Мероприятие о семье для старших классов

Содержание

Внеклассное мероприятие «Семья — это радость, семья — это счастье»

Разработки / Внеурочка / Разное / Внеклассное мероприятие «Семья — это радость, семья — это счастье» Мероприятие поможет сформировать у учащихся представления о роли семьи в жизни человека. Ермакова Татьяна Николаевна 22.12.2015

Описание разработки

Цель: повышение уровня осознанности семейных ценностей.

Задачи:

1. Формировать у детей убеждение о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о значимости каждого члена семьи.

2. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

3. Развивать желание дорожить семейными отношениями и сохранять семью.

4. Воспитывать чувство любви и уважения к родителям, детям, близким, гордость за свою семью.

Оборудование: фотографии и репродукции, посвященные изображению семьи, родителей, детей; плакаты с пословицами о семье; жетоны красного и жёлтого цвета, две шкатулки — копилки; предметы для игры «Что возьмём с собой на отдых».

Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, знакомство с народными традициями, пословицами, поговорками о семье, разучивание стихов

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Давайте сегодня создадим всеобщую теплую атмосферу радости и счастья.

А, что такое счастье? Несомненно, счастлив тот, кто может заниматься любимым делом, счастлив тот, кто любит и любим. И, конечно же, счастье иметь семью, в которой царит взаимопонимание и согласие.

Один великий писатель сказал: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме».

Дом-это много понятий разных,

Дом-это будни,

Дом-это праздник,

Дом-это творчество, это мечты,

Дом-это я, дом-это ты!

Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуту ненастья

Ожидают его в доме том

Радость, надежда и счастье!

Да,семья у каждого своя: мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки. Семья — это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали, хранят свои семейные традиции и ценности. Послушайте стихотворение о семье, которое расскажут ваши дети.

Семья — это мы. Семья — это я.

Семья — это папа и мама моя.

Семья — это Владик, братишка родной,

Семья — это котик пушистенький мой.

Семья — это бабушки две дорогие,

Семья — и сестрёнки мои озорные.

Семья — это крёстная, тёти и дяди,

Семья — это ёлка в красивом наряде.

Семья — это праздник за круглым столом,

Семья — это счастье, семья — это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но разрешить многие конфликты не всегда удается, не достает житейской мудрости. Недаром гласит народная мудрость «Жизнь прожить, не поле перейти». Но если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются и на душе у всех легко и радостно. Ведь «Если семья вместе, то и душа вместе», и мир сразу раскрашивается яркими красками, и весело светит ласковое оранжевое солнышко.

(Исполняется «Оранжевая песенка»)

3 конкурс — игра «Что возьмём с собой на отдых»

Ведущий. Представьте себе, что мы собираемся на пикник в лес. У каждой команды в другом конце зала стоит стол, на котором лежат разные предметы. Каждый участник из команды должен взять со стола по одному предмету, который бы взял с собой на отдых в лес.

(Когда участники закончат игру, ведущий подводит итог: какая команда справилась быстрее и кто лучше собрался на пикник. За конкурс можно получить по жетону)

4 конкурс со сказками

Ведущий. Сейчас я буду задавать вопросы про членов семьи из разных сказок. Все сказки вам знакомы.

(Вопросы задаются поочереди каждой команде. За правильный ответ команда получает жетон)

Как звали папу Буратино?

Как звали сестру Кая?

Сколько членов семьи было у Красной Шапочки?

Девочка, сделанная престарательным образом из снежных осадков?

За кого должна была выйти замуж Дюймовочка?

Как зовут бабушку, у которой костяная нога?

( Подведение итогов по конкурсам и по общей теме мероприятия)

Ведущий. Дорогие друзья, большое вам спасибо за участие! Я, надеюсь, что наша встреча наполнила ваши сердца теплом и любовью и вы прониклись атмосферой радости и праздника!

Всех благ вам в жизни и здоровья,

Богатства, доброго тепла,

Семья, согретая любовью,

Всегда надежна и крепка.

Желаем мира и добра,

Пусть будет светлая дорога,

Пусть будет дружною семья,

И счастья будет много-много!

Весь материал — смотрите документ.

Содержимое разработки

Семья-это радость, семья-это счастье

Цель: повышение уровня осознанности семейных ценностей.

Задачи:

1. Формировать у детей убеждение о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о значимости каждого члена семьи.

2. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

3. Развивать желание дорожить семейными отношениями и сохранять семью.

4. Воспитывать чувство любви и уважения к родителям, детям, близким, гордость за свою семью.

Оборудование: фотографии и репродукции, посвященные изображению семьи, родителей, детей; плакаты с пословицами о семье; жетоны красного и жёлтого цвета, две шкатулки — копилки; предметы для игры «Что возьмём с собой на отдых».

Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, знакомство с народными традициями, пословицами, поговорками о семье, разучивание стихов

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Давайте сегодня создадим всеобщую теплую атмосферу радости и счастья.

А, что такое счастье? Несомненно, счастлив тот, кто может заниматься любимым делом, счастлив тот, кто любит и любим. И, конечно же, счастье иметь семью, в которой царит взаимопонимание и согласие.

Один великий писатель сказал: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме».

Дом-это много понятий разных,

Дом-это будни,

Дом-это праздник,

Дом-это творчество, это мечты,

Дом-это я, дом-это ты!

Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуту ненастья

Ожидают его в доме том

Радость, надежда и счастье!

Да,семья у каждого своя: мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки. Семья — это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали, хранят свои семейные традиции и ценности. Послушайте стихотворение о семье, которое расскажут ваши дети.

Семья — это мы. Семья — это я.

Семья — это папа и мама моя.

Семья — это Владик, братишка родной,

Семья — это котик пушистенький мой.

Семья — это бабушки две дорогие,

Семья — и сестрёнки мои озорные.

Семья — это крёстная, тёти и дяди,

Семья — это ёлка в красивом наряде.

Семья — это праздник за круглым столом,

Семья — это счастье, семья — это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но разрешить многие конфликты не всегда удается, не достает житейской мудрости. Недаром гласит народная мудрость «Жизнь прожить, не поле перейти». Но если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются и на душе у всех легко и радостно. Ведь «Если семья вместе, то и душа вместе», и мир сразу раскрашивается яркими красками, и весело светит ласковое оранжевое солнышко.

(Исполняется «Оранжевая песенка»)

Ведущий. В доме всегда должно быть солнце, чтобы всем было уютно и тепло. И если кому-от плохо, его согреет доброта и любовь, забота ближних. Так обязательно бывает в настоящей семье.

(Коллективная работа аппликация «Семейное солнышко»).

Рыжее солнце в небе смеется,

Этого смеха нет веселей,

Слышите, музыка звонкая льется

И приглашает на танец друзей!

(Исполняется танец взрослых и детей)

Игры — конкурсы.

Ведущий. Сейчас мы разделимся на две команды и придумаем название каждой. За правильный ответ команда получает жетон в копилку.

1 конкурс пословиц

Ведущий. Каждой команде необходимо будет закончить пословицу, если будете затрудняться в ответе, я предложу 3 варианта ответа (пословицы даются знакомые детям и зачитываются поочереди для каждой команды).

Гость на пороге, счастье в (городе, доме, душе)

В гостях хорошо, а (дома лучше, дома скучно, в детском саду ещё лучше)

Согласную семью и (беды мучают, горе не берёт, в космос возьмут)

Чем богаты, (тем и недовольны, тем и бедны, тем и рады)

Не нужен клад, когда в семье (раздор, свадьба, лад)

Семья в куче — не страшна и (туча, баба яга, ночь)

2 конкурс загадок

1.Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша (мама)

2.Вот ведь дело-то какое.

Нас не семеро, а трое:

Папа, мамочка и я,

И все вместе мы — (семья)

3.Кто не в шутку, а в серьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав не ныть

И коленку расцарапав

Не реветь? Конечно (папа)

4.Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший (брат)

5.Пусть не хожу я в детский сад.

Я дома ем оладушки.

Пенсионерка, я и рад,

Моя родная (бабушка)

6.Он мужчина, и он сед.

Маме — папа, мне он (дед)

(За каждый ответ команды получают жетоны)

3 конкурс — игра «Что возьмём с собой на отдых»

Ведущий. Представьте себе, что мы собираемся на пикник в лес. У каждой команды в другом конце зала стоит стол, на котором лежат разные предметы. Каждый участник из команды должен взять со стола по одному предмету, который бы взял с собой на отдых в лес.

(Когда участники закончат игру, ведущий подводит итог: какая команда справилась быстрее и кто лучше собрался на пикник. За конкурс можно получить по жетону)

4 конкурс со сказками

Ведущий. Сейчас я буду задавать вопросы про членов семьи из разных сказок. Все сказки вам знакомы.

(Вопросы задаются поочереди каждой команде. За правильный ответ команда получает жетон)

Как звали папу Буратино?

Как звали сестру Кая?

Сколько членов семьи было у Красной Шапочки?

Девочка, сделанная престарательным образом из снежных осадков?

За кого должна была выйти замуж Дюймовочка?

Как зовут бабушку, у которой костяная нога?

( Подведение итогов по конкурсам и по общей теме мероприятия)

Ведущий. Дорогие друзья, большое вам спасибо за участие! Я, надеюсь, что наша встреча наполнила ваши сердца теплом и любовью и вы прониклись атмосферой радости и праздника!

Всех благ вам в жизни и здоровья,

Богатства, доброго тепла,

Семья, согретая любовью,

Всегда надежна и крепка.

Желаем мира и добра,

Пусть будет светлая дорога,

Пусть будет дружною семья,

И счастья будет много-много!

-60% Курсы повышения квалификации

Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися по учебному предмету

Продолжительность 72 часа Документ: Удостоверение о повышении квалификации Сохранить у себя: Внеклассное мероприятие «Семья — это радость, семья — это счастье» (16.91 КB) 0 996 14 Нравится 0

Лекция «Особенности подросткового возраста»

Для классных руководителей 8-хклассов.

Современный подросток – кто он?

Цель: оказание помощи родителям в общении с подростком.

Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.

Лекция «Особенности подросткового возраста»

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка с взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают повзросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам.

В 13–14 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т. п.). Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

Лекция «Роль детско-родительских отношений
в развитии личности ребенка (подростка)»

Жизнь в семье невозможна без общения — между мужем и женой, между родителями и детьми. Общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т. п.

В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности подростка.

Личность родителей играет существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей.

Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма.

Связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, начинают отдаляться от родителей, то последние, напротив, стараются, как можно дольше их удержать. Родители хотят уберечь своего ребенка от жизненных трудностей, опасностей, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнавать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем.

Буквально каждый день в семейном воспитании родителям надо задумываться о предоставлении ребенку той или иной меры самостоятельности.

Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких обстоятельствах у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная, необходимая из всех обязанностей родителей — относиться к своему ребенку любого возраста любовно и внимательно.

Для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей.

Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказываются в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объяснять!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым, по сути, оно ни было, какой бы ситуацией ни было вызвано, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает его уверенность в родительской любви.

Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви, формула принятия — это не «люблю, потому что ты — хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть».

Совет родителям:

Важно оценивать не личность ребенка, а его действия и поступки. Действительно, если назвать свое чадо недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит его изменить свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность — таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком.

1. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

7. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом?

1. Главное в отношениях с подростком — ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.

2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.

3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это – рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности.

4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать это над самой ситуацией.

Подпишитесь на рассылку:

Проекты по теме:


Вики
Основные порталы, построенные редакторами

Домашний очаг

Дом • Дача • Садоводство • Дети • Активность ребенка • Игры • Красота • Женщины • (Беременность) • Семья • Хобби
Здоровье: • Анатомия • Болезни • Вредные привычки • Диагностика • Народная медицина • Первая помощь • Питание • Фармацевтика
История: СССР • История России • Российская Империя
Окружающий мир: Животный мир • Домашние животные • Насекомые • Растения • Природа • Катаклизмы • Космос • Климат • Стихийные бедствия

Справочная информация

Документы • Законы • Извещения • Утверждения документов • Договора • Запросы предложений • Технические задания • Планы развития • Документоведение • Аналитика • Мероприятия • Конкурсы • Итоги • Администрации городов • Приказы • Контракты • Выполнение работ • Протоколы рассмотрения заявок • Аукционы • Проекты • Протоколы • Бюджетные организации
Муниципалитеты • Районы • Образования • Программы
Отчеты: • по упоминаниям • Документная база • Ценные бумаги
Положения: • Финансовые документы
Постановления: • Рубрикатор по темам • Финансы • города Российской Федерации • регионы • по точным датам
Регламенты
Термины: • Научная терминология • Финансовая • Экономическая
Время: • Даты • 2015 год • 2016 год
Документы в финансовой сфере • в инвестиционной • Финансовые документы — программы

Техника

Авиация • Авто • Вычислительная техника • Оборудование • (Электрооборудование) • Радио • Технологии • (Аудио-видео) • (Компьютеры)

Общество

Безопасность • Гражданские права и свободы • Искусство • (Музыка) • Культура • (Этика) • Мировые имена • Политика • (Геополитика) • (Идеологические конфликты) • Власть • Заговоры и перевороты • Гражданская позиция • Миграция • Религии и верования • (Конфессии) • Христианство • Мифология • Развлечения • Масс Медиа • Спорт (Боевые искусства) • Транспорт • Туризм
Войны и конфликты: Армия • Военная техника • Звания и награды

Образование и наука

Наука: Контрольные работы • Научно-технический прогресс • Педагогика • Рабочие программы • Факультеты • Методические рекомендации • Школа • Профессиональное образование • Мотивация учащихся
Предметы: Биология • География • Геология • История • Литература • Литературные жанры • Литературные герои • Математика • Медицина • Музыка • Право • Жилищное право • Земельное право • Уголовное право • Кодексы • Психология (Логика) • Русский язык • Социология • Физика • Филология • Философия • Химия • Юриспруденция

Мир

Регионы: Азия • Америка • Африка • Европа • Прибалтика • Европейская политика • Океания • Города мира
Россия: • Москва • Кавказ
• Регионы России • Программы регионов • Экономика

Бизнес и финансы

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Интересные фотоблоги Искусство Красота Школа • Тесты к ЕГЭ • Решебники • ЕГЭ • 10 и 11 классы • Разные учебники • 4 класс • Русский язык 5-9 классы • 5 класс • 6 класс • 7 класс • 8 класс Мудрость • Клипарты • Цитаты Каталог авторов (частные аккаунты)

Блокирование содержания является нарушением Правил пользования сайтом. Администрация сайта оставляет за собой право отклонять в доступе к содержанию в случае выявления блокировок.

О проекте
Справка
О проекте
Сообщить о нарушении
Форма обратной связи
Авторам
Открыть сайт
Войти Пожаловаться
Архивы
Все категории
Архивные категории
Все статьи
Фотоархивы
Copyright © 2009-2018 Pandia. Все права защищены
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Автоответчик: +7 495 7950139 228504
Реклама на сайте
Размещение статей

Лента обновлений
Педагогические программы

Правила пользования Сайтом
Правила публикации материалов
Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
При перепечатке материалов ссылка на pandia.ru обязательна.
Мы признательны за найденные неточности в материалах, опечатки, некорректное отображение элементов на странице — отправляйте на support@pandia.ru

Познавательная беседа «Моя семья. Значение семьи для человека»

Была в сети 09.09.2018 06:05 ×

Семёнова Ольга Юрьевна

Закрыть Семёнова Ольга Юрьевна Воспитатель 52 года 1 435 6 419 Местоположение Россия, г. Татарск Специализация Рассказать о сайте Категория: Прочее 19.01.2018 11:28

Развивать представления о семье; формировать полоролевых и семейно-бытовых установок.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная беседа «Моя семья. Значение семьи для человека»»

Тема занятия: «Моя семья. Значение семьи для человека».

Познавательная беседа

Цель: Развивать представления о семье; формировать полоролевых и семейно-бытовых установок.

Оборудование: Компьютер, презентация.

Ход занятия:

I. Организационный момент

— Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на классном часе, тема которого … семья.

Что такое семья? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит семья в жизни каждого человека?»

II. Основная часть

Слово «семья» созвучно со словом «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки — сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

(чтение стихотворения)

Когда появилось слово “семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,,Сейчас я тебе семь вопросов задам

— Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

— Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: «Я».

— Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, я», – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь “Я”.

Вот так на земле появилась семья.

2. Тест «Незаконченное предложение»

Очень хочется узнать мнение маль­чиков и девочек, которые сами через небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и будут зажигать свет в своих окнах.

Учащимся заранее предлагается тест «Незаконченное предложение».

1. Семья — это…

2. Мои родители — это…

3. Свет в окнах моего дома — это…

4. Радость в моей семье — это…

5. Горе моей семьи — это…

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

7. Из традиций моей семьи мне хо­телось бы взять в будущую семью…

8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…

9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это…

10. Больше всего мои родители бо­ятся, что…

На доске представлен результат ста­тистического исследования по итогам вышеприведенного теста.

2. Что же такое семья?

«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники… Но есть ценнос­ти, которые остаются вечными и незыб­лемыми, и к ним принадлежит семья.

Семья, дом — это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каж­дый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

Что же держит » на плаву» нашу се­мейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собствен­ное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст… А знаете лучшее лекарство от семейных неурядиц? Всем вместе посмеяться над ними или заняться общим делом.

3. Семейные традиции. Семейные ценности.

» В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

Какое это слово? ( » ПОНИМАНИЕ».)

Какие качества необходимы чело­веку для того, чтобы развить способ­ность к взаимопониманию?

Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

Воспитанникам предлагается «корзина мне­ний», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Воспитанники вытаскива­ют из «корзины» листы и зачитывают их вслух (см. Приложение).

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай воз­можности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и дру­гими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на пре­пятствия.

15. Стремись все делать как можно луч­ше.

4) Воспитанники работают в группах: составляют деформированные пословицы

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Дома и стены помогают.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Дом вести — не головой трясти: всё надо припасти.

III. Заключительная часть.

Наше занятие подходит к концу хотелось бы узнать ваше мнение?

Запись на доске:

  • Интересно ли было самому строить дом?

  • Считаете ли вы полезной работу, которую мы с вами делали?

  • Где и как вы сможете использовать то, а чем мы сегодня вели разговор?

Беседа на тему: «Семья. Семейные ценности»

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Счастье – это когда у тебя есть

большая, дружная, заботливая семья.

Д.Бернс.

Цель: формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, к жизненным ценностям семьи.

Задачи: развивать ответственность за свою семью,

помочь оценить свое место в семье и роль семьи в жизни ребенка.Воспитатель.

Всем говорю я: «Здравствуйте!»

Добрый день, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я!»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: «Семья. Семейные ценности»»

Семья. Семейные ценности.

Счастье – это когда у тебя есть

большая, дружная, заботливая семья.

Д.Бернс.

Цель: формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, к жизненным ценностям семьи.

Задачи: развивать ответственность за свою семью,

помочь оценить свое место в семье и роль семьи в жизни ребенка.Воспитатель.

Всем говорю я: «Здравствуйте!»

Добрый день, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я!»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

Воспитатель. Сегодня тема нашей беседы посвящена семье и семейным ценностям. — А что такое семья в вашем понимании? ( семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети, это близкие люди, родные, любимые люди, готовые тебе помочь в любую минуту , это опора и защита и др.)

Семья- это самое главное в жизни. Это близкие и родные люди, без которых не может быть нас, это те, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем также.

Семья – это святое слово

И обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

— А сейчас я хотела бы, чтобы вы на мгновение закрыли глаза и представили ваших родных и близких людей, тех ,кто живет рядом с вами. Кого вы себе представили? ( Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Все они – ваша семья).

Большинство из вас счастливы в своих семьях.

— А что такое счастливая семья?

— А какую роль играет семья в вашей жизни и какую роль играете вы в семье?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы разделимся на 2 группы.

Итак, задание для 1 –ой группы: написать на листочке, что делает семья для вас, а 2-ая группа пишет, что делают они для семьи.

— Как вы думаете, что важнее, вы для семьи или семья для вас?

Воспитатель: Действительно, семья — это частичка тебя самого, это самое главное ,что есть в жизни человека. Здесь мы учимся жить, строить отношения с людьми, любить, заботиться о близких и отвечать на заботу.

В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры. Семья для вас является опорой и защитой.

Ваши родители, бабушки и дедушки — это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.

Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая. В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, затем бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, их воспитывали и заботились о них, став родителями, они заботятся о детях и о своих родителях. И так идёт из поколения в поколение.

Запомните основную обязанность семьи: «Воспитание детей и уход за больными и пожилыми членами семьи».

Учитель — Ребята, как вы думаете, что такое настоящая семья?

(отвечают учащиеся).

— Настоящая семья, это не семья из 3-х человек, как принято сегодня. Идеальная настоящая семья это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей. Так и получается – семь я. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья. Таких семей у нас – …! Ребята расскажите о своих семьях. (Рассказы учащихся).

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете свою семью. ( анкеты №1,2)

Воспитатель. Ребята, а что же в ваших семьях самое дорогое, что берегут и передают из поколения в поколение?

Верно, это традиции и семейные ценности. Наверное, в ваших семьях есть какие-то свои традиции. Расскажите о них. (Дети рассказывают). А какие семейные ценности для вас самые важные? (Отвечают).

-Скажите, куда вы возвращаетесь каждый день после школы? (домой).

А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, — ещё не дом.

И даже люстра над столом, — ещё не дом.

И на окне с живым цветком – ещё не дом.

И даже с чайником баском – ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим Теплом.

О каком же Тепле идёт речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается и с годами будет крепнуть это чувство — Любовь к дому своему.

Воспитатель. А как создать Тепло нашего дома? Расскажите, пожалуйста, о тёплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. (Дети рассказывают).

— Действительно, хочется вернуться и жить в том доме, где живет счастье!

Воспитатель. Среди народов бытует огромное число пословиц, касающихся семьи и семейных ценностей. Вдумаемся же в их мудрые суждения.

Вашему вниманию представлена русская пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения) и т.д.

Лучше матери друга не сыщешь. (Русская)

Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская)

Материнская забота и на дне моря спасёт. (Русская)

Отец сына на худо не научит. (Русская)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская)

Береги отца и мать – других не сыщешь. (Русская)

Наши родители не – гонители. (Русская)

У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская)

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская)

Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская)

Ради ребёнка мать и в огонь бросится. (Белорусская)

Слушай наставления отца- матери – не заблудишься. (Белорусская)

Воспитатель. Разминка прошла успешно. Теперь конкурсные задания.

Задание№1

Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу.

Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.

– Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)

– Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

– Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)

– Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)

Задание№2

Вам надо поправить то, что будет неверно.

– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Задание№3

А теперь продолжите пословицу.

– Гость на пороге – счастье в … (доме).

– Дом без хозяйки … (сиротка).

– Дом вести … (не бородой трясти).

– Яблоко от яблони … (не далеко падает).

– Чем богаты, … (тем и рады).

– В гостях хорошо, … (а дома лучше).

—Когда семья вместе,… (так и душа на месте).

— Ребенок учится тому, …(что видит у себя в дому, родители – пример тому).

Воспитатель. Итак, я надеюсь, ребята, сегодня вы поняли, что Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи, ее традиций и ценностей.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Воспитатель: У меня для вас, дорогие ребята, есть пожелания .

—Любите, цените и берегите своих родителей, — их вам никто не заменит.

—Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

—И помните слова Марины Цветаевой:

«Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Анкета «Я и моя семья» №1

Вопросы анкеты:

  1. Кто глава вашей семьи?

  2. Чем ты огорчаешь родителей?

  3. Чем ты их радуешь?

  4. Как тебя наказывают родители?

  5. Просишь ли ты прощения?

  6. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

  7. Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

  8. Какие у тебя отрицательные черты характера?

  9. Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

  10. Что хотел бы ты изменить в своей семье?

Анкета «Я и моя семья» №2

  1. Любимая песня мамы.

  2. Любимое воспитательное выражение твоих родителей.

  3. Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?

  4. Назови лучшие черты характера папы.

  5. Есть ли у тебя тайны от родителей?

  6. Ты получил двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

  7. Ты на неделю уезжаешь из дома. Будешь ли скучать?

  8. Если бы ты стал волшебником, что сделал бы ты для семьи?

  9. Что для тебя главное в семье?

  10. Какая семья будет у тебя?

Литература:Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов / Авторы-составители: Лунина Е. И., Шепурёва Н. С. – Ростов р/Д: Феникс, 2002. Изд. 2-е. – 384

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Костромина Анна Ивановна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) { => array(6) { => string(125) «Конспект первого урока для Дня Знаний «Семья, семейные ценности и Я». » => string(78) «konspiekt-piervogho-uroka-dlia-dnia-znanii-siem-ia-siemieinyie-tsiennosti-i-ia» => string(6) «149021» => string(22) «klassnomuRukovoditeliu» => string(12) «meropriyatia» => string(10) «1419924261» } } object(ArrayObject)#872 (1) { => array(6) { => string(78) «конспект урока «Семья и семейные ценности» » => string(48) «konspiekt-uroka-siem-ia-i-siemieinyie-tsiennosti» => string(6) «205051» => string(3) «ork» => string(5) «uroki» => string(10) «1429788316» } } object(ArrayObject)#850 (1) { => array(6) { => string(106) «Родительское собрание на тему: » Влияние семьи на ребенка» » => string(63) «roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-vliianiie-siem-i-na-riebienka» => string(6) «220576» => string(10) «vneurochka» => string(12) «meropriyatia» => string(10) «1434701024» } } object(ArrayObject)#872 (1) { => array(6) { => string(146) «ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ » => string(89) «formirovaniie-siemieinykh-tsiennostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-v-malokompliektnoi-shkolie» => string(6) «220738» => string(10) «vneurochka» => string(12) «meropriyatia» => string(10) «1434819940» } } object(ArrayObject)#850 (1) { => array(6) { => string(226) «Проект урока ОРКСЭ «Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества.Ценность родства и семейные ценности» » => string(137) «proiekt-uroka-orkse-rod-i-siem-ia-istok-nravstviennykh-otnoshienii-v-istorii-chieloviechiestva-tsiennost-rodstva-i-siemieinyie-tsiennosti» => string(6) «134633» => string(16) «nachalniyeKlassi» => string(5) «uroki» => string(10) «1416764295» } } ×

Подтверждение авторства

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

Закрыть Ваш личный кабинет Проверка свидетельства

Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях (Илия Шугаев, 2013)

В книге рассматриваются основы семейной жизни и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая любовь, как выбрать супруга, сколько должно быть детей, что разрушает семью, каким должен быть внутренний уклад семьи. Книга обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни, но будет также интересна всем читателям, независимо от их веры или возраста, интересующимся проблемой семьи. Шестое издание, исправленное и дополненное.

  • Предисловие автора
  • Беседа 1. Возможен ли брак по любви?
  • Дополнение к беседе 1
  • Беседа 2. Как вступать в брак?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях (Илия Шугаев, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Беседа 2

Как вступать в брак?

Правильно вступить в брак очень сложно. Выбор супруга должен совершаться один раз на всю жизнь. В идеале здесь не должно быть промахов. Но в том-то и дело, что нет способа, который дал бы гарантию от ошибок. Я бы даже сказал так: брак – это всегда риск, брак – это всегда шаг с закрытыми глазами.

При вступлении в брак человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. Вот в чем заключается парадокс. Записываю на доске два противоречивых положения.

1. Необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака.

Но с другой стороны:

2. Глубоко узнать будущего супруга до брака невозможно.

Начну со второго высказывания. Почему же невозможно по-настоящему узнать своего будущего супруга? Прежде всего замечу, что вообще познать другого человека и даже себя до конца практически невозможно. А если мы говорим с вами сейчас о семье, то надо сказать, что в каждой женщине находятся три совершенно разные женщины и в каждом мужчине находятся три совершенно разных мужчины.

По мере развития отношений между мужчиной и женщиной эти отношения проходят через три основные стадии:

Жених, муж и отец – это совершенно разные люди; хотя и сидят они в одном человеке, у каждого из них своя логика поведения. Сам жених еще не знает, каким он будет мужем или каким он будет отцом. То же самое можно сказать и о невесте. Итак, рассмотрим все эти этапы.

Жених и невеста. Уже когда произносятся эти слова, как правило, на лицах у людей появляются улыбки и хочется добавить: «тили-тили-тесто, жених и невеста». Это самый забавный, веселый и романтичный этап отношений между мужчиной и женщиной. Для этого этапа характерны две следующие черты. Во-первых, каждый из влюбленных пытается всеми силами скрывать свои недостатки; во-вторых, каждый пытается выставить напоказ все свои достоинства, даже те, которых нет, но могли бы быть.

Например, молодой человек приглашает свою невесту к себе на день рождения. Мама жениха при этом ликует. Наконец-то из комнаты ее дорогого сына пропали рваные носки, лежавшие посреди комнаты, и тот хлам, что образовывал «художественный беспорядок» на его письменном столе, равномерно раскидан по ящикам. Со мной был такой случай. Однажды мне пришлось переночевать в Москве у знакомых. За чаем, когда хозяин дома вышел на минутку, его супруга сказала мне: «Почаще приезжайте, супруг за три дня до вашего приезда начал такую уборку в квартире, какой раньше никогда не было». Действительно, мы практически все и всегда скрываем свои недостатки от чужих людей.

Девушка, приглашая к себе парня на семейный праздник, постарается приготовить что-нибудь настолько необыкновенное, что никогда еще не готовила и, скорее всего, не сможет повторить в будущем. Может быть, невеста и не очень хорошая хозяйка, но на время ухаживания за ней она станет такой.

Когда молодая пара будет прогуливаться по вечернему городу, из их уст будет литься милая беседа, все грубые слова будут изъяты на время из лексикона и обсуждаться будут такие возвышенные, благородные темы, которые могут прийти на ум только влюбленным. И в этом желании выглядеть лучше ни у кого из влюбленных может совершенно не быть ни грамма лукавства, желания обмануть или обвести вокруг пальца. Просто в это время действительно хочется выглядеть лучше даже перед самой собой.

Но сколько можно гулять под луной? Проходит время, и жених с невестой, вступая в брак, переходят в новую стадию, они становятся мужем и женой. Постепенно, в течение недолгого времени, все отношения между ними меняются до неузнаваемости.

Муж и жена. Чтобы разобраться в том, что происходит с молодоженами, задам вам следующий вопрос. Представим себе ситуацию: молодой человек, еще неженатый, живет с мамой, папой, братом и сестрой в одной квартире. Ночью он просыпается и собирается отправиться в туалет. Он открывает шкаф и достает костюм? Он надевает парадные ботинки и галстук? Нет? Но ведь, если он пойдет в трусах и майке, его в таком непристойном виде могут увидеть мать и отец, сестра и брат! Что вы говорите? Правильно!!! Своих близких не стесняются!

Теперь слушайте, что происходит с молодыми вскоре после брака. Они становятся родными и перестают стесняться друг друга. Когда невеста заходит за своим женихом перед прогулкой, он никогда не предстанет перед ней в семейных трусах и рваной майке. Иначе невеста просто сбежит от такого беспардонного поведения. Перед мамой в таком виде показаться можно. «Мам, ты же сама никак не можешь зашить мне майку, вот я и хожу в рваной». Став мужем и женой, молодожены очень многое узнают друг о друге, узнают то, что прежде тщательно скрывалось и сейчас скрывается от чужих людей. Но сейчас они уже не чужие, они – близкие родственники, жена ближе матери, а муж ближе отца. Теперь уже к жене будут обращены слова: «Сама не зашила, теперь смотри, как я хожу в рваном».

Именно после вступления в брак из человека вылезают все его дурные привычки. Теперь можно во время обеда взять половник и почесать им спину, несмотря на удивленный взгляд жены, можно вилкой поковырять в ухе. Теперь все это можно. Трудно представить, чтобы жених сидел с невестой в кафе и там, галантно ухаживая за ней, вдруг начинал бы вилкой ковыряться в зубах или пальцем в носу.

Русский язык очень мудр и богат, в нем отражено много духовных истин. Кто может сказать, что означает слово «невеста»? Это слово образуется от корня «ведать», «весть». Так вот, «невеста» – значит «неизведанная», «неизвестная». До брака ни один жених не может похвастаться, что он знает все о своей невесте. Пока не породнишься с человеком, его не изведаешь.

Невеста – еще не родственница, она пока отчасти еще чужой человек, а жена – больше, чем родственница, она – единая плоть с мужем. Всем уже давно известно: больше всего раздражения и нетерпения выливают на самых близких людей. Если супруг занимает важный пост и в течение всего рабочего дня, общаясь с людьми, сдерживает свое раздражение и усталость, чтобы не выглядеть перед чужими людьми плохо, то дома он выливает на жену и детей все, что у него накопилось за день. Чего жену стесняться? Она – жена, она стерпит, а дети и вовсе должны отца уважать и бояться. Значит, пусть терпят и уважают. И оказывается, что многие с виду милые люди у себя дома терроризируют своих близких.

Многие браки распадаются очень скоро, как только молодожены хоть чуть-чуть раскроются друг перед другом.

Но предположим, что супруги имеют мало вредных привычек или они получили схожее воспитание и ничем не шокируют друг друга. Тогда переход от жениха и невесты к мужу и жене проходит относительно легко. Через два-три года, как правило, муж и жена переходят на новую стадию своих отношений. Рождается ребенок, и они становятся совершенно другими людьми – отцом и матерью.

Отец и мать. Отношения между мужчиной и женщиной вновь меняются. И меняются очень серьезно. Появление ребенка можно сравнить с новым рождением семьи.

Что же меняется? Начну, быть может, даже с не очень характерного на первый взгляд, но вполне возможного явления. В книгах для молодых мам, где даются инструкции специалистов по уходу за ребенком, можно встретить описание такого явления, как ревность отца: он ревнует свою жену к ребенку. Спрашивается, чего ревновать? Твой же ребенок, не на стороне же нагуляла его жена! Но на самом деле явление это возникает не на пустом месте. Подумаем вместе. Муж до рождения ребенка каждый вечер приходил с работы и точно знал: его дома ждут, жена уже приготовила его любимую яичницу с ветчиной и готова слушать супруга обо всех происшествиях на его работе. Но вот рождается ребенок, муж приходит домой и видит: ужин не готов, жена не спрашивает его о том, как прошел день, и вообще обращает на него мало внимания. Все ее внимание сосредоточено на ребенке. До серьезной ревности с выяснением отношений и предъявлением претензий, конечно, доходит не так часто, но некую работу над собой, чтобы смириться с этими переменами, должен проделать каждый отец.

Очень хорошо отличие отца и матери от мужа и жены иллюстрирует одна фраза, сказанная Сент-Экзюпери. Кстати, кто может сказать, какие произведения он написал? Ну, хотя бы самое известное… Да, правильно, – «Маленький принц». Обязательно прочитайте, и желательно внимательно, эту повесть о маленьком мальчике, попавшем на Землю. Вся она посвящена любви и дружбе. В другом своем произведении Сент-Экзюпери говорит: «Влюбленные (думаю, что мне попался не очень удачный перевод, правильнее было бы сказать «любящие») – это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону». Запомните эту фразу.

Действительно, пока в семье нет детей, в семейных отношениях возникает порочный круг – жена любит мужа за то, что он заботится о ней, а муж любит жену за то, что она ухаживает за ним. Эти отношения несут на себе печать простого эгоизма. Например, я уважаю своего состоятельного соседа за то, что он мне иногда дает деньги взаймы, а он меня уважает за то, что я помогаю его сыну в подготовке в институт. Вряд ли такие отношения можно назвать бескорыстной дружбой. Это будут скорее взаимовыгодные деловые отношения. То же самое может быть и между супругами. Ты – мне, я – тебе. Но если при таких деловых отношениях один супруг чего-то недодает, то другой с обидой может заявить: «Как ты мне, так и я тебе». Взаимная обида будет расти, вскоре будет назревать скандал и т. д. Такой союз очень непрочен.

Совершенная любовь начинает проявляться именно тогда, когда супруги начинают вместе любить третьего, вместе заботиться о нем и трудиться над его воспитанием. Две руки мы назовем умелыми не тогда, когда они научатся друг другу подстригать ногти и натирать друг друга кремом, а тогда, когда в одной руке будет заготовка, в другой – резец, и в результате взаимного, согласного движения двух рук будет рождаться произведение искусства.

С появлением детей отношения между супругами должны перестроиться очень серьезно. Особенно сильно я осознал это после рождения третьего ребенка. С первым ребенком супруга более-менее справлялась, потом приезжала и бабушка на помощь, со вторым вновь на несколько самых тяжелых месяцев приезжала бабушка. Но первое время после рождения третьего нам было очень тяжело, и никто не помогал. Однажды, когда ребенку было около месяца, я вернулся домой после многих дел по храму. Возвращаясь, я думал примерно так: «Вот приду, сяду, посижу полчасика, покушаю, хоть отдохну немного». Но как только я присел, матушка подошла ко мне со следующей фразой, сказанной довольно грозно: «Послушай, когда ты приходишь домой, ты должен сразу зайти на кухню и посмотреть, вымыта ли вся посуда. Ты должен пойти в ванную и посмотреть, постирано ли белье. Ты должен посмотреть в комнатах, везде ли убрано. Ты должен постоянно искать, чем бы помочь мне!» Конечно, сначала я внутренне возмутился и пытался даже оформить это возмущение словами, но вскоре понял, что все равно буду неправ. Ведь супруга за весь день устала не менее моего, а делать домашние дела, когда один на руках, а двое носятся вокруг, не так-то легко. Вот тогда я понял, что наш дом – это уже не уютное гнездышко, куда ты можешь приходить, чтобы отдохнуть после трудного дня. Теперь дом – это место второй работы.

Запомним это. С появлением детей дом становится местом второй работы. Муж честно отпахал восемь часов у станка, приходит домой, а там начинается новая работа – мыть, стирать, убирать, читать книжки, играть с детками и т. д. и т. п. И эта работа намного ответственнее. Если на заводе ты и сделаешь брак, то его можно исправить, а если и не исправишь, то все равно пострадаешь не ты, а тот, кто будет пользоваться твоим изделием. Но если ты плохо воспитаешь детей, то страдать от этого придется именно тебе и до конца твоей жизни.

Можно привести такой образ. Семья до рождения детей – это два молодых жеребенка, которые пасутся на зеленом лугу и играют между собою. А семья после рождения детей – это две ломовые лошади, запряженные в телегу, которые тянут ее по грязной разбитой дороге. Если одна лошадь откажется тащить груз, то другая будет надрываться в два раза больше. А многие после прекрасного зеленого луга ой как не хотят впрягаться в телегу.

До этого мы с вами обсуждали второе из двух противоречивых высказываний, записанных на доске. Я пытался объяснить, почему трудно узнать человека до брака, почему при вступлении в брак всегда есть риск ошибиться в человеке. Теперь поговорим о том, как этот риск снизить. Как можно все-таки побольше узнать о будущем супруге?

Итак, в каждом мужчине сидят три совершенно разных человека: жених, муж и отец. И невесте распознать, каким отцом будет ее жених, очень нелегко. Но именно здесь и можно увидеть первый рецепт, помогающий правильно вступать в брак. Этот рецепт я услышал от одной знакомой. Ей было 19, она готовилась к браку с 46-летним мужчиной, за спиной которого было уже два неудачных брака. Она долго думала перед тем, как решиться на этот шаг. Наконец, она задала себе вопрос, ответ на который решил все окончательно. Она спросила себя: «А хочу ли я, чтобы этот человек был отцом моих детей?» Она ответила: «Да!» – и без сомнений вступила в брак, несмотря на препятствия со стороны родственников. Вопрос действительно надо ставить только так. «Я ищу не мужа для себя, а отца для своих детей!» Для себя обычно ищут того, с кем интересно сходить на дискотеку, с кем можно пройтись по улице, чтобы подруги завидовали. А для своих детей мы найдем все-таки кого-нибудь получше, может быть, не самого богатого и красивого, но самого надежного.

Поэтому, выбирая себе мужа, надо постараться остановиться и спросить себя: «А хочу ли я, чтобы этот человек был отцом моего ребенка? Хочу ли я, чтобы он воспитывал моего сына? Хочу ли я, чтобы мой сын был похожим на него?»

Второй рецепт очень прост. В Троице-Сергиевой Лавре есть много опытных духовников, то есть священников, к которым люди приезжают за советами в духовной жизни. И эти духовники обычно благословляют поступать так: от знакомства до брака пусть пройдет не менее года. Зачем так много? У нас с супругой уже через полгода не было никаких сомнений, и мы просто ждали следующие полгода, когда можно будет, наконец, повенчаться.

Попытаюсь объяснить, почему нужен достаточный срок для испытания друг друга и как этот срок надо провести. Обращаюсь сейчас к женской половине класса. Назовите мне те качества, которые должны присутствовать в вашем будущем муже. Диктуйте, я буду писать на доске.

Добрый

Сильный

Умный

Красивый (по мнению большинства девушек, необязательная черта)

Верный

Давайте рассмотрим хотя бы эти основные черты характера. Я начну с верности. Представим себе такую ситуацию. Приходит девушка домой и говорит маме восторженным голосом: «Мама, я вчера познакомилась с таким парнем! Он такой верный! Я с ним завтра расписываюсь!» Смешно, не правда ли? Верность проверяется годами. Тут может и одного года не хватит. Кто-то из сидящих говорит: «Можно у других людей узнать о его верности, например, его друзей». Вряд ли! Во-первых, о своем друге никто плохо не скажет, а если и скажет, то он скорее всего хочет отбить вас у друга. Да и получается, что вы будете доверять какому-то другу больше, чем вашему жениху. Нелогично!

Все свойства характера либо проверяются, испытываются годами, как верность, либо они могут иметь подмены, которые внешне принимают вид добрых качеств. Посмотрим на остальные свойства, записанные на доске.

Добрый. Тут надо научиться отличать истинно доброго человека от «добренького». Как вы думаете, мать, которая на каждый крик ребенка дает ему конфету, добрая? Нет! Это плохая мать, потому что она дает конфету, лишь бы ребенок замолчал, не беспокоил ее своим криком. Вместо труда по воспитанию ребенка – «добрый» поступок, которым она отмахивается от ребенка, балуя его и вредя его душе. Истинно добрая мать скажет строго: «Сядь, съешь суп, потом получишь конфету!» Необходимо время, чтобы отличить доброго от «добренького».

Сильный. Если муж сильный – это прекрасно. Но как часто под маской силы скрывается не только сила, а еще хамство и наглость. Конечно, девушке приятно пройтись с парнем, у которого при виде любого хулигана сразу руки сжимаются в кулаки, чтобы защитить свою возлюбленную. Но если она не посмотрит внимательно, как, например, относится предмет ее любви к своим родителям, то шанс ошибиться очень велик. Если ее парень дерзит своим «предкам», то это не сила, это уже наглость. И в один прекрасный день их семейной жизни, после очередного скандала, кулаки сожмутся не при виде хулиганов, а при виде своей разгневанной и непослушной жены. Если парень не уважает отца и мать, будет ли он уважать жену? Маловероятно. Поэтому не тратьте год знакомства попусту, проводя его где попало, избегая родителей, которые якобы мешают вам наслаждаться общением. Почаще бывайте в семье вашего избранника и внимательно смотрите не только на то, как он ухаживает за вами, но и за тем, как он общается с близкими людьми, ведь их он уже не стесняется. Здесь-то и можно увидеть образ вашей будущей семьи.

Умный. Умный муж – это тоже прекрасно. Но есть настоящая мудрость, а есть ложная. Во-первых, не надо путать мудрость с образованностью. Неграмотный человек может быть во много раз мудрее ученого. В семье требуется особая мудрость. Знать и понимать, где в конфликте надо уступить, а где настоять, – это может далеко не каждый. Разглядеть такую мудрость в человеке не легче, чем верность. Ее разглядишь только тогда, когда человека знаешь не один год.

Образованный муж – тоже неплохо. Но только тогда, когда к знаниям не примешано такое мерзкое качество души, как надменность. Знания, к сожалению, часто надмевают человека. И получится так, что хотела выйти за умного, а вышла за надменного. А когда муж поймет, что жена не может отличить Штрауса от Гайдна или Делакруа от Клода Моне, то будет относиться к ней с надменным снисхождением.

Кстати, нужно добавить, что надменность и сама по себе надевает маску ума, даже если этого ума нет. Я хорошо помню одного молодого человека, который при первых встречах поражал своей способностью все обсуждать с очень знающим видом. Это сразу вызывало уважение к нему. Но позже выяснялось, что он ничего не понимает в тех предметах, о которых так важно рассуждает. И через несколько месяцев возникшее вначале уважение к нему почти у всех знакомых сменялось раздражением на него и даже презрением. Лучше будет, если невеста разберется в женихе до вступления в брак, чем потом терзаться, живя с надменным невежей.

И последняя на сегодня черта будущего мужа – красота. Я крайне солидарен с теми, кто считает эту черту необязательной в муже. Красивый муж – это опасно. Красивый молодой человек (равно, как и девушка) избалован, как правило, вниманием противоположного пола. Поэтому велика опасность, что, когда в семье родится ребенок и супруга все свое внимание переключит на него, супруг из-за недостатка привычного к себе внимания невольно начнет искать его на стороне. Выход один – убедиться в его верности. А это, как мы уже говорили, проверяется годами. Красивый и верный муж – что может быть лучше? Но, к сожалению, это очень редкое сочетание.

Конец ознакомительного фрагмента.

  • Предисловие автора
  • Беседа 1. Возможен ли брак по любви?
  • Дополнение к беседе 1
  • Беседа 2. Как вступать в брак?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях (Илия Шугаев, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *