Молебен некрасова анализ стихотворения

Христианские мотивы в лирике Н. Некрасова

Общество -> Религия | | Добавлено: 2015-03-23

Будучи в ХХ веке одним из самых издаваемых (его произведения были включены в программы по литературе для всех классов, его сборники и собрания сочинений переиздавались многотысячными тиражами), Некрасов для массового читателя оставался почти неизвестным. «Поэт и гражданин», «печальник горя народного» — эти определения приклеились к Некрасову и свели восприятие его творчества только к одной теме. Конечно же, Николай Алексеевич – Гражданин. Действительно, он в своей гражданской лирике достиг таких высот, которые покорялись лишь единицам. «Я лиру посвятил народу своему». Нельзя жить в России и быть равнодушным к ее судьбе, потому что нельзя быть равнодушным к своей собственной судьбе. А это и есть гражданское чувство, которое Некрасову первым дано было гениально выразить в русском стихе. Перу Некрасова принадлежат проникновенные слова любви, замечательные послания к друзьям, тонкие пейзажные зарисовки, поражающие психологизмом сцены городской и деревенской жизни, исполненные христианской любви «стихи русским детям», трепетные слова о русских женщинах. В лице Николая Алексеевича Некрасова мы имеем яркий пример того, что значит крупное литературное дарование: точно стихийная сила, рано или поздно оно неудержимым потоком прорвется наружу, несмотря ни на какие искусственные преграды и плотины. Перед нами резко очерченная, удивительно своеобразная индивидуальность. Стихи Некрасова всегда вытекают из живого человеческого чувства, из бодрой, деятельной мысли. Поэт сам дал своей поэзии меткое и характерное определение «музы мести и печали». Лиризм Некрасова – явление особенное, многозначное. В нем – не столько замкнутый ряд личных переживаний, подсознательная рефлексия, сколько многообразие связей внешнего и внутреннего, лирическое отражение разнородного эпического материала, неразрешимые противоречия. В стихах Некрасова выражен особенный тип осмысления действительности: общественное призвание поэта, его ответственность за вселенское горе, слитность общего и личного, эпического и лирического, обнаженность конфликтов. Только гражданские мотивы, служение злобе дня, призванность воспеть страдания народа заслоняют лирику Некрасова, обедняют ее. Являясь членом общества, где христианское православие было и государственной нормой, и знаком духовной жизни народа, его культурой, Некрасов не мог не отразить в своей лирике приметы и этой жизни, которая основывается на вечной культуре: Библия, Евангелие, агиографическая литература.

Русское книжное слово возникло как слово христианское. Это было слово Библии, литургии, жития, слово Отцов Церкви и святителей. Письменность наша при начале своем подобна храму. Прежде всего, она научилась мыслить и говорить о Боге и, помня о нем, повествовать о делах земных. Значит, во всем написанном человеком есть скрытый смысл, в котором слышны христианские мотивы, которые только нужно услышать.

Я был призван воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведет

В поэзии Некрасова темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, пророчества, храма — являются одними из главных, они показывают, что поэту не чужды краеугольные камни православия, евангельского и народного христианства. Они доказывают его глубокую религиозность, то, что он не был обычным человеком, полностью погруженным в мирскую суету. В его творчестве мощно звучат мотивы и темы Священного писания: евангельские мотивы кающегося грешника, блудного сына, сеятеля, библейского Пророка и вечного Храма, пробиваются темы апокалипсиса, неблагополучия в мире. Но все эти темы практически не затронуты исследователями творчества Некрасова, они были упущены из виду, в результате чего сложилось ошибочное мнение о месте Некрасова в обществе того времени, о восприятии его только как гражданского поэта. Поэтому необходимо по-иному взглянуть на поэзию Некрасова, постараться увидеть в его стихах не только раскрытие проблем того времени, но и обращение к более ранним темам: к темам места человека в мире, к тому, зачем он живёт и как нужно правильно прожить свою жизнь, к каким идеалам нужно стремиться.

Мудреными путями Бог ведет

Тебя, многострадальная Россия!

В творчестве Некрасова отражены не только проблемы времени, переживания поэта о судьбе России, но главное в них ясно слышны религиозные мотивы. Некрасовская поэзия, родственно связанная с народным творчеством, обогащается высокой библейской стилистикой, евангельскими образами и притчами. Но при этом слово остается буднично знакомым, хрестоматийным. «Никакая мирская власть не может наложить оков на душу, равно как и снять их. Здесь разумеются оковы греха, оковы страсти, которые налагает жизнь и человеческие слабости, а разрешить может только Бог», — писал Николай Алексеевич Некрасов. В творчестве православного поэта органически сочетаются и художественно воплощаются эстетические и этические религиозные ценности. И хотя в поэзии Некрасова отражены многие сюжеты и мотивы из Евангелия и Библии, но среди всего этого многообразия можно выделить несколько наиболее часто употребляемых образов: образ Храма, молитва, образ Пророка, образ Христа.

Образ Храма.

Храм в творчестве Некрасова явлен в его поэзии как символ православной Руси с её много вековой культурой; как символ, отчего дома-родины, исторической памяти, вбирающей в себя прошлое и настоящее России; как знак покаяния и душевного успокоения; нравственного богатства народной души и мира; как якорь спасения, без которого человеку грозит погибель. У Некрасова храм не стены и не архитектурные линии, а то внутреннее глубокое, невыразимое, что » русской душе так мило». И именует поэт церковь трепетно и торжественно, сохраняя традиции Священного писания: «Дом Божий» («Рыцарь на час»), «Божий храм» («Влас»), «храм Бога высокий» («Молитва брата»), «Краса и гордость русские белели церкви Божии», «Русь православная («Кому на Руси жить хорошо»), «храм воздыханья и печали» (поэма «Тишина»), «кладбищенская», «церковь убогая», «храм сельский» («Детство»). Особенностью в изображении церквей (храма) в поэзии Некрасова является то, что он не выписывает золотые купола, пышное церковное убранство. Даже останки развалившейся от времени деревенской церкви остаются для Некрасова священными, «странными, чудно красивыми» («Детство»). В эстетическом сознании поэта храм – олицетворение человеческого единения, духовного просветления – многомерен и многозначен. Это и «свет лампады печальной и скудной» («Свадьба»), и звон колоколов: «Колокол глухо гудит в отдалении» («Молебен»), «Этих звуков властительно пенье» («Рыцарь на час»), и крест одинокий, часовня, кладбищенская ограда. «Все эти метафорические образы воплощают в поэзии Некрасова историческую и житейскую память, знаменуя исконные православные обряды – приметы духовности и временные вехи – от рождения, крестин, свадьбы до последнего приюта», — пишет один из исследователей творчества Некрасова Н. Н. Мостовская. Поэзия Некрасова воплощает в себе духовное слияние в храме, объединяющем всех в «живое целое, собранное воедино духом любви» и покаяния.

В стихотворении «Ночь. Успели мы всем насладиться» Некрасов использует образ молитвы как выражение благодарности, очищения, в ней содержится просьба о благодати для других, для тех, кто выполняет своё земное предназначение. В ней нет прямого обращения к Священному имени, обязательного для молитвы, но эмоциональный тон и многократное повторение как заклинания пожелания благодати и прощения, ассоциативно восходят к строю и ладу молитвы с ее неизменным рефреном «Господи, помилуй». Это стихотворение по жанру, по смыслу, поэтической структуре восходит к молитве. Потребность молиться возникает у героев стихотворения в результате просветления, радости, духовного подъема («Ночь. Успели мы всем насладиться»). Их молитва о милостях к людям, к тем, «кто все терпит во имя Христа» и к тем, «кто бредет по житейской дорогебез понятья о праве, о боге».

В стихотворении «Молебен» народ молится, но молитва возникает естественно и традиционно как последняя и единственная надежда в момент тяжелого испытания, народного неблагополучия: «Все население, старо и молодо, с плачем поклоны кладет». Соборная молитва происходит в сельской церкви, куда колокол созвал прихожан. Герой-рассказчик приобщается к этой всенародной молитве, символизирующей скорбь всей Руси. Скорбный настрой стихотворения «Молебен» углубляется грозящим народу голодом. Именно молитва помогает противостоять всеобщему раздору, всеобщей беде. «Прими от нас молитвы наши, снисшедший к нам, Боже наш, прими слезы грешников и окажи милость виновным. «. Это строки из молитвы проповедника Ефрема Сирина. Они перекликаются с простыми словами стихотворения Некрасова, выступают иллюстрацией внутреннего созвучия поэтического слова Некрасова музыке и строю слова молитвы, читавшейся в храме во время молебна (богослужения).

Обратимся к стихотворению «Пророк». Не будем останавливаться на творческой истории создания этого произведения. Стихотворение написано от лица лирического героя, но в нем мы слышим речь еще двух персонажей: упрекающего («Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!. ) и пророка («Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других»). Пророк – это посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Предназначение пророка: напомнить погруженным в суету и «жизнь для себя» людям о Боге, но напомнить не словом, а делом, своей крестной жертвой. В тексте много слов, которые указывают на богоизбранность, отречения от своего «Я»: судьба, жертвуя, нет помыслов мирских, умереть для других, распяли, час придет – он будет на кресте, послал бог Гнева и Печали. Пророка послал бог Гнева и печали. Кто скрывается под этим образным определением? Это Иисус Христос. В Евангелии говорится о Христе, который предстает гневающимся, печальным и говорит о себе как о боге гнева. В тексте Евангелия Христос показан в гневе, когда он изгоняет торгующих из храма, обличает фарисеев. Во всех случаях гнев Христа относится к случаям хулы на Духа Святого – намеренного искажения истины людьми, которым она была открыта. Печалится Христос, когда чувствует свою оставленность – учениками, Петром, который трижды отречется от него, Иудой, который его предал. Гнев и печаль Христа относятся к сознательной лжи, (а не искреннему заблуждению) и отступничеству («не скажет он, что жизнь его нужна, не скажет он, что гибель бесполезна» — это оправдание собственного отступничества). Святость достигается не отречением, трудным воспитанием в себе «внутреннего» человека, а жертвованием собой для других. И это — тот путь святости, который избирают для себя передовые люди эпохи. Заглавие «Пророк» для Некрасова не случайно. Оно напоминает о тернистом пути Христовом

Этот библейский образ Некрасов использует для того, чтобы усилить глубинную смысловую нагрузку, пророческий тон стихотворения. Некрасова волнует внутренняя наполненность личности, ее одухотворенность. В его стихах звучит высокая идея – самоотречения во имя общего дела. Художественное время в этом произведении имеет одну меру – всю человеческую жизнь. Библейские мотивы подчеркивают масштабность образа, деятельность такого рода героев, их жизнестойкость. Христианская нравственность является здесь торжествующей.

Лишь Бог помог бы русской груди

Вздохнуть пошире, повольней,-

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней!

В поэзии Некрасова христианские мотивы обретают свою силу и свой отчетливый голос. Они являются неотъемлемой частью его творчества. Без образа храма, молитвы, образа пророка невозможно полностью окунуться в мир русской действительности, т. к. этот мир был бы ущербен, однобок. Художественное воплощение христианских мотивов и образов обладают той поразительной способностью проникновения в глубинные процессы жизни человека, его духовного мира; той огромной силой эмоционального, идейного воздействия, с которым трудно сравнивать и самые объективные виды информации. Христианские мотивы и образы, возникая на волнах текстовых ассоциаций, уводят в глубины подтекста, прообразов, попутных мыслей – в творческую лабораторию автора. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественный мир лирики Н. А. Некрасова насыщен религиозной символикой, христианскими мотивами (тема Христа и его заповедей, тема храма, обращение к Всевышнему – молитва). За всем эти горестные размышления автора о дисгармонии в себе и в мире, стремление преодолеть чувство одиночества и потерянности, обрести якорь спасения («Христос снимет с души оковы»). В обращении к незримому собеседнику, в доверительном разговоре с ним затрагиваются важнейшие социальные и философские темы: «народные несчастья и печали», трагические судьбы многих людей, преемственность поколений, мера ответственности человека перед своим временем, народом. Все поэтически выраженное пропущено через свое отношение, свои сомнения, через свой характер. Главное в творчестве поэта – его личность, его исповедь, личностное начало его поэзии.

Некрасов по праву «народный поэт», органически вобравший в себя все богатство христианских тем и мотивов, без которых не мыслил себя ни один русский человек. Христианские мотивы во всей их глубине и многообразности не только живут в некрасовских поэтических текстах наряду с литературными, но порой и перекрывают их. Некрасов глубоко понимал русскую честную верующую душу и выразил все, что этой душе было свойственно.

Сегодня темы, звучащие в поэзии Некрасова, как никогда актуальны. Это связано с тем, что в последнее время в нашей стране становится, заметен упадок нравственности, отсутствие у молодого поколения возвышенных идеалов, что отражается на развитии нашего государства, на его положение на мировой арене. Поэтому именно сейчас те темы, которые поднимал в своей поэзии Некрасов, как никогда должны находить отзывы в сердцах современников.

Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)

Последние поступления статей

  • 2015-03-23
    Христианин Пушкин и христианская литература
    Наш святой долг — сберечь и передать следующим поколениям память о том, что создано и завоевано, что происходило задолго до нашего рождения. Память…
  • 2015-03-23
    Лесные пожары Иркутской области
    Лесные низовые пожары характеризуются горением лесной подстилки, подпочвенного покрова и подлеска, без захвата крон деревьев. Скорость движения…
  • 2015-03-23
    Tопонимические названия Пушкинских мест
    В нашей жизни много интересного, каждый человек чем-нибудь увлекается. А меня заинтересовало происхождение географических названий, связанных с…
  • 2015-03-23
    Реки Ханты-Мансийского округа
    Внутренние воды – это та часть гидросферы, которая находится внутри какой-либо территории. К внутренним водам относится реки, озера, подземные…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *