Кто такой варфоломей

ВАРФОЛОМЕЙ

ВАРФОЛОМЕЙ — один из двенадцати апостолов.

В Новом Завете Варфоломей упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3.18; Лк 6.14; Деян 1.13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством) — «сын Фалмая» (ср. LXX Нав 15.14), или «сын Толомея» (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2).

Ставшее традиционным отождествление Варфоломея с апостолом Нафанаилом (Ин. 1.45-51) аргументируют болландисты (ActaSS. Aug. T. 5. P. 7-108), ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, например, блаженный Августин выступал против их отождествления (Aug. In Ps. 65. 4).

Варфоломей и апостол Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя Варфоломей приводится в списках апостолов синоптических евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о котором синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, Варфоломей стоит рядом с апостол Филиппом, что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1.43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском озере, так как и все другие ученики, свидетели этого чуда,- апостолы (Ин 21.1-14). Наконец, поскольку Варфоломей — патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и другое имя, Нафанаил (арамейское, Натанаэл), тогда полное арамейское имя Варфоломея — Натанаэл бар Толами.

Византийская агиографическая традиция или рассматривала апостола Нафанаила (память 22 апреля) как отдельное лицо (Минологий Василия II конец Х века — PG. 117. Col. 418-420, 516), или отождествляла его с апостолом Симоном Зилотом (Синаксарь Константинопольской церкви X века — SynCP. Col. 781). Византийская традиция, отождествляющая апостола Нафанаила с апостолом Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 260). В новейших трудах греческие агиографы либо склоняются к идентификации апостолов Варфоломея и Нафанаила (ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с Варфоломеем и с Симоном Зилотом (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 344). РПЦ в XIX веке еще безусловно следовала греческой традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней святого Димитрия Ростовского…» (М., 1903-1911 годы) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с Варфоломеем, хотя упоминает и другие мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (ЖСв. Июнь. С. 211).

О жизни Варфоломея Священное Писание не сообщает ничего определенного. О Нафанаиле же (Варфоломея — с точки зрения, их отождествляющей) известно со слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской (Ин 21.2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп, Андрей и Петр) нашли Мессию — Иисуса, «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин 1.45-46). Нафанаил, однако, сначала выразил некоторое недоверие этому сообщению: «…из Назарета может ли быть что доброе?» Его неверие, вероятно, объясняется бытовавшим среди иудеев представлением, согласно которому Мессия не может прийти из Галилеи (Ин 7.40-44). Нафанаил, видимо, хорошо знал Писание, это подтверждает и сообщение евангелиста, что он сидел под смоковницей, когда его позвал Филипп: в раввинистической литературе место под смоковницей часто представлялось как наиболее удобное для бесед раввинов о смысле Писания (Billerbeck. Bd. 2. S. 371). Истинный израильтянин, «в котором нет лукавства», Нафанаил в результате исповедовал мессианство Иисуса: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус в ответ на эти слова обещал, что он увидит еще большие свидетельства тому — «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1. 51).

Согласно апокрифическим «Деяниям апостол Фомы», Варфоломей был среди 11 апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свою часть ойкумены для миссионерской проповеди (Acta Thomae 1.4). Он проповедовал в Малой Азии (вместе с апостолом Филиппом — во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество апостол Варфоломея»), под которой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а другие — Аравию Счастливую (Pseudo-Hieron. De vitis Apostolorum // PL. 23. Col. 722). Однако в сочинениях Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. V 10. 3) и блаженного Иеронима (Hieron. De vir. illustr. 36) речь идет именно об Индии, где Варфоломей оставил Евангелие от Матфея на еврейском языке (или переведенное на инд. язык — Epiph. Index apost. 6), найденное христианским философом Пантеном, преподавателем Александрийской огласительной школы.

В «Деяниях апостол Андрея» рассказывается о миссионерском путешествии Варфоломей вдоль Черноморского побережья. Из «Индии» Варфоломей отправился в Парфию, затем в Великую Армению. На Арташатском холме он встретился с апостолом от 70 Иудой Фаддеем (ср.: Euseb. Hist. eccl. I 13; Армянская Церковь почитает его как первого просветителя Армении). Варфоломей обратил в христианство сестру армянского царя Вогухи и многих вельмож; по приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили.

Относительно местонахождения города Альбана (Албанополь, Урбанополь) — места кончины и погребения Варфоломея — существуют разногласия. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории современный Баку. Азербаджанские археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, который был отождествлен с базиликой, построенной на месте гибели Варфоломея. В апреле 2003 года Константинопольский Патриарх Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого погребения апостола. По других версии, Варфоломей захоронен в провинции Запостол Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в XIV веке был построен монастырь Сурб Барфоломеос. По мнению М. ван Эсбрука, под Албанополем подразумевается город Никополь (провинция Понт).

Из Альбаны мощи Варфоломея были перенесены около 410 года епископ Маруфой в Мартирополь, около 507 года императором Анастасием в городе Дара (Месопотамия) (Theod. Lect. Eccl. hist. II 57). В 574 году Дара был взят персами, гроб с мощами апостола, по сообщению Григория Турского, был брошен в море и чудесным образом, проплыв огромное расстояние, приплыл к острову Липари, расположенному между Италией и Сицилией (Greg. Turon. Glor. conf. 1 34). Около 838 года мощи апостола были перенесены в Беневент, где хранятся до настоящего времени. С Х века часть мощей Варфоломея находится в Риме в церкви святого Варфоломея, на острове Тиберина.

В середине VIII века часть мощей Варфоломея была перенесена из Липари в Константинополь. Распространение в Византии почитания Варфоломея связано с агиографической и гимнографической деятельностью преподобного Иосифа Песнописца. Он получил в дар от одного добродетельного мужа частицу мощей Варфоломея, принес ее в свою обитель в Фессалонике и построил в честь апостола храм. Варфоломей явился Иосифу во сне и обещал ему дар песнопения (PG. 105. Col. 964).

Варфоломей особо почитается Армянской Апостольской Церковью, основывающей свое апостольское преемство деятельностью на территории Армении апостола от 12.

«Мученичество» Варфоломея (BHG, N 227) приписывается псевдо-Авдию, епископу Вавилонскому (ActaAA. Т. 2/1. Р. 128-150, 243-260). Сохранились также «Сказание о перенесении мощей Варфоломея» (BHG, N 229) и «Похвальные слова», принадлежащие преподобному Феодору Студиту (BHG, N 230), Никите Пафлагону (BHG, N 231), преподобному Иосифу Песнописцу (BHG, N 232, 232b) и другим.

Под 11 июня в византийских и западных календарях отмечается день мученической кончины Варфоломея, 25 (или 24) августа — перенесение его мощей на остров Липари. В армянских календарях память указывается 8 декабря и 25 февраля, в коптских и эфиопских — 18 июня и 20 ноября.

С именем апостола Варфоломея связан ряд апокрифических произведений. «Евангелие апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал написан по-гречески и датируется III веком до Рождества Христова (Издан: Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893. Pars. 1. P. 10-22). Сохранилось фрагментарно в греческих (BHG, N 228), латинских и славянских версиях. Упоминается блаженным Иеронимом в предисловии к толкованию на Евангелие от Матфея (Evangelium iuxta Bartholomeum — PL. 26. Col. 17f.), в «Ареопагитиках» ((Areop. MT I 3), в Каталоге папы Геласия I (Decretum Gelasianum, 494), а также у Епифания Монаха (PG. 120. Col. 213). В 1-й части Варфоломей задает воскресшему Христу вопросы об искуплении. Вторая часть содержит вопросы к Богородице о воплощении Сына Божия. В третьей части Варфоломей беседует с дьяволом об аде, падших ангелах, грехопадении Адама и Евы, необходимости искупительной жертвы Христа за род человеческий и сошествии Спасителя в ад.

Апокриф сохранился в двух русских списках XIV и XVII веков и в южнославянской рукописи XVI века (Издан: Мочульский Варфоломей Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности. Од., 1893. С. 231-247, 276-281).

«Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на коптском языке. Является гомелитической обработкой «Вопросов Варфоломея». Сохранившиеся списки (древнейшие датируются V-VII вв.) отражают различные редакции (Изд.: PO. 1904. T. 2. Fasc. 2. P. 185-194; Lacau P. Fragments d’apocryphes coptes de la bibliothèque nationale. Cairo, 1904. P. 39-77; Budge E. A. Coptic apocrypha. L., 1913. P. 1-48).

«Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на коптском, арабском, эфиопском (BHO, N 55-57) и греческом (BHG, N 2056) языках. По мнению Р.А. Липсиуса, сочинение возникло в Египте; является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов Андрея и Матфия в стране антропофагов» (смотрите статью Андрея и Матфия Деяния). Коптские списки датируются IX веком Видимо, во второй половине XIII века на основании коптской версии был создан арабский перевод, текст которого опубликован А. Смит-Льюис (Smith Lewis A. Horae Semiticae. L., 1904. Т. 3/4. P. 11-23). Эфиопская версия восходит к арабским источникам. Известны также две неизданных греческих списка XV века.

«Деяния апостола Варфоломея». Коптский памятник, повествующий о миссионерской деятельности апостола Варфоломея в египетском оазисе и о путешествии Варфоломея в сопровождении апостола Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море) (BHO, N 152-155, 157-158). Полный текст сохранился в арабских и эфиопских версиях, зависящих от коптских. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы».

«Мученичество апостола Варфоломея». Сохранились латинские и армянсякие памятники с этим названием. Латинское «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию (греческая редакция основывается на латинском оригинале). В нем описана миссионерская деятельность Варфоломея в Индии и его казнь по приказу царя Астиага (ActaAA. T. 2/1. P. 128-150). Арм. «Мученичества» (BHO, N 156-159) основаны на местных преданиях, а также на греческих или сирийских источниках (например, связь Варфоломея с апостол Иудой-Фаддеем).

«Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо, является, поздней компиляцией.

Нафанаил, апостол

 Нафанаил, апостол имя нескольких библейских лиц, из которых наиболее известен Н., один из 12 апостолов. Он был родом из Каны Галилейской, сначала отнесся к вести о явлении Мессии, в лице Иисуса Назарянина, с недоверием и даже выразил презрительное отношение к Назарету, сказав: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан., I, 46), — но затем глубоко уверовал во Христа и получил от него похвалу, как «истинный израильтянин, в котором нет лукавства». Впоследствии он, по преданию, проповедовал Евангелие в Индии, Аравии, Эфиопии и потерпел мученическую кончину. Память его 11 и 30 июня и 25 августа. А. Л.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое «Нафанаил, апостол» в других словарях:

  • Нафанаил — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

  • Апостол Варфоломей — Запрос «Варфоломей» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Апостол Варфоломей … Википедия

  • Апостол — ПОНЯТИЕ Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает см. Посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении посланник (3Цар 14:6), посол (Ис 18:2). НЗ называет А. полномочного посланника, к рому Господь поручил… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Апостол — посланник, вестник. Обыкновенно, это название прилагается к 12 апостолам, которых Господь Иисус после ночи, проведенной в молитве, избрал из своих учеников и дал им это наименование (Лук, 6:12,13; Мат. 10:1 4; Map. 3:14); «двенадцать апостолов… … Словарь библейских имен

  • Варфаломей (апостол) — Запрос «Варфоломей» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Мученичество апостола Варфоломея (Нюрнбергская хроника, 1493 год) Варфоломей (Нафанаил) (греч. Βαρθολομαίος, лат. Bartholomaeus) один из апостолов (учеников) Иисуса Христа,… … Википедия

  • Варфоломей (апостол) — Запрос «Варфоломей» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Мученичество апостола Варфоломея (Нюрнбергская хроника, 1493 год) Варфоломей (Нафанаил) (греч. Βαρθολομαίος, лат. Bartholomaeus) один из апостолов (учеников) Иисуса Христа,… … Википедия

  • Варфоломей — (Нафанаил) один из 12 апостолов Иисуса Христа. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков (см. Деян. 1, 13; 2, 1 4), св. Варфоломею выпал жребий вместе с апостолом Филиппом идти на проповедь Евангелия в Сирию и в… … Православие. Словарь-справочник

  • ЗОГРАФ — , болг. муж. общежительный мон рь во имя вмч. Георгия Победоносца. З. находится в юго зап. части п ова Афон (Айон Орос), окружен лесистыми горами, закрывающими его от моря. В иерархии 20 афонских мон рей… … Православная энциклопедия

  • БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫ — Переводы Б. На древние языки Арамейские таргумы Арамейский таргум иудейский перевод Б. (ВЗ) на арамейский язык. Существительное » » в постбиблейском евр. и арам. означает «перевод», глагол » » (арам. ) «переводить, объяснять» (единственный раз в… … Православная энциклопедия

  • Никанор (Каменский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Никанор … Википедия

Святой с кожей в руках

История, Культура, Общество 24.08.201623.08.2016

10 интересных фактов про апостола Варфоломея

24 августа католики вспоминают святого апостола Варфоломея. По сравнению с другими святыми в христианской традиции о Варфоломее мало сведений в Библии. Большая часть его жизнеописания известна по апокрифам (произведениям с библейским сюжетом, содержащим отступление от официального церковного учения) и житиям святых. Мы собрали несколько интересных фактов про святого. Факт 1. Ученик Христа Святой Варфоломей — один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Апостол имел второе имя — Нафанаил (в давние времена широко была распространена практика иметь два имени, что можно заметить и сегодня). По словам евангелиста Иоанна, Варфоломей был четвёртым апостолом после Андрея, Петра и Филиппа. Факт 2. Оздоровление и исцеление больных и бесноватых После вознесения Иисуса Христа Святой Варфоломей проповедовал Евангелие в Армении, Индии, Арабии и Эфоипии, оздоравливал больных и бесноватых. Так, например, в городе Иераполе (в те времена языческий город), который находился в малоазийской области Фригии, апостолы Филипп и Варфоломей исцелили человека по имени Стахий, который был слепым на протяжении 40 лет. Также в этом городе была исцелена и жена градоначальника Никанора, которую укусила ядовитая змея. Она долгое время лежала при смерти, но услыхав о апостолах, велела своим рабам отнести её тело к дому Стахия (там жили и проповедовали апостолы). Женщина получила двойное исцеление: телесное — от укуса змеи и душевное — от бесовского обольщения. Благодаря учениям и проповедям апостолов, уверовала во Христа и приняла крещение. Факт 3. Ужасная смерть во имя Христа

Умер Варфоломей в Армении. Тут он также проповедовал и изгонял бесов. Апостол исцелил дочь царя Полимия, после чего царь, его дочь и весь двор приняли крещение и стали истинными христианами. Однако это не понравилось языческим жрецам, которые утратили свою власть и титулы. Они обратились к брату Полимия Астиагу, который был верен бывшим заблуждениям и идолопоклонству. По его приказу в городе Албане святой Варфоломей был схвачен и распят вниз головой, но не прекращал славить Христа и проповедовать Его милость. Тогда разъяренный Астаиг велел содрать с него кожу, но и это не остановило проповедника. В итоге король приказал святому отрубить голову. Верующие, получив его останки, положили голову, кожу и тело в оловянную раку (ковчег с мощами святых) и погребли в том же городе. От могилы было множество исцелений. И благодаря этому, многие пришли ко Христу .

Святой Варфоломей. Статуя в Миланском соборе. Фото: pikabu.ru

Факт 4. Чудеса святого Варфоломея после смерти

Страдания и скитания апостола Варфоломея не прекратились и после мученической кончины. Как говорится в житии святого, написанном святителем Дмитрием Ростовским, через много лет после смерти Варфоломея Армения вновь переживала расцвет язычества и идолопоклонства — и оловянная рака с мощами была выброшена в море, однако она не утонула, а уплыла к острову Липару, где епископ Агафон нашёл тело апостола. Епископ и множество взрослых мужчин не могли вытащить его из воды. Тогда Агафон послал за детьми. Они с легкостью вынесли тело на сушу.

Факт 5. Мощи святого Варфоломея

От 410 года мощи святого Варфоломея переносили с места на место, защищая их от арабов до тех пор, пока в 838 году они дошли до Беневенто в Италии. В настоящее время мощи находятся под верхней частью главного алтаря тамошнего собора святого Варфоломея, часть которых в Х веке была перенесена в Рим. Тут в честь апостола был построен собор святого Варфоломея в Исоло, на Тибре, где и сегодня хранится некоторая часть мощей. Одну его руку в XI веке жена короля Канута, королева Эмма, передала в Кентербери.

Церковь святого Варфоломея в Исоло. Фото: wikimapia.org

Факт 6. Бородатый мускулистый человек с книгой и ножом мясника

Согласно всем приданиям о мученической смерти, в искусстве Cвятого Варфоломея изображают иногда в виде бородатого человека среднего или пожилого возраста с книгой и ножом мясника, используемым для сдирания кожи, иногда с анатомической точностью, как мускулистого мужчину. Некоторые художники и скульпторы показывают апостола, который сам держит снятую с него кожу.

Маттео ди Джованни «Святой Варфоломей с содранной кожей», 1480. Источник: kovensky.ru

Факт 7. Святой Варфоломей — «евангелист»

Римский историк Евсевий писал, что Пантен Александрийский (II век) — христианский богослов — около 200-го года нашёл в Индии Евангелие от Матфея, приписываемое Варфоломею на еврейском языке. Евангелие от Варфоломея считается апокрифическим, то есть произведением не вошедшим в Библию. Подобную версию сообщает и Иероним, общехристианский святой, один из учителей церкви.

Факт 8. День памяти Святого Варфоломея

Католики святого Варфоломея вспоминают сегодня, 24 августа, так как в этот день мощи апостола из Албанаполя, что на территории Кавказа, в начале VI века были принесены в город Анастасиуполь в Месапотомии и находились там примерно одно столетие. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось к Христу.

Факт 9. Опекун в Налибоках

В Беларуси нет костёлов, названных в честь святого Варфоломея, но в Налибоках в Минско-Могилёвской диоцезии есть приход Успения Пресвятой Девы Марии, где одним из опекунов является апостол Варфоломей. 24 августа верующие, празднуя торжество в честь святого, просят его заступничества за них перед Богом.

Костёл Успения Девы Марии в деревне Налибоки. Источник: stolbtsy.minsk-region.by

А в Вильнюсе есть костёл святого Варфоломея, который передали белорусской общине в 1997 году. Но только с 13 марта 2016 года здесь богослужения проводятся исключительно на белорусском языке.

Костёл святого Варфоломея в Вильнюсе. Фото: kp.by

Факт 10. Кому покровительствует святой Варфоломей?

Главными атрибутами апостола Варфоломея являются книга, нож, свиток. Святой является покровителем переплётчиков книг, мясников, торговцев свечами, красильщиков, перчаточников, скорняков, штукатуров, обувщиков, портных, дубильщиков, виноградарей, торговцев флорентийской солью и сыром. А также его заступничества просят при нервных и кожных заболеваниях.

Апостол Варфоломей (Нафанаил) Дни памяти: Апрель 22, Июнь 11, Июнь 30 (12 ап.), Август 25 (Перенесение мощей)

Нафанаил апостол Апостол Варфоломей
Кирилл Александрийский

Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 — 51; Ин. 21, 2).

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы.

Ап. Иоанн Богослов

В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город. Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля).

Апостол Варфоломей. Икона XIX в. Москва.

Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение . Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим. О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *