 5)

иеромонах Сергий (Рыбко)

Как становятся монахами? Существует ли призвание к этому? Или монашество – это определенная ступенька для достижения церковных высот?
— Бывает по-разному, и не стану скрывать: для кого-то монашество является лишь ступенькой для достижения высокого сана. Но все-таки большинство из тех, кого я встречал на своем жизненном пути,- люди, действительно горящие душой, всем своим существом стремящиеся к Богу. Никого не заставляют быть монахом, и в наше время монашество – это особый исповеднический подвиг. По течению, как известно, плывет только мертвая рыба. А монах – это человек, взявший на себя подвиг ни много ни мало противостояния миру и злу, которое есть в мире. Для этого требуются особые внутренние силы, которые нужно в себе воспитать. И, конечно, без Божиего призвания, без сугубого Божиего благословения, без благодати, которая поддерживает человека в этом подвиге, монахом быть невозможно.
— Вы знаете, что с подачи средств массовой информации у нас бытует самое превратное мнение о монашестве. Каково же, собственно, церковное учение о монашестве, и в чем сущность монашеской жизни?
— Сразу скажу о наиболее распространенных заблуждениях. В СМИ и во многих произведениях художественной литературы, часто рассматривается не просто образ монаха, но именно монаха католического. В отличие от западной литературы, в русской классической литературе я нигде не встречал образа развратного монаха или монаха-пьяницы. Возьмем повесть Л. Толстого «Отец Сергий». Главный герой – монах, человек ищущий, образ которого воспринимается далеко не однозначно. Но в конце концов он не сумел быть монахом, он не выдержал. То есть в этой повести описана трагедия жизни, трагедия поиска человека, отражающая трагедию духовных поисков самого Льва Николаевича Толстого.
Православное учение о монашестве заключается в следующем. Есть спасение человека, то есть достижение им царствия Божия; и оно должно совершиться еще в этой жизни: царствие Божие внутри вас (Лк. 17:21),- говорит Господь в Евангелии. Спасение – это определенная степень победы над грехом, степень духовности, чистоты, добродетели, которой человек достигает в этой жизни. Но, кроме спасения, достижение которого – цель всех христиан, всех членов Церкви, есть еще духовное совершенство – святость. Цель монашества – достижение святости.
Духовное совершенство есть полная победа над страстями, полная победа над злом – прежде всего в себе. Потом, если Бог благословит, и человек действительно достигнет таких высот, он, конечно же, становится носителем благодати в мире. Вы свет мира,- говорит Господь.- Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14). Известно такое высказывание преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух,- и вокруг тебя спасутся тысячи». Поэтому если человек стяжал духовное совершенство, он начинает сиять, как светильник, через него начинает изливаться свет благодати Божией и преображать окружающий его мир.
— А не эгоизм ли это – заниматься спасением исключительно своей души, когда человек где-то затворяется, молится и ничего не делает для ближних. И где в Евангелии написано, что Господь заповедует не жениться?

В Евангелии описан такой случай: ученики- апостолы стали спрашивать своего Божественного Учителя о разных превратностях семейной жизни, и Господь сказал им: «Лучше человеку не жениться» (см. Мф. 19, 10-11).
А что касается некоего «эгоизма» монаха, то это одно из заблуждений, присущих современным людям. Считают, что если монах ради спасения своей души прячется в монастыре, уходит в затвор, то таким образом полезный член общества, который мог бы много сделать, ничего не делает. Но это не совсем так. На самом деле монах делает очень много.
Прежде всего монах должен победить зло в себе. Ведь и Господь, прежде чем выйти на служение миру, на проповедь Слова Божия, удалился в пустыню, где пребывал сорок дней. Господь – Богочеловек, поэтому Ему хватило сорока дней. А обыкновенному, страстному человеку для того, чтобы привести свою душу в порядок, для того, чтобы получить хоть какие-то понятия о духовных предметах, о добре и зле, о царстве небесном, чтобы уяснить себе Евангелие и начертать его на скрижалях своего сердца, нужен, конечно, не один год. Ведь учить можно только тому, что знаешь сам, и людям можно дать только то, что имеешь. Человек удаляется в монастырское уединение именно для того, чтобы что-то стяжать, а стяжав, принести и дать это людям.
Кроме того, в монастыре человек живет не один; в среднем монастыре пребывает от двадцати до ста человек братии. И прежде всего монах совершает служение своим братиям. Сейчас большинство монастырей восстанавливается и в монастыре живут и работают трудники, паломники,- обыкновенные русские люди, которым тоже нужно что-то рассказать, что-то дать в духовном отношении. Православные христиане всегда посещали и посещают монастыри, а сейчас приезжают целые автобусы паломников. И далеко не всегда это благочестивые, верующие люди, которые хотят провести в монастыре праздник. Часто туда едут на экскурсию, чтобы увидеть какие-то исторические достопримечательности и археологические находки, или просто познакомиться и поговорить с настоящим монахом. И порой уезжают они совсем другими людьми.
Я принял монашеский постриг в таком известном монастыре, как Оптина пустынь, был одним из первых ее насельников. Приехал туда в 1988 году. Мне тогда было двадцать восемь лет. Средний возраст монастырской братии был от двадцати пяти до тридцати двух лет. Молодежь, которая приезжала к нам, видела, что монахи – такие же люди, как и все, и задавала много вопросов. И мы находили общий язык. Большинство из наших насельников имели высшее образование и пришли к вере из неверия. Очень мало было среди нас воспитанных в верующих семьях – буквально два или три человека. Всех остальных привел в монастырь духовный поиск, поиск истины, борьба с той бездуховностью, с тем злом и безбожием, которое они видели в мире. В монастыре ежедневно бывали сотни, на праздники – тысячи людей. Подавляющее большинство – люди не церковные, даже неверующие. Удивительно, но шестьдесят процентов приезжавших составляла молодежь: школьники и студенты. Такое было время: конец восьмидесятых, коммунистическая система трескалась по швам и рушилась, и люди поехали в монастырь, чтобы что-то узнать о Боге. Поэтому монах – это не эгоист, это человек, который готовит себя к высшему служению.
Если мы возьмем историю России и Русской Церкви, то увидим, что, судьбы Православной Церкви теснейшим образом сплетаются с судьбами нашего Отечества. А судьбы Церкви – это судьбы монашества, потому что без монашества Церковь быть не может полноценной. Весь епископат Церкви по канонам, то есть по церковным законам, состоит из монашествующих. И большинство святых, то есть людей, принесших самые богатые плоды миру,- монахи.
Монахи шли первыми в леса, в пустыни. Так преподобный Сергий Радонежский поселился в лесу, потому что желал подвизаться в уединении, просить, молить Бога о своих грехах. Очень скоро к нему пришли ученики, потом был устроен монастырь. Около монастыря стали селиться люди; ученики приходили еще и еще. В результате возник город – Сергиев Посад; сейчас это районный центр Московской области. Туда, где когда-то были глухие леса, где жили дикие звери, пришел один человек, и в результате – вырос город. Это типичная история построения русских городов, многие города на Руси именно так и возникли.
Но далеко не всегда монахи шли в российские леса. Были далекие леса, где жили инородцы, язычники, которые не знали об Истинном Боге, национальная культура которых была очень далека от христианства. Этим людям монахи несли свет веры, проповедовали Слово Божие. Ведь проповедовать христианство нужно не словом, а делом. Один святой сказал, что свою силу слово получает от силы жития. Когда люди видят святую, благочестивую жизнь праведника, тогда слово его действительно западает в сердце.
Преподобный Герман Аляскинский – русский святой. Начало своей духовной жизни он положил в Троице-Сергиевской пустыни под Санкт-Петербургом, подвизался на святом Валааме, и потом, по благословению священноначалия, отправился на проповедь Слова Божия на далекую Аляску. Аляска тогда была территорией Российской Империи.
Свыше сорока лет преподобный Герман жил и проповедовал там. Он был простым монахом, не был даже священником. Его жизненный подвиг, его святая жизнь, милосердие, любовь к ближним привели к тому, что жители Аляски приняли православие. И до сих пор Аляска – православная, местные жители – алеуты – в большинстве своем православные. Это жизнь и подвиг одного человека, в конечном итоге – любовь одного человека. Потому что христианство есть любовь и милосердие. Если любви не имеем, то мы ничто (1Кор. 13:2). Тот человек, который не имеет милосердия и любви к ближним,- не монах. Монах – это человек, который имеет любовь и не может ее удерживать в себе. Он обязательно понесет ее людям. Любовь поведет его и всегда научит, что нужно делать и что нужно говорить.
— В современном мире, где для многих свободные отношения без всякого брака – это норма, обет целомудрия и безбрачия – совершенно непонятная вещь, безумие. Как современные люди могут это понять?
— На самом деле, это сложный вопрос. Современный мир – простите за резкость выражения – помешан на всех этих отношениях. Современному человеку непонятно, как можно без этого обходиться, и он не верит тому, что есть люди, которые могут проводить свою жизнь в девстве, чистоте и целомудрии. Тем не менее, такие люди есть. Церковь благословляет семейные отношения, и в венчанном браке ничего греховного нет. Люди должны рожать детей, человеческий род должен продолжаться. Плодитесь и размножайтесь (Быт. 1:22),- такая заповедь Божия была дана Адаму и Еве.
Но всегда были и есть те, кто хочет посвятить себя служению Богу. И для того, чтобы удобнее было это служение совершать, они не связывают себя семейными узами. И на это есть Божие благословение. «Лучше человеку не жениться» (Мф. 19, 10; 1Кор. 7, 26),- сказал Господь, ведь тогда у него будет возможность, силы и время на служение Богу. Служить Богу – это значит служить ближним, то есть тем, кто тебя окружает. Человек уходит в монастырь для того, чтобы, очистившись от страстей, стяжать бо́льшую любовь.
Человек, который имеет семью, во многом очень ограничен. Семейный (иначе говорят – белый) священник имеет супругу – матушку, детей. Он должен как-то делить себя и свое время между прихожанами, паствой и своей семьей. Семья есть семья: ее нужно кормить, одевать, о ней нужно заботиться. А семья монаха – это святая обитель и все те, кого к нему приводит Господь для духовного общения. И он имеет возможность уделить этим людям больше времени. Поэтому миссионеры чаще всего бывают из монахов.
Один епископ рассказывал мне, что на самые тяжелые приходы он посылает монахов. Почему так получается? Когда посылает семейного батюшку, тот говорит: «Владыко, помилуйте, у меня пятеро детей, чем я буду их кормить, где они будут жить, где учиться,- им же образование надо дать». И это действительно так.
А монаха пошлют в медвежий угол, он выроет землянку, будет жить и строить храм. Хлеб да вода есть, что-то бабушки принесут, какой-нибудь огурец соленый,- и больше ему ничего не надо. Монах пойдет туда, куда его пошлют, как в армии. Монах – это своеобразный спецназ. Священник из монахов не может отказаться ни от какого прихода, каким бы тяжелым и трудным он ни был, поэтому монахов посылают в самые тяжелые места.
Те монахи, которые сейчас возрождают монастыри, едва начнут восстанавливать свою обитель, как сразу же им приходится возрождать и окормлять и какие-то другие храмы епархии, чаще всего, тоже бедные и разрушенные. И для того чтобы была возможность всецело служить Богу и людям, человек принимает монашество.
Другая сторона дела – это общение с лицами противоположного пола. Можно смотреть на женщину как на женщину, а можно смотреть на нее как на создание Божие, как на образ Божий. Эта духовная красота, поверьте мне, гораздо удивительнее и выше, чем красота телесная. Но увидеть в других образ Божий может только чистый, целомудренный человек. Это в основном достояние монахов. Видеть в человеке не тело, а прекраснейшее Божие создание, искру Божию, то есть душу,- для этого тоже становятся монахами.
Что же касается брака, то, согласно канонам и правилам Церкви, человек может жениться только до того, как примет священный сан. Священник второй раз жениться не может. Неженатый человек, принявший священный сан, жениться уже не может. Таких священников называют целибатами; они не обязательно монахи, но, как правило, потом принимают монашеский постриг.
Какова цель таких установлений Церкви? Отношения священника с паствой не должны омрачаться какими-то телесными вещами. Священник – это духовный пастырь, у него должны быть такие отношения с пасомыми, как у отца с детьми. Недаром священников называют отцами. Естественно, что между ним и его духовными детьми должна быть откровенность. Если в храм придет девушка и будет смотреть на батюшку как на потенциального супруга, то она и кокетничать начнет, и, разумеется, духовных отношений не сложится. Если же она знает, что священник не имеет права жениться, она ему, конечно, все расскажет, обо всем сможет спросить и получить совет.
— Отец Сергий, монашество, как известно, имеет разные формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть монахи, которые живут в городе, как Вы, совершают свое служение на приходе. Скажите, несут ли современные монахи те аскетические подвиги, которые описаны в книгах, в житиях святых?
— Формы монашеской жизни всегда были разнообразными. С самого момента своего возникновения – в третьем веке – монашество было гонимо. Оно и возникло как результат гонений на благочестие. Как это произошло?
Эпоха первых веков Христианства была эпохой мучеников; тогда все христиане были гонимы. Потом христианство вышло из катакомб и стало государственной религией Римской империи. Поскольку все чиновники должны были быть христианами, естественно, Крещение начали принимать не только для спасения своей души, но и из меркантильных соображений. Поэтому благочестие стало угасать. Некоторые, видя такую картину, скорбели, и стали удаляться в пустыню для того, чтобы сохранить настрой первых христиан, апостолов – учеников Господа нашего Иисуса Христа и учеников апостолов. Такие люди стали называться монахами.
Монах – значит уединенный, но он не одинок, он не один. Монах – это человек, который пребывает один на один с Богом. Для того, чтобы было удобнее жить, монахи объединялись в монастыри, тем более, что новоначальному монаху нельзя сразу удаляться в пустыню и жить одному. Сначала человек должен претерпеть некоторый искус, живя среди людей, научиться смирению, послушанию, любви, милосердию. И только после этого, если будет Божия воля, можно уходить на полное уединение в пустыню. Таких всегда было мало.
В основном монахи жили в монастырях, которые представляют собой особые общества людей, близких друг другу по духу и интересам. Вы тоже, наверное, общаетесь и дружите только с теми, кто вам интересен и не ко всякому пойдете в гости, не всякого будете принимать у себя. Круг наших друзей определяется нашими интересами. И монастырь – тоже как бы объединение людей по интересам.
Когда начинались гонения на христиан – а на протяжении церковной истории они случались часто,- первый удар всегда падал на монахов. Их считали самыми главными фанатиками, потому что они были самыми главными носителями православной веры. Своим внешним обликом и всей своей жизнью они проповедовали иные, чуждые миру идеалы. Инок – так по-другому называют монаха – это человек, живущий иной, не такой, как все, не понятной миру жизнью.
В ответ на внешние социальные перемены и на гонения, Церковь, а вместе с ней и монашество, изменяли формы своей жизни. То, что сейчас довольно значительное число монахов подвизается на приходах,- следствие особых условий существования монашества при советской власти, которая с первых же дней обрушила волну гонений на Церковь, и прежде всего на монашество. Были уничтожены, замучены, сосланы в лагеря, расстреляны, казнены десятки тысяч монахов. Сейчас постепенно идет процесс канонизации, т. е. прославления этих святых.
Все монастыри у нас в России были закрыты. Только один – Псково-Печерский монастырь – не подвергался гонениям, не был закрыт. Это произошло только потому, что территория, на которой он находится, отошла к Эстонии, а Эстония до 1939 г. не входила в состав Советского Союза. В 1939 году монастырь закрыть не успели: началась Вторая мировая война. А потом политика государства изменилась, и обитель так и осталась открытой. Это единственный монастырь на территории России, который никогда не закрывался.
Все остальные монастыри были закрыты, разграблены, а их насельники либо расстреляны, либо сосланы в лагеря. Поэтому вполне естественно, что те, кто вышел из лагерей, или те, кому удалось спастись от гонений, жили где-то в миру, у родственников, знакомых. Достаточно часто они селились в деревнях, жили в банях, подвалах или работали в колхозах, например, счетоводами.
Я знал одну монахиню, схимницу. В 1916 году она ушла в монастырь и была пострижена в возрасте шестнадцати лет. В годы гонений была сослана на Колыму, где провела девять лет. Она рассказывала обо всех тяжких испытаниях, которые пришлось пережить. Вернувшись с Колымы, она устроилась работать медсестрой: делала уколы старым, пожилым людям, приносила им лекарства. Это тоже служение христианского милосердия. За примерную работу ей дали квартиру. Ходила в храм, молилась. Когда вышла на пенсию, стала постоянно служить и прислуживать при храме, при этом жила в квартире, которую получила. Многие монахини и монахи тогда так жили.
Потом, еще при Сталине, стали открываться монастыри. При Хрущеве гонения возобновились: было закрыто около семидесяти монастырей, действующих осталось только шестнадцать. При Брежневе монастыри, слава Богу, не закрывались, хотя испытывали очень сильный прессинг со стороны государства. Первый, вновь открытый при советской власти монастырь, уже в пост-брежневскую эпоху – Данилов. А с 1988 года началось открытие и восстановление множества святых обителей, и сейчас их существует уже более пятисот. Кстати, открытия такого множества монастырей за такой короткий срок не было никогда и нигде в истории Христианской Церкви.
Теперь несколько слов относительно аскетического подвига. Без аскезы монашества не будет. Конечно, современное состояние человечества значительно отличается от древнего: и здоровье совсем не то, и пища не та, и экологическая обстановка сильно ухудшилась. Поэтому те требования, которые предъявлялись к монахам в древности, сейчас являются невыполнимыми, и те подвиги, которые они несли, невозможны для современных иноков. Но не это главное. Монах – это не тот, кто заключает себя в четыре стены, ничего не ест и не спит. Монах – это совершенный христианин, а христианство есть любовь к ближнему и любовь к Богу. В этих двух заповедях выражено все Евангелие, монах посвящает всю свою жизнь их исполнению. Значит, монах – человек, целью и смыслом жизни которого является служение ближнему. В этом отношении современные монахи совершают свое служение. Совершают на приходах, в святых обителях, восстанавливая с нуля или из развалин святые монастыри. Нашему времени в основном свойственно нести подвиг строительства, возрождения монашеской жизни.
Кроме того, монахи занимаются написанием и изданием духовных книг. Величайший из духовных авторов XX века, на мой взгляд,- игумен Никон (Воробьев). Издана книга его писем «Нам оставлено покаяние». Среди современных духовных писателей мне более всего близок архимандрит Лазарь (Абашидзе), который сейчас подвизается в Грузии вместе с несколькими послушниками в пустыне в Кавказских горах. Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, которое существует при нашем храме, выпустило в свет одну из его книг: «Грех Адама». Она посвящена вопросу о том, возможно ли спасение некрещеных младенцев и вообще некрещеных. В Церкви существуют самые разные взгляды на эту проблему, и автор книги, рассмотрев различные мнения, однозначно доказал, что, если человек не родится от воды и Духа, не может наследовать царствия небесного (Ин. 3:5). Поэтому без Таинства Крещения спастись не может никто. Церковь всегда знала только одно исключение из этого правила – когда человек был замучен за Христа, не будучи крещеным. Такой человек окрестился своей кровью и считался не только крещеным, но и святым мучеником. Никаких других примеров спасения некрещеных Церковь не знала на протяжении всей своей двухтысячелетней истории.
— Что делать молодому человеку, или, может быть, не очень молодому, у которого появилось желание посвятить себя монашеству? Что Вы ему посоветуете?
— Не очень молодому человеку я скажу, что в монашество нужно уходить в молодом возрасте. Те люди, которые пожили в свое удовольствие и на старости лет решают уйти в монастырь, боясь, что некому будет за ними ухаживать в старости, поступают не совсем честно. Кроме того, в монастыре нужно трудиться, а для этого надо иметь здоровье. И сам по себе аскетический образ жизни, посты, богослужения, которые в монастыре и более длинные, и более частые, чем в миру, требуют определенного физического здоровья. Поэтому далеко не каждому человеку в годах нужно уходить в монастырь.
Конечно, Промысл Божий призывает людей по-разному. Но лучшие монахи все-таки «получаются» из молодых. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что большинство святых Православной Церкви ушло в монастырь в двадцатилетнем возрасте. Может быть, не ровно в двадцать лет, а в двадцать один, двадцать четыре, двадцать пять. Это самый благословенный возраст, когда душа человека еще мягкая, еще ничем не запечатлена: никакими грехами, пороками, навыками, заблуждениями. Душа его как чистый лист бумаги, на котором можно писать святые письмена.
Кроме нашего желания, нужно, прежде всего, чтобы была воля Божия на то, чтобы человек ушел в монастырь. Волю Божию надо искать. Как это делается? Наверное, не должно быть так, что человек только крестился, только начал ходить в храм – и сразу поступает в монастырь. Всякое, конечно, бывает, но сначала нужно походить в храм, стать православным христианином.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином. Живя в миру, посещая святой храм, нужно постараться взять из сокровищницы Церкви все возможное, то есть достигнуть определенного духовного уровня, стать настоящим православным церковным человеком. Надо соблюдать посты, которые предписывает Православная Церковь, ежедневно совершать молитвенное правило, регулярно, не реже одного раза в неделю, посещать храм. Православный человек должен ходить в храм во все воскресные дни: накануне, т. е. в субботу вечером, и в воскресенье утром,- а также в двунадесятые праздники, которые так называются, потому что их двенадцать. Вообще, христианин должен любить богослужение, любить духовную жизнь, обязательно читать духовные книги.
Тем, кто стремится к монашеству, необходимо получить какое-то представление о монашеской жизни, читая творения Святых Отцов Православной Церкви, то есть тех, кто причислен к лику святых. Эти книги, написанные святыми людьми, повествуют о монашеской жизни, о внутреннем монашеском подвиге, о том, как жили и как должны жить монахи, об истории монашества. До вступления в обитель должно понять, что такое настоящее, подлинное монашество, чтобы не ошибиться, чтобы не получилось так, что человек построил себе воздушные замки, а жизнь оказалась совсем другой. Еще нужно знать, что монашество XXI века сильно отличается от того, что было в древности.
Получив представление о монашестве, затем, как правило, берут благословение у своего духовного отца. И сначала едут в святую обитель посмотреть, а потом уже решаются остаться. Вот что мог бы я посоветовать желающему подготовиться к монашеской жизни и найти для себя обитель.

Из книги Возможно ли спасение в XXI веке? Иеромонах Сергий (Рыбко)

Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.

Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет — ни в обетах, ни в одежде-облачении.

Подобные «составные» названия санов — как иеромонах или иеродиакон — происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:

  • монах это не всегда человек, который может вести службу,
  • а священник, который ведет службы, совершенно не обязательно является монахом и может быть мирским, женатым (или, как принято говорить, «белым» священником).

Черный и белый священник — в чем отличие?

Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).

Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

  • святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • святой праведный Алексий Мечев
  • святой протоиерей Сергей Мечев

Известные иеромонахи в XX веке

  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Кирилл (Павлов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • схиигумен Иоанн (Алексеев)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Кто может стать иеромонахом?

Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.

Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.

Иеромонах — где он служит?

Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря — является частью его братии. Там же он и служит.

Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.

Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.

Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Как обращаться к иеромонаху?

Так же, как и к обычному священнику: «отец» (Отец Михаил, отец Александр и т. д.), «батюшка».

Иеродиакон — кто это?

По аналогии с иеромонахом, иеродиакон — это диакон-монах. То есть, он помогает иеромонаху вести богослужения (ведет некоторые части служб), но не может совершать таинства — например, причащать или исповедовать.

К нему тоже нужно обращаться — «отец». Но — не «батюшка».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Бывший монах об РПЦ

?

Log in

No account? Create an account volodn (volodn) wrote,
2015-07-14 01:39:00 volodn
volodn
2015-07-14 01:39:00 Оригинал взят у tvm2008 в Бывший монах об РПЦОдно из моих любимых интервью. Ярослав Якубовский бывший настоятель из Оптиной пустыни. Когда-то принимал в монастыре патриарха Кирилла. Ушел из монастыря. В своих ответах он дает оценку РПЦ. Важно, что это не рядовой батюшка из голозадрипинска. Он был довольно успешным в карьерном отношении в богатом монастыре, чье символическое значение велико в современной РПЦ. Он провел в церкви 20 лет, поэтому знает, о чем говорит.
Ниже выдержки. Но в интервью много прекрасного: http://pravaya.ru/leftright/472/23333
«
Затем, вот раньше священник был источником знаний для пары тысяч неграмотных прихожан – в условиях, когда не было образования, свободной информации и так далее. Сегодня человек может получить любые знания, лишь правильно сформулировав запрос в строке браузера, так что отпала необходимость в священнике как учителе. К тому же мирское знание о человеке настолько развилось, что это не сопоставимо с представлениями внутри церкви. Я считаю, любой психиатр может принести больше пользы, чем сто батюшек. С другой стороны, использовать церковь для каких-то карательных целей тоже вряд ли будет возможно, потому что ее влияние на общество ничтожно: 3 процента населения – это максимум, который вмещают в себя храмы на Рождество и Пасху. Причем из этих 3 процентов много и здравомыслящих людей, некоторые из которых сегодня близки к тому, чтобы покинуть церковное сообщество. Но, думаю, что православная церковь может пережить это время, всегда будут те, кого она привлекает: любители старины, например, те, чью душу захватывает красота православных храмов.
…существующая церковь, как иерархический институт, предназначена дли того, чтобы держать своих адептов в узде, под контролем. Можно сравнить с тем, что происходит в западных странах. У нас часто приходится слышать стоны по поводу того, что в Европе будто бы храмы и монастыри стоят пустыми, но это ни на чем не основанный испуг: там стало меньше обрядовости, но христиане никуда не делись. Просто христианские ценности – доброта, гуманизм — впитались повседневностью, стали частью жизни семьи, общения между людьми. То есть эти ценности, по большому счету, не нуждаются в посредничестве культа и обряда.
Вообще, беда нашей православной церкви в отсутствии здоровой конкуренции. Но ведь если бы у нее появились здоровые конкуренты, то ее положение оказалось бы еще более жалким: именно в силу ее отсталости, неспособности привлечь к себе, нечестности. При том ведь внутри церкви применяются совершенно сектантские приемы: во-первых, мистифицируют, затемняют сердцевину, суть учения, во-вторых – внушают пастве, что вокруг все страшно и ужасно, только с нами, мол, ты можешь спастись. Тем самым лгут на Бога, который, вопреки этому, не является жестоким и злопамятным чудовищем, способным уничтожить человека за малейший культовый проступок.
«

Монахи известные в истории, чем прославились?

8

Есть ли знаменитые имена в истории монашества, играло ли монашество вообще какую то роль в истории России, других стран и народов?

тэги: известные монахи, монашество, открытия категория: другое 21

Роль монахов на Руси, посвятивших себя Богу и молитвам за спасение мирян, хранителей православных традиций

и идей хорошо освещена в ответах, поэтому хочу обратить внимание на монахов, сыгравших огромную роль для всей человеческой истории.

Да, были религиозные войны, крестовые походы и насильственное насаждение религии, но наряду с этим, многие монахи прославились как изобретатели, разработчики новой техники и технологии, сделавшие открытия в науке, культуре и медицине.

На протяжении многих столетий монастыри были центрами научной и культурной жизни.

На первое место хочу поставить широко известного в современных научных кругах австрийского монаха-августинца

Грегора Иоганна Менделя (1822-1884г) — естествоиспытателя, ученого-ботаника.

Г.И.Мендель является основоположником учения о наследственности, он разработал математические статистические методы

анализа результатов исследований и опытов на примере гибридизации сортов гороха.

Среди современных генетиков его разработки известны как «законы Менделя».

Монастырские библиотеки всегда считались подлинными сокровищницами. В случае какой-либо угрозы монастырю или пожара, книги спасали первыми.

До XIII века более половины монахов монастыря занимались переписыванием редких и дорогих книг. Писали гусиными перьями на пергаменте, изготавливаемом в монастыре из шкур молодых ягнят. Красные и черные чернила делали сами по известным рецептам.

В создании книги принимали также участие миниатюристы и переплетчики.

Благодаря монахам-переписчикам, до наших дней дошли работы Апулея, Тита Ливия, Сенеки, Тацита и др. древних авторов.

Работа переписчиков была трудной, утомительной, у многих сильно падало зрение от плохого освещения от горящего масла в плошке.

В XIII веке францисканец Роджер Бекон (1220 — 1293 г.) изобрел лупу и линзы, с помощью которых читал и писал до старости, а итальянский монах- доминиканец Джордано Ривалто, который был хранителем монастырской библиотеки, изобрел очки. Вместо горного хрусталя и берилла — прозрачных отполированных камней, для линз использовались стекла в оправе.

Чтобы сократить время на переписывание книг и больше времени посвящать молитвам, в XV веке монахи первыми стали заниматься книгопечатанием. Печатная форма делалась гравировкой или вырезанием на дереве или медной пластине. Позже медные формы делались методом травления кислотой.

Имена создателей первых книг история до нас не донесла.

При монастырях были организованы школы, где дети изучали религиозные тексты, письмо, чтение, начала арифметики, занимались пением, в некоторых школах изучали латынь.

В XI в. итальянский монах — музыкант Гвидо Аретинский предложил использовать линейки и слоговые обозначения музыкальных звуков для нотной записи. Это была настоящая революция в музыке. Эта система записи нот используется и в настоящее время.

Кроме научно-просветительской и культурной деятельности в монастырях много внимания уделялось каждодневным хозяйственным вопросам.

Обширные монастырские земельные площади были заняты виноградниками. В XVII веке монах Пьер Периньон из аббатства Овилле открыл секрет изготовления высококачественных игристых вин. Купажируя, соединяя бродящие соки разных сортов винограда, он получал замечательные напитки.

Он же предложил игристые вина разливать и хранить в бутылках, а не в бочках, которые иногда взрывались от углекислого газа. Бутылки стали закрывать пробками из коры пробкового дуба. Новая технология производства игристых и шампанских вин стала классической, а вина стали популярными во многих странах.

Экспериментируя и пытаясь создать твердый сорт сыра для быстрой закуски, итальянские монахи неожиданно создали замечательный продукт — сыр пармезан, такой популярный в наше время.

Вся монастырская хозяйственная деятельность требовала постоянного учета доходов и расходов.

Францисканец Лука Пачоли систематизировал правила учета, придумал ведение двойного учета финансовых операций -актива и пассива, т.е. заложил основы современной бухгалтерии.

Отдыхая от переписывания книг и хозяйственных работ, французские монахи с XI века развлекали себя игрой в теннис в помещении через верёвку или сетку. Игру переняло дворянство и игра постепенно распространилась в другие страны.

Примечательны дела милосердия монахов.

На протяжении столетий больницы, приюты, гостиницы для паломников, госпитали, богадельни, лепрозории и аптеки оставались в монопольном ведении монашества. Пребывание в госпитале было бесплатным, персонал содержался на средства монастыря.

В отдельных монастырях четверть доходов уходила на милостыни и подаяния беднякам, нищим, вдовам и путникам, которым давали хлеб, мясо, зерно, обувь и одежду.

Король имел право поместить солдата-инвалида или ветерана в монастырь «на прокорм».

Для поддержки безработных создавались «мастерские милосердия» и с/хоз. кооперативы при монастырях.

Кроме всего перечисленного, монахи в Шампани в XIII в. при добыче железной руды первыми стали ставить деревянную крепь в подземных штольнях, в Англии и Франции разрабатывали соляные копи, добывали уголь, торф, мрамор, гипс, серебро, золото.

В монастырях производили: стекло, витражи, эмали, кирпичи, черепицу, чугунные плиты и изделия, воск, тканые материалы, кожи.

Для привода мельниц и др. механизмов использовали энергию воды, для чего рыли каналы, прокладывали трубы. Строили мосты, дороги, плотины, осушали земли и создавали искусственные озера, обустраивали территории.

Всё, что сделано монахами для развития производства и технического прогресса просто невозможно перечислить.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 8

Ну это хороший вопрос.Монахи на Руси всегда играли большую роль.Перечислять их всех не хватит места.Из самых известных Серафим Саровский,Сергий Радонежский,Фотиния,Феодосий Кавказский.Я тоже часто задавался вопросом,для чего монашество,какой практический смысл,кроме лишения себя удовольствия жизни в мире.Понял лишь одно ,это желание посвятить себя высшему миру,Богу.А для простых мирян это духовный свет,где именно дух побеждает плоть(верней желания плоти).Если заглянуть в историю,то мы найдем много информации,как святые отцы меняли историю страны.Куликовская битва и Сергий Радонежский.Монах Авель.Иоанн Кронштадтский и революция,Никон и его реформа.Да и в Европе роль монашества огромна,хотя и не всегда однозначно положительная.Ордены монахов организовывали крестовые походы,во Франции к примеру решали судьбу королей(пока их не уничтожила власть).Афонские монахи хранители артефактов и традиций православия.Но основное их предназначения молитвы о мире в общем значении(религиозные войны хоть и заблуждения.но есть и были),о людях и их нуждах и требах.Перечислить всех не возможно.В раннем христианстве монахами часто становились не от рождения как Николай Угодник,а в силу изменений в миропонимании.Киприан был колдуном,стал святым монахом помогающим в борьбе с негативом.Мурин разбойник и пьяница ,стал помогать страждущим от пьянства.Почитайте святки,занимательная история и много фактического материала.

7

В истории становления Русского государства выдающуюся роль сыграл Сергий Радонежский и этого никто не сможет отрицать.

В период многолетнего противостояния с татаро — монголами ему досталась почётная слава послужить объединителем разрозненных удельных русских княжеств в единое государство славян под общим названием Русь, при главной роли в нём Московского княжества, которым тогда правил Дмитрий Донской.

Кроме на благословения на битву с захватчиками, которое было названо «сокровище некрадомое», он передал князю «оружие нетленное» (крест Христов), запечатлённое на схимах двоих своих послушников, которых звали Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Лично для меня, как создатели Русского государства, они стоят плечом к плечу, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

Каждый сделал что мог в своём деле.

Как позднее стояли вровень купец Минин и князь Пожарский.

Об этом уже отвечал.

Афанасий44 » Ушли на битву московские, белозерские, ростовские, суздальские, владимирские, костромские, дмитровские полки…, а вернулись оттуда единым русским народом»! — 2 года назад Доминика Потоцкая Здравствуйте, Афанасий! Монах и священник-это все таки разные ранги.Не каждый монах является священником. — 2 года назад Афанасий44 Да, Доминика, я знаю, что они отличаются.
И знаю, что некоторые должности недоступны священнику, но прерогатива только чёрного монаха.
«Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии». — 2 года назад Афанасий44 Какое влияние на судьбу страны должен иметь ЧЕЛОВЕК, чтобы его и через 700 лет помнили, уважали и ценили его роль?
«Что дело, сделанное таким человеком, по своему значению, так далеко выходило за пределы своего века…»
Нет в истории Руси больше равного Сергию Радонежскому.. — 2 года назад Афанасий44 Только сейчас ещё раз задумался, Доминика, над вашим комментарием.
А почему вы говорите о священнике?
Сергий Радонежский как раз монахом и был, основателем старчества на Руси.
Да и картинка в вашем вопросе стоит Сергия Радонежского. — 2 года назад комментировать 4

По моему глубокому убеждению, самый серьёзный монах на Руси — Авель. Он предсказал смерть Екатерины Великой (дату и место — на горшке).

Написал всю родословную Романовых (кто и когда из них взойдёт на престол, как именно будет править, чем прославится и войдёт в Историю, когда именно закончит править…)

А ещё предсказал на ком закончится род Романовых, по этому Николай Второй не боялся покушений на свою персону и всяческих террористов.

Он точно знал свою судьбу и судьбу своей семьи….

С ним (по значимости) могу сравнить Григория Распутина, хотя его «монашество», для меня лично, сомнительно. Этот персонаж истории скорее мистически-колдовской. Опять же, хочу подчеркнуть, что это моё субъективное мнение…

магистр Распутин не монах и никогда им не был,это выражаясь современным языком аферист парапсихолог.Я с вами согласен. — 2 года назад Николай Исаев Сколько людей — столько и мнений. Я слышал и Вашу версию и версию о том, что он был духовным защитником семьи Романовых, а после его убийства погибла и вся семья.
Я в те времена не жил, но считаю, что обе версии имеют право на существование. — 2 года назад Михаил1000 Я тоже придерживаюсь мнения, что Распутин был в большей степени монахом, чем шарлатаном. — 2 года назад Михаил1000 Я тоже придерживаюсь мнения, что Распутин был в большей степени монахом, чем шарлатаном. — 2 года назад комментировать 3

Мы ежегодно бываем на озере Селигер и как-то плавали на теплоходе в мужской монастырь «Нилова Пустынь». Я не являюсь ортодоксом,но это экскурсия мне понравилась и заинтересовала. Жил такой человек из-под Великого Новгорода,который в начале XVI века принял постриг под именем Нил. Судьба его занесла подо Ржев,где он проживал в землянке,вел аскетический образ жизни и пренебрегал всеми её благами,пребывая в молитвах.Чуть позже он перебрался на остров Столобный на оз. Селигер.,на котором он неоднократно переживал пожары,набеги и грабежи, после которых он все-таки устоял и прожил на острове 27 лет. После его смерти на острове стали селиться отшельники,где в последствии, по завещанию Нила, был построен мужской монастырь.

Теперь частное мое мнение,если позволите.Что,собственно,известно о Ниле кроме как об аскете и самоистязателе (он не давал себе лежать и спал подвешенным на веревках и крюках),ну,естественно,чтеце молитв? Вот вроде и ничего. Зато такие редкие персоны очень удобны для структур,управляющих населением. Личность Нила была почитаема, местное население его подкармливало и похаживало к нему,не исключаю, что спасение Нила от набегов и пожаров стало сразу причисляться к «священным чудесам», что тоже повлияло на репутацию и популярность отшельника. Однако, в то время влияние религии было очень велико, и такие монахи, как нельзя кстати, усиливали роль церкви,поэтому деньги на монастырь были выделены сразу же. К слову , это очень богатое заведение, здания реставрируют высококлассные специалисты и высококлассными материалами, есть ферма со стадом, наличествует сельхозмеханизация и рыболовецкие угодья,продукция которых ,видимо, и потребляется и успешно продается туристам.Все у них там хорошо.

Но вернемся к Нилу и монахам. Довольно часто эти персонажи являются ядром некоей легенды, которую очень удобно обернуть в нужную оболочку и подать «на блюдечке» определенным,чаще всего, темным слоям населения,чтобы в дальнейшем направить их по религиозной стезе. Не почтите мои умозаключения циничными,но про темных я пишу,будучи уверенной в том,что ,допустим,ни Коперник,ни Леонардо не стали бы участниками «поклонительных» форумов в отношении монахов. История нам преподносит примеры,когда люди просвещенные,будучи на услужении власти, сами принимали участие, извините, в одурачивании тех же темных народных масс в религиозном ключе. Я об античном ученом и механике Героне, который, используя энергию пара, «дурил» по просьбе жрецов религиозно настроенное население — открывались волшебным образом врата храма,а перед вратами предварительно в чашах вспыхивал огонь,который и подогревал воду под ними,образующийся пар приводил в движение спрятанные механизмы ворот.

Не хочу всех монахов «чесать под одну гребенку», но ,думаю,что истинное монашество,если речь не о проповеднике, не подразумевает шумихи вокруг собственной персоны. Это,повторюсь, сугубо частное мнение.

3

У меня ,Доминика, по поводу выдающихся монахов есть своё мнение…

во- первых — их на Руси было великое множество- и Сергей Радонежский и Иоанн Кронштадский и Александр Невский- в конце жизни принявший схиму и многие многие другие…

но самыми выдающимися монахами я считаю первых патриархов- которые за свою активную деятельность были отрешены от патриаршества и пострижены в монахи царской властью.. Это -Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) – Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени, когда предателями земли русской патриарх был заточен в монастырь — где — проведя 9 месяцев- он скончался от голода и жажды…он активно выступал против иноземных захватчиков!

и патриарх Никон- который провел реформу церкви и провел в ссылке 15 лет и потом царь Алексей Михайлович лично просил у него прощения за несправедливое заточение..

3

Куда же человек без Бога и его голоса (монахов). Сколько правителей и царей прислушивалось к монахам, к церкви. Сколько удивительных книг, некоторые из них написали или же, например, Молина, создавший прообраз Дон Жуана. Не такое великое событие, но и мир создавался не сразу. Как и существовавшие монахи-предсказатели, такие как Авель, предсказавший смерть Екатерины Второй и последующие события на Руси. Был еще первый великий инквизитор монах. А так же, нельзя забывать создателей пути дзен и буддизма, шаолиня и других восточных направлений. А как-же, Радонежский, вложивший душу в Русь матушку. И если говорить про Россию, церковь — самое святое для нас, очищение грехов и место открытия новых путей, и кто как не местный монах, местный святой, может не только дать веру в исцеление, но и точный жизненный ответ.

3

смотря что вы имеете в виду под словом монах

отшельник или живущий в монастыре или в другом подобающем месте

самый знаменитый монах это кардинал Ришелье, он точно сыграл в истории Франции большую роль

Франсуа Рабле, известный как писатель -гуманист

а в России монахов использовали только как пророков

например, Авель

еще известный монах, повлиявший на историю России, это Гришка Отрепьев

Tatiana342­1 это меня смутило то, что некоторые дают обет безбрачия,некоторые нет — 2 года назад комментировать 2

Но кроме монахов- одиночек, прославивших себя и державу, за процветание которой, они и молились, и головы складывали,- есть и монашеские «форумы»- ордена, оставившие в истории христианства, не менее заметные следы.

Бенедиктинцы, ликер классный оставили, Тамплиеры- банковское дело, вкупе с системой кредитования,( правда, чрезмерное богатство, плохую службу им сослужило,- переказнил их зело французский монарх, ставший одним из » проклятых.) Иезуиты, как «псы Господни», известны и так далее.

1

В православии более знаменитые монахи в конце 18 века, такие как Серафим Саровский и Оптинские старцы небольшого монастыря под Калугой. Известны своей мудростью и праведной жизнью. Митрополит Московский Филарет был великим проповедником, учёным и писателем по истории церкви. Он же и подготовил перевод Библии на русский язык.

0

В древности, выражаясь современным языком, монастыри были научными центрами. Даже Всемирная Хронология была разработанна именно в монастырях.!

Считается, что основы хронологии были заложены Евсевием Памфилом (Евсевием Кесарийским), в 4-ом веке н.э., в эпоху императора Константина. Евсевий Памфил был богословом, священником и историком церкви. Но ознакомиться с его хронологией сегодня в полном объеме к сожалению невозможно.!

Далее (в 14 веке) церковный историк и монах Софийского монастыря в Константинополе Некифор Каллит предпринял попытку написать новую историю первых 3-х веков. Но сказать что то новое к тому, что уже написал Евсевий Памфил, ему не удалось.!

Сегоднешняя хронология была создана трудами хронологов 16-17 веков: француза итальянского происхождения, историка и философа Жозефа Скалигера и французского католического богослова Дионисия Петавиуса. Именно их версию истории мы и изучаем по сей день, не смотря на то, что у современных историков есть к ней масса обоснованных притензий.

Инкогнито Скопировать чужой ответ проще всего, но на этом сайте копипаст НЕ приветствуется.Прочт­ите правила, прежде чем отвечать. — 2 года назад комментировать Знаете ответ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *