Максим митрополит киевский

СВЕДЕНР\x98РЇ Рћ Р–Р\x98РўР\x98Р\x98

БЛАЖЕННОГО РњРђРљРЎР\x98РњРђ РњР\x98РўР РћРџРћР›Р\x98РўРђ

(память 6/19 декабря)

Блаженный Максим, СЂРѕРґРѕРј грек, возведен РЅР° кафедру Р СѓСЃСЃРєРѕР№ митрополии Константинопольским патриархом РёР· его собственного клира. Р’ Киев, кафед­СЂР°Р»СЊ­РЅС‹Р№ РіРѕСЂРѕРґ своей митрополии, блаженный Максим прибыл РІ 1283 РіРѕРґСѓ,
РЅР° третий РіРѕРґ РїРѕ смерти своего предшественника Митрополита Всероссий­СЃРєРѕРіРѕ Кирилла. Р\x98Р· Киева новый первосвятитель немедленно отправился РІ РћСЂ­РґСѓ Рє хану РўРѕРґР°-Мангу, вероятно, РїРѕ нуждам Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви, Р° быть может
Рё СЃ РєР°­РєРёРј-РЅРёР±СѓРґСЊ важным поручением РѕС‚ греческого императора РђРЅРґСЂРѕРЅРёРєР° старшего. Р’ 1284 РіРѕРґСѓ, возвратившись РёР· РћСЂРґС‹, блаженный Максим созвал
в Киев на Собор всех русских епископов. К сожалению, летописи более ничего не говорят об этом Соборе и можно только догадываться о том, зачем этот Собор был созван: очень вероятно, что митрополит Максим привез что-нибудь важное для Церкви из Орды от хана или еще ранее из Константинополя
от патриарха.

РЎ половины XII века Киев, «РјР°С‚ерь градов СЂСѓСЃСЃРєРёС…», постепенно утрачивает прежнее значение средоточия государственной жизни Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земли: РѕРЅ раз­РґРµР»СЏРµС‚ одинаковую участь СЃРѕ всей Южной, или Приднепровской, Р СѓСЃСЊСЋ. Южную Р СѓСЃСЊ вели Рє неизбежному запустению как недостатки ее внутреннего строя, так Рё невыгодное положение РЅР° окраине Европы, РїРѕ соседству СЃРѕ степями, РЅР°­СЃРµ­Р»РµРЅРЅС‹РјРё полудикими кочевниками, исконными врагами Р СѓСЃРё. Обнища­РЅРёРµ земледельческой рабочей части населения, становившейся РІСЃРµ РІ большую Рё большую зависимость РґРѕ полного порабощения РѕС‚ немногочисленной, РЅРѕ Р±Рѕ­РіР°С‚РѕР№ Рё влиятельной земледельческой части; усобицы князей, сопровождав­С€РёРµ­СЃСЏ разграблением области побежденного РєРЅСЏР·СЏ-соперника Рё СѓРІРѕРґРѕРј РІ плен всех ее жителей, которых как рабов поселяли РЅР° землях РєРЅСЏР·СЏ-победителя
Рё его дружины; наконец, двухвековая изнурительная Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ половцами, РєРѕ­С‚орые делали беспрестанные набеги РЅР° смежные СЃРѕ степью границы Южной Р СѓСЃРё, обращали РІ пустыри области, РіРѕСЂРѕРґР°, РЅРёРІС‹ Рё пастбища, Р° РІРѕ второй РїРѕ­Р»РѕРІРёРЅРµ XII века почти отрезали Киевскую Р СѓСЃСЊ РѕС‚ черноморских речных РїСѓ­С‚ей, Р° грекам — РѕС‚ главного источника ее обогащения — таковы причины,
РІ корень подрывавшие общественный РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё благосостояние Киевской Р СѓСЃРё Рё делавшие жизнь РІ ней РїСЂСЏРјРѕ невозможной. Поэтому СЃ половины XII столетия население Южной Р СѓСЃРё начинает отливать РёР· Приднепровья РґРІСѓ­РјСЏ неравномерными струями: меньшая часть населения СѓС…РѕРґРёС‚ РЅР° запад,
РЅР° верховья Днестра Рё Вислы, вглубь Галиции Рё Польши, Р° большая — РЅР° СЃРµ­РІРµ­СЂРѕ-восток, РІ междуречье РћРєРё Рё Волги. Вызванное этим отливом населения запустение Южной Р СѓСЃРё было настолько велико, что стольный Киев обеднел
Рё обезлюдел. Разгром Киева татарами РІ 1240 Рі. надолго обращает его РІ ничто歭ный РіРѕСЂРѕРґРѕРє, беззащитное население которого терпело страшное угнетение
СЃ южной стороны РѕС‚ Литвы, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны — РѕС‚ татар. Р’ то время, как Южная Р СѓСЃСЊ падает, Северная, благодаря необычному наплыву переселенцев
РёР· Приднепровья, возвышается, Рё СЃСЋРґР°, естественно, Р·Р° населением переносится средоточие государственной Рё церковной жизни Р СѓСЃРё. Так Суздальская северо-восточная область, малозаметная еще РІ начале XII века, спустя столетие высту­РїР°РµС‚ как господствующее княжество всей Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земли. Поэтому уже предшест­РІРµРЅРЅРёРє блаженного Максима Киевский митрополит Кирилл большую часть СЃРІРѕ­РµРіРѕ управления Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церковью РїСЂРѕРІРѕРґРёР» РІ разъездах РїРѕ своей обширной митрополии, РЅРµ только РёР· желания лично надзирать Р·Р° своей паствой, РЅРѕ
Рё тя­РіРѕС‚СЏСЃСЊ тем несоответствием, какое получалось РѕС‚ сохранения Р·Р° захудалым Киевом прежнего значения РІ церковном управлении. Р’Рѕ время СЃРІРѕРёС… путешествий РїРѕ митрополии Кирилл часто РїСЂРёС…РѕРґРёР» РІ Северную Р СѓСЃСЊ между прочим для СЃРІРёРґР°­РЅРёСЏ СЃ ее великими РєРЅСЏР·СЊСЏРјРё; РѕРЅ даже здесь Рё скончался, РІ Переяславле Залесском.

Точно так же поступал Рё блаженный Максим. Летопись РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ нем, что РѕРЅ «РїРѕ обычаю своему С…РѕРґРёР» РїРѕ всей Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земли, уча Рё исправляя дела цер­РєРѕРІРЅС‹СЏ». Р’ 1285 РіРѕРґСѓ блаженный Максим РёР· Киева отправился РЅР° север,
РІ Суздальскую область, Р° отсюда прошел РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ, так как здесь временно находился великий РєРЅСЏР·СЊ Димитрий Александрович. Р\x98Р· РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР° митрополит заходил РІ соседний РџСЃРєРѕРІ. Затем скудные исторические сведения Рѕ блаженном Максиме сообщают, что РІ 1288 Рё 1289 годах РѕРЅ проживал РІ Киеве; здесь Р·Р° это время блаженный Максим рукоположил несколько епископов: РІ 1288 РіРѕРґСѓ — Владимирского Рё Суздальского Р\x98акова Рё Ростовского Тарасия, Р° РІ следующем — Тверского Андрея. Р’ 1295 РіРѕРґСѓ РѕРЅ СЃРЅРѕРІР° посетил Северную Р СѓСЃСЊ, причем неизвест­РЅРѕ Р·Р° какую РІРёРЅСѓ свел СЃ кафедры своего же ставленника, Владимирского епископа Р\x98акова. Р’ РѕРґРЅРѕ РёР· СЃРІРѕРёС… архипастырских путешествий блаженный Мак­СЃРёРј посетил Галичско-Волынскую область. Здесь ему РїСЂРё встрече ратский игумен, будущий митрополит, святой Петр (память его 21 декабря/3 января
и 5/18 октября) поднес икону Пресвятой Богородицы своего письма.

В 1299 году Киев подвергся столь сильному разграблению от татар, что весь город разбежался; поспешно удалился из Киева в Брянск, а отсюда
РІ РЎСѓР·­РґР°Р»СЊ­СЃРєСѓСЋ землю Рё блаженный Максим, решивший окончательно покинуть кафедральный РіРѕСЂРѕРґ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… митрополитов Рё перенести столицу Р СѓСЃСЃРєРѕР№ митрополии РЅР° север, РІРѕ Владимир. Хотя Рё раньше как сам блаженный Максим, так Рё его предшественник, жили РІ Киеве только РІ промежутки СЃРІРѕРёС… почти постоянных путешествий РїРѕ митрополии, РЅРѕ здесь РІСЃРµ-таки находился С…РѕР·СЏР№СЃС‚­РІРµРЅРЅС‹Р№ РґРІРѕСЂ Рё РґРѕРј митрополита; здесь же жили Рё его клирошане, или чиновники. Теперь же блаженный Максим перешел РёР· Киева РІРѕ Владимир
СЃРѕ всем СЃРІРѕРёРј имуществом Рё клирошанами. Это перенесение кафедры РёР· древнего РіРѕСЂРѕРґР° РІ новый блаженный Максим совершил РЅРµ без колебаний: его могло СЃРјСѓ­С‰Р°С‚СЊ недовольство, СЃ каким встретили удаление митрополита РєРЅСЏР·СЊСЏ
Рё пас­С‚ыри Юга Рё непрочность великокняжеского престола РЅР° Севере, переходив­С€РµРіРѕ РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ РєРЅСЏР·СЏ Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ, РёР· удела РІ удел. РџСЂРёРґСЏ РІРѕ Владимир, блаженный Максим обратился СЃ теплой молитвой Рє Богоматери, РїСЂРѕСЃСЏ Ее Рѕ вразумлении, Рё Благостная Матерь всех христиан утешила смятенного митрополита РЎРІРѕ­РёРј явлением Рё одобрила его избрание Владимира кафедральным РіРѕСЂРѕРґРѕРј. Р’Рѕ Вла­РґРёРјРёСЂСЃРєРѕРј Успенском СЃРѕР±РѕСЂРµ хранится РёРєРѕРЅР° Максимовской Божией Матери, РЅР° которой Пресвятая Богородица изображена стоящей РІРѕ весь СЂРѕСЃС‚, Р° перед Бо­РіРѕ­РјР°С‚ерью коленопреклоненный блаженный Максим, приемлющий РёР· Ее СЂСѓРє омофор. РџРѕРґРїРёСЃСЊ РЅР° РёРєРѕРЅРµ так объясняет ее происхождение: «РЎРµР№ святый Рё чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть РІ лето 6807 (1299) РїРѕ видению Максима, митрополита Киевского, гречанина СЂРѕРґРѕРј, егда ему РїСЂРё­С€РµРґС€Сѓ РѕС‚ Киева РІРѕ Владимир Рё РѕС‚ путнаго шествия РІ келлии своей мало СѓСЃРЅСѓРІ, абие РІРёРґРёС‚, СЏРєРѕ наяве свет велик Рё необычен, Рё РІ том свете СЏРІРёСЃСЏ ему РџСЂРµ­С‡РёСЃС‚ая Дева Богородица, держаще РЅР° СЂСѓРєСѓ Превечнаго Младенца, Рё рекла: “Рабе РњРѕР№ Максиме, РґРѕР±СЂРµ сотвори, СЏРєРѕ пришел еси семо посетити град РњРѕР№”. Р\x98 подав ему омофор, рекла: “РџСЂРёРёРјРё сей омофор Рё паси РІРѕ граде Моем словесныя овцы”. РћРЅ же прием РІРѕР·Р±СѓРґРёСЃСЏ РѕС‚ СЃРЅР° Рё РІ келлии РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ РІРёРґРµ, Р° омофор РѕР±СЂРµ­С‚еся РІ руце его. РћРЅ же страхом РѕР±СЉСЏС‚ бысть РЅР° РјРЅРѕРі час, абие (тотчас) РїРѕ­РІРµРґР° великому РєРЅСЏР·СЋ Андрею, Рё построиша ковчег злат Рё положиша РІ него той омофор, Рё прославися СЃРёРµ чудо РїРѕ всей Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земли Рё РІ Палестине,
Рё повеле митрополит написати сей образ тем подобием, якоже РІРёРґРµ. Омофор же РІРѕ время безбожного царевича Талича, егда плени град Рё разори, РіРґРµ скончася (РєСѓРґР° пропал) неизвестно».

Перенесши столицу митрополии из Киева во Владимир, блаженный Максим перевел епископа Владимирского Симеона на праздную кафедру Ростовскую,
Р° Киев СЃ принадлежавшей ему епархией оставил Р·Р° СЃРѕР±РѕР№, как старшую столицу. Таким образом Сѓ митрополита явилось РґРІРµ епархии, причем Киевская нахо­РґРё­Р»Р°СЃСЊ РІ ведении его наместников.

Летом 1300 РіРѕРґР° блаженный Максим СЃ РґРІСѓРјСЏ епископами — Ростовским РЎРё­РјРµРѕРЅРѕРј Рё Тверским Андреем — был РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ для рукоположения РќРѕРІ­РіРѕСЂРѕРґ­СЃРєРѕРіРѕ архиепископа святого Феоктиста (память 23 декабря/5 января).
Р’ 1304 РіРѕРґСѓ РїРѕ смерти великого РєРЅСЏР·СЏ Андрея Александровича возникает распря РёР·-Р·Р° великокняжеского престола между Георгием Даниловичем РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј Рё святым Михаилом Ярославичем Тверским, РґРѕ которого РїРѕ праву старшинства дошла очередь великого княжения. Святой Михаил отправился РІ РћСЂРґСѓ Р·Р° утверж­РґРµРЅРёРµРј РЅР° великом княжении, туда же Р·Р° РЅРёРј последовал Рё Георгий Данилович. РљРѕРіРґР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ РєРЅСЏР·СЊ зашел РїРѕ пути РІРѕ Владимир, то блаженный Мак­СЃРёРј усердно молил его РЅРµ ходить РІ РћСЂРґСѓ Рё РЅРµ искать там великого княжения, СЂСѓ­С‡Р°СЏСЃСЊ, что РєРЅСЏР·СЊ Михаил его РЅРµ РѕР±РёРґРёС‚. Георгий СѓСЃРїРѕРєРѕРёР» святителя, что едет Рє хану РЅРµ Р·Р° великим княжением, РЅРѕ обманул его.

Это пастырски-миротворное вмешательство блаженного Максима в распри князей не предупредило ожесточенной борьбы московского князя с тверским, которая наполняет все время правления преемника блаженного Максима святого Петра. Но все-таки он имел утешение видеть во Владимире на столе великого княжения святого Михаила.

Рћ церковно-правительственной деятельности блаженного Максима РЅРµ СЃРѕС…СЂР°­РЅРёР»РѕСЃСЊ сведений Р·Р° исключением дошедшего РґРѕ нас его устава, или правила,
Рѕ посте РІ среду Рё пяток. Р’РѕРїСЂРѕСЃ этот еще ранее, РІ половине XII столетия, РІРѕР»­РЅРѕРІР°РІС€РёР№ Р СѓСЃСЃРєСѓСЋ Церковь, был уже решен РЅР° Константинопольском патри­Р°СЂ­С€РµРј РЎРѕР±РѕСЂРµ РІ том смысле, чтобы наша Церковь следовала уставу Церкви Гре­С‡РµСЃРєРѕР№. Поэтому РІ своем правиле блаженный Максим лишь РІРѕСЃРїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ устав Греческой Церкви Рѕ посте РІ среду Рё пяток, только РѕРЅ излагает его более РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ, чем постановление помянутого РЎРѕР±РѕСЂР°, очевидно, желая упрочить РїРѕСЂСЏРґРѕРє СЂРѕРґРЅРѕР№ ему Греческой Церкви среди СЃРІРѕРёС… пасомых. Устав блаженного Максима совершенно отменяет РїРѕСЃС‚, оставляя его, впрочем, РЅР° произволение желающих, РІ среду Рё пяток Пасхальной недели, РІ среду Преполовения, РІ СЃСЂРµ­РґСѓ Рё пяток недели Святаго Духа (РїРѕ Пятидесятнице), РІ неделю РѕС‚ Рождества РҐСЂРёСЃ­С‚РѕРІР° РґРѕ Васильева РґРЅСЏ (1/14 января) Рё РІ неделю перед мясопустом. Отме­РЅСЏРµС‚СЃСЏ РїРѕСЃС‚ РІ среду Рё пяток также РІ том случае, если РІ какой-либо РёР· этих дней прилучится праздник или Рождества Христова, или Богоявления Господня. РљСЂРѕРјРµ того, РїРѕСЃС‚ уставом ослабляется (дается разрешение есть рыбу, РЅРѕ РЅРµ РјСЏСЃРѕ) РІ следующие праздники, павшие РЅР° среду или пяток: РІ праздник святых апос­С‚олов Петра Рё Павла, РІ Преображение Господне, РІ Успение Пресвятой Бого­СЂРѕРґРёС†С‹ Рё РІ праздник святого апостола Филиппа. Рљ уставу Рѕ посте РІ среду
Рё РїСЏ­С‚РѕРє блаженный Максим присоединил предписание Рѕ строгом соблюдении поста (нельзя есть РјСЏСЃР° Рё рыбы) РІ канун Рождества Христова Рё Богоявления.
К уставу блаженный митрополит прилагает также и просьбу, обращенную
к пасомым, не вступать в супружеское сожитие без церковного венчания;
Рѕ живущих же СЃ женами без благословения церковного митрополит дает РїРѕРІРµ­Р»РµРЅРёРµ священникам настойчиво умолять Рё понуждать таких лиц исправить грех СЃРІРѕР№ — венчаться РІ церкви, Р±СѓРґСѓС‚ ли РѕРЅРё старые или молодые. Этим пред­РїРёСЃР°РЅРёРµРј святитель вооружался против давнишнего беспорядка РІ нашей Церкви, идущего РѕС‚ первых веков христианства РЅР° Р СѓСЃРё.

Скончался блаженный Максим 6 декабря 1305 РіРѕРґР° Рё погребен РІРѕ Влади­РјРёСЂСЃРєРѕРј Успенском СЃРѕР±РѕСЂРµ, Сѓ СЋРіРѕ-западного угла его.

Р’ древних рукописных святцах блаженный Максим именуется «СЃРІСЏС‚ым Рё чу­РґРѕ­С‚ворцем»; известно сказание «Рѕ святом Рё блаженном митрополите Максиме». Р\x98меются его изображения: РЅР° восточных вратах Владимирского Рождественского монастыря находится изображение Богоматери, Р° перед Нею изображение коленопреклоненного святителя Максима, РєРЅСЏР·СЏ Андрея Боголюбского СЃ его СЃС‹­РЅРѕРј Глебом, святого Александра Невского, великого РєРЅСЏР·СЏ Георгия Всево­Р»РѕРґРѕРІРёС‡Р° Рё мученика Аврамия. Было изображение святителя Рё над его РіСЂРѕР±­РЅРёС†РµР№. Рћ мощах святого Максима существует следующее известие РѕС‚ половины XIX столетия: «СЂР°СЃСЃРєР°Р·С‹РІР°СЋС‚, что РїСЂРё поправке пола РІ СЃРѕР±РѕСЂРµ нечаянно сдвинута была несколько крышка СЃ РіСЂРѕР±Р° митрополита Максима, РІ котором видели мощи его Рё одежду».

Максим (митрополит Киевский)

Поделись знанием:

Перейти к: навигация, поиск В Википедии есть статьи о других людях с именем Максим (имя).

Святитель Максим, митрополит Киевский

Смерть

6 декабря 1305
Владимир на Клязьме

Почитается

в Русской православной церкви

В лике

святителей

День памяти

6 декабря и 23 июня по юлианскому календарю

Максим Киевский (рукоположён в 1283, прибыл на Русь в 1285 — 6 декабря 1305) — митрополит Киевский и всея Руси. Преемник Киевского митрополита Кирилла III. По национальности грек. Канонизирован в лике святителей. Память совершается (по юлианскому календарю): 6 декабря (день смерти) и 23 июня (Собор Владимирских святых).

Политическая деятельность

Прибыл на Русь из Константинополя в 1283 году. Перенёс митрополичью резиденцию («седалище») из Киева в Брянск, а затем во Владимир.

1299 год — митрополит Максим переселился во Владимир, переведя Владимирского митрополита Симеона в Ростов. Во Владимир же был переведен из Киева весь митрополичий причт, тогда как в древней столице оставлен митрополичий наместник. 1304 год — во Владимире посадил на великокняжеский престол князя Тверского Михаила Ярославича.

Пытался примирить Московского князя Юрия Даниловича с тверским князем Михаилом Ярославичем.

Поддерживал Тверских князей против Юрия Московского.

Церковная деятельность

1295 год — во Владимире низвел с епископской кафедры Иакова и поставил Симона.

1300 год — в Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста.

1301 год — прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где епископ сарский Феогност предложил для решения вопросы о нуждах Русской Церкви.

Митрополит Максим установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятницы.

Автор «Правил о постах и хранении брака», где настаивал на обязательности церковного брака:

Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рождённые в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви.

Скончался митрополит Максим 6 декабря 1305 года во Владимире на Клязьме.

Митрополит был погребён в Успенском Владимирском соборе. Над местом погребения святителя была устроена позолоченная сень, на которой было написано золотыми буквами:

Максим грек священ бе в лето бытия мира 6791 от Рождества Христова в 1283 в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский град Владимир, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812.

На стене над гробом святого была установлена Максимовская икона Божией Матери, написанная в 1299 году по видению митрополиту Максиму.

Примечания

  1. ↑ Избранные жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней архиепископа Филарета Черниговского. М., Сибирская благозвонница, 2011, стр. 722

Ссылки

  • на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
  • militera.lib.ru/common/solovyev1/04_03.html
Предшественник:
Кирилл III
Митрополит Киевский и всея Руси
(1283—5 декабря1305)
Преемник:
Пётр
Митрополиты Киевские
и всея Руси (988—1461)
Михаил I • Леонтий • Феофилакт • Иоанн I • Феопемпт • Кирилл I • Иларион • Ефрем • Георгий • Иоанн II • Иоанн III • Николай • Никифор I • Никита • Михаил II • Климент • Константин I • Феодор • Иоанн IV • Константин II • Михаил III • Никифор II • Матфей • Кирилл II • Иосиф • Кирилл III • Кафедра во Владимире (1283—1325): Максим • Петр • Кафедра в Москве (1325—1461): Петр • Феогност • Алексий • Киприан • Михаил(н) • Пимен • Дионисий • Фотий • Герасим • Исидор • Иона
Митрополиты Московские
и всея Руси (1461—1589)
Феодосий • Филипп I • Геронтий • Зосима • Симон • Варлаам • Даниил • Иоасаф • Макарий • Афанасий • Герман(н) • Филипп II • Кирилл • Антоний • Дионисий • Иов
Патриархи Московские
и всея Руси (1589—1721)
Иов • Игнатий • Гермоген • Ефрем (Хвостов)(м) • Иона (Архангельский)(м) • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон • Иона Сысоевич(м) • Иоасаф II • Питирим • Иоаким • Адриан • Стефан (Яворский)(м)
Первенствующие члены
Святейшего Синода
(1721—1917)
Патриархи Московские
и всея Руси (с 1917)
Тихон • Пётр (Полянский)(м) • Сергий • Алексий I • Пимен • Филарет (Денисенко)(м) • Алексий II • Кирилл
Владимирские и Суздальские
(1214—1227)

Симон •

Суздальские, Владимирские и
Переславль-Залесские (1227—1274)

Митрофан • Кирилл • Евфросин • Кирилл •

Владимирские, Суздальские и
Нижегородские (1274—1325)

Серапион Печерский • Феодор • Иаков • Симеон • Максим • Петр •

Суздальские
(1330—1373)

Даниил • Иоанн • Нафанаил • Алексий (Бяконт) •

Суздальские, Нижегородские и
Городецкие (1374—1401)

Дионисий • Евфросин • Нафанаил •

Суздальские и Тарусские
(1406—1661)

Митрофан • Григорий • Авраамий • Филипп • Евфимий • Феодор • Нифонт • Симеон (Стремоухов-Безбородый) • Геннадий (Богоявленский) • Ферапонт • Иона (Собина) • Трифон (Ступишин) • Афанасий (Палецкий) • Елевферий • Пафнутий • Савватий • Григорий • Варлаам • Иов • Галактион • Герасим • Арсений Элассонский • Иосиф Курцевич • Серапион • Софроний • Иосиф • Филарет • Стефан •

Суздальские и Юрьевские
(1666—1786)
Владимирские и Яропальские
(1748—1762)
Владимирские и Муромские
(1763—1788)
Суздальские и Владимирские
(1788—1799)
Владимирские и Суздальские
(1799—1917)
Владимирские и Шуйские
(1917—1922)
Владимирские и Суздальские
(с 1922)

Отрывок, характеризующий Максим (митрополит Киевский)

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *