Митрополит димитрий ростовский

Содержание

«Сочинения Димитрия носят на себе печать благодатного помазания Божия и сообщают это помазание своим читателям»

Святитель Игнатий Брянчанинов

О проекте

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) – один из самых известных и любимых духовных писателей дореволюционной России. Он известен как автор и систематизатор житий святых, богослов, ученый, проповедник, драматург. И в то же время – как великий святой, к мощам которого императрица Екатерина Великая совершила пешее паломничество. В честь него другой императрицей, Елизаветой, назван был город Ростов-на-Дону….

Город в честь ростовского святителя Димитрия

01.11.2018

Завершающий этап выставки о св. Димитрии Ростовском пройдет в Ярославской областной научной библиотеке им. Н. А. Некрасова

Даты проведения выставки и расписание бесплатных лекций даны в афише.

01.10.2018

Выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского» пройдет в Рыбинске

Рыбинский Спасо-Преображенский собор принимает мобильную экспозицию.

13.09.2018

Расписание лекций и занятий с детьми на выставке о св. Димитрии в Центральной библиотеке Ростова

Приглашаем открыть для себя яркие явления культуры и малоизвестные исторические подробности эпохи св. Димитрия.

30.11.2018

Святые подвижники эпохи Петра Первого. «Светлый вечер» на радио «Вера» с Алексеем Крыловым

С темой, разработанной в рамках просветительского проекта о св. Димитрии Ростовском, на радио «Вера» выступил участник нашего проекта.

30.11.2018

«Было интересно и мне подарили подарок!». Дети на выставке о св. Димитрии Ростовском

В материале представлена фотомозаика детских фотографий и подбор детских отзывов по прошедшей с мая по ноябрь 2018 г. выставке о св. Димитрии Ростовском.

30.11.2018

«С великой благодарностью за духовную радость…»

Завершая полугодовое экспонирование выставки «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского» в городах Ярославской области и подводя итоги её деятельности, мы хотим предоставить слово её посетителям.

В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре г. Ростова Великого молитвенно почтили память свт. Димитрия Ростовского. Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник».

Предлагаем вниманию наших читателей статью о праздновании дня памяти святителя Димитрия Ростовского 4 октября 2017 года, опубликованную на сайте Синодального отдела Русской Православной Церкви по монастырям и монашеству «Монастырский вестник».

Мощи св. Димитрия

Самый большой и нарядный храм Спасо-Яковлевского монастыря освящен в честь святителя Димитрия Ростовского. Он…

Статья о храме >>>

ИЗ РУКОПИСНЫХ ТЕТРАДЕЙ XVIII ВЕКА

Чудо 53-е

Московского Зачатьевского девичьего монастыря жилицы Евдокии Семеновой, прозванием Масловой, келейная девица Агафья Андреева, сего 757 года июля 26 дня будучи в Ростовском Яковлевском монастыре объявила, что она была одержима болезнью икотной, от чего днем и ночью мало покоя себе иметь могла. При том же еще сказала, что она мучима была от беса, в коей будучи…

Чудо 62-е

Города Арзамаса посадский человек Василий Андреев сего 1757 года сентября 9 дня приезжал молиться в Ростовский Яковлевский монастырь к новоявленному чудотворцу Димитрию и объявил, что он немоществовал ногами, у коих на колене была на правой ноге рана великая, которая продолжение свое имела шесть лет, но как показанный Василий обещание положил, чтоб ехать в Ростов к…

Чудо 69-е

Его Высокопревосходительства генерал-аншефа, генерал-полицмейстера, действительного камергера кавалера Алексея Даниловича Татищева сын Михаил находился болен обеими ногами через три месяца, за которою болезнью не ходил и не мог на оные приступать, и в той его имеющейся болезни всегда на руках носили. Бывшу же ему в той болезни показанный отец его генерал Алексей Данилович Татищев положил обещание…

Чудо 70-е

Приезжающий на богомолье и имевшийся в Ростове в Яковлевском монастыре отставной прапорщик Дмитрий Савин, сын Мещеринов, по сущей правде и христианской совести объявил, что прошлого 1757 года апреля с 3 дня по мая 26 число как он Дмитрий, так и его жена и дети одержимы были горячкой, в коей им будучи болезни прислана была из…

Чудо 83-е

1758 г. марта 23 дня имевшаяся в Ростовском Яковлевском монастыре из Москвы Василия Иванова Волынского супруга, Агрипина Ивановна с сыном Михаилом, которому от роду 11 лет, по сущей правде и христианской совести объявила, что нынешнего 1758 года января 2 числа оный сын ее Михайло заболел горячкой, и того же января 5 числа был при самой…

Чудо 93-е

1758 г. 20 дня имевшаяся в Ростовском Яковлевском монастыре Ростовского пехотного полка капитана Ивана Иванова, сына Орлова, жена София по сущей правде объявила, что как прошлого 757 г. августа 19 дня российское войско сражение имело с прусскою армией, и в то время в оном сражении был помянутый муж ее капитан Орлов, в коей баталии имел…

Чудо 104-е

Города Ростова жителя, крестьянина Богоявленского Авраамиева монастыря, Федора Федосеева сына Фличина, дочь его Наталья Федорова мучима была от нечистого духа, но как оное ей сего 1757 г. ноября 11 дня мучение от того приключилось, то на другой день приведена была отцом в Зачатьевский Яковлевский монастырь. Как оную Наталью ввели в церковь, начал бес ее мучить,…

Чудо 122-е

Романовского уезда, вотчины полковника Ивана Матвеева, сына Васильева, сельца Дудинского крестьянина Георгия Никифорова дочь, девка Фекла Георгиева сего 1759-го года июня 13-го дня, будучи в Ростове в Яковлевском монастыре для молебствования великому угоднику Божию святителю Димитрию по совести христианской объявила, что у нее в глазах содержима была ломота через пять лет, коими тяжко ей было…

святитель и обитель

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом

Адрес монастыря:
152155, Россия,Ярославская область,
г. Ростов — Великий,
Спасо — Яковлевский Дмитриев монастырь

Телефон: +7 (48536) 7-43-69
Факс: +7 (48536) 7-70-01
Экскурсионная служба: +7 (915) 979-32-47

Святитель Димитрий Ростовский — день памяти 04.10 н.ст. (21.09 ст.ст.), 10.11 н.ст. (28.10 ст.ст.).

Свт.Димитрий Ростовский
Икона свт.Димитрия Ростовск. с частицей мощей в жен. мон-ре «Всецарица» г.Краснодар

Святитель Димитрий (в миру Даниил Туптало), родился в декабре 1651года в местечке Макарово, недалеко от Киева, сын казака. В 1662 году Даниил был отдан родителями в Киевскую академию, где успешно изучил греческий и латинский языки. 9 июля 1668 года Даниил принял постриг с именем Димитрий в одном из черниговских монастырей, вскоре он был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему проповедовать в своем кафедральном соборе. В течение двух лет святитель часто проповедовал на кафедре,- и так прославился своим красноречием, что Литва и Малороссия наперебой приглашали его к себе в проповедники.
В 1684 году иеромонаха Димитрия вызвал к себе настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам и поручил составление Четиих-Миней (Жития святых) на каждый день года. С этого времени вся жизнь свт.Димитрия была посвящена выполнению этого труда. В течение целых двадцати лет (1684-1704гг) он с необыкновенной энергией собирал сведения из многих различных источников, изучал и составлял жития святых излагая их доступным языком. С тех пор жития святых стали любимым чтением для верующих русских людей. Окончил он свой колоссальный труд уже на кафедре Ростовского митрополита.
С 1702 года он становится митрополитом Ростовским, где выступает на борьбу с расколом и пишет подробное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием: » Розыск о брянской вере». Семь лет его архипастырского служения в Ростове представляют непрерывный ряд трудов на укрепление веры: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он на свои средства устроил в Ростове(Великом) училища и был, как отец, близок к своим воспитанникам. Они часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. Многие их этих возвышенных песней святителя Димитрия («Иисусе мой Прелюбезный», «Вопию к Богу в беде моей», и др.) пелись в народе в дореволюционной России. Кроме Четиих Миней и «Розыска о брянской вере», святитель Димитрий написал множество слов и поучений, «Краткий катехизис», «Келейную летопись», «Летопись царей и патриархов», «Каталог Российских митрополитов» и другие труды. Творения святителя Димитрия проникнуты глубокой верой, теплотой и легко читаются , так как русский язык доведен в этих трудах до замечательной простоты и изящества. Он вполне народный писатель.
Частная жизнь святителя Димитрия была преисполнена подвигами поста, молитвы и милосердия. Пищу он принимал самую простую и всегда в очень ограниченном количестве. Для всех он был доступен, ко всем ласков и снисходителен. 28 октября 1709 года великий подвижник науки и благочестия мирно отошел ко Господу во время келейной молитвы: его нашли коленопреклоненно упавшим перед иконой Спасителя. 21 сентября 1752 года были обретены его нетленные мощи. Произошло это во время ремонта церкви монастыря, где был похоронен святитель Димитрий. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений и святитель был причислен к лику святых.

В наше время нетленные мощи всятителя Димитрия Ростовского находятся в Спасо- Яковлевском Димитриевом мужском монастыре города Ростова Великого. Монастырь расположен на берегу озера Неро и был основан в 1389 году свт. Иаковом, епископом Ростовским. Первоначальное название монастыря было Зачатьевским, т.к первая построенная церковь именовалась Зачатия прав. Анны. Впоследствии название монастыря было преобразовано : Яковлевским он назывался по имени своего настоятеля, Спасским — из-за приписанного к обители в 1764 году Спасского женского монастыря, Димитриевым — по причине пребывания в нем нетленных мощей свт. Димитрия Ростовского.
До XVII века все монастырские постройки были деревянные. Позже к ним добавились величественные соборы, выстроенные на средства гр. А.Орловой-Чесменской и гр.П.Шереметьева. Святые нетленные мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают, в так называемом Шереметьевском храме во имя свт. Димитрия. В этом году Русская Православная Церковь отметила 255-летний юбилей обретения мощей свт. Димитрия Ростовского.
Святителю Димитрию молятся и просят помощи в грудных болезнях.
Тропарь на 1-й песни канона:
«Постничеством и воздержанием всяким поработивый тело духу, и тем сделавый нетление и цельбоносную силу и бренному веществу твоему, научи и нас, отче святый, Богу, а не мамоне работати»
Тропарь, глас 8:
Православия ревнителю и раскола искоренителю,/ Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,/ списанми твоими буих уцеломудрил еси,/ цевнице духовная, Димитрие блаженне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и через Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия./ Той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобщает, якоже Павел Христу,/ и спасает правоверием души наша.
Молитва.
О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господе м и помощник на преобретение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего Диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою.
Ты, святителю, Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем, ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклонившияся на путь истины наставлял еси. Споспешествуй убо и мне кратковременный путь жизни моея исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся Ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бренного сего телесе, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не Даждь сатане возгордится победою над немощною душею моею: избави ю от геены, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небесного Царствия в Троице славимого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки. Аминь.
Молитва свт. Димитрия Ростовского.
Спаси мя, Спасе мой, по Твоей благости, а не по моим делом! Ты хощеши мя спасти, Ты веси, коим образом мя спасти: спаси убо мене, яко хощеши, яко можеши, яко веси: имиже веси судьбами спаси мя! Аз на Тя, Господа моего, надеюся, и Твоей воле Святой себе вручаю: твори со мною еже хощеши! Аще хощеши мя имети во свете: буди благословен. Аще мя хощеши имети во тьме: буди паки благословен. Аще отверзеши ми двери милосердия Твоего: добро убо и благо. Аще затвориши ми двери милосердия Твоего: благословен еси, затворивый ми в правду. Аще не погубиши мя со беззакониями моими, слава безмерному милосердию Твоему. Аще погубиши мя со беззаконми моими, слава праведному суду Твоему: якоже хощеши, устрой о мне вещь!
Используемая литература:
1. » Избранные жития святых», Изд.Сатис СПб.1994 г.
2. «Дивен Бог во святых своих», Изд.Православное братство св.ап. Иоанна Богослова,1998г.
3. Спутник паломника.

Димитрий Ростовский

Материал из Википедии — свободной энциклопедии В Википедии есть статьи о других людях с именем Димитрий.

Димитрий Ростовский
Портрет-парсуна, начало XVIII в. (?)
Митрополит Ростовский и Ярославский
4 января 1702 — 28 октября 1709
Предшественник Иоасаф (Лазаревич)
Преемник Досифей (Глебов)
Митрополит Тобольский и всея Сибири
23 марта 1701 — 4 января 1702
Предшественник Игнатий (Римский-Корсаков)
Преемник Филофей (Лещинский)
Имя при рождении Данила Саввич Туптало
Рождение 21 декабря 1651
местечко Макаров, Киевский полк, Русское царство
Смерть 8 ноября 1709 (57 лет)
Ростов, Русское царство
Похоронен
  • Ростов
Канонизирован 22 апреля 1757; Святейший правительствующий синод
Лик святости святитель
День памяти 21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых
Димитрий Ростовский на Викискладе

Дими́трий Росто́вский (в миру Дани́ла Са́ввич Тупта́ло; 11 (21) декабря 1651, местечко Макаров, Киевский полк, Войско Запорожское — 28 октября (8 ноября) 1709, Ростов Великий, Ярославщина, Царство Русское) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.

В 1757 году Димитрий Ростовский прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых.

Жизнеописание

Родился 11 (21) декабря 1651 в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало.

Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.

Портрет митрополита Димитрия (из фондов НХМУ)

После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). В марте 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Максаковский Преображенский монастырь. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 26 октября (5 ноября) 1683 оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. С 23 апреля (3 мая) 1684 поселился в Киево-Печерском монастыре, в котором получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.

По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

Царь Петр I 18 июня 1700 года шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. 16 октября 1700 года патриарх Адриан умер, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Указом от 27 дек. 1700 г. царь Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.

10 февраля 1701 года Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определён на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию, Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».

Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

В могиле, вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

В настоящее время мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре.

Канонизация

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910) Икона XVIII века

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Увековечение памяти

Памятник святителя Димитрия Ростовского перед кафедральным собором в Ростове

В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная Крепость святого Димитрия Ростовского, развившаяся впоследствии в г. Ростов-на-Дону.

В 1999 году в Ростове-на-Дону перед Собором Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральным собором Ростовской и Новочеркасской епархии, установлен памятник Димитрию Ростовскому.

Литературное наследие

Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов и песен, попавших, в частности, в Богогласник. Академик Д. С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (т. н. «Ростовское действо») (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) — сохранились до наших дней.

В последние годы своей жизни Димитрий, видя, что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступным для простого народа языком сочинения против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Четьи-Минеи

Четьи-Минеи, Киев, 1714 год Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского с рукописным автографом автора 1706г Из хранилищ архива ФГУК ГМЗ «Ростовский Кремль»

Работа над изданием Четьи-Минеи (Житий святых) была начата 6 мая 1684 года и продолжалась с перерывами в течение 20 лет. При написании своего произведения Димитрий пользовался готовыми Макарьевскими минеями, для этой цели последние привозили из Москвы; а Димитрий существенно сократил готовый сборник, и некоторые Жития святых переписал в своём изложении. Основными же источниками для работы над переписанными Димитрием Житиями святых были западные источники: латинский сборник монаха картезианца Лаврентия Сурия «De vitis sanctorum omnium nationum, ordinum et temporum» — 7 томов, 1573—1586 (латинская обработка Житий святых Симеона Метафраста), его же сочинение «De probatis sanctorum historiis»; вышедшие тома «Acta Sanctorum» («Деяния святых») в издании болландистов (к 1688 году вышли 18 томов с января по май); «Annales Ecclesiastici» («Церковные Анналы») кардинала Барония (в обработке Скарги); но особенно польский сборник житий иезуита Петра Скарги «Żywoty świętych» («Жития святых»). Влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле Житий святых, написанных Димитрием.

Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников, и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.

Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца.

  • Первая книга — 1689 год и напечатана в Киеве.

После написания первой книги работа была остановлена; в свою книгу Димитрий внёс католическое учение о Непорочном Зачатии Девы Марии, которое в Православной церкви считается еретическим, кроме того, назвал Августина и Иеронима святыми (до этого времени последние таковыми не являлись в Православии, а назывались лишь блаженными). Данные факты заметил Московский патриарх Иоаким, который запретил Димитрию печатать готовые Жития. 21 июня 1689 году Димитрий отправляется в Москву вместе с гетманом Иваном Мазепою. Здесь 25 августа 1689 года Димитрий преподносит государям, Иоанну и Петру, один экземпляр житий святых; подарок был принят благосклонно и вызвал ответный дар в виде двух роскошных лисьих мехов. Листы с замеченными неправославными мнениями из первого тома были выдраны.

После смерти патриарха Иоакима патриарх Адриан поощрил дальнейшее составлений житий на весь год своей грамотой и деньгами, дал Димитрию 10 рублей;

  • Вторая книга — окончена в 1690 году, напечатана в 1695 году.
  • Третья книга — 1700 год, после её печати Димитрий написал небольшую книгу «Мартиролог вкратце», поместив в неё в сокращенном виде жития святых за год.
  • Четвёртая книга — 9 февраля 1705 года.

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который, после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Достоевский писал:

…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.

— Ф. М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»

Четьи-Минеи стали источником вдохновения и для А. С. Пушкина — на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.

Труды

Архиерейский посох Димитрия Ростовского. Фото С. М. Прокудина-Горского (1911)

  • Четьи Минеи (Жития святых);
  • Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, сказующая деяния от начала миробытия до рождества Христова,: Собранная из божественнаго писания, из различных хронографов и историографов греческих, славенских, римских, польских, еврейских и иных. Часть 1 Часть 2
  • Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;
  • Утешение человеку в скорби, беде и гонении;
  • Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне
  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;
  • О исповедании грехов и святом причащении;
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;
  • Плач на погребение Христово;
  • Розыск о раскольнической Брынской вере;
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;
  • Краткие богомысленные размышления;
  • Руно орошенное.
  • Пяточисленные молитвы
  • Псалтирь Божией Матери

Произведения, издаваемые под именем митрополита Димитрия Ростовского, но не принадлежащие ему

  • Зерцало православного исповедания; — настоящий автор неизвестен. Предположительно — свщмч. Арсений Мацеевич
  • Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем;
  • Алфавит духовный; Настоящий автор — митрополит киевский Исайя Копинский

Примечания

  1. ↑ И. Шляпкин Димитрий св. митрополит Ростовский // Русский биографический словарь — СПб.: 1905. — Т. 6. — С. 389–394.
  2. ↑ А. А. Крумминг «Святой Димитрий Ростовский: точная дата рождения» // Сообщения Ростовского музея, Выпуск 3 Музей, 1992
  3. ↑ 1 2 3 Святой Димитрий Ростовский
  4. ↑ Димитрий (Туптало) (сайт Русское Православие) Архивная копия от 31 октября 2007 на Wayback Machine
  5. ↑ Соловьёв С. М. История России с древнейших времён
  6. ↑ Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114.
  7. ↑ Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114—115.
  8. ↑ Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежнее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
  9. ↑ Лихачев Д. С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
  10. ↑ Вертеп Алексея Стрельникова (недоступная ссылка)
  11. ↑ М. А. Федотова, Я. Э. Зеленина. Димитрий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 8-30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  12. ↑ Скарга, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. ↑ протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия II. Встреча с Западом 1. На распутье.
  14. ↑ Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М. 1991 г. Т. 3. С. 524.
  15. ↑ Иоанн (Кологривов), иеромонах Очерки по истории Русской святости Часть третья РУССКАЯ СВЯТОСТЬ ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ И ПОЗЖЕ СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (1651—1709)
  16. ↑ Яков Кротов. История как жизнь. Димитрий Ростовский
  17. ↑ Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века
  18. ↑ О значении Четьи-Миней святителя Димитрия для русского народа

Литература

Список произведений

  • Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: В 5 томах. — М.: В Синодальной Тип.
    • Том первый, содержащий в себе разные небольшие сего Святителя творения, с присовокуплением жития его и келейных записок. — 6-е изд. — 1839. — VI, 525 с.
    • Том второй, содержащий в себе поучения на Воскресные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 694 с.
    • Том третий, содержащий в себе Поучения на разные праздничные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 640 с.
    • Часть четвёртая, содержащая в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова. — 7-е изд. — 1849.
    • Том пятый, содержащий в себе: Зерцало православного исповедания, Краткое Христианское нравоучение и Разные слова. — 4-е изд. — 1835. — 146 с.

Библиография

  • Св. Димитрий митрополит Ростовский // Православная богословская энциклопедия. — Т. 4. — Прил. к журн. «Странник» за 1903 год.
  • Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. — Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0292-4..
  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник. — Ростов, 1998. — 80 с.
  • Крылов А. О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 51—60.
  • Мельник А. Г. Житийная икона Димитрия Ростовского // Книжная культура Ярославского края-2011. — Ярославль, 2012. — С. 5—12. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Мельник А. Г. Когда был крещён св. Димитрий Ростовский? // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 183—186.
  • Мельник А. Г. Уникальная икона Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 89—96. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Пархоменко Н. В. Портреты свт. Димитрия Ростовского и его отца Саввы Туптало в собрании Национального художественного музея Украины // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 387—397.
  • Федотова М. А., Зеленина Я. Э. Димитрий (Туптало) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 8—30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  • Федотова М. А. Житие, почитание и прижизненные чудеса св. Димитрия Ростовского // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 273—310.
  • Федотова М. А. Источники Жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. — СПб.: Пушкинский Дом, 2011. — Т. 2. — С. 180—222. — ISBN 978-5-91476-035-6.
  • Хондзинский П., прот. Святитель Димитрий Ростовский и богословское наследие древнего Киева// Православие и православная культура в эпоху святого Димитрия Ростовского. — Ростов: Издание Спасо-Яковлева Димитриева монастыря, 2018.
  • Цыб С. В. Святитель Димитрий Ростовский — первый русский хронолог // Изв. Алтайского гос. ун-та. — Вып. 4. — 2000.
  • Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). — СПб., 1891.

Ссылки

  • Труды Димитрия Ростовского на сайте Тверской епархии
  • Святитель Димитрий Ростовский. Жизнь, труды, эпоха. Сайт, специально посвященный личности митрополита Димитрия Ростовского и его времени. Содержит обширную электронную библиотеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *