Кто такой царь Давид

Царь Давид

Имя:Царь Давид ( David ) Дата рождения: 1035 г. до н. э. Возраст: 70 лет Дата смерти: 965 г. до н. э. Место рождения: Вифлеем, Израиль Деятельность: царь народа Израиля Теги: царь Семейное положение: был женат 3,6/5 (9 голосов)

Царь Давид: биография

Царь Давид – второй предводитель Израильского царства, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид был богобоязненным и мудрым правителем, которому, как и всем смертным, было свойственно ошибаться: монарх совершил преступление, за которое ему пришлось долго расплачиваться.

Происхождение царя Давида

Царь Давид родился около 1035 года до нашей эры, на западном берегу реки Иордан, в Вифлееме. Историчность Давида является поводом для дискуссий, которые длятся и по сей день, потому что многие рассказы о жизни правителя носят характер легенд и сказаний, однако, некоторые археологические свидетельства доказывают реальность существования предводителя израильского народа.

Портрет царя Давида

У Копенгагенской школы, образованной в 1990-м году, по этому поводу свое мнение. Приверженцы библейского минимализма рассматривают личность царя Давида и реальность существования так называемого Израильского царства как единую идеологическую концепцию, созданную жрецами в Иерусалиме.

Скептики считали, что Давид так же историчен, как и герой рыцарских романов британского эпоса – король Артур. Биография потомка Иессея, которую излагают Священные Писания, гласит, что он происходил из древнего иудейского рода (из которого вышел мессия Иисус Христос) и был младшим из восьми сыновей своего отца.

Молодой Давид, трудящийся пастухом, показал себя человеком благонадежным и храбрым: он мог вырвать своих овец из лап могучего медведя или расправиться голыми руками со свирепым львом, так как от рождения был наделен богатырской силой.

Давид и Саул

Пока молодой человек работал на пастбище, на троне восседал основатель единого Израильского царства Саул, который стал предводителем народа по воле Бога, но вскоре показался неугодным Творцу. Поэтому пророк Самуил, раскаявшийся в том, что по жребию выбрал «непослушного носителя короны», начал подыскивать своему первому помазаннику преемника.

Его выбор пал на Давида, который в те годы радовал монарха игрой на струнном музыкальном инструменте – кинноре: льющиеся мелодии утихомиривали гнев царя, который обладал вспыльчивым характером (по сказаниям, он был «возмущаем злым духом»).

В юношеские годы молодой Давид, прибывший в израильское войско навестить братьев, отметился героическим поступком: будущий царь победил необычайно сильного великана Голиафа (в Коране – Джалута). Примечательно то, что противник Давида был вооружен до зубов, тогда как у молодого человека была при себе только праща.

Давид и Голиаф

Саул, поверивший в изобретательность юноши, пообещал благословить брак Давида с его дочерью Мелхолой, если тот отправится в поход против потомков Каслухима. Вернувшийся с поля брани «наследник престола» принес «подарок» – мешок с двумя сотнями мужских достоинств, ибо таковым было требование жестокого деспота.

Доблестный отпрыск Иессея завоевал лавры почета, а его блистательная борьба с неверующими филистимлянами вызвала зависть у Саула, поскольку слава Давида затмила все почести действующего царя. Ревностный Саул начал подозрительно относиться к молодому человеку, с каждым днем его презрение только усиливалось. Поэтому неудивительно, что в голову Саула прокралась мысль об убийстве своего подданного.

Дошло до того, что израильский царь, не скрывая своей вражды, подверг Давида опасности, метнув в него копье во время празднования. Но так как Саул перебрал с горячительными напитками, орудие пролетело мимо. Но, тем не менее, самодержец угрожал поместить неприятеля в тюрьму.

Молодой Давид

Но стоит отметить, что Давид почитал Творца и не осмелился поднять руку на помазанника божьего Саула, однако ему представился такой случай, когда они оказались наедине в пещере. Молодой человек незаметно подкрался к своему противнику и отрезал от его плаща кусочек ткани, тем самым показав Саулу, что не способен на преступление и не представляет никакой опасности.

Этот поступок не избавил Саула от паранойи, поэтому Давид бежал к Самуилу в Раму и прибыл в убежище, где ощущалось сильное присутствие Бога. Там же Давид и узнал, что примирение с Саулом невозможно, а сам царь был исполнен Духа Божия. Следовательно, будущий властитель народа долгие годы проводил в эмиграции, пытаясь сохранить свою жизнь и укрыть родственников от гнева первого помазанника.

Давиду приносят новость о смерти Саула

Саул гневно преследовал врага, поэтому Давид вместе с многочисленными соратниками нашел поддержку у противников – филистимлян. На службе у этого народа Давид и его товарищи (600 мужей) грабили местных жителей амаликитян, а часть ворованной добычи отсылали царю Анхусу.

Сподвижники Давида, из-за возражения вышестоящих инстанций, не участвовали во вторжении филистимлян, которые отправились на завоевания земель Израиля и разгромили войска деспота Саула. В битве у горы Гелвуи воины убили сыновей царя, а сам Саул попросил своего подданного ранить его сердце копьем.

Начало правления

Давид не обрадовался известию о кончине своего преследователя, а наоборот, залился горькими слезами. Далее он прибыл на родину, в Хеврон, где был провозглашен потомками Иуды иудейским царем.

Царь Давид

Следовательно, произошло отделение Иудеи от Израиля (преемником Саула стал единственный выживший сын Иевосфей), в результате чего началась двухлетняя междоусобная война.

Друг против друга выступили два войска, и соратники Давида вышли победителями из этой кровавой битвы, но, по слухам, исход дела решило предательство, ибо два враждующих военачальника были убиты. В конечном итоге Давид был избран старейшинами царем над всем Израилем, позже объединившим два государства.

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула. Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству — сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.

Плачущий Давид

К слову, Ковчег Завета – это величайшая святыня еврейского народа, которая расположилась в шатре, охраняемом священниками. Первоначально Давид хотел построить для алтаря храм, но не смог этого сделать, так как его руки были испачканы кровью врагов. Поэтому строительством церкви занялся его отпрыск Соломон.

Давид, отвергавший человеческие жертвоприношения, провел религиозную реформу и стал автором экзальтированных псалмов. Богослужения приобрели мелодичный характер, ибо Давид не забыл свое увлечение игрой на струнном инструменте.

Царь Давид

Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.

Внешняя политика

Давид расширял свои территориальные владения, отбирая земли у соседних государств. Он завоевал историческую область в западной Иордании, разгромил арамейцев на территории Сирии, присоединил Идумею. К тому же царь обнаружил кладези меди и заключил деловое сотрудничество с финикийцами, которые слыли опытными торговцами.

Израильское царство при правлении Давида

Финикийцы покупали у Давида крупы и скот, платя бартером. Взамен царь получал древесину и передовые технологии: компаньоны Давида привезли в государство письменность и придуманный ими алфавит, позже заимствованный евреями.

Личная жизнь

Библейское сказание гласит, что Давид был умен, красив, а также обладал талантом к ораторскому искусству. Что касается амурных отношений, то дочь Саула – Мелхола была выдана замуж за другого молодого человека. Но тем не менее, у женолюбивого Давида было множество жен и наложниц, что, в принципе, было свойственно царям того времени.

Но из-за влюбчивости Давида внутренняя политика царя не была безоблачной. Правитель единого Израильского государства разгневал Бога, омрачив свою жизнь смертным грехом – прелюбодеянием. Дело в том, что царь, прогуливающийся по крыше своего дворца, был ослеплен красотой купающейся Вирсавии.

Царь Давид и его сын Соломон

Однако женщина, пленившая его разум и чувства, была замужем за благодетельным Урием Хеттеянином, преданно служившим армии Давида. Но, несмотря на замужество красавицы, Давид велел доставить Вирсавию во дворец. Спустя время возлюбленная правителя забеременела, а Давид приказал военачальнику в письме послать Урия на верную смерть.

Узнавший об этом вероломном поступке, пророк Нафан проклял Давида, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты и суровые наказания. Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали.

Царь Давид в старости

Царь начал чувствовать физическое недомогание, его тело покрылось язвами, а во дворце начались мятежи. Старший сын предводителя Амнон изнасиловал сводную сестру Фамарь, и был убит родным братом Авессаломом.

Сам Авессалом пошел против отца, но его армия была разгромлена в пух и прах. Несмотря на предательство, Давид любил своего отпрыска и ждал его возвращения домой. По легенде, молодой человек погиб, запутавшись длинными волосами в ветках дуба. Эта трагедия омрачила жизнь Давида, который причитал:

«Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!»

Давиду пришлось буквально на коленях вымаливать прощение у Бога. Творец простил согрешившего царя, подарив ему здорового сына Соломона, однако напомнил, что

«…за овечку должны платить вчетверо».

После раскаяния жизнь самодержца не была спокойной, ибо другой отпрыск Давида — Адония — фактический наследник престола, пытался организовать заговор против своего отца и узурпировать власть, потому что узнал, что корона уготована Соломону.

Смерть

Давид умер в семидесятилетнем возрасте, успев передать корону наследнику Соломону. Преемник продолжил политику отца по укреплению государства, однако, порицал кровопролитные войны.

Знаменитая мраморная статуя Давида работы Микеланджело

Известно, что в память о царе Давиде были написаны книги, а в 1997 году вышел телевизионный фильм «Царь Давид: Идеальный властитель». Но самым известным памятником культуры является мраморная статуя Давида, искусно выполненная талантливым Микеланджело.

В христианстве

В христианской религии Давид предстает как пророк, из рода которого в мир пришел Иисус Христос. Согласно православию, Давид стал автором псалмов, вошедших в Псалтырь, которая считается неотъемлемой частью Ветхого Завета и христианского богослужения.

Православная икона царя Давида

Считается, что икона царя Давида и молитвы, обращенные к нему, помогают людям приобрести лучшие человеческие добродетели — кротость, милосердие и целомудрие.

Святой Давид, покровитель Уэльса

Святитель Давид

Святой Давид (Дейви) Уэльский, архиепископ Меневийский, чудотворец (память 1/14 марта), живший в VI веке, был славен своим благочестием и многими подвигами во имя Божие. Об этом повествует его житие. Написанное через 500 лет после преставления святителя – примерно в 1090 году – Ригифархом, старшим сыном епископа Сулиена из Сент-Дейвидс, это житие хотя и изобилует ссылками на политические обстоятельства времени его создания и указаниями на события, вовсе не имеющие отношения к святителю, тем не менее содержит немало интересных подробностей о жизни и служении святого. Между прочим, в него входит и проповедь святого Давида против пелагианства. Кроме того, житие считается одним из лучших источников сведений об устройстве кельтских монастырей в раннехристианскую эпоху.

Монашеская жизнь началась в юго-западной части Британии около 475 года – в местечке Тинтаджел в Корнуолле. Тинтаджел, подобно многим другим ранним монашеским центрам Британии, расположен на берегу, и до него легко добраться морским путем. Из Тинтаджела монашество позднее пришло в такие места, как Ллантвит-Фор, Лланбадарн-Фор (ныне Лампетер), Лланкарван, Лландафф, Кэлди (монашеский остров), Гластонбери и Сент-Дейвидс, и далее продвинулось в южную и центральную Ирландию.

В 5-й части жития святого Давида Ригифарх пишет: «Подражая египетским монахам, Давид вел жизнь, подобную их жизни». Аскетическая традиция, которой следовал святой Давид, как и все кельтские святые, пришла из Египта – родины монашества, от преподобного Антония Великого. Эта традиция быстро распространилась по всему восточному Средиземноморью, далее к областям, где сейчас расположена Румыния, и на запад, к территории современной Франции и к кельтским землям.

Собственно, связи между восточным Средиземноморьем и западом Британии существовали задолго до воплощения Христа: финикийцы здесь торговали оловом и, возможно, другими металлами. Естественно, сохранялись и развивались эти связи и позднее, в раннехристианскую эпоху. Археологи на побережье Корнуолла, а также южного Уэльса и южной Ирландии находили амфоры, датируемые V и VI веками, в которых привозили вино для причащения из восточного Средиземноморья. Морские пути в Британию через Гибралтар к этому времени уже были хорошо освоены. Египет, Палестина, Кипр, Малая Азия, Родос, Эгейские острова, Тарс, Афины, Антиохия и Константинополь были в прямом общении с прибрежными землями юго-западной Британии. Если гончарные изделия и вино попадали в монастыри юго-запада Британии по Бристольскому проливу, то же самое можно сказать и о паломниках, монахах и идеях.

В житии святого Давида рассказано о том, как он вместе со святыми Тейло и Патерном посетил патриарха Иерусалимского и как патриарх посвятил святого Давида в архиепископа. Достоверность этого рассказа ставится под сомнение многими историками, которые считают его прямым проявлением политической борьбы конца XI века: в нем видят стремление убедить в некогда существовавшей независимости Уэльса от Кентербери. Возможно, это и так. Но данная версия предполагает, что патриархат Иерусалима был согласен рукоположить епископа из области, как минимум «на бумаге» принадлежавшей другому патриархату – Римскому. Это кажется неправдоподобным, но, тем не менее, в этой истории рукоположения архиепископа Уэльского в Иерусалиме можно увидеть глубокий смысл.

Святой Давид родился в начале VI века в Уэльсе. Точный год его рождения неизвестен. Некоторые ученые утверждают, что он родился около 500, либо около 510, либо около 520 года, другие считают, что святой родился в 487 году. Матерью святого Давида была святая Нонна, происходившая из королевской семьи области Дайфед (память 3 марта). Она впоследствии приняла монашество и подвизалась в монастыре Ти Гвин; преставилась в Бретани. Часовня и святой источник святой Нонны находятся до сих пор рядом с кафедральным собором во имя святого Давида, ее сына, в городе Сент-Дейвидс. Такие же часовня и источник есть и в местечке Алтарнум в Корнуолле, где хранятся святые мощи Нонны.

Святая Нонна

Столь великими дарами был наделен святой, что еще во чреве матери творил чудеса. Однажды беременная Нонна вошла в церковь послушать проповедь, и тут же священник на некоторое время онемел. Это был знак свыше, что ребенку, которого носит Нонна, надлежит превзойти всех валлийских учителей веры и стать духовным отцом своего народа.

Святой Давид с детства отличался благочестием и любовью к валлийской Церкви. Он в весьма молодом возрасте стал священником, принял монашество. Он проходил школу монашеского жития в разных монастырях. Ведь и до святого Давида в Уэльсе существовала довольно развитая церковная и монашеская жизнь, но Давиду было Господом определено стать величайшим уэльским святым, основать более десяти монастырей, создать в стране единый духовный центр – архиепископию и, самое главное, наполнить всю уэльскую землю духом святости и аскетизма, обеспечив на многие столетия эту страну высоким духовным потенциалом. Кто же были наставниками святого Давида?

Промыслительно, что два даровитых епископа из Галлии – святой Герман Оксеррский (378–448; память 31 июля) и святой Луп Труаский (383–478; память 29 июля), давшие православный ответ распространенной в то время ереси пелагианства, посетили Британию в 429 году. Святой Герман, сделавший Оксерр, наряду с Туром, прославленным монашеским центром северной Галлии, вернулся в Британию в 447 году вместе со святым Севером Трирским, чтобы навсегда искоренить тут ересь. Здесь учеником святого Германа стал святой Иллтид Уэльский. Святой Иллтид стал для Уэльса тем же, кем был святой Энда для Ирландии, – основателем и организатором монашеской жизни. У святого Иллтида учились такие великие святые, его духовные преемники, как Кадок и Дубриций, Патерн и Павел Аврелий († 575), а также Гильдас и Давид.

Святой Давид обучался монашеской жизни у многих подвижников. Так, по преданию, святой побывал на острове Уитленд у святого Павлина (которого исцелил от слепоты) и в Лланилтут-Фор (ныне город Ллантвит Мейор) в монастыре и школе святого Иллтида. Выучившись монашеским правилам и богословским наукам, святой Давид отправился странствовать по стране, основывая монастыри. Во время странствия по югу Уэльса святой исцелил от слепоты одного тамошнего правителя.

Святой Тейло

На юго-западе страны, где сейчас расположено графство Пемброкшир, Давид, вместе со своими спутниками, среди которых были святой Тейло и святой Айдан Фернский, основал знаменитейший монастырь – в Меневии (Минив), ныне Сент-Дейвидс. Жившие в Меневии монахи следовали очень строгому монашескому правилу. Автор жития святого подчеркивает, что Давид и его ученики во всем подражали обычаям монахов египетских пустынь. Монастырь в Меневии, в котором практиковался ручной труд и поощрялось образование, стал настоящим рассадником святых. Святой Давид ввел устав, согласно которому в монастырях велась строгая монашеская жизнь под духовным руководством аббата. Физическим трудом никто не пренебрегал. Вполне вероятно, что святой Давид сам тянул плуг, неся хомут на своих плечах. Простую пищу братия делили поровну, она состояла из хлеба, зелени и воды. Вино полностью исключалось. Рыбу давали только больным и старым. Одежда святого была очень простой, любая собственность им презиралась, и все вещи у монахов были общими. «Работать усердно, ничего не иметь. Добровольная нищета и нестяжательство», – таким было правило монахов. Монахи посещали церковные службы каждый день. Одной из любимых форм аскезы святого Давида было в холодной речной воде, даже в зимнее время, прочитывать наизусть всю Псалтырь. «Когда работа на открытом воздухе заканчивалась, монахи возвращались в свои кельи, где читали, писали и молились», – говорит Ригифарх. Любые разговоры, кроме крайне необходимых, запрещались; монахи тренировали ум и сердце во внутренней молитве. Сам Давид совершал частые многочисленные коленопреклонения.

Монахами, однако, не забывались ближние: бедным и нуждающимся помогали. Еще одним правилом монастыря было «кормить обделенных, сирот, вдов, нуждающихся, слабых, больных и всех паломников во время их путешествий».

Слава о замечательном святом разнеслась по всей Британии и Ирландии. И тогда он уже творил много чудес: например, одному путнику он дал лошадь, которая перенесла его через море.

Известно, что святой Давид участвовал в церковном Соборе в Брефи (ок. 545; по другим сведениям – ок. 560 года), созванном для обсуждения вопросов церковной дисциплины и для того, чтобы сокрушить пелагиеву ересь. По преданию, святой Давид на Соборе говорил собратьям так красноречиво и был так вдохновлен свыше, что под ним вырос холм. На Соборе присутствовали и святые Дубриций, Даниил Бангорский, Павлин. На этом Соборе святой Давид был всеми единодушно избран архиепископом, а его монастырь был объявлен духовным центром страны. В Меневию было решено перенести архиепископскую кафедру. Решения этого собора актуальны и сегодня.

Святой Давид боролся за чистоту Церкви от всяческих ересей, поэтому его называют еще и «врагом монофелитов». Возможно, святой Давид дружил со святым Финианом Клонардским, «отцом святых Ирландии». Считается, что среди основанных святым Давидом монастырей один мог находиться в Гластонбери нынешнего графства Сомерсет. По крайней мере, достоверно известно, что святой посещал обитель Гластонбери.

Святой Давид совершал многочисленные чудеса в течение всей земной жизни и после того, как она завершилась. Почил святитель 1 марта 589 (по другим сведениям – 601) года. После кончины святого его почитание распространилось по всему южному Уэльсу, но его чтили также в Ирландии, Корнуолле и Бретани: некоторые ученые считают, что святой Давид совершал поездки в Корнуолл и Бретань, где тоже основывал монастыри.

«Будьте радостными, братья и сестры. Храните святую веру и делайте малое добро», – любил повторять святитель.

Святой Иллтид Уэльский

Святой Давид и его ученики проповедовали Евангелие в различных частях южного Уэльса, так что «слава о добром имени Давида разносилась в другие страны; короли и принцы призывались оставить свои королевства ради монашеской жизни, подобно святому Константину, королю Корнуолла, брату святого Иллтида». Не будем забывать, что святой Давид сам был королевского происхождения: он был праправнуком короля Кунедды. Будучи королевских кровей, настоятелем большого и известного монастыря, архипастырем, святой Давид сам возделывал истощенную землю Уэльской возвышенности, точно так же, как это делали многие его соотечественники до и после него. Он говорил: «Радуйтесь и храните вашу веру. Делайте те малые дела, что делал я: их вы видели и о них слышали. Я иду той дорогой, которую наши отцы прошли до нас». Для каждого валлийца святой Давид – олицетворение Уэльса.

Мощи святого Давида почивают в раке в кафедральном соборе Сент-Дейвидса. В конце XX века святому была составлена православная служба на английском языке. Во второй половине XX века не менее 50 храмов были освящены в честь святого Давида.

День памяти святого – 1/14 марта – является национальным праздником Уэльса. К сожалению, в наше время духовная составляющая праздника забыта, осталась лишь внешняя его атрибутика: так как эмблемой святого Давида издавна считается нарцисс (возможно, из-за сходства названия цветка с именем святого, которое по-валлийски звучит как «Дафид»), в этот день валлийцы носят в петлице желтый нарцисс (daffodil).

В 1920 году Уэльс вышел из-под юрисдикции Кентерберийского архиепископства. По этому случаю в Сент-Дейвидс прошла встреча христианских лидеров, на которую приехали и многие представители православного духовенства: патриарх Иерусалимский Дамиан, патриарх Александрийский Фотий, митрополит Антоний (Храповицкий) – первый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, другие православные архиереи. Встреча прошла в том месте, где когда-то жили аскет и подвижник святой Давид, старавшийся очистить свое сердце, и те, кто искал с ним спасения.

Дмитрий Лапа

16 марта 2009 г.

Тейло (Тейлио) Уэльский, преподобный (ок. 500 – ок. 580; память 9 февраля). Почитание этого святого на севере Уэльса и в Бретани было широко распространено; во имя его было освящено множество церквей в Уэльсе и на западе Англии. Предполагают, что святой Тейло родился в местечке Пеналли в Уэльсе, Пемброкшир. Преподобный Тейло был знаком со святым Павлом Аврелием, у которого обучался в молодые годы. Некоторое время святой Тейло жил в монастыре Меневия со святыми Давидом и Айданом Фернским. Рассказывают, как однажды два оленя помогли праведникам донести из леса дрова в монастырь. Святой Тейло является основателем монастыря Лландафф (Ландейо Фор – «Большая церковь Тейло») в Дайведе, ставшего одним из главных центров монашеской жизни и учености в Уэльсе на долгие столетия. Святой Тейло оставил после себя много учеников в этом монастыре и духовных преемников, прославленных во святых. После эпидемии желтой чумы в 549 году преподобный Тейло со святым Самсоном и другими монахами отправился в Бретань, где они в Долле насадили много фруктовых деревьев. Через семь лет преподобный Тейло вернулся в Уэльс, где преставился около Лландаффа. Погребен в монастыре. По преданию, святой Тейло сражался с драконом, наводившим страх на жителей одного маленького государства в Бретани, которого и победил (скорее всего, это был демон). Гробница святого Тейло, а также его честная глава сохранились. Кафедральный собор Лландаффа, хранящий часть его мощей, является излюбленным местом паломничества православных христиан. Патерн (Патарн) Уэльский, преподобный. Святой Патерн родился в Бретани. Вскоре его отец удалился вести отшельническую жизнь в Ирландию. Мать воспитывала Патерна в благочестии. Став взрослым, Патерн отправился в Уэльс жить отшельнической жизнью. Здесь он познакомился со святым Самсоном. Вместе с другими монахами святой Патерн основал знаменитый монастырь Лланбадарн Фор («Большой монастырь Падарна») около Аберистуита в Уэльсе, графство Кардиганшир. В этом монастыре при святом Патерне подвизалось 120 монахов. Святой был известен даром благодатного слова, любовью, милосердием и смирением. Он твердо восставал против неблагочестивых действий соседних языческих правителей Уэльса, за что терпел от них многие клеветы. Возможно, святой Патерн был епископом в Уэльсе. Иллтид (Иллтут, также Ильтут) Уэльский, преподобный. († 505, по другим данным – ок. 450–530; память 6 ноября). Святой Иллтид – один из ученейших людей своего времени, знаток Священного Писания. Вероятно, в молодости святой Иллтид получил также и военное образование. Был женат. Возможно, был учеником святого Германа Оксеррского. Принял монашество вместе со святым Кадоком, а позднее основал знаменитый монастырь в Ллантвите, под названием Ллантвит Фор, или Ллантвит Мейор, в Гламоргане («Большой монастырь святого Илтута»), в котором обучалось большинство святых Уэльса того периода. Монашеская жизнь в монастыре процветала до норманнского завоевания, а основанная святым Иллтидом монастырская школа в Лланиллтут отличалась тем, что давала действительно высшее образование. Этот святой особенно много трудился на юго-востоке Уэльса. Большинство достоверных сведений о нем можно узнать из жития святого Самсона. По преданию, святой Иллтид скончался в Бретани. Почитался как великий чудотворец. Имел дар пророчества. Вел строгую аскетическую жизнь. Святой Иллтид имел обыкновение ночью погружаться в холодную воду и читать в ней молитву «Отче наш». Среди учеников святого Иллтида – святые Давид, Гильдас, Самсон и Тудвал. Кадок Уэльский, преподобномученик (497 – ок. 580; память 24 января). Основатель монастыря Лланкарбан (518), неподалеку от Кардиффа. Этой обители суждено было стать одной из самых прославленных в Уэльсе, также центром учености. По преданию, святой Кадок родился в Монмутшире, был сыном местного правителя (возможно, святого Гвинлиу), родственником святого Петрока и учеником святого Татиу, который его крестил. Позднее он вел отшельническую жизнь на островке близ побережья Бретани, около города Ванн. Святой Кадок возвратился в Англию и, по преданию, был убит язычником в районе г. Уидона (Беневентум в Нортгемтоншире). Святому Кадоку приписывают основание обители в Бреконе, а также множества церквей в Дайфеде, Корнуолле, Бретани и одной церкви в Шотландии. Некоторое время он подвизался вместе со святым Гильдасом. Среди учеников святого Кадока был и святой Баррог. Во имя святого Кадока освящено множество церквей в Уэльсе и Бретани. Дубриций (Дифриг) Уэльский, святитель. († 545; память 14 ноября). Святой Дубриций – один из основателей монашеской жизни в Уэльсе. Вероятнее всего, Дубриций родился близ Херефорда в Англии. С детства отличался необычайным умом и религиозностью. Основал обители Хенллан близ Росс и Моккас в Уэльсе. Святой построил и много других монастырей, например в Уэльском районе Гвент и в Англии, в районе современного западного Херефордшира и долины реки Ви. Учредил монастырскую школу, где обучал сотни монахов. Поздние предания называют святого Дубриция архиепископом Кэрлеонским. Преставился на острове Бардси, где последние годы вел отшельническую жизнь. Мощи святого Дубриция в 1120 году были перенесены в собор в Лландафе в Уэльс, где, возможно, он также был епископом. По преданию, святой Дубриций был сподвижником короля Артура. Гильда (Гильдас) Мудрый, преподобный (493 или 516 – 570; память 29 января). Родился в год, когда состоялась битва, во время которой бритты разгромили саксов при горе Батоне. Возможно, родиной святого Гильдаса является Шотландия. Был учеником святого Иллтида в Уэльсе, в монастыре которого и принял священство. Является одним из главных апостолов православной веры и проповедников в Уэльсе. Вероятно, святой Гильдас посетил Ирландию около 565 года. В конце жизни святой Гильдас уехал в Бретань, вел отшельническую жизнь на полуострове Руис, где, возможно, основал монастырь. Он был известным историком и летописцем бриттов, написал «Историю разорения Британии», в которой сурово порицал своих соплеменников бриттов, за грехи которых остров подвергся нашествию англосаксов. Айдан Фернский, святитель († 626; память 31 января). Родился в области Коннот. Считается первым епископом Фернским в графстве Уэксфорд в Ирландии. В Фернсе святой Айдан основал знаменитый монастырь, став его аббатом. Он также основал монастыри в Друмлане и не менее 30 церквей в Ирландии. В молодости святой Айдан прожил некоторое время в Ленстере, непрестанно читая Библию. А позднее, «ведомый сильным желанием тщательно изучить Священное Писание», уехал в Уэльс, где принял монашество и подвизался в Меневии вместе со святым Давидом. Он учился у святого Давида несколько лет, прежде чем уехать в Ирландию. Впоследствии снова вернулся жить в Уэльс. Святой Давид скончался у него на руках. Святой Айдан, возможно, стал преемником святого Давида по управлению обители в Меневии. Его почитание в Уэльсе так же велико, как и в Ирландии. Святой Айдан учил монахов, чтобы они отдавали бедным и голодным даже свои последние крохи: «Раздавайте так щедро, как будто владеете всей пищей в горах Ирландии». Святой Айдан очень любил животных и всегда их защищал, порицая охотников. Однажды, по его молитве, олень стал невидимым и спасся от преследователей. Святой в течение семи лет питался только водой и ячменным хлебом. Ему удавалось прочитывать в день всю Псалтирь по нескольку раз. Святого Айдана почитают и в Шотландии.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Царь Давид

Главная О проекте Карта сайта Обновления

Царь Давид – второй царь израильтян. Его царствование продолжалось 40 лет. При нём было образовано единое Израильское царство со столицей в Иерусалиме. Точные годы правления этого владыки неизвестны. Ориентировочно 1005 г. до н. э. – 965 г. до н. э. Следует также сказать, что подлинность данной личности многие специалисты подвергают сомнению. Нет прямых доказательств существования данного царя, как нет доказательств существования единого и неделимого Израильского царства. Вся информация взята из библейских рассказов, а поэтому она больше напоминает легенду, чем правду.

Считается, что библейское повествование о Давиде и его царстве было ничем иным как идеологическим мифом, созданным в VI веке до н. э. иудейским первосвященником Ездрой и еврейским наместником Иудеи Неемией. Эти люди и их сподвижники придумали и царя, и царство, чтобы показать народу Израиля какие у него глубокие и могучие исторические корни.

Отдельные историки и археологи полагают, что Давид в действительности существовал, но являлся всего лишь князем, контролировавшим небольшую территорию в Хевроне. Косвенным доказательством существования этого человека является стела из библейского города Тель-Дан, датируемая IX – VIII веками до н. э. На ней имеется надпись на арамейском языке. Она гласит, что царь Арама победил царя Израиля. В тексте упоминается династия Давида. Это с большой натяжкой можно рассматривать как подтверждение реальности царя Давида.

Краткое повествование о царе Давиде

Давид приходился младшим сыном Иессеи. А тот, в свою очередь, происходил из древнейшего иудейского рода и был сыном Овида. Именно от потомков Иессеи должен был появиться Мессия, которого христиане отождествили с Иисусом Христом. То есть род Иессеи – это род Иисуса Христа.

Мальчика Давида описывают как красивого, румяного и белокурого. Он пас овец и не раз защищал их от медведей и львов. Его смелость и решительность заинтересовали Бога. Тот отверг царя израильского народа Саула за капризность и непокорность и велел пророку Самуилу помазать Давида на царство. После помазания на молодого человека снизошёл Божий дух.

Давид пришёл в израильское войско навестить своих братьев. Израиль в то время воевал с филистимлянами, и юноша вызвался сразиться с великаном Голиафом. Он поразил пращой этого могучего филистимлянина и тем самым обеспечил израильтянам победу. После этого царь Саул взял его в своё окружение, не подозревая, что храброго юношу уже помазали на его трон.

Давид сражается с Голиафом

Очень быстро Давид стал популярен в народе и затмил славу царя. Последний воспылал ревностью и попытался убить составившему ему конкуренцию юношу. Он даже сам метнул копьё в Давида, и тот вынужден был бежать в Раму. Но Саул послал следом убийц, а те под воздействием Божьей воли отказались от злодейства и стали пророчествовать.

После этого наш герой, спасаясь от Саула, нашёл убежище в Адолламской пещере, где пребывал с родственниками и притесняемыми людьми. Вскоре к нему пришёл пророк Гад и передал повеление Бога идти и освободить от филистимлян город Кеил. Узнав о том, что Давид пребывает в Кеиле, Саул организовал его преследование, которое продолжалось несколько лет.

Давид вынужден был укрыться у филистимлян. И их царь Анхус пожаловал изгнаннику небольшой пограничный городок Секелаг. В нём наш герой организовал подобие базы для разбойников и начал грабить местное население, отсылая часть добычи Анхусу. Всё это продолжалось до тех пор, пока филистимляне не разбили израильтян в битве возле подножия горы Гелвуй. В этом сражении погибли три царских сына, а сам Саул, потрясённый поражением, бросился на меч. Узнав о гибели своего главного врага, Давид оплакал его смерть погребальным плачем.

Он воспользовался временным безвластием, захватил иудейский город Хеврон, сделал его столицей Иудеи и провозгласил себя иудейским царём. Тем временем в Израиле на трон вступил сын Саула Иевосфей. После этого началось противостояние двух еврейских государств. Продолжалось оно два года и закончилось победой Давида. Так он стал царём всего Израиля.

После вступления на трон царь Давид начал войну с иевусеями. Это древний народ, который основал город Иерусалим. Предполагается, что иевусеи состояли в родстве с хеттами. Вот против них и выступил новый израильский правитель. Он захватил Иерусалим и сделал его столицей своего государства. В этом городе у Давида родилось множество сыновей, среди которых появился на свет и будущий израильский царь Соломон.

Иерусалим стал религиозным иудейским центром. В нём, на горе Сион, был помещён ковчег завета, отобранный у филистимлян. Духовная власть была подчинена царской. Священники стали подчиняться первосвященникам, и все слуги Господа официально вошли в государственный аппарат. В планы царя входило построить для ковчега завета Храм. Но это строительство было осуществлено только в годы правления царя Соломона.

Таким Давида изобразил Микеланджело

При царе Давиде прошла перепись населения, что вызывало недовольство Бога. Он наслал на людей язву, а к царю явился пророк Гад и передал волю Господа установить алтарь в том месте, где по милосердию божьему был над Иерусалимом остановлен ангел с разящим мечом. Этим местом оказалось гумно Орны-иевусеянина. Именно там Соломон и начал впоследствии строительство Храма.

При новом правителе земли Израильского царства расширились. Был организован поход в Сирию против полукочевого народа арамеев. Благодаря этому походу, израильтяне вышли к берегам Евфрата. Была присоединена Идумея, находящаяся на юге. У филистимлян и финикийцев остались только узкие прибрежные территории, а границы Израиля дошли до Аравийской пустыни.

Находясь на вершине могущества, царь Давид впал в страшный грех. Он увидел красивую женщину, купающуюся в озере. Ему сказали, что это Вирсавия, жена военачальника Урии. Того не было дома, так как шла война с аммонитянами, и царь приказал привести к нему чужую жену и согрешил с ней. Однако женщина забеременела, и Давид велел вызвать из похода Урию, чтобы тот переспал с женой и решил, что будущий ребёнок от него.

Но вернувшийся муж отказался у всех на глазах войти в свой дом. Он вернулся обратно в войско, а царь повелел его командирам направить Урию в самое опасное место, чтобы мужчину как можно быстрее убили. Вскоре Урия пал на поле боя, а жена родила сына.

Пророк Нафан требует, чтобы Давид передал власть Соломону

Всё это вызывало у Бога гнев, и он наслал на Давида четыре кары: кончину младшего сына, изнасилование дочери братом Амноном, смерть Амнона от руки другого брата Авессалома, предательство Авессалома и его убийство воинами царя. А вот у Вирсавии родился мальчик, которого назвали Соломоном.

Согласно библейскому повествованию смерть Авессалома наступила на 40-й год царствования Давида. То есть в самом конце его правления. В это время авторитет израильского владыки сильно пошатнулся. К нему явился пророк Нафан и настоятельно посоветовал передать власть своему сыну Соломону. Царю ничего не оставалось делать, как выполнить волю божьего человека. Он передал власть сыну, рождённому от Вирсавии, и умер в 70-летнем возрасте. Тело его похоронили в Иерусалиме на горе Сион, где впоследствии прошла Тайная вечеря – трапеза Иисуса Христа с 12-ю учениками.

Евгений Серов

Кто такой Давид в Библии?

15 августа 2015

  • БОГДАНОВА Ольга

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой царь Давид.

Давид (имя в переводе с древнееврейского значит «возлюбленный») – второй царь Израиля, победитель великана Голиафа, отец мудрого царя Соломона, автор библейской книги псалмов.

О Давиде можно прочитать в Первой книге Царств (1 Цар. 16-30), Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2), Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29). Также он упоминается еще в 10 книгах Ветхого Завета, Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, Деяниях святых апостолов, посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова.

Материал по теме

Псалтирь: песнопения или тетива лука?

По традиции авторство большинства псалмов приписывается царю Давиду, хотя про некоторые псалмы говорится, что их написали другие авторы – например, Соломон и даже Моисей.

Давид родился в Вифлееме, его отца звали Иессей.

Белокурый мальчик с красивыми глазами и приятным лицом (1 Цар. 16:12) искусно играл на гуслях и стал при дворе первого израильского царя Саула музыкантом и оруженосцем. Он победил великана-филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи (1Цар. 17), за что стал военачальником и снискал большую славу в народе.

Саул стал преследовать Давида, но тот спасся, успешно воевал с соседним народом – амаликитянами – и мужи из колена Иудина в Хевроне «помазали Давида на царство над домом Иудиным» (2 Цар. 2:4).

Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). В итоге Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5).

При нем Иерусалим стал столицей, и Давид перенес туда главную святыню Израиля – ковчег завета. Когда несли ковчег, «Давид и все сыны Израилевы играли на всяких музыкальных орудиях, и Давид скакал из всей силы пред господом» (2 Цар. 6:5,14).

Давид был мудрым и справедливым, но не безгрешным царем. Его самое тяжкое и известное прегрешение – незаконное сожительство с Вирсавией, мужа которой Урию он умышленно послал на верную смерть. У Давида и Вирсавии родился сын Соломон, которому Давид передал все свое царство.

Согласно Библии, Давид составил три плача, один гимн и песнь-завещание (2 Цар. 23:1-7), а также псалмы Давидовы (не менее 78 из 150 в Псалтири).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *