Митрополит Владимир киевский

Содержание

Священномученик Владимир (Богоявленский)

(Память 25 января / 7 февраля)

Священномученик Владимир (Богоявленский)

«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось…» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины. И именно в этих словах он отразил свою внутреннюю, сердечную связь со святым князем Владимиром Великим. Ведь князь Владимир насадил на Руси веру Христову, а священномученик Владимир исповедал ее пролитием собственной крови, «чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось».

Святой Владимир (Богоявленский) – первый из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея. Он возглавил сонм святых, запечатлевших исповедание Христа своей кровью, и стал одним из первых небесных молитвенников за Церковь в годы жесточайших гонений.

Родился священномученик Владимир 1 января 1848 года в семье благочестивого священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детских лет, проведенных в простой тамбовской деревне, Василий (так мальчик был назван в Крещении) хорошо знал народную жизнь, сам трудился на земле, как и простые крестьяне, и в будущем пастырстве он отличался именно чуткостью к простым людям, к их бедам и радостям. По некоторым сведениям, мальчик рано, в девятилетнем возрасте, узнал сиротство, отец его был убит, и сына воспитывала мать. Кроме того, отличительной чертой характера мальчика была застенчивость, и эта черта сохранилась у него на всю жизнь.

Жизненный путь сына священника повторял путь многих других представителей духовного сословия. Это учеба последовательно в духовных училище, семинарии в Тамбове и академии в Киеве. В духовных школах того времени царили более чем строгие порядки. В училищах и семинариях кормили впроголодь, бурсаки ходили в худой одежонке, зимой помещения с трудом отапливались, за провинности жестко наказывали. Но выдающиеся способности Василия помогли ему преодолеть все трудности – мальчик всегда был в десятке лучших учеников.

Завершив обучение со степенью кандидата богословия, Василий Никифорович стал преподавателем родной семинарии. Ему прочили путь талантливого преподавания и высокой науки, о чем говорит само количество преподаваемых предметов в семинарии: Священное Писание, литургика, гомилетика, пастырское богословие и немецкий язык, да еще в епархиальном женском училище география. Однако Василий пошел на весьма решительный шаг: ради пастырской деятельности он оставил преподавание.

Талантливый проповедник, отец Василий стал вводить новую практику – внебогослужебные беседы с прихожанами

Господь послал ему хорошую супругу, ставшую поддержкой в священном служении. А сам Василий в 1882 году был рукоположен во священника и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей г. Козлова. Здесь раскрылись не только его административные таланты, но прежде всего сердечное отношение к пастве – любили отца Василия и клирики, и миряне. Талантливый проповедник, отец Василий стал вводить новую практику – внебогослужебные беседы с прихожанами. Люди спешили послушать любвеобильного батюшку.

Простым человеческим счастьем – семьей – отец Василий утешался недолго. Супруга страдала туберкулезом, ежегодное лечение на Кавказе не помогло. Жена, а затем и единственный ребенок безвременно отошли ко Господу. Такое горе могло захватить с головой, лишить сил и активности, вывести из русла полноценного служения Церкви. Но отец Василий воспринял трагедию как Божий Промысел, который возводил его на новый путь. И это был путь Христова святителя. 8 февраля 1886 года он принял иноческий постриг с именем в честь равноапостольного князя Владимира, на следующий день был возведен в сан архимандрита, а вскоре назначен настоятелем Антониев монастыря в Великом Новгороде. В безраздельном служении Христу архимандрит Владимир нашел для себя подлинное утешение.

Священномученик Владимир (Богоявленский) в сане иеромонаха (3-й слева, сидит) и неизвестные священнослужители

Генерал Киреев задумался и сказал: “Ах, много ужасного увидите вы в жизни Церкви…”. К этим словам владыка отнесся как к пророчеству

Господь Бог. Сам избирает Себе служителей по слову Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15: 16). Промысл Божий вывел отца Владимира к высшему иерархическому служению: 3 июня 1888 года в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. После хиротонии к нему подошел известный славянофил, увлекавшийся вопросами церковной веры генерал Киреев и спросил: «Сколько вам лет, владыко?» Он ответил: «40 лет». Генерал вздохнул, задумался и сказал: «Ах, много ужасного увидите вы в жизни Церкви, если проживете еще хоть 25 лет». К этим словам генерала Киреева владыка отнесся как к пророчеству и со скорбью вспоминал их в смутное время в начале XX века.

Что же нам известно о святительском служении владыки Владимира? Это был епископ, который искренне любил простых людей, редкостную отзывчивость проявлял он ко всем нуждам паствы и духовенства. Особое внимание он уделял духовно-нравственному просвещению мирян. В епархии организовал внебогослужебные беседы с паствой, к которым привлекал все приходское духовенство. А его собственные проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующим и любящим сердцем, привлекали многих слушателей и производили на них сильнейшее впечатление. По отзывам присутствовавших на проповедях владыки, «простая, безыскусная форма речи была согрета огнем такой глубокой искренности, что производила изумительное впечатление, неотразимо увлекая слушателей. Неудивительно, что церковь, где проповедовал владыка, была всегда полна».

В 1891 году епископа Владимира назначили на Самарскую кафедру. Это пришлось на крайне трудное время – губернию поразили холера и неурожай. Власть растерялась: что делать? И первый, кто пошел к народу с крестом в руках, был епископ Владимир. Именно он в тяжелую минуту стал истинным печальником и нравственной опорой людей. Повсюду святитель оставался неразлучно с паствой: служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий и в местах, охваченных эпидемией; безбоязненно посещал холерные бараки со словом утешения и молитвой, а на холерном кладбище совершал панихиды о почивших. Владыка содействовал и распространению врачебной помощи, а для преодоления голода устроил при монастырях и отдельных храмах бесплатные столовые и чайные. Повсюду владыка направлял воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы «голодного хлеба», чтобы обратить внимание правительства на бедственное положение народа, которое скрывала местная власть.

О жизни владыки Владимира в Самаре так отзывался епископ Серафим (Александров): «Это был служитель, поражавший нас, молодых служителей Церкви, своей любовью к благоговейной службе Божией, усердием к делу проповеди… Народ вспоминал служение его десятки лет, и высшей похвалой служителям Церкви были слова: “Ты служишь, как владыка наш Владимир”».

Однажды за богослужением в самарском соборе присутствовал известный юрист А.Ф. Кони, который услышал проповедь владыки. Проповедь так потрясла юриста, что Кони сообщил об архипастыре обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву. С этого времени началось быстрое продвижение владыки Владимира вверх в церковной иерархии. В 1892 году его назначили экзархом Грузии. К этому времени заботами владыки в Самарской епархии было открыто около 150 церковно-приходских школ, выстроено 10 новых храмов. Протоиерей И. Лазарев вспоминал о том, как прощались самарцы с владыкой: «Да! Доступен был простому народу Высокопреосвященнейший Владимир, как редко бывают доступны лица, облеченные столь высоким саном! Мы слышали от многих видавших проводы архиерея, что такого сердечного прощания они не видели. “Отец был, а не владыка! – характеризовал его по-своему простой народ”».

Шесть лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. И опять-таки пришлось это на время крайних трудностей. На Кавказе возрастали националистические идеи, к людям, приезжавшим из России, иногда появлялась вражда, и для управления церковной жизнью здесь требовались рассудительность и чуткость. Владыка посвятил себя духовному просвещению разноплеменного населения, открыл свыше 300 церковно-приходских школ, в которых кроме православных учились мусульмане и иудеи, протестанты и армяне, старообрядцы и дети сектантов. Целью ставилось, конечно, не только просвещение, но и знакомство местных жителей с православной культурой и верой. За годы служения владыки на Кавказе там было построено и возобновлено более 100 храмов, восстановлен древний Мцхетский собор, устроена духовная семинария в Кутаиси.

Как только и на Кавказе разразилась холера, владыка устроил при храмах столовые для бедного народа. И несмотря на всё это, именно отсюда на него писалось множество доносов с клеветой и даже было организовано покушение на жизнь – несостоявшегося убийцу схватили в кустах у дома экзарха с кинжалом в руках. Владыка являл удивительные кротость и незлобие. Будучи призван на более высокое служение, прощаясь с грузинской паствой, он говорил: «Отпустите же и вы меня с миром и любовью. Если я по невнимательности, или по недопониманию, или по неправильному взгляду на вещи обидел или преогорчил кого-либо, покройте это любовию своею…»

Священномученик Владимир (Богоявленский) В 1898 году священномученика Владимира возвели на Московскую кафедру, где он провел 14 лет, ставшие апогеем его архиерейского служения. В древнерусской столице среди простого народа распространялись социалистические и атеистические учения, интеллигенция проявляла индифферентность к вере и Церкви, люди во множестве своем начинали забывать Бога, в итоге утрачивали нравственность, и противопоставить этому можно было только активную христианскую деятельность, растворенную личным благочестием.

Невозможно перечислить всё совершенное здесь святителем Владимиром. Назовем только некоторые из его деяний. Для укрепления веры владыка открыл многочисленные миссионерские курсы, куда набирались учащиеся из числа фабричных рабочих. Он устроил народно-церковные хоры, чтобы простые люди непосредственно участвовали в богослужении. Создал множество просветительских и благотворительных учреждений: Миссионерское братство в честь Воскресения Христова, Московский епархиальный миссионерский совет, Братство святителя Алексия при Чудовом монастыре, расширил деятельность противораскольничьего Братства святителя Петра, открыл ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства епархии.

Святитель Владимир добился открытия в Московской духовной академии специальной кафедры истории и обличения сектантства

Противодействуя натиску сектантов, владыка учредил Златоустовский религиозно-философский кружок учащихся и женские богословские курсы. В 1907 году священномученик Владимир добился открытия в Московской духовной академии специальной кафедры истории и обличения сектантства, и это повлекло за собой открытие таких же кафедр в других духовных академиях.

Зная основные народные искушения, владыка Владимир стал вести активную борьбу с алкоголизмом. При личном участии владыки Московское епархиальное общество борьбы с пьянством осуществляло широкую практическую деятельность, спасая страдающих от алкоголизма людей. На эту тему писалось множество статей и книг, проводились съезды, шел обмен опытом.

«Нужно, прежде всего, думать не о том, что взять от народа, но о том, что мы сами можем дать ему», – говорил святитель московским семинаристам, уча не столько словом, сколько собственным примером. Стоять как можно ближе к народу было и здесь основным лейтмотивом жизни святителя. Владыка открыл благотворительные общества, богадельни, приюты. Кроме того, будучи духовным руководителем великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны († 1918), владыка Владимир оказал ей существенное содействие в основании Марфо-Мариинской обители. А в центре Москвы возвел Епархиальный дом, в котором проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом, занимались народные церковные хоры. Кстати, при Епархиальном доме выросла прекрасная церковь во имя святого князя Владимира, как бы наглядно показывая, чье дело продолжает святой Владимир (Богоявленский).

“Евангелие детства” митрополита Владимира в то время было единственным пособием для детей

Преданный апостольскому служению, святитель издавал и бесплатно распространял тысячи брошюр и листков. Особенной любовью у людей того времени пользовалось сочинение самого митрополита Владимира «Евангелие детства». На тот момент это оказалось единственное и весьма ценное пособие по религиозно-нравственному воспитанию детей.

Понимая всю пагубность распространявшейся в обществе новой идеологии, священномученик Владимир резко обличал социалистические и атеистические идеи, зачастую не находя поддержки среди власть имущих. В годы революции 1905–1907 годов он не боялся ездить на заводы и фабрики, выступать среди рабочих. Да, владыка обладал от природы скромностью и мягким характером, но когда нужно было стоять за веру, он всегда оказывался тверд и неподкупен, и это влекло за собой многие жизненные испытания. Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904–1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».

“Я человек не этикетный… там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости…”

В 1912 году высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода. Это, конечно, было первое место в церковной иерархии того времени, и с чисто внешней стороны митрополиту Владимиру можно было только завидовать. Но сам священномученик не желал такого назначения и согласился только после письма к нему императора Николая II. Перед переездом в Санкт-Петербург владыка молился у святынь древнего Новгорода. Епископ Новгородский спросил владыку Владимира, о чем он так скорбит, и владыка ответил: «Я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись там “ко двору”; там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости».

Священномученик Владимир (Богоявленский) Именно так и получилось. Три года управления столичной епархией оказались чрезвычайно сложными. В Петербурге усилилось влияние Григория Распутина, священномученик Владимир видел гибельные последствия этого для церковных и государственных дел, для жизни царской семьи. За открытое неприятие Распутина святитель Владимир впал в немилость. Шла Первая мировая война, Россию уже охватывали революционные настроения. Митрополит Владимир, как мог, противостоял приближавшейся смуте, входя в противоречия с политическими силами. Для воинов же и родственников убитых на войне организовывал благотворительную помощь. А тем временем на него писались доносы. В ноябре 1915 года в качестве своеобразной ссылки его перевели в Киев. Один архиерей, провожая опального святителя, сказал: «Вы были первенствующий иерарх между нами не только по своему общественному положению, но и по вашим высоким духовным качествам… Вы не боялись говорить правду, сознательно подвергая себя огорчениям и страданиям, и терпели их с величайшею твердостью души». Известный церковный деятель того времени митрополит Антоний (Храповицкий) оставил такой отзыв: «В то время как другие совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, митрополит Владимир не боялся говорить “правду царям”, и не “с улыбкой”, как наш старинный поэт, но со слезами, сознательно подвергая себя страданиям и в то же время претерпевая все житейские скорби со смирением и величайшей твердостью души».

В декабре 1915 года митрополит Владимир вступил в управление Киевской епархией. Правда, оставался он в Киеве недолго. Будучи первенствующим членом Синода, святитель должен был присутствовать в столице, и для участия в заседаниях владыка выехал в Петроград. Наступало самое скорбное время в судьбе родного Отечества.

Когда Петроград был полностью парализован политическими забастовками и демонстрациями, святитель Владимир, будучи разочарован событиями, отказался от какого-либо участия в разрешении ситуации и отверг предложение князя Н.Д. Жевахова обратиться с воззванием к народу, сказав: «Это всегда так. Когда мы не нужны, тогда нас не замечают, а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью». Временное правительство назначило нового обер-прокурора, который пытался заставить членов Синода принимать лишь ему угодные решения, митрополит Владимир не соглашался, в итоге все члены Синода, включая святителя Владимира, были уволены, и митрополит Владимир вернулся в Киев.

Тем не менее, Церковь продолжала жить и действовать. 15 августа 1917 года в Москве началось грандиозное и долгожданное мероприятие, назревавшее целых два века, – открылся Всероссийский Поместный Собор. Почетным председателем Собора стал митрополит Владимир (Богоявленский). Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме, устроенном когда-то старанием митрополита Владимира. На Соборе были приняты исторические решения в жизни Церкви, и самое главное – восстановлено Патриаршество. 5 ноября, когда в храме Христа Спасителя требовалось окончательно избрать патриарха из трех кандидатур, именно митрополит Владимир после Божественной Литургии вынес ковчежец, содержащий три жребия, на амвон, благословил им присутствующих и снял печати. Старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий, помолившись, вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель громко прочитал: «Тихон, митрополит Московский, – аксиос!»

Кстати, Святейший Патриарх Тихон, хорошо знавший священномученика Владимира, так отзывался о нем: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось».

В своих делах владыка являл себя как апостол любви. Чем же воздали ему?

Октябрьский переворот 1917 года вызвал множество нестроений не только в государственной, но и церковной жизни. На Украине ярко выразились сепаратистские движения, появились тенденции к отделению от Русской Православной Церкви. Достаточно быстро в Киеве был организован съезд некоторой части клира и мирян, который образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской церкви. Священномученик Владимир встал на защиту единства Церкви, призывал и пастырей, и паству избегать вражды и препятствовать расколу, предостерегая, что отделение, «конечно, только порадует внутренних и внешних врагов». Владыка просил духовенство и мирян «поддерживать всеми мерами единение между собой и со всей Православной Русской Церковью». В адрес святителя посыпались оскорбления и стали поступать угрозы. Националисты настраивали против митрополита братию Киево-Печерской Лавры, распространяя клевету, якобы он «обирает Лавру, получая огромные деньги».

Близилась личная Голгофа священномученика Владимира. Киев был захвачен большевиками, во время обстрелов Лавры шрапнельная пуля попала в образ Казанской иконы Божией Матери. Пробив стекло, пуля вошла в область сердца Богоматери. Вид этой иконы производил потрясающее впечатление не только на верующих, но и на большевиков, которые останавливались перед ней с изумлением. И эта рана святого образа предвещала кровоточащие раны служителей Божиих. В городе начались невиданные дотоле грабежи и насилия. Вооруженные люди врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, с руганью глумились над святынями, вламывались в жилища монахов, стреляли над их головами, избивали и грабили.

24 января 1918 года, перед Литургией, митрополит Владимир служил в Великой церкви акафист Успению Божией Матери. По наблюдению присутствовавших, владыка читал акафист в этот день с особенной проникновенностью и задушевностью. Он как будто чувствовал предстоявшее ему.

Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года 25 января (7 февраля по новому стилю) вооруженные люди ворвались в покои священномученика Владимира. Хотя красный террор в отношении священнослужителей еще только должен был начаться, владыка понял, что его поведут расстреливать. Выходя из покоев, он благословил своего келейника, поцеловал и, пожав руку, сказал: «Прощай, Филипп!» Келейник вспоминал, что «владыка был спокоен, словно шел на служение Литургии». Всех присутствующих в доме святитель благословил со словами: «Прощайте!»

Митрополита вывели на лаврский двор и повели к воротам обители. Возле Великой лаврской церкви солдаты закурили, а митрополит стал молиться напротив входа в храм. Дойдя до ворот Лавры, он повернулся к иконе святителя Николая, перекрестился и поклонился.

Солдаты посадили святителя в автомобиль и, проехав с километр, остановились. Митрополита повели влево от дороги на небольшую поляну между крепостных валов. Владыка спросил: «Что, вы здесь хотите меня расстрелять?» «А что же? Церемониться с тобою?» – ответили ему. На это священномученик лишь попросил дать ему время помолиться. «Но только поскорее!» – нетерпеливо сказал один из убийц.

Воздев руки к небу, святитель вслух молился: «Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром». Затем он благословил убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Не успел он еще опустить руки, как раздались выстрелы, и святитель упал. Убийцы сделали еще несколько выстрелов, а затем ударили его штыками.

Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года Тело священномученика Владимира, обезображенное колотыми и огнестрельными ранами, было найдено на следующее утро богомольцами, идущими в Лавру.

Еще шел Поместный Собор, и мученическая кончина святителя потрясла его участников. В этом видели грозное предзнаменование грядущих кровавых событий. И действительно, мученичество святителя Владимира (Богоявленского) стало началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь. Бесчисленное множество клириков и мирян приняли мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти.

Поместный Собор 1918 года установил ежегодно в день смерти митрополита Владимира молитвенно поминать всех новомучеников и исповедников, «во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, на заседании Собора, посвященном памяти убиенного митрополита Владимира, сказал: «Мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была… жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».

Прошли десятилетия, канули в лету безбожные идеи, вдохновлявшие убийц святых людей, гонения на Церковь завершились, и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, к лику святых. Честные его мощи были обретены 20 июля того же года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Впрочем, стоило бы помнить, что каждый святой человек, даже такой, который мужественно терпит страдания за Христа, остается еще и просто человеком, со своим неповторимым внутренним миром. Хочется привести слова протоиерея Иоанна Восторгова, произнесенные об убиенном митрополите Владимире на Поместном Соборе 1918 года: «Мало кому ведомо, что покойный был поэт в душе, чрезвычайно любил природу, ценил красоту, любил стихи и до старости сам составлял стихотворения. Помню, раз утром, в вагоне, при переезде из Петрограда в Москву, куда он возвращался на пасхальные дни, в бытность еще митрополитом Московским, он признался, что так любит Москву, так рад приезду своему, что всю ночь спал тревожно, и чувства радости и любви к Москве выразил в составленном длинном стихотворении, которое тут же и прочитал нам.

Священномученик Владимир (Богоявленский) При таком нежном и впечатлительном сердце, естественно, он болезненно переживал события в церковной жизни последнего времени, начиная со дня своего вынужденного перевода в Киев… Все, что за сим последовало, кончая событиями на Украине, – все это глубоко потрясло владыку. Но, не будучи по природе человеком активной борьбы, он все более и более уходил, замыкался в себя, молчал и только близким людям жаловался, что остается совершенно одиноким. Тихо и молчаливо он страдал. Думается, не так уж он был и одинок, как ему казалось, были сочувствующие его строго церковному мировоззрению, но эти-то сочувствующие сами ждали, что именно митрополит Владимир даст клич, соберет их около себя, выступит с ярким протестом…»

Здесь остановимся. Сила Церкви Христовой – не в протестах. Она в верности заповедям Христа, Который Сам был невинно убит, но чудным образом покорил мир верой в Евангелие. И так каждый святой, терпя по образу Спасителя невинные страдания, становится участником духовной победы, превышающей все жалкие блага кратковременной жизни.

Вот еще слова протоиерея Иоанна Восторгова, который, кстати, и сам был расстрелян несколько месяцев спустя: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный, правдивый, смиренный митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос в глазах верующих, и смерть его такая, как и вся жизнь, без позы и фразы, не может пройти бесследно».

Святый угодниче Божий, священномучениче Владимире, моли Бога о нас!

Священник Валерий Духанин

Владимир (Богоявленский)

Религия Годы жизни:

13 января 1848 — 07 февраля 1918

епископ Православной Российской Церкви, митрополит Московский и Коломенский , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский , митрополит Киевский и Галицкий ; первенствующий член Святейшего Синода

Митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский; 1 января 1848, село Малая Моршевка, Моршанский уезд, Тамбовская губерния — 25 января (7 февраля) 1918, Киев) — епископ Православной Российской Церкви, митрополит Московский и Коломенский (1898—1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1912—1915), митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Православной Российской Церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи.

Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик (память — 25 января по юлианскому календарю).

Биография

Родился 1 января 1848 года в семье священника Никифора Богоявленского села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Окончил Тамбовскую духовную семинарию; в 1874 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 1874 года преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 года преподавал там же Священное писание. Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии.

Священник и монах

Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 13 января 1882 года был рукоположен во священника к Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 года — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы.

После смерти жены и единственного ребёнка, 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре принял монашеский постриг; 9 февраля того же года был возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Козловского (ныне Мичуринск) Троицкого монастыря.

С 6 октября того же года — настоятель Новгородского Антониевого монастыря.

Епископ Старорусский

21 мая 1888 года император утвердил доклад Святейшего Синода о «бытии архимандриту Владимиру» епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. 3 июня того же года в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа митрополитом Исидором (Никольским) и другими иерархами.

Он старался организовать повсеместное проповедничество в Новгороде и его епархии путём привлечения к нему всего приходского духовенства. Также он придавал большое значение внебогослужебным беседам священников с народом. При перенесении из Тихвина Старорусской иконы Божией Матери в августе—сентябре 1888 года участвовал в её встрече в Новгороде и Старой Руссе.

Епископ Самарский и Ставропольский

С 19 января 1891 года — епископ Самарский и Ставропольский. Возобновил противораскольнические и противосектантские собеседования в приходских храмах и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство; положил начало духовно-нравственным чтениям в зале Городской Думы. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.

Деятельность энергичного архипастыря и проповедника был оценена обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым, внимание которого было обращено, в частности, известным юристом А. Ф. Кони, случайно слышавшим слово Владимира в самарском соборе, что положило начало его быстрому продвижению вверх в церковной иерархии.

Экзарх Грузии

С 18 октября 1892 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За время его служения в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трёхсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при тифлисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Как и в Самаре, большое внимание уделял внебогослужебным собеседованиям. Его соработник в тот период священник Иоанн Восторгов позднее вспоминал, что экзарх был объектом постоянных клеветнических донесений в Петербург со стороны местного грузинского духовенства; Восторгов также свидетельствовал, что в июне 1895 года, в день, когда в синодальной конторе в Тифлисе бывший священник Колмахелидзе убил архимандрита Николая Симонова, экзарх также стал объектом предотвращённого покушения, со стороны псаломщика, пойманного в кустах у дома экзарха с кинжалом.

Страницы:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

НАШИ ЛЮДИ

Яшевский, Александр Религия

вспомогательный епископ католической архиепархии Минска-Могилёва

Ясуда, Павел Хисао Религия

католический прелат, архиепископ Осаки с 15 ноября 1978 года по 10 мая 1997 год

Ярополк Изяславич Религия

князь волынский и туровский, сын киевского князя Изяслава Ярославича и Гертруды Польской, внук Ярослава Мудрого

Яняк, Эдвард Религия

католический прелат, епископ Калиша с 21 июля 2012 года

Святой Януарий Религия

священномученик, почитаемый Католической и Православной Церквями, покровитель Неаполя, известный регулярно происходящим чудом

Янссен, Арнольд Религия

святой Римско-католической церкви, монах, священник, основатель мужской католической монашеской конгрегации «Общество Слова Божьего» и женских католических конгрегаций «Сестры Миссионерки Служительницы Духа Святого» и «Сестры Служительницы Духа Святого Непрерывного Поклонения»

Янсений, Корнелий Религия

знаменитый голландский епископ, основатель католического богословского учения, известного как янсенизм

Янко из Чарнкова Религия

польский хронист, подканцлер коронный , архидиакон гнезненский

Русская Православная Церковь

Владимир, митрополит (на покое) (Котляров Владимир Саввич)

Дата рождения: 27 мая 1929 г.

Дата хиротонии: 30 декабря 1962 г. Дата пострига: 1962 г. День ангела: 17 октября

Страна: Россия Биография:

Родился 27 мая 1929 г. в г. Актюбинске, Казахстан, в семье диакона.

По окончании в 1948 г. Джамбульского статистического техникума поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1952 г.

С августа 1952 г. исполнял послушание псаломщика в Никольском кафедральном соборе г. Алма-Аты.

22 мая 1953 г. рукоположен во диакона, 24 мая — во иерея.

В 1953 г. поступил на заочный сектор, в сентябре 1954 г. переведен на стационар Ленинградской духовной академии, которую окончил в 1958 г. со степенью кандидата богословия. В 1959-1962 гг. преподавал в ЛДС литургику, затем — в ЛДС и ЛДА Священное Писание Ветхого Завета.

В феврале 1962 г. пострижен в монашество, назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В 1962 г. возведен в сан архимандрита.

В октябре 1962 г. в качестве наблюдателя от Московского Патриархата присутствовал на заседаниях II Ватиканского Собора в Риме.

29 ноября 1962 г. назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве в сане епископа.

30 декабря 1962 г. хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии.

30 марта 1964 г. назначен на Воронежскую и Липецкую кафедру, 15 февраля 1965 г. — на Подольскую кафедру с должностью постоянного представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

19 ноября 1966 г. назначен епископом Кировским и Слободским, 7 октября 1967 г. — епископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом в Средней Европе.

20 октября 1967 г. возведен в сан архиепископа.

С конца 1970 г. — управляющий Ростовской и Новочеркасской епархией, с 31 мая 1973 г. — Иркутской и Читинской, с 17 апреля 1975 г. — Владимирской и Суздальской, с 24 апреля 1980 г. — Краснодарской и Кубанской, с 12 мая 1987 г. — Псковской и Порховской.

25 февраля 1992 г. возведен в сан митрополита.

23 февраля 1993 г. вновь назначен на Ростовскую кафедру.

27 декабря 1995 г. назначен управляющим Санкт-Петербургской и Ладожской епархией и постоянным членом Священного Синода.

С 2002 г. — почетный член Санкт-Петербургской духовной академии.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) назначен главой Санкт-Петербургской митрополии.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 8) почислен на покой. Местом пребывания Синод определил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Также Синод постановил предоставить Его Высокопреосвященству должность почетного настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга с получением соответствующего содержания.

Образование:

1952 г. — Московская духовная семинария.

1958 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

Награды:

Церковные:

  • 1963 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 1967 г. — орден св. равноап. кн. Владимира I ст.;
  • 1979 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 1989 г. — орден кн. Даниила Московского II ст.;
  • 1992 г. — орден кн. Даниила Московского I ст.;
  • 1999 г. — орден свт. Иннокентия II ст.;
  • 2002 г. — орден прп. Андрея Рублева I ст.;
  • 2004 г. — орден свт. Макария Московского I ст.;
  • 2007 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2009 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • 2012 г. — орден свт. Алексия Московского I ст.;
  • медаль в честь 1400-летия монастыря св. вмц. Екатерины на Синае;
  • орден свв. равноап. Кирилла и Мефодия (Болгарская Православная Церковь);
  • орден и крест апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь);
  • орден и медаль на ленте «Знамения» епархии Гор Ливанских;
  • орден и крест Антиохийского Патриархата.

Светские:

  • 1997 г. — золотая медаль комитета «Елисейские поля» (Франция);
  • 1997 г. — медаль в память 850-летия Москвы;
  • 1999 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» III ст. Президента РФ;
  • 2000 г. — благодарность Президента РФ В.В. Путина «За большой вклад в духовное и нравственное возрождение России» в связи с 2000-летием христианства;
  • 2000 г. — «Человек года-2000» в номинации «Духовный мир», имя митр. Владимира внесено в книгу Почета и чести Северо-Запада России межрегионального общественного движения «Приоритет»;
  • 2001 г. — орден св. Георгия Победоносца и почетный знак Российской Академии наук;
  • 2001 г. — почетная грамота и медаль Министерства юстиции РФ;
  • 2002 г. — присвоено ученое звание профессора по специальности «Историческая культурология» решением высшей межакадемической аттестационной комиссии. Российской академией естественных наук вручена медаль Вернадского;
  • 2002 г. — почетный академик по секции «Духовное возрождение» Международной академии наук, кавалер Ордена согласия и примирения «Надежда нации»;
  • 2002 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;
  • 2002 г. — памятная медаль «ЦКБ М.Т» «Рубин»;
  • 2002 г. — серебряно-золотой знак Александра Невского за труды;
  • 2002 г. — знак отличия Ленинградской области «За вклад в развитие Ленинградской области»;
  • 2002 г. — почетный знак Первого кадетского корпуса Федеральной пограничной службы;
  • 2004 г. — медаль «За заслуги в проведении всероссийской переписи населения»;
  • 2004 г. — орден «За усердие во благо Отечества»;
  • 2004 г. — орден св. кн. Александра Невского I ст. «За выдающиеся заслуги и большой личный вклад в многотрудном деле восстановления и укрепления нравственных и духовных традиций государства Российского»;
  • 2004 г. — высшая Российская общественная награда — медаль «За труды и Отечество»;
  • 2004 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
  • 2004 г. — международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность»;
  • 2005 г. — орден Ломоносова;
  • 2006 г. — орден адмирала Кузнецова I ст.;
  • 2006 г. — премия «Человек года 2006»;
  • 2006 г. — благодарность министра культуры РФ А.С. Соколова;
  • 2007 г. — почетное звание доктора академии Мечникова;
  • 2007 г. — кавалер Ордена Гражданской чести с вручением ордена «За честь и доблесть»;
  • 2007 г. — почетный лауреат «Золотой книги Санкт-Петербурга»;
  • 2013 г. — орден Александра Невского;
  • орден Ливанского кедра Правительства Ливана;
  • две медали, в том числе одна золотая, Советского комитета защиты мира;
  • значок штандарта командующего Ленинградским военным округом;
  • грамота губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева.

Публикации на портале Патриархия.ru

Митрополит Санкт-Петербургский Владимир: «И служи верно…»

ВЛАДИМИР (САБОДАН)

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Митр. Киевский Владимир. Фото 11.X.2008, Фанар.

Владимир (Сабодан) (1935 — 2014), митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви

В миру Сабодан Виктор Маркианович, родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Каменец-Подольского (ныне Летичевский) района Хмельницкой области Украины в семье крестьянина. Отец, Маркиан Арсеньевич Сабодан, был старостой сельского храма. Мать — Феодосия Ивановна (+ 1989). Родители были людьми глубоко верующими, в вере и благочестии воспитали своих четырёх сыновей, из которых Виктор был самым младшим. Как младший с детства помогал матери выполнять домашнюю работу: мыл посуду, убирал, подбеливал печь.

С 9-летнего возраста нёс разные послушания при Архангело-Михайловском храме родного села, прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Священник отец Сильвестр научил его читать и писать на церковнославянском языке.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году поступил в начальную школу родного села. С пятого по седьмой класс учился в семилетней школе соседнего села Иванинцы, затем в меджибожской средней школе, был отличником.

В 1954 году, по окончании средней школы, поступил в Одесскую духовную семинарию, по окончанию которой в 1958 году, поступил в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1962 году со званием кандидата богословия за курсовое сочинение по догматическому богословию «Христос Спаситель-Начальник мира». 11 июня 1962 года ему был вручён диплом об окончании полного четырёхлетнего курса Ленинградской духовной академии. По его просьбе после окончания академии был направлен в Одесскую епархию.

Священство

14 июня 1962 года рукоположен во диакона, а на следующий день, 15 июня, — во священника митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Виком).

Отец Владимир (Сабодан), кандидат богословия

26 августа того же года — пострижен в монашество с наречением имени в честь святого равноапостольного князя Владимира в Свято-Успенском мужском монастыре города Одессы. Духовным отцом во время пострига стал схиигумен Кукша (Величко), который тогда был духовником Свято-Успенского мужского монастыря.

В том же году был назначен преподавателем Одесской духовной семинарии, где также исполнял обязанности старшего помощника инспектора. Одновременно занимая должность секретаря Одесского епархиального управления.

В 1965 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии.

В том же году возведён в сан игумена.

Затем был назначен на должность ректора Одесской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

В 1966 году назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Епископ Звенигородский

23 июня 1966 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 июля того же года в зале заседаний Священного Синода состоялось наречение, а на следующий день, 9 июля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры — архиерейская хиротония. Хиротонию совершали митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов); архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников); епископы Волоколамский Питирим (Нечаев), Зарайский Ювеналий (Поярков).

28 ноября 1968 года назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии, с освобождением от обязанностей представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей.

На Черниговской кафедре

Еп. Черниговский, Владимир (Сабодан).

С 20 марта 1969 года — епископ Черниговский и Нежинский, временно управляющий Сумской епархией. Тогда же был включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

С декабря 1970 года по апрель 1973 года занимал должность ответственного редактора журнала Экзархата Украины «Православний вісник».

Епископ Дмитровский, ректор Московских духовных школ

18 апреля 1973 года был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московских духовных академии и семинарии.

9 сентября того же года возведён в сан архиепископа.

25 июля 1975 года назначен членом Редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

3 марта 1976 года включён в состав Комиссии по вопросам христианского единства.

2 декабря 1977 году включён в состав Комиссии для подготовки проведения 60-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви

18 апреля 1978 года ему было присвоено звание профессора Московской духовной академии, а 5 июня 1979 года он защитил в Московской духовной академии диссертацию «Экклезиология в отечественном богословии», с присвоением учёной степени магистра богословия.

23 декабря 1980 года включён в состав Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси.

Митрополит Ростовский

16 июля 1982 года освобождён от должности ректора Московских духовных школ и назначен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, с возведением в сан митрополита.

Митр. Владимир (Сабодан)

28 марта 1984 года был назначен патриаршим экзархом Западной Европы, временно управляющим Корсунской епархией.

30 декабря 1987 года назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви по должности, временно управляющим Гаагской епархией.

В конце 1980-х годов, с изменением государство-церковных отношений, митрополит Владимир активно занялся социальной деятельностью. 16 сентября 1988 года на учредительной конференции Отечественного фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В том же году он стал членом Центральной избирательной комиссии по выбору народных депутатов СССР. С 10 апреля 1989 года возглавлял Комиссию, созданную в декабре 1988 года, по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви.

19-20 февраля 1990 года, в связи с упразднением зарубежных экзархатов Московского Патриархата, освобождён от временного управления Корсунской и Гаагской епархиями.

Кандидат на Московский патриарший престол в 1990 году

3 мая 1990 года был назначен председателем Комиссии по проведению погребения патриарха Московского и всея Руси Пимена. В том же году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора. На Соборе он являлся одним из трёх кандидатов на патриарший престол и по количеству голосов занял второе место.

Предстоятель Украинской Православной Церкви, митрополит Киевский и всея Украины

После того, как филаретовский раскол возмутил церковную жизнь Украины, 27 мая 1992 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви в городе Харькове, большинством голосов (16 из 18) был избран митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви, который в то время находился на богословской конференции в Финляндии и первым человеком поздравившим его 27 мая с избранием на Киевский престол стал президент Финляндии.

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 28 мая того же года, выразил свое согласие с этим решением. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил новоизбранного митрополита Киевского на его служение в должности предстоятеля Украинской Православной Церкви. Согласно этому постановлению, митрополиту Владимиру в пределах Украины был предоставлен титул «Блаженнейший» с правом ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения (на Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 г. титул «Блаженнейший» был закреплён за предстоятелем УПЦ на всей канонической территории Московского Патриархата). 11 июня 1992 года решения Харьковского Собора были подтверждены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 20 июня того же года митрополит Владимир прибыл в Киев и, будучи встречен десятками тысяч православных клириков и мирян, начал свою первую проповедь словами: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, я прибыл на родную землю служить людям и независимой Украине» . Поместный Собор УПЦ 26 июня 1992 года в Киеве определил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноническим и принять все его деяния и постановления, которые считать законными». Решение Архиерейского Собора УПЦ было принято и принято всеми Поместными Православными Церквами.

10 ноября 2005 года ему было присвоено звание Почётный профессор Киевской духовной академии.

Являлся настоятелем Киевского кафедрального собора в честь Воскресения Христова с начала его строительства.

Возможный кандидат на Московский патриарший престол в 2009 году

В декабре 2008 года епископат Украинской Церкви обратился к митрополиту Владимиру с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на Патриарший Престол. Митрополит Владимир поблагодарил епископат УПЦ за доверие, но от ответа и комментариев воздержался .

Спустя месяц в середине января 2009 года состоялось Предсоборное совещание делегатов Украинской Православной Церкви на Поместный Собор Русской Православной Церкви. Завершая совещание, митрополит Киевский Владимир обратился к присутствующим с речью, в которой призвал всех к горячей молитве и глубокому осознанию своей ответственности он также дал понять, что он считает нежелательным выдвижение его кандидатуры на предстоящих выборах патриарха Московского и всея Руси. Он, в частности, сказал:

«Сегодня идёт много разговоров о том, кто вскоре займёт овдовевший Патриарший Престол. Среди возможных кандидатов говорят и обо мне, усматривая во мне преемника Святейшего Патриарха Алексия. Однако, искренне благодаря за такую большую честь, я желаю предстать перед Богом сто двадцать первым Митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всей Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор» .

27 июля 2009 года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 и до кончины 5 июля 2014 года — председатель Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного присутствия .

26 июля 2010 года в ходе посещения Украины патриархом Московским и всея Руси Кириллом в древнем Софийском соборе Киева был совершен молебен, во время которого патриарх совершил обряд интронизации — троекратное посаждение предстоятеля УПЦ митрополита Владимира на историческую кафедру (трон) митрополитов Киевских.

23 декабря 2010 года назначен настоятелем Свято-Кирилловского прихода города Киева , а 14 июня 2011 года Кирилловская церковь, стала частью новооткрытого восстанавливаемого Кирилловского мужского монастыря, с утверждением нового наместника .

Международная и межконфессиональная деятельность

В ноябре 1966 года направлен в Лондон в числе богословов Московского Патриархата для неофициального собеседования с богословами Англиканской Церкви по вопросу об англиканском священстве.

В 1967 году (7-9 августа) в Женеве участвовал в заседаниях комитета Отдела межцерковной помощи и служения миру.

7 октября назначен наблюдателем на Ламбетскую конференцию; 27-30 ноября в Базеле участвовал в консультации первой рабочей группы Конференции Европейских Церквей.

В 1968 году (с 31 марта по 5 апреля) в Праге в составе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на III-м Всехристианском Мирном Конгрессе; (4-19 июля) был членом делегации РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ в Упсале (Швеция). Освобожден от обязанностей наблюдателя на Ламбетской конференции.

1 ноября-3 декабря 1969 года в составе туристической группы обществ «СССР-Австралия» и «СССР-Новая Зеландия» посетил ряд городов Австралии и Новой Зеландии.

В 1970 году (10-14 октября) от РПЦ участвовал в Загорске в консультации между представителями конференции католических епископов в США и Национального Совета Церквей Христа в США и представителей христианских Церквей Советского Союза.

В 1972 году (17 мая-8 июня) возглавил делегацию духовенства Украинского Экзархата, совершавшую паломническую поездку по Канаде.

В декабре 1973 года совершил паломническую поездку к общехристианским святыням Италии.

В 1974 году сопровождал (совместно с другими лицами) патриарха Московского и всея Руси Пимена в его поездке в Эфиопию.

3 марта 1976 года назначен членом делегации Московского Патриархата для проведения собеседования «Арнольдсхайн-7» в ФРГ.

В марте 1977 года назначен членом делегации от РПЦ на Всемирную конференцию «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между людьми».

В 1978 году включён в состав делегации РПЦ на Пятый Всехристианский Мирный Конгресс.

В 1979 году назначен членом делегации РПЦ для участия в Одессе в VIII Богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии. В этом же году принимал участие от советской общественности во встречах, посвященных проблеме разоружения в Туцинге (ФРГ); 9-24 ноября в составе делегации РПЦ посетил Францию.

16 ноября того же года назначен членом Синодальной Комиссии по вопросам христианского единства.

В 1980 году (13-17 марта) в Одессе участвовал в V богословском собеседовании представителей Римской Католической и Русской Православной Церквей; 25-27 ноября в составе делегации РПЦ участвовал в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства.

В марте 1981 года включён в Межправославную комиссию по богословскому православно-лютеранскому диалогу. В августе того же года с паломнической группой РПЦ посетил Святую Гору Афон.

12-19 июля 1982 года участвовал в заседании Смешанной англикано-православной комиссии в Кентербери (Великобритания).

В сентябре 1982 года назначен главой делегации РПЦ на празднование семидесятой годовщины восстановления в Индии Католикосата Востока.

В 1983 году (23-29 мая) на острове Кипр участвовал во Второй встрече Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу.

12-21 июля в Амстердаме (Нидерланды) — в Конференции странствующих евангелизаторов; 7-12 сентября — в Миротворческом симпозиуме «Ответственность христиан за мир и безопасность в Европе», проходившем в Варшаве.

С 12 по 26 июля 1984 года возглавлял делегацию Московского Патриархата при поездке в США.

С 3 по 17 декабря 1985 года находился во Франции и Бельгии.

11 февраля-1 марта 1986 года — во Франции и Швейцарии.

16-31 мая 1986 года — визит во Францию и Англию.

В марте 1996 года был избран почетным председателем Международного комитета при ООН по празднованию 2000-летия со дня Рождества Христова.

Был избран действительным членом Международной академии информатизации (при Экологическом и социальном совете ООН) и Международной кадровой академии Совета Европы.

В марте 1998 года принял приглашение израильских властей стать членом Межгосударственной комиссии по координации подготовки к празднованию 2000-летия в Святой Земле.

Болезнь и кончина

Последние три года жизни много болел, неоднократно был госпитализирован.

16 сентября 2011 года получил травму ноги (перелом шейки бедра). В тот же день ему была сделана операция, которая прошла успешно .

30 октября того же года был госпитализирован в тяжёлом состоянии из-за проблем с дыханием (были подозрения на пневмонию), по поводу осложнений, возникших на фоне основного заболевания — болезни Паркинсона (которой он страдал с начала 2000-х годов), ряд СМИ сообщил о том что митрополит Владимир находиться в коме, что было опровергнуто его личным секретарём архиепископом Переяслав-Хмельницким Александром (Драбинко). 2 ноября его успешно прооперировали . 2 декабря был переведён из реанимации в палату реабилитации .

23 декабря 2011 года Священный Синод УПЦ постановил председательствующим в заседаниях Священного Синода УПЦ на период болезни митрополита Киевского Владимира быть митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу (Саввину), как старейшему по хиротонии постоянному члену Священного Синода УПЦ. На том же заседании было решено управление Киевской епархией на период болезни митрополита Киевского и всея Украины совершать коллегиально комиссии викариев Киевской митрополии, подчинённой председательствующему Священного Синода УПЦ .

26 января 2012 года Священный Синод УПЦ поручил временное управление Киевской епархией митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу (Лебедю) .

8 мая 2012 года митрополит Владимир вновь приступил к своим предстоятельским обязанностям .

В июле того же года ему был установлен кардиостимулятор .

7 августа 2013 года ему провели запланированную операцию, хирургическое вмешательство прошло успешно, а его состояние соответствовало объёму оперативного медицинского вмешательства .

Сообщалось что в 2013 году медики обнаружили у него рак желудка четвертой стадии .

Также болел диабетом .

С середины декабря 2013 года состояние его здоровья было стабильно тяжёлым .

24 февраля 2014 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви митрополит Черновицкий Онуфрий (Березовский) был избран местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры ввиду невозможности по состоянию здоровья митрополитом Владимиром управлять Украинской Православной Церковью .

В начале июня 2014 года митрополит Владимир вернулся из стационара Центра сердца в свою резиденцию в Свято-Печерском монастыре в Феофании, на амбулаторное лечение и реабилитацию, после очередной успешно проведённой химиотерапии .

В конце июня 2014 года у него открылось внутреннее кровотечение, он был госпитализирован в тяжёлом состоянии. Сообщалось, что его состояние стабильно тяжёлое, а через неделю оно ухудшилось.

Скончался 5 июля 2014 года в 5:50 утра , после тяжёлой продолжительной болезни, на 79-м году жизни. 7 июля того же года состоялось отпевание на площади перед Успенским собором в Киево-Печерской лавре, а затем — погребение перед храмом Рождества Божией Матери в Дальних пещерах лавры .

Митрополит Владимир имел светское юридическое образование, владел французским языком. Он был известным проповедником, богословом и духовным писателем, редактировал важнейшие материалы журнала «Православный вестник» и ежемесячника «Вестник пресс-службы Украинской Православной Церкви». Писал стихи, многие из которых положены на музыку.

Сочинения

  • «Христос Спаситель — Начальник мира» (Кандидатское сочинение).
  • Речь при наречении во епископа Звенигородского, ЖМП. 1966, № 9, с. 3-7.
  • «Свидетельство братской любви и церковного единения» (Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии), ЖМП. 1967, № 1, с. 9-19.
  • «Пребывание в Советском Союзе Генерального Секретаря ВСЦ доктора Ю.К. Блейка», ЖМП. 1967, № 6, с. 13-17.
  • «Неделя экуменических молитв в Женеве», ЖМП. 1967, № 10, с. 65-66.
  • «Пятидесятница в Женеве» ЖМП. 1968, № 10, с. 33-34.
  • «Патриаршее посещение древних святынь в Киеве», ЖМП. 1973, № 2, с. 8-11.
  • «Веруйте во Свет, да сынове Света будете»: (Слово, сказанное выпускникам Московских духовных школ в храме Покрова Божией Матери 14 июня 1973 года), ЖМП. 1973, № 7, с. 34-36.
  • Актовая речь в день Покрова Божией Матери 14 октября 1973 года, ЖМП. 1973, № 11, с. 66-73.
  • Слово на начало учебного года в Московских духовных школах 2 сентября 1974 года, ЖМП. 1975, № 1, с. 18-19.
  • «Годовщина Всемирного Конгресса миролюбивых сил»: (Речь, произнесенная в Актовом зале Московской духовной академии 30 октября 1974 года), ЖМП. 1975, № 1, с. 44-46.
  • Слово, сказанное в Актовом зале Московских духовных школ 1 сентября 1977 г.), ЖМП. 1977, № 11, с. 32-33.
  • «На Введение во храм Пресвятой Богородицы», ЖМП. 1979, № 12, с. 38.
  • «На Введение во храм Пресвятой Богородицы», ЖМП. 1980, № 11, с. 29.
  • «Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением» (Магистерская диссертация), ЖМП. 1979, № 9, с. 58-66; № 10, с. 56-61.
  • «Богословские труды», 1980, сб. 21, с. 157.
  • «Заслуги святых Кирилла и Мефодия в просвещении славянских народов»: (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 г. на Богословском Симпозиуме в Софийской духовной академии, посвященном 1300-летию Болгарского государства), ЖМП. 1981, № 3, с. 45-49.
  • Слово на Новый год. ЖМП. 1984, № 1, с. 42.
  • Das Opfer Christi und das Opfen Christen in der euchristischen Texten der Russischen Orthodoxen Kirche, in: Das Opfer Christi und das Opfer der Christen. 7. Theol. Gespach zwischen ROK und EKD (=Studienhelft 10), Frakfurt 1979, S. 76-88.
  • 6-томное собрание турдов, 1997-1998.

Награды

Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (1 ноября 1979)
  • орден св. равноап. кн. Владимира I степени (23 ноября 1985, в связи с 50-летием со дня рождения)
  • ношение второй панагии (15 апреля 1986, во внимание к церковным заслугам)
  • именная панагия (4 июля 1988, за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси)
  • орден ап. Андрея Первозванного (2000)
  • орден прпп. Антония и Феодосия Печерских I степени (УПЦ)
  • орден свт. Иннокентия Московского I степени (14 июня 2012, в связи с 50-ти летием служения в священном сане )
  • награждён также орденами всех Поместных Православных Церквей

Светские:

  • диплом и медаль Советского комитета защиты мира «Борцу за мир» и Почётная медаль Советского фонда мира (22 ноября 1985)
  • орден СССР Дружбы Народов (1988)
  • ордена Украины великого князя Ярослава Мудрого V степени (2000), IV-й (2001), III-й (2002), II-й (2005) и I-й (2008) степеней
  • Российский орден Дружбы (2004)
  • орден Свободы
  • звание «Герой Украины» (9 июля 2011, за выдающиеся личные заслуги в утверждении духовности, гуманизма и милосердия в обществе, многолетнее добросовестное служение Украинскому народу, по случаю 45-летия хиротонии и 20-й годовщины независимости Украины)
  • орден России Александра Невского (11 июля 2013, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций )
  • Почётный доктор нескольких университетов и научных фондов и учреждений в разных странах.

Видео

Пастырь. Биографический документальный фильм о Митрополите Владимире (Сабодане).

Литература

  • ЖМП 1966, № 7, 2; № 9, 30-10; № 11, 2; 1967, № 1, 9-19; № 6, 13-17; № 7, 45; № 10, 3, 65-66; № 11, 6; 1968, № 1, 15; № 2, 29; № 5, 3; № 8, 2; № 9, 25; № 10, 33-34; 1969, № 1, 3; № 4, 3, 6; № 6, 9, 19; № 8, 19; 1970, № 1, 18, 21; № 3, 4; № 4, 31; № 5, 6; № 6, 22; № 8, 9; № 9, 1, 20; № 10, 6, № 11, 4-5; 1971, № 1, 30; № 2, 30; № 4, 30; № 5, 17, 19; № 6, 2, 40, 42; № 8, 45; № 10, 27; № 12, 23; 1972, № 8, 4; № 9, 32-33; № 10, 3-4, 7, 28-30; № 11, 27; № 12, 24; 1973, № 1, 34; № 2, 8-11; № 4, 29, 31; № 5, 4; № 7, 13, 34-36; № 8, 20; № 9, 11; № 10, 1, 21; № 11, 9, 16-17, 26, 35, 66-73; 1974, № 1, 15; № 2, 2, 5, 40; № 5, 4, 38, 48-52; № 8, 67; № 9, 9-10; № 11, 9; № 12, 5, 7; 1975, № 1, 19-20; № 3, 18; № 4, 3, 11; № 5, 6-7, 32; № 6, 15; № 8, 30; № 9, 2, 5, 7; № 10, 2; 1976, № 4, 5-6; № 9, 5; № 12, 10; 1977, № 1, 28; № 5, 4; № 10, 9; № 11, 3; 1978, № 1, 29, 36; № 2, 7; № 6, 4; № 12, 10; 1979, № 5, 12; № 6, 3; № 8, 4, 6, 13, 17; № 9, 8; № 12, 6; 1980, № 2, 8-9; № 3, 3; № 5, 8, 17; № 6, 50; № 8, 10; № 9, 12, 34; № 11, 2; № 12, 28, 32; 1981, № 2, 4, 14; № 5, 4, 7; № 8, 21; № 9, 3; № 12, 6; 1982, № 1, 9, 20; № 3, 30; № 8, 6, 46; № 9, 12; № 10, 2, 34; № 12, 6-7; 1983, № 1, 11; № 2, 44, 47; № 4, 41; № 8, 8; № 10, 69; № 11, 22; № 12, 9, 59; 1984, № 1, 12-13; № 2, 42; № 4, 48; № 5, 6, 9; № 11, 19; № 12, 18; 1985, № 2, 3, 5, 26; № 3, 28; № 8, 35, 50; 1986, № 2, 7; № 5, 12-14, 20-21, № 6, 26-27; № 7, 15; № 8, 13-14; 1988, № 10, 7; № 4, 10; № 4; 11.

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Украинской Православной Церкви:
  • Биография на сайте Русское Православие:
  • Определения Священного Синода в 1928-2008 гг..:

Так согласно жизнеописанию на официальном сайте Украинской Православной Церкви. Согласно — 3 сентября.

Цит. по официальному сайту Украинской Православной Церкви,

20.12.08 Епископат Украинской Церкви обратился к Митрополиту Киевскому Владимиру с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на Патриарший Престол —

17.01.09 Состоялось Предсоборное совещание делегатов на Поместный Собор от Украинской Православной Церкви —

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —

Кирилловский мужской монастырь — , Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2010 года —

Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года —

Украинская Православная Церковь молится о здравии своего Предстоятеля —

Секретарь Предстоятеля УПЦ опроверг информацию о том, что Блаженнейший Митрополит Владимир находится в коме. —

Скончался митрополит Киевский Владимир —

Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2011 года —

Журналы заседания Священного Синода УПЦ от 26 января 2012 —

Журналы заседания Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012 года —

КИЕВ. Блаженнейшему Митрополиту Владимиру установлен кардиостимулятор —

В Киеве прооперировали митрополита Владимира —

Митрополит Владимир: «Я не захотел быть патриархом Московским. Хочу предстать перед Богом митрополитом Киевским» —

Кардиохирург Тодуров: то, что митрополит Владимир жив — чудо —

Состояние митрополита Владимира ухудшилось —

Журнал № 1, Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 февраля 2014 года, —

Митрополит Владимир вернулся в свою резиденцию после лечения в стационаре —

По другим данным в 6:05 —

В Киево-Печерской лавре состоялось отпевание и погребение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира —

Патриаршее поздравление Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру с 50-летием служения в священном сане Страница официального сайта Московской Патриархии, 14.06.2012:

Указ Президента РФ от 11.07.2013 N 619 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *