Кто такой симеон полоцкий

Симеон Полоцкий – великий белорусский просветитель

Симеон Полоцкий — великий белорусский просветитель Симеон Полоцкий является одним из выдающихся деятелей не только белорусской и русской, но и более того, славянской культуры в целом. Он вошел в историю как монах, общественный и церковный деятель, богослов, педагог и воспитатель, поэт и писатель. По разносторонности своих интересов и деятельности был близок деятелям эпохи Возрождения.

Симеон Полоцкий или Самуил Гаврилович (называют также другое отчество — Емельянович) Петровский-Ситнянович родился в Полоцке в 1629 году. Своим «двойным» отчеством и двойной фамилией он обязан отцу, которого звали Гавриил Ситнянович, и отчиму—Емельяну Петровскому. В 1651 году он окончил Киево-Могилянскую коллегию — крупнейший тогда православном центр высшего гуманитарного и богословского образования, а в 1653 году Виленскую иезуитскую академию. Вернувшись в Полоцк, в июне 1656 г. в православном Полоцком Богоявленском монастыре принимает монашество с именем Симеона и получает должность «дидаскала» — учителя в «братской» школе при том же монастыре. Впоследствии, уже в Москве, к имени Симеон добавилось прозвище Полоцкий — по его родному городу.

Усилиями Симеона Полоцкого в Полоцкой братской школе была значительно расширена программа обучения: в дополнение к белорусскому языку включались для изучения русский и польский, большее внимание уделялось грамматике, осваивались риторика и поэзия. Уже тогда он проявил себя как европейски образованный человек с энциклопедическими знаниями. В этот период шла война России с Польшей. Симеон Полоцкий был на стороне России, симпатизировал царю Алексею Михайловичу. При взятии русскими войсками Полоцка он поднес царю свое приветственное поздравление «Метры».

В 1660 году вместе с учениками своей братской школы Симеон Полоцкий на несколько месяцев уезжает в Москву, где ему удалось побывать в царском дворце в Кремле и читать свои стихи высочайшему семейству. В 1661 году он навсегда переехал в Москву, поселился в Спасском монастыре и получил место учителя латинского языка в монастырской школе. Симеон Полоцкий привез с собой плоды европейской учености — прекрасное знание языков латинского, польского, белорусского, украинского, а также «семи свободных наук» — грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрологии, музыки. Вскоре по указу Алексея Михайловича в школе Спасского монастыря соорудили деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Главной целью занятий в школе было обучение латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.

В начале 1665 г. Симеон поднес царю Алексею Михайловичу «о новодарованном сыне государе царевиче и великом князе Симеоне Алексеевиче благоприветствование». Составленное стихами, это «благоприветствование» было благосклонно принято царем. Спустя некоторое время Симеон Полоцкий произнёс перед царём речь о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Московском государстве. Симеон Полоцкий пользовался покровительством Паисия Лигарида — епископа Иерусалимской Церкви, православного митрополита Газы, активного участника церковно-политической борьбы в Московском государстве в 1660-х, был у него переводчиком. Паисий Лигарид был весьма влиятельным среди правящих особ России. Это обстоятельство открыло Симеону доступ ко двору. При дворе Алексея Михайловича Симеон Полоцкий получил признание как мудрейший «философ», «вития» и «пиит» Он принимал участие в делах государственной важности, в частности, в работе церковного собора 1666— 1667 гг., осудившего как расколоучителей, так и патриарха Никона. На основе материалов и постановлений собора Симеон составил книгу «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих» (коротко именуется «Жезл правления»), изданную Печатным двором в 1667 г. Собор отозвался о труде Симеона Полоцкого с высокой похвалой, признав «Жезл правления» «из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным».

Широкая образованность Симеона, его литературные таланты побудили царя Алексея Михайловича пригласить его в 1667 г. в наставники к наследнику престола царевичу Алексею, а после смерти Алексея — к царевичу Федору. Когда же предстояло выбрать наставника для юного царевича Петра Алексеевича, будущего Петра Великого, то ему было поручено проэкзаменовать на эту роль дьяка Никиту Зотова. Приглашение ко двору в качестве домашнего учителя царских детей окончательно упрочило положение Симеона в придворных кругах. Он становится одним из влиятельнейших людей при дворе Алексея Михайловича, а после его смерти и при дворе своего ученика царя Федора Алексеевича.

Для царских детей Симеон Полоцкий написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических» и ряд других. Он составлял также речи царя, писал торжественные объявления, переводил полемические трактаты Паисия Лигарида. Будучи по своим взглядам просветителем, Симеон Полоцкий всегда придавал большое значение развитию образования в России. Когда в 1680 году в Москве возник план организации первого высшего учебного заведения, он принял деятельное участие в становлении «Привилегии на Академию», доработанную после смерти Симеона Полоцкого его учеником Сильвестром Медведевым. «Привилегия» предусматривала изучение учащимися Академии «гражданских и духовных» наук, начиная от грамматики и кончая философией и богословием, а также «учение правосудия духовного и мирского», то есть юридических наук. По проекту Симеона Полоцкого в Академии должны были изучаться четыре языка: славянский, греческий, латинский и польский.

В 1687 году, уже спустя 7 лет после его смерти, первое высшее учебное заведение в России было открыто в Москве под названием «Славяно-греко-латинской Академии». В 1678 году, пользуясь покровительством царя Федора, Симеон Полоцкий открыл в Кремле типографию, где издавал свои сочинения и других авторов, привлекая к оформлению книг придворного художника Симона Ушакова и гравера Оружейной палаты Афанасия Трухменского. Симеон издал в типографии «Букварь языка славенска» (1679), «Тестамент Василия, царя греческого, сыну Льву» (1680), «Историю о Варлааме и Иоасафе» (1680).

Одной из главных в своей деятельности Симеон Полоцкий считал проповедническую. Им было написано более 200 проповедей, которые составили сборники «Вечеря душевная» (1681 г.) и «Обед душевный» (1683 г.), изданные уже после смерти их автора. В первом помещены по несколько проповедей на дни воскресные, а во втором — на праздники Господские, Богородичные и святых, а также, в виде прибавления, проповеди по особым случаям: на погребение, против суеверий, о слушании литургии, о взыскании мудрости и т.п.

Стиль проповедей у Симеона Полоцкого достаточно прост, чужд вычурности. Конструкции речи естественные и удобопонятные. Мысль каждого поучения высказывается определенно, нет ни бесцельных отступлений в сторону, ни искусственных приложений. Сухим абстракциям, особенно затруднительным для понимания на слух, Полоцкий предпочитает описания и рассказы, которые наглядно предоставляют мысль и сообщают проповеди художественную изобразительность. Талантливый проповедник, ученый полемист и богослов, переводчик и педагог, Симеон Полоцкий вошел в историю и как литератор, драматург, поэт, основоположник русской силлабической поэзии.

Сочинительство стихов было одним из любимых его занятий. Стихи писал он быстро и, видимо, всегда с большим увлечением. Поэтическое наследство Симеона Полоцкого огромно. Общее количество стихотворных строк, написанных им за все годы его литературной деятельности, достигает пятидесяти тысяч. Нет, кажется, жанра, в котором Симеон Полоцкий не пытался бы написать стихотворение. Незадолго до своей смерти, в 1678 г., Симеон все свои стихи, «в различная лета и времена сложенныя», объединил в два обширных сборника — «Рифмологион» и «Вертоград Многоцветный». Оба сборника представляют первостепенный интерес для характеристики Симеона Полоцкого как поэта.

Писал Симеон Полоцкий и драматургические сочинения. Первые его опыты в этом жанре относятся еще к тому времени, когда он был учителем «братской» школы в Полоцке. Для учащихся этой школы он около 1658 г. написал небольшую рождественскую пастораль под заглавием «Беседы пастушеские», которая под его руководством и была исполнена учащимися. В дальнейшем в Москве появились новые его произведения. От этого времени дошли до нас две его пьесы в стихах: «Комедия о Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о блудном сыне», а также более двадцати так называемых «декламаций».

Скончался Симеон Полоцкий в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре в Москве. В знак признательности белорусского народа к своему выдающемуся земляку — богослову и просветителю — в 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому (скульптор А. Финский).

А.Медельцов

  • Версия для печати

Коломенское, восьмое чудо света

Портал учрежден Министерством иностранных дел России

В целях информационного обеспечения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Статья

11.10.2011Сергей Томский Если у вас есть пара свободных часов и нет абсолютно никаких идей о том, как с пользой их провести, езжайте в Коломенское. Машиной туда белым днём добираться долго и сложно – пробки замучают, – а если на метро, то ехать до станции «Коломенская», но можно и до «Каширской», только выходить нужно из хвостового вагона от центра. Так будет ближе до дворца царя Алексея Михайловича, который стоит того, чтобы потратить немалое время на долгую дорогу.

Дворец этот построили в 1671 году, и для своего времени он стал настоящим шедевром русского деревянного зодчества. Современников поражала красота дивного дворца, а придворный пиит царя Алексея Михайловича Симеон Полоцкий так описывал коломенское диво: «А злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет». Знал поэт, как описать дворец, который он же и назвал восьмым чудом света. В семи теремах дворца около 300 комнат, и на мир божий смотрит он тремя тысячами своих витражных окон.

Если идти неспешно, то дворец открывается из-за деревьев парка постепенно, словно проявляется, как изображение на снимке. Сначала начинают «проявляться» маковки и купола, а затем и сам дворец открывается во всей красе своей новой жизни. Да, это, говоря современным языком, реплика дворца царя Алексея Михайловича. Тот, воспетый Симеоном, простоял около сотни лет, начал ветшать, и его разобрали по распоряжению Екатерины Второй, построившей здесь свою новую резиденцию.

Но перед этим царица приказала снять все замеры, сделать зарисовки и чертежи деревянного дворца в Коломенском. Так что когда московские власти приняли решение восстановить шедевр, то сделанные два века назад чертежи и рисунки оказали реставраторам бесценную помощь. Его построили вновь по этим архивным материалам на территории бывшего сельца Дьякова, в нескольких сотнях метров от прежнего расположения – за века на месте прежнего двора уже выросли столетние дубы и липы. Их трогать не стали.

Новые хоромы не избежали участи всякого современного строения – здесь широко использовались современные технологии, здесь все конструкции из железобетона, затем «одетого» в дерево. Дворцовый комплекс располагается на пяти уровнях, и внутри лучшие художники и реставраторы России выполнили росписи в стиле второй половины семнадцатого века. Здесь работали модельщики и скульпторы, иконописцы и резчики по дереву, паркетчики и столяры, позолотчики и витражных дел мастера, ткачи и золотошвеи… Здесь воссоздали 24 интерьера – в покоях государя, царицы, царевичей и царевен.

А потом, когда дворец осмотрен до конца, можно пройтись по парку до основного ансамбля музея-усадьбы «Коломенское».

Можно прямиком через Голосов овраг или идти яблочными садами, за которыми стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. И отовсюду будет видна белокаменная церковь Вознесения Господня. Её построили в шестнадцатом веке настоянием великого князя Василия Третьего в честь долгожданного наследника – сына Ивана, вошедшего в историю под именем Ивана Грозного. Храм этот уникален и включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Чудо, которое уже много веков удивляет и поражает и православный народ, и заезжих гостей столицы. При высоте 62 метра и стенах трёхметровой толщины она выглядит на удивление лёгкой – зодчий Петрок Малый вложил в своё творение весь свой немалый талант.

Благодаря оригинальному устройству окон храм наполнен светом и воздухом: снаружи окна расположены на каждой грани, окнами прорезан и шатёр. Церковь построена в форме гигантского столпа и не имеет внутри ни колонн, ни опорных столбов.

Церковь эта полна тайн – именно здесь в 1917 году нашли последнюю чудотворную икону Богородицы «Державная». Тут, как полагают некоторые учёные, следует искать Литорею – знаменитую библиотеку Ивана Грозного.

Именитые гости прибывали в Коломенское по Москве-реке, и для них от причала, мимо Вознесенского храма к царским хоромам, в дворцовой стене были сооружены Передние (Дворцовые) ворота с прилегающими служебными постройками.

На берегу Москвы-реки стоит и Дворцовый павильон, единственная сохранившаяся постройка дворца императора Александра Первого.

…Коломенское полно тайн и загадок. Но главная тайна в том, что хотя бы раз походив по полным простора, воздуха, тишины и покоя местам, туда тянешься ещё и ещё.

Так что если есть пара-тройка свободных часов, бросайте всё и езжайте туда.

Лучше – в последнем вагоне из центра. Так ближе.

КРАТКИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

12345678910

Русская литература XVII века. Московское барокко.

(огромный объем билета пусть не пугает — тут большое количество кратких содержаний произведений, которые вряд ли вообще нам нужны)

(из билетов 1 курса)

Конец 16 и начало 17 века в истории Руси ознаменовались бурными историческими событиями, традиционно именуемыми «Смутой» и характеризующимися напряженной классовой борьбой. В эту эпоху крестьянство, доведенное усиливавшейся крепостной эксплуатацией до экономического оскудения, выступает в качестве крупной влиятельной силы.

Победа помещичьего класса и активизация посада и крестьянства, явившиеся итогом «Смуты», в очень большой степени способствовали «обмирщению» русской культуры.

Церковь, так же как и государство, потрясенная «Смутой» и пытавшаяся по ее окончании завоевать независимые позиции, после напряженного сопротивления подчиняется сломившей ее силе государства. Светская стихия в это время все сильнее вторгается в литературу. Это особенно начинает обнаруживаться со второй половины 17 века, когда в русской литературе преобладающее значение получают светские жанры- историческая и бытовая повесть, сатира, когда широко развивается виршевое творчество, возникает театр, зарождается русская драматургия. В эту пору в читательский обиход входят западная повест. литература, рыцарский роман с любовной тематикой, забавная новелла, шуточный рассказ.

Серьезный толчок для развития умственной и косвенно литературной культуры в русском обществе дали школы, где, кроме языков славянского и греческого, полагалось изучение наук словесных, до риторики и философии включительно. Школьное дело было в Москве налажено с помощью киевских ученых (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий), трудами и литературным опытом которых пользовались у нас в значительной мере.

Создание Славяно-греко-латинской академии в 1687 г. и сама постановка вопроса о высшем учебном заведении в России явились прогрессивным фактором в общем развитии у нас литературного процесса. В 17 веке широкий доступ получает народная поэзия в результате участия в литературе новых, демократических, преимущественно посадских слоев, а также в результате появления нового читателя из тех же слоев. В связи с событиями «смутного времени», а затем и крестьянской войны под предводительством Разина, создаются песни, в которых явственно сказывается оппозиционное отношение крестьянских масс к господствующим классам.

Старая традиция очищает место для новой не без борьбы, и на всем протяжении века эта борьба или в иных случаях взаимодействие и сосуществование традиции и новизны обнаруживаются еще очень явственно.

В области исторической литературы в первые годы 17 века на смену Хронографа 1512 г. Является новая, вторая его редакция, относящаяся к 1617 г. Составитель нового Хронографа, в основе которого он положил старый, пополнил его сведениями из западноевропейской истории, почерпнутыми из хроник Конрада Ликостена, Мартина Бельского. Тем же материалом воспользовался и третий составитель Хронографа(1620г.).

На потяжении почти всего 17 в. мы встречаемся с обреченными на неудачу попытками продолжать традицию летописания 16 в., почти никак ее не обновляя. К числу таких попыток относится «История о царях и великих князьях земли Русской» дьяка Федора Грибоедова(написана в 1669 г.) и «Латухинская Степенная книга» монаха Тихона(1670 г.).

Один из наиболее популярных литературных жанров Московской Руси 15-16 вв.- житийный- в течение половины 17 в. продолжает под пером макарьевских книжников развиваться в том же духе, какой для него определился в сер. 16 в. жития пишутся лишь варьируя общие схемы, которые установлены для агиографии макарьевской поры. Чем дальше время шло в глубь 17 в., тем чаще житие наполнялось реальным биографическим материалом. Это является свидетельством отказа от шаблонных схем и проявлением внимания к индивидуальным особенностям жизни и поведения того лица, о котором рассказывалось. Но еще ранее мы наблюдаем в отдельных житиях особенности повествовательного жанра и семейной хроники ( житие Юлиании Лазаревской) или превращение их в автобиографию, заключающую в себе реальные подробности в описании судьбы героя жития и окружающего его быта ( житие протопопа Аввакума).

Русский литературный язык 17 в. характеризуется сложным и противоречивым процессом развития, обусловленным взаимодействием и борьбой социальных сил, которые принимали активное участие в языковом строительстве в ту пору. Консервативные церковные круги часть боярской знати культивировали торжественный стиль, опиравшийся на архаические церковнославянские нормы. С другой стороны, в связи с «обмирщением» русской культуры в 17 в. и участием в литер. жизни демократических слоев, а также в связи с общественными потребностями русский литер.язык сближается с живым народным языком, просторечием и с деловым приказным языком.

Своеобразное соединение старой церковнослав. традиции с живым просторечием можно наблюдать в произведениях старообрядческой литературы, особенно в сочинениях протопопа Аввакума, т. к. они адресованы широкой и перстрой в культурном отношении аудитории привеженцев «старой веры».

Вторая половина века также характеризуется появлением нового литературного общеевропейского стиля- барокко, с наибольшей силой отразившегося в драматургии и поэзии первого профессионального поэта Руси – Симеона Полоцкого.

Барокко

(Лихачев)

Появление в русской литературе стиля барокко вносит в русскую литературу новое начало, чрезвычайно важное для ее последующего развития. Стиль барокко — явление нового времени, не свойственное древней русской литературе. Важная историческая особенность русского барокко заключалась именно в том, что русское барокко не было просто «стилем эпохи» — это было одно из стилистических направлений эпохи. Это было знаком того, что эстетическое сознание достигло уже сравнительно высокого развития. Не случайно Еремин называл барокко не «стилем эпохи», а всего лишь направлением. При этом мы можем отметить, что барокко взяло на себя в историческом плане многие из функций ренессанса. Еремин писал: «Направление это (барокко) ускорило здесь процесс становления «новой» литературы, обогатило литературу новыми темами, сюжетами, способами художественного изображения, привило ей новые, ранее не известные жанры и виды художественного творчества — поэзию и драматургию». Это стиль помпезный и официальный. Он был принят при дворе, распространялся в верхах общества.

Изображение человека подчиняется в нем общим орнаментальным линиям сюжета. Он введен в строгие формы идейного и художественного замысла, нравоучения и просвещения, сообщения сведений о мире, о человеке. Стиль этот лишен внутренней свободы и подчинен логике развития литературного сюжета.

Симеон Полоцкий стремился воспроизвести в своих стихах различные понятия и представления. Он логизировал поэзию, сближал ее с наукой и облекал морализированием. Сборники его стихов напоминают обширные энциклопедические словари. Он сообщает читателю различные «сведения». Темы его стихов самые общие: «купечество», «неблагодарствие», любовь к подданным, славолюбие, закон, труд, воздержание, согласие, достоинство, чародейство или — монах, невежда, клеветник, лев, «Альфонс краль орагонский», «историограф Страбо», Семирамида, «морской разбойник Дионид реченный», «человек некий винопицца» и т. д.. Стремление к описанию и рассказу доминирует над всем. В стихи включаются сюжеты исторические, житийные, апокрифические, мифологические, сказочные, басенные и пр. Орнаментальность достигает пределов возможного, изображение мельчится, дробится в узорчатых извивах сюжета. Придворный характер поэзии Симеона Полоцкого сказался особенно сильно в таких его сборниках, как «Орел российский» (1676), «Гусль доброгласная» (1676) и некоторых других. Симеон стремится в форме приветствий, восхвалений, славословий, поздравлений представить Алексею Михайловичу, а затем и Федору Алексеевичу идеализированные свойства монарха, дидактически изобразить царя покровителем просвещения, стражем правопорядка, мудрым правителем и т. д.

При царевне Софье такими же придворными просветителями, стихотворцами в стиле барокко выступали Сильвестр Медведев (1641—1691) и Карион Истомин (середина XVII—первая четверть XVIII в.). Карион Истомин, например, призывал Софью в своих стихах «о учении промысл сотворити», открыть высшее учебное заведение, насаждать науки.

Стиль барокко как бы собирал и «коллекционировал» сюжеты и темы. Он был заинтересован в их разнообразии, замысловатости, но не в глубине изображения. Внутренняя жизнь человека интересовала писателя только в ее внешних проявлениях. Быт присутствует, но чистый и прибранный, по преимуществу богатый и узорчатый, «многопредметный», как бы лишенный признаков времени и национальности.

И все-таки действительность изображена в произведениях барокко более разносторонне, чем в предшествующих средневековых торжественных и официальных стилях.

Человек живописуется в своих связях со средой и бытом, с другими людьми, вступает с ними в «ансамблевые группы». В отличие от человека в других официальных стилях, «человек барокко» соизмерим читателю, но некоторые достижения, уже накопленные перед тем в русской литературе, в этом стиле утрачены. Движение вперед почти всегда связано с некоторыми невознаградимыми утратами, и эти утраты особенно часты тогда, когда литература фронтально обращается к чужому опыту.

(Архангельская и Гудзий)

Симеон Полоцкий (1629 – 1680), прибыв около 1664 г. в Москву на из Полоцка, явился на Руси одним из наиболее энергичных церковных деятелей и плодовитым писателем, получившим свое литературное образование на Украине. Ему принадлежат сборники, написанные силлабическим стихом, — «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», составленные в 1678 – 1679 гг. Первый сборник заключает в себе стихотворения, написанные по поводу различных событий в жизни царской семьи и царских приближенных, а также две школьные драмы: «Комедия о Навуходоносорецаре» и «Комедия притчи о блудном сыне»; во втором – собраны многочисленные, расположенные по алфавиту стихотворения самого разнообразного характера, в том числе такие, которые – часто в сатирической форме – откликаются за злободневные темы современного писателю быта. Поэтика виршей Симеона Полоцкого во многом предваряет поэтику классического стихотворства.

Симеон Полоцкий принес в русскую литературу силлабическую систему стихосложения, позаимствованную им из польской поэзии. Организующим принципом этой поэзии было равное количество слогов в рифмующихся строчках. Из традиции польского силлабического стихотворства была позаимствована и женская рифма. То, что Симеон Полоцкий как можно больше изъясняться стихами, само по себе также свидетельствовало о барочном характере его творчества: таким образом он старался сделать литературное произведение странным, необычным, отличным от привычных речевых конструкций. Стихи противостояли прозе бытовой повседневности и прозаической др литературной традиции.

Центральное произведение – сборник «Вертоград многоцветный». В соответствии с барочной концепцией творчества, сборник этот должен был одновременно развлекать и поучать читателя. Такой замысел определил композиционное построение сборника: весь материал был распределен по тематическим рубрикам в алфавитном порядке названий.

Стихи:

1) «Купечество» — описываются грехи и пороки купечества, проблема обмана, купцов называют «сынами тьмы».

2) «Монах» — 2 части: в первой говорится о традиционном идеале монаха, во второй – о пороках и грехах монаха. В конце – призыв к праведной жизни ради вечной жизни.

3) «Вино» — автор не знает, хвалить или хулить вино, так как с одной стороны оно полезно, а с другой будит в человеке страсти. Ответ на это «добро мало пити».

4) «Жабы послушливые» — вначале сюжетный анекдот о том, как в некотором монастыре, находившемся рядом с болотом, жабы досаждали кваканьем монахам. Один из братьев, посланный начальником смеха ради приказать жабам замолчать, утихомиривает их именем Христовым. Из этого анекдота следует мораль: так же, как некогда жабы, ныне люди часто болтают в церкви во время службы.

Ближайшими наиболее видными продолжателями Симеона Полоцкого как стихотворца явились его ученики Сильвестр Медведев и Карион Истомин. Оба они, как и Полоцкий, были монахами, оба состояли справщиками Печатного, оба, наконец, пришли на смену Симеону Полоцкому в качестве придворных стихотворцев, но Сильвестр Медведев, вслед за своим учителем, был горячим сторонником «западнических», латинских образовательных традиций, тогда как Карион Истомин колебался между «западническим» образовательным направлением и грекофильским, почему и причислялся к группе так называемых «пёстрых». Замешанный в политическую борьбу, как ревностный защитник интересов царевны Софьи и как соучастник её приверженца Шакловитого, Медведев по распоряжению Петра I был казнён. В общей литературной продукции Сильвестра Медведева, представленной преимущественно богословско-полемическими сочинениями, продукция стихотворная количественно не была особенно значительной. От него дошло до нас пятнадцать редакций «Эпитафиона», посвященного его учителю Симеону Полоцкому, «Приветство брачное», поднесённое царю Фёдору Алексеевичу, «Плач и утешение» по поводу кончины Фёдора Алексеевича, подпись к портрету царевны Софьи и несколько других стихотворений, в том числе таких, которые включены в его прозаические произведения. Все они написаны в повышенном стиле панегирика. Сильвестр Медведев в своём стихотворческом таланте значительно уступал своему учителю, ограничиваясь главным образом приспособлением его стихов к различным подходящим случаям с устранением украинизмов в области лексики и синтаксиса, встречавшихся у Симеона Полоцкого. В частности, и «Приветство брачное» в значительной степени является переделкой ряда стихотворений, вошедших в «Рифмологион». Другие стихотворения Сильвестра Медведева также находятся большей частью в прямой зависимости от того же «Рифмологиона» или «Вертограда многоцветного». С другой стороны, Медведев приспособлял к новым обстоятельствам также прежде написанные свои произведения, лишь слегка, и тоне всегда, переделывая их .

Значительно более плодовитым, чем Сильвестр Медведев, стихотворцем был Карион Истомин — один из учёнейших людей второй половины XVII в., автор разнообразных догматических, проповеднических, исторических и педагогических сочинений, в том числе таких выдающихся для своего времени руководств, как «Малый» и «Большой» буквари, написанные для обучения царевича Алексея Петровича и заключающие в себе, кстати сказать, немало стихотворного материала. Он был известен и как переводчик, главным образом с латинского. По своему содержанию стихотворения Кариона Истомина весьма разнообразны. Среди них мы встретим и акафисты, и молитвы, и надписи к иконам, и жития святых, эпитафии, и целые богословские трактаты, и наставление о воспитании детей, как его «Домострой», и, наконец, панегирики, связанные с различными событиями придворной жизни, составлявшие подчас целые книги, как например книга приветственных стихов царевне Софье Алексеевне, поднесённая ей в 68 г. Среди этих панегириков имеется и один, написанный акростихом и посвященный царевичу Алексею Петровичу. Сплошь стихами написана Карионом Истоминым также книга «Полис», в которой находим характеристику двенадцати различных наук, сведения по географии и о церковных таинствах. Как и буквари Истомина, «Полис» снабжён был иллюстрациями. В большинстве случаев стихотворения Кариона Истомина производят впечатление чисто механического версификаторства, за которым редко скрывается подлинное поэтическое воодушевление. Особенно сильно ощущается трафаретность его стихотворчества в многочисленных панегириках, написанных по адресу особ царской фамилии (большею частью цветистым языком), синтаксически усложнённых. Лучшим и наиболее содержательным панегириком Кариона Истомина является его приветствие царевне Софье Алексеевне, в котором автор ратует за распространение в России наук,как бы предваряя в этом отношении Ломоносова. В стихотворческой деятельности Кариона Истомина очень интересно то, что он использовал стихи как средство внедрения знаний в умы учащихся. Так поступал он в обоих своих букварях и в книге «Полис».

(источники: лекции, консультация. Учебник Пауткина и Архангельской, учебник Лихачева, где раздел писал Панченко, хрестоматия Гудзия)

В 17 веке Русь пережила большие социальные перемены:

Теряется единство средневековой культуры;

Происходит отход от церковного канона (см. жанр агиографии, который трансформируется в автобиографический жанр в житие Аввакума)

Среди исторических потрясений: бунты (соляной, медный 1662г.), никоновская реформа 1653г. (раскол русской церкви), польская интервенция (осада Троице-Сергиева монастыря в 1609г.)

Перемены в литературе и в литературном быте:

· Обновление жанров (агиографического – житие Юлианы Лазаревской, воинской повести – Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков) по пути сближения с документальной прозой и фольклором.

В историческом повествовании появляется мемуарное начало, когда автор одновременно и участник событий (Сказание Авраамия Палицынаоб осаде Троицо-Сергеева монастыря) . При этом описывается не возвышенная героика, а подвиги простых людей (монахов, стрельцов)

Развивается развлекательное начало в новых жанрах сатирической (Повесть о Ерше Ершовиче, о Шемякинском суде) и бытовой повести (Савва Грудцын, Фрол Скобеев– традиции плутовского романа).

Новый жанр переводного рыцарского романа («повесть о Бове Королевиче»)

О романе: Основные сюжетные узлы в ней сохранены. В завязке рассказано о злодейке-матери Бовы, королеве Милитрисе, которая извела своего мужа и вышла за короля Додона. Милитриса пыталась погубить и сына, но тому удалось бежать и поступить на службу к королю Зензевею. Тут начинается сквозная любовная линия повести: Бова влюбляется в дочь Зензевея Дружневну. К ней сватаются разные женихи, и дальнейшие бесчисленные приключения Бовы обуславливаются борьбой с соперниками. Читатель узнает о поединках Бовы с богатырями и о битвах, в которых Бова побеждает многотысячное войско, о вероломстве соперников героя, о пленении Бовы и заключении его в темницу и т. п. Бова наконец соединился с Дружневной, она родила ему двух сыновей, но судьба снова их разлучила. Приключения продолжаются. В конце концов все оканчивается счастливо. Дружневна и Бова снова вместе. Он мстит за отца, убивая Додона и преступную мать.

Смеховая культура появляется (в «Службе кабаку», где парадируется служба святым: «Отче наш, иже еси седиш ныне дома, да славитца имя твое нами, да прииди ныне и ты к нам, да будет воля твоя яко на дому, тако и на кабаке, на пече хлеб наш будет.»).

NB В связи со смеховой культурой обязательно припомнить статью Панченко и Лихачева “Смеховой мир древней Руси”

Снижение персонажав бытовой повести и появление коллективно героя (казаки в повести об Азовском осадном сидении донских казаков).

Появление новых родов в 70-егг. 17 века – поэзия, драматургия (придворный и школьный театр).

Тексты теперь доступны широкому кругу читателей, демократизация читателя.

Вторая половина 17 века характеризуется появлением первого общеевропейского стиля — барокко, с наибольшей силой отразившегося в творчестве Симеона Полоцкого.

Особенности московского барокко:

Первый европейский стиль в русской культуре и литературе.

На Западе это попытка реставрации Средневековья. У нас барокко берет на себя функции Ренессанса: обмирщение культуры и своеобразное просветительское начало.

Барочная мысль заключается в пестроте и разнообразии мира, человек – ловец фортуны.

В рамках барокко распространен литературный эксперимент (см.Полоцкого акростихи)

восприятие поэзии как музея, собрания раритетов (см. Полоцкий Ветроград многоцветный)

сочетание поучения и развлечения.

Творчество Симеона Полоцкого как образец барочной традиции:

Симеон Полоцкий – первый профессиональный русский поэт и создатель книжной силлабической поэзии и драматургии.

Родился в Полоцке, образование получил в Киево-Могилянской коллегии.

Написал:

Ø Стихотворное переложение библейских псалмов («Псалтырь рифмотворная»)

Ø Сборник панегирических «стихов на случай»

Ø «Рифмологион»

Ø Сборник «Вертоград многоцветный»(1677-1678) — центральное произведение.

Согласно барочной традиции одновременно развлекательное и поучительное начала. Барочная пестрота в рамках энциклопедичности сборника, распределения материала по алфавитно-тематическому принципу. Отражает барочный взгляд на мир, согласно которому мир – это книга. Т.О. акт творения = поэтическое творчество.

Тематика барочного музея, где в центре внимания находятся совершенно отдаленные др. от др. предметы (от Цезаря до птицы-феникса).

Парадокс как принцип в барокко реализован в стихотворении «Вино», где автор не знает, хвалить или хулить вино. Неожиданный ответ снимает противоречие: «добро мало пити»

Остроумность в поэтике барокко в стихотворении «Разбойник», где Александр Македонский смиловался над разбойником Дионидом, т.к. тот сказал, что и сам Македонский, хоть его и именуют царь, «морем, землею вся люди плениши».

Ряд стихотворений предвосхищает жанр басни. Например, «Жабы послушные». Сюжетный анекдот, о том, как один из братьев монастыря был послан успокоить кричащих неподалѐку жаб. Заканчивается стихотворение моралью: так же, как некогда жабы, теперь часто болтают люди (особенно женщины) во время службы. Последние строчки призывают женщин не подражать жабам.

Назидательность в анекдотической форме представлена в стихотворении «Пьянство»: муж, будучи пьяным, приходит домой и у него всѐ двоится. Вместо двух сыновей он видит четырех. Он начинает выпытывать у жена, была ли она верна ему и откуда у них еще дети. В порыве гнева муж хватает горячее железо и хочет огнѐм проверить честность жены. Но жена предлагает ему первому тронуть раскалѐнное железо. Муж наивно хватает железо и сразу отрезвляется. Последние сточки поучают нас: «Тако пиянство уи наш помрачает. Всяк убо того верный да гонзает» .

Полоцкий известен как создатель школьной драмы «Комедии притчи о блудном сыне». Пьеса, как и некоторые бытовые повести 17 века, является интерпретацией евангельской притчи. Как и в «повести о Горе и Злосчастии» и «Савве Грудцыне» нравственная победа оказывается на стороне отцов. Традиционно решается конфлик в пьесе:

Юным се образ старейших слушаим,

На младый разум свои уповати.

Сочетание поучения и развлекательной функции как черты барочного мировоззрения выражается во вступлении:

Очеса и слух к действу приклонити:

Тако бо сладость будет обретена,

Не токмо сердцам, но душам спасена.

Учениками Полоцкого стали Сильвест Медведев и Карион Истомин.

Первые пьесы русского театра:

Русский профессиональный театр возник в 1672 г., в год рождения Петра I, и возник как театр придворныи.

Ещѐ с начала 60-х гг. царь Алексей Михайлович делал попытки нанять в «Немецких землях» и поселить в Москве труппу актеров, «мастеров комедию делать» (слово «комедия» — «комидия» означало тогда всякое вообще драматургическое произведение и театральное представление). Попытки эти не привели к успеху, и учреждение театра в конце концов было поручено Иоганну-Готфриду Грегори, пастору лютеранской кирхи в московской Немецкой слободе. По царскому указу ему предписывалось «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии Книгу Есфирь» .

17 октября 1672 и состоялся первый спектакль — «Артаксерксово действо». Его смотрели царь, вельможи в думных чинах, «ближние» люди. Царица Наталья Кирилловна вместе с царевичами и царевнами наблюдала за представлением из особого помещения, отделенного от залы решеткой. «Артаксерксово действо» шло несколько раз. Для спетакля был введѐн специальный персонаж – Мамурза, который объяснял неподготовленной публике особенности драматического действия. Характерно, что Мамурза стремился стереть границы между прошлым и будущем и рассказывал публике о библейском царе Артаксерксе, с одной стороны, с др. – Артаксерксу о московском княжестве.

В феврале 1673 г. была показана новая пьеса «Иудифь» («Олоферново действо») — опять-таки о библейской героине, от руки которого погиб язычник. Олоферн, предводитель войска, осаждавшего родной город Иудифи.

Репертуар далее расширялся в рамках агиографических сюжетов (пьеса о Егории Храбром), антично-мофологических (пьеса о Бахусе и Венусе и балет Орфей), исторических (драма о Тамерлане).

КРАТКИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты.

Поиск Лекций

Направления деятельности.

Внутренняяя политика.

Направления деятельности Результаты
1.Совершенствование системы государственного управления Создание нового верховного органа- Расправной палаты- подчиняющегося лично царю (это особый судебный отдел в Боярской думе). Было сокращено количество приказов, регламентирован рабочий день центральных органов власти. Была усилена власть и полномочия воевод. Налоги стали собирать головы и целовальники. 1682- отмена местничества, что позволило прийти к власти многим дворянам. 1681- введено воеводское и местное приказное управление. Готовился проект введения чинов- прообраза петровской » Табели о рангах».
2. Дальнейшее усиление военной мощи страны и реформирование армии. Продолжилось комплектование полков нового строя, начали формироваться территориальные военные округа, появились воинские звания, первые выборные полки из лучших солдат и офицеров. Именно при нём были заложены основы регулярной действующей армии.
3. Повышение роли и значимости дворянского сословия. Поддерживал права собственности дворян на землю, разрешал использовать им труд крестьян. В связи со строительством оборонительных сооружений на юге (Диком поле), раздавали земли дворянам в той местности, если они хотели увеличить свои земельные владения.
4. Совершенствование финансовой и налоговой системы. Введение единого налога- стрелецкие деньги. 1678-1679- перепись населения. Введение подворного обложения, что сразу пополнило казну, но усилило гнёт
5. Дальнейшее уменьшение роли церкви в стране. Повышение роли митрополитов и ограничение власти патриархов. Увеличение сборов с церковных земель. Продолжение гонений против старообрядцев.
6. Мероприятия по развитию образования, повышению количества грамотных в стране. Строительство училищ, школ. Фёдор был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии, хотя она была создана в 1687 г. Приглашение иностранцев для преподавания в Москве. При Фёдоре грамотность в стране выросла в 3 раза, а в Москве в 5 раз, расцвет поэзии.
7. Социально- экономическое развитие России. Строительство светских зданий (палат, приказов). Москва почти полностью из деревянной перестроилась в каменную. В Москве построена единая система канализации. Попытки европеизации страны. Так в 1678-1680- смягчены уголовные наказания, например, переняли закон об отмене отрубания рук за воровство.

Внешняя политика.

Направления деятельности Результаты
Борьба за присоединение Правобережной Украины с Турцией. 1676-1681- русско-турецкая война. 1681-Бахчисарайский мир. По нему было закреплено объединение России с Левобережной Украиной. Киев вошёл в состав России на три года — по договору 1678г. в обмен на Невель, Себеж и Велиж. 1677-1678- первая и вторая Чигиринские кампании. Город Чигирин – важнейший центр Южной Украины, турки хотели овладеть ею. Но оба раза — победа России. Создание на юге Изюмской засечной черты, потом она была соединена с Белогородской.
Стремление возвратить выход к Балтийскому морю. Выполнению задачи мешали набеги крымских татар и война с Турцией.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ Было совершенствовано государственное управление, увеличилась централизация власти в руках царя.

§ Централизация военного управления путём проведения военной реформы, начало создания регулярной армии.

§ Усиление роли дворянства в обществе, оценка деятельности людей по личным заслугам.

§ Была совершенствована финансовая и денежная система страны.

§ Дальнейшее сокращение роли церкви в делах государства.

§ Были достигнуты успехи в культурно- экономическом развитии страны, страна развивается по пути европеизации.

§ Во внешней политике не все задачи были решены, но Турция признала вхождение Левобережной Украины в Россию. Однако выхода к Балтийскому и Чёрному морю не было.

Таким образом, правление Фёдора Алексеевича во многом предопределило те реформы, которые будет проводить его брат- Пётр 1.

Яркой личностью периода правления Фёдора Алексеевича был Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий.

Годы жизни: 1629-1680

§ Симеон Полоцкий – иеромонах (священник-монах), общественно- религиозный деятель, проповедник, поэт, драматург и педагог. Его деятельность совпала с правлением первых Романовых. Он играл видную роль в развитии просвещения в России в 17 веке.

§ В 27 лет он принял монашество и после окончания киево-могилянской коллегии стал дидаскалом, то есть преподавателем в школе при Полоцком Богоявленском монастыре.

§ Известность пришла к Полоцкому в период русско-польской войны, когда царь Алексей Михайлович, побывав в Полоцке, заметил его и пригласил в Москву. Полоцкий стал воспитателем инаставником царских детей, а также придворным поэтом.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты.

Одним из направлений деятельности была духовная деятельность. Получив духовное образование, будучи преподавателем в духовной школе, Полоцкий выступал против раскольников. Он поддерживал реформу Никона. В 1667 году написал книгу » Жезл правления», в которой выразил свои взгляды по поводу поддержки нововведений в церкви.

Свои духовные воззрения он изложил и в книге «Венец веры»,а также в кратком катехизисе ( это официальный документ церкви, содержащий основы веры). Им было написано много проповедей («Обед душевный»(1681),» Вечеря душевная»(1683) – оба сборника вышли после смерти автора), в которых много внимания уделяется религиозно-нравственному идеалу. И хотя они написаны несколько казённым слогом, значение их велико, так как Полоцкий призывал к нравственному совершенствованию, даже вплоть до аскетизма.

Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.

Другим направлением была поэтическая деятельность.

Симеон Полоцкий стоял у истоков силлабического стихосложения (в котором длина строки имеет одинаковое количество слогов). Им были написаны два сборника стихов. Первый — «Вертоград многоцветный»(1677-1678) , посвящённый нравственному воспитанию, содержащий наставления. Одновременно это своего рода энциклопедия — справочник, где читатель мог найти много интересных сведений из истории, географии, минералогии, зоологии и др.

«Рифмология»(1679) — произведение, в котором были представлены речи на различные торжественные случаи в царской семье.

Талант Полоцкого проявился и в драматургии. Им были написаны три пьесы, которые поставили и показали при царском дворе: «О блудном сыне», «О Навуходоносоре и Олоферне» и «О Навуходоносоре и трёх отроках». Все они были написаны на нравственные темы.

Был Полоцкий и просветителем. Он многое делал для того, чтобы в стране открывались школы, при его содействии была открыта типография в 1678 году. Первой изданной книгой был «Букварь».

В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учреждения — Славяно-греко-латинской академии, но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи. Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально на пике своей славы.

Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.

Таким образом,Симеон Полоцкий — яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества, учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно образования, поэзии, драматургии.

Полоцкий считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.

Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *