Милостыня в православии

Благотворительность и милостыня

Из наследия Оптинских старцев

Слепцы. Художник: А. Пластов

Время поста – самое благоприятное для дел милосердия. Старцы Оптинские часто напоминали о милостыне и благотворительности.

«Блаженны милостивые»

Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

Преподобный Антоний писал:

«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».

Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:

«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!»

Милостыня по силе и возможности

Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности:

«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря

«Твоим благословением, Господи, совершил я это»

Старец Нектарий напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся:

«Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».

Оставить Промыслу Божию

Преподобный Амвросий учил, что если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются»:

«Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются.

Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: “Избавление мужу свое ему богатство”. И в другом месте: “Милостынею и верою очищаются грехи».

Не следует заботиться о том, как употребляется пожертвованное нами, а оставить это Промыслу Божию.

«Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что “они разграбление имений своих с радостию прияша”. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении и особенно не заботиться о том, так ли или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а, может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно», – писал старец духовному чаду.

Иногда с просьбой о милостыне обращаются люди, хорошо одетые и, с нашей точки зрения, не нуждающиеся в деньгах. Но мы никогда не можем знать, почему этот человек просит у нас помощи и насколько он нуждается на самом деле. Поэтому преподобный Амвросий напоминал слова святителя Димитрия Ростовского:

«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Есть ли различие в делах милосердия?

В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.

Преподобный Амвросий объяснял, что и в таком добром деле, как милостыня, может быть различие. Выше всего ставил старец милостыню, оказываемую святым монашеским обителям:

«Когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительнее.

Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир?

Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».

Старец Амвросий писал своему чаду, что «устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие», – самое угодное Богу дело:

«…большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесять, на шестьдесят и сто».

Ольга Рожнёва

МИЛОСТИВЫЙ

 МИЛОСТИВЫЙ МИЛОСТИВЫЙ МИ́ЛОСТИВЫЙ, милостивая, милостивое; милостив, милостива, милостиво (книжн.). Снисходительно-доброжелательный, ласково-благосклонный. Судьба была к ней милостива. Милостиво (нареч.) обойтись с кем-нибудь. || Снисходительно-благосклонный (употр. применительно к лицам с более высоким социальным положением; ирон.). Начальник удостоил нас милостивым взглядом. ❖ Милостивый государь и милостивая государыня (офиц. дорев.) — вежливая форма официального обращения в речах или письмах.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «МИЛОСТИВЫЙ» в других словарях:

  • милостивый — Благосклонный, благорасположенный, добрый, доброжелательный, ласковый, снисходительный. Ср. . .. См … Словарь синонимов

  • милостивый — (неправильно милостивый) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • МИЛОСТИВЫЙ — МИЛОСТИВЫЙ, ая, ое; ив (устар.). Проявляющий, выражающий милость (в 3 знач.). Милостиво (нареч.) поступить с кем н. М. взгляд. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Милостивый — I прил. 1. соотн. с сущ. милость, связанный с ним 2. Снисходительно доброжелательный, ласково благосклонный. II прил. Употребляется при обращении к лицам с более высоким социальным положением (обычно с оттенком иронии). Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • милостивый — милостивый, милостивая, милостивое, милостивые, милостивого, милостивой, милостивого, милостивых, милостивому, милостивой, милостивому, милостивым, милостивый, милостивую, милостивое, милостивые, милостивого, милостивую, милостивое, милостивых,… … Формы слов

  • милостивый — м илостивый … Русский орфографический словарь

  • милостивый — … Орфографический словарь русского языка

  • милостивый — ая, ое; тив, а, о. Книжн. Проявляющий милость. М. человек. М. начальник. М. государь; м ая государыня (устар.; вежливая форма обращения к кому л.). // Выражающий снисходительность, благосклонность. М ое слово. М ое отношение. ◊ Будь милостив… … Энциклопедический словарь

  • милостивый — ая, ое; тив, а, о., книжн. см. тж. милостиво а) Проявляющий милость. Ми/лостивый человек. Ми/лостивый начальник. Ми/лостивый государь; м ая государыня (устар.; вежливая форма обращения к кому л.) … Словарь многих выражений

  • милостивый — милост/ив/ый … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Врачу благий и милостивый. Житие, духовные наставления, . Книга «Врачу благий и милостивый» посвящена жизни и трудам святителя Луки (Войно-Ясенецкого), митрополита Симферопольского и Крымского. Выдающийся хирург, пламенный проповедник Слова Божия,… Купить за 601 руб
  • Милостивый святитель. Житие святителя Иоанна Милостивого в пересказе для детей Михаила Устюгова, Устюгов Михаил. Дорогой друг! Мы хотим рассказать тебе об удивительном святом — Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском. Он жил 1400 лет назад, но и сегодня всегда рядом с теми, кто просит его о помощи,… Купить за 179 руб
  • Милостивый святитель. Житие святителя Иоанна Милостивого, Устюгов М. (переск.). Жития святых для детей. Религиозное духовно-просветительское издание для детей. Для младшего и среднего школьного возраста… Купить за 179 руб

Другие книги по запросу «МИЛОСТИВЫЙ» >>

Когда милостыня во вред…

Владимир Берхин | 1 июня 2012 г.

Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. Не каждый готов проводить все свободное время в больницах или домах престарелых, но каждый периодически дает копеечку попрошайкам на улице или безногим «ветеранам» в метро.

Как не навредить, творя милостыню, и всякая ли жертва идет на пользу?

Для начала – простой факт. Как только фонд “Предание”, в котором я работаю, начал благотворительную деятельность, мы напечатали множество визитных карточек о том, что к нам можно обратиться за помощью. И стали раздавать их в метро и на улицах попрошайкам с табличками “Умирает ребёнок”, которые носят по вагонам трогательные фотографии и плохие ксерокопии. Карточек мы раздали сотни. Позвонило нам в результате человек десять, и только одному из них была действительно нужна помощь на то, что было написано на картонке – все остальные исчезали ровно в тот момент, когда понимали, что они не получат денег на руки.

То же самое касается бесконечных слезливых историй про “украли документы, дайте денег на дорогу домой”. У нас есть специальная программа Срочной помощи – именно для случаев, когда нужна относительно небольшая сумма, и нет времени и сил открывать специальный сбор средств. Ни один из подобранных на улице несчастных репатриантов так ею и не согласился воспользоваться при условии неполучения денег на руки. Был случай, когда одного такого посадили на подвернувшуюся попутную машину, и он сбежал, попросив остановить за ближайшим поворотом.

Для полноты картины можно прочитать вот этот текст, эмоциональный, но весьма правдивый.

Тем не менее, люди просят, а заповедь “просящему у тебя дай” никто не отменял.

И в душе верующего человека – ну, насколько я себя могу отнести к таковым – возникает довольно существенная дилемма: что важнее – фактический результат действия или чистота мотивов. От сердца подавая мошеннику мы совершаем милость Господа ради или кормим мафию, спонсируем алкоголиков и содержим детоубийц?

Тенденция видеть самое важное именно в чистоте души имеет глубокие и очень серьёзные корни в Православии. Для удобства обратимся к цитатам – любая религия, имеющая очерченный круг авторитетов, неизбежно опирается на цитаты, которые дают довольно чёткую картину: “Вот ты, вот Бог, вот у тебя просят помощи – просящему у тебя дай, и всё тут. А если он деньги те пропьёт, так это его грех и его ответственность, ты же отвечаешь только за себя”. Святитель Иоанн Златоуст говорит предельно прямо: “Бог наказывает или увенчивает не самое дело наше, но намерение”.

Или другая, более пространная цитата из произведения того же святого: “Как Господь твой, не смотря на то, что премногие оскорбляют Его нечестивыми словами, блудодействуют, крадут, разбойничают, раскапывают могилы и делают множество зла, не прекращает своих ко всем благодеяний, но, по своему человеколюбию, всем посылает солнечные лучи, дожди и плоды земные, – так поступай и ты, и, когда будет время для милости и человеколюбия, облегчай бедность, прекращай голод, избавляй от скорби, и ничего больше не разыскивай.

Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из-за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога”.

В другом месте он же говорит “…ты, когда творишь милостыню, не испытывай жизни бедного и не требуй от него отчета в его нравах. Милостынею потому и называется, чтобы мы подавали и недостойным. Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный достоин похвал и венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем подражать Богу, если будем подавать и порочным”.

И совсем уже чётко высказывается святой Иоанн Милостивый: “Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни тех, кому даете”.

Тем более, что искать эффективности своему добру, исходя из мирских соображений “пользы”, в некотором смысле вообще неправильно. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Нет никакого согласия между Евангельским добром и добром падшего человеческого естества.

Добро нашего падшего естества перемешано со злом, а потому и само это добро сделалось злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешают ее с ядом. Хранись делать добро падшего естества! Делая это добро, разовьешь свое падение, разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами».

Однако это не совсем полная картина, есть и иные авторитетные точки зрения

Есть древнее указание в Дидахе о милостыни, которая “…да запотеет в руке твоей, пока узнаешь кому дать” и совет Василия Великого: “Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою”.

Из более близких к нам времён предупреждает и святитель Филарет Московский: “Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души”.

Если суммировать эти две тенденции, то можно прийти к следующей максиме – помогать надо искренно, от сердца, но не автоматически. И всегда и во всем надо действовать так, чтобы не навредить ближнему. Милостыня, совершаемая без рассуждения, возможно, способна спасти Вашу душу – но она станет горящими угольями на голове того, кто использовал накачанного наркотиками малыша, чтобы вытащить из Вашего сердца немного сострадания.

Обман, тем более корыстный – это грех, и я не думаю, что тут будут разногласия. Не искушать ближнего на грех – не меньшая обязанность христианина, чем творить добро. В беседах о милосердии уже упомянутого Иоанна Златоуста множество слов посвящено тому, как дурно творить милостыню, совершая при этом тот или иной грех – тщеславиться собственной добродетелью или гнушаться чужой убогостью.

Святой Иоанн Кронштадтский также жёстко предупреждал, что бессмысленна милостыня, совершаемая “без уважения к лицу ближнего”, да и в целом, с его точки зрения, “милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает”.

Но если творение милостыни сочетается с искушением человека на грех, если его просьба заведомо лжива и каждый добавленный ему рубль побуждает его продолжать своё пагубное для души ремесло – стоит ли подавать?

Я для себя однозначно решил, что не стоит.

Фото: Timon, photosight.ru

Мошенничество в благотворительности возможно не только потому, что люди излишне доверчивы и чтут Иоанна Златоуста. Другая причина подобного обмана, его прямой повод – это леность. Проще, быстрее, удобнее кинуть монетку в подставленную шляпу или протянутую руку, нежели потратить несколько минут на изучение проблемы.

Этим пользуются любые продавцы лёгких путей – будь то предложение быстро заработать или гарантированно похудеть к лету. Мошенник предлагает быстрый и максимально ненапряжный способ сделать мир лучше, паразитируя на добрых склонностях человека и используя склонности дурные, прежде всего лень и нежелание подойти к делу благотворения серьёзно.

Всякий раз, когда рука тянется за кошельком, чрезвычайно не вредно просить самого себя – а не потому ли она тянется, что хочется решить проблему милосердия “на отвяжись”, не включая мозг, не напрягая сердце и не тратя времени, а просто поддавшись рефлексу. Благо, и денег уйдёт немного.

Когда человек при мне подаёт нищему «помолившись и положившись на Волю Божию» я обычно не верю в то, что он действует искренне. Потому что он действует нестандартно. Покупая мебель или вызывая мастера починить компьютер, выбирая место работы или спутника жизни, тот же самый человек почему-то включает совершенно иные принципы – триста раз всё взвесить, проверить и уточнить, выбрать и разобраться, почитать интернет, спросить друзей и экспертов, а не «перекреститься и довериться».

И к делу благотворения стоит подходить так же. Много и разнообразно говорено о том, что милостыня – это не только деньги. Подлинной жертвой являются человеческий труд в том или ином виде. Вникнуть в проблему, определить её суть, найти силы пообщаться, вообще – потратить время, куда более ценное, чем деньги, дать душевное тепло – всё это может быть жертвой. Пусть редкой, но подлинной. Именно такие действия требуют от человека уважения, внимания, терпения и любви.

Взять человека за руку и отвести его туда, где ему действительно помогут, если он подлинно нуждается – бОльшая помощь и бОльшая жертва в наши суматошные времена, чем просто отданные сто рублей, которые всё равно не сыграли бы никакой роли в дальнейшей жизни жертвователя.

Если брать бездомных и нищих – только в Москве есть десятки организаций и просто добровольческих групп, способных если не вывести человека из тяжелого состояния, то хотя бы немного облегчить ему жизнь в целом ().

Если хочется помочь больным детям, взрослым и инвалидам – то подумайте, какой и почему сбор средств будет эффективнее – ходить по метро или по соцсетям с протянутой рукой или привлечь людей, которые выбрали помощь нуждающимся своим постоянным занятием. Если хочется помогать действительно сиротам, беспризорникам, старикам, многодетным – добро пожаловать на волонтёрские сайты.

Я знаю, что волонтёрство – путь не для всех. Но даже если Вы уверены, что единственное, что Вы можете дать нуждающемуся – это немного денег, то постарайтесь действовать не по принципу «лишь бы дать».

В простой ситуации, когда собирающие на дорогостоящее лечение, продающие последнее люди просто не знают, что на свете существует специализированный фонд помощи больным именно с этим диагнозом, именно три минуты общения, пять минут гугления и бумажка с нужным телефоном будут подлинной милостью, а не облегчённый на три монетки кошелёк.

Полезную и разумную вещь сказал Паисий Святогорец: «Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва».

Сделайте свою жертву осмысленной и реальной: выясните суть проблемы, убедитесь, что Вас не обманывают, обойдите друзей с шапкой или откажите себе один раз в небольшой покупке – и отдайте, уже будучи уверены в своём шаге и отвечая за него, сумму более существенную. Не уверены в себе, боитесь нарушить чужие границы или стать жертвой манипуляции – есть в конце концов фонды, которые сделают эту работу за вас.

В следующей заметке я попробую рассказать о том, как узнать и отличить мошенников в интернете и в реальной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *