Кто такой змей искуситель



Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту БиблииЮнак Дмитрий Онисимович

9. Почему Бог не переубедил сатану, или почему не уничтожил его, а изгнал его на нашу землю?

Некоторые думают так: «Вот, бессильный Бог, не мог справиться со Своим созданием и прогнал его на землю, чтобы мы мучились всю жизнь». — Это далеко не так. Сатане был показан результат его возмущения, то, к чему приведет восстание. Но сатана заявлял, что его правление будет лучше, что его законы не будут тираническими и жестокими: «Я всем предоставлю свободу делать зло безнаказанно».

«Поскольку Люцифер заявил, что его единственное желание улучшить уставы Иеговы, Бог допустил, чтобы была раскрыта подлинная суть его требований и предполагаемых изменений в Божественном законе. Осудить сатану должны были его действия».

Бог допустил сатане продемонстрировать свои притязания на практике. Не потому, что Он не знал последствий, но чтобы увидел их сам возмутитель, а также небожители. Необходимо было, чтобы все творение увидело результат возмущения, чтобы это послужило уроком для всей Вселенной. «Вся Вселенная должна была увидеть разоблаченного обманщика».

Только в таком случае восстание никогда не повторится. По этой причине не был уничтожен сатана. Если бы Бог уничтожил сатану, у небожителей могло возникнуть сомнение: не был ли прав сатана, не жесток ли в Своих решениях Бог? Такое развитие событий могло бы привести к новому восстанию, и так до бесконечности.

«Если бы Бог сразу уничтожил сатану, тогда небожители и обитатели других миров, не будучи готовыми осознать истинную природу греха и его последствий, могли бы не понять справедливости Божьей. В таком случае они служили бы Богу не из-за чувства любви, но из-за страха. Подобными методами нельзя было уничтожить влияние сатаны и рассеять дух восстания. Во имя благополучия всей Вселенной и других миров Бог предоставил сатане возможность полностью осуществить свои планы, чтобы его обвинения против Божественной формы правления обнаружились перед всем Небом, чтобы справедливость и милость Божья и непреложность Его закона никогда не подвергались более никакому сомнению.

Восстание, поднятое сатаной на Небе, должно было послужить уроком для всей Вселенной на все грядущие века, явиться вечным свидетельством подлинной природы греха и его ужасных последствий».

«Нехорошо, — скажут некоторые, — почему из-за этого должны страдать мы? Опять-таки Бог, проявляя сожаление к одному, жесток и немилостив к другим, а ради эксперимента теперь мучаются миллионы жителей Земли под гнетом зла на протяжении тысячелетий». Рассуждающие так, не желают раскрыть глаза, чтобы увидеть насколько глубока любовь Отца к грешнику, выразившаяся в том, что Он добровольно отдал Своего Сына для искупления виновных. Ведь человечество само избрало и продолжает избирать себе такую участь. Господь не ниспроверг сатану прямо на нашу землю, а только изгнал его с неба (из рая), где он до этого находился. Сатана же сам пришел на землю. (Откр. 12,12). В войне, которая произошла на небе, не была пролита кровь. Тактика той войны не заключалась в истреблении и пролитии крови, война эта заключалась в том, чтобы выявилась справедливость Божья и несостоятельность претензий сатаны.

«Люцифер надеялся, что, поскольку ему удалось увлечь за собой небесных ангелов, он сможет покорить себе и остальные миры…»

Будучи изгнанным с Неба, сатана обходил населенные, подобно нашей, планеты, но не нашел сочувствия и поддержки, и не был принят. Его надежды оправдались лишь тогда, когда он посетил совсем еще не обжитую планету, юную Землю.

Человек, будучи обольщенным сатаной, принял его (2Кор. 11,3) и отдал свое правление поработителю. Сатана, как хозяин и представитель от земли, являлся с отчетами на небо, как повествует нам об этом книга Иова 2,1-2: «Был день, когда пришли сыны Божии предстать перед Господа, между ними пришел и сатана предстать перед Господа. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: Я ходил по земле и обошел ее». Впоследствии дьявол заявил Христу в пустыне, добиваясь от Него признания: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она передана мне…» (Лук. 4,6).

Поэтому повинен сам человек в том, что сатана оказался «низверженным на эту землю». Другие планеты остались «непавшими мирами», потому что не приняли к себе возмутителя. (ЕГУ)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Глава 4. Почему… Почему в России другой язык моих книг У меня два вопроса: 1) Есть заповедь любить ближнего как себя и есть заповедь чтить отца и мать. Как же быть, если мне для изучения Каббалы надо уехать – бросить мать, которая вообще очень против всего этого и очень

7. Почему Бог создал сатану? Сатана не был сотворен таковым. Это был осеняющий херувим, который имел почетную обязанность. Но когда в нем зародилась гордость и зависть, и он помыслил злое, то превратился в дьявола.Бог сотворил Своих подданных чудным образом: со свободой

20. Почему Бог трижды проклинал всю землю за грехи отдельных людей? Это только образное выражение, что Бог проклинал землю. На самом же деле человек, погружаясь в грех, упускал одну за другой сферы влияния в окружающем его мире. А «князь мира» дьявол становился все более

Почему библейский Бог наслал на землю Всемирный потоп? Ветхозаветная книга Бытия рассказывает об этом следующее: «Когда люди начали умножаться на земле… сыны Божии (то есть ангелы) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».

Почему Моисей и Аарон были лишены счастья ступить на Землю обетованную? Ветхозаветные книги Чисел и Второзакония рассказывают об этом следующим образом. Когда в своих странствиях по пустыне израильтяне пришли в Кадес и место это оказалось безводным, они снова стали

16. Почему для исповеди нужен священник, почему нельзя исповедываться напрямую к Богу? Вопрос:Храм Божий находится в сердце каждого человека, и человек может общаться с Богом напрямую. Почему исповедь происходит только при участии священника, почему нельзя исповедываться

6. Почему папа римский так рвется в Россию и почему Русская Православная Церковь против такого визита? Вопрос:Почему папа римский так рвется в Россию и почему Русская Православная Церковь против такого визита?Отвечает диакон Андрей Кураев:У римского епископа есть

О том, почему Дух Святой сошел не тотчас по вознесении Иисуса Христа и почему Он явился в виде огненных языков Св. Иоанна Златоустого. Надлежит объяснить любви вашей, почему Христос не тотчас после своего вознесения даровал нам Св. Духа, но попустил ученикам ждать

Почему Церковь не молится о самоубийцах и почему над самоубийцами не совершается чин отпевания? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЛюбое убийство (даже самого себя) есть нарушение важнейшей заповеди: «не убий» (Исх. 20, 13; Вт. 5, 17). Она выразила ту

Кто такие сыны Божии, почему сатана оказался в их числе и почему он беседует с Богом довольно фамильярно? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСловосочетание «сыны Божии» в Библии применяется как к людям, достигшим духовного совершенства (Ин.1:12;

Почему на иконах святители символизируются животными (напр. Лука, по-моему, быком)?Почему «Одежды кожаные» это только грехи, а не само земное тело? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы:

Почему исповедь происходит только при участии священника, почему нельзя исповедываться на прямую к Богу? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряИмея в себе образ Божий и богоподобие, человек не только может, но и призван к прямому общению со своим

Глава 30. Почему не сразу после пришествия Христова исчез грех? Почему не все

§ 128. Вечное предопределение искупления, и почему не скоро пришел на землю Искупитель? I. Судя по тому, что Бог благоволил спасти нас единственно по своей благости, вечной и бесконечной, а с другой стороны, по тому, что, как всеведущий, Он от века предвидел наше падение и

В чём состоит суть христианства? Почему Христос пришёл на землю? Он пришёл, чтобы спасти человечество, дошедшее до крайнего нравственного и всяческого падения, которое извратило абсолютно всё. И Господь поставил задачу вывести человека из этого состояния.Часто мы не

Глава 30. Почему не сразу после пришествия Христова исчез грех? Почему не все уверовали? Если же кто думает уличить наше учение тем, что и по употреблении врачевания жизнь человеческая оскверняется еще грехами, то пусть путеводит его к истине одно из знакомых ему подобий.

Грехопадение

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Портал:Христианство

Грехопаде́ние — общее для всех авраамических религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Бога, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности, основанное на 3-й главе книги Бытие.

В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих (в том числе и неавраамических) религиях. По мнению исследователя мифологии Мирча Элиаде, подробно изучавшего эту тему, мифологема золотого века, и изгнания из рая восходит ко временам неолитической революции и является реакцией на появление земледелия. Золотому веку неизменно сопутствуют мифологемы «потерянного рая» и «благородного дикаря».

В Библии

Микеланджело. Грехопадение Адама и Евы. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.

В книге Бытие в 3-ей главе описан сюжет об изгнании первых людей (Адама и Евы) из Райского сада, когда нарушив запрет Господа (ивр. ‏אֱלֹהִים‏‎, Элохим), вкусили от Древа познания добра и зла (Быт. 3:1—7).

Первый человек Адам был предупреждён, что вкушение плодов с Дерева познания добра и зла ведёт к смерти:

От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь
(Быт. 2:17)

Сотворённая из ребра Адама Ева (Быт. 2:22) в результате диалога со змеем (ивр. ‏נָּחָשׁ‏‎, нахаш), вкусила запретный плод от Древа познания добра и зла и дала есть Адаму, вследствие чего:

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
(Быт. 3:7)

Последствиями нарушения запрета и отказа от предложенного покаяния стали поврежденность мироздания (природы) и человека, изгнание из рая, утрата доступа к древу жизни и смерть.

В иудаизме считается, что Змей-искуситель — ангел Самаэль. В христианстве змей-искуситель отождествляется с Сатаной на основании Откровения Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9).

Трактование в религиях

Грехопадение и изгнание из рая. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского».

В иудаизме

Человек, созданный по образу Божьему, являясь венцом творения, наделён волей и властью решать что добро и что зло, выбирать между добром и злом (Втор. 30:15—18). В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы — если бы Адам и Ева подождали и вкусили бы от дерева в шаббат, они имели бы силы души отличить добро от зла даже внутри себя.

Мидраш Рабба (англ.)русск. говорит об испорченности людского рода после падения Адама и Евы. Результат грехопадения в процессе тиккун исправляет Мессия.

В каббале Основная статья: Швират ха-келим

В каббале грехопадение разъясняется в понятии швират ха-келим. Грех древа познания (ивр. хэт Эц Даат) Адама произошло от использования средней части сфиры Тиферет Зеир Анпина. Опьяняющее вино — свет хохма, исходящий из соф (акваим, экев — пята, гематрия 172) Леи, опьянило Адама (анавим — виноград также в гематрии 172) и привело к желанию использовать среднюю часть тиферэт Зеир Анпина — Эц Даат (древо познания), что запрещено до гмар тиккун.

Сначала Адам был создан из малхут мира Ацилут. Вследствие грехопадения Адама миры Брия, Ецира, Асия спустились на своё теперешнее место. После грехопадения его душа разделилась на 600 тысяч душ. Причина в том, что родившись и познав цель своего творения — получить всё уготованное ему наслаждение ради Творца, Адам тут же возжелал сделать это. Но начав получать это наслаждение, вдруг почувствовал, что не в состоянии устоять, и начал наслаждаться сам, не ради Творца, а от получения наслаждения — света для себя.

Вследствие использования света хохма ради себя (так как ещё отсутствовал экран на этот свет) упал со своего духовного уровня, и все его девять сфирот, кроме Кетер, упали в клипот. После грехопадения Адам и шесть сфирот Ецира и десять сфирот Асия спустились в место, где был раньше мадор клипот.

В христианстве

Основная статья: Первородный грех

В христианстве грехопадение в Эдеме разъясняется через понятия первородного греха и искупительной жертвы Иисуса Христа на Голгофе.

Утверждается, что грехопадение изменило саму природу человека: «Естественные и беспорочные страсти вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, что по природе присуще всем людям».

Изгнанные из рая люди теряют доступ к Дереву Жизни и вечную жизнь. Зло, персонифицированное в виде Змея (Сатаны), побудило человека нарушить волю Божию:

Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его.

Грех препятствует свободе человека, которую Творец возвращает человеку через благодать.

Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую;
(3Цар. 8:46)

Апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили.» (Рим. 5:12)

Максим Исповедник объясняет грехопадение, как прельщение «наружностью материи», плодами дерева познания (тварным миром). Это привело к нарушению иерархии в созна­нии разумной твари, в чувстве и направлении воли Адама, и к «прилепленности к веществу».

Православный священник Сергей Булгаков: «Прародители могли бы вовсе миновать опыта зла. Грехопадение или, напротив, послушание воле Божией следует во всяком случае считать актом свободы, а отнюдь не природной необходимости: в природе твари была только возможность греха, но не было никакой к нему принудительности. Соблазн именно в том и состоял, чтобы знание предпочесть послушанию, источнику истинного, положительного ведения. Змей завлекал их на путь притязательной, себялюбивой множественности, возбуждал желание каждому стать богом, будучи тварью, иметь всё для себя, как бы от себя. И соблазн змея оказался реально осуществим, ибо стихия освобожденного ничто, прорвавшись в мир, окружила всякую тварь ледяным холодом одиночества, разъединила всеединое и центростремительную силу превратила в центробежную: тогда родилось наше малое я, которое раздувается в я космическое. Для такого отравленного бытия простое отсутствие смерти было бы величайшим бедствием, адом на земле. Господь пощадил Своё создание и не дал ему такого бессмертия, Он удалил человека от „древа жизни“. Таким образом, одна основная метафизическая и космическая катастрофа грехопадения, введя в мир смерть, обусловила и вызвала другую космическую катастрофу, но уже благую и радостную, — воскресение мёртвых.»

Митрополит Иоанн (Зизиулас): «Для греческих отцов грехопадение понимается не как привнесение чего-то нового (во зле нет творческой силы), но как раскрытие и актуализация ограничений и потенциальной опасности, присущих творению, если оно предоставлено самому себе. Грехопадение принимает форму идолопоклонства — превращения твари в высшее начало. Грехопадение состоит в отказе поставить бытие в зависимость от общения.»

Архимандрит Алипий (Кастальский): «Люди получили как бы собственный, внутренний источник греховных движений и помыслов, сделавшись по природе чадами гнева Божия (Еф. 2:3).»

Профессор А. И. Осипов пишет, что испытание, которое не выдержал первый Адам, выдержал второй Адам — Иисус Христос (см. Искушение Христа).

В исламе

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

Сотворив для Адама супругу, Аллах сказал им: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных». Иблис обманул Адама и Хавву, говоря: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными». Адам и Хавва вкусили плоды этого дерева после чего «…обнажились их срамные места, и они стали прилеплять на себя райские листья». После того, как Адам и его жена согрешили, Аллах сказал им: «Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас явный враг?». Супруги раскаялись о своем поступке и ответили: «Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток». Аллах ответил им : «Низвергнитесь! Одни для вас враги для других. Для вас на земле местопребывание и пользование на время».

В философии

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

Немецкий христианский мистик Якоб Бёме, родоначальник западной софиологии, пишет, что сам пол есть уже следствие грехопадения, ибо жена создана человеку уже после его внутреннего отделения от Jungfrau Sophia (нем. Дева София), в первозданном состоянии человек пребывал сверхполым. Эта Jungfrau Sophia есть отвлеченный принцип мудрости, Spiegel der Weisheit (нем. Зеркало мудрости), и её отношение к полу установляется только её именем, очевидно, навеянным «Книгою Премудрости Соломона». При таком понимании пола самым центральным проявлением греха является порочное зачатие, от которого человек рождается. Якоб Бёме рассматривает создание женщины из ребра Адамова как следствие уже совершившегося грехопадения и раздробление человеческого естества.

Христианский философ Николай Бердяев пишет, что сказание о грехопадении говорит о происхождении сознания из состояния бессознательного.

Религиозный философ Борис Вышеславцев пишет: «Понять смысл грехопадения и спасения, понять смысл христианства (а в сущности и всякой религии) — значит понять смысл предельной свободы. Она возносит нас на высоту абсолютного богоподобия в этой простой и ежедневной возможности: сказать «да», или «нет»; «да будет» или «да не будет», — в этой изумительной свободе выбора между творчеством и разрушением. Ибо если всякое творчество есть соблюдение иерархии, то всякое нарушение и извращение иерархии есть противоположность творчества, то есть разрушение.

В искусстве

  • В 1943 году Клайв Стейплз Льюис в романе «Переландра» (англ. Perelandra) раскрывает тему грехопадения в контексте нового Эдема с новыми Адамом и Евой на планете Венера.

См. также

  • Благодать
  • Спасение
  • Эсхатология

Примечания

  1. ↑ Трохачёв С. Ю. Грехопадение // Современная мультимедийная энциклопедия философских, культурологических и религиоведческих знаний
  2. ↑ Быт. 3:11. См. также «Мидраш раба» 21:6.
  3. ↑ Мишна, Сота 10б. Другие мидраши и таргумы отождествляют Самаэля с ангелом смерти (Таргум Ионатан к Быт. 3:6) и Сатаном и дурным побуждением (Талмуд, Бава Батра 15А)
  4. ↑ «Когда Святой Бог создал Свой мир, в нём не было ещё ангела смерти… Но когда Адам и Ева впали в грех, весь людской род был испорчен. Когда появился Фарес, через него начала осуществляться история, ибо от него надлежало произойти Мессии, и в его дни Святой Бог установил, что „поглощена будет смерть навеки“, как написано (Ис. 25:8)» МЕССИЯ в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Ристо Сантала. Санкт-Петербург, 1995. стр. 30-31
  5. ↑ 1. Книга Зогар. 2. «Основы каббалы.» Часть «Схема мироздания». Глава «Возвышение и падение миров».
  6. ↑ Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Спб., 1994. Гл. XX. С. 185
  7. ↑ Максим Исповедник. «Quaestiones et dubia»
  8. ↑ 1 2 Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — 415 с. — (Мыслители XX века). ISBN 5—250—02140—9.
  9. ↑ Митр. Иоанн (Зизиулас). «Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви», Москва 2006, стр. 99.
  10. ↑ Архимандрит Алипий. «Догматическое богословие»
  11. ↑ аль-Бакара 2:35
  12. ↑ аль-А‘раф 7:20
  13. ↑ аль-А‘раф 7:22
  14. ↑ аль-А‘раф 7:23
  15. ↑ аль-А‘раф 7:24
  16. ↑ Али-заде, 2007.
  17. ↑ Глава 8. Творчество и пол. Мужское и женское // Бердяев Н. А. Смысл творчества. (Опыт оправдания человека). — М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1916
  18. ↑ Глава 2. Происхождение добра и зла. // Бердяев Н. А. «О назначении человека». — Париж: Современные записки, 1931. — 320 с.
  19. ↑ Вышеславцев Б. П. Миф о грехопадении // Журнал «Путь». № 34. июль 1932. С. 3-18.

Литература

  • Али-заде, А. А. Адам и Хавва : // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
  • Васильев П. П. Грехопадение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Добросельский П. В. «Грехопадение прародителей в раю»
  • Иванов М. С. Грех первородный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 345—355. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Мень А. В. «История религии» т.2, «Библия и учение о грехопадении»
  • Осипов А. И. «Путь разума в поисках истины»
  • Осипов А. И. «Посмертная жизнь». — М.:Издательство «Даръ», М: 2007
  • «Закон Божий» Руководство для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской. Второе изд. Типография преп. Иова Почаевского Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA, 1967
  • проф., к.б.н., арх. Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) «Священная Библейская история», Ч. I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. — СПб, 2003. — 472 с.
  • «Конспекты по Священной Библейской истории Нового Завета», МДА, Сектор заочного обучения, Учебное пособие для студентов 1 класса, Сергиев Посад, 2005
История Адама и Евы
Персонажи
События
Основные понятия
В разных источниках
Дети Адама и Евы
Словари и энциклопедии
Нормативный контроль BNF: 11961495z · GND: 4183979-1 · LCCN: sh85046970

Тай Ландрум «Образ змеи»

В открывающей мантре Аштанга йоги содержится выражение почтения Патанджали – мистическому автору «Йога-Сутр». Вторая строфа имеет форму дхьяна шлоки, описывающей образ, на котором следует сфокусировать внимание. Работая с этой шлокой, нужно не просто визуализировать образ, но представить себя как его полное воплощение. Смысл в том, чтобы запечатлеть тонкие очертания образа в гибкой и восприимчивой области ума, изменяя тем самым наш опыт. С помощью этой практики мы мысленно принимаем определенные позы, способствующие медитации.

Открывающая мантра описывает Патанджали как соединение человеческой и змеиной форм. Согласно тексту, он имеет форму человека выше пояса, однако его торс располагается на свернутом в кольца хвосте змеи, а его человеческое лицо, выражающее глубокое спокойствие, покрыто капюшоном из тысячи змеиных голов, поющих разными голосами. В четырех своих руках он держит раковину, колесо и меч.

Имя «Патанджали» буквально обозначает «выпавший из рук». Согласно одному из толкований, он получил это имя при рождении, когда, впервые увидев его змеиную форму, пораженная мать уронила его. Ее реакция вполне объяснима, и можно предположить, что мы поступили бы так же, неожиданно увидев змеиные очертания Патанджали в нашем сознании и почувствовав, что принимаем столь же странный вид. Однако возможность слиться с этой формой начинает казаться весьма увлекательной, если вникнуть во внутренний смысл образа змеи.

Символ опоры

Змеи живут между двух миров. Они передвигаются в тишине, по большей части незамеченными, в пространстве между предметами. Они живут на поверхности и под землей, между светом и тьмой. В первобытных культурах змеи часто одновременно символизируют и жизнь, и смерть, как бы парадоксально это ни звучало. Они являются символом жизни из-за своей удивительной способности размножаться и обновляться, сбрасывая шкуру. Символ смерти связан с их способностью убить одним укусом. Таким образом, они представляют собой пограничное пространство между созиданием и растворением.

В индийской мифологии змеи часто играют роль опоры. Хорошим примером этого служит образ Вишну, хранителя мироздания. Обычно он изображается возлежащим на поверхности космического океана на подушке, которая располагается на спине первозданного змея Адишеши. Хвост змеи поддерживает подушку Вишну, а тысячи змеиных голов простираются над божеством в форме навеса, дающего тень. Это поразительный образ, так как он предполагает, что даже божественный хранитель Вишну, которому миллионы поклоняются как безусловной изначальной опоре, сам опирается на нечто менее возвышенное и почитаемое. Именно так он и изображается – возлежащим на спине змеи.

Другим примером может служить история змеиного короля Васуки, который позволяет использовать свое змеиное тело как веревку для «взбалтывания космического океана». Это мистический сюжет из Махабхараты, в котором боги и демоны вместе пытаются добыть сому, живительный нектар созидания, дающий мистические озарения. Они оборачивают Васуки вокруг огромной горы и начинают поочередно тянуть его, взбалтывая молочный океан до самой глубины. Когда сома поднимается на поверхность, Васуки не просит ни единой капли. Он просто соскальзывает обратно в воды океана и позволяет забыть о себе.

Использование змей как символа опоры заключает в себе одну простую, но глубокую истину: любая организационная структура зависит от чего-то, находящегося за ее пределами, чего-то, что невозможно распознать, не разрушившись при этом.

Наше собственное существование является таковым. Схематичные структуры, с которыми мы так тщательно себя идентифицируем, структуры, которые называем собой, обуславливаются присутствием разума, редко кем осознаваемого.

Он лежит в основе созидательных процессов мыслей, чувств и действий; удерживает то, что мы называем собой, вместе; формирует идентичность, обстоятельно превращая нас в тех, кто мы есть. Однако у этого разума нет определенного названия, потому что оно поставило бы под угрозу наше чувство контроля.

Пробуждение Змеи

В Хатха-йоге для этого разума есть имя, заимствованное из древней тантрической традиции, из которой и возникла практика Хатха-йоги. Она называется Кундалини и изображается в виде свернутой в кольца змеи, спящей на тазовом дне. Считается, что она владеет присущим нам огромным, но, в основном, нереализованным потенциалом духовного озарения. Скрученное покоящееся тело символизирует наш спящий разум, дремлющую способность видеть сквозь проекции ума.

Хатха-йога дает нам возможность непосредственно осознать ее присутствие внутри и даже погрузиться в ее разум, пока мы не почувствуем, как этот разум проявляется на тонких уровнях нашего тела и ума, меняет направление мыслей, влияет на ощущения и пронизывает процессы жизнедеятельности. Смысл в том, чтобы, постоянно погружаясь в этот чувственный опыт на протяжении длительного времени, мы постепенно смогли растворить наши ошибочные представления о контроле и изоляции.

Говорят, что Хатха-йога начинается, когда Кундалини пробуждается ото сна и с шипением поднимается «как змея, которую бьют палкой». Поднимаясь, змея прожигает запутанные клубки обусловленности. Она показывает непостоянную природу наших представлений о себе и открывает ум глубокому спонтанному пониманию. Этот процесс, который вначале принимает множество разных форм, но крайне редко разворачивается во всей своей полноте, и представляет собой пробуждение естественной разумности. Она растворяет ошибочные представления о контроле, показывая ничем не сдерживаемое сияние истинной природы, что и является блаженной пульсацией жизни, которая с такой любовью движется в нас.

Внутреннее дыхание

Согласно тонкой анатомии Хатха-йоги, скрученное тело Кундалини заслоняет нижний вход в центральную ось тела. Она даже изображается в виде спящей змеи с головой, закрывающей проход в центральный канал, не давая внутреннему дыханию войти. Когда змея просыпается и раскручивается, преграды больше нет, и внутреннее дыхание может спонтанно подняться по Сушумна Нади.

Этот самый важный нади находится между Идой и Пингалой, лунным и солнечным каналами, по которым обычно движется внутреннее дыхание, пробуждая созидательные и растворяющие движения ума. Когда эти потоки балансируются, позволяя Пране проскользнуть в пограничное пространство между ними, мы переживаем состояние озарения. Это первый опыт медитации.

Большинство существующих сегодня практик Хатха-йоги были изначально созданы, чтобы пробудить Кундалини через балансирование праны и апаны – двух взаимодополняющих форм жизненной силы, которые управляют противоположенными процессами созидания и растворения в нашем теле и уме.

В качестве аспекта внутреннего дыхания прану можно ощутить как движение, направленное вверх и наружу. Оно исходит из области сердца, что наиболее заметно во время фазы вдоха, когда грудная клетка приподнимается и расширяется, выпрямляя позвоночник и поднимая голову и плечи. В пространстве ума прана следует тому же паттерну восхождения и расширения вовне. Здесь прана отвечает за ветвление наших мыслей, или, другими словами, за преобразование одной формы во множество мыслеформ, посредством воображения, памяти или логического мышления. Это часто ощущается как восходящий поток, простирающийся в бесконечность над головой. Прана отвечает за нашу восприимчивость и открытость, а также способность смотреть на вещи с разных точек зрения.

С другой стороны, противонаправленная сила апаны может интуитивно ощущаться как нисходящее и сжимающее движение, стремящееся к тазовому дну. Эта сила, которая преобладает на выдохе, отвечая не только за выталкивание субстанций из тела, но и за непрерывное растворение наших мысленных образований. Каждое мгновение растворяющая сила апаны очищает внутреннее пространство ума, освобождая место для появления новых мысленных форм. Таким образом, апана – это сила, которая позволяет нам фокусироваться на одних предметах, исключив из области внимания другие, принимать решения, или просто отпускать ситуации. Она лежит в основе ясности и стабильности ума.

Когда прана и апана находятся в движении, они порождают внутренние голоса, с помощью которых мы непрерывно описываем свой опыт, беседуя сами с собой о происходящем. Эти голоса жизненно важны для нашего душевного равновесия, но они же затрудняют понимание истинной природы реальности, навязывая свои истории для объяснения нашего опыта, и в результате мы уже просто не можем воспринимать вещи такими, какие они есть.

Практики Хатха-йоги учат нас приводить прану и апану в баланс, а затем соединять их в центральном канале тела. Эта мудра создает сильный внутренний жар, которое помогает Кундалини пробудиться. Жар, о котором мы говорим, это метафорический жар концентрации внимания, удержания ума в настоящем моменте, то есть в пограничном пространстве между двух противонаправленных потоков созидания и растворения. Когда ум находится в этом пространстве, образуется жар, и Кундалини начинает пробуждаться.

Медитация с опорой

Возвращаясь к образам открывающей мантры Аштанга йоги, мы видим мудреца Патанджали, или его человеческую форму, спокойно восседающим в центре между двух змеиных форм, которые и символизируют тонкие паттерны восприятия праны и апаны. Восходящий и расширяющийся паттерн праны передан через образ парящего капюшона из змеиных голов, а нисходящий и сжимающийся паттерн апаны – через тяжелый, скрученный в кольца хвост змеи.

Можно представить себе, как Патанджали с тихим восхищением слушает пение тысячи голов змеиного капюшона. Они символизируют бесчисленные варианты проявления праны, а значит, и бесконечное разнообразие возможных точек зрения, которые он может применить в отношении любой ситуации. Однако абсолютно спокойный, умиротворенный взгляд в пространство показывает, что он не позволяет этим голосам завладеть его вниманием. Он не позволяет ни одному из них отвлечь его от происходящего, не погружается ни в одну из историй.

Опираясь на змеиный хвост, символизирующий апану, Патанджали остается заземленным, воплощенным, связанным с земной жизнью, поэтому он может слушать голоса парящих над ним змеиных голов, не увлекаясь их историями. Именно поэтому он также может ценить их за музыкальность в ее чистой форме. Другими словами, он может восхищаться красотой их проявлений, не увлекаясь содержанием драматического повествования и не принимая его за свою реальность. Патанджали может воспринимать их проявления прямо, беспристрастно, с позиции чистой эстетики.

Медитативная практика нахождения в центре между движениями праны и апаны и способность видеть их по мере проявления представлена в Бхагавад-Гите как один из сакральных путей к Пробуждению. Кришна очень точно описывает этот метод как «переливание праны в апану и апаны в прану». Это прекрасное объяснение точно передает богатство и плавность подобного медитативного опыта. Когда прана и апана сбалансированы, субстанция наших мыслей уподобляется теплому маслу или гхи. Она блестит на жертвенном огне нашего осознавания, плавно перетекая из одной мысленной формы в другую, по мере того как мы переливаем ее в состоянии тихого благоговения и изумления.

Согласно этому описанию, медитация не является практикой не уничтожения или подавления мыслей; наоборот, мы даем им пространство и любуемся их совершенной красотой по мере их проявления. Постигнув внутренний смысл образа змеи, мы можем взглянуть на собственные мысли как на эфемерные отблески змеиной богини, переливающиеся затухающими угольками в ее блаженном сиянии, раскрывающие Кундалини как тонкую сущность того, кем мы являемся.

Открывающая мантра позволяет нам взращивать этот глубокий медитативный опыт с самого начала через настройку на тонкие паттерны восприятия праны и апаны, и через понимание их как проявления созидательного разума, который поддерживает наше существование. По мере того как мы направляем внутреннее дыхание в длинные струящиеся линии аштангической последовательности, мы начинаем чувствовать движение этого змеиного божества внутри нас.

Перевод: Юлия Вашталова,
Редактура: Мария Удовиченко, Анна Гурьева.

Оригинал текста >>

Другие статьи Тая

  • Аштанга: история любви >>
  • Мула-бандха >>
  • Что такое выравнивание >>
  • Аштанга и боль >>
  • Асана как йога >>
  • Музыка йоги >>
  • Майсорские заметки. Уроки Седьмой серии >>
  • Практика не должна зависеть от жесткой дисциплины >>
  • 27
  • 9
  • 36 Поделились

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *