Миланский эдикт 313 года

Миланский эдикт

 Миланский эдикт

Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanensium) — датируемое 313 годом письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

Хронология

Миланский эдикт был направлен главам провинциальных администраций империи от имени императоров Константина и Лициния в 313 году. Евсевий Кесарийский пишет: «…Константин и с ним Лициний, еще не впавший в безумие, впоследствии им овладевшее, почитая Бога дарователем всех ниспосланных им благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный. Они послали его Максимину, который еще правил на Востоке и заискивал перед ними».

Этот эдикт был продолжением Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием. Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше.

В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Мнение ряда ученых, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи не находит, согласно точке зрения других исследователей, подтверждения как в тексте эдикта, так и в обстоятельствах его составления. Так, профессор В. В. Болотов отмечает, что «эдикт дал свободу всему населению империи держаться своей религии, при этом не стеснил привилегии язычников и открыл возможность перехода не только в христианство, но и в другие, языческие культы».

Примечания

  1. ↑ Миланский эдикт (Энциклопедия «Религия»)
  2. ↑ Евсевий Памфил Церковная история. IX:9
  3. ↑ Поснов М. Э. История Христианской Церкви
  4. ↑ Воробьева Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX — начала XX в. Омск, 2005. С. 110. ISBN 5-7779-0585-4

Ссылки

Миланский эдикт в Викитеке?
Миланский эдикт на Викискладе?
  • Medieval Sourcebook: Galerius and Constantine: edicts of toleration. (англ.)

Категории:

  • История христианства
  • Политика Древнего Рима
  • Религия в Древнем Риме
  • Законодательство о религии
  • Свобода совести
  • 313 год
  • Римские законы

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Миланский эдикт» в других словарях:

  • МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ — по свидетельству Евсевия эдикт, изданный в 313 в Медиолане (совр. Милан) римск. императорами соправителями Лицинием и Константином, к рые в борьбе за власть друг с другом и др. претендентами на римск. престол стремились привлечь на свою сторону… … Атеистический словарь

  • Миланский эдикт — ♦ (ENG Milan, Edict of) ) (313) соглашение между императорами Константином и Лицинием, установившее равноправие всех религий Римской империи. Т. обр., христианство было признано законной религией … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Миланский эдикт и превращение христианства в господствующую религию — Миланский эдикт и покровительство церкви Одним из важных событий правления Константина (306 337) был так называемый Миланский эдикт 313 г., даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное… … Всемирная история. Энциклопедия

  • Медиоланский эдикт — Миланский эдикт письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Текст эдикта до… … Википедия

  • Milan, Edict of — Миланский эдикт … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ — преследование раннехрист. Церкви в I IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос вом. Г. периодически возобновлялись и прекращались по различным причинам. История взаимоотношений между Римской империей и христ. общинами на ее… … Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I — , позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия

  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ) — От основания до сер. VII в. Александрия Судьбы Александрийского Патриархата, особенно на раннем этапе его становления, в значительной степени определялись спецификой исторического развития столицы эллинистического и рим. Египта Александрии. Этот… … Православная энциклопедия

  • Константин I Великий — Запрос «Константин I» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Флавий Валерий Аврелий Константин Flavius Valerius Aurelius Constantinus … Википедия

  • Великое гонение — … Википедия

Книги

  • Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года, А. Бриллиантов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года (издательство`Петроград`). В… Купить за 2220 грн (только Украина)
  • Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года, А. Бриллиантов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года (издательство «Петроград»… Купить за 1770 руб
  • Империя и христианство. Римский мир на рубеже III–IV веков. Последние гонения на христиан и Миланский эдикт, Ю. А. Соколов. В 2013 году исполнилось 1700 лет со дня принятия Миланского эдикта императорами Константином и Лицинием. Книга посвящена ключевому периоду в истории Церкви – эпохе прекращения гонений и… Купить за 249 руб электронная книга

Другие книги по запросу «Миланский эдикт» >>

Королевская декларация 1626 года о снесении замков

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: Law and State History I.doc Скачиваний: 17 Добавлен: 10.02.2016 Размер: 1.35 Mб ☆ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 < Предыдущая Стр 12 из 16 12 13 14 15 16

…Мы заявляем, объявляем, приказываем, повелеваем и нам угодно:

Чтобы во всех укрепленных местах, будь то города или замки, находящихся внутри нашего королевства и провинций и не расположенных в важных пунктах на границах или других важных местах, укрепления были снесены и разрушены; даже старые стены должны быть разрушены, сообразно с тем, насколько это будет признано необходимым для блага и спокойствия наших подданных и безопасности государства, так, чтобы отныне наши подданные не могли опасаться, что названные укрепления доставят им какое-либо беспокойство, и чтобы мы были освобождены от расхода, который мы принуждены производить на гарнизоны.

З.М. Черниловский. История феодального государства и права. – М., 1959. – С. 265.

Эдикт 1641 года, запрещающий парламентам вмешиваться в государственные дела и администрацию

…Мы, согласно с мнением нашего совета, по нашему определенному убеждению и в силу нашей королевской власти и авторитета, сказали и объявили, говорим и объявляем, что наш парижский парламент и прочие наши трибуналы были учреждены только для того, чтобы давать правосудие нашим подданным; мы делаем им строжайшие запрещения на будущее время не только не брать в свое ведение какие-либо дела, подобные тем, которые выше названы, но вообще все дела, которые могут касаться государства, администрации и правительства; эти дела мы оставляем исключительно за нами и нашими преемниками, если только мы не дадим им нашими грамотами власти и специального поручения, сохраняя за собой право спрашивать мнения нашего парламента относительно государственных дел в тех случаях, когда мы сочтем это полезным для блага нашей службы.

V. Что касается эдиктов и деклараций, которые будут посланы им относительно правительства и администрации государства, то мы приказываем и предписываем им опубликовывать их и подвергать регистрации, никоим образом не разбирая и не обсуждая их; что касается эдиктов и деклараций относительно наших финансов, то мы желаем и повелеваем, чтобы, если, после того как они будут присланы им, встретится какое-либо затруднение при их регистрации, они возвращались для представления нам, чтобы мы могли сделать в них изменения, какие сочтем нужными, они же не будут иметь права вносить в них какие-либо изменения своей властью или же употреблять слова “мы не должны и не можем”, что оскорбительно для авторитета государя.

VI. …Эти эдикты должны быть зарегистрированы и исполнены в той форме, в какой мы их послали им после того, как выслушали представления по этому поводу, мы желаем и повелеваем, чтобы по получении нашего приказания они приступили к проверке и регистрации, прервав все дела, если только мы не позволим им сделать вторые представления, после которых мы желаем, чтобы это было выполнено без всяких промедлений.

З.М. Черниловский. История феодального государства и права. – М., 1959. – С. 265–266.

Тема 6. Возникновение буржуазного государства и права

Проблема возникновения буржуазного государства может быть качественно рассмотрена только в процессе сравнения причин и хода формирования нового типа государства в нескольких наиболее “типичных” странах. Продуктивным является, например, сравнение Англии, Франции и Соединенных Штатов Америки, ибо каждая из стран продемонстрировала собственный путь становления буржуазного государства и права, обусловленный особенностями исторической ситуации. Англия вступила на путь создания буржуазного государства несколько раньше, чем ее соседи (XVI–XVII вв.). При этом ее особенностью было сохранение парламента в период существования абсолютной монархии, с одной стороны, и сохранение королевской власти в процессе создания буржуазного государства (т.е. последнее сформировалось здесь в форме конституционной монархии). Франция, в отличии от Англии, пришла к необходимости создания нового государства в результате колоссального экономического и социального кризиса, вызванного наличием массы действующих элементов феодального общества. Сословные перегородки не позволяли, например, дворянству заниматься предпринимательской деятельностью. Хозяйство не было ориентировано на рынок (т.е. продолжало вестись экстенсивно), продолжали существовать скрытые формы крепостничества, сеньориальные суды и т.д. Особенностью США можно признать то, что государство строилось здесь “на пустом месте”, не имело феодальной традиции, поэтому работы по уничтожению отживших экономических и политических элементов не требовалось. При всем различии ситуаций каждого государства все они создали в итоге сходную по сути политическую структуру. Сущность последней может быть выяснена на основе анализа приведенных документов. Нельзя забывать то, что в основе нового понимания государства лежат так называемые буржуазные свободы – свобода совести, печати, участия в управлении государством. Приведенные документы фиксируют момент утверждения идеалов конституционализма и парламентаризма.

Занятие 1

Формирование буржуазного государства в Англии

  1. Причины политического кризиса в Англии в начале XVII в.

  2. Политическое развитие Англии в XVII в.

  3. Билль о правах 1689 г. как документ, оформивший создание английской конституционной монархии.

Занятие 2

Образование государства в США

  1. Общее и особенное в процессе формирования буржуазного государства в Англии и США.

  2. Принципы создания государства в США.

  3. Обоснование принципа народовластия в Декларации независимости США.

Занятие 1

Формирование буржуазного государства во Франции

  1. Причины возникновения потребности в изменении государственного строя Франции во второй половине XVIII в.

  2. Наличие каких элементов феодального общественного устройства фиксируется приведенными документами?

  3. Принципы строительства нового государства по Декларации прав человека.

  4. Общее и особенное в причинах и ходе формирования буржуазного государства во Франции, Англии и США.

Рекомендованная литература

К занятию 1:

Английская буржуазная революция XVII в./ Под ред. Е.А. Косминского и Я.А. Левицкого. – Т. 1–2. – М.,1954.

Лавровский В.М., Барг М.А. Английская буржуазная революция. – М., 1958.

Савин А.Н. Лекции по истории английской революции. – М., 1937.

К занятию 2:

Ефимов А.В. Очерки истории США. От открытия Америки до окончания гражданской войны. – М., 1955.

Фостер У.З. Очерк политической истории Америки. Пер. с англ. – М., 1955.

К занятию 3:

Манфред А.З. Великая Французская революция XVIII в. (1789–1794). – М., 1956.

Матьез А. Французская революция. Пер. с фр. – Т. 1–3. – М.-Л., 1925–1930.

Олар А. Политическая история Французской революции. (1789–1804). Пер. с фр. – М., 1938.

Тарле Е.В. Французская буржуазная революция 1789–1794 гг. – М.-Л., 1941.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 < Предыдущая Стр 12 из 16 12 13 14 15 16

Соседние файлы в предмете

  • # 10.02.20161.35 Mб21korrektura.admiralteyskih.kart-2009.pdf
  • # 10.02.20161.88 Mб109kursovik.doc
  • # 10.02.2016719.64 Кб92KURSOVOJ_TPG_Adonis(1).docx
  • # 10.02.201691.65 Кб7Laboratornaya_rabota__1.doc
  • # 10.02.2016235.55 Кб25labs_stability.docx
  • # 10.02.20161.35 Mб17Law and State History I.doc
  • # 10.02.2016337.92 Кб5Lection_11_XIX_stolittja.doc
  • # 10.02.2016197.12 Кб5Lection_13_XX_st.doc
  • # 10.02.2016852.48 Кб5Lection_3_Kievska_Rus.doc
  • # 10.02.2016207.87 Кб3Lection_4_Galich-Volin.doc
  • # 10.02.2016351.74 Кб3Lection_6_Sich.doc

Роль Миланского эдикта в истории древней Христианской Церкви

15.04.2013 | Новости

В истории Христианской Церкви существует немного событий, которые можно было бы сопоставить с тем, что произошло 1700 лет тому назад, когда императоры Константин и Лициний подписали эдикт, вошедший в историю под именем Миланского эдикта. Для христиан, живших в последующие столетия, да и для современных христиан, этот эдикт стал четкой границей, разделившей две эпохи. Можно сказать, что после 313 года изменился и облик Христианской Церкви, и облик всей Римской империи, так что плодами Миланского эдикта мы питаемся и по сей день. Эдикт оказал немалое влияние на формирование европейской цивилизации, на формирование христианской цивилизации в целом. Но в этом докладе хочется обратить внимание на ту роль, которую Миланский эдикт сыграл в истории Церкви, на те изменения в церковной жизни, которые стали следствием его принятия.

Когда современный христианин слышит о Миланском эдикте, он в первую очередь вспоминает о прекращении гонений на христиан. Действительно, в течение первых трех веков своего существования Церковь практически пребывала вне закона и все последователи Христа являлись потенциальными мучениками. Насильственную смерть по несправедливому приговору претерпел Сам Божественный Основатель христианства, насильственной смертью завершили свой путь практически все прямые ученики Иисуса Христа. В условиях существования императорского культа христиане были преступниками и по отношению к римской власти, и по отношению к римской языческой религии. Преступниками делало их и исполнение одного из главных заветов Иисуса Христа – проповедовать Евангелие всем народам (Мф. 28:18-20). В Римской империи прозелитизм был вне закона, поэтому то, что для христиан являлось Божественной заповедью, для римской администрации было прямым призывом к нарушению закона. В этих обстоятельствах история Церкви первых трех веков становилась историей мучеников.

Начало легализации христианства было положено еще ранее, в 311 году, когда император Галерий, поняв бесперспективность преследования христиан, издал эдикт, в котором говорилось: «Мы постановили, чтобы вновь свободно жили христиане, и пусть устраивают свои собрания, но так, чтобы никто из них не нарушал порядка». Этот указ фактически отменял преследование за само имя христианина, но не предусматривал разрешения на переход в христианство из других религий. Историки Церкви полагают, что в 312 году императоры издали еще один эдикт, ограничивающий возможность перехода в христианство. Поэтому в полной мере преследования христиан могли прекратиться только после Миланского эдикта 313 года.

Однако Миланский эдикт не просто положил конец гонениям на Церковь. Он провозгласил принцип религиозной свободы. Слова эдикта о свободе выбора веры звучат очень современно: «Мы даровали христианам и всем возможность свободно следовать той религии, какую бы кто не пожелал … мы постановили, что необходимо узаконить то, что полагали необходимым всегда, а именно, что вообще не следует никому отказывать в выборе, если кто-то предал мысли свои богопочитанию христианскому или той религии, какую счел для себя наиболее подходящей; чтобы всевышняя божественность, святости чей мы следовали бы по доброй воле, могла проявлять во всем свое благоговение и милость» (Лактанций. О смертях преследователей, 48:2-3). Эта религиозная свобода открывала законный путь для дела христианской миссии, которая даст значительные плоды уже к концу четвертого столетия.

Симпатии императорской власти к Церкви, выраженные в Миланском эдикте, и усиление миссионерской деятельности привели к массовому обращению в христианство. Переход в новую веру для некоторых был данью моде или был продиктован корыстными соображениями. Нам, пережившим крушение атеистической идеологии и возрождение Церкви в странах бывшего Советского Союза, несложно представить себе картину массового прихода в Церковь, который имел порой формальный характер. Массовые обращения имели также некоторые негативные последствия, проявлявшиеся в частичном разрушении общинной жизни христиан и падении общего нравственного уровня. Но широкое распространение евангельского учения оказалось весьма благотворным для общества в целом, способствовало смягчению общественных нравов и гуманизации общественной жизни. Христианское представление о высоком достоинстве человека повлияло на отмену в 315 году клеймления преступников, официальную отмену крестной казни и принятие запрета на выбрасывание детей, что у римлян являлось обычной практикой. В 325 году были отменены кровавые зрелища – гладиаторские сражения, которые были очень любимы жителями многих регионов империи. Постепенно менялось отношение и к институту рабства.

Миланский эдикт провозглашал свободу религиозного выбора. И у современного его читателя возникает желание соотнести свободу, о которой говорит древний указ, с той свободой религии, о которой говорят современные политики. Однако современное понимание свободы религии граничит с религиозным безразличием, оно не связано ни со стремлением к истине, ни со стремлением обрести Божественное благоволение. Не таков был по своему духу Миланскиий эдикт. В нем не было безразличия. Эдикт издавался в интересах христиан и был знáком расположения ко христианству. В контексте всего эдикта, составленного в пользу христиан, слова о свободе выбора веры подразумевают в первую очередь возможность свободного выбора христианской веры. Можно сказать, что уже в 313 году святой равноапостольный Константин был на пути к христианству. Во всяком случае, уже в 312 году он созерцал видение Креста и с помощью христианского символа одержал победу над превосходящими силами своего противника Максенция. Религиозная свобода провозглашалась, таким образом, в пользу христианства и при этом вполне соответствовала евангельскому учению о любви.

В эпоху, которая началась в 313 году, государство в лице императора начало принимать активное участие в делах Церкви, в том числе ограничивать права христианских еретиков и раскольников. К сожалению, силовые методы, применявшиеся императорами, зачастую противоречили евангельскому духу и Церковь начинали использовать в достижении политических целей. Но то, что невозможно искоренить инакомыслие силой, понимал уже святой Константин, который в итоге проявил снисходительность и к раскольникам донатистам, и к еретикам арианам, вернув их из ссылки. Последующий отход от идеи веротерпимости и борьба с церковными разделениями были продиктованы не только политическими мотивами, но и глубокой убежденностью в истинности Православия и стремлением видеть весь мир в христианском единомыслии. Об этом говорят письма того же святого Константина, обращенные к Арию и Александру Александрийскому до Никейского собора и к Арию, когда тот находился в ссылке после собора. Эти письма пропитаны подлинным духом христианской любви и жаждой христианского единства.

Благожелательное и покровительственное отношение к Церкви, засвидетельствованное в Миланском эдикте, а также симпатия к Церкви со стороны императорской власти впоследствии переросли в то, что христианство стало государственной религией. Церковь стала приобретать целый ряд прав и привилегий, которые, если быть справедливым, порой становились источником соблазна для клириков. Дав Церкви особые права и привилегии, императорская власть не оставляла попыток вмешатества в церковные дела. Но при всей близости Церкви и государства христианская религия, в отличие от древнего римского язычества, не превратилась в функцию государственной власти, сохранив свою автономию. Эта автономия осознавалась уже первым христианским императором, автором Миланского эдикта. Когда донатисты обратились к императору с просьбой выступить судьей при рассмотрении их дела, святой Константин ответил: «Какое безумие требовать суда у человека, который сам ожидает суда Христова! На суд священников следует смотреть как на суд Самого Бога!». Такого же образа мысли придерживался этот император и после Никейского собора, когда писал в «Послании к епископам, не присутствовавшим на соборе»: «Все, что ни делается на святых соборах епископов, должно быть отнесено к воле Божией». И позднее, в конце IV века святитель Амвросий Медиоланский не позволил перейти границы Церкви даже тому императору, при котором христианство стало государственной религией – Феодосию Первому. В ответ на попытку императора вмешаться в церковные дела святитель Амвросий писал: «Что может быть почетнее для императора как не то, что его называют сыном Церкви? Но император в Церкви, а не выше Церкви». В истории взаимоотношений Церкви и православного государства первого тысячелетия не было идеальных периодов, возможно, не была идеальной и сама модель этих взаимоотношений, но именно эта модель, заданная Миланским эдиктом, была воспринята вместе с самим христианством и на Руси.

Миланский эдикт завершил эпоху открытых гонений на христианство. У христиан после этого почти не осталось возможности быть мучениками, быть подражателями смерти Иисуса Христа, пройти путем Христа до несправедливой насильственной смерти. В этой связи в Церкви получило особое развитие аскетическое движение, которое мы называем монашеством. Уже основателем египетского отшельничества преподобным Антонием Великим монашество воспринималось как аналог мученичества, как добровольное мученичество. Святитель Афанасий Великий так пишет в «Житии преподобного Антония»: «Ему /преподобному Антонию/ желательно было стать мучеником. И сам он, казалось, печалился о том, что не сподобился мученичества. /…/ А когда гонение уже прекратилось, /…/ тогда Антоний оставил Александрию и уединился в монастыре своем, где ежедневно был мучеником в совести своей и подвизался в подвигах веры». Таким образом, в определенной мере развитие монашества также можно считать одним из следствий Миланского эдикта.

После 313 года Церковь столкнулась с обстоятельствами, с которыми ей прежде не приходилось иметь дело. Церковь никогда не имела такого покровительства, которое ей стало оказывать государство. Перед Церковью и епископами благоговели императоры, некоторые из которых все еще носили языческий титул верховного жреца. Но теперь за отказ участвовать в императорском культе не казнили, более того, сам император склонял главу перед Христом. В сознании некоторых христиан появился соблазн увидеть в этой необыкновенной перемене наступление Христова царства на земле. В плену этого соблазна оказался и знаменитый первый церковный историк, Евсевий Кесарийский. Средство против этого соблазна родилось в недрах самой Церкви, когда лучшие из христиан побежали из мнимого Небесного царства на земле в пустыню. Самые искренние последователи Христа не смогли реализовать христианский идеал в условиях христианского государства. На фоне внешнего торжества Церкви, строительства больших храмов, на фоне всех привилегий, которые получала Церковь, они служили тихим напоминанием о том, что подлинное христианство созидается внутри человека, в его душе, а успех христианства не определяется внешним расцветом. Монашество стало великим духовным плодом великого свершения 313 года.

Однако нельзя отрицать, что даже те внешние плоды, которые принес Миланский эдикт 313 года, не могут не восхищать взор. Политика покровительства дала импульс развитию всех видов церковного искусства. Тот невиданный расцвет церковной архитектуры, живописи, скульптуры, прикладного искусства, церковной поэзии, музыки, литературы, который стал возможен благодаря эдикту, до сих пор изумляет все цивилизованное человечество.

Ученые могут много спорить о самом Миланском эдикте, о том, где он был издан и кем, о степени его авторитетности в момент его опубликования, но бесспорно то, что он сыграл величайшую роль в истории человечества. Основываясь на уважении к человеку и его свободе, опираясь на представление о высоком достоинстве человека, эдикт прекратил почти трехсотлетний период жестоких гонений, он открыл путь самой широкой христианской миссии, вызвал расцвет христианской материальной и духовной культуры, укрепив в сознании многих людей и в общественном сознании важнейшие христианские идеалы, идеалы любви, добра и справедливости, все то, что лежит в основе современной европейской цивилизации.

См.: Акимов, В. В. История христианской Церкви в доникейский период / В. В. Акимов. Минск: Ковчег, 2012. С. 38-57.

Лактанций, Фирмиан Луций Цецилий. К исповеднику Донату о смертях преследователей / Фирмиан Луций Цецилий Лактанций // Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Перевод с латинского языка, вступительная статья, комментарии, указатель и библиографический список В. М. Тюленева. СПб.: Алетейя, 1998. С. 212.

Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого / В. В. Болотов. М., 1994. С. 162-163.

Лактанций, Фирмиан Луций Цецилий. К исповеднику Донату о смертях преследователей. С. 245-246.

См.: Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 3: История Церкви в период Вселенских соборов / В. В. Болотов. М., 1994. С. 137.

Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого. С. 404.

Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина / Евсевий Памфил. М., 1998. С. 112. (Книга 3. Глава 20).

См.: Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 3: История Церкви в период Вселенских соборов. С. 76.

Святитель Афанасий Великий. Творения / святитель Афанасий Великий. М., 1994. Т. 3. С. 217.

См.: Акимов, В. В. Трансформация раннехристианских эсхатологических воззрений в церковно-исторических сочинениях Евсевия Кесарийского / В. В. Акимов // Труды Минской Духовной Академии. № 3. Жировичи, 2005. С. 66-70.

Сайт МинДА



ПосланияВеликий Константин

Миланский эдикт Святого Равноапостольного Императора Константина Великого (Эдикт о веротерпимости)

С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание. Но так как в указе, содержавшем это разрешение, были упомянуты неопределенно многие и различные вероисповедания, то, возможно, некоторые вскоре лишились возможности хранить свою веру. Когда же я, Константин август, и я, Лициний август, благополучно прибыли в Медиолан и обсуждали всё, что относится к общей пользе и благополучию, то среди прочего, что сочли мы во многих отношениях полезным для всех, решили прежде всего издать постановление, которое поддерживало бы страх Божий и благоговение, то есть даровать и христианам, и всем свободно, по своему собственному желанию выбирать веру, дабы небесное Божество, как бы Его ни называли, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим. Итак, руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо.

Угодно нам совершенно отменить посланные прежде твоему благочестию распоряжения относительно христиан, весьма нелепые и несовместимые с нашей кротостью. Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи. Мы решили обстоятельно изъяснить это твоей попечительности, дабы ты знал, что мы даровали христианам полное право совершать богослужение. Поскольку же им даруется неограниченная свобода, то твоей чести должно быть понятно, что дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру, что и соответствует нашему мирному времени: пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру. Так определено нами, дабы не казалось, будто мы умаляем достоинство какой–либо веры. Кроме того,

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Эдикт Галлиэна и положение христиан до гонения при Диоклетиане Преемником Валериана остался сын его Галлиэн (260—268), который еще при отце был объявлен императором. По своему характеру этот император — игра случая. Это был человек совсем не государственный, с сильными

ЭДИКТ ДЕЦИЯ И РАСКОЛ НОВАТИАНА Отношения между христианством и империей в Риме были менее напряженными, чем в провинции. Государство, не отказываясь от своих требований, предпринимает по отношению к общинам определенные акции привлечения их на свою сторону.Одна из

Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечем, помышлял в конце III и начале IV столетий совсем стереть с лица земли самое имя христиан , Промысл Божий уготовал для

Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского В царствование Марка Аврелия , сына Антонина, в городе Иераполе , населенном по преимуществу язычниками, был епископом святой Аверкий. Однажды там справлялся торжественный праздник в честь идолов, и

Где находятся в настоящее время мощи святых: равноапостольного великого князя Владимира и мученика Трифона? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСвятой Трифон сподобился мученической кончины в Никее в 250 году при императоре Декии. Приняв тело

СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЕДЬМУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ И ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА Начало великой деятельности апостола Павла было положено самим Господом нашим Иисусом Христом, явившимся ему на пути в Дамаск и совершенно изменившим его ум и

Речь Императора Константина святому собору Я сильно желалъ, о други, насладиться созерцаніемъ вашего собранія. Достигнувъ этого, считаю себя обязаннымъ принести благодарность Царю всяческихъ за то, что Онъ, кроме другихъ безчисленнихъ благъ, даровалъ мне и это лучшее

Речь Императора Константина святому собору Къ спасенію рода человеческаго праведный и всемогущій Богъ уготовилъ много славныхъ путей, и между ними самый славный и самый благолепный есть тотъ, которымъ Онъ собралъ всехъ насъ въ святой кафолической Церкви, какъ–бы въ

Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечем, помышлял в конце III и начале IV столетий совсем стереть с лица земли самое имя христиан , Промысл Божий уготовал для

Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского В царствование Марка Аврелия , сына Антонина, в городе Иераполе , населенном по преимуществу язычниками, был епископом святой Аверкий. Однажды там справлялся торжественный праздник в честь идолов, и

Эдикт Галлиэна и положение христиан до гонения при Диоклетиане Преемником Валериана остался сын его Галлиэн (260—268), который еще при отце был объявлен императором. По своему характеру этот император — игра случая. Это был человек совсем не государственный, с сильными

Глава I. Век Константина Великого Если события IV века можно отнести на счет воли и решений одной личности, то такой личностью был император Константин Великий. В военном отношении он, придя к власти, совершил примерно то же, что некогда Цезарь. Константиново войско

Эдикт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эди́кт (лат. edictum «объявление» от edicere «объявлять») — нормативный акт. В русском языке и России аналогом эдикта как термина и правового акта является указ. Имеет сходство с таким правовым актом, как декрет.

Древний Рим

Термин «эдикт» возник в римском праве.

В Римской республике эдиктом называлось письменное или устное распоряжение (властное заявление) магистрата при вступлении в должность. Эдикт содержал программу деятельности магистрата и имел обязательную силу на протяжении срока его полномочий. Эдикты издавали и эдилы, но особенное значение имели эдикты преторов. Фактически основные правовые положения преторского эдикта переписывались из года в год и, таким образом, приобретали общенормативный характер (постоянный эдикт).

В период принципата и домината эдикт стал видом императорского закона. Во II веке н. э. римский юрист Сальвий Юлиан составил окончательный текст преторского эдикта («вечный эдикт») по указанию Адриана.

  • Эдикт Каракаллы
  • Миланский эдикт
  • Фессалоникийский эдикт

Средние века и Новое время

В ряде монархий Западной Европы Средних веков и Нового времени эдиктом назывался один из видов закона — а именно, указ, издаваемый монархом или папой и вводящий значимую правовую норму.

Священная Римская империя

  • Вормсский эдикт 1521 года
  • Реституционный эдикт 1629 года

Бранденбург

  • Потсдамский эдикт 1685 года

Франция

Основная статья: Список французских эдиктов

  • Амбуазский эдикт 1560 года
  • Сен-Жерменский эдикт 1562 года
  • Союзный эдикт 1588 года
  • Нантский эдикт 1598 года

Другие страны

  • Эдикт Риволи 1561 года
  • Эдикт о веротерпимости в Святой земле 1844 года

Литература

  • Эдикты римских магистратов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *